Научная статья на тему 'ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ ИНСТАГРАМ'

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ ИНСТАГРАМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
DISTANCE EDUCATION / HIGHER EDUCATION / USING A SOCIAL NETWORK IN EDUCATION / DISTANT CONTROL / INTERNET SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поддубная Я. Н., Котов К. С., Слукина А. А.

The purpose of this study is conducting pedagogical control at distant education, which can fully reflect the quality of the educational process; and the possibility of its implementation using the multimedia platform of the social network Instagram. The scientific novelty of the study is realized in the development of recommendations and versions of possible control and measuring materials aimed at monitoring students’ knowledge at distance education. The result of the study is the development of methodological recommendations that contribute to the full preliminary and current control at distant learning using the social network Instagram.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поддубная Я. Н., Котов К. С., Слукина А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING OF DISTANCE LEARNING BY USING INSTAGRAM SOCIAL NETWORK

The purpose of this study is conducting pedagogical control at distant education, which can fully reflect the quality of the educational process; and the possibility of its implementation using the multimedia platform of the social network Instagram. The scientific novelty of the study is realized in the development of recommendations and versions of possible control and measuring materials aimed at monitoring students’ knowledge at distance education. The result of the study is the development of methodological recommendations that contribute to the full preliminary and current control at distant learning using the social network Instagram.

Текст научной работы на тему «ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ ИНСТАГРАМ»

DOI: 10.18522/2070-1403-2021-85-2-238-250

ПЕДАГОГИКА

(специальность: 13.00.08)

УДК 37

Я.Н. Поддубная, К.С. Котов, А.А. Слукина

Школа педагогики Дальневосточного федерального университета (филиал) в г. Уссурийске, Россия

underoak@mail.ru; kotov.ks@mail.ru; nastyaslukina@mail.ru

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ ИНСТАГРАМ

[Yana N. Poddubnaya, Konstantin S. Kotov, Anastasia A. Slukina Monitoring of distance learning by using Instagram social network]

The purpose of this study is conducting pedagogical control at distant education, which can fully re -flect the quality of the educational process; and the possibility of its implementation using the multimedia platform of the social network Instagram. The scientific novelty of the study is realized in the development of recommendations and versions of possible control and measuring materials aimed at monitoring students' knowledge at distance education. The result of the study is the development of methodological recommendations that contribute to the full preliminary and current control at distant learning using the social network Instagram.

Key words: distance education, higher education, using a social network in education, distant control, Internet space.

Исследование заключается в необходимости усовершенствования педагогического контроля, проводимого в условиях дистанционного образования. Именно контроль отражает качество обучения, поэтому преподавателю, проводящему свои занятия посредством создания виртуальной образовательной среды, особенно важно иметь полное представление о знаниях студентов. Таким образом, используя социальную сеть инстаграм, как платформу, на базе которой реализуется предварительный и текущий контроль, преподаватель имеет возможность качественно оценивать знания обучающихся и минимизировать возможность того, что контрольно-измерительные материалы могут быть выполнены студентами с использованием сторонних ресурсов.

Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи: первая задача - рассмотреть сложности осуществления контроля в условиях дистанционного образования и доказать необходимость его усовершенствования. Вторая задача, которая так же выступает практической значимостью исследования, разработать перечень рекомендаций и вариации возможных форм контрольно-измерительных материалов, реализующихся посредством инстаграма. Для достижения указанных задач применены теоретические методы исследования: метод дедукции, метод контент анализа, формализация, герменевтический метод и метод обобщения положительного и передового опыта преподавания.

Теоретической базой исследования являются работы: Е.П. Ильчинской [2], Ю.В. Наволочной [4], Я.Н. Поддубной [5] и Д.Ф. Романенковой [7], в которых социальные сети рассматриваются как искусственная образовательная среда, с помощью которой происходит обучение.

