Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ВЕБ 2.0 ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ'

ПРИМЕНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ВЕБ 2.0 ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
795
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ / TEACHING FOREIGN LANGUAGES AT THE UNIVERSITY / НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК / GERMAN LANGUAGE / ТЕХНОЛОГИИ ВЕБ 2.0 / МУЛЬТИМЕДИЙНОСТЬ / MULTIMEDIA / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ БЛОГ / EDUCATIONAL BLOG / WEB 2.0 TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Залова И.М.

В статье излагается опыт применения социальных сервисов и служб Веб 2.0 в преподавании иностранного языка в вузе. Автор знакомит с содержанием методических приемов использования веб-пространства на занятиях по немецкому языку в рамках одного модуля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of social Web 2.0 services in teaching foreign languages at the University

The article analyses the use of social Web 2.0 services in teaching foreign languages at the University. The author exemplifies the content of teaching methods of using web space at the lessons of German language on the basis of one module.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ВЕБ 2.0 ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ»

УДК 372.881.111.22 И.М. Залова

Применение образовательных Веб 2.0 технологий в преподавании иностранного

языка в вузе

Дагестанский государственный университет; sindira1970@mail.ru

В статье излагается опыт применения социальных сервисов и служб Веб 2.0 в преподавании иностранного языка в вузе. Автор знакомит с содержанием методических приемов использования веб-пространства на занятиях по немецкому языку в рамках одного модуля.

Ключевые слова: обучение иностранному языку в вузе, немецкий язык, технологии Веб 2.0, мультимедийность, образовательный блог.

Применение технологий Веб 2.0 (Web 2.0) является одним из способов использования информационных компьютерных технологий (ИКТ) на занятиях по иностранному языку. Традиционные педагогические технологии сегодня уже не обеспечивают полного усвоения все возрастающего объема информации, а быстрое обновление учебного материала и необходимость овладения большим потоком информации требуют совершенно новых принципов и методов обучения.

Компьютерные технологии имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения, так как интегрируют аудиовизуальную информацию любых форм (текст, звук, графика, анимация и др.) [1]. Использование электронных форм учебно-методических материалов удобно и эффективно. Здесь следует отметить и прочие достоинства ИКТ: простота использования, доступность, интерактивность, мультимедий-ность, наглядность и безопасность. В этом отношении Веб 2.0 технологии обладают значительным потенциалом в формировании межкультурной компетенции будущих специалистов иностранного языка, а именно:

- в ускорении темпа занятий и повышении мотивации к изучению иностранных языков и культур благодаря наглядному представлению учебного материала и усилению его эмоциональной составляющей;

- в обеспечении эффективности самостоятельной работы, предоставляя каждому обучающемуся выбирать оптимальный способ и темп усвоения учебного материала;

- в умении организовать и вести дискуссии на профессиональные темы путем участия в сетевых сообществах, блогах и т. д.;

- в предоставлении оперативного доступа к интересующей информации [2].

Веб 2.0 - это платформа социальных сервисов и служб, позволяющая широкому кругу пользователей сети Интернет не только получать информацию, но и быть ее создателями и соавторами. Все материалы, с которыми работают обучающиеся, черпаются из сети Интернет. Основное преимущество Веб 2.0 технологий заключается в том, что они позволяют хранить данные на специально для этого предназначенных веб-сервисах, что обеспечивает их доступность [3].

В настоящей статье излагается опыт использования социальных сервисов и служб Веб 2.0 в преподавании немецкого языка студентам немецкого отделения факультета иностранных языков Дагестанского государственного университета.

Поскольку для преподавателя иностранного языка всегда интересен опыт применения той или иной методики, изложим вкратце содержание методических приемов использования ИКТ на занятиях по немецкому языку в рамках модуля «Mahlzeiten» (Еда). В нашем случае использование приведенных ниже видов заданий ориентировано на

уровень языковой компетенции В1 по Общеевропейской шкале уровней владения иностранными языками CEFR (Common European Framework of Reference) [4]. Информационной целью занятий явилось ознакомление студентов с многообразием современной немецкой кухни, традиционными продуктами питания и блюдами, а также культурой питания жителей современной Германии. Не менее важной целью занятий было развитие умения применять полученные навыки и умения в презентации традиционной дагестанской кухни.

В процессе работы в рамках модуля «Mahlzeiten» были использованы методические возможности некоторых наиболее популярных видов учебного сервиса: образовательного блога (blog), подкастинга (podcasting), вики (wiki), гугл-документов (Google-Docs). Перечисленные сервисы применялись для решения определенных учебных задач, а именно: совершенствования лексико-грамматических навыков и развития умений говорения, аудирования, чтения и письма.

