УДК 378.02:37.016
Ю. В. Шишковская
РАЗВИТИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ИНТЕРНЕТ 2.0 НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Рассматриваются способы развития иноязычной коммуникативной компетенции через комплексное развитие ее компонентов: языковой, речевой и социокультурной субкомпетенций. Автор предлагает различные пути использования служб и сервисов Интернет 2.0 при организации самостоятельной работы студентов на занятиях по английскому языку.
Ключевые слова: иноязычная коммуникативная компетенция, Интернет 2.0, блог, английский язык.
Основными ориентирами в области преподавания иностранных языков мы видим развитие языковой личности, способной к самостоятельному изучению языка и культуры, владеющей технологиями оперирования большими объемами иноязычной информации. Для воспитания такого специалиста необходимы: пересмотр содержания обучения иностранным языкам на предмет его модернизации и обновления материала, предназначенного для самостоятельного усвоения; разработка новых методических технологий и систем, направленных на усовершенствование организации самостоятельной работы студентов; развитие и внедрение разнообразных форм самостоятельной работы, основанных на использовании современных образовательных технологий.
Интернет 2.0, являясь по своей сути определенной платформой, объединяющей различных людей в сетевые сообщества по интересам, выходит за узкоспециализированные рамки компьютерных наук. Педагогами отмечается, что благодаря таким дидактическим свойствам, как интерактивность, креативность, доступность и социальность, технологии Интернет 2.0 привели к появлению новых форм организации обучения - созданию учебных сетевых сообществ, которые, в свою очередь, стали неотъемлемой частью информационно-обучающей среды [1]. Сервисы Интернет 2.0., или социальные сетевые сервисы, явились, по сути, новой формой для хранения знаний и инструментом, облегчающим управление этими знаниями и их использование. Сегодня, когда наше общество благодаря сети Интернет имеет возможность устанавливать и расширять производственные, научные и академические контакты безотносительно времени и пространства, все большее значение и актуальность приобретает владение иностранным языком. В данном ключе мы видим большой потенциал использования информационных технологий на занятиях по иностранному языку для развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов в рамках организации самостоятельной работы.
С развитием компьютерных технологий у сообществ обмена знаниями появляются новые формы
для хранения знаний и новые программные сервисы, облегчающие управление знаниями и использование этих знаний новичками, находящимися на периферии сообщества. С. Даунис выделяет ряд тенденций, явившихся предпосылками возникновения системы образования нового поколения [2]. По его мнению, современное поколение людей использует Интернет на новом уровне в силу того, что они родились, когда Интернет уже существовал, поэтому он воспринимается ими как естественное качество. Сегодняшние студенты обращаются с фотографиями, видео и звуками, так же как и с текстом, умеют работать с множеством источников одновременно, они готовы создавать свои собственные источники информации и перерабатывать существующие сетевые источники. Поэтому педагогам необходимо признать тот факт, что на смену конструктивизму, в котором перед обучающимся ставились задачи, которые имели для него смысл, приходит коннективизм, который требует от обучающихся самостоятельного поиска смысла в многообразии фактов. П. В. Сысоев выделяет следующие преимущества использования Интернета 2.0 в современной педагогике [3]:
- эффективность социальных сетевых сервисов: упрощение поиска необходимой информации по ключевым словам;
- возможность создания личной зоны: на своем сайте можно выкладывать любую информацию -текстовую, графическую, аудио-, видеоматериалы и т. п.;
- простота использования сервисов: от пользователя не требуется умения программирования, работу упрощает наличие готовых шаблонов и платформ для составления различного рода заданий;
- возможность принятия участия в создании и дополнении веб-ресурсов: пользователь имеет возможность не только использовать имеющиеся в Интернете ресурсы, но и самостоятельно их дополнять, обновлять и корректировать.
В условиях современной образовательной парадигмы потенциал и возможности применения блог-технологий позволяют по-новому подойти к решению таких, например, педагогических проблем:
- организация общего информационного пространства преподавателей и студентов, которое суммирует в себе все учебные документы и материалы;
- обеспечение связи между всеми субъектами учебного процесса;
- использование электронных лекций и конспектов;
- проведение тестов и опросов, позволяющих выявить уровень знаний и ряда других проблем.
