КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
И.Ф. Нарижный, А.М. Грешонков
Рассмотрены проблемы ускоренного развития АПК Липецкой области. Сформулированы основные задачи образовательного звена аграрной кадровой политики в сельском хозяйстве на региональном уровне в условиях реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Изложены механизмы выполнения программ формирования устойчивых систем обеспечения сельскохозяйственного производства квалифицированными кадрами.
Ключевые слова: агропромышленное производство, аграрная политика, сельское хозяйство.
Учитывая, что в условиях становления рынка потребности экономики все больше определяются не численностью занятых, а качеством их труда, то методически важно оценивать место и роль составляющих профессионально-квалифицированных факто-
ров, а именно: подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров [1-6]. Расчетами специалистов установлено, что регулярное системное повышение квалификации работников любой отрасли народного хозяйства снижает потребность в специалистах с высшим и средним специальным образованием в среднем на 25 %. Удельный вес фактора квалификации кадров в росте производительности труда достигает 30 %.
В сложившихся условиях постепенного выхода сельского хозяйства из кризиса и реализации национального проекта по развитию АПК особое значение приобретает проблема обеспечения отрасли квалифицированными кадрами. В Липецкой области есть немало сельскохозяйственных организаций, в которых благодаря целенаправленным мерам по повышению качества кадрового потенциала (в системе других мер) произошли позитивные сдвиги в производстве, повысилась рентабельность и финансовая устойчивость предприятий. Однако, к сожалению, работа по совершенствованию кадрового обеспечения проводится далеко не во всех хозяйствах. Ослабла она в последние годы и на областном уровне.
Мониторинг количественных и качественных характеристик кадрового потенциала отрасли показал, что общая численность руководителей сельхозпредприятий за период с 2001 г. по 2006 г. в целом по области снизилась на 36 % или 118 человек.
Важно подчеркнуть, что сокращение численности руководителей хозяйств обусловлено как продолжающимся процессом сокращения количества сельскохозяйственных организаций и их размеров, так и слабой закрепленностью и текучестью кадров. Удельный вес руководителей с высшим образованием составляет 85 %. По-прежнему остается высокой сменяемость руководителей. Частая замена руководителей (каждый пятнадцатый из них освобождается от должности в результате различных нарушений) приводит к ухудшению квалификационной и возрастной структуры этой категории работников.
Негативная тенденция складывается также в динамике и качественных характеристиках главных специалистов. За период с 2001 г. по 2006 г. их численность сократилась на 49 %, а насыщенность в расчете на одно хозяйство уменьшилось с 5 до 4 человек. Значительно сократилась численность специалистов в возрасте до 30 лет с 94 до 59 человек.
За последнее пятилетие произошли определенные изменения также в численности руководителей среднего звена, которая снизилась более чем на 26 %.
При этом по сравнению с 2001 г. доля руководителей среднего звена с высшим образованием увеличилась с 10 до 22 %, а удельный вес не имеющих специального образования с 19,5 до 23 %, и только 2 % обучается заочно в аграрных учебных заведениях.
Такие темпы качественного обновления руководящего персонала нельзя признать удовлетворительными. Указанная должностная категория нуждается в омоложении. Доля молодежи среди руководителей среднего звена уменьшилась с 5,2 % в 2001 г. до 3,5 %
в 2006 г., однако выросла доля работников пенсионного возраста с 4 до 4,9 %.
Наиболее ощутимые кадровые потери наблюдаются в инженерно-технической и зоотехнической службах. Насыщенность специалистами в них уменьшилась соответственно в 1,5 и 1,4 раза. В настоящее время на каждое хозяйство приходится менее одного специалиста агрономического и зоотехнического профиля, что крайне недостаточно. Для успешной реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» необходимо принять срочные меры по укреплению сельскохозяйственного производства специалистами данных служб.
В рыночных условиях особые требования в отношении кадрового обеспечения предъявляются к экономической и коммерческой сферам деятельности сельскохозяйственных организаций. Для обеспечения конкурентоспособности каждому субъекту хозяйствования необходимы профессионалы в этих областях. Между тем численность работников экономических служб уменьшилась за последние 5 лет на 40 % и составляет всего лишь 70 человек или 36 человек на 100 хозяйств. Снизилась так же численность специалистов по коммерческой деятельности. В 2006 г. она составила всего 14 человек или менее 5 человек на 100 хозяйств против 13 человек в 2001 г. Крайне слабой остается и маркетинговая служба: на 100 хозяйств приходится только 6 специалистов этого профиля.
