Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЦИЯ СРЕДСТВ ФИТНЕСА В ПОДГОТОВКУ СТУДЕНЧЕСКОЙ ВОЛЕЙБОЛЬНОЙ КОМАНДЫ'

ИНТЕГРАЦИЯ СРЕДСТВ ФИТНЕСА В ПОДГОТОВКУ СТУДЕНЧЕСКОЙ ВОЛЕЙБОЛЬНОЙ КОМАНДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИТНЕС-ПРОГРАММЫ / НАПРАВЛЕНИЯ ФИТНЕСА / СТУДЕНЧЕСКАЯ ВОЛЕЙБОЛЬНАЯ КОМАНДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мельникова Татьяна Игоревна, Морозова Лада Владимировна, Виноградова Ольга Петровна, Понимасов Олег Евгеньевич

Цель исследования - изучить особенности различных фитнес-направлений и интегрировать их в процесс физической подготовки студенток-волейболисток. Внедрение средств различных направлений фитнеса (фитбола, body sculpt, кроссфита, калланетики, стрейчинга) обеспечивает эффективность игровой и соревновательной деятельности игроков студенческой волейбольной команды. Получен новый научный результат - доказана эффективность интегрированных фитнес-программ в формировании специальной физической готовности спортсменок студенческой женской волейбольной команды института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мельникова Татьяна Игоревна, Морозова Лада Владимировна, Виноградова Ольга Петровна, Понимасов Олег Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF FITNESS FACILITIES IN THE PREPARATION OF A STUDENT VOLLEYBALL TEAM

The purpose of the study is to study the features of various fitness areas and integrate them into the process of physical training of female volleyball players. The introduction of means of various fitness areas (fitball, body sculpt, crossfit, callanetics, stretching) ensures the effectiveness of the game and competitive activities of the players of the student volleyball team. A new scientific result has been obtained - the effectiveness of integrated fitness programs in the formation of special physical readiness of female athletes of the student women's volleyball team of the Institute has been proven.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЦИЯ СРЕДСТВ ФИТНЕСА В ПОДГОТОВКУ СТУДЕНЧЕСКОЙ ВОЛЕЙБОЛЬНОЙ КОМАНДЫ»

нажерном зале и бадминтон.

ЛИТЕРАТУРА

1. Съёмова С.Г. Особенности физической подготовленности студентов в вузе / С.Г. Съёмо-ва // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2018. - Т.3. - № 3. - С. 28-32.

2. Ткаченко А.В. Сравнительный анализ физического развития и физической подготовленности студентов / А.В. Ткаченко, И.Ф. Калинина // Социология. - 2017. - № 2. - С. 147-150.

3. Федорова М.Ю. Изучение мотивации и физической подготовленности студентов нефизкультурного профиля, как базовых составляющих готовности к профессиональной деятельности / М.Ю. Федорова, С.В. Чернышов, Н.В. Бочкарникова // Современные проблемы науки и образования. - 2021. - № 3. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30809 (дата обращения: 19.25.2022).

REFERENCES

1. Semova, S.G. (2018), "Peculiarities of Physical Preparedness of Students in the Higher Educational Institution", Physical education. Sport. Tourism. Motor recreation, Vol. 3, No. 3, pp. 28-32.

2. Tkachenko, A.V.and Kalinina, I.F (2017), "Comparative analysis of physical development and physical fitness of students", Sociology, No. 2, pp. 147-150.

3. Fedorova, S.G., Chernyshov, S.V. and Bochkarnikova, N.V (2021), "Study of motivation and physical readiness of students of nonphysical profile as basic components of readiness for professional activities", Modern problems of science and education, No. 3, available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30809.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 19.05.2022

УДК 796.325

ИНТЕГРАЦИЯ СРЕДСТВ ФИТНЕСА В ПОДГОТОВКУ СТУДЕНЧЕСКОЙ ВОЛЕЙБОЛЬНОЙ КОМАНДЫ

Татьяна Игоревна Мельникова, старший преподаватель, Лада Владимировна Морозова, кандидат педагогических наук, Ольга Петровна Виноградова, старший преподаватель, Олег Евгеньевич Понимасов, доктор педагогических наук, доцент, СевероЗападный институт управления, Санкт-Петербург

Аннотация

Цель исследования - изучить особенности различных фитнес-направлений и интегрировать их в процесс физической подготовки студенток-волейболисток. Внедрение средств различных направлений фитнеса (фитбола, body sculpt, кроссфита, калланетики, стрейчинга) обеспечивает эффективность игровой и соревновательной деятельности игроков студенческой волейбольной команды. Получен новый научный результат - доказана эффективность интегрированных фитнес-программ в формировании специальной физической готовности спортсменок студенческой женской волейбольной команды института.

