80 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
2. Машкина О.А. Образование как фактор инновационного развития КНР // Экономика образования. - 2011. - № 5. - С. 106.
3. Россия-Китай: образовательные реформы на рубеже XX-XXI вв.: Сравнительный анализ / Отв. ред. Н.Е. Боревская, В.П. Борисенков, Чжоу Сяомань. - М.: Дело, 2007. - 592 с.
4. Кречетников К.Г. Особенности высшего образования в Китае [Электронный ресурс] // Наука и образование в современном обществе. Материалы междун. науч.-практ. конф. - Смоленск: Новаленсо, 2015. - Ч. II. - С. 2931. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=23799254.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ работы СТУДЕНТОВ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ПОМОЩЬЮ WEB 2.0
© Магомедова М.М.*
Дагестанский государственный университет, г. Махачкала
В статье рассматриваются возможности использования сервисов Web 2.0 в процессе организации самостоятельной работы студентов на примере иностранного (французского) языка студентов 2 курса, обучающихся по направлениям «Лингвистика» Дагестанского государственного университета. Обосновывается эффективность и результативность внедрения сервисов Web 2.0 в педагогический процесс обучения иностранным языкам. В качестве основных инструментов Web 2.0 при организации самостоятельной работы по иностранному языку предлагается использование блог-технологий (преподавательский блог, блог студента, блог группы), сервисов listen-and-write, Prezi.
Ключевые слова информационно-обучающая среда, блог-технологии, обучение иностранному языку, организация самостоятельной работы студентов, Web 2.0, listen-and-write, Prezi.
В последние годы процесс информатизации и компьютеризации охватил все сферы нашего общества. Использование информационно -коммуникационных технологий стало неотъемлемым компонентом учебной программы любого образовательного учреждения. Стремительное развитие Интернета и усовершенствование цифровых устройств таких, как персональные компьютеры, планшеты и мобильные телефоны привело к тому, что они стали основным источником получения и хранения информации. Современные студенты не мыслят своей повседневной жизни без их постоянного использования. Задачей педагогов стало найти способы и инструменты, позво-
Доцент кафедры Французского языка, кандидат педагогических наук.
Педагогические науки
81
ляющие максимально задействовать потенциал этих устройств для обеспечения эффективности учебного процесса, а также для организации самостоятельной работы студентов.
Переосмысление традиционных образовательных технологий в контексте стремительно усиливающихся информационных потоков привело педагогов к принятию понятия «электронное обучение» - обучения с интерактивным и мультимедийным содержанием, основанным на применении Интернет-коммуникации и сетевого программного обеспечения. Преимуществами электронного обучения являются экономия ресурсов (как человеческих, так и материальных); возможность получения дистанционного образования (независимость от времени и пространства); оптимизация навыков самостоятельной работы; доступ к неограниченному объему информации, в т.ч. учебного характера; повышение мотивации к учебе за счет новизны. Использование компьютера в процессе обучения способствует реализации таких дидактических принципов, как системность, наглядность, доступность, индивидуализация и коммуникативная направленность. При этом отмечается наибольший потенциал применения информационных технологий в области решения таких методических проблем, как нелинейная подача информации, повышение самостоятельности и ответственности обучающихся, повышение уровня мотивации к изучаемому предмету.
Сегодня, когда наше общество, благодаря сети Интернет, имеет возможность устанавливать и расширять производственные, научные и академические контакты безотносительно времени и пространства, все большее значение и актуальность приобретает владение иностранным языком [4]. При этом подразумевается то, что иностранный язык уже давно является средством обучения. В связи с этим, становится возможным рассматривать отдельные аспекты учебного процесса через возможности их развития и формирования средствами иностранного языка. В современном образовании широко используется междисциплинарный подход, результатом применения которого является комплексное развитие необходимых будущему специалисту компетенций. В данном ключе мы видим большой потенциал в использовании информационных технологий на занятиях по иностранному языку для организации самостоятельной работы студентов.
В качестве материала исследования привлекались результаты обучения иностранному языку (французскому) студентов 2 курса Дагестанского Государственного Университета (ДГУ), обучающихся по направлениям «Лингвистика». Основными методами исследования было проведение опытноэкспериментального обучения, основанного на интеграции основных инструментов Web 2.0 (блог, сервис listen-and-write, сервис Prezi) в процесс организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку.
