УДК 07
Е.С. Радионцева
Омский государственный технический университет, г. Омск Омский государственный университет им. Ф.М Достоевского, г. Омск
ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЭЛЕКТРОННЫХ СМИ
В развитии журналистики начала XXI века просматриваются противоречивые тенденции. С одной стороны, во многих странах наблюдается коммерциализация прессы, растет концентрация медийной собственности. С другой стороны, все более заметным становится рост общественной активности в информационной среде, проявляющийся в создании альтернативных массмедиа - по преимуществу на сетевой платформе, в отстаивании требований демократизации медийного сектора, развития общественных СМИ.
Типология помогает понять место изданий, программ в системе средств массовой информации, способствует их взаимодействию, развитию здоровой конкуренции, высвечивает место СМИ в географическом, экономическом, социальном пространстве. Типология определяет особенности деятельности, взаимоотношений с политическими структурами, экономическими институтами, с потребителями информации, читателями, слушателями, зрителями. Она обеспечивает наиболее эффективную реализацию информационной политики в нынешних условиях, помогает выработать методы общения с аудиторией.
Сегодня типология СМИ строится исключительно на основе эмпирических данных. Не разработан пока системный подход, который позволил бы выстроить некую схему типологического характера. В основу общепринятой типологии сегодня положен технологический фактор. Именно он позволяет разграничить все СМИ на печатные, телерадиовещательные и электронные (интернет). Более того, среди исследователей, изучающих вопросы типологии, принято говорить о типологической доминанте - главном типообразующем признаке. Здесь прослеживается два основных подхода. Одни исследователи полагают, что типообразующим признаком является аудитория, говорят о ее доминирующем влиянии по типологию. Другие полагают, что ведущим признаком типологии СМИ стала функция, которую выполняет то или иное издание/программа.
Статистические данные свидетельствуют о том, что число пользователей такого типа СМИ как интернет неуклонно растет. Этот процесс затрагивает все страны мира. Так, по данным Международного союза электросвязи (ITU), количество пользователей Интернета в мире к концу 2010 года достигло 2 млрд. человек, 1,2 млрд. из которых проживают в развивающихся странах. Выход в Сеть теперь имеют 71% жителей развитых государств и 21% -развивающихся, а домашний интернет соответственно 63% и 13,5%.По данным проекта «Weblndex» TNS, число российских пользователей интернета за 2010 год увеличилось на 14%, преимущественно за счет регионов. 59% жителей России старше 12 лет теперь хотя бы раз в месяц используют интернет.
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям РФ констатирует, что в последние годы российская аудитория интернета стала значительно старше [1, с.35]. Интернет в России перестает быть уделом молодежи, констатируется в 29-м бюллетене фонда
119
«Общественное мнение». Чаще всего в Сеть заходят россияне в возрасте 25-34 лет (31%). Доля молодежи в возрасте 18-24 лет упала с 37% в 2005 году до 30% в 2010-м. При этом молодые жители Москвы и Санкт-Петербурга пользуются Сетью почти поголовно (97% и 98% соответственно). В других городах-миллионниках их число составляет 87%.
Следует сразу оговориться, что общепризнанных типологических методик, связанных с анализом интернет-СМИ, сегодня не существует. Более того, исследователи интернета, такие как: А.А. Калмыков, Л.А. Коханова [4], М.М. Лукина [5], Г.С. Мельник, А.Н.Тепляшина. [6] и мн.др., предлагают совершенно разные инструменты для анализа интернет-СМИ.
Попытаемся посмотреть, применимы ли эти инструменты для анализа электронных версий районных газет, одного из устойчивых, общепризнанных исторически сложившихся
типов изданий.