Таким образом, сложившаяся кадровая ситуация в отрасли является серьезным препятствием повышения эффективности сельскохозяйственного производства и выхода его из кризиса.
Одним из важных направлений улучшения кадровой ситуации в сельском хозяйстве является укрепление служб управления персоналом. К сожалению, обеспечение сельскохозяйственных организаций специалистами этого профиля остается крайне недостаточным и эти службы не выполняют надлежащих функций. Численность работников в сфере управления сельскохозяйственными кадрами без учета совместителей составляет в целом по области всего 186 человек или 86 человек на 100 хозяйств, из них с высшим образованием лишь 26 %. Многочисленный и недостаточно профессиональный уровень кадров в большинстве данных служб не по-
зволяют успешно осуществлять функции формирования и подготовки резерва руководящих кадров, совершенствования их профессионально-квалификационной структуры, привлечения и закрепления молодых специалистов, внутрифирменного профессионального образования и социального развития трудовых коллективов.
Систему работы с кадрами управления следует рассматривать как единый, взаимосвязанный комплекс, включающий в себя специализированные функции кадровой политики и кадровой работы органов и должностных лиц управления организации, выполняющих эти функции, принципы и научно-обоснованные критерии подбора и расстановки кадров, систему оценки кадров, их мотивацию, а также факторы социальнопсихологического характера. Обоснована необходимость использования в современной практике управления организацией социально-психологических методов руководства, т. к. они позволяют своевременно учитывать мотивы деятельности и потребности работников, видеть перспективы изменения конкретной ситуации, принимать оптимальные управленческие решения.
Взаимосвязь всех элементов системы работы с кадрами обусловливает значимость разработки и реализации в каждой организации кадровой политики, основу которой должна составлять стратегия развития кадровой работы, представляющая собой комплекс перспективных ориентиров использования кадрового потенциала, его обновления, совершенствования, развития, мотивации. При этом кадровую политику в новых условиях следует направить на формирование такой системы работы с кадрами, которая ориентировалась бы на получение не только экономического, но и социального эффекта при условии соблюдения действующего законодательства, нормативных актов и правительственных решений.
Следовательно, на региональном уровне необходимо создавать условия, способствующие формированию качественных характеристик кадрового потенциала. Высокое профессиональное мастерство, образованность и культура должны стать необходимыми для работников отраслей агропромышленного комплекса, и особенно, для сельского хозяйства.
В связи с этим воспроизводство кадрового потенциала для сельского хозяйства мы предлагаем рассматривать как относительно целостную систему, включающую высшие и средние специальные учреждения, профессионально-технические училища и специальные курсы по подготовке и переподготовке, и повышению квалификации работников. Это, во-первых.
Во-вторых, придавать развитию системы подготовки кадров, ориентации их на знание и образование новый смысл - обеспечение конкурентоспособного развития. Предполагается, что получение новых знаний, их распространение и применение будет обеспечиваться системой образования в широком смысле слова, являющейся базовой основой для воспроизводства и развития социальной, политической, экономической структуры общества в целом.
В-третьих, учитывать, что существующая сегодня система образования, сохраняя высокий авторитет, теряет свою конкурентоспособность. Причину мы видим в том, что она не удовлетворяет растущий спрос на современный тип специалиста, т. к. продолжает поставлять на рынок труда ежегодно большую массу молодежи, не готовой к профессиональной деятельности в новых условиях.
Вот почему первоочередное внимание следует обращать на несоответствие содержания учебных программ и требований времени. При этом исходить из того, что в соответствии с Федеральным законом «Об образовании» государство гарантирует бесплатное среднее и высшее профессиональное образование, дальнейшее же образование возможно на конкурсной основе. В соответствии с этим каждый государственный (муниципальный) вуз, техникум получает государственный заказ на подготовку определенного количества специалистов по определенным специальностям и соответствующее финансирование за счет бюджета. Хотя это не рыночный способ подготовки квалифицированных специалистов, но он функционирует почти во всех развитых странах. Нет причин для отказа от него и в России, имеющей более глубокие традиции подготовки специалистов за счет государственного финансирования.
Одновременно вузы и техникумы ведут подготовку кадров и на платной основе, ис-
пользуя рыночные механизмы. В соответствии с тем же законом «Об образовании» государство гарантирует общедоступность и бесплатность начального профессионального образования, как и общего. Профессиональные училища не могут вступать в рыночные отношения с предприятиями-работодателями (для выпускников этих училищ), однако они обязаны принимать на бесплатную учебу всех желающих получить начальное профессиональное образование. Бюджеты федерального и муниципального уровней предусматривают соответствующие средства на начальное профессиональное образование.
