Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ОБУЧАЮЩИХ АККАУНТОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ)'

РЕАЛИЗАЦИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ОБУЧАЮЩИХ АККАУНТОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SOCIAL NETWORKS / FOREIGN LANGUAGES TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Канеева А.В., Бескровная А.В.

It is described the contents and specific character of social network use in foreign language teaching at the institutions of higher education, the content of social networks as a learning tool for the main types of speech activity, lexical and grammatical focus of the content of social networks VKontakte and Instagram.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPLEMENTATION OF OPPORTUNITIES AND EDUCATIONAL POTENTIAL OF SOCIAL NETWORKS IN A FOREIGN LANGUAGE TEACHING AT A HIGHER EDUCATION INSTITUTION (BASED ON THE MATERIAL OF TRAINING ACCOUNTS IN SOCIAL NETWORKS)

It is described the contents and specific character of social network use in foreign language teaching at the institutions of higher education, the content of social networks as a learning tool for the main types of speech activity, lexical and grammatical focus of the content of social networks VKontakte and Instagram.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ОБУЧАЮЩИХ АККАУНТОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ)»

DOI: 10.18522/2070-1403-2021-85-2-186-192

ПЕДАГОГИКА

(специальность: 13.00.08)

УДК 37

А.В. Канеева, А.В. Бескровная

Донской государственный технический университет г. Ростов-на-Дону, Россия m_anna 7@mail.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ОБУЧАЮЩИХ АККАУНТОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ)

[Anna V. Kaneeva, Anastasia V. Beskrovnaya The implementation of opportunities and educational potential of social networks in a foreign language teaching at a higher education institution (based on the material of training accounts in social networks)]

It is described the contents and specific character of social network use in foreign language teaching at the institutions of higher education, the content of social networks as a learning tool for the main types of speech activity, lexical and grammatical focus of the content of social networks VKontakte and Instagram.

Key words: social networks, foreign languages teaching.

Актуальность темы исследования состоит в том, что в современной методике преподавания активно осуществляется внедрение информационно-компьютерных технологий в образовательный процесс. В частности, применение микроблогов и контента социальных сетей является незаменимым ресурсом для формирования коммуникативных навыков обучающихся в процессе обучения иностранным языкам. Социальные сети имеют высокий дидактический потенциал, который учителя и преподаватели могут использовать в своей работе.

Очные занятия по английскому языку можно охарактеризовать как ограниченные по времени проведения и месту организации. Именно ресурсы Интернета помогают расширить возможности человека обучаться не только в стенах своего учебного заведения. Социальные сети дают возможность организовать дистанционное обучение, что отлично подходит для практики всевозможных языковых умений и выполнения заданий независимо от того, где находится обучающийся и в какое время он это делает.

Выявление образовательного потенциала социальных сетей ВКонтакте и Instagram позволяет предположить, что образовательные возможности данных социальных сетей в обучении иностранному языку требуют осмысления в методическом плане. Выбор социальных сетей ВКонтакте и Instagram обусловлен также тем, что данные социальные сети содержат аккаунты пользователей из различных стран мира, что предоставляет широкие возможности для сравнительного анализа подходов к организации обучения иностранным языкам в социальных сетях, практикуемых представителями различных языковых сообществ. Введение сообществ ВКонтакте и Instagram-страниц в контексте обучения иностранным языкам представляются перспективными и многообещающими, особенно в контексте трансформации современных методов обучения, предусматривающих ответственность непосредственно обучающегося с применением большого количества часов для самостоятельной работы. Традиционно под этим понималось чтение дополнительной литературы на иностранном языке, выполнение дополнительных упражнений [3]. Сегодня возможности социальных сетей позволяют обеспечить непосредственное общение с носителями, использование самых различных методик обучения, погружение в проблемы, интересующие непосредственно обучающегося.

При анализе содержания социальных сетей были выявлены наиболее часто используемые упражнения, посредством выбранной платформы как интерактивной формы обучения иностранному языку и как вспомогательный компонент в познании языка. Использование такого подхода в качестве инструмента обучения иностранному языку положительно влияет на обучающихся, так как упражнения и задания, которые приводятся в аккаунтах блогеров, развивают основные виды речевой деятельности и лексико-грамматические навыки студентов [4]. Методом сплошной выборки были выявлены основные направления лексико-грамматического контента, публикуемого в социальных сетях

ВКонтакте и Instagram. Было проанализировано около 1500 аккаунтов в социальных сетях Вконтакте и Instagram, которые ведутся с целью обучения английскому языку и выявлены самые популярные из них, которые наполнены наибольшим количеством лексико-грамматического материала.

English.maria.bathan - учитель английского языка, 1,2 миллиона подписчиков в Instagram, свой образовательный канал на YouTube (356 тысяч подписчиков). Блог с видеоуроками английского языка, в котором можно найти и лекции о том, как произносить те или иные устойчивые выражения, объяснение значений слов, фразовых глаголов, времен, артиклей. Чаще всего здесь встречаются упражнения на развитие таких видов речевой деятельности, как говорение и аудирование. Например, рубрика «Как это будет по-английски», где девушка учит правильно произносить различные выражения. Материал представлен в виде минутных роликов, где преподаватель объясняет материал. Например, время Present Perfect и его употребление в речи.

