Научная статья на тему 'Научно-исследовательская работа студентов в вузе - залог качественной профессиональной подготовки кадров для села'

Научно-исследовательская работа студентов в вузе - залог качественной профессиональной подготовки кадров для села Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-исследовательская работа студентов в вузе - залог качественной профессиональной подготовки кадров для села»

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ -ЗАЛОГ КАЧЕСТВЕННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ СЕЛА

Дьячков В.П., к.п.н., доц. Вятской государственной сельскохозяйственной академии

Актуальность темы исследования продиктована тем, что молодым специалистам на селе приходится сталкиваться с проблемами, которые они не изучали на занятиях в вузе, и нет ответа даже в необъятных просторах сети Интернет. В этом случае возникают закономерные вопросы: «Что делать? Как поступить? К кому обратиться? Кто поможет?». Молодые специалисты вынуждены полагаться только на собственный опыт. Но если у студента-выпускника высшего учебного заведения нет навыков находить собственные решения, то сложные задачи ему будут не по силам или он справиться с ними, но с большими издержками.

Второй причиной, побудившей нас обратиться к этой теме, стало сокращение сроков обучения при переходе на бакалавриат, уменьшение количества аудиторных занятий в среднем на один учебный год, при этом объем знаний, умений и навыков для овладения профессией не только не уменьшился, а даже вырос в связи с появлением новых технологий и новых направлений развития производства. А это требует изменения системы подготовки - значительного увеличения доли самостоятельной работы студентов.

Третья причина связана с изменением самой природы получения информации молодыми людьми. За счет наличия большого количества сотовых устройств связи, обеспечивающих доступ в Интернет, они имеют возможность получить любую информацию практически по любому вопросу. Однако эта информация требует переосмысления и проверки, т.к. она может быть и недостоверной, или размещенной с рекламной целью.

И последняя причина - это невозможность организации научно-исследовательской работы студентов на младших курсах (НИРС), т.к. они еще не владеют необходимой теоретической и практической базой для проведения такой работы. Для устранения этих проблем в нашей академии на протяжении пяти лет ведётся разработка «Электронных образовательных комплексов» (ЭОК), которые ранее назывались «Электронные учебные курсы» (ЭУК) [2]. В статье «Создание электронных учебных курсов - один из путей информатизации аграрного образования» [3, с. 65-67] раскрывается организация процесса разработки этих курсов, в котором участвуют два препо-

давателя: предметник и информатик, и группа студентов - непосредственных исполнителей. В ней подробно описана деятельность первых двух участников, и очень мало внимания отводится деятельности третьих лиц, т.е. студентов, осуществляющих эту деятельность. Об опыте организации этой работы мы решили поделиться с участниками конференции.

Но, прежде чем перейти к сути вопроса, хотелось бы уточнить формулировку самого термина «Электронный учебный курс»8 [2, с. 27]. В определении ЭУК указаны все этапы процесса формирования профессиональных компетенций: изучение теории, отработка её на практических занятиях и в решении творческих заданий, а также в проверке (самодиагностике) путем проведения тестирования по теоретическому материалу. Кроме того, в режиме «Помощь» каждому студенту предлагается выбрать технологию работы с изучаемым материалом, т.е. даются методические указания по определению последовательности выполнения заданий. Исследование этого процесса позволило нам прийти к выводу, что этот термин можно трактовать не только, как «Электронный учебный курс», но и как «Электронный образовательный комплекс», включающий все стадии процесса обучения студентов и обеспечивающий непрерывность и полноту дидактического процесса обучения. Поэтому в дальнейшем мы будем применять именно этот термин «Электронный образовательный комплекс» (ЭОК).

Выполнение НИРС начинается с выбора темы по учебной дисциплине из списка, составленного преподавателем-предметником, на добровольной основе. Процесс разработки ЭОК включает одиннадцать этапов9 [3, с. 6566].