Крупную проблему мы видим в осуществлении всеобщего профессионального образования сельской молодежи и создании условий для получения начального профессионального образования основными группами кадров массовых профессий (трактори-стов-машинистов, работников животноводства и др.). Решение этой стратегической задачи только за счет средств предприятий, т. е. на базе рыночных отношений, сегодня практически невозможно. Поэтому важно, чтобы государство активно включилось в эту работу, особенно с учетом того, что еще не решены многие проблемы индустриализации, а в экономике преобладает материальное производство - более 50 % работников заняты преимущественно физическим трудом (особенно в сельском хозяйстве). Не теряют своей актуальности и проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов для сельского хозяйства.
В связи с этим основными задачами образовательного звена аграрной кадровой политики в сельском хозяйстве на региональном уровне, по нашему мнению, остаются:
- совершенствование деятельности аграрных образовательных учреждений в целях полного удовлетворения потребностей сельскохозяйственного производства, органов управления АПК специалистами, отвечающими современным и перспективным потребностям агропромышленного комплекса;
- повышение роли сельских школ в подготовке кадров массовых профессий;
- формирование у руководителей и специалистов высокого уровня профессионализма и управленческих способностей, инновационного мышления, предпринимательских навыков, необходимых в новых условиях;
- улучшение работы по профессиональной ориентации учащихся школ в целях привлечения их на учебу в аграрные образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, а также последующего закрепления на селе;
- обеспечение интеграции образования и аграрной науки, формирование университетских комплексов, включающих образовательные учреждения высшего, среднего и дополнительного профессионального образования, научно-исследовательские учреждения, организации агропромышленного комплекса с широким использованием современных информационных технологий;
- обеспечение систематической профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников органов государственного управления агропромышленным комплексом субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, руководителей и специалистов организаций агропромышленного комплекса по важнейшим инновационным направлениям его функционирования;
- повышение внимания к подготовке менеджеров, арбитражных управляющих, юристов, специалистов по персоналу, маркетингу, финансам, оптовым продовольственным рынкам, бухгалтерскому учету и аудиту, более широкое использование в этих целях потенциала аграрных образовательных учреждений;
- преодоление недооценки начального профессионального образования в аграрной кадровой политике, повышение роли органов управления АПК в развитии сети профессиональных училищ в сельской местности, упорядочении системы профессиональной подготовки и повышения квалификации работников массовых профессий на предприятиях.
Перспективными задачами кадровой политики мы считаем:
- получение механизаторскими кадрами, основной частью работников животноводства, овощеводства, садоводства начального профессионального образования; обеспечение всеобщего профессионального образования сельской молодежи;
- учет многообразия форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствования при решении задач развития кадрового потенциала сельскохозяйственного
производства. Система подготовки и повышения квалификации кадров должна быть ориентирована как на предприятия и организации всех форм, так и на предпринимателей, фермеров, а также владельцев личных подсобных хозяйств;
- повышение роли региональных и местных органов управления в реализации аграрной кадровой политики, в определении текущих и перспективных потребностей АПК в квалифицированных кадрах; обеспечение интеграции аграрных образовательных учреждений всех уровней, формирование отраслевых университетских комплексов;
- укрепление финансовой базы для осуществления кадровой политики в аграрном секторе; на ближайший период следует сохранить, а по некоторым направлениям повысить роль централизованного финансирования в кадровом обеспечении АПК; одновременно развивать многоканальное финансирование образовательных учреждений, налаживать систему попечительства, добровольных пожертвований, целевых взносов юридических и физических лиц, отечественных и зарубежных спонсоров.
Следует подчеркнуть: проведение активной кадровой политики потребует разработки соответствующей стратегии управления ею, определения конкретных организационно-управленческих решений, реализация которых должна привести к улучшению всей работы по кадровому обеспеченно регионального АПК. При расчете потребностей сельскохозяйственного производства в квалифицированных кадрах следует учитывать те структурные сдвиги, которые происходят в экономике.
В условиях развития рынка и интенсификации производства в сельском хозяйстве должны получить ускоренное развитие автоматизация всех сфер производства, управления, сбыта на основе использования микропроцессов, ЭВМ, новых средств связи, экологических систем, что поможет квалифицированно оценить дополнительный спрос на специалистов соответствующего профиля.
При этом качественно новое развитие экономических служб увеличивает спрос на специалистов по маркетингу, экономическому анализу и учету. Увеличивается потребность в специалистах в области права. Новое состояние организации труда, управления
человеческими ресурсами на предприятиях, их кадровым потенциалом требуют специалистов психолого-социологического профиля и менеджеров по управлению персоналом. В то же время происходит постепенное уменьшение спроса на специалистов традиционных и наиболее массовых специальностей сельского хозяйства.
