Научная статья на тему 'Чем интересна районная газета сегодня'

Чем интересна районная газета сегодня Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1407
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ РАЙОННАЯ ГАЗЕТА / ЕЕ ФУНКЦИИ / НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОРГАНИЗАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MODERN LOCAL NEWSPAPER / HER FUNCTIONS / DIRECTLY-ORGANIZATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Радионцева Екатерина Сергеевна

В публикации рассматривается вопрос о функциях современной районной газеты. В качестве интегрирующей функции выявляется непосредственно организаторская деятельность редакции, способствующая активным контактам с аудиторией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WHAT IS INTERESTING LOCAL NEWSPAPER TODAY

Тhis publication describes the functions of a modern regional newspaper. As the main function is detected directly-organizational activities editorial Board, contributing to the active support of the edition of the relationship with the audience.

Текст научной работы на тему «Чем интересна районная газета сегодня»

УДК 007

Е. С. Радионцева,

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского ЧЕМ ИНТЕРЕСНА РАЙОННАЯ ГАЗЕТА СЕГОДНЯ

В публикации рассматривается вопрос о функциях современной районной газеты. В качестве интегрирующей функции выявляется непосредственно организаторская деятельность редакции, способствующая активным контактам с аудиторией.

Ключевые слова: современная районная газета, ее функции, непосредственно-организаторская деятельность.

Районная газета сегодня - одно из самых востребованных и читаемых периодических изданий в нашей стране. По данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям России, в отличие от остальных сегментов печати, тиражи локальных СМИ практически не снижаются. В чем секрет популярности районных изданий? Какие функции, выполняемые районной газетой, позволяют ей быть интересной, востребованной, читаемой?

Гипотеза исследования заключалась в том, что функциональная модель районной газеты направлена на реализацию непосредственно-организаторской деятельности, нацеленной на обратную связь, взаимодействие с аудиторией.

Исследователь печати С. М. Гуревич в своем учебном пособии «Газета: вчера, сегодня, завтра» под моделью понимает упрощенный аналог какого-либо реального объекта -предмета, явления, процесса [1, с. 112-156]. Воспроизводя с помощью модели структуру, качество, работу объекта, можно понять особенности его деятельности и реальные возможности. В журналистике модель становится образцом, в котором концентрируются опыт передовых редакционных коллективов, качества лучших периодических изданий.

Сегодня наукой разработана целая классификация моделей. [2, с. 48-87]. В зависимости от целей исследования выделяют следующие модели: функциональные, предназначенные для изучения особенностей работы (функционирования) системы, ее назначения во взаимосвязи с внутренними и внешними элементами; функционально-физические - для изучения физических (реальных) явлений, используемых для реализации заложенных в систему функций; модели процессов и явлений, такие как кинематические, прочностные, динамические и другие, предназначены для исследования тех или иных свойств и характеристик системы, обеспечивающих ее эффективное функционирование. Для изучения журналистики наиболее актуальны функциональные модели, основанные на анализе функций СМИ.

Эмпирической базой исследования стали электронные версии районных газет СФО. Выборка делалась на основе следующих критериев:

- издание населенного пункта с численностью более 5 тыс. чел.;

- издание, имеющее электронную версию.

В итоге в перечень анализируемых изданий попали по две газеты от Томского района («Бакчарская жизнь» Бакчарского района и «Таежный меридиан» Тегульдетского района), Кемеровского региона («Вперед» Мариинского района и «Эхо» Промышленновского района), Новосибирского района («Коченевские вести» Коченевского района, «Наша жизнь» Карасукского района) и Алтайского края («Змеиногорский вестник» Змеиногорского района, «Ударник» Петропавловского района). От Омской области было рассмотрено 10 районных газет, что обусловлено большим интересом к тенденциям в информационном пространстве родного региона. Это «Тарское Прииртышье» Тарского района, «Сельская трибуна» Крутин-ского района, «Знамя труда» Муромцевского района, «Наша Искра» Называевского района, «Таврические новости» Таврического района, «Тюкалинский вестник» Тюкалинского района, «Целинник» Нововаршавского района, «Голос целины» Русско-Полянского района,

«Знамя» Исилькульского района, «Заря» Полтавского района. Всего в выборку попало 18 газет. Хронологические рамки исследования - период с 2010 по май 2014 года.

Организаторские функции проявляются в ряде направлений. Во-первых, это журналистский анализ реальной практики. Его результат - позитивные или негативные выводы, а также предложения по оптимизации деятельности социальных институтов. Во-вторых, это анализ решений и документов различных государственных, общественных организаций с оценкой, поддержкой или рекомендациями по их преобразованию. В-третьих, контроль за исполнением решений власти, соблюдением конституционных и правовых норм.

