Научная статья на тему 'Интеграция содержания образования как средство реализации компетентностного подхода в образовании'

Интеграция содержания образования как средство реализации компетентностного подхода в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
250
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / CONNECTION BETWEEN SUBJECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жунусова К.С.

В статье рассматривается одно из средств реализации компетентностного подхода в условиях подготовки будущих специалистов для 12-летнего образования интеграция содержания образования как социопрофессиональное и педагогического явление. Приводятся конкретные примеры использования интеграции содержания образования в учебно-воспитательном процессе педагогического колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жунусова К.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration of the educational content as the instrument of the competency approach realization

This article presents one of the means of realization of competence approach within training of future specialists for 12-year education, integration of content of education as socioprofessional and padagogical phenomenon. The author gives concrete examples of integration usage of content of education in educational process of Kostanai pedagogical college.

Текст научной работы на тему «Интеграция содержания образования как средство реализации компетентностного подхода в образовании»

К. С. Жу ну сова,

заместитель директора по учебно-методической работе, Костанайский педагогический колледж

Негиг'1 свздер: ыкпал-дастыц, пэнаралъщ байла-ныстар, цузыретттк ца-дамдар.

Ключевые слова: инте-граг{ия, межпредметные связи, компетентностный подход.

Keywords: integration, connection between subjects, competence approach.

m

о

го &

w О

О

О &

о

Н -а X X О

m

о х

ИНТЕГРАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

Ацдатпа

Макал ада болашак мамандарды дайындау жагдай-ындагы 12 жылдьщ бшш беру - элеуметик-кэспби жэне педагогикальщ кубылыска кузыретп кадам жасауды болашак; мамандарды дайындау шартыньщ 6ip кура-лы ретшде карастырган. Педагогикальщ колледждщ оку-тэрбие урдюшдеп бш1м беру мазмуныньщ ьщпал-дастыгын пайдаланудьщ накты мысалдары келтфш-ген.

Аннотация

В статье рассматривается одно из средств реализации компетентностного подхода в условиях подготовки будущих специалистов для 12-летнего образования - интеграция содержания образования как социопро-фессиональное и педагогического явление. Приводятся конкретные примеры использования интеграции содержания образования в учебно-воспитательном процессе педагогического колледжа.

Annotatoin

This article presents one of the means of realization of competence approach within training of future specialists for 12-year education, integration of content of education as socioprofessional and padagogical phenomenon. The author gives concrete examples of integration usage of content of education in educational process of Kostanai pedagogical college.

Всякое знание имеет цену только тогда, когда оно делает нас более способным к деятельности.

Цетвес

Стратегия в области образования в стране определяется на основе переосмысления целей школьного образования и планируемых результатов для достижения нового качества среднего образования. В условиях 12-летнего образования решаться стратегическая задача проектирования новой национальной модели образования, ориентированного на результат.

Главная цель 12-летнего общего среднего образования: формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспо-собной личности,

Ш

способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества [1].

В соответствии с заданной целью ожидаемые результаты образования определены в виде ключевых компетенций выпускника, в число которых входит и ценностно-ориентационная компетенция

- способность ученика адекватно воспринимать окружающий мир, и учебно-познавательная компетенция - комплексная компетенция, обеспечивающая процесс самостоятельной учебно-познавательной и исследовательской деятель-ности учащегося. Данная компетенция предусматривает умение эффективно планировать, организовывать свою образовательную деятельность, владеть способами анализа и рефлексии своей деятельности по освоению знаний на основе требований соответствующей функциональной грамотности, что позволит понимать научную картину мира, иметь навыки поисково-исследовательской деятельности. В свете 12- летнего обучения основным назначением 1 ступени обучения (1-4 классы) является

- раскрытие индивидуальности обучаемого и в приобретении им возможностей к самореализации, осмыслении знаний об окружающей действительности. Целью же деятельности учителя - поиск возможностей расширения образовательного пространства учащихся для приобретения ими субъективного опыта по использованию полученных знаний и при-обретения готовности к самообразованию, самоопределению и самореализации [1].