Ускоренные темпы развития экономики, политики и социокультурной среды в XXI в. диктуют все более строгие требования, выдвигаемые к современному образованию. У людей становится все меньше и меньше времени на саморазвитие, вместе с тем требования к ним, предъявляемые обществом, возрастают.

В настоящее время область электронного общения рассматривается не только как удобная сфера коммуникации, позволяющая людям быстро обмениваться большим потоком информации, но и как электронная образовательная среда, в которой люди способны получать знания, посредством онлайн обучения.

В настоящее время удаленное образование очень востребованная образовательная технология. Такая популярность обусловливается не только достоинствами дистанционного образования, к которым относится: гибкий образовательный процесс, подстраиваемый под обучающегося, возможность отдаленного дислоцирования от преподавателя и индивидуальное распределение сроков контрольно-измерительных материалов, но и качественным прогрессом в области информационных технологий, к которым относится сеть интернет [1, с. 149; 9].

Как и при классических «аудиторных» занятиях, соответствие программы образовательным стандартам и качество контроля имеет принципиальное значение для успеха всего учебного процесса.

При дистанционном обучении применяются специфические меры, обеспечивающие достоверную информацию проводимого контроля:

1. Идентификация каждого студента, использование различных способов защиты тестов от доступа студентов внеурочного времени.

2. Использование видео и звукозаписывающих устройств для проведения контрольно-измерительных мероприятий.

Используя такую технологию, как дистанционное обучение, каждый человек имеет возможность изучать абсолютно любую образовательную программу, не общаясь с преподавателем вживую. Эта инновация в области образования представляется крайне удобной для студентов, обучающихся в зарубежных ВУЗах, находясь при этом дома, специалистов, проходящих переквалификацию и многих других людей.

Переход к удаленному обучению может быть вынужденной необходимостью. Примером этого явления служит массовый переход российских учебных заведений на дистанционное обучение в марте 2020 г. Данный переход был спровоцирован распространением коронавируса, охватившим большую часть земного шара.

Таким образом, с декабря 2020 г. и по сегодняшний день интернет остается самой востребованной площадкой, посредством которой осуществляются покупки, работа и учеба. В настоящее время практически все сферы жизни общества реализуются в интернет-пространстве [8].

Несмотря на то, что дистанционное образование изучается уже достаточно давно методистами: Дж. Барнсом, И.В. Робертом, Е.С. Полат, К.В. Капранчи-ковым и многими другими, первый эмпирический опыт, полученный во время пандемии коронавируса, показал, что такой вид образования не всегда позволяет качественно осуществлять контроль изученного материала в полном объеме.

С момента перехода учебных заведений на удаленное обучение, образовательные учреждения находятся в постоянном поиске оптимальных решений, позволяющих эффективно осуществлять образовательную деятельность, показателем эффективности которой является контроль знаний учащихся [3, с. 52].

Именно контроль показывает качество всего образовательного процесса и демонстрирует: классификацию преподавательского состава, корректность постановки целей и задач обучения и целесообразность применения тех или иных методик преподавания [3, с. 52].

Таким образом, вопрос о качестве образования при использовании удаленных образовательных технологий является как никогда актуальным [7, с. 121].

К факторам, которые определяют качество удаленного обучения, относятся следующие:

1. Образовательный контент.

2. Уровень построения образовательного процесса.

3. Готовность студентов к самостоятельной работе и обучению посредством сети интернет.

4. Достаточная техническая обеспеченность (хорошее качество интернета и удовлетворяющие минимальным системным требованиям компьютеры и телефоны).

5. Профессиональные качества преподавательского состава [7, с. 121].

В настоящее время установлены следующие требования к осуществлению образовательной деятельности в условиях дистанционного обучения, позволяющие в полной мере выполнять задачи контроля над образовательной деятельностью:

1. Контроль носит индивидуальный характер и позволяет проводить контроль каждого студента в группе.

2. Контроль носит регулярный характер.

3. Контроль позволяет проверить компетенции учащегося, отвечающие требованиям методической программы.