Ключевые слова: фитнес-программы, направления фитнеса, студенческая волейбольная команда.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p277-280

INTEGRATION OF FITNESS FACILITIES IN THE PREPARATION OF A STUDENT

VOLLEYBALL TEAM

Tatyana Igorevna Melnikova, the senior teacher, Lada Vladimirovna Morozova, the candidate of pedagogical sciences, Olga Petrovna Vnogradova, the senior teacher, Oleg Evgenyevich Ponimasov, the doctor of pedagogical sciences, North-Western Institute of Management,

St. Petersburg

Abstract

The purpose of the study is to study the features of various fitness areas and integrate them into the process of physical training of female volleyball players. The introduction of means of various fitness areas (fitball, body sculpt, crossfit, callanetics, stretching) ensures the effectiveness of the game and competitive activities of the players of the student volleyball team. A new scientific result has been obtained - the effectiveness of integrated fitness programs in the formation of special physical readiness of female athletes of the student women's volleyball team of the Institute has been proven.

Keywords: fitness programs, fitness directions, student volleyball team.

ВВЕДЕНИЕ

Игра в волейбол становится всё более силовой и стремительной, требования к атлетической подготовке спортсменов постоянно увеличиваются [4]. Устойчивая связь общей и специальной физической подготовки мотивирует тренеров к постоянному поиску новых современных форм повышения физической готовности студентов-волейболистов к соревновательной деятельности [2].

Эффективность контента фитнес-упражнений, осваиваемых в процессе подготовки к ответственным игровым турнирам, доказана конструктивностью развития модели тренировочного процесса волейбольной команды вуза. Среди игровых средств тренировочного функционала фитнес располагает наиболее высокими возможностями в овладении навыками быстрых перемещений по площадке с частой сменой направления и скорости передвижения, развитии прыгучести, координации, силы мышц ног и туловища [1, 3].

Гипотезой исследования явилось предположение о том, что интегральное развитие специальной прыгучести и координационных способностей средствами фитнеса обеспечит эффективность игровой и соревновательной деятельности игроков студенческой волейбольной команды.

Цель исследования - изучить особенности различных фитнес-направлений и интегрировать их в процесс физической подготовки студенток-волейболисток.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось с участием игроков студенческой женской волейбольной команды управленческого вуза, состоящей из обучающихся 1-4 курсов в количестве 15 человек. Методы исследования: анализ литературы по исследуемой проблеме, анкетирование, мониторинг, наблюдение за подготовкой студентов, статистическая обработка данных.

На первом этапе на основе изучения специальной литературы и анкетирования специалистов студенческого волейбола оценивались возможности различных средств физической подготовки волейболистов, характеризующиеся целевой направленностью, режимом мышечной деятельности и алгоритмизацией параметров физической нагрузки. Результатом работы на первом этапе явилась систематизация и разработка фитнес-программ для оптимизации тренировочного процесса.

На втором этапе оценивалась эффективность внедрения интегрированных фитнес-программ в тренировочный процесс по физической подготовке студенческой волейбольной команды на основе степ-аэробики, кроссфита, табаты, фитбола, стрейчинга.

При выборе средств и форм организации тренировочного процесса с применением фитнес-программ учитывались следующие особенности волейбола как вида спорта: кратковременная высокоинтенсивная работа спортсменок во время розыгрыша мяча; необходимость быстрого принятия оптимальных решений и реализации технико-тактических навыков в сложных и нестандартных игровых ситуациях.

Использованные фитнес-программы учитывали индивидуальный уровень физической подготовленности спортсменок, при составлении комплексов варьировались интенсивность и объем нагрузок.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Опрос специалистов и тренеров по волейболу показал, что различные направления фитнеса интенсифицируют тренировочный процесс волейболистов разного уровня, как средства программирования нервно-мышечного потенциала, отвечающего за специальную физическую подготовку игроков. Опрошенные специалисты высказались в пользу применения направлений фитнеса в следующих пропорциях: фитбол - 28,7%; body sculpt - 23,6%; кроссфит - 17,5%; калланетика - 15,4%; стрейчинг - 14,8%.

Установлено, что контент фитнес-упражнений используется как программы силового характера (кроссфит, body sculpt), так и в качестве профилактики травматизма (стрейчинг, калланетика, фитбол).

Внедрение интегрированных фитнес-программ в физическую подготовку волейболисток позволило положительно воздействовать на развитие специальных физических качеств: взрывной силы, быстроты перемещений, прыгучести, гибкость, укрепить мышечный корсет и связочно-суставной аппарат спортсменок. Динамика результатов основных показателей специальной подготовки представлена в таблице.

