Научная статья на тему 'Интеграция производства, образования, науки и кадровое обеспечение сельскохозяйственного производства'

Интеграция производства, образования, науки и кадровое обеспечение сельскохозяйственного производства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция производства, образования, науки и кадровое обеспечение сельскохозяйственного производства»

ыо формировать таким образом, чтобы стимулировались стратегические направления развития молочного производства, поощрялись эффективность работы сфер подкомплекса в области использования биологически ценных ингредиентов, его организационно-экономическое совершенствование и выполнение целевых задач.

Обобщая изложенное, отметим, что достижение требуемой результативности исследуемого интегрированного производства возможно лишь при комплексном

Поступила 08.10.01.

воздействии ценовых и кредитно-финансовых инструментов-регуляторов, государственном протекционизме, повышении платежеспособного уровня и потребительского спроса населения, т. е. системном экономическом механизме мотивации и регулирования хозяйственной деятельности и социальной сферы. Особую роль должны сыграть обоснование и реализация собственной рыночной стратегии экономических субъектов молочно-продукто-вого рынка.

ИНТЕГРАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА, ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

И. И. ВЕЧКАНОВ, кандидат экономических наук

Внешним фактором возрастания роли субъекта трудовых отношений является переход к рыночным отношениям. Цивилизованный рынок в системе приоритетов отдает предпочтение продуктам интеллектуального труда. При этом имущественные отношения занимают важное, но подчиненное место. Поэтому развитые страны увеличивают вложения в человека. Прилив инвестиций в «человеческий» капитал направлен на поддержание высокого жизненного стандарта и освобождение творческого потенциала людей. При этом необходимо иметь в виду, что инвестиции в человека, т. е. в его здоровье, квалификацию, культуру, становятся самыми эффективными с экономической и социальной точек зрения.

Поэтому в условиях перехода к рыночной экономике специального исследования требует проблема опережающего обучения на основе интеграции производства, образования и науки. Отметим лишь отдельные ее ключевые моменты. Перестройка хозяйственной и социальной струк-

туры села, оптимизация отраслевых пропорций в процессе интенсификации требуют высокой профессиональной, квалификационной, отраслевой, территориальной мобильности работников, универсализма их знаний.

Одной из важнейших предпосылок гибкости трудового потенциала является интеграция производства и образования (в структуре рабочего времени, когда образование превращается в органический компонент трудовой жизнедеятельности, а также в структуре свободного времени). Отставание знаний о передовых технологиях, формах организации труда от их внедрения неизбежно приходит в противоречие с внутренней мотивацией трудового поведения, порождая информационное, техническое и другие виды отчуждения. Инерционность в отношении к обновлению знаний осложняет процесс профессиональной адаптации работника к прогрессивным технологиям, передовым формам организации труда и производства. Эффективное решение этой задачи пред-

© И. И. Вечканов, 2001

полагает многообразие форм: создание учебно-научно-производственных объединений, формирование региональных проф-цеитров подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, сохранение профессионального обучения на базе хозяйств, развитие кабельного телевидения, использование ЭВМ для учебных целей и т. д.

Переход к рыночным условиям хозяйствования, формирование аграрного рынка труда требуют коренной перестройки всей системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров АПК. Анализ обеспеченности сельскохозяйственного производства Республики Мордовия рабочей силой и состояния ее естественного и экономического воспроизводства показывают, что имеющийся кадровый потенциал и существующая система организаций АПК и учреждений по специальной профессиональной ориентации, подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров уже не отвечают требованиям современного сельскохозяйственного производства и новым экономическим условиям хозяйствования. Агропромышленное производство вступает в рыночные отношениях с большим дефицитом рабочей силы, сложной социально-демографической ситуацией на селе и недостаточным уровнем квалификации рабочих кадров.

К существующим негативным демографическим процессам на селе добавились новые тенденции: в результате падения жизненного уровня и дестабилизации экономики и производства резко снижается рождаемость на селе и увеличивается смертность населения. По данным Госкомстата Республики Мордовия, в 2000 г., например, в сельской местности родилось 2 803 человека, а умерло 7 707 При этом смертность населения в трудоспособном возрасте составляет около 19 % от общего числа умерших, причем у мужчин она более чем в 6 раз выше, чем у женщин.

Неблагоприятные демографические процессы в последние годы заметно расширились, захватывая в прошлом относительно благополучные районы. Миграция в последние годы не способствовала пополнению численности жителей. В миграционном обмене со странами СНГ число

прибывших в Мордовию значительно превышает число выбывших в эти государства, но из республики постоянно идет отток жителей в основном в центральные области страны и Москву.

