Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ" В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19'

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ" В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
OLYMPIC EDUCATION / DISTANCE TEACHING / FORMS AND METHODS OF CONDUCTING CLASSES / ASSESSMENT OF KNOWLEDGE / PANDEMIC COVID-19

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коренева Мария Вадимовна, Леонтьева Надежда Сергеевна, Леонтьева Любовь Сергеевна, Кузнецова Вероника Евгеньевна, Бушин Игорь Александрович

This study is devoted to the forms and methods of conducting classes of a special course «Olympic education» in the conditions created in the educational environment, including in the system of higher professional education in the field of physical education and sports under the pandemic COVID-19. The purpose of the study is the formation, systematization and testing of forms and methods of conducting classes of the special course «Olympic education» in the context of distance teaching. The research results have practical application as components of the toolkit in the formation of students' competencies in the process of distance teaching of history and sports disciplines.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коренева Мария Вадимовна, Леонтьева Надежда Сергеевна, Леонтьева Любовь Сергеевна, Кузнецова Вероника Евгеньевна, Бушин Игорь Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE TEACHING OF THE DISCIPLINE "OLYMPIC EDUCATION" IN THE CONDITIONS OF THE PANDEMIC COVID-19

This study is devoted to the forms and methods of conducting classes of a special course «Olympic education» in the conditions created in the educational environment, including in the system of higher professional education in the field of physical education and sports under the pandemic COVID-19. The purpose of the study is the formation, systematization and testing of forms and methods of conducting classes of the special course «Olympic education» in the context of distance teaching. The research results have practical application as components of the toolkit in the formation of students' competencies in the process of distance teaching of history and sports disciplines.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ" В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19»

ЛИТЕРАТУРА

1. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П. Н. Биленко, В. И. Блинов, М. В. Дулинов, Е. Ю. Есенина, А.М. Кондаков, И. С. Сергеев ; под науч. ред. В. И. Блинова. - Москва : Перо, 2020. - 98 с.

2. Колыхматов, В.И. Значение цифровых технологий в профессиональном развитии педагога // Педагогический поиск: инновационный опыт, проблемы качества профессионального развития педагога : материалы конференции. - Санкт-Петербург, 2019. - С. 50-55.

3. Колыхматов В.И. Образование будущего: технологии цифровизации // Современное образование: содержание, технологии, качество : материалы XXV Международной научно-методической конференции. - Санкт-Петербург, 2019. - С. 12-15.

4. Колыхматов, В.И. Цифровые навыки современного педагога в условиях цифровизации образования // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 9 (163). - С. 152-158.

5. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе / Т.А. Аймалетдинов, Л.Р. Баймуратова, О.А. Зайцева, Г.Р. Имаева, Л.В. Спиридонова. Аналитический центр НАФИ. - Москва : Издательство НАФИ, 2019. - 84 с.

6. Binginlas, K.A. Barriers to the successful integration of ICT in teaching and learning environments: a review of the literature / K.A. Binginlas // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. - 2009. - V. 5 (3). - P. 235-245.

7. Role of ICT in the Curriculum Educational System / S. Shahmir, F. Hamidi, Z. Bagherzadeh, L. Salimi // Procedia Computer Science. - 2011. - V. 3. - Р. 623-626.

REFERENCES

1. Bilenko, P.N., Blinov, V.I., Dulinov, M.V., Yesenina, E.Yu., Kondakov, A.M., Sergeev, I.S. (2020), Didactic concept of digital vocational education and teaching, Pero, Moscow.

2. Kolykhmatov, V.I. (2019), "Role of digital technology in the teacher professional development", Inter-regional scientific-practical Conference "Pedagogical search: innovative experience, quality problems of professional development of a teacher", St. Petersburg, pp. 50-55.

3. Kolykhmatov, V.I. (2019), "The future of education: digital transformation", Modern education: content, technology, quality: materials of the XXV international scientifically-methodical conference, St. Petersburg, pp. 12-15.

4. Kolykhmatov, V.I. (2018), "Modern teacher digital skills in the conditions of digitalization of education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 162, No. 8, pp. 152-158.

5. Aimaletdinov, T.A., Baimuratova, L.R., Zaitseva, O.A. et al (2019), Digital fluency of Russian teachers. Readiness to use digital technologies in the educational process, Analytical Center NAFI, Moscow.