Важнейшими задачами кадровой стратегии, таким образом, остаются совершенствование структуры и качества подготовки специалистов высшей квалификации, использование кадров по специальности, закрепление их в профильных организациях. Совершенствование стратегического управления кадровым потенциалом АПК предполагает перестройку органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Необходима координация действий всех структур управления процессами подготовки, отбора, закрепления кадров на производстве.
Данный аспект проблемы мы особо выделяем, потому что в большинстве районов Липецкой области в районных органах управления сельского хозяйства нет специалистов по работе с кадрами. Сложная ситуация со специалистами по работе с кадрами сложилась и в самих сельскохозяйственных предприятиях.
Таким образом, современные кадровые технологии, концентрирующие опыт и знания рыночных отношений в работе с персоналом, создают реальные предпосылки для развития регионального АПК, позволяют глубже понимать динамику перемен в содержании и условиях труда, конкретизировать анализ социально-экономических процессов и, в конечном счете, преодолевать деформации в кадровом обеспечении, неизбежные при игнорировании этих технологий.
Следует также выделить растущее значение мониторинга кадровых процессов, который позволяет отслеживать складывающиеся тенденции, моделировать и прогнозировать кадровые ситуации с целью своевременного принятия необходимых мер. По нашему мнению, органы государственного и муниципального управления должны взять на себя ответственность за развитие региональных кадровых ресурсов, выступать в роли координирующих и организующих центров наращивания интеллектуального потенциала региона, заниматься кадровой работой.
Остается стратегическим направлением повышение качества кадрового потенциала интеграции аграрной науки и образования. Объединение научно-педагогического потенциала сельскохозяйственных вузов и академической науки дает ряд преимуществ и открывает новые перспективы развитию аграрного образования. Объединение усилий науки и образования является одним из важнейших принципов современной государственной научной политики.
Усиление роли университетов в развитии территории сегодня является тем фактором, который целесообразно использовать для решения задач финансового обеспечения повышения качества образования и социальноэкономического развития. В современном образовательном менеджменте регионы, в которых сосредоточены университеты, многопрофильный промышленный и аграрный комплекс, а следовательно, интеллектуальный и организационный потенциал, превращаются в центры управления производственными процессами, материальными и финансовыми потоками. В этих центрах оседает основная доля прибыли от хозяйственных процессов, протекающих во всех остальных регионах. Эти центры становятся более мобильными, чем традиционные.
В связи с ограниченной финансовой возможностью государства встает вопрос о создании в АПК Липецкой области эффективных механизмов внебюджетного финансирования. В современных условиях целесообразно развивать многоканальную схему финансирования образовательных учреждений АПК.
Таким образом, первоочередной задачей аграрной кадровой политики по образованию является современная подготовка руководителей сельскохозяйственных предприятий и совершенствование деятельности аграрных образовательных учреждений в целях полного удовлетворения потребностей сельскохозяйственного производства, органов управления АПК специалистами, отвечающими современным и перспективным потребностям агропромышленного комплекса.
1. Основные направления агропродовольствен-ной политики Правительства Российской Федерации на 2001-2010 годы // Информацион-
ный бюллетень Министерства сельского хозяйства РФ. 2001. № 1-2. С. 5-10.
2. Белоусов А.В. Инновационное обеспечение социального и кадрового развития на селе: теория и практика. Воронеж, 2003.
3. Белоусов В.И., Шевченко В.Е., Белоусов А.В., Демченко А.Ф. Инновационная стратегия кадрового и социального развития села: монография. Воронеж, 2004.
4. Дорофеев А . Развитие кадрового потенциала АПК в регионе // АПК: экономика, управление. 2007. № 5. С. 39-41.
5. Козина А.М. Кадровое обеспечение села // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 200S. № 3. С. 64-65.
6. Липецкий статистический ежегодник: стат. сб. Липецк, 2007.
Поступила в редакцию 26.06.2008 г.
Narizhny I.F., Greshonkov A.M. Personnel provision of agro-industrial production reforming in Lipetsk region. Lipetsk Region Agroindustrial Complex intensified development problems are introduced. Major tasks of the regional agricultural educational staff policy influenced by the national project “Agroindustrial Complex Development” are formulated. The ways of implementation of the agroindustrial production reforming qualified staff ware are outlined.
Key words: agroindustrial production, agricultural politics, agriculture.