Научная статья на тему 'Сельскохозяйственное образование в России'

Сельскохозяйственное образование в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
540
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сельскохозяйственное образование в России»

чения сельского хозяйства кадрами с учетом региональных особенностей. При этом надлежит производить оценку эффективности данных программ. Например, нужно осуществлять анализ закрепляемости молодых специалистов в сельском хозяйстве с позиции того, а остаются ли они работать после окончания выплат по программам поддержки, выяснять причины оттока и т.п.

Учитывая остроту кадровой ситуации в отрасли, для молодых специалистов, получивших образование за счет бюджетных средств, при необходимости можно ввести обязательную отработку в сельхозорганизациях и в крестьянских (фермерских) хозяйствах продолжительностью три года.

Выявлять изменения в кадровом составе и оценивать работу сложившихся систем взаимодействия организаций с учреждениями системы подготовки и переподготовки кадров, а также прогнозировать их изменение и своевременно принимать меры по устранению последствий негативных результатов позволит мониторинг кадров сельскохозяйственного профиля.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в сложившихся условиях система образования является стержневым инструментом регулирования в вопросах обеспечения кадрами, то есть, воздействуя на уровень, структуру и качество подготовки и переподготовки специалистов сельского хозяйства,

можно добиться благополучной ситуации в

сфере занятости в сельском хозяйстве.

Источники

2. В Ульяновской области стартовал проект по профориентации сельской молодежи «Выбираем профессию» [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.mcx.ru/news/news/show/20870.htm

3. Дульзон С.В., Коптелова Л.В. Региональный опыт решения проблемы закрепления кадров в сельском хозяйстве / Материалы IV Международной научно-практической конференции «Молодежь и наука XXI века» 16-20 сентября 2014 года: сборник научных трудов. Том III. -Ульяновск: УГСХА им. П.А. Столыпина, 2014. С. 48-53

4. Научный отчет за 2014 год по теме: «Научные основы формирования социально-трудовых отношений в сельском хозяйстве в условиях его модернизации и инновационного развития» / Авторский коллектив. Под общим руководством Богдановского В.А. - М.: ГНУ ВНИ-ОПТУСХ. - 2014г. - 182с.

5. Отчет о результатах самообследования ФГБОУ ВПО «Ульяновская ГСХА им. П.А. Столыпина». - Ульяновск, 2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://old.ugsha.ru/DOC/ samoobsled/samoobsled ugsha 15.pdf

6. Постановление Правительства Ульяновской области от 15 апреля 2014 года №131-П «О некоторых мерах поощрения и популяризации достижений в сфере развития сельских территорий» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://info-ecology.ru/zakon/?id=463706769

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ

Личман А.А., к.э.н., ведущий науч сотр ФГБНУ «Всероссийский институт аграрных проблем и информатики имени А.А.Никонова»

Ведение эффективного сельскохозяйственного производства невозможно без кадрового его обеспечения. За количество и качество кадров отвечает сельскохозяйственное образование. Начало такому образованию в России положил М. В. Ломоносов, в 1765 г. при Российской академии наук был организован класс земледельчества. К концу ХУШ в. появились две школы, готовившие наставников для образцовых хозяйств. В XIX в.открылось около 20 средних училищ, выпускавших агрономов, землемеров, садоводов, лесничих, виноградарей, гидротехников.. Значительную роль в развитии высшего сельскохозяйственного образования и науки в России сыграла созданная в 1865 г. под Москвой Петровско-Разумовская земледельческая и лесная академия, ныне Московская сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева. В 1914 г. было

341 сельскохозяйственное учебное заведение из них 9 вузов, остальные средние и низшие училища. В Сибири, Средней Азии, на Дальнем Востоке сельскохозяйственных учебных заведений не было. В 1940 г. было 67 вузов и 256 техникумов. В 1975 г. - 100 вузов и 621 техникумов. В советское время много внимания уделялось среднему специальному сельскохозяйственному образованию, а также подготовке квалифицированных рабочих массовых сельскохозяйственных профессий в системе сельских профессионально-технических училищ. В 1975 г. действовало 1470 таких училищ. В 2014 г. аграрных высших учебных заведений в России насчитывалось 56.

В современных условиях составить представление о них можно по информации на их сайтах. Все 56 аграрных вузов представлены в Интернете своими сайтами. Их анализ в

2015 г. показал, что информация на них по сравнению с анализом, проведенным пять лет назад значительно обогатилась, как по форме представления, так и по содержанию. Традиционно на сайтах отражена общая информация о вузе, образовательный блок, по полноте он разный для разных вузов, блок о научной деятельности и инновациях.

Ключевым в обеспечении сельского хозяйства специалистами является вопрос: "Сколько из общего числа выпускников вуза пойдут на работу по специальности и куда?" Поэтому на многих сайтах аграрных вузов заметна тенденция появления информации о трудоустройстве после окончания вуза. На сайте могут быть представлены заявки работодателей с информацией о вакантной должности, зарплате, возможности предоставления жилья (дом, квартира, оплата аренды). В среднем предлагаемая оплата для молодого специалиста составляет от 6 до 20 тысяч рублей. В некоторых случаях, если работодатель представляет крупную фирму, зарплата может доходить до 30-35 тысяч. Также важно, что некоторые вузы публикуют статистику трудоустройства своих выпускников за прошлые годы. При этом отчет о трудоустройстве выпускников имеет следующие графы:

- в сельскохозяйственные, водохозяй-

Качество работы вуза определяется качеством его выпускников. Чтобы оценить работу вуза работодателям предлагается на сайте заполнение анкеты, где он может дать оценку ранее нанятого выпускника этого вуза, сформулировать претензии к его знаниям и навыкам.

