GUZ Julia Alekseevna and others EDUCATIONAL POTENTIAL OF SOCIAL ..
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.
2021. T. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
УДК 372.881.1
DOI: 10.26140/anip-2021-1001-0064
ОБУЧАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В INSTAGRAM
© Автор(ы) 2021 AuthorID: 676185 SPIN-код: 8722-0812 ResearcherID: J-5138-2017 ORCID: 0000-0003-2771-6116
ГУЗЬ Юлия Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры
немецкой филологии СТРИКАТОВА Татьяна Алексеевна, магистрант Южный федеральный университет (347801, Россия, Каменск-Шахтинский, переулок Дорожный, дом 5, e-mail: [email protected]) Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос развития дистанционного образования и обучающих сервисов Веб 2.0, в частности приложения Instagram. Функционал сервиса позволяет внедрять его для обучения различным предметам. Анализируется аспект использования Instagram в качестве возможной платформы для обучения и изучения иностранных языков, в частности немецкого. В работе проведен анализ дидактического потенциала приложения Instagram как одной из социальных сетей, попадающих в число сервисов Веб 2.0 и охарактеризованы свойства и функции Instagram. Такие качества данной социальной сети как визуальность, доступность, интерактивность привлекают большое число подписчиков, которые могут в ходе использования приложения быть мотивированы на изучение иностранных языков, этому способствует наглядная реклама в ленте Instagram. С другой стороны, пользователь сети сталкивается с проблемой большого потока информации и с тем, как отобрать необходимый учебный материал. В этой связи раскрывается понятие «клиповое мышление» и способы работы с цифровыми источниками. В статье рассмотрены популярные языковые страницы, направленные на обучение немецкому как иностранному, выявлены сильные и слабые стороны разработанных блогов. Вследствие чего представлены необходимые характеристики, которые делают блог успешным в дистанционном образовании.
Ключевые слова: инстаграм, веб 2.0, методика дистанционного преподавания иностранных языков, мобильные технологии в обучении, клиповое мышление, абстрактно-образное мышление, фрагментарность, социальные медиа, социальная сеть, мотивация, коммуникация, образование, обучение немецкому языку как иностранному, языковые блоги
EDUCATIONAL POTENTIAL OF SOCIAL NETWORKS ON THE EXAMPLE OF LEARNING A FOREIGN LANGUAGE ON INSTAGRAM
© The Author(s) 2021
GUZ Julia Alekseevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of German Philology STRIKATOVA Tatiana Alekseevna, master student Southern Federal University (347801, Russia, Rostov-on-Don, pereulokDorozhnyy, 5, e-mail: [email protected]) Abstract. This article discusses the development of distance education and training services Web 2.0., In particular Instagram applications. The educational potential of the service allows you to implement it to teach various subjects. It analyzes the aspect of using Instagram as a possible platform for learning and learning foreign languages, in particular German. The paper analyzes the didactic potential of the Instagram application as one of the social networks that fall into the number of Web 2.0 services. The article describes the properties and functions of Instagram. Such qualities of this social network as visibility, accessibility and other characteristics of the service determine its prevalence and training potential. In addition, the prevalence of this application as a social network, which was not originally used for educational purposes, attracts a greater number of subscribers who, during the use of the application, may be motivated to learn foreign languages or other subjects, whose advertisements often appear in Instagram feed. The idea of the didactic potential of Instagram will be confirmed by the example of an analysis of German-language blogs aimed at teaching German as a foreign language. The article stipulates the necessary characteristics that make the blog successful in the educational field.