По данным Министерства труда и занятости населения Республики Мордовия, при сохранении существующих темпов ухудшения демографической обстановки сельское хозяйство в перспективе будет испытывать еще больший дефицит рабочей силы. Следовательно, в повой ситуации социальный (человеческий) фактор должен быть доминирующим, так как, несмотря на определенные капитальные вложения, сельское хозяйство республики при обезлюдевшей деревне продолжает деградировать. Рассчитывать па приток рабочей силы из городов в сельскохозяйственное производство пе приходится из-за существующего многократного разрыва в уровне социальных и культурно-бытовых условий города и села. Кроме того, надежды на пополнение недостающих ресурсов труда за счет переселенцев, беженцев, военнослужащих, уволенных в запас, на наш взгляд, также пе оправдаются. Дело осложняется отсутствием необходимой профессиональной подготовки большинства работников, территориальным дисбалансом (переселяются в основном жители трудоизбыточных районов), большими материальными и финансовыми затратами на социальное обустройство переселенцев.

Определенную роль в стабилизации положения с трудовыми ресурсами может сыграть процесс ослабления миграционного оттока сельской молодежи в города и крупные районные центры в связи с предстоящим увеличением в них численности безработных в результате спада производства. Заметные структурные изменения в занятости могут произойти только па базе технического перевооружения производства и роста производительности труда, привлечения капитала из других отраслей народного хозяйства.

Относительно определенных сдвигов

в профессионально-квалификационном

составе рабочих кадров АПК можно предположить заметное увеличение доли работников высокой квалификации как широкого, так и узкого профиля, привлекаемых арендными, кооперативными, акци-

онерными и другими предприятиями, образующимися в результате реформирования колхозов и совхозов. При этом необходимо учитывать возможность роста в перспективе количества крестьян-универ-салов, арендаторов, которые будут способны самостоятельно производить продукты земледелия и животноводства.

Развитие и совершенствование рыночных отношений в аграрном секторе экономики предполагает коренное изменение производственных функций специалистов и потребности в них. При этом определенная часть специалистов с высшим и средним специальным образованием переквалифицируется в фермеров, арендаторов, предпринимателей. Изменятся также требования к специальной и профессиональной подготовке сельскохозяйственных кадров всех уровней.

По данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия РМ и наших исследований, па 1 января 2001 г. обеспеченность кадрами механизаторов, имеющих специальную подготовку и классность (I и И), составляла лишь 63,8 %, доярок — 53,9, скотников — 22,1, телятниц — 28,1, свинарок — 23,6, слесарей-наладчиков — 3,9 %. В агропромышленном производстве Республики Мордовия лишь 62,6 % работников сельского хозяйства имеют базовое профессиональное образование, включая специалистов, окончивших сельские профессиональные технические училища, остальные 37,4 % — это кадры, подготовленные на краткосрочных курсах, и работники, не имеющие никакой подготовки. Крайне низка доля квалифицированных кадров животноводов

(28,5 %).

Без достаточного обеспечения агропромышленного производства технически грамотными, теоретически подготовленными, квалифицированными рабочими невозможно эффективно использовать дорогостоящие машины, механизмы и оборудование, рационально организовать содержание животных. Эта проблема актуальна, и ее решение возможно лишь при повышении общеобразовательного и квалификационного уровня кадров.

Следует, на наш взгляд, отметить и то, что в отраслях АПК ежегодно ухудшается возрастной состав работников. Так,

например, если в 1991 г. в сельском хозяйстве доля лиц старше 50 лет составляла 20,3 %, то в настоящее время достигла 59,1 %, а удельный вес молодых (до 30 лет) сократился с 34,3 до 14,6 %.

В коренной перестройке и совершенствовании нуждается система специальной и профессиональной подготовки работников (сельскохозяйственные вузы, техникумы, сельские профессионально-технические училища, курсовая подготовка и др.). Существующие методы и формы обучения, структура подготовки в разрезе специальностей и профессий, материально-технической базы учебных заведений не соответствуют тем требованиям, которые предъявляет жизнь.

Подготовка квалифицированных рабочих кадров осуществляется в основном на экстенсивной основе и ориентирована на увеличение объемов выпуска в ущерб качеству. Так, например, сельские профессионально-технические училища выпускают в основном работников с узкой специализацией, слабо адаптированных к будущей профессии (работе), с низким уровнем знаний по экономике, организации и управлению агропромышленным производством, экологической безопасности.

Недостаточное обеспечение сельскохю хозяйства квалифицированными кадрами, нерациональное их использование и низкий уровень образования занятых сдерживают переход его на интенсивный путь развития. Поэтому, на наш взгляд, необходим более высокий уровень воспитания и обучения кадров массовых профессий, который должен основываться на следующих принципах.

1. Единство системы образования и перспективность всех ее звеньев, которые обеспечат беспрепятственный переход от низших ступеней к высшим.

2. Создание многообразия типов и форм получения образования с дифференциацией по профилю и квалификации.

3. Соединение системы образования с главными процессами развития науки, производством, всей общественной и государственной жизнью.