6. Binginlas, K.A. (2009) "Barriers to the successful integration of ICT in teaching and learning environments: a review of the literature", Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education, Vol. 5 (3), pp. 235-245.

7. Shahmir, S., Hamidi, F., Bagherzadeh, Z. and Salimi, L. (2011), "Role of ICT in the Curriculum Educational System", Procedia Computer Science, Vol. 3, pp. 623-626.

Контактная информация: kolykhmatov@loiro.ru

Статья поступила в редакцию 20.08.2020

УДК 378.147

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19

Мария Вадимовна Коренева, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар; Надежда Сергеевна Леонтьева, кандидат педагогических наук, доцент, Любовь Сергеевна Леонтьева, преподаватель, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, Москва; Вероника Евгеньевна Кузнецова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Краснодарский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова; Игорь Александрович Бушин, кан-

дидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.8.p160-165

DISTANCE TEACHING OF THE DISCIPLINE "OLYMPIC EDUCATION" IN THE CONDITIONS OF THE PANDEMIC COVID-19

Maria Vadimovna Koreneva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar, Krasnodar; Nadezhda Sergeevna Leontieva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Lyubov Sergeev-na Leontieva, the teacher, Russian State University of Physical Education, Sports, Youth and Tourism, Moscow; Veronika Evgenievna Kuznetsova, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Krasnodar branch of the Plekhanov Russian University of Economics, Krasnodar; Igor Aleksandrovich Bushin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar, Krasnodar

Abstract

This study is devoted to the forms and methods of conducting classes of a special course «Olympic education» in the conditions created in the educational environment, including in the system of higher professional education in the field of physical education and sports under the pandemic COVID-19. The purpose of the study is the formation, systematization and testing of forms and methods of conducting classes of the special course «Olympic education» in the context of distance teaching. The research results have practical application as components of the toolkit in the formation of students' competencies in the process of distance teaching of history and sports disciplines.

Keywords: Olympic education, distance teaching, forms and methods of conducting classes, assessment of knowledge, pandemic COVID-19.

В текущем учебном году все образовательные учреждения перешли на новые условия реализации учебных дисциплин - дистанционное обучение в связи со сложившимися условиями пандемии COVID-19, что сформировало предпосылки для решения новых специфических задач.

Дистанционное обучение, по мнению многих специалистов, дестабилизирует систему образования в целом, но в создавшихся условиях, с целью профилактики распространения новой угрозы здоровью, оно стало единственной возможностью для продолжения обучения и предотвращения полной остановки образовательного процесса. В стране были созданы информационные ресурсы, краткие курсы повышения квалификации и др. В рамках настоящего исследования рассмотрим конкретные примеры форм и методов проведения занятий по дисциплине «Олимпийское образование» для обучающихся по направлению подготовки 43.03.02 Туризм, направленности «Технология и организация комплексного обслуживания в индустрии туризма».

В процессе педагогического эксперимента были разработаны учебно-методические материалы, а также адаптированы к новым условиям формы и методы проведения лекционных и практических занятий с учетом формирования соответствующих компетенций, представленных в таблице 1.

Как следует из таблицы, освоение дисциплины предусматривает формирование универсальных и общекультурных компетенций обучающихся [1-6].

Для оптимального обеспечения реализации дисциплины в условиях дистанционного обучения были использованы информационные и коммуникативные платформы и социальные сети: Microsoft Teams, Zoom, Moodle, WhatsApp, Инстаграм, электронная почта и др.

• Microsoft Teams - корпоративная платформа, объединяющая в рабочем пространстве чат, встречи, заметки и вложения.

• Zoom - популярный корпоративный сервис для обеспечения видео- и

аудиосвязи посредством сети Интернет. Бесплатная версия Zoom позволяет создавать групповые конференции длительностью до 40 минут, к которым может присоединиться до 100 человек.

• Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) -это свободная система управления обучением, ориентированная, прежде всего, на организацию взаимодействия между преподавателем и обучающимися, предназначенная для организации традиционных дистанционных курсов, а так же поддержки очного обучения.