Keywords: Instagram, web 2.0, methods of language teaching, mobile learning, clip thinking, abstract thinking, fragmentation, social media, social network, motivation, communication, education, foreign language, German learning, blog-gers.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с Актуальность данной работы заключается в расту-важными научными и практическими задачами. Обра- щей цифровизации среды образования (как и всех сфер зование является неотъемлемой составляющей жизни человеческой деятельности), в необходимости осваивать человека, потому что профессиональные компетенции новые технологии обучения, в центре которых возмож-необходимо развивать постоянно в условиях быстро раз- ность самостоятельно создавать цифровые продукты вивающегося мира [1]. Веб 2.0, в том числе и в процессе обучения иностранным
С развитием технологий, в частности интернета, языкам. становятся популярными формы обучения онлайн [2]. Анализ последних исследований и публикаций, в ко-Особенно много времени люди проводят в социальных торых рассматривались аспекты этой проблемы и на сетях с разными целями: развлекательными, коммуника- которые ссыпается автор; выделение неразрешенных тивными, учебными и т.д. [3]. раньше частей общей проблемы. Теоретические работы
Актуальные на сегодняшний день Интернет-ресурсы, таких специалистов, как Авраменко А. П., Шевченко В. которые используются в образовательных целях, полу- Н., Букин А. С., Ивкина М. И., занимающихся вопросом чили название «Web 2.0» [4]. Это проекты и сервисы, Instagram-обучения иностранным языкам, указывают на которые создают сами пользователи. Коллаборативные большой потенциал социальной сети как одного из вида ресурсы наполняются, развиваются и улучшаются, к обучающих ресурсов «Web 2.0». В связи с чем является ним относят вики-проекты, сайты совместного доку- актуальным рассмотреть работы, посвященные онлайн-ментопользования, сервисы обмена, социальные сети и обучению и дидактическим возможностям приложения блоги [5]. Instagram, а далее проанализировать существующие
Азимут научных исследований: педагогика и психология.
2021. Т. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
ГУЗЬ Юлия Алексеевна и другие ОБУЧАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ...
блоги, обучающие иностранному языку [6, с.21-32;7;8].
Формирование целей статьи. Цель данной статьи -выявить обучающий потенциал и популярность сервисов «Web 2.0», а также проанализировать существующие страницы в Instagram, обучающие немецкому языку, и выявить их особенности, преимущества и недостатки в учебном процессе.
Исследование будет основываться на следующих методах: анализ теоретической базы по онлайн-обучению и по перспективам обучения иностранным языкам в социальных сетях, изучение разнообразных обучающих страниц в Инстаграм, анализ полученных сведений, аналогия, социальный эксперимент.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. На сегодняшний день возможности и формы онлайн-об-учения иностранным языкам постоянно претерпевают изменения. Это связано не только с активным развитием информационно-коммуникационных технологий, но также в значительной степени с трансформацией образовательной парадигмы, в процессе чего доминантами сегодня выступают личностно-ориентированный подход, индивидуализация и дифференциация процесса обучения [9, с. 95]. Эти концептуальные положения отражают суть современного образования, поэтому их можно рассматривать и для успешного обучения в информационно-образовательной среде, т.е. и в дистанционном формате [10, с. 123].
Современные Интернет-технологии оптимизированы под современные цифровые носители, которыми на сегодняшний день владеют практически все. В данном контексте имеются в виду не только ноутбуки и персональные компьютеры, но и современные смартфоны, планшетные компьютеры и другие гаджеты. Благодаря современному цифровому оснащению этих устройств Интернет-технологии стали не только высокоскоростными, но и ресурсосберегающими, что ставит их в преимущество перед традиционными образовательными технологиями [11, c. 11].
Широкие возможности интернет-технологий раскрывают целый спектр вариантов как для преподавания, так и для самостоятельного изучения иностранного языка. Благодаря своей гибкости Интернет-ресурсы позволяют развивать различные виды языковой деятельности: письмо, чтение, говорение, аудирование [12, С. 471-475]. При этом у обучающихся сохраняется заинтересованность и мотивация, которая поддерживается благодаря интерактивному подходу, когда учебный процесс превращается в непрерывное взаимодействие между преподавателем и обучающимся. Постоянный доступ к актуальной и стабильно обновляющейся информации позволяет осуществлять личностно-ориенти-рованный подход, при котором ключевую роль играют интересы обучающегося. Кроме того, важную роль в Интернет-пространстве играет гипертекстовый подход, с помощью которого можно искать и изучать материал в любом порядке, в зависимости от уровня языковой подготовки.