Информационно-обучающая среда вуза, являясь, с одной стороны, источником знаний, а с другой стороны, фактором, способствующим органи-
82 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
зации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, имеет, на наш взгляд, все педагогические условия, необходимые для самостоятельного приобретения и качественного усвоения необходимой учебной информации с целью ее успешного использования на занятиях по иностранному языку. Реализуя свою коммуникационно-тренинговую функцию, информационно-обучающая среда вуза способствует эффективному взаимодействию всех субъектов учебного процесса. Благодаря другим своим функциям, данная среда существенно повышает у обучающихся интерес к учебе посредством использования новых информационных технологий в учебном процессе, а также обеспечивает контроль и самоконтроль в процессе учебной деятельности.
Процесс организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку в условиях информационно-обучающей среды нацелен, по нашему мнению, на комплексное развитие информационной, учебной и иноязычной коммуникативной компетенций.
Интеграция технологий Web 2.0 в систему организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку требует переосмысления предлагаемые педагогами и методистами функции обучения и их новую интерпретацию в условиях информационно-обучающей среды. Интеграция служб и сервисов Web 2.0 необходима на всех этапах организации самостоятельной работы обучающихся на занятиях по иностранному языку в условиях информационно-обучающей среды. Нами было установлено, что их использование способствует эффективности данного процесса, т.к. инструменты Web 2.0 обладают такими характеристиками как доступность, социальность, интерактивность и безопасность. Использование служб и сервисов Web 2.0 в практике преподавания иностранных языков позволяет организовать единое учебное сетевое пространство, обеспечивает доступ к свободным и бесплатным электронным образовательным ресурсам, помогает организовать контроль и наблюдение за деятельностью всех участников сетевого взаимодействия, обеспечивает индивидуальное и совместное участие в создании, изменении и дополнении веб-ресурсов. С интеграцией Интернет-технологий в процесс подготовки современного специалиста происходит значительная стимуляция самостоятельной активности обучающихся, возрастает их мотивированность и независимость, что приводит к повышению самоконтроля в процессе изучения, «к стремлению познать и найти самому, а не получить, «порцию» нужной информации» [2].
В качестве основных инструментов Web 2.0 при организации самостоятельной работы по иностранному языку предлагается использование блог-технологий. В условиях современной образовательной парадигмы потенциал и возможности применения блог-технологий позволяют по-новому подойти к решению таких педагогических проблем, как: 1) организация общего информационного пространства преподавателей и студентов, которое
Педагогические науки
83
суммирует в себе все учебные документы и материалы; 2) обеспечение связи между всеми субъектами учебного процесса; 3) использование электронных лекций и конспектов; 4) проведение тестов и опросов, позволяющих выявить уровень знаний и ряда других проблем [3]. Преподавательский блог во время всего процесса обучения иностранному языку дает всем участникам обучения в условиях информационно-обучающей среды возможность публикации учебной информации (тематического плана, рейтинг-плана и т.п.), публикации домашнего задания, результатов контроля и оценки проделанной работы, проведения автоматизированных опросов, комментирования и обсуждения любого сообщения. Блог студента является платформой для реализации творческо-исследовательских проектов. Блог группы предполагает совместную деятельность преподавателя и обучающихся: создание общего информационного продукта, совместное обсуждение и оценивание.
Проведенное исследование, целью которого являлось проанализировать эффективность активного использования служб и сервисов Web 2.0 на занятиях по иностранному языку, показало значительное повышение у студентов уровня внешней и, что очень важно, внутренней мотивации к изучению иностранного языка. Был также отмечен рост показателей качества выполнения самостоятельной работы обучающимися, а также повышение уровня владения ими иностранным языком.
Самостоятельная работа студентов по иностранному языку, основанная на использовании инструментов Web 2.0, в условиях информационно-обучающей среды отличается рядом признаков, а именно: деятельность обучающегося высоко мотивирована; в ее основе наличествует познавательная или практическая задача или проблемный вопрос; отсутствует непосредственное вмешательство преподавателя в деятельность обучающегося; обучающиеся создают конечный информационный продукт как результат самостоятельной работы; обучающиеся проявляют самостоятельность и активность в процессе выполнения поставленных задач; обучающиеся владеют навыками самостоятельной работы; осуществляется управление и самоуправление самостоятельной познавательной и практической деятельностью обучающегося; обучающиеся стремятся к достижению успехов в учебно-профессиональной деятельности и имеют потребность в творческой самореализации.
