Научная статья на тему 'Интеграция районных газет в интернет'

Интеграция районных газет в интернет Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
620
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ РАЙОННАЯ ГАЗЕТА / ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ РАЙОННОЙ ГАЗЕТЫ / MODERN LOCAL NEWSPAPER / THE ELECTRONIC VERSION OF THE LOCAL NEWSPAPER

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Радионцева Екатерина Сергеевна

В публикации рассматривается процесс интеграции районных газет Сибирского федерального округа в интернет-пространство, выявляется специфика электронных версий печатных изданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF REGIONAL NEWSPAPERS IN THE INTERNET

Тhis publication describes the process of integration of regional Newspapers in the Siberian Federal district with the Internet space, explores the nature of electronic versions of printed publications local level.

Текст научной работы на тему «Интеграция районных газет в интернет»

6. Bibler, V. S. Zametki vprok / V.S. Bibler // Voprosy filosofii. - 1991. - № 6. - S. 26-27.

7. Tynjanov, Ju. N. O parodii / Ju. N. Tynjanov // Tynjanov Ju. N. Pojetika. Istorija literatury, Kino. - M. : Nauka, 1977. - S. 292.

8. Smirnov, I.P. Videojd. Istoricheskaja semantika kino / I. P. Smirnov. - SPb.: Petropolis, 2009. - S.53.

9. Dobychin, L. I. Gorod Jen: roman, povesti, rasskazy, pis'ma / L. I. Dobychin. - M., Jeksmo, 2007. - S. 38.

10. Dobychin, L. I. Gorod Jen: roman, povesti, rasskazy, pis'ma / L. I. Dobychin. - M., Jeksmo, 2007. - S. 72, S. 85, S. 104-105, S. 107, S. 124.

11. Erofeev, V. V. Pojetika Dobychina, ili Analiz zabytogo tvorchestva / V.V. Erofeev // V labirintah prokljatyh voprosov. - M. : Sov. pisatel', 1990. - S. 196.

12. Dobychin, L. I. Gorod Jen: roman, povesti, rasskazy, pis'ma / L.I. Dobychin. - M., Jeksmo, 2007. - S. 123.

13. Paramonov B. Dobychin i Berkovskij. //www. xs libris. ru/

14. Tynjanov, Ju. N. Pojetika. Istorija literatury. Kino / Ju. N. Tynjanov. - M. : Nauka, 1977. - S. 569.

15. Dobychin, L. I. Gorod Jen: roman, povesti, rasskazy, pis'ma / L. I. Dobychin. - M., Jeksmo, 2007. - S. 113.

16. Dobychin, L. I. Gorod Jen: roman, povesti, rasskazy, pis'ma / L. I. Dobychin. - M., Jeksmo, 2007. - S. 11.

© Р. Н. Лейни, 2015

Автор статьи - Регина Николаевна Лейни, кандидат филологических наук, Саратовский государственный технический университет им. Ю. А. Гагарина, e-mail: [email protected]

Рецензенты:

Р. Р. Измайлов, кандидат филологических наук, Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова. И. Ю. Иванюшина, доктор филологических наук, Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского.

УДК 007

Е. С. Радионцева,

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского ИНТЕГРАЦИЯ РАЙОННЫХ ГАЗЕТ В ИНТЕРНЕТ

В публикации рассматривается процесс интеграции районных газет Сибирского федерального округа в интернет-пространство, выявляется специфика электронных версий печатных изданий. Ключевые слова: современная районная газета, электронная версия районной газеты.

Самым читаемым типом прессы в России являются районные газеты. Им удаётся быть интересными для читателей, несмотря на трудную экономическую ситуацию, зависимость от местных властей, отсталую полиграфическую базу и недостаток кадров. По информации ВЦИОМ, доля их читателей - около 35 % - остаётся неизменной на протяжении вот уже многих лет, тогда как доля читателей общероссийских политических еженедельников за это время значительно снизилась. Кроме этого, районные издания составляют примерно четверть всех наименований, выходящих в России [1, с. 64].