Бесспорно, Интернет делает процесс обучения более творческим и индивидуализированным [13, с. 20.]. Материалы иноязычного Интернета охватывают практически всю сеть. Серди них можно найти не только оригинальный иноязычный контент (то есть, материалы, созданные носителями языка), но и задания, специально разработанные для преподавания и изучения иностранного языка. Среди них можно выделить обучающие сайты, блоги, влоги, сообщества в социальных сетях, обучающие страницы и обучающие приложения.
Новым этапом в использовании Интернета при обучении стали технологии Web 2.0, которые на сегодняшний день активно применяются в образовательном процессе [4]. Они позволяют выбирать индивидуальный вид дистанционного обучения иностранному языку. В отличие от технологии Web 1.0., технологии Web 2.0
позволяют быть не только потребителем информации, но и ее создателем. Следовательно, практически все социальные сети в Интернете, где размещаются блоги, видео, подкасты и прочий современный интернет-контент строятся на технологии Web 2.0. Данная технология представлена преимущественно в виде привычных всем Веб-сайтов, где хранится разного рода информация. Благодаря общедоступности и разнообразию материала у изучающего иностранный язык появляется возможность не только извлекать информацию, но и делиться своим собственным языковым опытом, а также обмениваться информацией, идеями, ресурсами и другими важными материалами. В результате происходит сотрудничество заинтересованных пользователей, которые участвуют в создании информационно-коммуникативных ресурсов. Ресурсы наполняются, развиваются и улучшаются самими пользователями [5]. Зарубежные исследователи отмечают, что освоение новых знаний и умений эффективно происходит в том случае, если обучающиеся активно общаются между собой средствами иностранного языка и делятся не только полученной информацией, но и собственным опытом по проблеме или учебной теме [14, с. 105].
Грамотное использование ресурсов Web 2.0 может помочь в решении дидактических задач, связанных с изучением иностранного языка, а именно: усовершенствовать навыки аудирования через прослушивание или просмотр аутентичных файлов сети Интернет разной степени сложности и разных жанров, записанные носителями языка с оригинальной языковой дорожкой [15, c. 92]; усовершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе обсуждения материалов, найденных в сети Интернет, улучшить письменную речь, например в процессе ведения блогов; развивать способность искать нужную информацию и работать с ней в глобальных компьютерных сетях (поисковые системы: Google, Yandex, Yahoo и т.д.); формировать устойчивую мотивацию к иноязычной деятельности благодаря использованию интересных аутентичных материалов и обсуждению актуальных проблем на иностранном языке [16, c. 9].
Важным шагом в развитии технологий Web 2.0 и Интернета в целом стало появление и активное распространение мобильных приложений. Мобильное приложение (англ. Mobile Application, Mobile App) - программа, специально разработанная для использования на смартфонах и гаджетах. На сегодняшний день мобильные приложения пользуются большой популярностью и спросом. Их главное преимущество заключается в доступности и удобстве использования. Благодаря тому, что каждый значимый Веб-сайт имеет собственное мобильное приложение, доступ к ним может осуществляться практически в любом месте и в любое время через мобильное цифровое устройство. Как правило, устройства представлены операционными системами iOS (Apple) и Android (Google), поэтому и приложения пишутся в первую очередь именно под эти системы.
Ввиду того, что смартфоны и другие гаджеты стали неотъемлемой частью жизни современного человека, то появилась возможность использовать их с целью обучения. В связи с этим возникло понятие «мобильное обучение» (англ. Mobile Learning, ML). В контексте обучения иностранному языку такой подход обучения называется Mobile Assistant Language Learning („Изучение иностранных языков с помощью мобильных технологий"). Данный подход все чаще рассматривается педагогами как одна из самых современных и перспективных технологий в обучении иностранному языку, так как ее очевидными плюсами являются доступность, гибкость и универсальность. Благодаря широким возможностям современных мобильных приложений, обучение иностранному языку приобретает все более интерактивный характер. Помимо этого, изучение иностранных языков с помощью мобильных технологий имеет ряд других
GUZ Julia Alekseevna and others Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.
