Научная статья на тему 'Роль аграрного образования в формировании обеспечения кадрами сельского хозяйства'

Роль аграрного образования в формировании обеспечения кадрами сельского хозяйства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
270
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль аграрного образования в формировании обеспечения кадрами сельского хозяйства»

округа // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2014. № 4. С. 49 - 56.

2. Мордовия: Стат. ежегодник. / Мордовиястат. -Саранск, 2014. С. 52.

3. Там же. С. 55.

4. Мордовия: Стат. ежегодник. / Мордовиястат. -Саранск, 2014. С. 76.

5. Мордовия: Стат. ежегодник. / Мордовиястат. -Саранск, 2011. С. 71; 2012. С. 107.; 2014. С. 82.

6. Мордовия: Стат. ежегодник. / Мордовиястат. -Саранск, 2014. С. 57.

7. Рассчитано по: Приволжский федеральный округ (краткие итоги переписей населения): Стат. сборник. Саранск, 2001. С. 20; Мордовия: Стат. ежегодник. / Мордовиястат. - Саранск, 2011. С. 59; 2014. С. 59 - 60.

8. Мордовия: Стат. ежегодник. / Мордовиястат. -Саранск, 2014. С. 56.

РОЛЬ АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАДРАМИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Дульзон С.В., к.э.н., доц., ведущий науч. сотр. ФГБНУ «Всероссийский НИИ организации производства, труда и управления в сельском хозяйстве»

В современных условиях импортозаме-щения, обеспечения продовольственной безопасности России изменяются и возрастают требования к профессиональному составу кадров для сельского хозяйства и к их качественным характеристикам. В настоящее время встает острая необходимость модифицировать подходы к подготовке персонала с учетом инновационного развития отрасли, перейти от количественных характеристик трудовых ресурсов к качественным, а также через модернизацию производства и повышение квалификации работников увеличить производительность труда.

Основными источниками формирования системы кадрового обеспечения АПК можно считать обучение и переподготовку (переобучение) кадров, привлечение квалифицированных специалистов из других отраслей экономики (включая лизинг (аренду) персонала) и миграцию (в том числе релокация) специалистов.

В этой связи успешность решения вопросов кадрового обеспечения находится в прямой зависимости от состояния системы образования.

По информации Минсельхоза РФ, система аграрного образования ведомства на 1 мая 2014г. включает 55 ВУЗов, (26 университетов, 28 академий, 1 институт), расположенных в 51 субъекте РФ, 22 учреждения дополнительного профессионального образования (институты и академии повышения квалификации) [3, с.41-42].

Говоря о структуре подготовки специалистов, необходимо констатировать, что макроэкономические изменения в виде демографического кризиса, изменения потребностей агропромышленного комплекса, а также конъюнктура рынка образовательных услуг привели к появлению тенденции на сокращение приема, в том числе на бюджетной основе

обучения, и контингента студентов в целом. Рассмотрим это на примере ФГБОУ ВПО «Ульяновская ГСХА им. П.А. Столыпина». Здесь реализуется подготовка по 7 укрупненным группам специальностей и направлений высшего профессионального образования, 5 укрупненным группам специальностей среднего профессионального образования, а также по 5 укрупненным группам научных специальностей подготовки кадров высшей квалификации [4, с. 20].

Академия ежегодно выполняет план приема и осуществляет сверхплановый набор за счет приема абитуриентов на договорных условиях с оплатой стоимости обучения. Также осуществляется прием абитуриентов на основе договоров о целевой контрактной подготовке в соответствии с контрольными цифрами Администрации Ульяновской области и Мин-сельхоза России.

Численность зачисленных на первые курсы за последние 3 года увеличилась и составила в 2014 г. - 1350 чел. против 1168 чел. в 2012 г. (табл. 1).

Анализируя показатели выпуска, можно сделать вывод, что на протяжении 2012-2014 гг. число выпускников, как по очной, так и по заочной формам обучения остается нестабильным. В 2014 г. общий выпуск составил - 1582 человека.

Ситуация такова, что деятельность ВУЗа сейчас определяется показателем трудоустройства выпускников. Трудоустройство выпускников по годам колеблется: в 2010 г. -67,5%, в 2011г. - 70,2%, в 2012 г. - 74,7%, в 2013-2014 гг. по очной форме обучения по различным специальностям - от 25 до 88%.

