Научная статья на тему 'Интегративно-компетентностный подход к естественно-научному образованию в педагогическом колледже'

Интегративно-компетентностный подход к естественно-научному образованию в педагогическом колледже Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
336
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сницаренко И. В.

В статье раскрывается сущность интегративно-компетентностного подхода к построению содержания естественно-научного образования в педагогическом колледже с позиций современной теории интеграции. По мнению автора, фундаментальные естественно-научные понятия, лежащие в основе процессов интеграции, позволяют вывести содержание естественно-научного образования на уровень дидактической целостности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integrative Competent-based Approach to the Natural Science Education in a Pedagogical College

The article reveals the essence of integrative competent-based approach to construct the content of natural science education in a pedagogical college in terms of contemporary theory of integration. In the author's opinion, the fundamental natural science terms that form the basis for integration process allow to forward the content of the natural science education to the level of a didactic unity.

Текст научной работы на тему «Интегративно-компетентностный подход к естественно-научному образованию в педагогическом колледже»

закономерностях в свете определенной науки, которое возможно при изучении хотя и адаптированного, но полного курса. Цель интеграции в специализирующей модели в реальности не может выйти за пределы вооружения студентов умениями работы с рядом проблем, находящихся на грани профессиональной области знаний и других областей, так как она не имеет всех компонентов содержания, достаточных для восстановления целостной картины мира.

В генерализирующей модели накоплен богатый опыт формирования полноты дисциплинарных знаний. Однако сформированность у студентов когнитивной структуры и элементов мышления в рамках научной дисциплины недостаточна для готовности к междисциплинарному диалогу и проектированию, поскольку последние требуют знания не только того, как одна дисциплина обогащает другую (что успешно реализуется при междисциплинарных связях), но и того, какой резонансный эффект и какие рассогласования проявляет объект, какие противоречия движут его развитием, когда он становится общей переменной нескольких систем, функционирующих в одну и ту же единицу времени. Целью междисциплинарной интеграции в генерализирующей модели в реальности ос-

тается углубление знаний по профильной дисциплине, в то время как она содержит богатый ресурс формирования общих способов управления системами и решения комплексных проблем.

Таким образом, в специализирующей модели содержания образования основная перспектива совершенствования учебных планов в сторону повышения целостности подготовки специалиста видится в восстановлении статуса дисциплин философского, естественно-научного и других циклов с сохранением ведущего принципа интеграции — системного сепаратизма, согласно которому различия между дисциплинами не сглаживаются, а используются для взаимной выгоды. В генерализирующей модели структурная организация знаний, подчиненная междисциплинарному принципу, может служить важным ресурсом про-фессиогенеза, если приобретет более сетевой характер: будут продемонстрированы проблемы, возникающие на стыке педагогики и других дисциплин, и будет заложен общий стержень, пронизывающий все дисциплины и дающий субстрат для соотнесения их друг с другом, — антропологическое, герменевтическое и философско-синергетическое знание (как выражение трансдисциплинарной интеграции).

Поступила 16.01.08.

ИНТЕГРАТИВНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

И. В. Сницаренко, аспирант кафедры физики Уральской государственной академии ветеринарной медициныг (г. Троицк)

В статье раскрывается сущность интегративно-компетентностного подхода к построению содержания естественно-научного образования в педагогическом колледже с позиций современной теории интеграции. По мнению автора, фундаментальные естественно-научные понятия, лежащие в основе процессов интеграции, позволяют вывести содержание естественно-научного образования на уровень дидактической целостности.

В рамках проблемы построения со- ки учителей начальных классов в педа-

держания естественно-научного образо- гогическом колледже. Возможность его

вания нас интересует качество подготов- повышения мы видим в разработке и

© И. В. Сницаренко, 2008

№ 2, 2008

внедрении в практику интегративно-ком-петентностного подхода к построению содержания естественно-научного образования. Интегративно-компетентност-ный подход базируется на синтезе интегративного и компетентностного подходов, которые лежат в основе современной парадигмы образования в целом и естественно-научного в частности.

Рассмотрим основные позиции синтеза интегративного и компетентностного подходов, являющихся методологическим инструментарием для построения содержания естественно-научного образования в педагогическом колледже.

Компетентностныгй подход сегодня активно обсуждается многими исследователями: Э. Ф. Зеером, Е. Я. Коган, Н. В. Кузьминой, В. В. Лаптевым и др. В нем отражен такой вид содержания образования, который не сводится к зна-ниево-ориентированному компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых функций, социальных ролей, компетенций.