Таблица 1 - Компетенции, предусмотренные дисциплиной «Олимпийское образование», этапы их формирования и оценочные средства_

Формируемые компетенции и индикаторы достижения компетенции Разделы (темы) Форма текущего контроля успеваемости

Код и наименование компетенции Код и наименование индикатора достижения компетенции

УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач УК- 1. Анализирует проблему/задачу, выделяя ее базовые составляющие Тема 1-11 Тема 9-10 Тема 1-11 Тема 9-10 Устный опрос, доклад, тест, рабочая тетрадь Деловая игра Устный опрос, доклад, тест, рабочая тетрадь Деловая игра

ОПК-6. Способен применять нормативно-правовую базу в соответствии с Законодательством РФ и международного права при осуществлении профессиональной деятельности ОПК-6.2. Соблюдает законодательство Российской Федерации о предоставлении туристских услуг Тема 1-11 Тема 9-10 Тема 1-11 Тема 9-10 Устный опрос, доклад, тест рабочая тетрадь Деловая игра Устный опрос, доклад, тест, рабочая тетрадь Деловая игра

В программе Moodle по расписанию выкладывается задание с пометкой о дате и группы, выполняющей практическое задание. В течение пары (возможна настройка ограничений для ответов по дате и времени) обучающиеся выполняют его и выкладывают результаты. Во время пары возможное проведение консультаций в режиме чата.

Чат позволяет участникам иметь возможность синхронного общения в реальном времени через Интернет. Это удобный способ получить различные мнения, провести письменную дискуссию, прийти к общему мнению по обсуждаемым темам. Режим использования чата существенно отличается от асинхронных форумов.

В хранилище Moodle можно загрузить файлы в следующих форматах: текст - doc, pdf, xls, csv; изображения - jpeg, png, gif; видео - flv, f4v, f4p, mp4, m4v, m4a, 3gp, mov; аудио - mp3, aac, flac, m4a, oga, ogg, wav.

В таблице 2 представлены составляющие учебного процесса в условиях удаленного доступа.

Таблица 2 - Формы и методы проведения занятий по дисциплины «Олимпийское образование» в условиях дистанционного обучения_

№ Форма занятия Методы проведения Платформа Контроль

1 Лекционные занятия Проведение онлайн-лекций, изучение аудио-лекций, презентационных материалов Zoom, Teams, Moodle Визуальный контроль, тезисы лекций

2 Практические занятия «Олимпийский патруль» Изучение видео-, презентационных материалов Zoom Визуальный контроль, отчеты, доклады

3 Практические занятия «Деловые игры» Проведение онлайн-дискуссий Zoom Визуальный контроль, доклады, презентации

4 Практические занятия «Рабочая тетрадь» Изучение разделов рабочей программы, базы источников Moodle Разделы рабочей тетради

5 Практические занятия «Олимпийские зимние игры в Сочи» Просмотр и изучение видео-, фото-, презентационные материалов Moodle, Интернет-ресурсы Отчеты, доклады

№ Форма занятия Методы проведения Платформа Контроль

6 Практические занятия «Презентации по разделам курса» Изучение базы источников Moodle Презентации

№ Форма занятия Методы проведения Платформа Контроль

1 Лекционные занятия Проведение онлайн-лекций, изучение аудио-лекций, презентационных материалов Zoom, Teams, Moodle Визуальный контроль, тезисы лекций

2 Практические занятия «Олимпийский патруль» Изучение видео-, презентационных материалов Zoom Визуальный контроль, отчеты, доклады

3 Практические занятия «Деловые игры» Проведение онлайн-дискуссий Zoom Визуальный контроль, доклады, презентации

4 Практические занятия «Рабочая тетрадь» Изучение разделов рабочей программы, базы источников Moodle Разделы рабочей тетради

5 Практические занятия «Олимпийские зимние игры в Сочи» Просмотр и изучение видео-, фото-, презентационных материалов Moodle, Интернет-ресурсы Отчеты, доклады

6 Практические занятия «Презентации по разделам курса» Изучение базы источников Moodle Презентации

Как было отмечено выше, важной составляющей обучения в удаленном доступе является система дистанционного обучения, созданная и размещенная на сервисах информационных сайтов образовательных учреждений физкультурно-спортивного профиля. В рамках обучения в КГУФКСТ такая система носит название Moodle, в которой был создан соответствующий курс и размещены все необходимые материалы: учебная программа, перечень оценочных средств, презентационные материалы и др.

В том числе обучающимся предлагается изучение информационного материала, учебных фильмов, а также страниц Olympicchannel и Olympic_Russia, размещенных в социальной сети Instagram.