Для обеспечения доступа студентов к специально отобранным современным аутентичным текстовым и аудиовизуальным языковым ресурсам при прохождении темы, а также для решения поставленных задач был создан образовательный блог. Блог (или сетевой дневник) является одним из самых распространенных социальных сервисов Веб 2.0 и представляет собой веб-пространство, ориентированное на организацию персонального информационного пространства пользователя в виде журнала [5]. В Интернете представлено большое количество веб-сервисов, позволяющих завести блог. Наиболее удобной нам представилась платформа Blogger с возможностью комментировать сообщения.

Знакомство с темой по традиции было начато с работы над тематическим текстом учебника, включающим анализ и усвоение лексико-грамматического материала. Затем для расширения словарного запаса по данной теме предлагалось усвоить дополнительный набор слов по теме из материалов наиболее известных немецких сетевых изданий, интегрировав их в блог через ссылки. При этом были использованы следующие он-лайн-ресурсы: интерактивные флеш-карточки, визуальный словарь по теме с подборкой картинок (www.de-online.ru), иллюстрированный текстовый материал на немецком языке «Die Küche Deutschlands» немецкоязычных сайтов, видеоподкасты «Essen und Trinken», «Die drei Hauptmahlzeiten in Deutschland» коллекций медиахранилища YouTube.

В Интернете существует разнообразная коллекция ресурсов, позволяющая разнообразить урок немецкого языка, дополнить страноведческую информацию учебника и таким образом обогатить занятия актуальными аспектами и новыми тематическими комплексами. В этом отношении особо следует упомянуть сайт Deutsche Welle («Немецкая волна»), материалами которого мы пользуемся в практике преподавания немецкого языка [6]. Среди них - серии уроков по разным темам, в т. ч. к теме «Mahlzeiten» под названием «So isst Deutschland - eine Unterrichtsreihe». Данная тема включает 5 частей: «Zu Besuch in Deutschlands Küchen», «Deutsche Sprache rund ums Essen», «Kochen in den Medien», «Bio boomt», «Essen für den kleinen Geldbeutel». Для работы над источниками можно самостоятельно подобрать подходящие и интересующие темы согласно языковому уровню и на усмотрение преподавателя. В ходе дальнейшей работы над тематическим модулем мы выбрали перечисленные ниже виды заданий.

После усвоения лексико-грамматического материала студенты ознакомились с текстовым файлом Beliebtes Nahrungsmittel Brot (популярный немецкий продукт - хлеб) сайта Deutsche Welle. Работа над текстом включала чтение, его перевод, работу над глоссарием с последующим заучиванием дефиниций ключевых слов, а также разбор на

занятии структуры статьи, а именно: происхождение слова «Brot», актуальность продукта, применение, ингредиенты, приготовление.

В последующем студенты получили задание найти материал и написать статью о каком-либо популярном национальном продукте Дагестана, опираясь на структуру предыдущей статьи. Было предложено осуществить поиск необходимой информации, объединившись в группы попарно. Чтобы эффективно организовать процесс работы с использованием ИКТ, преподавателем заранее должен был размещен в блоге список we^-страниц и других источников, которые должны помочь в решении вопроса (задачи).

В результате под контролем преподавателя были осуществлены несколько студенческих проектов, которые опубликованы в блоге при помощи сервиса GoogleDocs в виде красочного слайд-шоу, включающего как текстовый материал, так и иллюстрации. GoogleDocs представляет собой вполне качественный редактор, позволяющий производить все необходимые операции включая работу с таблицами, формулами, диаграммами, презентациями, рисунками. При этом решается проблема носителя информации, так как доступ к информации открывается с любого компьютера. Сервис позволяет авторизовать пользователей и ограничивать их круг. В режиме реального времени, находясь в разных местах, есть возможность работы над одним и тем же текстом. Кроме того, сервис является универсальным хранилищем файлов, истории их создания и редактирования, местом создания мини-библиотеки в рамках учебной программы. Сервис соединен и с другими средствами и инструментами Веб 2.0, он облегчает создание записей в блоге, поскольку сохраненный в формате веб-страницы документ можно автоматически опубликовать в блоге, что стирает границу между блогом и GoogleDocs.