4. Соединение обучения в любом звене образования с производительным трудом.

Переход на новый уровень подготовки высококвалифицированных кадров дол-

жен предусматривать модернизацию технологии обучения, пересмотр требований к педагогическим кадрам, проведение организационной реформы системы образования, особенно школьного и профессионально-технического, существенное улучшение ресурсного обеспечения.

Некоторые важные положения совершенствования системы профессионально-технического образования, на наш взгляд, сводятся к следующему.

1. Необходимо осуществлять планомерный переход к непрерывному образованию на основе усиления единства дошкольного, школьного, профессионального и производственного обучения, что создает предпосылки для кардинального повышения качества подготовки к труду.

2. Дальнейшее развитие профессионального образования должно предусматривать его преемственность в рамках непрерывного образования, демократизацию (расширение прав, ответственности и сотрудничества учащегося и педагога), гуманизацию, многовариантность и гибкость форм и сроков подготовки, децентрализацию ряда функций управления, опережающее развитие профтехобразования и частичное самофинансирование сельских профессионально-технических училищ.

3. Управление подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации кадров массовых профессий для аграрного сектора экономики необходимо осуществлять методами целевого комплексного программирования с разработкой программ «Квалифицированные кадры — агропромышленное производство» с учетом демографических, религиозных, национальных особенностей и традиций.

4. Потребность в рабочих кадрах должна определяться предприятиями на научной нормативной основе, т. е. с учетом возможного сокращения ее в условиях перехода на хозрасчетные отношения.

5. При подготовке кадров массовых профессий следует усилить экономическую подготовку, обеспечить учащихся СПТУ современной базой обучения с использованием ЭВМ и кабельного телевидения. Особое внимание должно быть уделено подготовке и повышению квалификации арендаторов и фермеров, обучению их умению решать практические задачи с

учетом реальной экономической ситуации, складывающейся на рынке, а также конкретные социально-экономические задачи,

изучению конкретных законодательных, правовых актов, в которых сформулированы механизмы, нормы и правила функционирования рынка.

6. В современных условиях необходимо шире практиковать активные методы обучения: семинарские занятия, практикумы, деловые игры, предметные и технические кружки, работу с тренажерами, персональными компьютерами, использование кабельного телевидеиия для учебных целей и т. д. Урок не должен сводится к изложению новой темы и опросу учащихся. Самостоятельность мышления и интерес к учебе повышаются, если урок посвящается заранее поставленным вопросам.

7. Учащимся, проявившим повышенный интерес к изучению того или иного предмета, должна быть предоставлена возможность изучать его углубленно.

8. Дифференциация обучения не должна осуществляться без научного прогнозирования ожидаемых последствий.

Не отвечает современным требованиям и качество подготовки кадров в системе высшего и среднего специального сельскохозяйственного образования. Агропромышленное производство нуждается в руководителях и специалистах нового типа, аграрных и промышленных менеджерах, способных не только высокоэффективно работать на государственных предприятиях, ио и стать консультантами арендных коллективов, фермерских (крестьянских) хозяйств, возглавить их или трудиться в их составе. Традиционный тип узкого «кабинетного» руководителя (специалиста) со слабой экономической и правовой подготовкой, недостаточными знаниями в области управления и организации производства, экономической безопасности в условиях многоукладной экономики и резкого усложнения производственно-экономических связей сельхозпредприятий уже в ближайшей перспективе станет неконкурентоспособным на рынке труда. Поэтому совершенствование экономических отношений на предприятиях агропромышленного комплекса на этапе перехода к рынку требует высокой квалификации специалистов всех уровней управления.

Специалист, имеющий высшее образование, обязан свободно разбираться в теории, пользоваться методами исследовательской работы, хорошо знать отечественный и зарубежный опыт, владеть одним из иностранных языков и иметь навыки работы на компьютере. К сожалению, нередко приходится встречать выпускников, у которых средний бал едва превышает 3, в том числе и по специальным дисциплинам — технологии, механизации, экономике и организации производства. Думается, что такой специалист не будет востребован производством. Несоответствие системы профессиональной подготовки кадров современным требованиям производства привело к тому, что с каждым годом все явственнее проявляются технологическая неграмотность, консерватизм, дефицит экономических, правовых, социальных, экологических и других знаний у руководителей и специалистов хозяйств, рядовых работников.

Специалисту нужны сегодня не только специальные профессиональные знания, но и системное мышление, способность обоснованно и оперативно принимать решения, а также личная ответственность, коммуникабельность, культура труда и другие свойства, определяющие трудовую этику. В связи с этим изучение курса «Основы рыночной экономики» нацелено на формирование системных представлений о регулируемой рыночной экономике, ее социальной ответственности, целях, структуре и механизме функционирования. Нам представляется очень актуальным формирование навыков и умений предпринимательской деятельности, в частности в области анализа, правоведения, экономической этики, основ маркетинга, менеджмента.