Районные газеты считаются лидером читаемых изданий России, чьи тиражи остаются одними из самых массовых. Еще несколько лет назад Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям в исследовании «Российский рынок периодической печати в 2007 году: состояние, тенденции и перспективы развития», было подмечено, что «... чем дальше, тем больше население страны предпочитает местную ... прессу как более доступную» [2, с. 13]
Сегодня районные издания взяли курс на перевооружение - пытаются освоить интернет-пространство. В Омской области из 32 районных газет, зарегистрированных на территории региона, 14 имеют собственные электронные версии. Среди регионов Сибирского федерального округа по насыщенности электронными версиями Омская область лидирует, чей результат - 44% электронных версий от общего числа печатных «районок». На втором месте Красноярский край, в котором насчитывается 39% электронных версией от общего числа периодических печатных районных изданий.На конец первого полугодия 2012 года в крае было 17 электронных версий «районок» из 44 районных изданий, представленных на официальном сайте Красноярского края www.krskstate.ru. На третьем месте Алтайский край с результатом 36%электронныхверсиейот общего количества районных изданий, информация о которых зафиксирована на официальном сайте Алтайского края www.altairegion22.ru. Это 21 электронный вариант, а всего в Алтайском крае 59 «районок». Последнее место в нашем рейтинге за Новосибирской областью с 5 электронными версиями из 32 районных газет или 16% от общего числа.
Причины невысокого проникновения районных газет в Сеть понятны: они связаны с отсутствием физических и материальных ресурсов, которые необходимы редакции для создания, поддержки и обновления электронной версии. Для поиска этих ресурсов у руководства районных изданий отсутствует мотивация. И все же в условиях роста популярности интернета необходимо сочетать интересы редакции с потребностями аудитории.
Что же собой представляют электронные версии районных газет с типологической точки зрения?
В основу методики нашего анализа были положены четыре основных критерия:
1. Количественный, связанный с оценкой количественных показателей:рубрик, под-рубрик, частотой их обновления и т.д.
2. Качественный, предполагающий оценку контента, учет особенностей сети для ее продвижения.
3. Аудиторный, демонстрирующий возможность отслеживать аудиторию, регистрировать ее.
4. Особенности оформления.
Самое большое количество рубрик отмечается у газеты «Наша искра» Называевского района, «Таврические новости» Таврического района, «ТарскоеПрииртышье» Тарского района. Электронные версии этих газет содержат по 9 рубрик. Самое большое количество под-
120
рубрик - 24 - в рубрике «Рубрики» «Нашей искры» Называевского района. Стандартные рубрики электронных версий газет: «Гостевая книга», «Объявления», «Фотогалерея», «Газета» и другие, в среднем сопровождаются 4-10 подрубриками.Единственная электронная версия - газета «вперед» знаменского района - не имеет ни рубрик, ни подрубрик на главной странице сайта, поскольку их наименования скрыты в архиве номеров электронной версии газеты. Это затрудняет чтение, препятствует восприятию информации.
Число страниц сайта - другой важный показатель: чем больше материалов на сайте, тем интереснее издание читателю. Количество страниц влияет на число кликов на сайт, переходов по внутренним ссылкам, ранжирование в поисковых системах. Оптимального количества не существует, поскольку редакция каждого района самостоятельно выбирает количество разделов и страниц электронной версии своей газеты. Редакции омских районных газет по-разному расценивают этот показатель, однако в целом все электронные СМИ «районок» можно условно разделить на несколько групп:
1. С количеством страниц более 100: «Вперед» Знаменского района, «Знамя» Исиль-кульского района, «Маяк» Любинского района, «К новым рубежам» Саргатского района.
2. С количеством страниц более 200: Калачинский «Сибиряк», «Таврические новости» Таврического района, «Ваша сельская трибуна» Крутинского района.
3. С количеством страниц более 300: «Наша искра» Называевского района, «Пламя всегда с Вами» Одесского района и «Заря» Полтавского района.
4. Более 400 страниц содержит сетевая газета «ТарскоеПрииртышье» Тарского района.
При оценке параметра «Периодичность, системность обновления электронной версии
газеты» выделены следующие категории районных сетевых СМИ:
1. Ежедневно (один раз в день): «Наша искра» Называевского района.
