ФИЛОЛОГИЯ
Вестн. Ом. ун-та. 2012. № 3. С. 208-212.
УДК 07
Е.С. Радионцева
ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ И ЕЕ БУМАЖНАЯ «СЕСТРА»:
К ВОПРОСУ О ФЕНОМЕНЕ ИЗДАТЕЛЬСКОГО «КАННИБАЛИЗМА»
Исследуется проблема поглощения печатного варианта периодического издания электронной версией. Вопрос рассматривается на примере районных газет, считающихся лидером на рынке читаемых изданий России. Проанализированы электронные версии районных газет Омской области.
Ключевые слова: районная газета, электронная версия, Интернет, аудитория средств массовой информации.
В последнее время в журналистских научных исследованиях и публицистических выступлениях по поводу перспектив развития печати все чаще поднимается вопрос об издательском «каннибализме». Звучат прогнозы о том, что время традиционной газеты - в печатном виде - пошло на убывание, что совсем скоро мы станем свидетелями ее смерти. Бумажная пресса окажется поглощенной электронной версией. Существуют ли основания для подобных заявлений?
По официальным данным, в России сейчас зарегистрировано около 40 000 наименований газет. В общепринятом понимании этого слова это число не превышает 5 000. Остальное представлено газетной продукцией самого разного назначения, содержания и качества.
Сколько из зарегистрированных изданий выходит в свет регулярно, достоверно сказать невозможно, по экспертным оценкам - не более 60 %. В подписном каталоге ОАО «Роспечать» во 2-м полугодии 2010 г. было представлено 366 газет - 233 общероссийских и 143 региональных. В Каталоге российской прессы «Почта России», изданном в тот же период Межрегиональным агентством подписки в регионах страны с учетом специфики каждого из них, насчитывается 2 030 газет, в том числе 466 общероссийских. Как видим, количество периодических изданий остается внушительным.
Вместе с тем статистические данные свидетельствуют о том, что число пользователей Интернета тоже растет. Этот процесс затрагивает все страны мира. Так, по данным Международного союза электросвязи (ITU), количество пользователей Интернета в мире к концу 2010 г. достигло 2 млрд человек, 1,2 млрд из которых проживают в развивающихся странах. Выход в Сеть теперь имеют 71 % жителей развитых государств и 21 % - развивающихся, а домашний Интернет соответственно 63 % и 13,5 %. По данным проекта «Web Index» TNS, число российских пользователей Интернета за 2010 г. увеличилось на 14 %, преимущественно за счет регионов. 59 % жителей России старше 12 лет теперь хотя бы раз в месяц используют Интернет.
Несмотря на стабильный рост, Интернет как источник информации в целом пока уступает телевидению. Руководитель проекта «Мир Интернета» фонда «Общественное мнение» Павел Лебедев считает, что у взрослой аудитории глобальная сеть - четвертый по популярности источник информации, в то время как у молодежи он лидирует [1, с. 34]. В компании «Pew Research Center» утверждают, что шесть из десяти американцев читают новости в Сети каждый день, но лишь 5 % из них получают новости исключительно в Интернете, тогда как из офлайновых источников их получают 38 % опрошенных, а еще 59 % получают новости из Интернета и из офлайновых СМИ одновременно.
© Е.С. Радионцева, 2012
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям РФ констатирует, что в последние годы российская аудитория Интернета стала значительно старше [1, с. 35]. Интернет в России перестает быть уделом молодежи, констатируется в 29-м бюллетене фонда «Общественное мнение». Чаще всего в Сеть заходят россияне в возрасте 25-34 лет (31 %). Доля молодежи в возрасте 18-24 лет упала с 37 % в 2005 г. до 30 % в 2010 г. При этом молодые жители Москвы и Санкт-Петербурга пользуются Сетью почти повсеместно (97 и 98 % соответственно). В других городах-миллионниках их число составляет 87 %.
В этих условиях невозможно игнорировать Интернет, хотя на практике лидеры рейтинга печатных изданий России(!) - районные газеты - продолжают обходить его вниманием. Так, в Омской области из 32 районных газет, зарегистрированных на территории региона, только 11 имеют электронные версии. Причины тому понятны: они связаны с отсутствием физических и материальных ресурсов, которые необходимы редакции для создания, поддержки и обновления электронной версии. Для поиска этих ресурсов у руководства районных изданий отсутствует мотивация. И все же в условиях роста популярности Интернета необходимо сочетать интересы редакции с потребностями аудитории. Более того, поскольку сегодня все настойчивее звучат слова о гибели печатных газет в цифровую эпоху, это еще один аргумент для освоения пространства глобальной сети.
