DOI: 10.18522/2070-1403-2021-85-2-186-192
ПЕДАГОГИКА
(специальность: 13.00.08)
УДК 37
А.В. Канеева, А.В. Бескровная
Донской государственный технический университет г. Ростов-на-Дону, Россия m_anna 7@mail.ru
РЕАЛИЗАЦИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ОБУЧАЮЩИХ АККАУНТОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ)
[Anna V. Kaneeva, Anastasia V. Beskrovnaya The implementation of opportunities and educational potential of social networks in a foreign language teaching at a higher education institution (based on the material of training accounts in social networks)]
It is described the contents and specific character of social network use in foreign language teaching at the institutions of higher education, the content of social networks as a learning tool for the main types of speech activity, lexical and grammatical focus of the content of social networks VKontakte and Instagram.
Key words: social networks, foreign languages teaching.
Актуальность темы исследования состоит в том, что в современной методике преподавания активно осуществляется внедрение информационно-компьютерных технологий в образовательный процесс. В частности, применение микроблогов и контента социальных сетей является незаменимым ресурсом для формирования коммуникативных навыков обучающихся в процессе обучения иностранным языкам. Социальные сети имеют высокий дидактический потенциал, который учителя и преподаватели могут использовать в своей работе.
Очные занятия по английскому языку можно охарактеризовать как ограниченные по времени проведения и месту организации. Именно ресурсы Интернета помогают расширить возможности человека обучаться не только в стенах своего учебного заведения. Социальные сети дают возможность организовать дистанционное обучение, что отлично подходит для практики всевозможных языковых умений и выполнения заданий независимо от того, где находится обучающийся и в какое время он это делает.
Выявление образовательного потенциала социальных сетей ВКонтакте и Instagram позволяет предположить, что образовательные возможности данных социальных сетей в обучении иностранному языку требуют осмысления в методическом плане. Выбор социальных сетей ВКонтакте и Instagram обусловлен также тем, что данные социальные сети содержат аккаунты пользователей из различных стран мира, что предоставляет широкие возможности для сравнительного анализа подходов к организации обучения иностранным языкам в социальных сетях, практикуемых представителями различных языковых сообществ. Введение сообществ ВКонтакте и Instagram-страниц в контексте обучения иностранным языкам представляются перспективными и многообещающими, особенно в контексте трансформации современных методов обучения, предусматривающих ответственность непосредственно обучающегося с применением большого количества часов для самостоятельной работы. Традиционно под этим понималось чтение дополнительной литературы на иностранном языке, выполнение дополнительных упражнений [3]. Сегодня возможности социальных сетей позволяют обеспечить непосредственное общение с носителями, использование самых различных методик обучения, погружение в проблемы, интересующие непосредственно обучающегося.
При анализе содержания социальных сетей были выявлены наиболее часто используемые упражнения, посредством выбранной платформы как интерактивной формы обучения иностранному языку и как вспомогательный компонент в познании языка. Использование такого подхода в качестве инструмента обучения иностранному языку положительно влияет на обучающихся, так как упражнения и задания, которые приводятся в аккаунтах блогеров, развивают основные виды речевой деятельности и лексико-грамматические навыки студентов [4]. Методом сплошной выборки были выявлены основные направления лексико-грамматического контента, публикуемого в социальных сетях
ВКонтакте и Instagram. Было проанализировано около 1500 аккаунтов в социальных сетях Вконтакте и Instagram, которые ведутся с целью обучения английскому языку и выявлены самые популярные из них, которые наполнены наибольшим количеством лексико-грамматического материала.
English.maria.bathan - учитель английского языка, 1,2 миллиона подписчиков в Instagram, свой образовательный канал на YouTube (356 тысяч подписчиков). Блог с видеоуроками английского языка, в котором можно найти и лекции о том, как произносить те или иные устойчивые выражения, объяснение значений слов, фразовых глаголов, времен, артиклей. Чаще всего здесь встречаются упражнения на развитие таких видов речевой деятельности, как говорение и аудирование. Например, рубрика «Как это будет по-английски», где девушка учит правильно произносить различные выражения. Материал представлен в виде минутных роликов, где преподаватель объясняет материал. Например, время Present Perfect и его употребление в речи.
Supreme.english - 503 тысячи подписчиков в Instagram, 7 лет жил в США. Плюс этого блога в том, что его владелец преподает английский по песням. Здесь можно найти видео с переводом фраз, новой лексикой, модальные глаголы и разборами популярных американских песен. Автор блога ведет рубрику «Говори как носитель!», где представлено видео, развивающее такие виды речевой деятельности как говорение и аудирование [1]. Блогер делится огромным количеством теоретического материала с подробным объяснением грамматики
Getenglishtips - блог носителя английского языка с опытом работы преподавателем 12 лет, 104 тысячи подписчиков в Instagram. В блоге можно найти видео с объяснением английской грамматики, правила употребления фразовых глаголов и вопросительных слов. Например, онлайн-лекции «5 ways to use could», «HOW TO USE SETTLE ON», «5 ways to use would» и многие другие.