Мы же будем рассматривать еще одну сторону данной функции - организацию редакторским коллективом различных мероприятий. Именно на это и был нацелен предпринятый контент-анализ.

На сайтах печатных изданий, где присутствовала функция поиска, выборка текстов проходила по ключевым словам: конкурс, акция, проект, спецпроект, круглый стол, курсы, концерт и т. п. Газеты формата .pdf вычитывались.

Организационно-массовая работа - это «система организационных мероприятий, целью которых является расширение и укрепление связей редакции с читателями и авторским активом» [1, с. 35].

В последнее время в числе интересных форм, используемых редакциями различных изданий в рамках организационно-массовой работы, - специальные проекты, акции и информационные кампании, в которых пересекаются журналистские и «пиаровские» методы. Подобные мероприятия нетрадиционными подходами привлекают внимание к актуальным проблемам и к изданию в целом.

Было выделено несколько базисных критериев, по которым различалась форма проводимых районной газетой организационно-массовых мероприятий:

- по форме: концерт, уличное действие, конкурс, игра, акция, круглый стол, спецпроект и др.;

- по финансовой цели: коммерческая, некоммерческая;

- по функции: исследовательские (проведение опроса разных групп населения); рекламные, стимулирующие (PR планируемого мероприятия, услуги нового учреждения, службы социальной ценности (пропаганда ЗОЖ) и т. п.); благотворительные (сбор денежных средств, вещей, книг и т. п. для передачи их целевой группе); социально-педагогические (воздействующие на изменение сознания, поведения, отношения определенной категории населения к чему-либо); социально-профилактические (предупреждение развития ситуации социальной запущенности молодежи); патриотические (воспитывающие любовь и уважение к Родине, ее истории: прошлому и настоящему); социокультурные (влияющие на уровень культуры, воспитывающие интерес к своей национальной культуре и культуре других народов, актуализирующие значимость народных праздников, традиций и обычаев); социально-правовые (способствующие повышению уровня правовой культуры разных групп населения); трудовые (способствующие преобразованию, совершенствованию социального пространства посредством социально-значимой трудовой деятельности).

Одной из первых реализовывать свои организационные ресурсы начала газета «Змеи-ногорский вестник» Алтайского края. В 2003 году она провела акцию «Я хочу к маме». По словам редактора Людмилы Кейбол, змеиногорцы активно откликнулись на нее: в редакцию несли фрукты, сладкие подарки, игрушки, книги, а один предприниматель привез сразу две коробки апельсинов. С этими подарками почти всем коллективом, пригласив с собой артистов из районного Дома культуры и священника местной церкви, отправились в детский дом и коррекционную школу-интернат. Их воспитанники в ответ подготовили рождественское представление.

Корреспонденты «ЗВ», видя насколько эффективны акции, продолжали развивать свои идеи в этом направлении и шлифовать организаторские способности. В 2005 году приступили к акции «Нет социальному сиротству!». Администрация края тогда впервые объявила конкурс грантов в сфере СМИ. Проект районки оказался лучшим. На выигрыш, сумма

которого составляла 200 тысяч рублей, газета стала выпускать специальную страницу, посвященную сиротам. Рассказывали, при каких обстоятельствах тот или иной ребенок остался без родителей, что пришлось пережить, когда его бросила родная мать, и, конечно, о том, как живется детям в новых семьях.

Районка продолжает и сегодня развиваться в данном направлении. С 2010 года редакционным коллективом газеты было проведено более 15 акций. Все они носят социальный характер. Редакция не гонится за коммерческой выгодой, проекты нацелены на приобщение читателей к существующим в районе социальным проблемам, интегрирует свою аудиторию, содействует взаимодействию власти и населения, общению читателей друг с другом.

В газете «Ударник» Алтайского края с 2010 по 2014 г. журналисты дали старт 7 конкурсам, многие из которых стали регулярными.

Местное издание «Вперед» Кемеровской области является одним из старейших. Как показало исследование, за рассмотренный период газета провела 15 конкурсов. Около 40 % проведенных мероприятий - рекламные, нацелены на продвижение газеты. 15 % акций - общественные, 30 % - специализированные проекты, остальное - конкурсы.

Газета «Эхо» Кемеровской области провела множество организационно-массовых мероприятий: акцию «Чистый бор», «Наш общий день рождения», «Сухая попа», «Выпуск-ник-2012», «Домострой». Прошли конкурсы «Строим сами - строим с нами», реализованы проекты «Вниз по Ине...», «Деревенька моя». Особо можно отметить конкурсы «У кого что, а у нас свадьбы», «Папаня», «Движение - это жизнь», «Обласканные солнцем». Очень трогательным и душевным получился конкурс «Самая-самая мама».