«Районка» сегодня продолжает считаться лидером читаемых печатных изданий России, чьи тиражи остаются массовыми. Еще несколько лет назад Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям в исследовании «Российская периодическая печать: состояние, тенденции и перспективы развития» было отмечено, что «чем дальше, тем больше население страны предпочитает местную... прессу как более доступную» [2, с. 13].
Вместе с тем стратегия развития районной печати в целом органично вписывается в мировую практику, которая показывает, что физические продажи тиражей сокращаются. Интернет и мобильные носители привлекают молодежь гораздо больше, чем традиционные издания. Слабая пропаганда серьезного чтения в молодежной среде и старение традиционной аудитории бумажной прессы популярности газетам тоже не добавляют. Поэтому сегодня газеты, в том числе районные, выбирают путь на сближение с Интернетом.
Процесс, связанный с вовлечением муниципальных изданий в цифровое пространство, был намечен в Омской области еще в 2004 г., когда на портале областного правительства районные газеты стали вы-
кладывать собственные новости. Исследование, проведенное тогда автором публикации [3, с. 13], показало, что эта работа носила несистемный характер: не все районные издания были активно вовлечены в этот процесс, лишь небольшая часть газет предоставляла новости регулярно, сопровождала их иллюстрациями и т. п. Так же -несистемно - идет этот процесс и сейчас. Лишь 11 районных газет из 32 имеют сегодня полноценную электронную версию.
Что же собой представляют электронные версии районных газет? Прослеживается ли к ним интерес со стороны читателей? И есть ли основания полагать, что бумажный вариант лидера рейтинга читаемых изданий России окажется поглощенным своей электронной «сестрой»?
Следует сразу оговориться, что общепризнанных методик, связанных с анализом интернет-СМИ, сегодня не существует. Более того, исследователи Интернета, такие как: А.А. Калмыков и Л.А. Коханова [4], М.М. Лукина [5], Г.С. Мельник и А.Н. Теп-ляшина [6] и др., предлагают совершенно разные инструменты для анализа интернет-СМИ.
В основу методики нашего анализа были положены четыре основных критерия:
1. Количественный, связанный с оценкой количественных показателей: рубрик, подрубрик, частотой их обновления и т. д.
2. Качественный, предполагающий оценку контента, учет особенностей сети для ее продвижения.
3. Аудиторный, демонстрирующий возможность отслеживать аудиторию, регистрировать ее.
4. Особенности оформления.
Самое большое количество рубрик отмечается у газеты «Наша искра» Называевского района, «Таврические новости» Таврического района, «Тарское Прииртышье» Тарского
района. Электронные версии этих газет содержат по 9 рубрик. Самое большое количество подрубрик - 24 - в рубрике «Рубрики» «Нашей искры» Называевского района. Стандартные рубрики электронных версий газет: «Гостевая книга», «Объявления», «Фотогалерея», «Газета» и др., в среднем сопровождаются 4-10 подрубриками.
Единственная электронная версия - газета «Вперед» Знаменского района - не имеет ни рубрик, ни подрубрик на главной странице сайта, поскольку их наименования скрыты в архиве номеров электронной версии газеты. Это затрудняет чтение, препятствует восприятию информации. Хорошо структурированная версия, богатая рубриками, помогает легко ориентироваться в материале.
Число страниц сайта - другой важный показатель: чем больше материалов на сайте, тем интереснее издание читателю. Постоянное пополнение сайта информацией
расценивается как положительный момент. Количество страниц влияет на число кликов на сайт, переходов по внутренним ссылкам, ранжирование в поисковых системах. Проведя технический аудит электронных версий районных газет, можно подробно описать параметр «Количество страниц электронной версии газеты». Оптимального количества не существует, поскольку редакция каждого района самостоятельно выбирает количество разделов и страниц электронной версии своей газеты. Редакции омских районных газет по-разному расценивают этот показатель, однако в целом все электронные СМИ «районок» можно условно разделить на несколько групп:
1. С количеством страниц более 100:
«Вперед» Знаменского района, «Знамя»
Исилькульского района, «Маяк» Любинского района, «К новым рубежам» Саргатского района.
2. С количеством страниц более 200: ка-лачинский «Сибиряк», «Таврические новости» Таврического района, «Ваша сельская трибуна» Крутинского района.
3. С количеством страниц более 300: «Наша искра» Называевского района, «Пламя всегда с Вами» Одесского района и «Заря» Полтавского района.
4. Более 400 страниц содержит сетевая газета «Тарское Прииртышье» Тарского района.
При оценке параметра «Периодичность, системность обновления электронной версии газеты» выделены следующие категории районных сетевых СМИ:
1. Ежедневно один раз в день: «Наша искра» Называевского района.
