ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белякова, О. В. Прикладной аспект лингвокультурного подхода к изучению лексико-фразеологического фонда языка: на материале лингвокультурных сценариев / О. В. Белякова // Вестн. Самар. гос. экон. ун-та. — 2007. — № 1 (27). — С. 178—180.
2. Библер, В. С. М. М. Бахтин, или Поэтика культуры / В. С. Библер. — М. : Прогресс, 1991. — 421 с.
3. Вопросы современной филологии и методики обучения иностранным языкам в школе и вузе : межвуз. сб. науч. тр. — Мичуринск : МГПИ, 2005. — Вып. 8. — 90 с.
4. Выготский, Л. С. Психология развития как феномен культуры / Л. С. Выготский. — М. : Воронеж, 1996. — 512 с.
5. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика /
Н. Д. Гальскова. — М. : Изд. центр «Академия», 2004. — 336 с.
6. Дынкин, А. Мировая экономика в 2020 году — попытка снизить неопределенности /
А. Дынкин // Международная жизнь. — 2007. — № 9. — С. 126—132.
7. Елизарова, Г. В. Культурологическая лингвистика: опыт исследования понятия в методических целях / Г. В. Елизарова. — СПб. : Бельведер, 2000. — 140 с.
8. Коммуникативная методика. Методическая школа Пассова // Ежедн. помощник учителя иностр. яз. — 2005. — № 6. — С. 60—63.
9. Образцов, П. Профессионально-ориентированные технологии обучения: особенности проектирования и конструирования / П. Образцов // Альма-Матер. — 2003. — № 10. — С. 14—17.
10. Платонов, К. К. Краткий словарь системы психологических понятий / К. К. Платонов. — М. : Высш. шк., 1981. — 174 с.
Поступила 11.03.10.
ТЕХНОЛОГИЯ ЗАДАННОГО ПОДХОДА — СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕСУРС ИНТЕГРАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ*
М. А. Картавых (Нижегородский государственный педагогический
университет)
В статье раскрыты теоретические и методические аспекты применения технологии задачного подхода как необходимого условия интеграции содержания профессионально-экологического образования студентов. Определена педагогическая ценность обозначенной технологии в развитии профессионально-экологической компетентности.
Ключевыге слова: профессионально-педагогическое образование; интеграция содержания профессионально-экологического образования; технология задачного подхода; учебно-профессиональная деятельность; учебно-профессиональная экологическая задача.
В условиях модернизации современного профессионально-экологического образования процессы интеграции его содержания приобретают особую актуальность. Очевидная ценность этого педагогического феномена состоит в объединении в «объективную целостность системных связей различных уровней (природы — общества — человека)» [2, с. 3]. В ходе интеграции четко прослеживается объем взаимосвязей, упорядочивается функционирование отдельных аспектов содержания, развиваются уме-
ния видеть общее в частном и частное в общем.
В современных педагогических исследованиях интеграция выступает как важнейшая методологическая категория, поскольку она направлена на обеспечение целостности образовательного процесса. Основные направления интеграционных процессов в образовании, с точки зрения В. Н. Максимовой, рассматриваются с двух позиций: во-первых, образование — форма отражения интегративных тенденций развития науки и
* Статья выполнена при поддержке РГНФ (грант № 08-06-00272а).
© Картавых М. А., 2011
111!111Й1И1!Ш № 1,
культуры в целом, единой картины мира с целью формирования целостной системы знаний молодого поколения о мире; во-вторых, образование — интегративная область человеческой деятельности, предметом которой является развитие растущего человека в системе его связей и отношений с миром [3, с. 17]. При этом первая позиция находит отражение в содержательной стороне образовательного процесса, вторая относится в большей степени к его технологической составляющей, когда интеграция сводится к взаимодействию различных видов деятельности.
Современная ситуация в России и в мире отличается остротой проявления экологических проблем, ставящих на грань выживания саму человеческую цивилизацию. Выход из создавшейся ситуации связан с выработкой новой стратегии гармоничных взаимоотношений природы и общества, опирающейся на идеи устойчивого развития.
