Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС'

ИНТЕГРАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / МЕТОД / ПРИЕМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варфоломеева Светлана Васильевна, Жарова Нина Романовна

Рассматриваются преимущества педагогических технологий и особенности их внедрения в образовательный процесс. Интеграция осознанного, личностно-ориентированного, максимально эффективного подхода к учащемуся позволяет педагогу проявить весь спектр своих профессиональных знаний и навыков, повысить результаты образовательного процесса, сделать его интересным и насыщенным для всех субъектов. С другой стороны, применение педагогических технологий повышает требования к педагогу, усиливает не только предметный аспект, но и умение находить небанальные решения, быстро ориентироваться в ситуации и подстраиваться под участников образовательного процесса, их потребности. Понимание последовательности этапов внедрения образовательной технологии как в широкой, так и в детализированной последовательности позволит не только облегчить педагогу этот процесс, но и даст ему необходимые инструменты, которые, в свою очередь, обеспечат наиболее эффективное достижение поставленной цели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES INTO EDUCATION PROCESS

It is discussed the advantages of pedagogical technologies and the features of their implementation in the educational process. The integration of a conscious, student-oriented, most effective approach to the student allows the teacher to show the full range of their professional knowledge and skills, improve the results of the educational process, make it interesting and rich for all subjects. On the other hand, the use of pedagogical technologies increases the requirements for the teacher, strengthens not only the subject aspect, but also the ability to find non-banal solutions, quickly navigate the situation and adapt to the participant in the educational process, their needs. Understanding the sequence of stages in the implementation of educational technology, both in a broad and in a detailed sequence, will make this process easier for the teacher, give him the necessary tools, which, in turn, will ensure the most effective achievement of the goal.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС»

ПЕДАГОГИКА

(шифр научной специальности: 5.8.7)

Научная статья УДК 37

doi: 10.18522/2070-1403-2023-97-2-132-137

ИНТЕГРАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

© Светлана Васильевна Варфоломеева1, Нина Романовна Жарова2

12Российский государственный университет правосудия, г. Краснодар, Россия 'varph2000@mail.ru 2zharovanina@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются преимущества педагогических технологий и особенности их внедрения в образовательный процесс. Интеграция осознанного, личностно-ориентированного, максимально эффективного подхода к учащемуся позволяет педагогу проявить весь спектр своих профессиональных знаний и навыков, повысить результаты образовательного процесса, сделать его интересным и насыщенным для всех субъектов. С другой стороны, применение педагогических технологий повышает требования к педагогу, усиливает не только предметный аспект, но и умение находить небанальные решения, быстро ориентироваться в ситуации и подстраиваться под участников образовательного процесса, их потребности. Понимание последовательности этапов внедрения образовательной технологии как в широкой, так и в детализированной последовательности позволит не только облегчить педагогу этот процесс, но и даст ему необходимые инструменты, которые, в свою очередь, обеспечат наиболее эффективное достижение поставленной цели.

Ключевые слова: педагогика, педагогические технологии, обучение, образование, воспитание, метод, прием. Для цитирования: Варфоломеева С.В., Жарова Н.Р. Интеграция педагогических технологий в образовательный процесс // Гуманитарные и социальные науки. 2023. Т. 97. № 2. С. 132-137. doi: 10.18522/2070-14032023-97-2-132-137

PEDAGOGY

(specialty: 5.8.7)

Original article

Integration of pedagogical technologies into education process

© Svetlana V. Varfolomeeva1, Nina R. Zharova2

12Russian state university of Justice, Krasnodar, Russian Federation 'varph2000@mail.ru 2zharovanina@mail.ru

Abstract. It is discussed the advantages of pedagogical technologies and the features of their implementation in the educational process. The integration of a conscious, student-oriented, most effective approach to the student al -lows the teacher to show the full range of their professional knowledge and skills, improve the results of the educa -tional process, make it interesting and rich for all subjects. On the other hand, the use of pedagogical technologies in -creases the requirements for the teacher, strengthens not only the subject aspect, but also the ability to find non-banal solutions, quickly navigate the situation and adapt to the participant in the educational process, their needs. Under -standing the sequence of stages in the implementation of educational technology, both in a broad and in a detailed se -quence, will make this process easier for the teacher, give him the necessary tools, which, in turn, will ensure the most effective achievement of the goal.