В то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции, предметная разобщённость учебного процесса сегодня становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы.

Проблема интеграции обучения в начальной школе важна и своевременна как для теории, так и для практики. Её актуальность так же продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к

школе, и обусловлена изменениями в сфере науки и производства.

Вопросы интеграции содержания образования, междисциплинарного синтеза, находят свое отражение в работах Э.Р. Бариева, М.Н. Берулавы, Е.А. Боярского, М.В. Булановой-Топорковой, М.Т. Громко-вой, М.И.Демчука, А.И. Жука, В.М. Жари-нова, В.И. Загвязинского, Э.М. Калицкого, H.H. Кошель, К.Г. Кречетникова, B.C. Куку шина, П.Г. Кулагина, Б.Т. Лихачева, В.Н. Максимовой, O.A. Олекс, Г.Н. Серикова, Ю.С. Тюнникова, Н.К. Чапаева, A.A. Ятай-киной, и др.

A.A. Ятайкина определяет интеграцию, как восстановление, восполнение, объединение частей в целое (integer — целый), причем не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие, взаимовидение [2, с. 10].

По мнению К. Г. Кречетникова, интеграция (в системе или систем) — это восстановление и (или) повышение качественного уровня взаимосвязей между элементами системы, а также процесс создания из нескольких разнородных систем единой системы с целью исключения (до технически необходимого минимума) функциональной и структурной избыточности и повышения общей эффективности функционирования.

К.Г. Кречетников подчеркивает, что интеграция коренным образом изменяет содержание и структуру современного научного знания, интеллектуально-концептуальные возможности отдельных наук и является важнейшим средством достижения единства знания в содержательном, структурном, логико-гносеологическом, научно-организационном, лингвистико-се-мантическом, обще- и частно-методологическом, педагогическом аспектах [3, с.1].

«Интеграция и межпредметные связи есть ветви одного корня — объединительных процессов, реализуемых в области образовательной теории и практики», - указывает Н.К.Чапаев [4, с.77].

П.Г. Кулагин всесторонне рассмотрел межпредметные связи и обосновал их тесную взаимосвязь с законами высшей

m

о

го £

W О

О О W

п о

й -а X X О S

m

о х

ш

т

о

го £

РЧ

О

О

О &

о

Н -а X X О

т

о х

нервной деятельности, законами психологии и физиологии. Основываясь научении академика И.П. Павлова о динамическом стереотипе и второй сигнальной системе, он описывает физиологический механизм усвоения знаний как образование в коре головного мозга сложных систем временных связей, которые в психологическом плане выступают в роли ассоциаций [5, с.9].

В учебных дисциплинах межпредметные связи в широком смысле слова представляют собой диалектические взаимосвязи, которые осуществляют снятие главного противоречия между целостным представлением о мире и частным его видением с позиции отдельной науки.

Ни одна наука, как бы важна и значительна она ни была, не может создать целостного синтетического мировоззрения, а может только принимать участие в его формировании.

По мнению В.Н. Максимовой межпредметные связи позволяют:

• формировать концептуальное мышление, т.е. единое представление о природе на основе диалектического единства естественнонаучных знаний и разрешить противоречие между целостным представлением о мире и частным его видением с позиции отдельной науки;

• устанавливать место и роль учебного предмета в общей системе наук;

• обеспечивать системность знаний;

• решать проблему интеграции содержания образования, отражающей единство содержательной и процессуальной стороны обучения [6, с. 10].

На основе вышесказанного можно сделать вывод: интегративное содержание образования является продуктом инте-грационно-педагогиче ской деятельно сти, посредством реализации межпредметных связей, т.е. межпредметные связи есть не что иное, как средство педагогической интеграции.