Концепция устойчивого развития предопределила появление инновационных стратегий экологической политики, среди которых особая роль отводится экологическому менеджменту и экологическому аудиту. Представляя собой специальную систему управления и контроля, экологический менеджмент и экологический аудит направлены на сохранение качества окружающей среды и рациональное природопользование, обеспечение нормативных социальных, экологических и экономических параметров.
Для реализации обозначенной стратегии экологического развития требуются квалифицированные специалисты новой формации с системой ценностей и идеалов, выстроенной на коэволюционных позициях, что означает актуализацию опережающего высшего профессиональноэкологического образования в области экологического менеджмента и аудита. В качестве необходимого условия развития профессионально-экологической компетентности нами рассматривается технология задачного подхода — стратегический ресурс интеграции профессионально-экологического образования в указанной области.
Ключевой в данной технологии считается категория учебной задачи. В пси-холого-педагогических исследованиях учебная задача предстает, во-первых, как ситуация, характерными признаками которой являются проблемность и необходимость совершения действий для решения обозначенной проблемы, во-вторых, как система в единстве мотивационно-целевого, содержательного, процессуального, технологического, рефлексивно-оценочного компонентов.
В дидактике утвердилось мнение о том, что существенным показателем развития умственных способностей и творческих сил личности выступают реализованные ею способы решения задачи. Это положение развивается в исследованиях И. Ф. Исаева, А. И. Мищенко, В. А. Сластенина, Е. Н. Шиянова, трактующих задачу как основную единицу педагогического процесса [4, с. 105]. Представляя собой необходимый элемент образовательного процесса, задача обладает всеми его существенными признаками, подчиняется его закономерностям, реализует ведущие принципы. В числе условий, предъявляемых к задаче как неотъемлемой части педагогического процесса, выделяются ее наличие в любом реальном процессе и то, что она является общей при реализации любых педагогических целей [4, с. 165].
Экстраполируя данные положения на процесс формирования профессиональноэкологических компетенций, считаем, что он может быть представлен взаимосвязанной последовательностью решения оперативных, тактических и стратегических задач разного уровня сложности. Получение гарантированных результатов профессионально-экологического образования студентов обеспечивается поисково-исследовательской задачной технологией обучения.
Технология формирования профессиональной компетентности, по мнению В. А. Адольфа, должна строиться как процесс превращения учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста. В данном контексте актуализируется категория учебно-профессиональной деятельности,
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
под которой понимается освоение студентом не только специальных знаний и умений, но и особого культурного слоя, важнейшим элементом которого является и сам специалист [1, с. 54]. В учебнопрофессиональной деятельности наряду со знаниями и умениями будущего специалиста формируются и его жизненные установки, ценности, личностно-профессиональные качества. В этой связи учебно-профессиональная деятельность может рассматриваться как вид деятельности, направленный на сам субъект деятельности, формирование личности студента как профессионала.
Сущность учебно-профессиональной деятельности в технологии задачного подхода состоит в постановке и решении учебно-профессиональных задач, выстроенных в логике будущей профессиональной деятельности и объединяющих теоретико-методологические, академические аспекты развития экологического менеджмента и аудита и конкретные реальные профессионально-экологические задачи экологического управления и независимого экологического контроля функционирующего хозяйствующего субъекта.
Учебно-профессиональная задача предстает основной единицей процесса учебно-профессиональной деятельности в области экологического менеджмента и аудита. В ней динамично моделируется учебно-предметное и социально-профессиональное содержание деятельности в указанной сфере. Такая задача представляет собой систему внутренних, психических (цели, ценности, решения, субъектный опыт) и внешних (предметно-ситуационных, социоэкокультурных, событийно-прогностических) условий подготовки будущего специалиста в области экологического менеджмента и аудита. Система учебно-профессиональных задач несет в себе возможности развертывания содержания обучения в его динамике путем задания сюжетной канвы моделируемой профессионально-экологической деятельности.