Key words: pedagogy, pedagogical technology, training, education, upbringing, method, device. For citation: Svetlana V. Varfolomeeva, Nina R. Zharova Integration of pedagogical technologies into education process. The Humanities and Social Sciences. 2023. Vol. 97. No 2. P. 132-137. doi: 10.18522/2070-1403-2023-97-2-132-137

Введение

Передача знаний и опыта от одного поколения к другому обусловлена зарождением, развитием, постоянным совершенствованием педагогики как науки. Изменение инструментария педагогической науки напрямую связано с трансформацией общества, именно поэтому повышение (улучшение) качества образования можно считать важным, если не основным,

компонентом педагогического процесса, объединяющего в себе и воспитание, и образование. Актуальность исследования обусловлена сложностью внедрения педагогических технологий в образовательный процесс, обоснования выбора необходимых компонентов: методики, приемов, форм, средств, выстроенных вместе в такой последовательности, которая позволяет достичь поставленную педагогическую цель.

Теоретической базой исследования послужили научные труды таких педагогов, как В.П. Беспалько, Л.Н. Буйловой, М.В. Кларина, В.П. Кузьмина, Н.К. Чапаева, Э.Г. Юдина, которые посвящены изучению сущности педагогической технологии, а также работы А.Т. Го-лиахметовой, Е.В. Артамонова, Б.Т. Лихачева, исследовавших вопросы внедрения педагогических технологий в образовательный процесс. Обсуждение

Понятие «педагогические технологии» является дискуссионным: некоторые авторы считают его системой методик, включающих в себя ряд приемов, форм, средств, направленных на достижение определенной образовательной цели; другие же включают в это понятие, прежде всего эффективность, целостность, надёжность, обоснованность с точки зрения науки, нацеленность на результат [2; 11; 12; 16]. Отметим, что противоречий в этих трактовках не наблюдается, так как все они сходятся в одном: это процесс, построенный по определенному алгоритму, целью которого является достижение наиболее эффективного педагогического (образовательного) результата.

Возникновение понятия «педагогические технологии» связано с самой природой педагогического процесса: поиска наиболее оптимальных путей решения поставленных педагогических задач, его постоянным изменением, желанием отвечать современным запросам, вызовам, которые бросает перед нами жизнь. Не секрет, что преподаватели испытывают постоянную потребность в овладении новыми приемами и навыками, которые позволят улучшить педагогический процесс. Педагогические технологии призваны дать в руки педагога инструмент, который будет эффективно работать в конкретной ситуации с конкретными индивидами.

Мы разделяем точку зрения В.М. Монахова, определяющего педагогические технологии как продуманную во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса в комфортных для учащихся и педагога условиях [10]. Считаем, что такое толкование включает в себя как сотворчество адресанта и адресата педагогического процесса, так и целый набор необходи -мых коррелирующих элементов, как то: методика, приемы, способы, средства. То есть наличие в совокупности этих аспектов позволяет говорить о разноплановости и полифункци -ональности педагогических технологий, что позволяет им видоизменяться, мимикрировать под определенную педагогическую задачу.

Педагогика всегда ставила высокую планку для преподавателя, но сегодня особенно осознается тот факт, что любому педагогу недостаточно быть профессионалом только во владении знаний о своем предмете, современные тенденции таковы, что педагог должен быть мультинаправленной, многовекторной, эрудированной личностью.

В широком смысле педагогические технологии можно свести к четырем основным направлениям, которые позволяют определить базовый (ведущий) вектор движения при внедрении конкретной технологии:

1. личностно-ориентированный подход, направленные на развитие индивидуальных особенностей конкретного ученика;

2. самоактуализированный подход, обеспечение самостоятельности, усиление познавательной деятельности, интеллекта;

3. дидактический подход, укрупнение дидактических единиц, расширение педагогических средств;

4. медиаобразовательный подход, использование компьютерных средств, применение новых технологий [4, с. 161; 8, с. 214].

С точки зрения структурного содержания педагогические технологии можно классифицировать следующим образом:

1. По уровню применения: общие, локальные, предметные.

2. По философскому аспекту: научные, экзистенциальные, религиозные, материалистические и другие.

3. По уроню участников процесса: массовые, компенсирующие, для одаренных и так далее.

4. По доминирующему методу: творческие, догматические, иллюстративные, проблемные, игровые и другие.

5. По содержанию: воспитывающие, светские, религиозные, общеобразовательные, про-фориентированные и так далее.

6. По форме: классно-урочные, индивидуальные, коллективные, академические и так далее.

7. По подходу: личностно-ориентированные, свободные, дидактоцентрические и другие.

8. По способу усвоения знаний: ассоциативные, нейролингвистические, тактильные и так далее. Таким образом, педагогические технологии позволяют «закрыть» любую потребность

педагога при достижении цели, направленной на усовершенствование результатов образовательной деятельности.

Полиаспектность педагогических технологий позволяет говорить о различных корреляциях при реализации конкретной педагогической задачи, при этом можно выделить целый ряд преимуществ, которые очевидны после внедрения педагогических технологий:

• более целостная структура самого образовательного процесса;

• более высокая результативность;

• более гибкая форма при организации учебного процесса;

• более тесное взаимодействие всех субъектов образовательной деятельности;

• большее взаимопроникновение дисциплин;

• создание новых интегрированных курсов;

• большая инициация творческого мышления [5, с. 129; 15].