4. Многообразие форм проведения контроля, позволяющих в полной мере проверить усвоение материала обучающимися и мотивировать их интерес к результатам и проведению контроля.

5. Недопустимость ошибочных и субъективных оценочных суждений учителя, заключающихся в недостаточной осведомлённости о психолого-педагогических особенностях студентов [7, с. 122].

Контрольные мероприятия, проводимые преподавателем:

• Констатирующие, которые позволяют преподавателю оценивать возможности студентов выполнить те или иные задания.

• Проверяющие, при помощи которых преподаватель оценивает как обучающие усвоили знания или овладели теми или иным умениями.

• Итоговые, которые представляют собой проверку знаний, навыков и умений по критериям государственного образовательного стандарта [7, с. 122].

Благодаря своевременному контролю знаний, преподаватель получает полную и точную информацию об усвоении программы студентами. Оперируя информацией, полученной в результате контроля знаний, преподаватель может вносить в план образовательного процесса корректировки, затрагиваемые урочный материал или методы педагогической работы [7, с. 122].

Непосредственно контрольно-измерительные материалы в зависимости от цели классифицируются:

1. Предварительный контроль, главной целью которого является выявление пробелов в знаниях обучающихся. Благодаря этому виду контроля преподаватель может спланировать совместную работу со студентами более эффективно и сформировать вектор учебной траектории.

2. Текущий контроль - повседневная работа со студентами, направленная на проверку и репродукцию усвоенного материала. Текущей контроль является обязательным дидактическим мероприятием в конце каждой пройденной темы и позволяет оценить учебные результаты студентов.

3. Итоговый контроль - это контрольно-измерительные мероприятия, по итогам которых преподаватель оценивает уровень усвоение всего пройденного материала в конце семестра и выставляет соответствующую оценку студенту.

Все контрольно-измерительные материалы базируются на педагогических методах контроля. Это методы, главной целью которых является определение эффективности учебной деятельности, уровень овладения учебным материалом [7, с. 123].

В условиях дистанционного образования преподаватели прибегают к различным формам контроля знаний, однако далеко не каждая платформа, поддерживающая виртуальное учебное пространство, является эффективной из-за возникновения ряда трудностей.

Основной трудностью осуществления контроля в условиях дистанционного образования является то, что преподаватель не взаимодействует со студентом вживую. У студентов появляется возможность пользоваться дополнительной литературой и различными программными средствами, облегающими сдачу контрольно-измерительных материалов.

Таким образом, установление качественного контроля над учащимися является одним из самых важных вопросов дистанционного обучения [7, с.

121]. Главная задача, которая стоит перед педагогом, заключается в том, чтобы усовершенствовать качество контроля знаний и не дать возможности студентам упростить сдачу контрольно-измерительных мероприятий посредством использования разнообразных «шпаргалок».

Преподавателю-тьютору крайне сложно конкурировать с большим количеством разнообразных способов облегчения сдачи контрольно-измерительных упражнений, к которым прибегают студенты. Удаленное образование позволило рассматривать социальные сети, не только как развлекательную площадку, но и средство, через которое осуществляется обучение и контроль, усвоенного студентами учебного материала [8]. Одним из методов осуществления педагогического контроля с использованием интернет-технологий являются социальные сети. Социальные сети - не образовательные интернет-платформы, их главной целью является общение [4, с. 268].

В последнее время социальные сети стали неотъемлемой частью жизни молодежи, в которых они общаются, делятся информацией и следят за жизнью интересующих их людей [5, с. 240]. По мнению авторов, социальные сети можно эффективно применять и в обучении. Данное предположение обосновывается качественной интеграцией дидактических принципов, реализующихся при удаленном обучении на платформы социальных сетей.

Социальные сети позволяют студентам легко и качественно адаптироваться к новому образовательному пространству. Изучение английского языка становится непрерывным и более интересным, так как использование социальных сетей выходит за рамки «классических», классных занятий, что представляет дополнительный интерес для студентов [5, с. 240; 2, с. 262].