By_english - онлайн-школа английского языка, в которой зарегистрировано 361 тысяча подписчиков в Instagram. В этом аккаунте есть информация как по правилам грамматики, так и по устной речи, письму и множество тестов на проверку усвоенной информации. В упражнениях данного блога можно встретить тесты для начинающих изучать язык и теоретическую информацию для более продвинутого уровня. К примеру, подборка фразовых глаголов.
Makashovskiywords - видеоуроки английского языка, где 70,8 тысяч подписчиков в Instagram. Здесь можно узнать, как говорят носители, какие фразы
лучше употреблять в разговоре, а какие уже давно устарели. Одним из примеров таких упражнений служит объяснение различных устойчивых фраз: out of hands - из-под контроля, из рук. Things got a little out of hands - Дела немного вышли из-под контроля. She is out of hands - Она отбилась от рук.
Makashovskiy - блог, где 482 тысячи подписчиков. Правила употребления артиклей, топ фраз по темам, объяснение английских времен, разница употребления слов в тех или иных случаях, задания на аудирование и чтение.
Byeaccent - блог американского английского, где 275 тысяч подписчиков в Instagram. Здесь есть огромное количество видео и аудиоматериала, разбор типичных ошибок в языке, акцент, разбор фраз и новых слов. Например, для развития лексического запаса подписчиков, блогер сделала подборку новых слов о здоровье:
COVID-19 /'kouvid/ коронавирус; PANDEMIC /p^n'demik/ пандемия; SOCIAL DISTANCING /'soujbl 'distsnsig/ социальное дистанцирование, изоляция от общества; MITIGATION /mits'geijbn/ уменьшение, смягчение; OUTBREAK /'autbreik/ вспышка; SHUT DOWN /JXt daun/ закрываться, прекращать работу; PNEUMONIA /nu'mounis/ пневмония.
Vocords - блог посвящен изучению лексики, который собрал 517 тысяч подписчиков.
Daily_dialogues - онлайн-сборник английских диалогов, которым пользуется 21,4 тысячи подписчиков. Также тренировка произношения, разбор грамматики, песен и сериалов.
Для развития лексических навыков обучающимся необходимо знание ситуационных, социальных и контекстных правил, которые широко используются носителями языка. Существует много техник, позволяющих учащимся запомнить новые слова и правильно использовать их в своей речи:
• выделение слов в коллокации;
• поиск новых слов и фраз в тексте;
• группирование слов на разные темы;
• поиск синонимов, антонимов и др.
Некоторые блогеры в Инстаграм ведут рубрику «слово дня», где каждый день они выкладывают на свою страницу новое слово или словосочетание, выражение с его значением. Пример такого блогера Алиса (аккаунт @alyssa.sno-va) - преподаватель английского с сертифкатом из Кембриджа, у которой 19,3
тысяч подписчиков. Девушка часто делится в рубрике интересными словами. Например, «sedentary lifestyle» - сидячий образ жизни или «catch-22» -неразрешимая ситуация, «autodidact» - самоучка, «flick» - фильм.
Особой популярностью пользуется рубрика о фразовых глаголах, где подписчик может из предложенных вариантов ответа в тестовой форме выбрать, по его мнению, наиболее подходящее значение, а затем проверить, был ли он прав, и услышать верный ответ от преподавателя с подробным объяснением.
Блогер также старается прорабатывать грамматические навыки подписчиков и публикует задания, связанные с английскими временами. Они сделаны в форме опроса, где из двух вариантов предложенного времени нужно выбрать правильное: The train LEAVES/IS LEAVING at 3 p.m.
В грамматической рубрике также объясняется правило употребление глагола to be, где обучающийся выбирает сначала в опросе его обозначение: state or action, а затем слушает видео с объяснением, что to be - (быть находиться) показывает состояние. In - в (подразумевает состояние, место, где что-то находится), to = towards - по направлению к (подразумевает движение).
Еще один популярный блогер Елена (аккаунт @english.witch.elena) вместе со своим мужем, который является носителем языка и живет в Америке, записывают обучающие короткие видеоролики, где они разыгрывают различные жизненные ситуации, такие как поход в ресторан или кино, учат правильно произносить имена и штаты США, а самой любимой рубрикой у подписчиков являются 15-секундные записи с различными скороговорками на английском языке. Блог Елены также способствует развитию лексико-грам-матических навыков у обучающихся и пользуется спросом и повышенным интересом в связи со своими живыми видео и историями.
