Научная статья на тему 'Электронная версия районной газеты: типологические особенности'

Электронная версия районной газеты: типологические особенности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
769
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЙОННАЯ ГАЗЕТА / ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ / ИНТЕРНЕТ / АУДИТОРИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Радионцева Екатерина Сергеевна

В публикации поднимается проблема трансформации типологической системы СМИ, рассматривается вопрос о методике анализа типологии электронных изданий. Материал изучается на примере районных газет, считающихся лидером на рынке читаемых изданий России. В статье проанализированы электронные версии районных газет Сибирского федерального округа. Материал исследования может быть использован для преподавания дисциплин по журналистике, а также в практической деятельности районных изданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронная версия районной газеты: типологические особенности»

УДК 07

Е.С. Радионцева Омский государственный университет имени Ф.М. Достоевского

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ РАЙОННОЙ ГАЗЕТЫ: ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

В публикации поднимается проблема трансформации типологической системы СМИ, рассматривается вопрос о методике анализа типологии электронных изданий. Материал изучается на примере районных газет, считающихся лидером на рынке читаемых изданий России. В статье проанализированы электронные версии районных газет Сибирского федерального округа. Материал исследования может быть использован для преподавания дисциплин по журналистике, а также в практической деятельности районных изданий.

Ключевые слова: районная газета, электронная версия, интернет, аудитория средств массовой информации.

Статистические данные последних лет свидетельствуют о том, что число пользователей Интернетом неуклонно растет. Этот процесс затрагивает все страны мира. Так, по данным Международного союза электросвязи (ITU), количество пользователей Интернета в мире к концу 2010 г. достигло 2 млрд человек, 1,2 млрд из которых проживают в развивающихся странах. Выход в Сеть теперь имеют 71% жителей развитых государств и 21% - развивающихся, а домашний Интернет соответственно 63% и 13,5%.По данным проекта «Webindex» TNS, число российских пользователей интернета за 2010 г. увеличилось на 14%, преимущественно за счет регионов. 59% жителей России старше 12 лет теперь хотя бы раз в месяц используют Интернет.

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям РФ констатирует, что в последние годы российская аудитория интернета стала значительно старше [1, с. 35]. Интернет в России перестает быть уделом молодежи, констатируется в 29-м бюллетене фонда «Общественное мнение». Чаще всего в Сеть заходят россияне в возрасте 25-34 лет (31%). Доля молодежи в возрасте 18-24 лет упала с 37% в 2005 г. до 30% в 2010-м. При этом молодые жители Москвы и Санкт-Петербурга пользуются Сетью почти поголовно (97% и 98% соответственно). В других городах-миллионниках их число составляет 87%.

Следует сразу оговориться, что общепризнанных типологических методик, связанных с анализом интернет-СМИ, сегодня не существует. Более того, исследователи интернета, такие, как А.А. Калмыков, Л.А. Коханова [4], М.М. Лукина [5], Г.С. Мельник, А.Н. Тепляшина. [6] и многие другие, предлагают совершенно разные инструменты для анализа интернет-СМИ.

В открытых источниках Интернета сайты разграничиваются по назначению, ради которых пользователи посещают интернет. Теоретики, как правило, разграничивают все многообразие электронных СМИ на основе целого ряда параметров: специфики контента, оформления, наличия / отсутствия рекламного материала, дополнительных сервисов и т.д. Зачастую каждый исследователь выделяет определенный набор инструментов, которыми в дальнейшем «препарирует» свой объект.

Попытаемся посмотреть, применимы ли эти инструменты для анализа электронных версий районных газет. Районные газеты считаются устойчивым, общепризнанными исторически сложившимся типом изданий. Кроме того, «районки» являются лидером читаемых изданий России, чьи тиражи остаются одними из самых массовых. Еще несколько лет назад Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям в исследовании «Российский рынок периодической печати в 2007 г. : состояние, тенденции и перспективы развития»,

было подмечено, что «.. .чем дальше, тем больше население страны предпочитает местную... прессу как более доступную» [2, с. 13].