Как следует из таблицы, в рамках дистанционного обучения предусмотрено проведения всех видов работ, в том числе самостоятельной работы обучающихся в соответствии с разработанным фондом оценочных средств:

- проведение деловых игр - важного элемента для формирования коммуникационных способностей и командной работы (было осуществлено на платформе Zoom и Teams) [1, 3];

- просмотр олимпийского патруля (реализован также в режиме Zoom), в результате обучающиеся составляли отчеты, и размещали их в системе Moodle для проверки; было также осуществлено изучение олимпийских объектов Сочи посредствам Интернет-источников и составление их описаний [2, 6];

- была проделана работа по заполнению рабочей тетради по разделам дисциплины, а также по подготовке презентаций и их проверка на платформе вуза Moodle;

- было произведено отслеживание страниц Olympicchannel и Olympic_russia в Instagram с последующим обсуждением новостей в программе Teams или Zoom.

В качестве дополнительных форм занятий были проведены физкульт-разминки на платформах Zoom и Teams.

Важным является то, что система позволяет постоянно отслеживать активность пользователей и составлять отчеты об их участии в изучении курса. Преподаватель осуществляет работу по просмотру активности обучающихся, в том числе, в какие дни, как долго они использовали те или иные материалы курса. Существенным аспектом оценки деятельности обучающихся является обратная связь, активность, рефлексия.

Необходимо отметить, что обучающиеся проявили достаточно высокую активность, ответственность, интерес к непривычным условиям проведения занятий.

Важным компонентом оценки уровня формирования соответствующих компетенций и степени освоения курса является тестирование в системе Moodle по каждому из

разделов дисциплины «Олимпийское образование». Проведение тестирования было осуществлено при помощи элемента «Тест», который позволяет создавать простые тестирования с 15-ю видами вопросов. Например, множественный выбор, короткий ответ, эссе, соответствие и т.д.

В журнале оценок курса были сформированы оценки обучающихся за все оцениваемые элементы с полным доступом для преподавателя и индивидуальным доступом для каждого обучающегося.

Таким образом, в связи со сложившимися условиями пандемии COVID-19 в мире, в том числе и в нашей стране и необходимостью корректировки учебного процесса на основе перехода на дистанционное обучение, решением послужило использование КГУФКСТ электронной информационно-образовательной среды, которая позволила обучающимся приобретать знания, умения и владения, предъявляемые требованиями ФГОС ВО, в том числе по направлению подготовки 43.03.02 Туризм в рамках изучения дисциплины «Олимпийское образование».

ЛИТЕРАТУРА

1. Деловые игры как фактор оптимизации образовательного процесса в рамках преподавания дисциплины «Олимпийское образование» / М.В. Коренева, Н.С. Леонтьева, Д.А. Кружков, Л.С. Леонтьева // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2018. - № 2. - С. 128-134.

2. Леонтьева, Н.С. Аспекты реализации дисциплины по выбору «Олимпийское образование» в условиях модернизации высшего образования в области физической культуры и спорта / Н.С. Леонтьева, Л.С. Леонтьева, М.В. Коренева // Олимпизм: истоки, традиции и современность : сборник научных статей Всероссийской с международным участием очно-заочной научно-практической конференции.- Воронеж, 2017. - С. 51-56.

3. Леонтьева, Н.С. Интерактивные формы проведения занятий по Олимпийскому образованию (на примере деловых игр) / Н.С. Леонтьева, Л.С. Леонтьева, М.В. Коренева, Д.А. Кружков // Олимпийский бюллетень № 19. - Москва, 2018. - С. 168-175.

4. Леонтьева, Н.С. Олимпийское образование как составляющая профессиональной подготовки обучающихся в вузе / Н.С. Леонтьева, Л.С. Леонтьева, М.В. Коренева, М.В. Махинова // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2019. - № 2 (41). - С. 66-75.

5. Содержательные аспекты дисциплины «Олимпийское образование детей и молодежи (дошкольное, школьное, вузовское)», разработанной в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 49.04.03 «Спорт» / Н.С. Леонтьева, Н.Ю. Мельникова, В.В. Мельников, М.В. Коренева // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2017. - Т. 1, № 1-1. - С. 95-101.

6. Формирование контента дисциплины «Олимпийское образование» с учетом современных тенденций развития международного спортивного и олимпийского движения / Н. С. Леонтьева, Л. С. Леонтьева, М. В. Коренева, Н.Ю. Мельникова // Теория и практика олимпийского образования: традиции и инновации в спорте, туризме и социальной сфере : материалы Международной научно-практической конференции Олимпийской академии Юга. - Краснодар, 2018. - С. 28-33.