Сейчас перед местным изданием стоит задача активного внедрения в цифровое пространство. По статистике Центра гуманитарных технологий [Центр гуманитарных технологий, 2010: URL: http://gtmarket.ru/organizations/pew-research-center], читатели в возрасте старше 55 лет предпочитают бумажную прессу. Основу же аудитории газетных iPad-приложений составляют люди в возрасте 2544 лет, на долю которых приходится 47,3 % «цифровых» продаж. Самыми активными пользователями сети являются дети и молодёжь в возрасте 12-24 лет. В группе 25-44-летних таких пользователей 80 %, а в возрастной категории выше 45 лет - 31 %. К концу 2015 года проникновение интернета среди первых двух групп населения достигнет 97-99 %, поэтому дальнейший прирост аудитории возможен только за счёт населения старше 45 лет [2, с. 36].

Районные газеты стали активно проникать в интернет через размещение своих электронных версий. Понятие «электронная версия» встречается в классификациях М. Лукиной [5, 2005], А. Носика [6], И. Давыдова [3] и др. Исследователи разделяют издания по способу выхода [3, с. 45] на следующие виды: собственно сетевые издания (то есть такие, которые выходят только в интернете);

издания, адаптированные для интернета, незначительно отличающиеся от своих печатных «собратьев», и сетевые версии традиционных СМИ.

А. Носик предложил новую классификацию, при которой эти же группы можно обозначить как «клоны», «гибриды» и «оригинальные интернет-СМИ» [6].

М. Лукина и И. Фомичева [5, с. 34] предлагают все средства массовой информации, выбравшие интернет как канал распространения своей продукции, разделить на три большие группы: эквивалентные копии традиционных СМИ, или их электронные версии; модифицированные онлайн-версии традиционных СМИ, которые возникли на почве своих оффлайн-прототипов, но не копируют их, а проводят собственную информационную политику, имеют собственную, отличную от «родителя» схему вещания, соответствующую выбранному каналу; медиапроекты, возникшие в сети и не имеющие оффлайновых прототипов. Многие из них прямо заявляют о своих коммерческих целях.

Количество электронных версий районных газет в России сегодня не подсчитано, а сам процесс интеграции печатных СМИ в глобальную сеть в целом изучен слабо. В связи с этим в первую очередь необходимо провести количественный анализ, и только на основании его данных впоследствии можно говорить о тенденциях и положении электронных версий районных газет Омской области в системе СМИ.

Исследование динамики интеграции электронных версий районных газет в интернет-пространство проводилось по четырём регионам СФО: Алтайский край, Красноярский край, Новосибирская область и Омская область. Анализ проводился в два этапа. Первый этап исследования пришёлся на 2012 год, данные зафиксированы в сборнике «Диалог поколений. Труды по философии и медиакоммуникациям» [7, с. 202-203]. Второй этап исследования был проведён в марте 2014 года.

В результате анализа было обозначено количество действующих электронных версий районных газет, которые регулярно обновляют материалы на своём сайте, определено текущее положение электронных версий районных газет Омской области в системе СМИ Сибирского Федерального округа.

По данным 2012 года [7, с. 202-203], среди регионов Сибирского федерального округа по насыщенности электронными версиями лидировала Омская область, чей результат был равен 44 % электронных версий от общего числа районной печати: 14 электронных версий на 32 районные газеты области.

На втором месте находился Красноярский край, в котором насчитывалось 39 % электронных версий от общего числа периодических печатных районных изданий. На конец первого полугодия 2012 года в крае было зарегистрировано 17 электронных версий «районок» из 44 районных изданий, представленных на официальном сайте Красноярского края.

На третьем месте был Алтайский край с результатом 36 % электронных версий от общего количества районных изданий. Информация о них зафиксирована на официальном сайте Алтайского края. Это 21 электронный вариант, а всего в Алтайском крае 59 районных печатных изданий.