ные, лесохозяйственные организации;

- в органы исполнительной власти субъектов РФ по сельскому хозяйству;

- в организации социальной сферы; в научно-исследовательские и проектные организации в сфере сельского хозяйства;

- в другие организации сферы сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности;

- в образовательные учреждения;

- в организации не относящиеся к сфере сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности;

- количество выпускников отчетного года, состоящих на учете в службе занятости;

- призвано в ряды Вооруженных сил

РФ;

- продолжают обучение на следующем уровне.

Ниже в таблице приведены данные по трудоустройству выпускников небольшого переферийного сельскохозяйственного вуза, типичные по соотношению (Великолукская государственная сельскохозяйственная академия) [1]. Для столичных и вузов, расположенных в крупных городах, соотношение групп трудоустройства будет явно другим.

Немаловажным является каких абитуриентов набирает вуз, на что ориентируется поступающий при выборе вуза. Это необязательно географическая близость, но и какова репутация вуза. Сейчас молодые люди могут выбирать вуз ориентируясь на его рейтинг. Таких рейтингов в Интернете существует достаточно много. Есть рейтинги построенные на стати-

ственные, мелиоративные, землеустроитель-

2013 год

Всего выпущено 278

в т.ч. в рамках целевой контрактной подготовки 17

трудоустроено: в сельскохозяйственные, водохозяйственные, мелиоративные, землеустроительные, лесохозяйственные организации 46

в органы исполнительной власти субъектов РФ по сельскому хозяйству 3

в организации социальной сферы 12

в научно-исследовательские и проектные организации в сфере сельского хозяйства 13

в другие организации сферы сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности 53

в образовательные учреждения 2

в организации не относящиеся к сфере сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности 11

количество выпускников отчетного года, состоящих на учете в службе занятости 0

призвано в ряды Вооруженных сил РФ 109

продолжают обучение на следующем уровне 24

стической обработке анкетных опросов работодателей, представителей академических и научных кругов, студентов и выпускников. При этом определение рейтингового функционала происходит на базе анализа таких интегральных факторов как: условия для получения качественного образования, уровень востребованности работодателями выпускников, уровень научно-исследовательской активности с определенными весами. Значение каждого из интегральных факторов определяется группами показателей, которые в свою очередь объединяют показатели, характеризующие ситуацию по важнейшим аспектам деятельности вуза. Некоторые рейтинги определяются на основе баллов ЕГЭ студентов, зачисленных в предыдущие годы.

Существует оценка с точки зрения востребованности их выпускников на рынке труда. Федеральное агентство по образованию составляет рейтинг на основании официальных данных, полученных от администраций вузов. учитываются такие параметры, как: состав и качество профессорско-преподавательского состава, количество студентов разных форм обучения, наличие студентов из других стран, объем научных исследований, издательская деятельность, обеспечение студентов общежитиями, профилакториями и т.д. К сожалению, сельскохозяйственные вузы не привлекают внимание крупных рейтинговых агентств. Ни один из аграрных вузов не вошел в топ-100 российских вузов. Рейтинги, рассчитываемые отдельно для сельскохозяйственных вузов, показывают разные результаты. По одному из рейтингов лучший аграрный вуз (Оренбургский государственный аграрный университет) занимает 58 место среди 1531 вуза России, в среднем аграрные вузы занимают места в этом рейтинге с 3-ей по 13-ую сотню [2]. Рейтинг, составленный на основе мониторинга «Качество приема в вузы 2014», проведенного специалистами Высшей школы экономики [3] по среднему баллу ЕГЭ студентов, зачисленных в государственные вузы в 2014 году показал, что в пятерку лучших аграрных вузов вошли Кубанский государственный аграрный университет, Москов-

ская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии им. К.И. Скрябина, Российский государственный аграрный университет им. К.А. Тимирязева, Ставропольский государственный аграрный университет, Санкт-Петербургская государственная академия ветеринарной медицины. Максимальный показатель по ЕГЭ, в исследуемых вузах составлял для бюджетного обучения 69 баллов, для платного - 63,5, минимальный для бюджетного - 43,7, для платного - 44,1. Как показывает реальная ситуация количество бюджетных мест во всех вузах неуклонно сокращается, при этом плата за обучение растет. Для примера, плата за год обучения в Кубанском государственном аграрном университете составляет от 76 600 рублей до 106 800 в зависимости от специальности. Анализ специальностей предлагаемых всеми 56 аграрными вузами показал, что их перечень составляет 75 наименований. Наиболее распространенные специальности: агрономия (предлагают 49 вузов), зоотехния (48), бухгалтерский учет и аудит (48), экономика и управление аграрным производством (47), механизация сельского хозяйства (45), ветеринария (35), сервис и техническая эксплуатация транспортных и технологических машин и оборудования (26), агроэкология (24), электрификация и автоматизация сельского хозяйства (21), технология сельскохозяйственного производства (20), эемле-устройство, экономика и управление на предприятии (по 16), финансы и кредит (15), пло-доовощеводство и виноградарство (14), механизация переработки с-х продукции (13), агрохимия и агропочвоведение, технология хранения и переработки растениеводческой продукции (по 11), защита растений, лесное и лесопарковое хозяйство, мелиорация, менеджмент (по 9 вузов). 25 из 75 специальностей предлагают по 1 вузу, по 10-ти специальностям обучают по 2 вуза.

Источники

1. vgsha.vluki.ru

2. http://5ballov.qip.ru

3. http://а-рейтинг.рф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.