Н. В. Кузьмина в соответствии с содержанием профессиональной педагогической деятельности выделяет такие компоненты профессиональной компетентности, как специальная, методическая, психолого-педагогическая, дифференциально-психологическая и аутопсихологическая компетентность1. Мы придерживаемся мнения данного исследователя и считаем, что указанные компоненты полностью отражают сущность профессиональной компетентности, под которой понимается уровень осведомленности, авторитетности педагога, позволяющий ему продуктивно решать учебно-воспитательные задачи, возникающие в процессе подготовки квалифицированного специалиста, формирования личности другого человека.

С учетом обусловленной связи компетенции с профессиональной ситуацией, профессиональной деятельностью есть смысл выделить понятие «профессиональная компетенция», которое трактуется исследователями по-разному.

С. Я. Батышев, В. С. Безрукова обозначают этим понятием умения актуализировать накопленные знания и использовать их в процессе реализации своих профессиональных функций, способов, средств достижения намеченных целей2.

В. И. Местечкин, рассматривая вопросы дополнительного педагогического образования, определяет профессиональные компетенции как совокупность требований к обязательному решению профессиональных вопросов и задач, опирающихся на базовую квалификацию спе-циалиста3. Н. X. Валеева под учебнопрофессиональными компетенциями понимает способность студента реализовать полученный комплекс знаний, навыков, умений, опыта в конкретной практической и учебно-профессиональной дея-тельности4. Поддерживая точку зрения данного автора, мы также полагаем, что применительно к процессу обучения в профессиональном образовательном учреждении правильно говорить о формировании учебно-профессиональных компетенций, поскольку учебная деятельность студентов здесь тесно переплетается с практической деятельностью.

Таким образом, рассматривая сущность компетентностного подхода в целом и ведущего понятия данного подхода, каким является компетенция, мы видим их непосредственную связь с процессами интеграции, поскольку компетенции интегрируют такие психолого-пе-дагогические категории, как знания, умения и опыт деятельности в какой-либо ситуации.

С философских позиций под интеграцией понимается одна из сторон процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей или элементов, которые могут существовать в рамках уже сложившейся системы — в этом случае повышается уровень ее целостности и организованности, либо появляться при возникновении новой системы из ранее не связанных между собой элементов5.

Интеграция в педагогике (педагогическая интеграция) рассматривается как

интеграция обучения, воспитания, образования и развития личности в едином учебно-воспитательном процессе, приводящая к новым качественным преобразованиям личности и реализуемая на различных уровнях. Применительно к содержанию естественно-научного образования выделяются следующие функции интеграции: методологическая, дифференцирующая, научной направленности, систематизирующая, гуманизации, экологическая, политехническая, развития учащихся, обновления и уплотнения учебного материала6.

Рассмотрим функции интеграции содержания естественно-научного образования с учетом целей и задач педагогического колледжа.

Методологическая функция призвана раскрыть целостность естественнонаучной картины мира, реализовав ее внутреннюю взаимосвязь, через диалектику процесса познания природы, связи естественно-научных знаний с практикой, реальной жизнью. Интеграция содержания формирует мировоззрение студентов, которое выступает в качестве методологического ориентира в познании и оценке явлений действительности, в том числе имеющих отношение к профессиональной деятельности.

Функция профессиональной направленности проявляется в нацеленности содержания образования на заданную профессиональную деятельность. Профессиональная подготовка студентов педагогического колледжа ориентирована на конкретный комплекс знаний, умений и ценностей, важных для обучения, воспитания и развития учащихся в начальной школе.

Систематизирующая функция предполагает наличие определенной целостности и структурности формирования у студентов естественно-научных знаний, генерализации процесса их получения.

Интеграция содержания естественно-научного образования реализует функцию гуманизации, которая обеспечивает широкое развитие культуры личности,

формирует нравственное, этическое отношение к природе и обществу, что особенно важно для личности будущего учителя. В естественно-научном образовании процесс гуманизации отражает современную тенденцию научного познания. Прежде всего ее следует связывать с усложнением традиционного объекта познания современного естествознания, который в настоящее время неизбежно включает в себя человеческую деятельность во всех ее видах.

Экологическая функция позволяет не только расширить базу естественнонаучных и профессиональных знаний, но и осуществить целостную нравственную ориентацию студентов, сформировать их экологическое сознание, которое проявляется в ответственном отношении к природной среде, своему здоровью и здоровью окружающих. Кроме того, реализация данной функции позволяет трансформировать нравственные установки будущих учителей в сознание младших школьников.

Интеграция содержания естественно-научного образования выполняет функцию обновления и уплотнения (модернизации) учебного материала. Темпы развития современных естественных наук и производства требуют адекватного их отражения в содержании образования учебных заведений. Возникает необходимость обновления, уплотнения и изменения структуры содержания образования с целью удовлетворения потребности профессиональной направленности личности. Интеграция содержания образования способствует устранению дублирования в изложении естественно-научного материала, координации и упорядоченности в его изучении, повышению плотности и оптимальности знаний.