Таким же образом, использование социальных сетей в обучении студентов и контроле знаний, позволяет индивидуализировать процесс обучения, что благотворно влияет, как на изучение урочного материала, так и на контроль, реализующийся при дистанционном обучении [2, с. 262].

Интегрируя социальные сети в обучение иностранным языкам, необходимо обращать внимание на удобства их использования с технической точки зрения и их эффективность в обучении [4, с. 268].

Учитывая все сложности при организации контроля при дистанционном обучении и необходимость поддержания мотивации студентов на высоком уровне, авторы считают возможным предложить проведение контроля в со-

циальной сети инстаграм. Данная социальная сеть выгодно выделяется на фоне остальных тем, что при ее использовании, как электронной образовательной среды, можно эффективно развивать не только навыки письма и чтения, а также аудирования и говорения [4, с. 271].

Инстаграм предоставляет возможность организации виртуальных учебных групп, в рамках которых представляется мультимедийный учебный материал и осуществляется качественная проверка знаний обучающихся [2, с. 262].

Обратим внимание на то, что преподаватели расходятся в мнении о применении социальных сетей в обучении студентов. Например, методист О.А. Клименко говорит, что социальные сети типа Facebook применяются в практике обучения достаточно давно, однако отношение других ученых к использованию социальных сетей остается скептическим. Скептицизм многих методистов обусловливается тем, что использование социальных сетей в обучении требует качественной подготовки методики использования социальных сетей в обучении [4, с. 268].

Использование социальной сети инстаграм полностью компенсирует негативные факторы, сказывающиеся на процессе контроля учебной деятельности студентов и позволяет сделать проведение контрольно-измерительных мероприятий максимально приближенными к аудиторным занятиям.

Традиционные, аудиторные методы наблюдения заменяются на методы опосредованного наблюдения за учебной деятельностью, при котором преподаватель видит, с какими результатами и в какой последовательности ученик получает учебные материалы и выполняет задания.

Тесты, являющиеся одними из средств контроля, позволяющие оценить уровень и качество усвоенного учебного материала [6], проводимые преподавателем в инстаграме обеспечивают моментальную связь между учебным материалом и тестируемым студентом. Ответы автоматически обрабатываются и тьютор выставляет оценку и объясняет ошибки обучающимся. Тесты сохраняются в базе данных и могут использоваться повторно.

Мультимедийность социальной сети инстаграм предоставляет возможности создать качественное образовательное интернет-пространство, в которое в полной мере способны интегрироваться все виды контроля: предварительный, текущий и итоговой контроль.

Экспериментальным путем авторами были выделены следующие наиболее объективные и отражающие реальные знания обучающихся способы контроля: Предварительный контроль осуществляется путем создания анкеты студентов. 1. Создание анкеты, посредством использования историй в инстаграме. На одной истории располагается от 3 до 5 вопросов на какую-либо тему грамматики английского языка. Вопросы основываются на базовых знаниях английского языка, таких как знание предлогов, фразовых глаголов, грамматики и т.д. Примеры вопросов из анкеты:

Insert the necessary prepositions into the sentences.

1. Look _ this

wonderful sunset. 2. There are a lot: of

amazing stories _ -the

book.

3. Our flat is _ the

second floor.

4. The sister showed, a picture _ her brother.

5. This teacher is _

France.

Write your answers below.

I*

Insert the necessary pronoun into the sentence.

?. I don't agree with people ... say that all music is rubbish

2. Greg is my brother. ... is 20 years old

3. She wears .„ dress to school every day

4. This is my book and that is...

5. ... have got a friend, ... name is Pete

Анкетирование применяется для оценки первоначального уровня претензий первокурсников. После того как студенты ответили на вопросы анкеты, преподаватель может выстроить первичный образовательный вектор, который позволит максимально эффективно восполнить пробелы в знаниях студентов и провести корректирующие мероприятия.