Рассмотрим способы интеграции сервисов Интернет 2.0 в процесс преподавания английского языка студентам высшей школы. Сервисы Интернет 2.0, или социальные сетевые сервисы - современные средства, сетевое программное обеспечение, пользование которыми подразумевает групповые взаимодействия. Социальные сервисы приобретают в педагогической практике следующие функции:
1. Использование открытых, свободных и бесплатных электронных ресурсов. В Интернет-пространстве происходит постоянный обмен знаниями различных сетевых сообществ. Таким образом, огромное количество материалов, в том числе и учебных, оказывается в сетевом доступе.
2. Формирование собственного сетевого контента. Использование новых социальных сервисов делает процесс создания сетевого учебного содержания довольно доступным. У участников педагогического процесса появляется возможность не только получать доступ к информации, но и самому участвовать в ее создании.
3. Оптимизация самостоятельной работы студентов за счет оперативного доступа к мировым информационным ресурсам, в том числе иноязычного характера.
4. Наблюдение и контроль за деятельностью участников сетевого процесса. Социальные сервисы находятся в свободном сетевом доступе, что создает благоприятные условия для сотрудничества и взаимодействия различных Интернет-сообществ в целом, преподавателя и студентов в частности.
5. Развитие личностных качеств. Общение в социальных сетях значительно расширяет горизонты нашего общения. Участниками такого взаимодействия могут быть люди незнакомой нам ранее культуры. Важно развить способность посмотреть на событие с другой точки зрения, способность понять позицию другого человека. При этом участнику необходимо уметь критически оценивать свою деятельность.
6. Освоение децентрализованных моделей обучения. Использование социальных ресурсов не требует синхронного присутствия участников сетевого общения в одном и том же месте в одно и то же время.
Учитывая цель данной статьи, представим сервисы Интернет 2.0, способствующие развитию и
формированию иноязычной коммуникативной компетенции. Ключевым сервисом Интернет второго поколения является блоггинг. Наиболее полная типология учебных блогов была представлена А. В. Филатовой [4], в которой автор классифицировала блоги по нескольким критериям: авторский состав блога (преподавательский, студенческий, коллективный блоги); тип мультимедиа (текстовый, подкаст, фотоблог, видеоблог, мультимедийный блог); форма (макроблог, микроблог); степень интегрированности в учебный процесс (основной, поддерживающий); предоставление права участвовать в дискуссиях и публиковать сообщения (открытый, закрытый). Имея довольно многообразную классификацию, блоги, тем не менее, обладают рядом устойчивых характеристик. А. В. Филатова отмечает такие неизменные свойства блогов, как их социальность, личностный характер, возможность общения в асинхронном режиме. Направления использования блог-технологий в процессе обучения требуют учета таких факторов, как специальность, характер аудитории, количество часов, возраст обучаемых, вид занятия, предполагаемый результат.
Для организации самостоятельной работы студентов приоритет отдается преподавательскому блогу, содержание которого определяется только самим преподавателем [5]. Преподавательский блог на протяжении всего процесса обучения иностранному языку дает участникам учебного процесса следующие функциональные возможности: публикацию учебной информации (тематического плана, рейтинг-плана и т. п.), домашнего задания, результатов контроля и оценки проделанной работы; проведение опросов с последующей автоматической публикацией результатов; комментирование любого поста (сообщения). К одному из преимуществ использования блога относится возможность публикации информации в разных форматах (текст, видео, аудио, графика и т. п.). Необходимо отметить, что интеграция блог-технологий в образовательный процесс ставит перед преподавателем выполнение ряда определенных действий [6]: четкое методическое обоснование использования блога; дублирование всех учебных материалов, размещенных в блоге, в электронной или печатной форме; составление для студентов календарного графика публикации заданий в блоге; знакомство студентов с особенностями компьютерной коммуникации в блогосфере; постоянное обновление блога; своевременный анализ и оценка результатов деятельности обучающихся. Перечисленные действия подчеркивают переход от традиционной роли преподавателя как «хранителя информации» к роли помощника и советника, что является актуальным аспектом реализации ФГОС-3.