Таблица 1 - Динамика приема абитуриентов, численности студентов и суммарного выпуска по ос-

новным программам высшего образования ФГБОУ ВПО «Ульяновская ГСХА им.

П.А. Столыпина», чел.

Форма обучения П эием абитуриентов Численность студентов Выпуск

2012г. 2013г. 2014г. 2014г. в % к 2012г. 2012г. 2013г. 2014г. 2014г. в % к 2012г. 2012г. 2013г. 2014г. 2014г. в % к 2012г.

Очная 524 467 506 96,6 2328 1988 1900 81,6 558 632 297 53,2

Заочная и очно-заочная 644 861 844 131,1 5462 4911 4683 85,7 1276 1327 1285 100,7

Итого 1168 1328 1350 115,6 7790 6899 6583 84,5 1834 1959 1582 86,3

В целях приобретения студентами навыков трудоустройства в ФГБОУ ВПО «Ульяновская ГСХА им. П.А. Столыпина» для студентов пятых курсов очного отделения введен факультативный курс «Технология поиска работы и трудоустройство».Кроме того, для содействия трудоустройству в структуре академии создан отдел организации практик и содействия трудоустройству. Уже традиционными стали встречи на базе Ульяновской ГСХА с участием Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области. Так, например, совместно организуются выездные экскурсии на предприятия АПК выпускников академии, встречи с руководителями организаций, проводятся «круглые столы» с работодателями. Ежегодно в феврале проходят ярмарки вакансий выпускников, в которых принимают участие представители администраций муниципальных образований, специалисты, курирующие кадровую работу в хозяйствах, руководители сельскохозяйственных организаций и предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. В одном из корпусов ФГБОУ ВПО «Ульяновская ГСХА им. П.А. Столыпина» работает терминал по наличию вакансий на предприятиях.

Рост трудоустройства выпускников во многом связан также с введением в действие в Ульяновской области в 2005 г. областной целевой программы по кадровому обеспечению сельскохозяйственного производства.

Поддержка молодых специалистов становится одной из первоочередных задач, что подтверждают государственные программы, которые имеют реализацию во многих регионах РФ. Как правило, все меры данных программ сводятся к получению, так называемых, «подъемных» и ежемесячных доплат к заработной плате в течение трех лет [2, с. 52].

Так, в настоящее время в рамках Госпрограммы в Ульяновской области на 2014-2020

гг. предусмотрено оказание единовременной материальной помощи молодым сотрудникам, работающим в сельскохозяйственном производстве, в размере 40 тысяч рублей за первый год работы, 60 тыс. руб. - за второй, и 100 тыс. руб. - за три года работы. Кроме того, установлена ежемесячная доплата к заработной плате таким специалистам, работающих по трудовому договору на предприятиях АПК, в размере 5 тыс. руб. для выпускников вузов и 3 тыс. руб. - для выпускников средних профессиональных образовательных учреждений [5].

Несмотря на проводимые меры поддержки, проблема закрепления кадров в сельском хозяйстве до сих пор остается острой и нерешенной. Основными причинами, почему молодые специалисты не хотят трудоустраиваться в сельскую местность: низкая зарплата и неудовлетворительные условия труда, отсутствие благоустроенного жилья, недостаточно развитая социальная инфраструктура и т.п.

Поэтому необходимо разрабатывать мероприятия и направления совершенствования привлечения молодежи в сельскохозяйственную отрасль.

К таковым можно отнести всероссийский проект «Выбираем профессию», который направлен на профориентацию старшеклассников сельских школ по выбору аграрных профессий. В его реализации, например, в Ульяновской области сельские школьники знакомятся с возможностями получения аграрного образования в стенах ФГОБУ ВПО «Ульяновская ГСХА им. П.А. Столыпина» и дальнейшей самореализации в сфере профессиональной деятельности на предприятиях агропромышленного комплекса региона. Также они получают актуальную информацию о действующих мерах поддержки и мотивационных программах для выпускников аграрных вузов и сельской молодежи [1].