Текущий контроль может осуществляться при помощи различных мультимедийных возможностей, предоставляемых инстаграмом: 1. Проверка вокабуляра:

а) При помощи историй инстаграма преподаватель проводит тестирование на знание новых слов, при помощи создания историй с русскими словами и выражениями, к которым студенты должны подобрать эквиваленты. Задание выглядит следующим образом:

Напишите английские аналоги, используя слова и выражения из ранее пройденной темы, ответы пришлите в обратном сообщении. Пример: быть в плохом настроении - to be in a temper, 1. Лгать;

2. Расточительный;

3. Оставаться в тени;

4. Отзыв;

5. Использовать что-то с выгодой.

Особенностью данного метода является то, что у студентов нет возможности воспользоваться дополнительной литературой, так как если они закроют историю, чтобы воспользоваться учебником или переводчиком, а затем снова откроют ее, преподаватель увидит, что количество аккаунтов, охваченных данной историей и показов разнятся, вследствие чего сможет сделать вывод, что кто-то из студентов списывал и, соответственно, результаты тестирования не являются стопроцентно реальными. На иллюстрации видно, что 15 раз кто-либо из студентов закрывал и открывал историю снова, вследствие чего можно сделать вывод что 15 раз история была закрыта для того, чтобы воспользоваться дополнительной литературой для дачи ответа на вопрос.

Источники и взаимодеиствия (Т)

24

Аккаунты, охваченные этой историей Показы 39

Другим примером проверки может служить следующий метод.

б) Преподаватель запускает он-лайн трансляцию, студенты присоединяются к ней в качестве зрителей. После отметки присутствия всех обучаемых, преподаватель задает вопросы, и студенты должны дать соответствующий ответ при помощи функции анонимного вопроса. Преподаватель сразу же видит ответы студентов и может оперативно исправлять и реагировать на них.

Более усложненной формой является формат, при котором преподаватель и студент являются двумя ведущими трансляции. Тем же образом преподаватель задает вопрос студенту-ведущему, на который он отвечает, остальные студенты-зрители записывают ответы в тетради и по окончанию трансляции присылают фотографию / скан учителю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Проверка знаний грамматики.

Перед студентами ставится задача создания интеллект-карты на ту или иную грамматику иностранного языка с последующим ее размещением в

учебном профиле группы. В конце каждой интеллект-карты студенты создают тестовые задания на пройденные грамматические конструкции. Остальные студенты должны ознакомиться с интеллект картой, оценить ее и пройти тест, записав ответы в комментариях.

Контроль приобретает интерактивный характер и у каждого студента появляется возможность проявления творчества в обучении, что способствует дополнительной мотивации в обучении.

3. Создание пересказа.

Преподаватель дает задание пересказать пройденный текст. Это задание выполняется посредством записи легко воспроизводимого видео студентом, в котором, смотря в камеру и не отводя глаза пересказывает прочитанный текст. Видео автоматически кадрируется по 1 минуте, что делает проверку пересказа еще более удобным и загружается в учебный профиль студента.

4. Воспроизведение диалога.

а) Запускается видеотрансляция, в которой двое студентов воспроизводят диалог на заранее заданную тему. Преподаватель-зритель слушает воспроизводимый диалог и имеет возможность оперативно исправлять ошибки студентов, посредством записи правильного варианта фразы в анонимных вопросах.

б) Усложненной формой воспроизведения диалога является формат, при котором преподаватель в анонимных вопросах пишет слова и фразы из изученного вокабуляра, которые студенты, воспроизводящие диалог в прямом эфире, должны успешно интегрировать в свою речь в правильной форме.