2. Ежедневно (несколько раз в день): «Вперед» Знаменского района, «Маяк» Любинского района.
3. Несистемно (один раз в день): «Сибиряк» Калачинского района.
4. 1-2 раза в неделю: «Заря» Полтавского района, «К новым рубежам» Саргатского района, «ТарскоеПрииртышье» Тарского района, «Таврические новости» Таврического района.
5. Несистемно, 3-4 раза в неделю: «Знамя» Исилькульского района, «Ваша сельская трибуна» Крутинского района, «Пламя всегда с Вами» Одесского района.
Таким образом, исследование показало, что большинство электронных версий газет обновляются лишь несколько раз в неделю, от 1 до 4 раз (7 газет из 11). Количество выкладываемых материалов не превышает 5. В среднем по 3-4.
Регулярное обновление тематическим, уникальным материалом способствует увеличению виртуальных читателей газеты и росту их интереса к интернет-ресурсу. Редакции омских районных газет по-разному расценивают частотность обновления информации в электронных версиях газет. Это связано как с ограниченностью информационного поля, так и с нехваткой специалистов по сопровождению интернет-ресурсов.
Оценивая характеристику контента, необходимо отметить, что контент на веб-сайте может быть очень разным. Уникального контента не представляет ни одна электронная версия районных изданий, не отличается он и эксклюзивностью. Контент всех версий районных газет доступен, актуален, достоверен и значим, он имеет аналоги на других сетевых СМИ похожей тематики.
Исследуя электронную версию каждого района в отдельности, можно отметить некоторые особенности. Так, в электронной газете «Вперед» Знаменского района, также как и в газете «Знамя» Исилькульского района, преобладает графический контент. Карта Омской области и герб района присутствуют здесь на главной странице сайта. «Сибиряк» Калачинского района состоит из трех видов контента в равных долях: текстового, фактического, графи-
121
ческого. В «Маяке» Любинского района преобладает текстовый контент с элементами графического.
Анализ структуры электронных версий газет позволяет выявить внутренние взаимосвязи, сказать об эффективности их организации. Большая часть электронных версий районных газет использует древовидный тип структур (из анализируемых 14 версий, относящихся к Омской области, 7 имеют этот тип структур). Древовидная структура имеет начало — первую страницу, корень дерева, конец просмотра, который связан с исчерпанием всего материала сетевой газеты. Основным недостатком древовидной структуры является сложность соблюдения баланса между глубиной и шириной. Если дерево электронной версии газеты будет расти только вглубь, то читателю, чтобы дойти до интересующей его страницы, придется загрузить и просмотреть слишком большое количество страниц. Если же электронная версия газеты будет только расширяться, то чтобы найти нужную информацию, читатель будет тратить много времени на выбор нужного раздела. И первое, и второе может вызвать у него негативные эмоции. Поэтому необходимо постоянно следить за разрастанием ресурса и придерживаться золотой середины.
Плоская структура состоит из главного документа (домашней страницы), который имеет ссылки на все остальные документы узла. В Омской области такой тип структуры используют три электронные версии.
Комбинированный тип структур отмечается еще у трех электронных версий газет. Верхний уровень (домашняя страница, группа вспомогательных документов, индексы разде-
лов) организован как плоская структура. От заголовков разделов исходят древовидные конструкции, объединяющие документы, относящиеся к этим разделам, имеющие ссылки только на своих прямых «родственников» и «родителей». Листьями этих деревьев являются отдельные документы, плоские структуры.