Выше приведенные психологические основы межпредметных связей, позволяют говорить о том, что любое обуче-

ние сводится к образованию новых связей, ассоциаций. Новые знания вступают в многообразные связи (ассоциации) с уже имеющимися в сознании сведениями, которые были получены в результате обучения и опыта

Говоря об опыте, мы вплотную подходим к компетентностному подходу в образовании, понятиям компетенция и компетентность. Компетенция в переводе с латинского «сотре1еп11а» означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентность в определенной области — это обладание соответствующими знаниями и способностями, позволяющими обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней [7, с.9].

Компетентность в некоторой области человеческой деятельности — это система взаимосвязанных качеств личности, обеспечивающая «системный эффект» — способность решения реальных практических задач, в том числе и (некоторых) непоставленных задач. Компетентность включает знания, умения, навыки, относящиеся к этой области деятельности, но не сводится только к ним.

В рамках компетентностного подхода в содержании образования усиливаются практический, межпредметный, прикладной аспекты образования. Это достигается преимущественно, не за счет введения новых дисциплин, увеличения объемов времени на их изучения, а переориентацией их содержания на деятельностный тип содержания обучения: от «декларативных» знаний (знать, что) к процедурным (знать, как) и ценностно-смысловым знаниям (знать, зачем и почему) [8, с.23].

П.Г. Кулагин рассматривает процесс усвоения знаний в теснейшей связи с их применением, т. е. усвоение и применение знаний трактуются как две стороны единого процесса, ибо учащийся может в полной мере усвоить только то, что он пытался реализовать в своей учебной и практической деятельности, а применение знаний, в свою очередь, требует аналити-

ческого отбора материала нескольких различных учебных предметов [5, с. 10].

На основе этого можно обозначить еще один характерный компонент. Интеграция содержания образования есть средство реализации компетентностного подхода в образовании.

При подготовке специалистов для 12-летней школы необходимо учитывать современные реалии жизни, в которых учителю необходимо мобильно реагировать на различные изменения, как в содержании образования, так и на потребности современного общества. Здесь мы должны задавать вопросы: кого готовить? Как готовить? Как проверить?

Ответ на первый вопрос нам видится в фундаменте модели современного учителя - компетентность в конкретной области профессиональной деятельности специалиста, эффективно решающего профессиональные задачи. Здесь не должно быть места абстрактному специалисту, вооружённого массой ненужных знаний.

Процесс подготовки специалистов в учебной, воспитательной и учебно-производственной деятельности должен содержать такие технологии, методы и способы, которые помогают погружать студентов в процессе реальной практической деятельности. Чтобы действенно ответить на второй вопрос, не всегда требуется введение новых предметов, но преподаватель должен иметь в арсенале и успешно применять организационные и методические разработки, направленные на максимальную активизацию интеллектуально-творческого потенциала обучающихся. Из опыта работы можно привести конкретные примеры таких методов и приемов, которые включают студентов в процесс реальной деятельности на основе научных знаний и опыта, впоследствии которых происходит освоение компетенций. Это - метод решения проблем, метод реальных проектов, презентация результатов работы, презентация проектов, обсуждение результатов и проектов, оценка достижений, анализ ошибок, демонстрация знаний, умений,

профессиональных приёмов выполнения работ во время практических заданий и презентаций, изучение конкретных случаев из практики, составление логических структурных схем. В процессе включения студентов в такие виды деятельности действительно можно формировать компетенции. Будущий учитель учиться работать в команде, выступать публично, решать конкретные педагогические задачи, разрабатывать и реализовывать проекты, работать с литературой, структурировать научные знания, оценивать себя и других, отстаивать свою точку зрения, применять научные знания в реальной жизни, абстрагируя и ассоциируя их на все виды деятельности собственной жизни.

Как проверить? Ответ на этот вопрос мы хотим дать опять из опыта своей работы. Конечно, на занятиях в ответе студента всегда требуется связь с практикой - где и как можно применить констатируемые, демонстрируемые знания в практической, в профессиональной деятельности. В процессе выполнения практических заданий (оценочных, комплексных и др.) так же проверяются конкретные действия обучающихся. Одновременно на основе соответствующих критериев оценки проверяется уровень умений и знаний, необходимых для выполнения этих действий. По завершению учебных модулей дисциплин предусмотрен контроль по модулю, где используются ситуативные задачи, компетентностно -ориентированные задания, проекты.