Последнее место в нашем рейтинге оставалось за Новосибирской областью с 5 электронными версиями из 32 районных газет, или 16 % от общего числа.

Анализ, проведённый в 2014 году, показал, что ситуация кардинально изменилась.

Среди 30 исследуемых электронных версий районных газет Новосибирской области в настоящий момент функционирует лишь 29. Портал газеты «Аэро-Сити» не открывается (дата обращения 01.05.14).Таким образом, количество электронных версий районных газет в Новосибирской области выросло с 5 до 29.

При анализе доменных имён данных изданий выяснилось, что 17 из 29 электронных версий имеют одинаковое окончание nsonews.ru. Существует одноимённый портал NSONEWS, который позиционирует себя как медиапортал Новосибирской области. Согласно информации, размещённой на сайте медиапортала, следует, что ресурс был зарегистрирован ГБУ НСО «Агентство по печати и массовым коммуникациям Новосибирской области» в 2013 году. Такая же информация размещена на всех электронных версиях районных газет Новосибирской области, у которых доменное имя оканчивается на nsonews.ru. Исследование данных сайтов показало, что они созданы по единому образцу: у них идентичный дизайн, структура и система навигации.

Два ресурса: «Степная нива» и «Маслянинский льновод» - в доменном имени имеют окончание 8т1/таш/. На сайте изданий с таким доменным именем сказано, что информационная и техническая поддержка оказана информационным агентством «Муниципальная Россия». Доменные имена с окончанием 8т1/тат встречаются у электронных версий районных газет не только Новосибирской области, но и других исследуемых регионов. Остальные 10 газет имеют в интернете собственные независимые ресурсы.

Из 29 анализируемых ресурсов ежедневно обновляется контент только на двух сайтах, это 6,9 % от общего количества ресурсов: «Бердские новости»; «Наша жизнь».

Восемь изданий, или 27,6 % от общего количества электронных версий районных газет Новосибирской области, обновляют контент еженедельно: «Степная нива», «Барабинский вестник», «Вен-геровская газета», «Искитимская газета», «Трудовая жизнь», «Тогучинская газета», «Чановские вести», «Черепановские вести».

Ежемесячно размещают материалы редакции четырёх изданий - это 13,8 % от общего количества: «Краснозерская новь»; «Трудовая правда»; «Сельский труженик»; «Знамя труда».

Пять изданий, или 17,2 %, обновляют ресурс по мере поступления информации. Частота обновлений обычно занимает от нескольких дней до недель: «Коченевские вести», «Маслянинский льновод», «Наши новости», «Мошковская новь», «Приобская правда».

Как показал анализ, 10 изданий перестали обновлять контент с 2013 года. Это 34,5 % от общего количества исследуемых ресурсов: «Сельская правда», «За изобилие», «Степные зори», «Маяк ку-лунды», «Ордынская газета», «Северная газета», «Новая жизнь», «Убинский вестник», «Кулудинская новь», «Чулымская газета».

В результате проведённого анализа посещаемости электронных версий районных газет Новосибирской области удалось установить, что количество посетителей не зависит напрямую от частоты обновления ресурса.

Первоначальный количественный анализ электронных версий районных газет Алтайского края показал, что с 2012 по 2014 гг. число изданий выросло с 21 до 33. Однако в ходе исследования выяснилось, что два ресурса не функционируют. При попытке перейти на сайты газет «Моя земля» и «Заря» в окне браузера появляется информация, что «сайт закрыт». В итоге, можно считать, что действующих электронных версий районных газет Алтайского края на сегодняшний день всего 31.

Исследование доменных имён данных ресурсов позволило выявить следующие данные: сайты газет «Бурлинская газета», «Каменская народная газета», «Восток Алтая» созданы на бесплатной платформе «ucoz». Сайты газет «Наши вести» и «Вперед» созданы при поддержке ИА «Муниципальная Россия»: их доменные имена оканчиваются на smi/main. Остальные 26 газет имеют в интернете собственные независимые ресурсы.