В контексте внедрения сервисов Web 2.0 в процесс организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку необходимо соблюдение ряда общедидактических и методических принципов. В первую очередь, это принцип педагогической целесообразности применения в обучении средств новых информационных технологий. Большинство педагогов пришли к выводу о том, что целесообразность компьютеризации определяется мерой достижения педагогической, методической и экономической эффективности по сравнению с традиционными формами учебной работы. Имеется ввиду, что каждый педагог, собирающийся использовать современ-
84 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
ные информационные технологии в рамках своей дисциплины, должен, во-первых, знать методику их применения, во-вторых, иметь четкое методическое обоснование такой интеграции, в-третьих, уметь, при необходимости, изменять или адаптировать существующие методики и технологии применения информационных технологий с учетом специфики своего учебного курса. Организация самостоятельной работы студентов в условиях информационно-обучающей среды должна также основываться на принципе открытости, без которого невозможно успешное внедрение в этот процесс технологий Web 2.0. Реализация данного принципа предполагает наличие реальных ситуаций иноязычного общения. Инструментарий Web 2.0 вполне способствует созданию подобного рода ситуаций. С точки зрения методики, открытость современного образовательного пространства обеспечивает вариативность содержания обучения, возможность внесения изменений и/или уточнений в существующие образовательные программы, исходя из изменений, происходящих в мировом сообществе. По своим признакам информационно-обучающая среда является открытой не только для всего научного мира, но и для любого пользователя сети Интернет.
Одним из наиболее важных принципов обучения иностранному языку в информационно-обучающей среде вуза становится принцип обучения в сотрудничестве. Его реализация заключается в том, что способ решения, предлагаемый преподавателем, становится сомнительным, что побуждает студентов к самостоятельному поиску решения. Задачей современного преподавателя становится развить интерес у обучающихся к самостоятельному поиску и работе с информацией, развить положительную мотивацию к выполнению самостоятельной работы.
В данном контексте немаловажно отметить качественное изменение роли преподавателя. Переход системы российского образования к системе нелинейного учебного процесса, при которой студенту предоставляется возможность формирования индивидуального плана, привел к пересмотру роли преподавателя в учебном процессе в целом, и системе организации самостоятельной работы, в частности. Миссией преподавателя новой образовательной парадигмы стало понимание того, что необходимо не передавать знания, а стимулировать процесс их получения. Уход преподавателя от авторитарного стиля работы к демократическому обозначает переход от информационноконсультативной деятельности к управленческой инновационной [1]. Задачей современного педагога стало развитие у обучающегося способностей мыслить, выбирать, анализировать, критически относиться к информации, работать в команде. В этом ключе применение Интернет-технологий значительно способствует решению данной проблемы. При этом задачи современного вузовского преподавателя определяют его направляющую роль в процессе организации самостоятельной работы студентов, при этом ведущая роль отдается студенту, который становится субъектом своей учебной деятельности.
Педагогические науки
85
Таким образом, создание информационно-обучающей среды вуза является условием успешности самостоятельной работы студентов по иностранному языку, которая направлена на комплексное развитие информационной, учебной, иноязычной коммуникативной компетенций. Информационнообучающая среда обеспечивает доступность информационных ресурсов, предоставляет возможность самоорганизации всех субъектов образовательного процесса, а также возможность накапливать, сохранять и обмениваться информацией. Высокая результативность процесса организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку обеспечивается за счет интеграции в него учебных заданий, основанных на активном использовании служб и сервисов Web 2.0, а также соблюдении ряда актуализированных общедидактических и методических принципов обучения и смещения акцентов в роли преподавателя современного вуза.
Список литературы:
1. Дрон О.П. Организация самостоятельной работы студентов в процессе изучения дисциплин менеджмента в вузе: дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2007. - 205 с.
2. Титова С.В. Ресурсы и службы Интернета в преподавании иностранных языков. - М., 2003. - С. 40.
3. Шишковская Ю.В. Организация самостоятельной работы студентов на основе Интернет 2.0 в условиях информационно-обучающей среды (иностранный язык, технический вуз): автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Пятигорск, 2013. - 27 с.
4. Шишковская Ю.В. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции студентов посредством использования технологий Интернет 2.0 на занятиях по английскому языку // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2013. - Вып. 7 (135). - C. 135-138.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ
© Макарова Л.В.*
Выксунский филиал Национального исследовательского технологического университета «МИСиС», г. Выкса
Коммуникативные ситуации при обучении профессионально-ориентированному иностранному языку могут воплощаться как на рецептив-
Заведующий кафедрой Гуманитарных и социально-экономических дисциплин, кандидат педагогических наук, доцент.