Научная статья на тему 'РЕАДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ТРАДИЦИОННОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ В ПОСТПАНДЕМИЙНЫЙ ПЕРИОД'

РЕАДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ТРАДИЦИОННОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ В ПОСТПАНДЕМИЙНЫЙ ПЕРИОД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ / АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поддубная Яна Николаевна, Котов Константин Сергеевич, Слукина Анастасия Алексеевна

Рассматривается процесс перехода студентов к традиционной форме обучения после дистанционного образования с точки зрения отличительных особенностей данных форм подачи знаний. Научная новизна исследования заключается в рассмотрении процесса возвращения и адаптации студентов к традиционной, очной форме обучения в рамках образовательного пространства вузов после периода вынужденного дистанционного обучения, вызванного пандемией коронавируса. Итогом исследования является перечень методических рекомендаций, направленных на обеспечение плавного и эффективного перехода студентов от дистанционного образования к традиционному очному обучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поддубная Яна Николаевна, Котов Константин Сергеевич, Слукина Анастасия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RE-ADAPTATION OF STUDENTS TO THE TRADITIONAL FORM DURING POST-PANDEMIC EDUCATION

It is considered the transition of students to the traditional form of education after distance education in terms of the distinctive features of these forms of training. The scientific novelty of the study is to consider the process of returning and adapting students to traditional, full-time education within the educational space of universities after the period of forced distance learning caused by the coronavirus pandemic. The result of the study is a list of methodological recommendations aimed at providing a smooth and effective transition of students from distance education to traditional full-time education.

Текст научной работы на тему «РЕАДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ТРАДИЦИОННОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ В ПОСТПАНДЕМИЙНЫЙ ПЕРИОД»

ПЕДАГОГИКА

(шифр научной специальности: 5.8.7)

Научная статья УДК 37

doi: 10.18522/2070-1403-2023-97-2-163-168

РЕАДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ТРАДИЦИОННОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ В ПОСТПАНДЕМИЙНЫЙ ПЕРИОД

© Яна Николаевна Поддубная1, Константин Сергеевич Котов2, Анастасия Алексеевна Слукина3

1Педагогический институт филиала ВВГУ в г. Уссурийске, г. Уссурийск, Россия; 2; 3Школа педагогики Дальневосточного федерального университета (филиал) в г. Уссурийске, г. Уссурийск, Россия

1underoak@mail.ru 2kotov.ks@mail.ru 3nastyaslukina@mail.ru

Аннотация. Рассматривается процесс перехода студентов к традиционной форме обучения после дистанционного образования с точки зрения отличительных особенностей данных форм подачи знаний. Научная новизна исследования заключается в рассмотрении процесса возвращения и адаптации студентов к традиционной, очной форме обучения в рамках образовательного пространства вузов после периода вынужденного дистанционного обучения, вызванного пандемией коронавируса. Итогом исследования является перечень методических рекомендаций, направленных на обеспечение плавного и эффективного перехода студентов от дистанционного образования к традиционному очному обучению.

Ключевые слова: дистанционное обучение, традиционные формы обучения, методика преподавания, методические рекомендации, адаптация студентов.

Для цитирования: Поддубная Я.Н., Котов К.С., Слукина А.А. Реадаптация студентов к традиционной форме обучения в постпандемийный период // Гуманитарные и социальные науки. 2023. Т. 97. № 2. С. 163-168. doi: 10.18522/2070-1403-2023-97-2-163-168

PEDAGOGY

(specialty: 5.8.7)

Original article

Re-adaptation of students to the traditional form during post-pandemic education

© Yana N. Poddubnaya1, Konstantin S. Kotov2, Anastasia A. Slukina3

Pedagogical institute of the branch of Vladivostok state university in Ussuriysk, Ussuriysk, Russian Federation; 2; 3Far Eastern federal university in Ussuriysk (School of Education), Ussuriisk, Russian Federation

1underoak@mail.ru 2kotov.ks@mail.ru 3nastyaslukina@mail.ru

Abstract. It is considered the transition of students to the traditional form of education after distance education in terms of the distinctive features of these forms of training. The scientific novelty of the study is to consider the process of returning and adapting students to traditional, full-time education within the educational space of universities after the period of forced distance learning caused by the coronavirus pandemic. The result of the study is a list of method -ological recommendations aimed at providing a smooth and effective transition of students from distance education to traditional full-time education.