Из 31 анализируемого ресурса ежедневно обновляется контент на шести сайтах, это 19,4 % от общего количества ресурсов: «Бурлинская газета», «Змеиногорский вестник», «Степной маяк», «Восход», «Первомайский вестник», «К новым рубежам».

Отличительной чертой электронных версий районных газет Алтайского края можно назвать периодичность обновления ресурсов, равную двум дням. Таким образом, контент обновляют редакции семи исследуемых изданий: «Заря Приобья», «Каменская народная газета», «Новый путь», «Змеиногорский вестник», «Родная сторона», «Свет октября», «На земле троицкой».

Шесть изданий обновляют ресурс по мере поступления информации. Частота обновлений обычно занимает от нескольких дней до недель: «Наши вести», «Вперёд», «Новости Кулунды», «Новое время», «Сельчанка», «Сельская правда».

Еженедельно обновляют информацию на своих ресурсах редакции шести исследуемых газет: «Ударник», «Дело октября», «Авангард», «Степная новь», «Голос хлебороба», «Восток Алтая».

Три анализируемых издания обновляют контент ежемесячно: «За урожай», «Наше слово», «Слово - дело».

В ходе исследования было установлено, что контент не обновлялся в течение нескольких месяцев на следующих трёх ресурсах: «Ударник труда», «Трибуна хлебороба», «Горные зори».

Как показал анализ посещаемости, больше всего посещений зафиксировано у электронной версии газеты «Новый путь», чей результат - 139 человек в сутки (по данным счетчика посещений liveinternet) при периодичности обновления контента, равной двум дням. Исследование показало, что и здесь количество посещений не зависит от частоты обновления ресурса. Таким образом, при ежедневном обновлении количество суточных посещений анализируемых сайтов составляет от 15 до 60 человек. Посещаемость не удалось установить на 14 ресурсах в связи с тем, что счётчик посещений либо не был установлен, либо работал в ограниченном доступе.

Количество электронных версий «районок» Красноярского края за два года выросло с 17 до 37 изданий. Согласно последним данным (дата обращения 01.05.14), количество работающих сайтов сократилось до 35. Свою работу приостановили электронные версии газет «Заря Енисея» и «Пригород».

Исследование доменных имён данных ресурсов показало, что три сайта созданы на бесплатной платформе «ucoz»: электронные версии газет «Присаянье», «Знамя труда», «Иланские вести». Пять изданий созданы благодаря информационной и технической поддержке ИА «Муниципальная Россия», и в доменном имени содержат окончание «smi/main»: электронные версии газет «Красное знамя», «Новое время», «Авангард», «Сельский труженик», «Маяк Севера».

Как показало исследование частоты обновлений ресурсов, у электронных версий газет «Вперед» и «Голос Тюхтета» невозможно определить периодичность, т. к. даты публикаций не проставлены.

Ежедневно обновляется контент у четырёх электронных версий районных газет Красноярского края: «Новая Причулымка», «Дзержинец», «Власть труда», «Заполярная правда».

Один раз в неделю контент обновляют редакции 13 газет: «Эхо Турана», «Советское Прианга-рье», «Канские ведомости», «Сибирский хлебороб», «Грани», «Ангарская правда», «Рабочий», «Красное знамя», «Енисейская правда», «Ирбейская правда», «Сельская жизнь», «Сибирский хлебороб», «Манская жизнь».

Ежемесячно контент обновляет только три издания: «Новое время», «Маяк Севера», «Огни Сибири».

7 из 35 исследуемых изданий обновляют контент по мере поступления информации, то есть от нескольких дней до недель: «Ангарский рабочий», «Причулымский вестник», «Огни Енисея», «Емельяновские вести», «Иланские вести», «Авангард», «Сельский труженик».