Учебные программы технологических специальностей должны содержать несколько больший объем экономико-правовых дисциплин, включать психологию, производственную педагогику, вопросы социального планирования. Между тем известно, что хорошим экономистом специалист может стать лишь в том случае, если в совершенстве знает технологию и организацию производства. Поэтому при подготовке учетно-плановых работников следовало бы больше внимания уделять изучению указанных дисциплин.

Для определения уровня знаний, умений и навыков слушателей необходимо проводить контроль с использованием современных методов, включая тестирование, на основе его результатов корректировать учебные планы, определять формы индивидуальной работы со слушателями.

Одна из главных задач перестройки системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров — целенаправленное формирование работников нового типа, аграрных предпринимателей для различных уровней и сфер агропромышленного производства: фермеров, специалистов по маркетингу, коммерческой и биржевой деятельности и др.

Некоторые положительные сдвиги в этом вопросе имеются. Так, с 1997 г. в Республике Мордовия началась подготовка и переподготовка кадров для крестьянских (фермерских), арендных и других форм хозяйствования по 4 профессиям в профессионально-технических училищах, учебно-курсовых комбинатах, сельскохозяйственных техникумах, школах управления агропромышленным комплексом.

На базе отдельных сельских профтехучилищ в сельской местности создаются учебно-курсовые комбинаты — крупные учебные центры по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих кадров по интегрированным профессиям. В основу стратегии обучения в таких центрах положены принципы непрерывного цикличного образования, многовариантности и гибкости организационных структур применительно к разным типам и уровням квалификации рабочих, ступенчатости в получении профессиональных знаний и умений с постепенным их усложнением и интеграцией.

Непрерывно-цикличное образование современного работника обусловливается, на наш взгляд, объективными процессами современной цивилизации: во-первых, лавинным обновлением материальной и духовной культуры под влиянием жизнедеятельности человека; во-вторых, расширением экономических, политических и культурных связей между государствами и народами; в-третьих, увеличением возможностей для широких слоев населения в по-

лучении образования более высоких ступеней; в-четвертых, развитием общегосударственных и региональных систем учебных заведений всех ступеней образования; в-пятых, вхождением в мировую образовательную систему.

Сельскохозяйственные техникумы организуют подготовку по комплексным специальностям новых кадров среднего звена (руководителей арендных коллективов, внутрихозяйственных кооперативов, экономистов, бухгалтеров и др.), в равной степени владеющих агрозоотехническими знаниями и управленческими навыками.

Поступила 30.12.99.

Разрабатываются перечень новых интегрированных профессий и их квалификационные характеристики для базовой подготовки кадров.

Необходимость развития рынка услуг в сфере профессионального образования аграрных кадров требует демонополизации системы учебных заведений, которые должны быть основаны на различных формах собственности, многообразии форм и методов работы. Ожидается, что в этой связи существенные изменения претерпит система управления профессиональным сельскохозяйственным образованием.

СВЕКЛОСАХАРНЫЙ ПОДКОМПЛЕКС АПК РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

С. В. ЛИТЯЙКИН, преподаватель

Как показывает опыт стран с развитой рыночной экономикой (в частности США), рынок сахара (как и любой другой продовольственный рынок) эффективно функционирует, если экономические интересы сельскохозяйственных, агросервисных, перерабатывающих и торгующих структур совпадают. Многогранность этих интересов требует установления между партнерами взаимовыгодных договорных отношений. Несмотря на конъюнктурный характер этих отношений (каждый из партнеров стремится достичь максимальных конечных результатов при минимальных затратах), именно через сочетание их экономических интересов на договорной основе достигается сбалансированность спроса и предложения на рынке сахара. При этом государство посредством гибкой системы рычагов (налоги, кредиты, программы поддержки и т. д.) эффективно регулирует эти отношения для укрепления экономики взаимодействующих отраслей и в целом национального рынка продовольствия.

4

Хотя такая контурная основа функционирования рынка в теоретическом плане и признается (при разной интерпретации) в России, на практике же все обстоит

иначе.

Сахар является важнейшим продуктом питания для человека. Средний россиянин потребляет его около 40 кг в год. Это один из самых высоких показателей в мире. Даже сейчас, когда уровень жизни населения снизился, спрос на сахар остается на уровне 33 — 35 кг. Высокий уровень потребления этого продукта объясняется отсутствием в стране его заменителей. В Европе, например, около трети сладостей изготавливается именно с их использованием.

Однако свеклосахарное производство в стране сейчас поражено общим экономическим кризисом. Удорожание топливосмазоч-ных материалов, техники, удобрений привело к резкому снижению посевных площадей, урожайности и производства сахарной свеклы, возросла ее себестоимость.

© С. В. Литяйкин, 2001

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.