Таблица - Динамика показателей физической подготовленности, X±m

Показатель До После t

Прыжок в длину с места, см 205,6±16,2 214,6±16,5 2,4

Прыжок в высоту с места, см 36,8±3,2 44,5±4,5 5,2

Метание набивного мяча весом 1 кг, м 8,8±0,5 10,6±0,6 2,1

Бег на 92 м с изменением направления, с 27,8±2,7 27,1±2,4 3,8

Анализ результатов тестирования спортсменок до и после эксперимента указывает на положительную динамику со статистически значимыми изменениями на уровне р<0,05. Результаты выполнения тестов в прыжках в длину и в высоту с места, метании набивного мяча весом 1 кг имеют существенный прирост, что связано с направленностью выбранных систем физических упражнений табата и кроссфит на развитие взрывной силы мышц. Занятия степ-аэробикой положительно повлияли на аэробную производительность организма, в результате чего улучшились результаты в беге на 92 м с изменением направления движения.

В сравнении с традиционными средствами и методами подготовки волейболисток преимущество интегрированных фитнес-программ проявилось в высоком уровне специальной физической готовности спортсменок студенческой женской волейбольной команды института, которая провела соревновательный сезон без травм и в турнирной таблице поднялась на 3 позиции.

ВЫВОДЫ

Внедрение в содержание учебно-тренировочного процесса женской волейбольной команды вуза интегрированных фитнес-программ обусловливает повышение уровня специальных физических качеств волейболисток - прыгучести, быстроты перемещений, координационных способностей, способствующих успешному выполнению сложных игровых действий. Сингулярность специально подобранных комплексов с элементами различных фитнес-направлений на протяжении всего игрового сезона, проявляется в улучшении физической подготовленности волейболисток, что приводит к эффективности технико-тактических действий во время соревнований.

ЛИТЕРАТУРА

1. Головко А.А. Оценка точности временных показателей у баскетболисток с нарушениями слуха / А. А. Головко, О. Е. Понимасов // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. -2020. - № 4 (182). - С. 112-115.

2. Кроссфит как средство совершенствования специальной физической подготовленности волейболистов высокой квалификации / О.Г. Морозов, Т.И. Мельникова, Л.В. Морозова, Л.А. Кирь-

янова // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 5 (159). - С. 192-197.

3. Михайлов К.К. Динамика развития специальных скоростных способностей на ранних периодах роста и созревания юных хоккеистов / К.К. Михайлов, О.Е. Понимасов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 2 (204). - С. 287-290.

4. Целесообразность использования фитнес-технологий в физической подготовке квалифицированных волейболисток / О.Г. Морозов, Л.В. Морозова, Л.А. Кирьянова, Т.И. Мельникова // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 8 (186). - С. 207-211.

REFERENCES

1. Golovko, A.A. and Ponimasov, O.E. (2020), "Assessment of the accuracy of time indicators in female basketball players with hearing impairments", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 182, No. 4, pp. 112-115.

2. Morozov, O.G., Melnikova, T.I., Morozova, L.V. and Kiryanova, L.A. (2018), "Crossfit as a means of improving the special physical fitness of highly qualified volleyball players", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No.5(159), pp. 192 - 197.

3. Mikhailov, K.K. and Ponimasov, O.E. (2022), "Dynamics of development of special speed abilities in the early periods of growth and maturation of young hockey players", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 204, No. 2, pp. 287-290.

4. Morozov, O.G., Morozova, L.V., Kiryanova, L.A. and Melnikova T.I. (2020), "The expediency of using fitness technologies in the physical training of qualified volleyball players", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 186, No. 8, pp. 207-211.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 14.05.2022

УДК 378.147

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Эльвира Юрьевна Мизюрова, кандидат педагогических наук, доцент, Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова, Саратов

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы развития духовно-нравственного воспитания обучающихся вуза, которое приобретает все большую активность и значимость в связи с внедрением ФГОС, новых нормативно-правовых документов федерального и регионального уровней. В представленной работе подчеркивается важная роль гуманитарных дисциплин в решении этой проблемы. Цель работы - проанализировать процесс развития духовно--нравственных ценностей у обучающихся неязыкового вуза с учетом современных методов и форм работы, которые используются на практических занятиях по иностранному языку. Проведенное исследование и личный педагогический опыт работы автора статьи выявили, что основу реализации духовно-нравственного воспитания должны составлять технологии, позволяющие обеспечить субъект-субъектное взаимодействие преподавателя и студентов. Проектная работа, выполненная кафедрой иностранных языков и культуры речи СГАУ для участия в пятом межрегиональном конкурсе видеопроектов на иностранных языках, доказывает практическую ценность таких технологий, которые способствуют успешному решению заявленной в статье проблемы.

Ключевые слова: воспитание, духовно-нравственные ценности, гуманитарные дисциплины, иностранный язык, новый федеральный стандарт, проектная деятельность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p280-285

SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF UNIVERSITY STUDENTS BY MEANS

OF A FOREIGN LANGUAGE Elvira Yurievna Mizyurova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Vavi-

lov Saratov State Agrarian University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.