Редакции шести изданий не обновляют ресурс в течение нескольких месяцев: «Присаянье», «Знамя труда», «Земля Боготольская», «Советское Причулымье», «Вместе с вами», «Заря».

Среди исследуемых регионов СФО у электронных версий районных газет Красноярского края самые высокие показатели среднесуточной посещаемости. Самая высокая посещаемость у двух изданий: газета «Новая Причулымка» - 242 человека в сутки (по данным счётчика посещений «Яндекс Метрика»), «Сибирский хлебороб» - 206 человек в сутки (по данным счётчика посещений Visitors Counter). Самая низкая посещаемость на ресурсах, которые обновляют контент ежемесячно: это издания «Новое время», «Маяк Севера» и «Огни Сибири». Посещаемость не удалось установить на 13 ресурсах в связи с тем, что счётчик посещений либо не был установлен, либо работал в ограниченном доступе.

Количество электронных версий районных газет Омской области за два года выросло с 14 до 21 издания. Сайт газеты «Правда Севера» закрыт на техническое обслуживание (дата обращения 29.04.14). Поэтому на сегодняшний день действующих ресурсов зафиксировано только 20. Сайты районных газет представлены как на платных платформах, так и на бесплатных. К примеру, один из ресурсов - сайт газеты «Знамя труда» - расположен на бесплатной платформе ucoz: http: //znamtrud.ucoz .ru.

Кроме этого, следует обратить внимание на доменные имена с окончанием smi/main. Среди анализируемых ресурсов такие имена встречаются у пяти изданий: «Ире Цайтунг», «Ваша звезда», «Авангард», «Иртышская правда», «Маяк».

Пять из 20 изданий перестали обновлять свой контент в течение последних нескольких месяцев: «Таврические новости», «Вперед», «К новым рубежам», «Луч», «Целинник-НВ».

Ежедневно ресурс обновляют редакции следующих изданий: «Авангард», «Наша Иртышская правда», «Пламя всегда с вами», «Тюкалинский вестник».

Еженедельно контент обновляют редакции 9 изданий: «Заря», «Знамя труда», «Знамя», «Маяк», «Наша искра», «Сибиряк», «Тарское Прииртышье», «Ваша сельская трибуна», «Ваша звезда».

Два ресурса обновляют контент по мере поступления информации в промежуток от нескольких дней до недель: «Голос целины»; «Ире Цайтунг».

Наибольшее количество посещений наблюдается на сайте газеты «Тарское Прииртышье» - около 300 посетителей в день, у электронной версии газеты «Сибиряк» - в среднем 140 человек в сутки. Чуть меньше, около 100 человек в сутки, посещают сайт газеты «Знамя». Среднесуточная посещаемость сайта газеты «Наша искра» составляет 60 человек. Это самые лучшие показатели среди анализируемых порталов. Посещаемость установлена и на тех ресурсах, которые не обновляли контент больше месяца. Например, среднесуточная посещаемость сайта газеты «Луч» - около 10 человек. Счётчиков посещений нет на 6 ресурсах: «Вперед», «Ваша сельская трибуна», «Заря», «Правда Севера», «Тюкалинский вестник», «Целинник». На сайтах газет «К новым рубежам» и «Наша искра» не удалось определить среднесуточную посещаемость: здесь указано общее количество посещений за всё время.

Согласно данным анализа электронных версий четырёх регионов СФО, издания Омской области медленнее других осваивают интернет-пространство как канал распространения информации. Внушительные показатели у Новосибирской области: за два года количество электронных версий

районных изданий выросло с 5 до 29. На втором месте Алтайский край, в котором количество изданий выросло с 21 до 31. Третье место на сегодняшний день занимает Красноярский край, в котором количество электронных версий «районок» в период с 2012 по 2014 гг. выросло с 17 до 35 изданий. В Омской области количество электронных версий районных газет увеличилось всего на 6 изданий и составило 20 сетевых аналогов.