На следующем этапе в ходе работы над темой студентам было предложено прослушать аутентичную аудиозапись сайта «Deutsche Welle» «So isst Deutschland» («Так едят немцы») о привычках в питании разных слоев населения Германии с последующим выполнением теста на понимание прослушанного. Такому виду работы предшествовало традиционное предварительное введение незнакомого для студентов глоссария для более полного воспроизведения содержания прослушанного с последующим совместным обсуждением ответов заданий и констатацией причин того или иного поведения в контексте культуры питания немцев. Данный вид задания представил интерес при отборе материала, так как позволил выйти на обсуждение культуры питания как самих студентов, так и членов их семей, что вызвало в группе живой интерес и бурное обсуждение.

Не меньший интерес вызвало задание самостоятельно ознакомиться с множеством кухонных приборов, с помощью которых немцы готовят еду. Необходимые материалы студенты нашли в блоге, где они были заблаговременно размещены. Студентам предлагалось озаглавить картинки на экране, дополняя слова отсутствующими частями сложных слов, размещенных справа от картинки. При этом учащиеся отработали языковые структуры, глаголы, используемые в немецком языке для образования таких слов, и описали принцип их построения. Например: Salat-, Eier-, Nuss-, Salz-, Korken-, Dosen- (-öffner, -streuer, -schleuder, -zieher, -schneider, -knacker) - der Dosenöffner - öffnen ^ Öffner; der Salzstreuer - streuen ^ Streuer; die Salatschleuder - schleudern ^ Schleuder; der Korkenzieher - ziehen ^ Zieher; der Eierschneider - schneiden ^ Schneider; der Nussknacker - knacken ^ Knacker.

Содержание следующего вида задания предлагало соотнести изображенные на экране картинки с соответствующими им описаниями и обратить внимание на конструкции таких предложений, как, например:

1. Die Springform ist ein runder Gegenstand zum Backen von Kuchen. Um den fertigen Kuchen herauszunehmen, löst man mit Hilfe eines Hebels den Rand von der Bodenplatte.

2. Das Waffeleisen ist ein elektronisches Gerät, das der Herstellung eines flachen, süßen Gebäckes dient. Ursprünglich bestand dieses Gerät aus zwei Platten, die man im Ofenfeuer erhitzte.

3. Das Nudelholz ist ein rollenförmiger Gegenstand, mit dem man Teig flach drücken kann. Dieser Gegenstand hat eine glatte Oberfläche und zwei Griffe. Er besteht oft aus Holz.

Konstruktion 1: «zum» + substantivierter Infinitiv (Bsp.: «zum Backen»).

Konstruktion 2: Relativsatz mit Prädikat «dient» (Bsp.: «Gerät, das der Herstellung ... dient»).

Konstruktion 3: Relativsatz mit vorangestellter Präposition (Bsp.: «Gegenstand, mit dem ...»).

На основе такого вида задания студенты попытались на занятии дать определения словам из предыдущего задания.

На этапе подготовки к собственной презентации, о которой пойдет речь ниже, группе было предложено ознакомиться на интернет-сайте www.deutschland-kocht.de с рецептами традиционной немецкой кухни, один из которых выносится для обсуждения на занятии: «Reibekuchen nach Omas Art mit Apfelmus». Внимание студентов было обращено на структуру предложений в текстах рецептов (в плане языка это использование объекта в аккузативе и глагола в инфинитиве в конце предложения), а также на комментарии, полученные автором рецепта.

Следует еще раз отметить, что все вышеперечисленные задания явились дополнением к основному материалу учебника и были размещены для самостоятельного ознакомления в блоге преподавателя.

Центральным моментом занятий явилась мультимедийная презентация собственного проекта - кулинарного шоу. Студенты разделились на несколько групп. Каждая группа презентовала одно из любимых блюд дагестанцев с помощью интерактивной доски. Защита проектов осуществлялась публично, на открытом занятии, а также была размещена в блоге. Для организации проектной деятельности в блоге были опубликованы ссылки по изучаемым темам для самостоятельной работы студентов и сбора ими информации. Блог оказался, таким образом, местом для реализации групповых проектов. Здесь следует особо подчеркнуть, что при выполнении последнего вида заданий студенты достигли необходимого уровня знаний и информации и показали свободное владение необходимым для этого языковым материалом.

На следующем этапе студентам предлагалось ознакомиться с немецкими устойчивыми выражениями из области еды. При этом в качестве иллюстрации были предложены ситуации использования этих выражений. Если значение их понятно, оно должно было быть сформулировано собственными словами. Если нет, то предлагалось самостоятельно найти их значение, используя интернет-ресурсы. В заключение студенты обменялись собственным опытом ситуаций использования данных фразеологизмов или в групповой работе создали забавные истории.