8 «Электронный учебный курс (ЭУК) - это обучающая программа комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического процесса обучения и включающая теоретический материал, совокупность тренировочных видов учебной деятельности и самостоятельных творческих работ, а также контроль уровня овладения компетенциями (основными компонентами которых являются знания, умения, навыки) по одной или нескольким (небольшим) темам учебной дисциплины»

9 Этапы создания ЭОК: 1) поиск информации по данной теме; 2) анализ учебного материала по изучаемой теме; 3) отбор и структурирование теоретических сведений в

Первые четыре из них студенты проводят совместно с преподавателем, который читает лекции по данной дисциплине. Здесь возможны два варианта работы студента: 1) самостоятельный поиск и отбор учебного и наглядного материала (структурирование и систематизацию); 2) дополнение уже имеющихся у преподавателя лекционных и практических работ новыми данными и их обработка. Как показал анализ планов и программ по таким дисциплинам, как социология [4], политология [5] и др., практические занятия на них проходят в форме семинарских занятий, суть которых сводится, как правило, к ответам на вопросы, заранее выданными преподавателем. Причем, в лучшем случае, студенту удастся выступить один-два раза. Однако многие не успевают сделать и этого. Учебный материал, таким образом, в течение семестра в лучшем случае только прослушивается, но детальной проработке не подвергается.

Поэтому мы предложили нашим студентам в рамках НИРС на 5 этапе, разработать систему практических тренировочных упражнений и самостоятельных творческих заданий для проработки наиболее сложных вопросов и терминов, и дали им полную свободу действий. Суть этого этапа сводится к следующему: на основе теоретического материала, предложенного преподавателем или найденного самим студентом в открытых источниках придумать систему упражнений, направленных на овладение изучаемыми данными, проработать их самому и затем придумать аналогичные задания для самостоятельного выполнения другими студентами, которые будут работать с комплексом. Под тренировочными упражнениями мы понимаем полную последовательность действий, которые должен выполнить обучаемый, чтобы получить заданный результат. Если его ответ не совпадает с представленным в ЭОК ответом, то студент должен, либо устранить ошибку, либо сделать упражнение вновь. В самостоятельной творческой

логические блоки; 4) подбор иллюстративного материала, соответствующего содержанию изучаемого материала; 5) разработка системы тренировочных упражнений и заданий для самостоятельной работы студентов с целью формирования практических умений и навыков изучения данной темы; 6) создание тестовых заданий по каждому разделу и итогового теста по всей теме; 7) оформление разработанных материалов в виде текстового документа с помощью программы Microsoft Office Word 2007; 8) преобразование текстового документа в набор Web-страниц с помощью программы Adobe Dreamweaver CS5;

9) форматирование Web-страниц с целью придания им книжного удобного оформления; 10) отладка исходного кода; 11) экспериментальная проверка и устранение замечаний

работе, предлагается аналогичное задание, но подробного решения в ЭОК не даётся, а приводится просто ответ. Такой способ организации работы развивает умственные способности студентов, т.к. задание можно сделать другим способом, который, возможно, преподавателем даже не рассматривался и не анализировался.

Для упрощения или усложнения процедуры разработки этих взаимосвязанных пар «упражнение-задание» преподаватель предлагает выбрать один из двадцати вариантов, апробированных в процессе создания ЭОК, а также выдает свои рекомендации где, какие лучше использовать, а студент сам решает, как и с каким материалом, ему работать. Конечно, не у всех и не сразу все получается, поэтому приходится переделывать по нескольку раз, но в том и суть этой НИРС, выполняя её, студент учится обрабатывать необходимую информацию, представляя её в форме удобной для восприятия другими студентами.

При разработке тестовых заданий, т.е. выполнении 6 этапа, студенты руководствуются определёнными требованиями, которые до них доводит преподаватель, и составляют по каждому разделу темы от 5 до 10 тестовых заданий, а затем на их основе компонуют итоговый тест, по которому в компьютерном классе проводится проверка степени овладения данной темой всеми студентами данной учебной группы [3, с. 66].

Последующие этапы связаны с преобразованием созданного электронного варианта ЭОК из формата текстового документа в формат Web-сайта, чтобы обеспечить доступ к данному ресурсу в интерактивном режиме через сеть интернет.

В настоящее время нами разработаны более ста образовательных комплексов по одиннадцати дисциплинам в рамках внутреннего гранта Вятской государственной сельскохозяйственной академии и ведутся работы по созданию системы доступа к этим ресурсам. Как показывает наше исследование студенты, выполнившие хотя бы одну такую НИРС, стараются сделать аналогичную работу по другим дисциплинам, у них появляется «вкус» к научно-исследовательской деятельности.

Источники

1. Дьячков В.П. Организация работы по созданию ЭУК студентами экономических специальностей и направлений / В.П. Дьячков // Информационные технологии в экономике, управлении, образовании. Матер. Междунар. научно-методич. конф. Сб. науч. тр. - Киров: ФГБОУ ВПО Вятская ГСХА, 2012. - С. 21-25.