При анализе доменных имён выяснилось, что 59 % электронных версий районных газет Новосибирской области созданы при поддержке портала NSONEWS. Семь электронных версий районных газет исследуемых регионов были созданы на бесплатной платформе ucoz: в Красноярском крае -3 газеты, в Алтайском крае - 3 газеты и в Омской области - 1 газета. Среди анализируемых изданий 14 были созданы при информационной и технической поддержке ИА «Муниципальная Россия»: в Новосибирской области - 2 издания, в Алтайском крае - 2 издания, в Красноярском крае - 5 изданий и в Омской области - 5 изданий.

Однако в исследовании была предпринята попытка проверить не только количественные показатели, но и функциональность создаваемых ресурсов. Как выяснилось, многие редакции, создав ресурс, перестают его обновлять. Ресурсы, не обновляющие контент более полугода, определены как «временно приостановленные». При желании редакции могут восстановить работу данных ресурсов, но на сегодняшний день они недееспособны.

Самые лучшие показатели по частоте обновления созданных порталов зафиксированы у Омской области: 65 % изданий обновляют электронные версии ежедневно или еженедельно. В Новосибирской области с такой периодичностью новые публикации появляются только в 34,5 % изданий, в Алтайском крае - в 38,7 % изданий и в Красноярском крае - в 48,6 % изданий.

Согласно анализу, большинство ресурсов районных изданий обновляют информацию один раз в неделю, в соответствии с выпуском печатного издания. Однако тенденция такова, что часть ресурсов перестала обновляться с 2013 года. Этому могло поспособствовать несколько причин: ограниченный бюджет редакции, отсутствие кадров и технических возможностей.

Анализ посещаемости ресурсов показал, что в Новосибирской области посещаемость от 50 человек и выше встречается только у 6,8 % изданий, в Алтайском крае - у 19,4 %, в Красноярском крае - у 25,7 %, в Омской области - у 35 % изданий.

Библиографический список

1. Аникина, М. Е., Баранов В. В. Типология периодической печати : учеб. пособие для студентов вузов ; под ред. М. В. Шкодина, Л. Л. Реснянской. - М. : Аспект Пресс, 2007. - 236 с.

2. Григорьев, В. В. Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития: отраслевой доклад ФАПиМК. - М., 2012. - 88 с.

3. Давыдов, И. Масс-медиа российского Интернета. Основные тенденции развития и анализ текущей ситуации // Русский журнал. - М., 2000 [Электронный ресурс]. URL: http://old.russ.ru/politics/ 20000928_davydov.html (дата обращения: 14.05.14).

4. Лукина, М. М. СМИ Рунета: штрихи к типологическому портрету по результатам мониторинга интернет-СМИ // Медиаскоп, 2006. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mediascope.ru/ in-dex.php?option=com_content&task=view&id=59&Itemid=46 (дата обращения: 02.04.2014).

5. Лукина, М. М., Фомичева И. Д. СМИ в пространстве Интернета. - М., 2005. - 89 с.

6. Носик, А. СМИ русского интернета: теория и практика // Интернет для журналиста ; под ред. А. Носика, С. Кузнецова. - М. : Галерия, 2001. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nethistory.ru /biblio/1043177564.html (дата обращения 15.05.14).

7. Радионцева, Е. С., Сафарова К. И. Электронные версии районных газет Сибирского федерального округа // Диалог поколений. Труды по филологии и медиакоммуникациям : сб. науч. трудов преподавателей и студентов факультета филологии и медиакоммуникаций / под ред. О. С. Иссерс. - Омск : Вариант-Омск, 2012 -C. 202-204.

E. S. Radionseva, Omsk state University. F. M. Dostoevsky INTEGRATION OF REGIONAL NEWSPAPERS IN THE INTERNET

This publication describes the process of integration of regional Newspapers in the Siberian Federal district with the Internet space, explores the nature of electronic versions of printed publications local level.