EDUCATIONAL POTENTIAL OF SOCIAL ... 2021. T. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
преимуществ. С помощью мультимедиа обучающиеся могут изучать аудио- и видеофайлы с записью речи носителей языка. На основе таких материалов нередко составляются упражнения в игровом формате, что делает обучение более увлекательным. Следующим преимуществом является то, что большинство приложений работают в режиме онлайн и постоянно обновляют обучающий материал. Так, обучающемуся доступна самая актуальная информация. Все известные социальные сети (Facebook. Twitter, Instagram, VK) имеют свои официальные приложения. С помощью них обучающиеся могут быстро обмениваться информацией, а также вести свои блоги и подписываться на обучающие профили. Очень важна в дистанционном обучении быстрая обратная связь: функционал большинства мобильных приложений обеспечивает мгновенную ответную реакцию в процессе обучения. Как правило, результат о проделанной работе приходит незамедлительно, при этом есть указание на ошибки. В случае, если работа проверяется лично преподавателем, то возможны комментарии с развернутым ответом и объяснениями, например, приложения могут использоваться для проверки домашних заданий.
В настоящее время тенденция использовать социальные сети в образовательных целях растет. Это связано с тем, что у каждого современного человека есть цифровое устройство и доступ к высокоскоростному интернету. Сенсорные гаджеты просты в управлении и предоставляют доступ к увлекательным картинкам, фото, видео с хорошим качеством изображения, а также с возможностью мгновенной интерактивности и участия в коммуникации с создателем цифрового контента. Быстрый темп жизни заставляет современного человека искать такие формы обучения и образования, которые эффективны и занимают небольшое количество времени. Формат обучения в социальных сетях один из удобных легкодоступных вариантов обучения для современного человека при его большой занятости.
Действительно, учеными доказано, что человек быстрее и лучше воспринимает информацию в виде небольшого текста с иллюстрациями как в социальных сетях [17]. Такой формат - иллюстративный и небольшой по объему - задействует основные типы мышления человека: ассоциативное или клиповое (фрагментарное). Ассоциативное мышление - явление, которое также является значимым и полезным в процессе образования. Такой тип мышления базируется на использовании ассоциаций - связей между объектами: упоминание одного предмета вызывает ассоциацию (связь) с другой [18]. Ассоциативно-образное мышление упрощает некоторые аспекты обучения, в частности, помогает запоминать иностранные слова. Предрасположенность к ассоциативно-образному мышлению является врожденной, но ее можно и развивать. Развитие ассоциативно-образного мышления является необходимой на сегодняшний день педагогической задачей [18].
Информация, сопровожденная картинкой или фотографией, воспринимается человеком лучше [19, с. 193195], потому что сначала мы видим картинку, затем в мозге возникает молниеносно понятие и как следствие логическая связь между картинкой и явлением. В этом случае полученная информация лучше усваивается и надолго запоминается [20, с. 61 - 66]. Следовательно, учебная информация или новый учебный материал должен быть небольшого объема. Изображение, увиденное или прочитанное человеком в течение первых 5 минут, привлекает больший интерес и хорошо запоминается [21]. Попытки использования наглядности в обучении были предприняты еще в XVII веке, и в основном были ориентированы на познание окружающей действительности. Наглядность воздействовала на органы чувств, что позволяла эффективно усвоить изученный материал. Педагог К. Д. Ушинский считал, что наглядность является ярким примером отражения действительно-248
сти, которая либо воспринимается обучающимися, либо нет. Благодаря наглядности у учеников формируются собственное восприятие, представление окружающего мира. Использование наглядности должно преследовать определенную цель, помогать учащимся. В связи с такими особенностями восприятия и запоминания информации, становится понятным, почему блоги в социальных сетях хорошо подходят для образовательных целей, в частности для обучения иностранным языкам - они иллюстративны и компакты по содержанию [6].