2. Ежедневно несколько раз в день: «Вперед» Знаменского района, «Маяк» Любинского района.
3. Несистемно (один раз в день): «Сибиряк» Калачинского района.
4. 1-2 раза в неделю: «Заря» Полтавско-
го района, «К новым рубежам» Саргатского района, «Тарское Прииртышье» Тарского
района, «Таврические новости» Таврического района.
5. Несистемно (3-4 раза в неделю):
«Знамя» Исилькульского района, «Ваша
сельская трибуна» Крутинского района, «Пламя всегда с Вами» Одесского района.
Таким образом, исследование показало, что большинство электронных версий газет обновляются лишь несколько раз в неделю, от 1 до 4 раз (7 газет из 11). Количество выкладываемых материалов не превышает 7, при средней выкладке по 3-4. Несколько раз в день с цикличностью от 3 до 5 дней обновляет контент сетевой газеты «Сибиряк» редакция Калачинского района. Каждый день от 1 до 10 обновлений зафиксировано в интернет-газетах «Сибиряк» Калачинского района, «Вперед» Знаменского района, «Маяк» Любинского района, «Наша искра» На-зываевского района.
Регулярное обновление тематическим уникальным материалом способствует увеличению виртуальных читателей газеты и росту их интереса к интернет-ресурсу. Редакции омских районных газет по-разному оценивают необходимость обновления информации в электронных версиях газет. Это связано как с ограниченностью информационного поля, так и с нехваткой специалистов по сопровождению интернет-ресурсов.
Оценивая характеристику контента, необходимо отметить, что контент на вебсайте может быть очень разным. Применительно к исследуемым электронным версиям районных газет контент обозначен как универсальный по тематике. Это означает, что уникального контента не представляет ни одно из них. Контент электронных версий районных газет не отличается эксклюзивностью, не размещается на сайте с разрешения правообладателя, не охраняется законом об авторских правах. Контент всех 11 версий районных газет доступен, актуален, достоверен и значим, он имеет аналоги на других сетевых СМИ похожей тематики.
Исследуя электронную версию каждого района в отдельности, можно отметить некоторые особенности. Так, в электронной газете «Вперед» Знаменского района, также как и в газете «Знамя» Исилькульского района, преобладает графический контент. Карта Омской области и герб района присутствуют здесь на главной странице сайта. «Сибиряк» Калачинского района состоит из трех видов контента в равных долях: текстового, фактического, графического. В «Маяке» Любинского района преобладает текстовый контент с элементами графического.
Анализ структуры электронных версий газет позволяет выявить внутренние взаимосвязи, сказать об эффективности их организации. Большая часть электронных версий районных газет использует древовидный тип структур (из анализируемых 11 версий 5 имеют этот тип структур): «Наша искра» Называевского района, «Знамя»
Исилькульского района, «Ваша сельская
трибуна» Крутинского района, «К новым рубежам» Саргатского и «Таврические новости» Таврического района. Древовидная структура имеет начало - первую страницу, корень дерева, конец просмотра, который связан с исчерпанием всего материала сетевой газеты. Основным недостатком древовидной структуры является сложность соблюдения баланса между глубиной и шириной. Если дерево электронной версии газеты будет расти только вглубь, то читателю, чтобы дойти до интересующей его страницы, придется загрузить и просмотреть слишком большое количество страниц. Если же электронная версия газеты будет только расширяться, то, чтобы найти нужную информацию, читатель будет тратить много
времени на выбор нужного раздела. И первое, и второе может вызвать у него негативные эмоции. Поэтому необходимо постоянно следить за разрастанием ресурса и придерживаться золотой середины.
Плоская структура состоит из главного документа (домашней страницы), который имеет ссылки на все остальные документы узла. В Омской области такой тип структуры используют три электронные версии: «Вперед» Знаменского района, «Пламя всегда с Вами» Одесского и «Сибиряк» Кала-чинского районов.
Комбинированный тип структур отмечается еще у трех электронных версий газет. К ним относятся: «Маяк» Любинского района, «Заря» Полтавского района и «Тар-ское Прииртышье» Тарского района. Верхний уровень (домашняя страница, группа вспомогательных документов, индексы разделов) организован как плоская структура. От заголовков разделов идут древовидные конструкции, объединяющие документы, относящиеся к этим разделам, имеющие ссылки только на своих прямых «родственников» и «родителей». Листьями этих деревьев являются отдельные документы, плоские структуры.