Оценивая наличие рекламных материалов в электронных версиях газет, необходимо отметить следующие тенденции: втрех версиях районных сетевых СМИ рекламные материалы отсутствуют совсем. Частные строчные объявления размещены в электронных газетах «Знамя» Исилькульского района, «Ваша сельская трибуна» Крутинского района, «Маяк» Любинского района. В отдельную рубрику «Объявления» сведены объявления о купле-продаже товаров, сдаче в аренду и размене жилплощади, открытых вакансиях в районные компании и так далее. Рубрика «Объявления» существует в газетах: «К новым рубежам» Саргатского района, «Наша искра» Называевскогорайона,«Ваша сельская трибуна» Крутинского района, «Таврические новости» Таврического района, «ТарскоеПрииртышье» Тарского района.
Статичные текстовые объявления изжили себя, и районным газетам стало не хватать динамики и яркости. Рекламная индустрия не преминула использовать мультипликационные технологии для создания анимированных баннеров. Такие баннеры в «Заре» Полтавского района и «Тарском Прииртышье» Тарского района. Анимированные объявления в стиле бегущей строки представлены, например, в интернет-СМИ «Вперед» Знаменского района, «Заря» Полтавского района, «К новым рубежам» Саргатского района, «Наша искра» Называев-ского района, «ТарскоеПрииртышье» Тарского района.
Все рекламные материалы размещены в шапке анализируемых сайтов. Однако некоторые газеты, такие как «ТарскоеПрииртышье» Тарского района и «Заря» Полтавского района, размещают анимированные баннеры внизу главной электронной страницы за счет обилия анимационных материалов в остальных частях сайта. В «Нашей искре» Называевского района статичные рекламные баннеры тоже размещены к низу главной страницы.
Немаловажный параметр - наличие поисковой системы внутри электронной версии, которые просматривается только в пяти изданиях. Поисковые системы упрощают доступ к информации, помогают понять логическое расположение информации - в меню, в основном
122
тексте, в нижней части страницы и так далее. Для читателей важна релевантность сайта -смысловое соответствие между информационным запросом и полученным сообщением. Поэтому важна как релевантность результатов поисковых запросов, так и релевантность контента электронной газеты для читателей. Соответствие результатов запроса поисковой системы внутри сетевой газеты интересам виртуального читателя зависит не только от поисковой системы, но и от того, насколько удачно сформулирован запрос, то есть, насколько сам запрос правильно отражает интересы посетителя. Практически все электронные версии снабжены счетчиками посещений. Они показывают, что цифровые СМИ сегодня интересны читателям, хотя ни одна из электронных версий не представлена в рейтингах интернет-СМИ региона как значимая по посещаемости.
Таким образом, можно констатировать, что типологические признаки электронных версий районных газет пока не сформировались. С точки зрения типологии, у электронных версией не выявлено четких особенностей. Это значит, что разговор о развитии нормальной конкуренции между электронных версиями районных газет, их месте в географическом, экономическом, социальном пространстве носит пока преждевременный характер. Можно констатировать, что взаимоотношения электронных версий с политическими структурами, экономическими институтами, с потребителями информации, читателями, слушателями, зрителями не обозначены.
Библиографический список
1. Российская периодическая печать: состояние, тенденции и перспективы развития. -М., 2011.- 79 с. - Режим доступа :// http://www.sbo-paper.ru/upload/pdf/2011_periodical.pdf.
2. Российская периодическая печать: состояние, тенденции и перспективы развития.-М., 2007. - 76 с. - Режим доступа : // http://www.sbo-paper.ru/upload/pdf/2011_periodical.pdf.
3. Радионцева, Е.С. Творческий потенциал районной газеты:автореф. дис. ... канд.филол. наук / Е.С. Радионцева.- Екатеринбург, 2009.- 16 с.
4. Калмыков, А.А. Интернет-журналистика / А.А. Калмыков, Л.А. Коханова.- М., 2005.- 376 с.
5. Лукина, М.М. Интернет-СМИ. Теория и практика / М.М. Лукина.- М., 2011.- 346 с.
6. Мельник, Г.С. Актуальные проблемы современности и журналистика : учеб.пособие для студентов / Г.С. Мельник, А.Н. Тепляшина.- СПб. , 2005.- 237 с.