Key words: distance education, traditional forms of education, teaching methods, methodological recommendations, adaptation of students.

For citation: Yana N. Poddubnaya, Konstantin S. Kotov, Anastasia A. Slukina Re-adaptation of students to the traditional form during post-pandemic education. The Humanities and Social Sciences. 2023. Vol. 97. No 2. P. 163-168. doi: 10.18522/2070-1403-2023-97-2-163-168

Введение

Актуальность данного исследования заключается в стремительном росте популярности дистанционного образования, обуславливающемся как социальными изменениями, так и независящими от человека причинами. Однако при массовом распространении дистанционного образования необходимо выработать методику, которая позволит эффективно и с минимальными временными затратами вернуться к традиционной форме обучения. Таким образом, возникает необходимость рассмотрения процесса адаптации студентов к традиционной форме обучения после дистанционного образования.

Для достижения поставленных целей были сформулированы следующие задачи: первая - систематизировать особенности дистанционного образования, а также выделить его преимущества и недостатки. Вторая - рассмотреть эффективность дистанционного обучения с точки зрения технологической цельности данного процесса. Третья задача, которая также является практической значимостью исследования, - создание методических рекомендаций, направленных на плавный и эффективный переход студентов от дистанционного образования к традиционному очному обучению. Для решения данных задач были использованы метод контент-анализа, метод обобщения положительного передового опыта преподавания и системный подход изучения теоретических источников.

Теоретической базой исследования послужили публикации С.Н. Водолад, М.П. Зайковской, Т.В. Ковалевой, Г.В. Савельева [2], Е.Н. Дронова [3] и Л.В. Кузьмина [6], посвященные рассмотрению дистанционного обучения, а также работы А.Ш. Нигора [7], А.А. Та-тьяненко, С.А. Татьяненко [12], раскрывающие вопрос проблем и здоровья студентов в период дистанционного обучения.

Обсуждение

Инновации характерны для различных сфер человеческого общества, однако важно обратить внимание на то, что разнообразные нововведения не всегда являются результатами научных поисков или передового педагогического опыта. Так, некоторые непредвиденные изменения могут качественно и кумулятивно повлиять на различные сферы общественной жизни.

Одной из таких инноваций, повлиявшей на жизни миллионов людей, стал всеобщий переход высших учебных заведений на дистанционную форму обучения (далее - ДО). Термин «дистанционное обучение» еще не до конца сформировался в педагогической литературе. Наиболее общим определением ДО является «обучение на расстоянии, когда обучаемый отделен от обучающего расстоянием» [11, с. 41]. По своей структуре ДО представляет собой взаимодействие, включающее преподавателей и студентов, осуществляемое посредством интернет-ресурсов. При этом учебная программа главным образом базируется на самостоятельном обучении студентов [2, с. 131].

Так, ДО смогло быстро прийти на смену традиционному очному обучению, ставшему невозможным в период пандемии коронавируса 2020 г. К основным принципам данного обучения можно отнести установление интерактивного общения посредством интернет-коммуникации и самостоятельное усвоение определенного массива знаний [2, с. 131]. Говоря об отличительных особенностях ДО, необходимо выделить асинхронный режим обучения, взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса [11, с. 41].

Исходя из отличительных особенностей данной формы обучения, процесс преподавания претерпевает существенные изменения и побуждает методистов к разработке новых приемов тренировки, контроля и применения изученного материала. Таким образом, проводятся многочисленные исследования в области методики преподавания иностранных языков в рамках дистанционного образования. Например, разработка контроля посредством социальных сетей: «Осуществление контроля при дистанционном обучении посредством использования социальной сети инстаграм» [10]. Данные, полученные эмпирическим путем в исследовании преподавателей АлтГПУ, свидетельствуют об успешной интеграции образовательного процесса в электронную среду. Таким образом, большинство опрошенных студентов выразили свое положительное отношение к использованию дистанционных си-

стем обучения. Но вместе с тем авторы выделяют трудности организации ДО, которые преимущественно связаны с реализацией планирующих действий преподавателя и улучшением материально-технической базы ВУЗа [3, с. 32].