У многих блогеров можно встретить рубрику, в которой они с помощью коротких видеороликов рассказывают о самых часто употребляемых идиомах. Информация дублируется в текстовом формате, что увеличивает шансы запоминания. Тестовые задания в формате интерактива используются преподавателями в аккаунтах в целях повышения активности подписчиков. В таких заданиях можно выбрать вариант ответа и увидеть сколько процентов людей ответили также. В некоторых форматах тестов сразу можно увидеть, какой ответ был правильным. Лексическая составляющая имеет львиную долю контента в социальных сетях. Это говорит о том, что пользователи мо-
гут постоянно пополнять свой словарный запас и узнавать много новой информации. Из-за клипового мышления молодежи вся информация предоставляется в картинках, чтобы материал бросался в глаза и лучше усваивался [2].
В ходе исследования было проанализировано 1500 аккаунтов в социальных сетях ВКонтакте и Instagram. Основываясь на данных по количеству подписчиков, просмотров, лайков аккаунтов в социальных сетях, можно сделать вывод, что такой формат обучения иностранному языку пользуется большой популярностью у Интернет-пользователей. Интерактивы и упражнения значительно упрощают понимание различных лексико-грамматиче-ских структур, затрагивают все виды речевой деятельности и повышают у студентов мотивацию к изучению иностранного языка. Также плюсом обучения иностранному языку на данных платформах можно считать возможность общения с носителями языка в онлайн-режиме, с преподавателями из различных стран и городов, имеющих Кембриджские и Оксфордские сертификаты, которые ведут свои блоги в социальных сетях и передают знания и информацию в доступной и свободной форме, что тоже, в свою очередь, повышает интерес обучающихся к языку.
Анализ Интернет-аккаунтов показал, что наибольшее количество материала в социальных сетях было опубликовано по системе грамматических времён, фразовым и модальным глаголам. Что касается грамматического материала, то зачастую поднимались темы, связанные с изучением фразовых глаголов, употреблением времен, материалом о глаголах to be, to have, used to.
Таким образом, мультимедийные средства полезны в овладении языком и реализуют возможности образовательного потенциала социальных сетей при обучении иностранному языку. Они снижают стресс и беспокойство обучающихся, мотивируют учеников, предоставляя интересную платформу для представления контента, а также повышения коммуникативной компетентности. Проведенный анализ, а также отмеченное количество пользователей свидетельствует об эффективности применения социальных сетей в практике обучения иностранному языку студентов, так как их включение их контента в процесс обучения способствует реализации личностно-ориентированного подхода, принципа индивидуальности, самостоятельности и повышению мотивации к изучению иностранного языка.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Багдасарян Т.М. Прагмалингвистика (речевое поведение) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 3-3(69).
2. Багдасарян Т.М. К вопросу о речевом поведении англоговорящих авторов психотерапевтов // Гуманитарные и социальные науки. 2017. № 6.
3. Mikheeva T., Murugova E., Morozova Y., Demchenko V. Training as a major tool of teacher professionalism enhancement. INTED2020 Proceedings 14th International Technology, Education and Development Conference 1211-1215.
4. Reznikova A., Kudinova T., Patuykova R., Olomskaya N., Dyshekova O. The "pandemic" period of the education system crises: peculiarities of the modern telecommunication systems and messengers implementation as the alternative didactic platforms for the linguistic disciplines teaching. E3S Web of Conferences 210, 18037 Doi: https://doi.org/10.1051/e3sconf/202021018037 2020.
R E F E R E N C E S
1. Bagdasaryan T.M. Pragmalinguistics (speech behavior) // Philological sciences. Questions of theory and practice. 2017. No. 3-3 (69).
2. Bagdasaryan T.M. On the question of speech behavior of English-speaking authors of psychotherapists // Humanities and social sciences. 2017. No. 6.
3. Mikheeva T., Murugova E., Morozova Y., Demchenko V. Training as a major tool of teacher professionalism enhancement. INTED2020 Proceedings 14th International Technology, Education and Development Conference 1211-1215.
4. Reznikova A., Kudinova T., Patuykova R., Olomskaya N., Dyshekova O. The "pandemic" period of the education system crises: peculiarities of the modern telecommunication systems and messengers implementation as the alternative didactic platforms for the linguistic disciplines teaching. E3S Web of Conferences 210, 18037 Doi: https://doi.org/10.1051/e3sconf/202021018037 2020.
_29 марта 2021 г.