2. Дьячков В.П. Понятие электронного учебного курса, модульная структура построения и способы работы с ним [Текст] / В.П. Дьячков // Информационные технологии в экономике, управлении, образовании. Матер. Междунар. научно-методич. конф. Сб. науч. тр. - Киров: ФГБОУ ВПО Вятская ГСХА, 2012. - С. 26-32.

3. Дьячков В.П. Создание электронных учебных курсов один из путей информатизации аграрного образования [Текст] / В.П. Дьячков // Информатизация в АПК: состояние, тенденции, перспективы. Сб. Никоновские чтения-2012. - М.: ВНИАПИ имени А.А. Никонова: «Энциклопедия российских деревень, 2012. - С. 65-67.

4. Праздников, А.Г., Цеглеев, Э.А., Чиркин, С.А. Социология методические рекомендации по

подготовке к занятиям для студентов очной формы обучения всех факультетов [Электронный ресурс]/ А.Г. Праздников, Э.А. Цеглеев, С.А. Чиркин. - URL: http://vgsha.info/ attachments/facultets/eco/po-litolog/sociologiya plany seminarskih zanyati.pd f - Дата обращения 26.07.2015 5. Егоров, С.Г., Праздников, А.Г., Цеглеев, Э.А. Политология программы семинарских занятий для студентов очной формы обучения учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] / С.Г. Егоров А.Г. Праздников Э.А. Цеглеев. -URL: http://vgsha.info/attachments/facultets/ eco/politolog/politologiya programma seminarskih zanyati 2013.pdf - Дата обращения 26.07.2015

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО В СТРУКТУРЕ ЗАНЯТОСТИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Сивиркина Н.Н., асп. Саранский кооперативный институт (филиал) РУК

Сельское хозяйство в Республике Мордовия - крупнейшая по числу занятых отрасль экономики. До 2009 г. сельское хозяйство оставалось второй отраслью в структуре занятости после обрабатывающих производств. Но мировой экономический кризис, начавшийся в конце 2008 г. привел к сокращению численности занятых на промышленных предприятиях. В 2013 г. обрабатывающие производства пре-

доставляли рабочие места 17,6 % занятых в экономике региона, сельское и лесное хозяйство - 19,8 %.

Объем сельскохозяйственного производства ежегодно (за исключением аномального по климатическим условиям 2010 г.) возрастает. Доля отрасли в структуре валового регионального продукта составляет 12-13% (табл. 1).

Таблица 1 - Отдельные показатели развития сельского хозяйства в Республике Мордовия

Показатель 2009 2010 2011 2012 2013

Численность занятых в сельском и лесном хозяйстве,

тыс. чел. 76,7 76,9 75,9 75,2 74,3

Доля сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства в

структуре занятости, % 19,8 20,0 19,8 19,8 19,8

Продукция сельского хозяйства, млн. руб. 31603,7 26311,8 37816,8 39225,1 41259,7

в том числе:

продукция растениеводства 14402,1 7166,4 16546,5 17039,6 16916,4

продукция животноводства 17201,5 19145,4 21270,3 22185,5 24343,3

Темп роста объема продукции сельского хозяйства, в

сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году 107,2 73,0 143,6 98,3 100,3

Производство валового регионального продукта предприятиями сельского и лесного хозяйства 12436,6 12006,7 15301,7 16423,1 н / д

Доля сельского и лесного хозяйства в структуре вало-

вого регионального продукта, % 13,7 11,4 12,8 12,4 н / д

Источник: Составлено по: Мордовия: Стат. ежего 23, 25, 31, 95, 97.

По данным статистики, этим видом деятельности в 2013 г. было занято 74,3 тыс. чел. Большая часть из них трудится на небольших семейных хозяйствах и в крестьянских (фермерских) хозяйствах.

В 2013 г. в республике было зарегистрировано 70 сельскохозяйственных организаций. Разрушительное воздействие на этот сектор

/Мордовиястат. - Саранск, 2011. С. 86, 88; 2014. С.

региональной экономики оказал мировой экономический кризис, начавшийся осенью 2008 г. За один 2008 г. число сельскохозяйственных предприятий уменьшилось в 2,5 раза. В последующие годы тенденция сохранилась. В целом за 2007 - 2013 гг. число сельскохозяйственных организаций уменьшилось в 3,4 раза: с 237 до 70 ед. (табл. 2).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.