Keywords: Modern local newspaper, the electronic version of the local newspaper.

References

1. Anikina M. E., Baranov V. V. Typology periodicheskoy pechati : uchebnoe posobie dlya studentov vuzov / pod redakciey M. V. Skadina, L. L. Resnyansky. - M. : Aspect Press, 2007. - 236 s.

2. Grigoriev V. V. Russian periodicicheskaya pechat. Sostoyanieye, ttndencii I perspektivi razvitiya: otraslevoy doklad/ - M., 2012. - 88 s.

3. Davydov I. Mass media in the Russian Internet. Osnovnye tendencii razvitiya I analiz tekucey deyatelnosti// Russian zhurnal. - M., 2000. [Electronic resource]. URL: http://old.russ.ru/politics/20000928_davydov.html (data obraceniya 14.05.14).

4. Lukina M. M. Media Runeta: shtrihi k tipologicheskomu portretu po rezultatam monitoringa internet-SMI // Mediastop, 2006. URL: http://www.mediascope.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=59&Itemid=46 (reference date: 02.04.2014).

5. Lukina M. M., Fomicheva I. D. SMI v prostranstve interneta. - M., 2005. - 89 s.

6. Nosik A. SMI russkogo interneta: theory and practice // Internet dlya zhurnalista / Pod red A. Nosik, S. Kuznetsov. - M. Galerius, 2001. [Electronic resource]. URL: http://www.nethistory.ru/biblio/1043177564.html (accessed 15.05.14).

7. Radionava E. S., K. I. Safarova Electronnaie versii rayonnih gazet Sibirskogo federalnogo okruga // Dialog pokoleniy. Trudi po filologii I mediakommunikaciyam / Sbornik nauchnih tridov prepodavateley I studentov fakulteta filologii I mediakommunikacii / pod red O. S. Issers. - Omsk: Omsk, 2012 - S. 202-204.

© Е. С. Радионцева, 2015

Автор статьи - Екатерина Сергеевна Радионцева, кандидат филологических наук, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, e-mail: [email protected]

Рецензенты:

В. И. Хомяков, доктор филологических наук, профессор, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского. Т. В. Шкайдерова, кандидат филологических наук, доцент, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского.

УДК 81-116.6

Т. П. Рогожникова,

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

РУССКАЯ КУЛЬТУРНО-ЯЗЫКОВАЯ ДОМИНАНТА ПРАВДА В ИСТОРИЧЕСКОМ ИЗУЧЕНИИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Объектом исследования является правда - одна из важнейших доминант русской культуры и русской ментальности. Актуальность работы состоит в применении к изучению культурно-языкового феномена правда диахронического подхода, позволяющего объективно восстановить истоки базовых особенностей русской ментальности. Диахронический подход осуществляется путём сравнительно-исторического концептуального анализа языкового материала - репрезентаций содержательных признаков концепта. Источниками материала являлись тексты разных жанров и времени создания: русские средневековые слова и поучения XI века, публицистика XVI веков, архивные омские судебные документы начала XX века. Впервые в научный оборот вводятся архивные судебные документы, связанные с покушением на Григория Распутина в сибирском селе Покров-ское. На основании анализа текстов сделаны выводы о содержательной преемственности на этапах концептуализации правды и о последовательной актуализации религиозного - социального - политического смыслов.

Ключевые слова: культурно-языковая доминанта, ментальность, диахронический подход, концептуальный анализ.

Работа выполнена в соответствии с темой гранта РГНФ № 14-34-01023

«Документ начала XX века: системно-структурный и когнитивно-дискурсивный подходы

(на материале региональных архивных источников)».

Правда не случайно попала в поле нашего внимания: слово и его ментальное содержание объективно можно отнести к доминантам русской лингвокультуры. В лингвофилософских работах, посвященных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.