При итоговой аттестации студентов мы пересмотрели традиционные формы проведения экзаменов по некоторым предметам и практические задания экзаменационных билетов. Дисциплины комплексного экзамена для студентов квалификации «Учитель самопознания»-«Новые педагогические технологии» и «Технология обучению самопознания» нами были обозначены как дисциплины, усвоение которых наряду с теоретическим осмыслением требует практического применения. Форма сдачи аттестации по

т

о

го £

РЧ

О

О О

м п о

н

-а X X

о к

т

о х

ш

m

о

го £

W О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О

О &

о

й -Q

X

X

о

m

о х

данному предмету - проект, результатом которого явилось глубокое изучение конкретной технологии, разработка системы применения выбранной технологии, апробация данной системы на практике в школе, запись на видео фрагментов уроков с использованием технологии, результаты и рекомендации применения, защита проекта.

В практических заданиях по педагогике мы использовали задания на решения ситуативных задач, задания на сравнения (видов обучения, методов обучения, воспитания и исследования и т.п.), составление структурных схем к содержанию урока по конкретной теме занятия, нахождение ошибок, определение вида эксперимента и примерную гипотезу по его описанию, определение вида, типа, этапов урока по предложенному конспекту, составление плана урока с видами деятельностями по учебнику начальных классов, разработка фрагмента урока с применением элементов заданной технологии обучения и другие задания.

Подобный подход к подготовке будущих специалистов позволяет расширить образовательное пространство студентов для приобретения ими субъективного опыта по использованию полученных знаний и приобретения готовности к самообразованию, самоопределению и самореализации; способствует формированию и проявлению компетенций будущих специалистов.

Завершая рассмотрение интеграции содержания образования как социопро-фессионального и педагогического явления мы можем сформулировать следующие выводы:

• интеграция содержания образования является одним из способов разрешения противоречия между объективно нарастающим объемом научных знаний и невозможностью их системного усвоения в современных условиях структурирования содержания и организации преподавания учебных дисциплин;

• интеграция есть императив целого над его частями;

• межпредметные связи являются средством педагогической интеграции;

• интеграция содержания образования — средство реализации компетентност-ного подхода в образовании.

ЛИТЕРАТУРА

1. Концепция о 12-летнем образовании в Республике Казахстан.

2. Ятайкина, A.A. Об интегрированном подходе в обучении [Текст]/А. А. Ятайкина, // Школьные технологии. — 2001. — №2-С. 10.

3. Алтайский экономико-юридический институт; редкол.: О.Г. Степанова [и др.] - Барнаул [Электронный ресурс]. Образование и наука на пороге третьего тысячелетия: материалы третьей научно-теоретическая конференция г. Барнаул, 25-26 апр. 2001 г., Кречетников К.Г. Интеграция дисциплин в учебном процессе.

4. Чапаев, Н.К. Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции [Текст]: дис. д-ра пед. наук: 13.00.01 // Чапаев Н. К,- Екатеринбург, 1998. - 77с.

5. Кулагин, П. Г. Межпредметные связи в процессе обучения [Текст]: // М.: Просвещение, 1981. - 92с.

6. Максимова, В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы [Текст]:// Максимова В.Н. учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов, М.: Просвещение, 1987.

7. Краевский, В.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах [Текст]/В.В. Краевский, A.B. Хуторской// Педагогика. - 2003.

8. Боярский, Е.А. Компетенции: от дифференциации к интеграции [Текст]: // Высшее образование сегодня. -2007,- №1 -23с.

9. Жук, O.JI. Компетентностный подход в стандартах высшего образования по циклу социально-гуманитаных дисциплин [Текст] / O.JI. Жук. - Высшая школа. — 2006. - №5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.