Хотя чрезмерное использование наглядности также не приветствуется, поскольку может отвлекать от основного учебного материала и мешать восприятию информации для продуцирования собственных речевых продуктов [20, с. 61 - 66]. Следует учесть тот факт, что происходит стремительное развитие Интернета и появляется все большее количество обучающих блогов возникает необходимость развивать у обучающихся умение отбирать и обрабатывать нужную для себя информацию среди большого образовательного потока. Способность выделять нужную для себя информацию среди большого информационного потока, может формироваться сама по себе, речь идет о «клиповом мышлении». Клиповое мышление - это приобретенное качество, которое формируется в связи с изменением ритма жизни и, следовательно, условиями существования в нем [22, 23]. Особенностями «клиповости» являются быстрота обработки данных, преобладание визуального восприятия, проблемы с восприятием большого новостного фрагмента однородной информации. Дистанционное обучение должно учитывать современные реалии, в частности фактор «клиповости». Данная особенность имеет и плюсы, и минусы. К ее положительным сторонам относится возможность быстро «схватывать» информацию и, следовательно, получать много различных новостей за счет быстрой обработки фрагментов новостной ленты, например, в Инстаграм [24, с.108-114]. Но пытаясь охватить большой поток информации, человек перестает углубляться в нее и считывает лишь поверхностные ему факты, что приводит к поверхностным знаниям и не вырабатывает языковые навыки, вследствие отсутствия тренировки и проработки нового материала [24, с.108-114].
Сеть Instagram лидирует сегодня в количестве подписчиков среди обучающих ресурсов. В ней есть возможность прямого эфира, коротких историй, канала IGTV, возможности перелистывания фотографий в рамках одной публикации. Instagram - это прежде всего визуальное социальное сообщество, контент которого состоит преимущественно из картинок. Одна картинка -это один пост, который при необходимости может быть дополнен текстовым комментарием и озвучен, что очень хорошо можно задействовать в процессе обучения иностранным языкам. Формат обучения в Instagram - гибкий и мобильный: обучающийся может в любое удобное для него время начать осваивать новый материал, находясь в любой точке мира, с доступом к Интернету [6].
В зависимости от того, какую аудиторию желает получить или обучить создатель интернет-страницы (научить грамматике, лексике или другим аспектам обучения языку), он должен иметь определенную цель развития своего блога, не только обучающую, но и мотивирующую. Так, например, фокусируясь на лексике иностранного языка, блогеру необходимо определиться с целевой аудиторией и актуальными для этой группы темами. Далее он обдумывает способы представления лексики в конкретном интерфейсе, чтобы она не только привлекала внимание, но и мотивировала подписчиков на дальнейшее изучение учебного материала. Следующая задача блогера - дать аудитории материал с возможностями самопроверки, т. к. здесь нет оценок и экзаменов. Формат приложения Instagram дает возможность публикации небольших видео-лекций (в публикациях или прямых эфирах), а также позволяет осуще-
Азимут научных исследований: педагогика и психология. ГУЗЬ Юлия Алексеевна и другие
2021. Т. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; в-^Ы: 2712-8474 ОБУЧАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ...
ствить обратную связь с обучающимися. В прямом эфире, в комментариях или личных сообщениях люди могут задать вопрос и получить ответ, что создает несомненно ощущение удовлетворения в процессе изучения новой информации.
Идеальная схема для отдельного поста - картинка, связанная с темой новых слов, написанный на картинке список слов с ударением и переводом, аудио-версия слов, а также повторное перечисление изучаемых слов с примерами в предложениях ниже под постом в текстовом виде.
При просмотре Инстаграм-ленты мы получаем информацию небольшими частями и с яркой наглядностью, «клиповое мышление» позволяет нам быстро соотнести картинку с понятием, провести логику и запомнить новое слово.