Оценивая наличие рекламных материалов в электронных версиях газет, необходимо отметить следующие тенденции: в трех версиях районных сетевых СМИ рекламные материалы отсутствуют совсем. Частные строчные объявления размещены в электронных газетах «Знамя» Исилькульского района, «Ваша сельская трибуна» Крутинского района, «Маяк» Любинского района. В отдельную рубрику «Объявления» сведены объявления о купле-продаже товаров, сдаче в аренду и размене жилплощади, открытых вакансиях в районные компании и т. д. Рубрика «Объявления» существует в газетах: «К новым рубежам» Саргатского района, «Наша искра» На-зываевского района, «Ваша сельская трибуна» Крутинского района, «Таврические новости» Таврического района, «Тарское Прииртышье» Тарского района.
Статичные текстовые объявления изжили себя, и районным газетам стало не хватать динамики и яркости. Рекламная индустрия не преминула использовать мультипликационные технологии для создания анимированных баннеров. Такие баннеры есть в «Заре» Полтавского района и «Тарском Прииртышье» Тарского района. Анимированные объявления в стиле бегущей строки представлены в следующих районных интернет-СМИ: «Вперед» Знаменского района, «Заря» Полтавского района, «К новым рубежам» Саргатского района, «Наша искра» На-зываевского района, «Тарское Прииртышье» Тарского района.
Все рекламные материалы размещены в шапке анализируемых сайтов. Однако некоторые газеты, такие как «Тарское Приир-
тышье» Тарского района и «Заря» Полтавского района, размещают анимированные баннеры внизу главной электронной страницы за счет обилия анимационных материалов в остальных частях сайта. В «Нашей искре» Называевского района статичные рекламные баннеры тоже размещены внизу главной страницы.
Немаловажный параметр - наличие поисковой системы внутри электронной версии, которая имеется только в пяти изданиях. Поисковые системы упрощают доступ к информации, помогают понять логическое расположение информации - в меню, в основном тексте, в нижней части страницы и т. д. Для читателей важна релевантность сайта - смысловое соответствие между информационным запросом и полученным сообщением. Поэтому важна как релевантность результатов поисковых запросов, так и релевантность контента электронной газеты для читателей. Соответствие результатов запроса поисковой системы внутри сетевой газеты интересам виртуального читателя зависит не только от поисковой системы, но и от того, насколько удачно сформулирован запрос, т. е. насколько сам запрос правильно отражает интересы посетителя. Практически все электронные версии снабжены счетчиками посещений. Они показывают, что цифровые СМИ сегодня интересны читателям, хотя ни одна из электронных версий не представлена в рейтингах интернет-СМИ региона как значимая по посещаемости.
Таким образом, можно констатировать, что электронные версии районных газет Омской области пока не получили повсеместного распространения: из 32 зарегистрированных районных газет электронные версии есть только у 11 изданий. Пример районных газет Омской области, самых массовых по тиражу изданий России, показывает, что вопрос об издательском «каннибализме» преждевременный. Видимо, редакторы районных газет разделяют мнение Павла Гусева, главного редактора газеты «Московский комсомолец», который не перестает публично утверждать, что версия о гибели печатных изданий преждевременна. «Если пойти по этому пути, то бигмаки давно стали бы основой жизни и человечество забыло бы о существовании другой еды. Интернет в этом смысле тот же фастфуд. Потом, Интернет - не средство массовой информации, а средство массовой коммуникации. Всего 10-12 % пользователей заходят в Сеть за информацией как в СМИ, а 90 % -совсем по другим причинам: кто-то играть, кто-то узнать, где купить нужную вещь, и пр. К СМИ это никакого отношения не имеет. Когда в 1956 году началось телевидение, больше всего говорили о смерти газет. Но сегодня и телевидение, и радио, и газеты работают в определенной упряжке. Нужны бумажные версии, потому что у них другая
аудитория и другие условия для того, чтобы нужная информация проникла более разносторонне и доходчиво. Со временем печатные СМИ станут информационным ресурсом для гурманов. Вот и все» [1, с. 20].
ЛИТЕРАТУРА
[1] Российская периодическая печать: состояние,
тенденции и перспективы развития. М., 2011. URL: http://www.sbo-paper.ru/upload/pdf/2011_
periodical.pdf. 79 с.
[2] Российская периодическая печать: состояние, тенденции и перспективы развития. М., 2007.
URL : http://www.sbo-paper.ru/upload/pdf/2011_ periodical.pdf. 76 с.
[3] Радионцева Е. С. Творческий потенциал районной газеты : автореф. дис. ... канд. филол. наук по специальности «Журналистика». Екатеринбург, 2009. 16 с.
[4] Калмыков А. А., Коханова Л. А. Интернет-журналистика. М., 2005. 376 с.
[5] Лукина М.М. Интернет-СМИ. Теория и практика. М., 2011. 346 с.
[6] Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Актуальные проблемы современности и журналистика : учеб. пос. для студентов факультета журналистики. СПб., 2005. 237 с.