Газета «Коченевские вести» Новосибирской области за рассмотренный период провела около десятка общественных мероприятий. В газете есть специальная рубрика «КВ-акция», где и дается старт очередным организационно-массовым мероприятиям. Издание старается специализироваться на благотворительных акциях, таких - 70 %. Всего одна акция - стимулирующая.

В «Нашей жизни» Карасукского района Новосибирской области специфика функциональной модели отражается в самых разных формах. Это и конкурсы, и общественные акции, и проекты. Среди них наиболее яркий конкурс «Журналина», посвященный журналистскому мастерству. В 2012 году газета опубликовала материал о трехлетнем мальчике, которому были необходимы средства на лечение. Публикация подвигла коллектив гимназии № 1 города Кара-сука провести акцию, благодаря которой было собрано 20 тысяч рублей. В августе 2013 года прошла акция «На одну свалку меньше». Работники редакции убрали мусор, привлекли к этому районную администрацию. Работы велись на средства областной и районной целевых программ по очистке от мусора населенных пунктов и прилегающих территорий.

В газете «Бакчарская жизнь» Томского района удалось выявить только один конкурс на лучшего почтальона, который проводился в 2013 году. В «Таежном меридиане» Томского района зафиксировано чуть больше акций. Это конкурсы «Лето - это маленькая жизнь» (2011), «Умеем поработать, умеем отдохнуть» (2012), «Ловись рыбка, большая и маленькая» (2013). Кроме того, в 2012 году появилась публикация с названием «Мы в ответе за тех, кого приручили». В ней рассказывалось о 15 бесхозных щенках, для которых подыскивался кров. На этом заканчивается организаторская деятельность газет.

Изданиями Омской области за исследуемый период было проведено 51 мероприятие различной формы и цели. Рассмотрим подробнее.

Газета «Наша искра» Называевского района Омской области едва ли настроена на активный поиск новых форм и подходов для взаимодействия с аудиторией. С 2010 года ее редакцией было проведено всего пять акций. Основная форма - фотоконкурсы. Один из последних конкурсов - «Это наш уголочек Сибири».

В издании «Знамя» Исилькульского района в 2011 году стартовала благотворительная акция «Хочу в семью». Интересный конкурс 2011 года - «История газетной вырезки». Почти три десятка человек приняли участие в этом юбилейном конкурсе. В течение нескольких месяцев

в редакцию приносили и присылали вырезки из газеты «Знамя» самых разных лет - от начала 60-х годов (когда она еще была «Соцстройкой») и до самого последнего времени. По итогам конкурса победителей ждали призы. «Родина начинается здесь» (2012) - конкурс, приуроченный к празднованию юбилея одного из старейших сел района Первотаровки. Проводились и развлекательные, стимулирующие мероприятия, например, фотоконкурсы «Папина копия», «Мамин портрет» (2012), в которых суммарно приняли участие 56 взрослых и детей, проголосовало тогда чуть более 1000 читателей. Встречались и викторины, приуроченные к праздникам 23 февраля и 8 Марта: «Восьмое марта», «Знают наши папы» (2012). Всего в них приняло участие более полусотни человек, а победители были награждены призами. Один из последних - стимулирующий фотоконкурс «Девушка-весна», в котором приняло участие 42 представительницы прекрасного пола.

«Тюкалинский вестник» Тюкалинского района делает особый акцент на реализации специальных проектов только с 2012 года. В районном печатном издании появилось много новшеств, таких как «Формула детского здоровья», где полезную информацию могут получить молодые мамы. «Чужих детей не бывает» - о проблемах детей из неблагополучных семей. Также с 2012 года редакция организовывает акцию по сбору вещей и денежных средств для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Актуальными являются и такие проекты, как «Пишет книгу памяти война», о героическом подвиге наших земляков, и «Род. Родословная. Родина», «Родная сердцу сторона» (2013), «Снится мне деревня» (2014) и др. Это не просто актуальная и модная тема. Это история родного края в судьбах тюкалинцев.

В «Голосе целины» Русско-Полянского района удалось найти не так много примеров организационно-массовой деятельности. В 2013 году газета проводила фотоконкурс «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!». Участвовало чуть более 10 человек, победители конкурса были награждены ценными призами. В 2012-2013 годах проходили акции для подписчиков: они получали 50 % скидку на размещение объявлений и поздравлений.

В газете «Заря» Полтавского района за рассмотренный период редакцией было проведено всего 8 организационно-массовых мероприятий.

В «Знамени труда» Муромцевского района удалось выявить всего несколько примеров организации редакцией конкурсов и акций: «Поможем Володе», «Незабываемые мгновения», «Сделаем поселок чище и краше».