На завершающем этапе была предложена ассоциограмма с сайта Deutsche Welle, в которой отразились мнения представителей других наций о немецкой кухне. В ходе дискуссии выяснилось, что соответствует действительности, а что нет. Следует отметить, что данные выводы, требующие аргументации, могут быть сделаны студентами только на последнем этапе работы над модулем.

Перечисленные виды заданий явились лишь частью материала, который может быть использован в учебном процессе при обучении иностранному языку с помощью

Веб 2.0 технологий. Они позволили реализовать учебные цели на качественно новом уровне, а именно создать следующие примерные учебные проекты и слайд-шоу:

1. Популярные национальные (дагестанские) продукты (айран, халва, сушеное мясо, урбеч и др.).

2. Кулинарное шоу.

3. Сервировка стола.

4. Приготовление любимых национальных блюд.

Все проекты были размещены в нашем образовательном блоге в открытом доступе (http://salimijn-deutschblog.blogspot.ru/). Таким образом, у обучающихся появилась возможность творчески реализовать себя, развить коммуникативные навыки. Также сформировался собственный банк подкастов. На новое сообщение преподавателя или члена учебной группы было предложено дать комментарий на размещаемый контент, тем самым создался форум, т. е. общение между участниками учебного процесса, что способствовало формированию навыков письменной речи.

Презентации, подготовленные студентами в процессе работы над модулем «Mahlzeiten», были также размещены в wiki, в частности под рубрикой «Национальная (дагестанская) кухня». На страницах wiki возможно создание и совместное редактирование текстовых, видео- и фотоматериалов.

Разработанная совместно со студентами сетевая энциклопедия на основе социального сервиса wiki была использована в качестве информационного ресурса для размещения материалов о регионе (Дагестане) на немецком языке, для развития навыков чтения и письменной речи (http://reisezieldagestan.pbworks.eom/w/page/59097752/Reiseziel %20Dagestan).

Таким образом, опыт внедрения Веб 2.0 технологий в учебный процесс на факультете иностранных языков показал, что материал, основанный на интернет-ресурсах, перестроил студента на новый, более активный режим деятельности и способствовал максимальному проявлению творческих возможностей, создал предпосылки для успешного усвоения повышенных объемов информации. Нельзя не упомянуть также, что Веб 2.0 сервисы повысили интерес к учебным занятиям, позволили развить навыки чтения, говорения, аудирования, письма. Специально отобранные современные аутентичные текстовые и аудиовизуальные языковые ресурсы оптимизировали формирование коммуникативной компетенции и способствовали достижению развивающих и воспитательных целей. При этом использование компьютерных технологий не было основным средством подачи и усвоения материала, а лишь вспомогательным средством в осуществлении учебного процесса для быстрого и более эффективного достижения поставленных целей и задач.

Использование образовательного блога расширило рамки традиционной учебной аудитории, способствовало организации автономной работы студентов, что особенно важно в свете подписания Болонского соглашения по переходу российской высшей школы на систему бакалавриата и магистратуры.

Следует добавить, что данный веб-сервис приобретет особую ценность для преподавателей психологии, истории и обществоведения, русского языка и литературы, искусства и других дисциплин, т. к. Интернет предоставляет практически неограниченный доступ к соответствующим ресурсам.

Литература

1. Шульгина Е.М. Проектный подход в преподавании иностранных языков на современном этапе. - http://refoteka.ru/r-136935.html.

2. Ажель Ю.П. Использование технологий Веб 2.0 в преподавании иностранных языков // Молодой ученый (электронный научный журнал). - 2012. - № 6. - С. 369-371. -http://www.moluch.ru/archive/41/4967/.

3. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. - 2008. - № 6. - С. 3-10.

4. Европейская система уровней владения иностранным языком. - http://lenda-center.ru/evropeyskaya_shkala_yazy.

5. Филатова А.В. Оптимизация преподавания иностранных языков посредством блог-технологий для студентов языковых специальностей вузов. - дис. ... канд. пед. наук. - М., 2009. - С. 52-95.

6. http://www.dw.de/deutsch-lernen/unterrichtsreihen/s-972.

Поступила в редакцию 30 сентября 2013 г.

UDK 372.881.111.22

The use of social Web 2.0 services in teaching foreign languages at the University

I.M. Zalova

Dagestan State University; sindira1970@mail.ru

The article analyses the use of social Web 2.0 services in teaching foreign languages at the University. The author exemplifies the content of teaching methods of using web space at the lessons of German language on the basis of one module.

Keywords: teaching foreign languages at the university, German language, Web 2.0 technology, multimedia, educational blog.

Received September 30, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.