Сегодня районные издания взяли курс на перевооружение - пытаются освоить интернет-пространство. В Омской области из 32 районных газет, зарегистрированных на территории региона, 14 имеют собственные электронные версии. Среди регионов Сибирского федерального округа по насыщенности электронными версиями Омская область лидирует, чей результат - 44% электронных версий от общего числа печатных «районок». На втором месте Красноярский край, в котором насчитывается 39% электронных версией от общего числа периодических печатных районных изданий. На конец первого полугодия 2012 г. в крае было 17 электронных версий «районок» из 44 районных изданий, представленных на официальном сайте Красноярского края www.krskstate.ru. На третьем месте Алтайский край с результатом 36% электронныхверсиейот общего количества районных изданий, информация о которых зафиксирована на официальном сайте Алтайского края www.altairegion22.ru. Это 21 электронный вариант, а всего в Алтайском краевыходит 59 «районок». Последнее место в нашем рейтинге за Новосибирской областью с 5 электронными версиями из 32 районных газет или 16% от общего числа. Мониторинг проводился с февраля по апрель 2012 г.

Причины невысокого проникновения районных газет в Сеть понятны: они связаны с отсутствием физических и материальных ресурсов, которые необходимы редакции для создания, поддержки и обновления электронной версии. Для поиска этих ресурсов у руководства районных изданий отсутствует мотивация. И все же в условиях роста популярности интернета необходимо сочетать интересы редакции с потребностями аудитории.

Что же собой представляют электронные версии районных газет с типологической точки зрения?

В основу методики нашего анализа были положены четыре основных критерия:

1. Количественный, связанный с оценкой количественных показателей: рубрик, под-рубрик, частотой их обновления и т.д.

2. Качественный, предполагающий оценку контента, учет особенностей сети для ее продвижения.

3. Аудиторный, демонстрирующий возможность отслеживать аудиторию, регистрировать ее.

4. Особенности оформления.

Типологический анализ электронных версий районных газет проведен на примере Омской области. Самое большое количество рубрик отмечается у газеты «Наша искра» Называ-евского района, «Таврические новости» Таврического района, «ТарскоеПрииртышье» Тар-ского района. Электронные версии этих газет содержат по 9 рубрик. Самое большое количество подрубрик - 24 - в рубрике «Рубрики» «Нашей искры» Называевского района. Стандартные рубрики электронных версий газет: «Гостевая книга», «Объявления», «Фотогалерея», «Газета» и другие, в среднем сопровождаются 4-10 подрубриками. Единственная электронная версия - газета «Вперед» Знаменского района - не имеет ни рубрик, ни подрубрик на главной странице сайта, поскольку их наименования скрыты в архиве номеров электронной версии газеты. Это затрудняет чтение, препятствует восприятию информации.

Число страниц сайта - другой важный показатель: чем больше материалов на сайте, тем интереснее издание читателю. Количество страниц влияет на число кликов на сайт, переходов по внутренним ссылкам, ранжирование в поисковых системах. Оптимального количества не существует, поскольку редакция каждого района самостоятельно выбирает количество разделов и страниц электронной версии своей газеты. Редакции омских версий газет по-разному расценивают этот показатель, однако в целом все электронные СМИ «районок» можно условно разделить на несколько групп:

1. С количеством страниц более 100: «Вперед» Знаменского района, «Знамя» Исиль-кульского района, «Маяк» Любинского района, «К новым рубежам» Саргатского района.

2. С количеством страниц более 200: Калачинский «Сибиряк», «Таврические новости» Таврического района, «Ваша сельская трибуна» Крутинского района.

3. С количеством страниц более 300: «Наша искра» Называевского района, «Пламя всегда с Вами» Одесского района и «Заря» Полтавского района.

4. Более 400 страниц содержит сетевая газета «ТарскоеПрииртышье» Тарского района.

При оценке параметра «Периодичность, системность обновления электронной версии

газеты» выделены следующие категории районных сетевых СМИ:

1. Ежедневно (один раз в день): «Наша искра» Называевского района.

2. Ежедневно (несколько раз в день): «Вперед» Знаменского района, «Маяк» Любин-ского района.