Считаем, что такого рода преимущества не должны игнорироваться педагогами, поскольку временные, интеллектуальные, творческие, физические, психологические затраты при организации занятий, с которыми сталкивается педагог в процессе внедрения педагогических технологий, нивелируются при получении результата: более эффективного, целостного, интересного достижения поставленной цели конкретного урока, занятия, темы, занятия, блока, курса и так далее.

Целостность педагогических технологий напрямую связана с переключением внимания педагога с себя, своих достижений на обучаемого, его потребности и возможности, с особым акцентом на самореализации, самопознании, самоактуализации.

Признаками применения, внедренности педагогических технологий в образовании можно считать соблюдение следующих условий:

1. Гарантированное достижение поставленной цели.

2. Наличие диагностических средств, которые позволяют в полной мере отслеживать и корректировать педагогические воздействия на объект как в процессе, так и в результате.

3. Применение структурированного плана использования методов и приемов.

4. Определение четких границ, ограничений и условий применения педагогических технологий. Внедрение педагогических технологий в образовательный процесс - это очень последовательный, многоэтапный и детализированный процесс. Каждый этап подразумевает многочисленные корректировки, направленные на выбор более точной максимально эффективной формы.

Внедрение каких-либо педагогических технологий можно разделить на четыре основных этапа:

1. теоретический, подразумевающий инициацию в выборе конкретной теологии, ее обдумывание, решение концептуальных задач;

2. подготовительный, подготовка к применению педагогической технологии;

3. практический, собственно применение педагогической технологии;

4. диагностический, оценивание как процесса применения, так и результатов применения.

Этот этап частично совпадает с предыдущим, накладывается на него в области в области отслеживания динамики изменения образовательного процесса [1; 3; 6; 13].

Отметим, что описанные этапы являются укрупненными блоками, которые, в свою очередь, могут быть разделены на более простые шаги: каждый из четырех описанных выше блоков может быть раздроблен на несколько подэтапов, или подблоков, соблюдение последовательности которых позволит добиться наиболее эффективных результатов. Для внедрения педагогических технологий должны быть последовательно пройдены определенные подэтапы. Давайте рассмотрим, по какому алгоритму движется более детализированный процесс внедрения:

1. Постановка цели.

2. Уточнение цели.

3. Окончательная формулировка цели.

4. Построение хода обучения.

5. Выбор методики обучения.

6. Определение набора приемов обучения.

7. Выбор учебных материалов.

8. Подготовка учебных материалов.

9. Организация всего хода обучения.

10. Оценка результатов.

11. Анализ результатов.

12. Корректировка результатов.

13. Заключительная оценка результатов [7; 9; 14].

Применение педагогических технологий осуществляется в рамках социального взаимодействия «человек-человек», наверное, самого сложного взаимодействия из возможных. При всех трудностях внедрения педагогической технологии в образовательный процесс именно она позволяет достичь гибких, эффективных, устойчивых результатов при условии, что соблюдается последовательность этапов внедрения, вовремя учитываются и корректируются сопутствующие затруднения. Выводы

Таким образом, можно резюмировать, что переход от традиционной формы подачи в педагогике к внедрению педагогических технологий требует решения множественных проблем: от готовности образовательного учреждения, его материальной и технической базы до повешения уровня компетентности педагогического состава. Внедрение педагогических технологий - процесс затратный, требующий многих вложений и от администрации, и ото всех субъектов образовательного процесса, особенно от педагога.

Каждый отдельный шаг в процессе внедрения педагогических технологий - это сложный, постоянно меняющийся процесс, требующий серьезных теоретических и практических знаний от педагога как в преподаваемой им дисциплине, так и в иных сферах: личностного и творческого подхода, наличие эмпатии, знания психологии, физиологии, владения различными методиками, вплоть до уникальных, авторских.

Список источников

1. Артюгина Т.Ю. Современные образовательные технологии: изучаем и применяем: Учебно-методическое пособие. Архангельск: АО ИППК РО, 2009. 58 с.

2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.

3. БыковД.П. Новые технологии в образовании. М., 2012. С. 41.

4. Варфоломеева С.В., Жарова Н.Р. Современные тенденции развития педагогической науки // Гуманитарные и социальные науки. 2022. Т. 90. № 1. С. 158-163.

5. Галиахметова А.Т., Андреева Е.А. Интеграция педагогических технологий как важное направление модернизации современного образования // Казанский педагогический журнал. 2017. № 2. С. 127-130.

6. Жабборова Д.Ф. Интерпретация педагогических технологий в национальном наследии // Евразийский союз ученых. 2020. № 2-2 (71). С. 20-22.

7. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: Учебное пособие. В 2 кн. Кн. 1. Челябинск: ЧГПУ, 2012. 411 с.

8. Зритнева Е.И., Клушина Н.П., Лобейко Ю.А. Непрерывное образование в педагогической деятельности: теоретико-методологические аспекты исследования // Гуманитарные и социальные науки. 2020. № 1. С. 207-217.

9. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. М.: Знание Москва, 1989. 77 с.

10. Монахов В.М., Бахусова Е.В., Олейникова И.А. Педагогическая технология В.М. Монахова от А до Я: самоучитель проектирования учебного процесса. Липецк: ИРО, 2007. 184 с.

11. Муравьева Г.Е. Проектирование технологий обучения: Учебное пособие для студентов и преподавателей педагогических вузов, слушателей и преподавателей курсов повышения квалификации учителей. Иваново, 2001. 123 с.

12. Романова Е.С. К проблеме дефиниции понятий «образовательная технология», «педагогическая технология», «технология обучения» в современной педагогической науке // Психологи, социология и педагогика. 2016. № 5. С. 27-32.

13. Тюняева Т.В., Парешина И.В. Формирование готовности будущего учителя к применению инновационных педагогических технологий // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста. Материалы XIV международной научно-практической internet-конференции, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина. 2018. С. 185-188.

14. Чапаев Н.К., Верещагина И.П. Феноменология понятия интеграции в вопросах и ответах // Понятийный аппарат педагогики и образования. Вып. 5. М., 2007. С. 105-112.

15. ЧошановМ.А. Дидактика и инженерия. М.: Бином. Лаборатория знаний. 248 с.

16. Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М.: Эдиториал УРСС, 1997. 446 с.

References

1. Artyugina T.Yu. Modern educational technologies: we study and apply: textbook. Arkhangelsk, 2009. 58 p.

2. Bespalko V.P. Components of pedagogical technology. Moscow: Pedagogy, 1989. 192 p.

3. BykovD.P. New technologies in education. M., 2012. P. 41.

4. Varfolomeeva S.V., ZharovaN.R. Modern trends in the development of pedagogical science // The Humanities and social sciences. 2022. V. 90. No. 1. Pp. 158-163.

5. Galiakhmetova A.T., Andreeva E.A. Integration of pedagogical technologies as an important direction of modernization of modern education // Kazan Pedagogical Journal. 2017. No. 2. P. 127-130.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Zhabborova D.F. Interpretation of pedagogical technologies in the national heritage of the Eurasian Union of Scientists. 2020. No. 2-2 (71). Pp. 20-22.

7. Zaitsev V.S. Modern pedagogical technologies: textbook. In 2 books. Book. 1. Chelyabinsk, 2012. 411 p.

8. Zritneva E.I., Klushina N.P., Lobeiko Yu.A. Continuing Education in Pedagogical Activity: Theoretical and Methodological Aspects of Research // Humanities and Social Sciences. 2020. No. 1. S. 207-217.

9. Klarin M.V. Pedagogical technology in the educational process. Analysis of foreign experience. Moscow: Knowledge Moscow, 1989. 77 p.

10. Monakhov V.M., Bakhusova E.V., Oleinikova I.A. Pedagogical technology V.M. Monakhova from A to Z: tutorial for designing the educational process: Lipetsk, 2007. 184 p.

11. Muravieva G.E. Designing learning technologies: Proc. allowance for students and teachers ped. universities, students and teachers of advanced training courses for teachers. Ivanovo, 2001. 123 p.

12. Romanova E.S. On the problem of defining the concepts "educational technology", "pedagogical technology", "teaching technology" in modern pedagogical science // Psychology, sociology and pedagogy. No. 5. 2016. P. 27-32.

13. Tyunyaeva T.V., PareshinaI.V. Formation of the future teacher's readiness for the use of innovative pedagogical technologies // Personal and professional development of the future specialist. Proceedings of the XIV International Scientific and Practical Internet Conference, Tambov State University named after G.R. Derzhavin. 2018. P. 185-188.

14. Chapaev N.K., Vereshchagina I.P. Phenomenology of the concept of integration in questions and answers // Conceptual apparatus of pedagogy and education. Issue. 5. M., 2007. P. 105-112.

15. ChoshanovM.A. Didactics and engineering. M.: Binom. Knowledge Laboratory. 248 p.

16. YudinE.G. Methodology of science. Consistency. Activity. M.: Editorial URSS, 1997. 446 p.

Статья поступила в редакцию 29.01.2023; одобрена после рецензирования 10.02.2023; принята к публикации 17.02.2023.

The article was submitted 29.01.2023; approved after reviewing 10.02.2023; accepted for publication 17.02.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.