Рекомендуется предложить обучающимся небольшие по объему упражнения и спустя время делать систематичный опрос или короткий тест на проверку лексического навыка.
Рассмотрим некоторые из обучающих блогов в Инстаграм. Страницы «german_every_day», «lerned-eutdsch», «germansimplify» фокусируются на обучении лексике немецкого языка. Первый блог публикует одно новое слово с переводом в публикации с одним фото на цветном или однотонном фоне. Ниже, под фото в комментарии дается новое слово в контексте (в предложении). Недостатком данного блога, на наш взгляд, является отсутствие ударения над словом и отсутствие встроенного произношения. Следующий блог построен по аналогичному принципу, но присутствует аудио-воспроизведение слова.
Третий блог наиболее удачный, т. к. в посте на фото вынесено новое слово с артиклем, формой множественного числа данного слова, перевод, встроенное произношение. Ниже, под фото дублируется информация с картинки, и дается пример употребления слова в предложении.
Изучив существующие аккаунты, можно сказать, что наиболее удачный обучающий языковой блог должен включать посты со следующим способом предъявления вокабуляра: публикация картинки с новым словом, перевод (необязательно, если картинка со значением слова однозначна), аудио с произнесением и постановкой ударения в слове, с примером употребления слова или просьбы, составить пример с данным словом в разделе «комментарии».
В качестве фона для надписи можно было бы использовать изображения, тематически связанные с публикуемым словом, т. е. задействовать ассоциативно-образное мышление обучающихся. В качестве проверки изученной лексики можно ввести рубрику «Проверка», которая была бы осуществлена в публикациях и в 'stories'. В публикациях можно использовать функцию перелистывания картинок, давать ответы для самопроверки на 2 или 3-ей картинке, чтобы они не появлялись раньше времени, активизируя познавательную деятельность подписчиков. В 'stories' можно использовать для проверки функции «тест», «вопросы», «опрос». Раздел 'stories' (короткое видео или слайд-шоу) можно использовать не только для проверки, но и для презентации лексики, так как много пользователей предпочитают просматривать именно 'stories'.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что онлайн-обуче-ние в социальных сетях - это особая форма обучения. Следовательно, задачи, которые ставит педагог-блогер, используя инструментарий социальной сети, заключаются не только в индивидуализации и интенсификации процесса обучения иностранному языка, но и в цифровой компетентности на всех этапах ведения обучающей страницы: разработки контента, оформления дизайна, привлечения обучающихся подписчиков, от-
слеживания эффективности учебного процесса и т.д. Преподавателям-блогерам следует хорошо изучить способы человеческого мышления и роль наглядности в обучении, чтобы максимально задействовать все механизмы восприятия и обработки учебной информации.
Методическая и дидактическая составляющая остается такой же важной, как и в традиционном учебном процессе, необходимы все этапы формирования навыков иноязычной речи.
Отталкиваясь от концептуальных подходов современного образования, индивидуализации и дифференциации, можно организовать эффективное языковое обучение в социальной сети, учитывая его популярность, иллюстративное содержание и актуальность в межкультурном диалоге.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Моглан Д.В. Методические аспекты использования сервисов Веб 2. 0 в процессе смешанного обучения // Открытое образование - 2018 - №1
2. Власкина В.Ю. Образовательный потенциал социальных сетей твиттер и инстаграм в обучении иностранным языкам: методика исследования // Международный студенческий научный вестник
- 2018 - № 5
3. Новосельцева Н.В. Мобильные технологии в организации самостоятельной работы по иностранному языку в неязыковом вузе // Вестник БГУ - 2017 - №1
4. О'Рейлли, Т. Что такое Веб 2.0: [Электронный ресурс]. [Режим доступа: http://old.computerrа.ru/think/234l00/] [дата обращения: 10.05.2020].