3. Несистемно (один раз в день): «Сибиряк» Калачинского района.

4. 1 -2 раза в неделю: «Заря» Полтавского района, «К новым рубежам» Саргатского района, «ТарскоеПрииртышье» Тарского района, «Таврические новости» Таврического района.

5. Несистемно, 3-4 раза в неделю: «Знамя» Исилькульского района, «Ваша сельская трибуна» Крутинского района, «Пламя всегда с Вами» Одесского района.

Таким образом, исследование показало, что большинство электронных версий газет обновляются лишь несколько раз в неделю, от 1 до 4 раз (7 газет из 11). Количество выкладываемых материалов не превышает 5. В среднем по 3-4.

Регулярное обновление тематическим, уникальным материалом способствует увеличению виртуальных читателей газеты и росту их интереса к интернет-ресурсу. Редакции омских районных газет по-разному расценивают частотность обновления информации в электронных версиях газет. Это связано как с ограниченностью информационного поля, так и с нехваткой специалистов по сопровождению интернет-ресурсов.

Оценивая характеристику контента, необходимо отметить, что контент на веб-сайте может быть очень разным. Уникального контента не представляет ни одна электронная версия районных изданий, не отличается он и эксклюзивностью. Контент всех версий районных газет доступен, актуален, достоверен и значим, он имеет аналоги на других сетевых СМИ похожей тематики.

Исследуя электронную версию каждого района в отдельности, можно отметить некоторые особенности. Так, в электронной газете «Вперед» Знаменского района, также как и в газете «Знамя» Исилькульского района, преобладает графический контент. Карта Омской области и герб района присутствуют здесь на главной странице сайта. «Сибиряк» Калачинско-го района состоит из трех видов контента в равных долях: текстового, фактического, графического. В «Маяке» Любинского района преобладает текстовый контент с элементами графического.

Анализ структуры электронных версий газет позволяет выявить внутренние взаимосвязи, сказать об эффективности их организации. Большая часть электронных версий районных газет использует древовидный тип структур (из анализируемых 14 версий, относящихся к Омской области, 7 имеют этот тип структур). Древовидная структура имеет начало - первую страницу, корень дерева, конец просмотра, который связан с исчерпанием всего материала сетевой газеты. Основным недостатком древовидной структуры является сложность соблюдения баланса между глубиной и шириной. Если дерево электронной версии газеты будет расти только вглубь, то читателю, чтобы дойти до интересующей его страницы, придется загрузить и просмотреть слишком большое количество страниц. Если же электронная версия газеты будет только расширяться, то чтобы найти нужную информацию, читатель будет тратить много времени на выбор нужного раздела. И первое, и второе может вызвать у него негативные эмоции. Поэтому необходимо постоянно следить за разрастанием ресурса и придерживаться золотой середины.

Плоская структура предполагает наличие главного документа со ссылками на остальные документы узла. В Омской области такой тип структуры просматривается в трех электронных версиях.

Комбинированный тип структуры - еще у трех электронных версий газет. Верхний уровень организован наподобие плоской структуры. От заголовков разделов исходят так называемые древовидные конструкции, объединяющие документы, относящиеся тематически к этим разделам, имеющие ссылки только на своих прямых «родственников» и «родителей». Листьями этих деревьев являются отдельные документы, оформленные в виде плоских структур.

Оценивая наличие рекламных материалов в электронных версиях газет, необходимо отметить следующие тенденции: в трех версиях районных сетевых СМИ рекламные материалы отсутствуют совсем. Частные строчные объявления размещены в электронных газетах «Знамя» Исилькульского района, «Ваша сельская трибуна» Крутинского района, «Маяк» Любинского района. В отдельную рубрику «Объявления» сведены объявления о купле-продаже товаров, сдаче в аренду и размене жилплощади, открытых вакансиях в районные компании и так далее. Рубрика «Объявления» существует в газетах: «К новым рубежам» Саргатского района, «Наша искра» Называевскогорайона, «Ваша сельская трибуна» Крутинского района, «Таврические новости» Таврического района, «ТарскоеПрииртышье» Тарского района.