«Сельская трибуна» Крутинского района пристальное внимание уделяет организационной деятельности. Здесь выявлены различные стимулирующие и развлекательные конкурсы: Акция «Чистое село» (2010), конкурс на лучший слоган и знание песен, в которых есть слово «выбор»

(2011), «Супер-бабушка» (2012), «Главное слово в каждой судьбе» (2012), «Летнее настроение»

(2012), «Змея - хозяйка года» (2012), конкурс «Огород на подоконнике» (2013) и т. д.

Теперь перейдем к еще одной, известной многим в Омской области, газете «Тар-ское Прииртышье». Здесь уместно начать с развлекательных и стимулирующих конкурсов и фотоконкурсов «Наш любимец» (2012), «Ах, эта свадьба» (2013), «Узнай себя!» (2014), где фоторепортер «ТП» ловит в свой объектив жителей Тары, а читателям затем предлагается узнать себя и прийти за призом. В 2012 году в статье «Наедине с собой и своей бедой» редакция газеты призывала помочь сельскому подростку Алексею Фатееву, который в результате трагедии остался прикован к койке, семья, где случилось горе, небогатая, а власти из обещанных 10 тыс. руб. выделили на ремонт домика всего 1 тыс. Сама газета тоже не осталась в стороне и поддержала Лешу, выделив 10 тысяч рублей. Каждые полгода редакция проводит конкурс «Лучший почтальон» и устраивает розыгрыши для подписчиков газеты.

Газета «Наша Иртышская правда» Большереченского района, как выяснилось, уделяет мало внимания организационно-массовой деятельности. На сайте удалось найти всего несколько подобных мероприятий - фотоконкурс «Расскажи о своем счастье» (2013), сбор средств для лечения маленькой Маши Рычковой (2014) и на возрождение храма Успения Божией Матери в Большеречье (2014).

Сегодня функция информирования - это некий минимум, на что способна журналистика и чего требует от нее аудитория. В XXI веке вместе с ситуацией в стране меняются и социально-профессиональные установки, что в свою очередь влечет изменения характера отношений между журналистом и аудиторией.

Проведенный анализ местных изданий Новосибирского, Алтайского, Кемеровского, Томского регионов, Омской области показал, что ни одна из рассмотренных газет не обходит стороной организаторскую функцию.

Близость, доверительность общения между редакцией и читателями уже не способны удержать аудиторию. Районная газета пытается найти себя снова, раскрыть в себе скрытые стороны, реализовать новые силы, использовать свой потенциал. И делает первые шаги в этом направлении, в чем ей и помогает ее близость к аудитории. Какие-то редакции уже добились успеха, какие-то только начали свой путь.

Заканчивается эпоха концепции «читатель - к нам» (с письмами, жалобами, просьбами), аудитория требует действий, поэтому самые чувствительные к новым тенденциям редакции уже сменили свою политику на «мы - к читателю» (с конкурсами, акциями, проектами). Районной журналистике надоело быть сторонним наблюдателем всего происходящего, она хочет соучастия.

Проведенный анализ показывает, что шаги районной газеты в сторону гражданской журналистики повышают доверие населения к ней, позволяют добиваться уважения со стороны коллег и властных структур. Именно эти газеты имеют достаточно устойчивое экономическое положение. Районная газета двигается в сторону тенденций, навеянных современными запросами читателей. Местное издание осваивает роль социальной журналистики, что способствует ее прочной связи со своей аудиторией и гарантированному будущему существованию.

Библиографический список

1. Гуревич, С. М. Газета: вчера, сегодня, завтра. - М. : Аспект-Пресс, 2004. - 288 с.

2. Уемов, А. И. Логические основы метода моделирования. - М. : Мысль, 1971. - 311 с.

E. S. Radiontceva, Omsk state University F. M. Dostoevsky

WHAT IS INTERESTING LOCAL NEWSPAPER TODAY

This publication describes the functions of a modem regional newspaper. As the main function is detected directly-organizational activities editorial Board, contributing to the active support of the edition of the relationship with the audience.

Keywords: Modern local newspaper, her functions, directly-organizational activity.

References

1. Gurevich, S.M. Gazeta: vchera, segodnja, zavtra. - M. : Aspect-press, 2004. - 288 s.

2. Uyemov, A.I. Logisticheskiye osnjvy modelirovaniya. - М. : Мysl, 1971. - 311 s.

© Е. С. Радионцева, 2015

Автор статьи - Екатерина Сергеевна Радионцева, кандидат филологических наук, доцент, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, e-mail: rakaty@yandex.ru

Рецензенты:

Валерий Иванович Хомяков, доктор филологических наук, профессор, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского.

Татьяна Викторовна Шкайдерова, кандидат филологических наук, доцент, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.