Также можно отметить недостатки, выражающиеся в отсутствии прямого контакта преподавателя со студентами, увеличении аудиторных часов на изучение отдельной дисциплины и качественном ухудшении практических занятий. Кроме того, «преподаватели перестают быть основным источником знаний, вследствие чего, репродуктивные и объяснительно-иллюстративные методы обучения переходят в самообучение, что негативно сказывается на общих результатах студентов» [9, с. 46].

Авторы статьи согласны с Т.В. Тимофеевой и А.С. Мартыновой, что: «у каждого (подхода к преподаванию иностранного языка) есть свои сторонники и противники, свои положительные и отрицательные стороны» [13, с. 96]. Несмотря на определенные трудности, дистанционное образование, ввиду своей специфики, обладает рядом существенных преимуществ, к которым относится:

1. Модульность - каждая дисциплина создает целостное представление об определенной предметной области.

2. Гибкость образовательного процесса - возможность создавать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям обучающихся.

3. Параллельность - обучение может проходить при совмещении с профессиональной деятельностью [6, с. 9].

Считаем, что исследуя данную тему, необходимо взглянуть на опыт ДО в европейских странах. Так, ситуация с переходом на ДО в разных странах существенно варьируется, не говоря уже о специфике каждого, отдельно взятого учебного заведения. Статистические данные показывают, что происходит раскорреляция успеваемости. При этом несмотря на финансирование со стороны государств с целью обеспечить качественное ДО, многие страны отказались от него в пользу традиционной системы обучения [4; 16].

Такие действия стран ЕС обусловливаются исследованиями не только успеваемости, но и состояния здоровья студентов в период проведения дистанционного обучения. Так, опрос обучающихся НИУ МГСУ показал, что 55% обучающихся отметили нарушение сна; 69% студентов пожаловались на повышение уровня стресса и беспокойства; у 79,8% респондентов возникли проблемы со зрением и 98% отметили нехватку «живого» общения с педагогами и одногруппниками, сказывающуюся на психологическом состоянии и эмоциональном здоровье [12].

Образовательный процесс действительно может быть успешно интегрирован в информационную образовательную среду, однако в рамках данного исследования нас в первую очередь интересует обратный процесс данного явления, а именно, реадаптация к традиционной форме обучения. Важно также понимать, что при длительном нахождении в электронной образовательной среде происходит перестройка мозговых структур, поэтому возвращение к традиционной форме обучения представляется крайне эмоцио -нально-затратным процессом [3, с. 27].

Это также обусловливается особенностями ДО, которые заключаются в преобладании личностно-ориентированных обучающих игр и индивидуальной работы студентов [7, с. 374]. Традиционные формы обучения в свою очередь предполагают систематичность и структуру выполнения работы, сохранявшуюся без изменений на протяжении долгого периода времени. Они являются базовыми в методике преподавания иностранного языка [14, с. 121].

Важно отметить, что данная форма обучения имеет большое количество разнообразных методов, среди которых: словесный, наглядный, практический и метод проблемного обучения [15, с. 106]. Таким образом, при переходе на традиционную очную форму обучения, реализующуюся в стенах вуза, возникает необходимость подбора наиболее эффективных методов с точки зрения повышения результативности и упрощения данного процесса.

Считаем необходимым использовать разнообразные интерактивные и творческие практические методы обучения в процессе реабилитации студентов к традиционной, очной форме обучения. Можно предложить следующий перечень рекомендаций, направленных на плавный и эффективный переход студентов от ДО к традиционному очному обучению.