Supreme.english - 503 тысячи подписчиков в Instagram, 7 лет жил в США. Плюс этого блога в том, что его владелец преподает английский по песням. Здесь можно найти видео с переводом фраз, новой лексикой, модальные глаголы и разборами популярных американских песен. Автор блога ведет рубрику «Говори как носитель!», где представлено видео, развивающее такие виды речевой деятельности как говорение и аудирование [1]. Блогер делится огромным количеством теоретического материала с подробным объяснением грамматики

Getenglishtips - блог носителя английского языка с опытом работы преподавателем 12 лет, 104 тысячи подписчиков в Instagram. В блоге можно найти видео с объяснением английской грамматики, правила употребления фразовых глаголов и вопросительных слов. Например, онлайн-лекции «5 ways to use could», «HOW TO USE SETTLE ON», «5 ways to use would» и многие другие.

By_english - онлайн-школа английского языка, в которой зарегистрировано 361 тысяча подписчиков в Instagram. В этом аккаунте есть информация как по правилам грамматики, так и по устной речи, письму и множество тестов на проверку усвоенной информации. В упражнениях данного блога можно встретить тесты для начинающих изучать язык и теоретическую информацию для более продвинутого уровня. К примеру, подборка фразовых глаголов.

Makashovskiywords - видеоуроки английского языка, где 70,8 тысяч подписчиков в Instagram. Здесь можно узнать, как говорят носители, какие фразы

лучше употреблять в разговоре, а какие уже давно устарели. Одним из примеров таких упражнений служит объяснение различных устойчивых фраз: out of hands - из-под контроля, из рук. Things got a little out of hands - Дела немного вышли из-под контроля. She is out of hands - Она отбилась от рук.

Makashovskiy - блог, где 482 тысячи подписчиков. Правила употребления артиклей, топ фраз по темам, объяснение английских времен, разница употребления слов в тех или иных случаях, задания на аудирование и чтение.

Byeaccent - блог американского английского, где 275 тысяч подписчиков в Instagram. Здесь есть огромное количество видео и аудиоматериала, разбор типичных ошибок в языке, акцент, разбор фраз и новых слов. Например, для развития лексического запаса подписчиков, блогер сделала подборку новых слов о здоровье:

COVID-19 /'kouvid/ коронавирус; PANDEMIC /p^n'demik/ пандемия; SOCIAL DISTANCING /'soujbl 'distsnsig/ социальное дистанцирование, изоляция от общества; MITIGATION /mits'geijbn/ уменьшение, смягчение; OUTBREAK /'autbreik/ вспышка; SHUT DOWN /JXt daun/ закрываться, прекращать работу; PNEUMONIA /nu'mounis/ пневмония.

Vocords - блог посвящен изучению лексики, который собрал 517 тысяч подписчиков.

Daily_dialogues - онлайн-сборник английских диалогов, которым пользуется 21,4 тысячи подписчиков. Также тренировка произношения, разбор грамматики, песен и сериалов.

Для развития лексических навыков обучающимся необходимо знание ситуационных, социальных и контекстных правил, которые широко используются носителями языка. Существует много техник, позволяющих учащимся запомнить новые слова и правильно использовать их в своей речи:

• выделение слов в коллокации;

• поиск новых слов и фраз в тексте;

• группирование слов на разные темы;

• поиск синонимов, антонимов и др.

Некоторые блогеры в Инстаграм ведут рубрику «слово дня», где каждый день они выкладывают на свою страницу новое слово или словосочетание, выражение с его значением. Пример такого блогера Алиса (аккаунт @alyssa.sno-va) - преподаватель английского с сертифкатом из Кембриджа, у которой 19,3

тысяч подписчиков. Девушка часто делится в рубрике интересными словами. Например, «sedentary lifestyle» - сидячий образ жизни или «catch-22» -неразрешимая ситуация, «autodidact» - самоучка, «flick» - фильм.

Особой популярностью пользуется рубрика о фразовых глаголах, где подписчик может из предложенных вариантов ответа в тестовой форме выбрать, по его мнению, наиболее подходящее значение, а затем проверить, был ли он прав, и услышать верный ответ от преподавателя с подробным объяснением.

Блогер также старается прорабатывать грамматические навыки подписчиков и публикует задания, связанные с английскими временами. Они сделаны в форме опроса, где из двух вариантов предложенного времени нужно выбрать правильное: The train LEAVES/IS LEAVING at 3 p.m.

В грамматической рубрике также объясняется правило употребление глагола to be, где обучающийся выбирает сначала в опросе его обозначение: state or action, а затем слушает видео с объяснением, что to be - (быть находиться) показывает состояние. In - в (подразумевает состояние, место, где что-то находится), to = towards - по направлению к (подразумевает движение).