Из анализа исследований С. А. Стар-ченко следует, что интеграция естественно-научного образования в содержательном аспекте предполагает конкретную разработку модели структуры, которая представляет собой определенную субординацию и координацию источников, факторов, тенденций, направ-

№ 2, 2008

лений, видов, типов, уровней и форм ин-теграции7.

По нашему мнению, источниками интеграции содержания естественно-научного образования в педагогическом колледже являются:

— целостность естественно-научного знания как отрасли научного познания, адекватно отражающегося в образовательном процессе среднего профессионального учебного заведения;

— квалификационные требования к подготовке учителя начальных классов, отвечающие запросу государства на фундаментальную подготовку специалиста в области наук естественного цикла;

— атрибутивная модель представления фундаментальных естественно-научных понятий;

— индивидуальные возможности личности студентов, уровень их предрасположенности к изучению естественно-научных знаний.

Разрабатывая содержание естественно-научного образования в педагогическом колледже, важно выделить и факторыг интеграции. Ими могут быть требования к квалификационной характеристике специалиста, требования общества и государства к его личности и уровню подготовки, а также фундаментальные естественно-научные понятия, которые служат основой формирования учебно-профессиональной компетенции в области естествознания у студентов.

Основными тенденциями интеграции содержания естественно-научного образования в средних профессиональных образовательных учреждениях выступают:

— преобладание интегративных процессов над процессами дифференциации;

— использование научно обоснованных подходов к формированию естественно-научного образования с учетом познавательных возможностей студентов в профессиональной деятельности;

— обеспечение единства естественно-научной и профессиональной подготовки.

Интеграция содержания естественно-научного образования может быть как вертикальной, так и горизонтальной. Эти направления охватывают всю структуру содержания образования и отражаются в содержании учебных планов и образовательных программ учреждения. Под горизонтальной интеграцией содержания естественно-научного образования в педагогическом колледже мы понимаем объединение знаний в направлении обусловленного взаимодействия естественно-научных знаний со знаниями профессионально ориентированных (педагогических) предметов, призванных формировать учебно-профессиональную компетенцию. Вертикальная интеграция содержания естественно-научного образования обеспечивает целостность содержания самого естествознания за счет углубления и расширения знаний на основе фундаментальных теорий, внедрения синтезированных естественно-научных дисциплин, фундаментализации образования. В качестве такого направления реализации интеграции может быть рассмотрен курс «Естествознание», смоделированный на основе фундаментальных естественно-научных понятий. Кроме того, вертикальная интеграция содержания выступает условием формирования и развития теоретического естественно-научного мышления.

В структуре интеграции содержания естественно-научного образования можно выделить такие виды интеграции: физический, химический, биологический, социально-психологический. Мы акцентируем внимание на социально-психологическом виде интеграции, так как естественно-научные знания интегрируются с профессиональными, которые предполагают формирование комплекса педагогических, психологических и методических знаний в совокупности с естественно-научными.

М. Н. Берулава, рассматривая интеграцию содержания общего и профессионального образования в ПТУ, выделяет общеметодологический, общенаучный и частнонаучный типыг интеграции содер-

жания8. С. А. Старченко отмечает, что в основе типизации может лежать многообразие интеграционных факторов, объективно существующих в реальной действительности и определяющих уровень познания природы. По его мнению, при интеграции содержания естественнонаучного образования в качестве источников, обеспечивающих целостность образования, могут выступать общие структурные элементы содержания образования (факты, понятия, законы, методы, принципы, теории, идеи, концепции, научные картины мира, технические объекты и технологии), структура способов познавательной деятельности человека, полипредметные, синтетические и стержневые предметы, комплексные науки, объекты исследования, проблемы и методы научного познания. Соответственно автор также выделяет общеметодологический, общенаучный и частнонаучный типы интеграции содержания естественно-научного образования9.

В структуре теории интеграции содержания естественно-научного образования важное место занимают уровни интеграции. Исходя из идеи целостного представления содержания образования выделяются четыре уровня интеграции:

1) уровень представления учебного предмета (курса, дисциплины). С точки зрения своих функций учебный предмет — это форма целостности организации содержания образования и его реализации с помощью образовательных технологий. Учебный предмет — целостность, включающая в себя два блока: содержание образования и средства для усвоения знаний и умений, обеспечивающих обучение, развитие и воспитание учащихся. Данный уровень формируется на основе модулей, раскрывающих логику научного познания с учетом дидактических целей;

2) уровень осуществления межпредметных связей. На этом уровне ведущим интегрирующим фактором выступают структурные элементы знания, обеспечивающие связь между предметами, курсами, дисциплинами;

3) уровень дидактического синтеза, характеризующийся соединением содержания образования через формирование предметных научных линий (внутрипред-метный синтез), внедрение синтезированных учебных предметов (межпредметный синтез), а также использование учебных курсов, соединяющих естественно-научные предметы на основе комплексных научных знаний и способов деятельности (внутридисциплинарный синтез);

4) уровень дидактической целостности (высший уровень интеграции), отличающийся высокой целостностью, упорядоченностью, гармоничностью, взаимосвязью, взаимообусловленностью содержания естественно-научного образования с учетом особенностей, возможностей и способностей учащихся и дидактических целей образовательного учреждения.