REFERENCES

1. Koreneva, М.У, Leontieva, N.S., Kruzhkov, DA. and Leontieva, L.S. (2018), "Business games as a factor in optimizing the educational process in the framework of teaching of the discipline "Olympic education", Physical education, sport - science and practice, No. 2, pp. 128-134.

2. Leontieva, N.S., Leontieva, L.S. and Koreneva, М.У (2017), "Aspects of the implementation of the elective discipline "Olympic education" in the context of modernization of higher education in the field of physical education and sports", Olympism: origins, traditions and modernity: collection of scientific articles of the All-Russian with international participation full-time correspondence scientific and practical conference, Voronezh, pp. 51-56.

3. Leontieva, N. S., Leontieva, L. S., Koreneva, М. V. and Kruzhkov, D. А. (2018), "Interactive classes of the Olympic education (on the example of business games)", Olympic bulletin, No 19, Moscow, pp. 168-175.

4. Leontieva, N.S., Leontieva, L.S., Koreneva, М.У and Makhinova, М.У (2019), "Olympic education as a component of vocational training of students at the university", Bulletin of Maykop State

Technological University, No 2 (41), pp. 66-75.

5. Leontieva, N.S., Melnikova, N.Y., Melnikov, V.V. and Koreneva, M.V. (2017), "Content aspects of the discipline "Olympic education for children and youth (preschool, school, university)", developed according to the requirements of the FSES HE for the educational direction 49.04.03 "Sports", Physical education, sport - science and practice, V. 1, No 1-1, pp. 95-101.

6. Leontieva, N.S., Leontieva, L.S., Koreneva, М. V. and Melnikova, N. Y. (2018), "Content formation of the discipline "Olympic education" taking into account current trends in the development of the international sports and Olympic movement", Theory and practice of Olympic education: traditions and innovations in sports, tourism and the social sphere: materials of the International Scientific and Practical Conference of the Olympic Academy of the South, Krasnodar, pp. 28-33.

Контактная информация: maria_koreneva@list.ru

Статья поступила в редакцию 20.08.2020

УДК 796.035

СРЕДСТВА ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ЖЕНЩИН ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА С УЧЕТОМ СОСТОЯНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО

АППАРАТА

Ольга Николаевна Кудря, доктор биологических наук, доцент, Татьяна Александровна

Панченкова, аспирант, Сибирский государственный университет физической культуры

и спорта, Омск

Аннотация

В статье представлены результаты исследования состояния опорно-двигательного аппарата женщин 30-50 лет с разным типом вегетативной регуляции и предложены рекомендации по подбору средств оздоровительной направленности в зависимости от типологических особенностей организма. Определяющим моментом для формирования программ оздоровительной направленности для лиц с разным типом вегетативной регуляции является дозирование темпа и интенсивности выполняемой нагрузки. Так, для лиц с симпатической активностью ВНС упражнения должны выполняться в медленном темпе с небольшим числом повторений и полной амплитудой; для лиц с парасимпатическим влиянием ВНС упражнения следует выполнять в быстром темпе, амплитуда движений полная. Для лиц с вегетативным равновесием отделов ВНС следует чередовать темп выполнения от медленного до быстрого. Амплитуда движений полная.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: оздоровительная физическая культура, опорно-двигательный аппарат, зрелый возраст.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.8.p165-170

HEALTH-IMPROVING MEANS FOR MATURE WOMEN, TAKING INTO ACCOUNT THE STATE OF THE MUSCULOSKELETAL SYSTEM Olga Nikolaevna Kudrya, doctor of biological sciences, senior lecturer, Tatiana Aleksandrov-

na Panchenkova, the post-graduate student, Siberian State University of Physical Education

and Sports, Omsk

Abstract

The article presents the results of the study of the state of the musculoskeletal system of women aged 30-50 years old with different types of vegetative regulation and it offers recommendations for the selection of health-improving products, depending on the typological characteristics of the body. The defining moment for the formation of health-improving programs for people with different types of auto-nomic regulation is the dosage of the pace and intensity of the load performed. So, for persons with sympathetic ANS activity, the exercises should be performed at a slow pace with a small number of repetitions and full amplitude; for persons with parasympathetic influence of the VNS, exercises should be performed at a fast pace, the range of motion is full. For persons with autonomic balance of the ANS departments, the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.