Еще один популярный блогер Елена (аккаунт @english.witch.elena) вместе со своим мужем, который является носителем языка и живет в Америке, записывают обучающие короткие видеоролики, где они разыгрывают различные жизненные ситуации, такие как поход в ресторан или кино, учат правильно произносить имена и штаты США, а самой любимой рубрикой у подписчиков являются 15-секундные записи с различными скороговорками на английском языке. Блог Елены также способствует развитию лексико-грам-матических навыков у обучающихся и пользуется спросом и повышенным интересом в связи со своими живыми видео и историями.

У многих блогеров можно встретить рубрику, в которой они с помощью коротких видеороликов рассказывают о самых часто употребляемых идиомах. Информация дублируется в текстовом формате, что увеличивает шансы запоминания. Тестовые задания в формате интерактива используются преподавателями в аккаунтах в целях повышения активности подписчиков. В таких заданиях можно выбрать вариант ответа и увидеть сколько процентов людей ответили также. В некоторых форматах тестов сразу можно увидеть, какой ответ был правильным. Лексическая составляющая имеет львиную долю контента в социальных сетях. Это говорит о том, что пользователи мо-

гут постоянно пополнять свой словарный запас и узнавать много новой информации. Из-за клипового мышления молодежи вся информация предоставляется в картинках, чтобы материал бросался в глаза и лучше усваивался [2].

В ходе исследования было проанализировано 1500 аккаунтов в социальных сетях ВКонтакте и Instagram. Основываясь на данных по количеству подписчиков, просмотров, лайков аккаунтов в социальных сетях, можно сделать вывод, что такой формат обучения иностранному языку пользуется большой популярностью у Интернет-пользователей. Интерактивы и упражнения значительно упрощают понимание различных лексико-грамматиче-ских структур, затрагивают все виды речевой деятельности и повышают у студентов мотивацию к изучению иностранного языка. Также плюсом обучения иностранному языку на данных платформах можно считать возможность общения с носителями языка в онлайн-режиме, с преподавателями из различных стран и городов, имеющих Кембриджские и Оксфордские сертификаты, которые ведут свои блоги в социальных сетях и передают знания и информацию в доступной и свободной форме, что тоже, в свою очередь, повышает интерес обучающихся к языку.

Анализ Интернет-аккаунтов показал, что наибольшее количество материала в социальных сетях было опубликовано по системе грамматических времён, фразовым и модальным глаголам. Что касается грамматического материала, то зачастую поднимались темы, связанные с изучением фразовых глаголов, употреблением времен, материалом о глаголах to be, to have, used to.

Таким образом, мультимедийные средства полезны в овладении языком и реализуют возможности образовательного потенциала социальных сетей при обучении иностранному языку. Они снижают стресс и беспокойство обучающихся, мотивируют учеников, предоставляя интересную платформу для представления контента, а также повышения коммуникативной компетентности. Проведенный анализ, а также отмеченное количество пользователей свидетельствует об эффективности применения социальных сетей в практике обучения иностранному языку студентов, так как их включение их контента в процесс обучения способствует реализации личностно-ориентированного подхода, принципа индивидуальности, самостоятельности и повышению мотивации к изучению иностранного языка.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Багдасарян Т.М. Прагмалингвистика (речевое поведение) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 3-3(69).

2. Багдасарян Т.М. К вопросу о речевом поведении англоговорящих авторов психотерапевтов // Гуманитарные и социальные науки. 2017. № 6.

3. Mikheeva T., Murugova E., Morozova Y., Demchenko V. Training as a major tool of teacher professionalism enhancement. INTED2020 Proceedings 14th International Technology, Education and Development Conference 1211-1215.

4. Reznikova A., Kudinova T., Patuykova R., Olomskaya N., Dyshekova O. The "pandemic" period of the education system crises: peculiarities of the modern telecommunication systems and messengers implementation as the alternative didactic platforms for the linguistic disciplines teaching. E3S Web of Conferences 210, 18037 Doi: https://doi.org/10.1051/e3sconf/202021018037 2020.

R E F E R E N C E S

1. Bagdasaryan T.M. Pragmalinguistics (speech behavior) // Philological sciences. Questions of theory and practice. 2017. No. 3-3 (69).

2. Bagdasaryan T.M. On the question of speech behavior of English-speaking authors of psychotherapists // Humanities and social sciences. 2017. No. 6.

3. Mikheeva T., Murugova E., Morozova Y., Demchenko V. Training as a major tool of teacher professionalism enhancement. INTED2020 Proceedings 14th International Technology, Education and Development Conference 1211-1215.

4. Reznikova A., Kudinova T., Patuykova R., Olomskaya N., Dyshekova O. The "pandemic" period of the education system crises: peculiarities of the modern telecommunication systems and messengers implementation as the alternative didactic platforms for the linguistic disciplines teaching. E3S Web of Conferences 210, 18037 Doi: https://doi.org/10.1051/e3sconf/202021018037 2020.

_29 марта 2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.