1. Для актуализации произносительной нормы иностранного языка представляется возможным использовать изучение скороговорок, лимериков и стихотворений на иностранном языке с дальнейшим литературным представлением. Актуальность данного приема обуславливается сложностью контроля фонетических навыков студентов в рамках ДО, что влечет за собой снижение качества просодических, фонетических, слухо-произносительных и ритмико-интонационных навыков. Так, использование поэтического материала легко интегрируется в образовательный процесс и создает благоприятную среду, как для формирования фонетических навыков, так и для психологической атмосферы занятий [1, с. 15].

2. Для раскрепощения личности обучающихся, долго скрывающихся за аватарами в формате ДО, представляется возможным использовать метод лингвистического театра. Данный метод способствует не только развитию умения работать в команде, но и расширению лингвистического кругозора, снижению страха публичных выступлений, повышению познавательной активности и тренировки фонетических навыков [8, с. 99-101].

3. Для лучшей адаптации студентов к новым условиям обучения необходимо рассмотреть использование метода аутентичного образования. Важно отметить, что в рамках данного метода следует уделить особое внимание проигрыванию разнообразных ситуаций, необходимому для повышения коммуникационных способностей студентов после ДО. Использование данного метода обуславливается тем, что в психологическом дискурсе естественная коммуникация существенно отличается от взаимодействия посредством электронных технологий. Так, данный метод способствует реализации как предметных, так и личностных результатов обучающихся, а также поддерживает мотивацию студентов на высоком уровне [5, с. 170].

Подводя итог, отметим, что возвращение к традиционным методам обучения является непростым процессом для студентов, прежде всего в эмоциональном и психологическом планах. В рамках данного процесса важно чередовать индивидуальную и коллективную форму работы в рамках очного учебного процесса. Представленные рекомендации в свою очередь призваны облегчить этот процесс и сделать его максимально комфортным для студентов.

Список источников

1. Багомедова Х.Р., Шамсудинова С.Э. Роль песенного и стихотворного материала в обучении фонетике иностранного языка на начальном этапе // Новые импульсы развития: вопросы научных исследований. 2020.

2. Водолад С.Н., Зайковская М.П., Ковалева Т.В., Савельева Г.В. Дистанционное обучение в вузе // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2010. Вып. № 1 (13).

3. Дронова. Е.Н. Технологии дистанционного обучения в высшей школе: опыт и трудности использования // Преподаватель XXI век. 2018. Вып. № 3-1.

4. Известия Iz - URL: https://iz . ru/1005172/2020-04-27/eksperty- rasskazali- o-perekhode-na-dis-tantcionnoe- obuchenie-v-raznykh-stranakh-mira (дата обращения 1.07.2022).

5. Котов, К.С., Слукина А.А., Мартынова А.С. Использование метода аутентичного преподавания в подготовке выпускников высших учебных заведений // Гуманитарные и социальные науки. 2022. Вып. № 2.

6. Кузьмина Л.В. Преимущества и недостатки дистанционного обучения // Вестник Московского университета МВД России. 2012. Вып. № 1.

7. Нигора А.Ш. Возможности, проблемы и отличия дистанционного образования от традиционного образования // Science and Education. 2020. Вып. № 9 (1).

8. Поддубная Я.Н., Котов К.С., Слукина А.А. Лингвистический театр как эффективный метод обучения студентов вузов фонетике иностранного языка // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. Вып. № 1-3 (115).

9. Поддубная Я.Н., Котов К.С. Негативное влияние дистанционной формы обучения // Теоретический и практический потенциал современной науки: Сборник научных статей. Ч. XII / Докт. экон. наук, проф. Л.П. Полякова. М.: Изд-во «Перо», 2022.

10. Поддубная Я.Н., Котов К.С., Слукина А.А. Осуществление контроля при дистанционном обучении посредством использования социальной сети Инстаграм // Гуманитарные и социальные науки. 2021. Вып. № 2.

11. Пьянников М.М. К вопросу о понятиях «дистанционное обучение» и «дистанционное образование» // Гуманитарный вектор. 2010. Вып. № 1.