Следует и дальше продолжать разрабатывать целевые программы и системы обеспе-

чения сельского хозяйства кадрами с учетом региональных особенностей. При этом надлежит производить оценку эффективности данных программ. Например, нужно осуществлять анализ закрепляемости молодых специалистов в сельском хозяйстве с позиции того, а остаются ли они работать после окончания выплат по программам поддержки, выяснять причины оттока и т.п.

Учитывая остроту кадровой ситуации в отрасли, для молодых специалистов, получивших образование за счет бюджетных средств, при необходимости можно ввести обязательную отработку в сельхозорганизациях и в крестьянских (фермерских) хозяйствах продолжительностью три года.

Выявлять изменения в кадровом составе и оценивать работу сложившихся систем взаимодействия организаций с учреждениями системы подготовки и переподготовки кадров, а также прогнозировать их изменение и своевременно принимать меры по устранению последствий негативных результатов позволит мониторинг кадров сельскохозяйственного профиля.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в сложившихся условиях система образования является стержневым инструментом регулирования в вопросах обеспечения кадрами, то есть, воздействуя на уровень, структуру и качество подготовки и переподготовки специалистов сельского хозяйства,

можно добиться благополучной ситуации в

сфере занятости в сельском хозяйстве.

Источники

2. В Ульяновской области стартовал проект по профориентации сельской молодежи «Выбираем профессию» [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.mcx.ru/news/news/show/20870.htm

3. Дульзон С.В., Коптелова Л.В. Региональный опыт решения проблемы закрепления кадров в сельском хозяйстве / Материалы IV Международной научно-практической конференции «Молодежь и наука XXI века» 16-20 сентября 2014 года: сборник научных трудов. Том III. -Ульяновск: УГСХА им. П.А. Столыпина, 2014. С. 48-53

4. Научный отчет за 2014 год по теме: «Научные основы формирования социально-трудовых отношений в сельском хозяйстве в условиях его модернизации и инновационного развития» / Авторский коллектив. Под общим руководством Богдановского В.А. - М.: ГНУ ВНИ-ОПТУСХ. - 2014г. - 182с.

5. Отчет о результатах самообследования ФГБОУ ВПО «Ульяновская ГСХА им. П.А. Столыпина». - Ульяновск, 2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://old.ugsha.ru/DOC/ samoobsled/samoobsled ugsha 15.pdf

6. Постановление Правительства Ульяновской области от 15 апреля 2014 года №131-П «О некоторых мерах поощрения и популяризации достижений в сфере развития сельских территорий» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://info-ecology.ru/zakon/?id=463706769

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ

Личман А.А., к.э.н., ведущий науч сотр ФГБНУ «Всероссийский институт аграрных проблем и информатики имени А.А.Никонова»

Ведение эффективного сельскохозяйственного производства невозможно без кадрового его обеспечения. За количество и качество кадров отвечает сельскохозяйственное образование. Начало такому образованию в России положил М. В. Ломоносов, в 1765 г. при Российской академии наук был организован класс земледельчества. К концу ХУШ в. появились две школы, готовившие наставников для образцовых хозяйств. В XIX в.открылось около 20 средних училищ, выпускавших агрономов, землемеров, садоводов, лесничих, виноградарей, гидротехников.. Значительную роль в развитии высшего сельскохозяйственного образования и науки в России сыграла созданная в 1865 г. под Москвой Петровско-Разумовская земледельческая и лесная академия, ныне Московская сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева. В 1914 г. было

341 сельскохозяйственное учебное заведение из них 9 вузов, остальные средние и низшие училища. В Сибири, Средней Азии, на Дальнем Востоке сельскохозяйственных учебных заведений не было. В 1940 г. было 67 вузов и 256 техникумов. В 1975 г. - 100 вузов и 621 техникумов. В советское время много внимания уделялось среднему специальному сельскохозяйственному образованию, а также подготовке квалифицированных рабочих массовых сельскохозяйственных профессий в системе сельских профессионально-технических училищ. В 1975 г. действовало 1470 таких училищ. В 2014 г. аграрных высших учебных заведений в России насчитывалось 56.

В современных условиях составить представление о них можно по информации на их сайтах. Все 56 аграрных вузов представлены в Интернете своими сайтами. Их анализ в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.