Таким образом, рассмотрев мультимедийные возможности социальной сети инстаграм, можно сделать вывод о возможности ее использования для осуществления контроля при удаленном обучении. Применение инстаграма в обучении обусловливается качественной интеграцией целей контрольно-измерительных мероприятий в искусственную образовательную среду социальной сети, что способствует не только полноценному осуществлению контроля, но и повышению мотивации обучающихся к изучению языку. Предложенная авторами система контроля, которая включает в себя практические рекомендации, дифференцированные по цели проведения контрольно-измерительных мероприятий, а именно предварительный и текущий контроль, способствует своевременной и объективной оценке качества образовательного процесса.

Результатом данного исследования является создание практических рекомендаций, способствующих проведению полноценного контроля изученного студентами материала при помощи социальной сети инстаграм. Это поможет педагогу правильно планировать учебный процесс, восполняя пробелы в знаниях студентов и безошибочно оценивать компетенции студентов, базирующиеся на пройдённом материале.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Заочинский М.С., Николаева Е.К., Самарова И.А. Теория и практика дистанционного обучения // Наука без границ. Архангельск, 2017. Вып. № 6 (11).

2. Ильчинская Е.П. Особенности использования социальных сетей на занятиях по английскому языку в ВУЗе // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Вып. № 6 (2).

3. Киян И.В. Варианты контроля знаний в системе дистанционного обучения // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 2.

4. Наволочная Ю.В. Применение социальных сетей в практике обучения иностранному языку // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2019. Вып. № 2.

5. Поддубная Я.Н. Использование некоторых интернет-ресурсов как способ повышения мотивации студентов при обучении письменной речи // Наука и научный потенциал - основа устойчивого развития общества: сборник научных трудов. Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2018.

6. Раззаков Ш.И., Нарзиев У.З., Рахимов Р.Б. Контроль знаний в системе дистанционного образования // Молодой ученый. 2014. Вып. № 7 (66).

7. РоманенковаД.Ф. Методы педагогического контроля качества учебной деятельности в системе дистанционного обучения // Вестник ЮУрГУ. Челябинск, 2013. Вып. № 1.

8. Страхова М.М. Обучение иностранным языкам при помощи социальных сетей // Молодой ученый. 2020. Вып. № 42 (332).

9. Stoodwood.ru: электронно-библиотечная система: сайт. - URL: https://studwood.ru/1658229/pedagogika/metodicheskie_osobennosti_distan tsionnogo_obucheniya (дата обращения 4.10.2020).

R E F E R E N C E S

1. Zaochinsky M.S., Nikolaeva E.K., Samarova I.A. Theory and practice of distance learning // Science without borders. Arkhangelsk, 2017. Issue 6 (11).

2. Ilchinskaja E.P. Features of using social networks in English language classes at the University // Historical and socio-educational thought. 2015. Vol. 2. Issue No 6.

3. Kiyan I.V. Options for knowledge control in the distance learning system // Siberian Pedagogical Journal. 2010. № 2.

4. Navolochnaya Ju. V. Application of social networks in the practice of teaching a foreign language // Philological science. Questions of theory and practice. Tambov: Letter, 2019. Issue No 2.

5. Poddubnaya Y.N. Using some Internet resources as a way to increase the motivation of students in teaching written speech // Science and scientific potential - the basis for the sustainable development of society: Collection of scientific works. Ufa: OMEGA SAINS, 2018.

6. Razzakov Sh.I., Narziev U.Z., Rahimov R.B. Knowledge control in distance education // Young scientist. 2014. Vol. 66. Issue No 7.

7. Romanenkova D.F. Methods of pedagogical quality control of educational activities in the system of distance learning // Bulletin of SUSU. Chelyabinsk, 2013. Issue No 1.

8. Strahova M.M. Teaching foreign languages through social networks // Young scientist. 2020. Vol. 332 Issue No 42.

9. Stoodwood.ru: electronic library system: site. - URL: https://studwood.ru/1658229/pedagogika/metodicheskie_osobennosti_dis-tantsionnogo_obucheniya (date of access: 4.10.2020).

_11 декабря 2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.