5. Золотухин СЛ. Применение технологий Веб 2. 0 как инструментов развития информального медийного обучения // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология - 2013 - №11
6. Aвраменко A.П., Шевченко В.Н. Инстаграм в обучении иностранным языкам // Вопросы прикладной лингвистики. 2018 № 3-4 (31-32) С. 21-32
7. Букин A.С. Инстаграм-исследования как дополнительная технология обучения иностранному языку // Вестник ЛГУ им. A.С. Пушкина - 2019 - №2
8. Ивкина М.И. Варианты использования социальных сетей при обучении русскому языку как иностранному (на примере Instagram) // Преподаватель XXI век - 2019 - №2-1
9. Коробов Д.В. Современные информационные технологии в образовательной деятельности // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2011. - С 95-98.
10. Полат Е.С. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш.пед.учеб.заведений / Полат E. С. // М.. Издательский центр «Aкадемия». - 2004. - С. 123-154.
11. Herring, S. C. Bridging the Gap: A Genre Analysis of Weblogs / S. C. Herring, L. A. Scheidt, S. Bonus, E. Wright // Proceedings of the 37th Hawaii International Conference on System Sciences. - 2004. - 11 c.
12. Гузь Ю-Ä., Шевченко В.В. Эффективность и перспективы развития дистанционного обучения иностранным языкам // В сборнике: Магия ИННО: новое в исследовании языка и методике его преподавания. Материалы Второй научно-практической конференции. Редакционная коллегия: E. Б. Ястребова, E. A. Лукьянченко, Ответственный редактор Д. A. Крячков - 2015 - С. 471-475.
13. Раицкая Л. К. Оптимизация учебно-познавательной деятельности студентов в интернет-среде /Л. К. Раицкая // Вестник МГИМО Университета. - 2013. - С. 18-21.
14. Гузь Ю. A., Майоров A.Б. Использование канала YouTube для обучающих онлайн-курсов как способ повышения мотивации к изучению иностранного языка / Ю.A Гузь, A. Б Майоров // Балтийский гуманитарный журнал. - Педагогические науки. - 2019. - №4 (29). С.105-107.
15. Пронина О. Г. Использование технологии Web 2.0 в обучении иностранному языку в ВУЗе/ О. Г. Пронина //Язык и культура. - 2010.
- С. 92-93.
16. Dr. Matthew L. Jones '5 Minutes With Matt': The Innovative use of Micro Video Blogging in Higher Education / Matthew L. Jones // Northumbria University, Newcastle. - 2016. - p. 9.
17. Семеновских Т.В. Феномен «Клипового мышления» в образовательной вузовской среде // Вестник евразийской науки - 2014 - №5 (24)
18. Филиппова Г.С. Развитие ассоциативно-образного мышления студентов // Образование и наука - 2009 - №5
19. Васьбиева Д.Г. Возможности интеграции мобильных технологий в процесс обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Филологические науки. Вопросы теории и практики - 2016 - № 5 (59): в 3-х ч. Ч. 3. - С. 193-195.
20. Ветчинова М.Н. Из истории использования технических и наглядных средств обучения на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2013. - № 11. - С. 61 - 66.
21. Данилина, Е.К. Aнализ опыта внедрения мобильных технологий для обучения иностранному языку на университетском уровне в России и за рубежом // Общество: социология, психология, педагогика - 2018 - №4
22. Старицына О.A. Клиповое мышление как условие успешности
GUZ Julia Alekseevna and others EDUCATIONAL POTENTIAL OF SOCIAL ..
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.
2021. T. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
информационных войн // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 335-339.
23. Habinskaya A.A. Characteristics of cybersocialization of the digital generation //Humanitarian Balkan Research. 2019. Т. 3. № 3 (5). С. 55-57.
24. Кудрявцев, А.В. Мобильные устройства как средство визуализации лекционного материала // Вестник Чувашского гос. пед. ун-та им. И. Я. Яковлева. - 2016. - №1. - С. 108-114.
Статья поступила в редакцию 13.07.2020 Статья принята к публикации 27.02.2021