12. Татьяненко А.А., Татьяненко С.А. Здоровье студентов в период дистанционного обучения // Международный журнал эксперементально образования. 2021. Вып. № 2.

13. Тимофеева Т.В., Мартынова А.С. Неподготовленное устное высказывание как попытка объединения традиционного и естественного подходов к преподаванию иностранного языка в вузе // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. Вып. № 3-3 (117).

14. Турнаева М.М. Традиционные технологии в обучении иностранному языку // Вестник науки и образования. 2021. Вып. № 10 (113).

15. Шевченко О.И., Волков М.А. Приставка А.С. Методы и формы обучения студентов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. Вып. № 5-1.

16. Qostanay.TV- URL: https : //qostanay . tv/obshchestvo/pochemu-v-evrope- otkazalis-ot-distant-sionnogo-obrazovaniya (дата обращения 1.07.2022).

References

1. Bagomedova H.R., Shamsutdinova S.E. The role of song and verse material in teaching phonetics of a foreign language at the initial stage // New impulses of development: questions of scientific research. 2020.

2. Waterfall S.N., Zaikovskaya M.P., Kovaleva T.V., Savelyeva G.V. Distance learning at a university // Scientific notes. Electronic scientific journal of Kursk State University. 2010. Vol. 13 Issue No 1.

3. Dronova E.N. Technologies of distance learning in higher education: experience and difficulties of use // Teacher of the XXI century. 2018. No. 3-1.

4. Izvestiya Iz - URL: https://iz.ru/1005172/2020-04-27/eksperty-rasskazali-o-perekhode-na-dis-tantcionnoe-obuchenie-v-raznykh-stranakh-mira (date of access 1.07.2022).

5. Kotov K.S., Slukina A.A., Martynova A.S. The use of the method of authentic teaching in the preparation of graduates of higher educational institutions // Humanities and social sciences. 2022. No. 2.

6. Kuzmina L.V. Advantages and disadvantages of distance learning // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2012. Issue No. 1.

7. Nigora A.S. Opportunities, problems and differences of distance education from traditional education // Science and Education. 2020. Vol. № 9 (1).

8. Poddubnaya Ya.N., Kotov K.S., Slukina A.A. Linguistic theater as an effective method of teaching university students phonetics of a foreign language // International Scientific Research Journal. 2022. Vol. 115. Issue No. 1-3.

9. Poddubnaya Ya.N., Kotov K.S. Negative impact of distance learning // Theoretical and practical potential of modern science: Collection of scientific articles. Part XII / Doctor of Economics, prof. L P. Polyakova. M.: Publishing House "Pero", 2022.

10. Poddubnaya Ya.N., Kotov K.S., Slukina A.A. Implementation of control in distance learning through the use of a social network Instagram // Humanities and Social Sciences. 2021. No. 2.

11. Pyannikov M.M. On the question of the concepts of "distance learning" and "distance education" // Humanitarian vector. 2010. No. 1.

12. Tatyanchenko A.A., Tatyanenko S.A. Health of students during distance learning // International Journal of Experimental Education. 2021. No. 2.

13. Timofeeva T.V., MartynovaA.S. An unprepared oral statement as an attempt to combine traditional and natural approaches to teaching a foreign language at a university // International Scientific Research Journal. 2022. Vol. 117. Issue No 3-3.

14. Turnaeva M.M. Traditional technologies in teaching a foreign language // Bulletin of Science and Education. 2021. Vol. 113 Issue No 10.

15. Shevchenko O.I., Volkov M.A. Prefix A.S. Methods and forms of teaching students // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2018. No. 5-1.

16. Qostanay.TV- URL: https://qostanay.tv/obshchestvo/pochemu-v-evrope-otkazalis-ot-distant-sionnogo-obrazovaniya (date of access 1.07.2022).

Статья поступила в редакцию 29.01.2023; одобрена после рецензирования 07.02.2023; принята к публикации 15.02.2023.

The article was submitted 29.01.2023; approved after reviewing 07.02.2023; accepted for publication 15.02.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.