Вышеизложенное позволяет выделить ряд инновационных педагогических достоинств технологии задачного подхо-
да в развитии профессионально-экологических компетенций в области экологического менеджмента и экологического аудита. Они заключаются в том, что данная технология:
1) способствует личностно-профессиональному становлению студентов, осуществляемому на базе освоения теоретико-методологических основ, методики и приемов работы специалистов в области экологического менеджмента и аудита;
2) позволяет обеспечить единство аксиологических, концептуальных и прикладных аспектов профессионально-экологического специального содержания подготовки студентов на основе идей коэволюции и устойчивого развития, требований модернизации высшей школы;
3) предстает как дидактическое средство активизации, управления, дифференциации, индивидуализации профессионально-экологического образования, в том числе формирования индивидуального стиля профессионально-экологической деятельности посредством включения вариативных стратегических, тактических, ситуационных учебно-профессиональных задач разного уровня сложности, с переходом от репродуктивного уровня деятельности к творческому;
4) является эффективным средством освоения содержания образования в области экологического менеджмента и аудита в процессе самостоятельной активности студентов с применением инновационного педагогического инструментария: методов направляющих текстов, кейс-стади и экспертных оценок, «портфолио»;
5) позволяет диагностировать сформированный уровень профессиональноэкологических компетенций при решении учебно-профессиональных задач: неосознанная некомпетентность, осознанная некомпетентность, осознанная компетентность, неосознанная компетентность.
Для целей формирования профессионально-экологических компетенций в области экологического менеджмента и аудита на основании подхода И. Ф. Исаева [4] нами создан комплекс учебнопрофессиональных задач, включающий
11111111111* № 1,
аналитико-рефлексивные, конструктивнопрогностические, оценочно-информационные, организационно-деятельностные, коррекционно-регулирующие типы задач, направленные на развитие контекстно-средовых, предметно-специализированных, аксиологических компетенций личностно-профессионального становления студентов. В процессе такой работы осуществлялся отбор интегративного учебно-профессионального содержания образования в области экологического менеджмента и аудита; проводилось его структурирование в соответствии с кругом обозначенных задач; определялись способы и организационные формы эффективного освоения этого содержания студентами.
Предлагаемая нами технология за-дачного подхода успешно проходит
апробацию на базе Нижегородского государственного педагогического университета и показывает устойчивую положительную динамику в развитии профессионально-экологической компетентности студентов в области экологического менеджмента и аудита.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адольф, В. А. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления / В. А. Адольф, Н. Ф. Ильина. — Красноярск : Поликом, 2007. — 190 с.
2. Винокурова, Н. Ф. Интеграция экологических знаний / Н. Ф. Винокурова. — Н. Новгород : ВВАГС, 1996. — 76 с.
3. Максимова, В. Н. Интеграция в системе образования / В. Н. Максимова. — СПб. : ЛОИ-РО, 2000. — 83 с.
4. Педагогика : учеб. пособие для студентов /
В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. — М. : Академия, 2007. — 576 с.
Поступила 08.10.10.
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ВАРИАТИВНОГО КОМПОНЕНТА КУРСА ФИЗИКИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
О. А. Арюкова (Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева)
Излагаются современные проблемы и методы осуществления фундаментальной и профессионально направленной подготовки по физике студентов технических специальностей с использованием математического моделирования. Теоретически обосновываются возможности использования математического моделирования при обучении физике студентов технических вузов.
Ключевые слова: математическое моделирование; физическое явление; модель; технический вуз; студент; фундаментальность; научно-исследовательская деятельность.
В современных условиях основной задачей инженерного образования становится обеспечение гарантированного уровня подготовки инженеров, соответствующего требованиям современной мировой экономики и международным стандартам. Сокращение времени на изучение фундаментальных дисциплин, отсутствие профессиональной направленности обучения, недостаточное развитие научно-исследовательской и творческой деятельности студентов ставят задачу поиска новых подходов, идей, форм и методов обучения, способных улучшить содержание образования и уровень подготовки выпускников.
Подготовка специалиста с высоким творческим потенциалом, обладающего логическим мышлением, способного осваивать и создавать современные инновационные технологии, по нашему мнению, должна быть построена на основе комплексного методического подхода, объединяющего фундаментальное и общепрофессиональное образование, с использованием в учебном процессе различных дидактических принципов (межпредметной связи, единства фундаментальности и профессиональной направленности, научности и др.), с применением математического моделирования и современных компьютерных технологий,
© Арюкова О. А., 2011 47