В рамках нашего исследования интерес представляют все уровни интеграции содержания естественно-научного образования.

С. А. Старченко отмечает, что в структуре интеграции содержания естественно-научного образования в качестве ее форм могут выступать формы организации образовательного процесса10. В зависимости от уровня интеграции содержания можно выделить интегративные, синтетические, межпредметные, предметные формы организации образовательного процесса.

В образовательном процессе (в том числе и в содержании естественно-научного образования) выделяется несколько компонентов: целевой, структурный, содержательный, методический11. Интегративный подход раскрывает механизм формирования содержания образования с учетом целей профессионального образования. Он задает оптимальную структуру содержания образования, раскрывающую логику подготовки специалиста в профессиональном учреждении.

Исходя из вышеизложенного, мы предположили, что наиболее продуктивным в разработке содержания есте-

№ 2, 2008

ственно-научного образования в педагогическом колледже является интегратив-но-компетентностный подход. Вбирая в себя основные черты рассмотренных подходов, он, тем не менее, не растворяется в них, поскольку имеет свои, присущие только ему, особенности.

На основе анализа основных позиций интегративного и компетентностного подходов мы определяем интегративно-компетентностный подход как особую форму построения содержания естественно-научного образования, выводящую последнее на уровень дидактической целостности, имеющую целью формирование у студентов педагогического колледжа фундаментальных естественно-научных понятий на основе процессов интеграции. Его основная функция заключается в том, что целостное содержание естественно-научного образования, сформированное на базе фундаментальных естественно-научных понятий, обеспечивает становление у студентов учебно-профессиональной компетенции в области естествознания. Названный подход отвечает содержанию естественнонаучного образования, так как компетентность отражает социальный заказ и требования общества к личности специалиста соответствующего профиля, а интеграция — ведущие тенденции развития, происходящие в системе научных знаний, культурных отношений, общественном развитии, в системе эффективного производства, а также процессы, протекающие в системе среднего профессионального образования, которые проявляются во взаимозависимости колледжа с другими системами общества, в изменении парадигмы формирования и развития личности от информационной модели к интегральной модели, в необходимости связи естественно-научных предметов с гуманитарными и общественными предметами, предметами профессиональной подготовки.

В плане формирования фундаментальных естественно-научных понятий

у студентов данный подход является предпочтительным, так как он, по нашему мнению, позволяет при должной организации решать сразу несколько задач: обеспечивать формирование фундаментальных естественно-научных понятий у студентов педагогического колледжа; использовать принцип интеграции и профессиональной направленности знаний при построении содержания естественно-научного образования; формировать систему указанных понятий на основе единого научного подхода; включать студентов в учебную, практическую деятельность, сконцентрированную на таком структурном элементе системы научных знаний, как фундаментальное понятие.

Внедрение интегративно-компетент-ностного подхода в практику естественно-научного образования педагогического колледжа способствует формированию у студентов фундаментальных естественно-научных понятий и на этой основе профессиональной компетенции в области естествознания.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высш. образ. сегодня. 2003. № 5. С. 36.

2 См.: Профессиональная педагогика / под ред. С. Я. Батышева. М., 1994. С. 68.

3 См.: Зимняя И. А. Указ. соч. С. 34.

4 См.: Валеева Н. X. Компетентностно-лично-стный подход при формировании учебно-профессиональных компетенций студентов ссузов / Н. X. Валеева, X. М. Валеев // Личностно ориентированное профессиональное образование : материалы 4-й Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2004. С. 147.

5 См.: Философский энциклопедический словарь / редкол.: С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. 2-е изд. М., 1989. С. 184.

6 См.: Старченко С. А. Интеграция содержания естественно-научного образования в лицее / С. А. Старченко. М., 2000. С. 88—94.

7 Там же. С. 95.

8 См.: БерулаваМ. Н. Интеграция содержания образования / М. Н. Берулава. М., 1998. С. 38.

9 См.: Старченко С. А. Указ. соч. С. 101.

10 Там же. С. 114.

11 См.: Беликов В. А. Образование учащихся на основе учебно-познавательной деятельности / В. А. Беликов, Н. Г. Кривощапова, Л. А. Савинков. М., 2006. С. 114.

Поступила 17.01.08.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.