Статичные текстовые объявления изжили себя, и районным газетам стало не хватать динамики и яркости. Рекламная индустрия не преминула использовать мультипликационные технологии для создания анимированных баннеров. Такие баннеры в «Заре» Полтавского района и «Тарском Прииртышье» Тарского района. Анимированные объявления в стиле бегущей строки представлены, например, в интернет-СМИ «Вперед» Знаменского района, «Заря» Полтавского района, «К новым рубежам» Саргатского района, «Наша искра» Называев-ского района, «ТарскоеПрииртышье» Тарского района.

Все рекламные материалы размещены в шапке анализируемых сайтов. Однако некоторые газеты, такие как «ТарскоеПрииртышье» Тарского района и «Заря» Полтавского района, размещают анимированные баннеры внизу главной электронной страницы за счет обилия анимационных материалов в остальных частях сайта. В «Нашей искре» Называевского района статичные рекламные баннеры тоже размещены к низу главной страницы.

Немаловажный параметр - наличие поисковой системы внутри электронной версии, которые просматривается только в пяти изданиях. Поисковые системы упрощают доступ к информации, помогают понять логическое расположение информации - в меню, в основном тексте, в нижней части страницы и так далее. Для читателей важна релевантность сайта -смысловое соответствие между информационным запросом и полученным сообщением. Поэтому важна как релевантность результатов поисковых запросов, так и релевантность контента электронной газеты для читателей. Соответствие результатов запроса поисковой системы внутри сетевой газеты интересам виртуального читателя зависит не только от поисковой системы, но и от того, насколько удачно сформулирован запрос, то есть, насколько сам запрос правильно отражает интересы посетителя. Практически все электронные версии снабжены счетчиками посещений. Они показывают, что цифровые СМИ сегодня интересны читателям, хотя ни одна из электронных версий не представлена в рейтингах интернет-СМИ региона как значимая по посещаемости.

Таким образом, можно констатировать, что типологические признаки электронных версий районных газет пока не сформировались. Типология, значимость которой в теории журналистики неоспорима, помогает теоретикам и практикам СМИ понять место изданийв системе средств массовой информации, способствует их взаимодействию, развитию здоровой конкуренции, высвечивает место СМИ в географическом, экономическом, социальном пространстве. Она же способствует определению особенностей деятельности, взаимоотношений

с политическими структурами, экономическими институтами, с потребителями информации, читателями, слушателями, зрителями, помогает выработать методы общения с аудиторией. Журналисту, которому предстоит прийти работать в такой сегмент СМИ, как электронная версия районной газеты, придется столкнуться с трудностями, вызванными непониманием специфики работы с аудиторией, методами взаимодействия с ней, поскольку у электронных версией не выявлено четких типологических особенностей.

Библиографический список

1. Российская периодическая печать: состояние, тенденции и перспективы развития [Электронный ресурс]. - М., 2011. - 79 с. - Режим доступа: http://www.sbo-paper.ru/upload/pdf/2011_periodical.pdf.

2. Российская периодическая печать: состояние, тенденции и перспективы развития [Электронный ресурс]. - М., 2007. - 76 с. - Режим доступа: http://www.sbo-paper.ru/upload/pdf/2011_periodical.pdf.

3. Радионцева, Е.С. Творческий потенциал районной газеты : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Е.С. Радионцева. - Екатеринбург, 2009. - 16 с.

4. Калмыков, А.А. Интернет-журналистика / А.А. Калмыков, Л.А. Коханова. - М., 2005. - 376 с.

5. Лукина, М.М. Интернет-СМИ. Теория и практика / М.М. Лукина. - М., 2011. - 346 с.

6. Мельник, Г.С. Актуальные проблемы современности и журналистика : учеб. пособие для студ. факультета журналистика / Г.С. Мельник, А.Н. Тепляшина. - СПб., 2005. - 237 с.

© Радионцева Е.С., 2012

Автор статьи - Екатерина Сергеевна Радионцева, кандидат филологических наук, доцент, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, e-mail: [email protected].

Рецензент - Н.Н. Мисюров, доктор философских наук, профессор, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.