Блог студента и блог группы - это платформа для публикации домашних заданий, а также самостоятельный информационный продукт. Для создания такого информационного продукта обучающийся должен: определить цель и тематику блога; обозначить задачи, необходимые для достижения поставленной цели; найти, проанализировать и структурировать информацию, используя необходимые для решения поставленных задач социальные сервисы Интернет 2.0 и инструменты блога; создать блог, наполнив его необходимыми средствами мультимедиа, позволяющими наиболее полно и эффективно отразить заявленную тематику; следуя критериям, оценить свой блог, внести по необходимости изменения; обеспечить доступ к блогу, определив характер открытости блога; обсудить результат с участниками учебного сообщества; внести необходимые изменения, опираясь на результаты обсуждения. Таким образом, процесс создания блога предполагает наличие у обучающихся навыков и умений работы с иноязычной информацией, готовности и способности к выполнению самостоятельной работы на иностранном языке, толерантности, рефлексии и критического мышления.
Использование других служб и сервисов Интернет 2.0 на занятиях по английскому языку способствует развитию и формированию всех видов иноязычной речевой деятельности. Для развития навыков чтения мы рекомендуем использовать сервис «Средства для хранения закладок», Генератор слов '^М1е; блоги. Навыки аудирования развиваются посредством работы с хранилищами подкастов. Развитие навыков письменной речи студентов происходит при публикации комментариев на преподавательском блоге, создании собственного тематического блога, общении с виртуальным со-
беседником - ботом, совместной работе по написанию эссе на платформе Документы Google. Речепроизносительные навыки студентов мы предлагаем развивать и оценивать в ходе создания подкастов по теме, которые впоследствии публикуются в Интернете на сайте хранилища подкастов и на преподавательском блоге для оценивания и открытого голосования.
Развитие иноязычной коммуникативной компетенции предполагает развитие не только ее языковой и речевой составляющих. Нельзя не учитывать необходимость развития и другого ее компонента
- социокультурной субкомпетенции. Важность социокультурной субкомпетенции заключается в формировании таких качеств личности, как рефлексия и критическое мышление (изучая культуру другого народа, обучающийся невольно сравнивает ее со своей собственной, анализирует, обсуждает с другими субъектами учебного процесса и т. п.), толерантность (воспитывается чувство уважительного отношения к реалиям другой культуры); возрастает мотивация (получая некий объем знаний, обучающийся стремится к его увеличению). Социальные сервисы и службы Интернет 2.0 способствуют расширению кругозора в отношении изучения иноязычной культуры, дают неограниченный доступ к любой аутентичной информации.
В заключение отметим, что одним их условий, способствующих эффективности процесса развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов на занятиях по английскому языку, мы видим интеграцию технологий Интернет 2.0. При этом, как показали наши исследования, иностранный язык может являться не только предметом изучения, но и средством развития других компетенций, необходимых современному специалисту, -информационной и учебной.
Список литературы
1. Митрофанов К. Г., Зайцева О. В. Применение инновационных компьютерных технологий в сфере образования: основные аспекты и тенденции // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 10 (88). С. 64-68.
2. Downes, S. E-learning 2.0, ELearn Magazine October 16, 2005. URL: http://elearnmag.org/subpage.cfm?section=articles&article=29-1
3. Сысоев П. В., Евстигнеев М. Н. Технологии Веб 2.0 в создании виртуальной образовательный среды для изучения иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2009. № 3. С. 26-31.
4. Филатова А. В. Оптимизация преподавания иностранных языков посредством блог-технологий: для студентов языковых специальностей вузов: дис. ... канд. пед. наук. М., 2009. 197 с.
5. Киселева А. А., Стародубцев В. А. Роль Интернета в становлении персональной образовательной сферы преподавателей // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 10 (88). С. 32-34.
6. Титова С. В. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном образовании: теория и практика: пос. для студ. и аспир. язык. фак-тов ун-тов и вузов. М., 2009. 240 с.
Шишковская Ю. В., ст. преподаватель.
Национальный исследовательский Томский политехнический университет.
Пр. Ленина, З0, Томск, Россия, бЗ4050.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 27.02.2013.
— 1З7 —
Y. V Shishkovskaya
THE DEVELOPMENT OF FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS BY MEANS OF WEB 2.0
TECHNOLOGIES AT ENGLISH LESSONS
The article deals with the development of foreign language communicative competence through the comprehensive development of its components: linguistic, strategic and sociocultural. The author suggests various ways to use Internet 2.0 services in the organization of independent work of students in English classes.
Key words: foreign language communicative competence, Web 2.0, a blog, English.
National Research Tomsk Polytechnic University.
Pr. Lenina, 30, Tomsk, Russia, 634050.
E-mail: [email protected]