УДК 378.02
АЛГОРИТМ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ ГОВОРЕНИЯ И АУДИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ УЧЕБНЫХ ПОДКАСТОВ
© Анна Геннадьевна Соломатина
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры теории и практики преподавания английского языка, e-mail: [email protected]
Статья посвящена вопросу разработки технологии развития умений говорения и аудирования учащихся посредством учебных подкастов. Автор предлагает алгоритм, состоящий из трех этапов и одиннадцати шагов.
Ключевые слова: ИКТ; подкаст; коммуникативная компетенция; Веб 2.0
Социальный сервис подкастов является одним из сервисов Веб 2.0, который можно использовать в обучении иностранному языку для развития умений говорения и аудирования. На современном этапе развития методики обучения иностранным языкам существует целый цикл работ, в которых учеными предлагаются различные алгоритмы и технологии использования социальных сервисов Веб 2.0 и интернет-ресурсов с целью формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся во всем многообразии ее компонентов [1-11]. Необходимо отметить, что изо всех перечисленных ученых только П.В. Сысоев и М.Н. Евстигнеев в своих работах предлагали технологии развития речевых умений посредством социального сервиса подкастов [7]. В этой связи видится целесообразным провести анализ работ, посвященных использованию различных сервисов Веб 2.0 в обучении иностранному языку, а потом предложить наш алгоритм развития умений говорения и аудирования посредством учебных подкастов.
Прежде всего, определим основные понятия статьи. Под алгоритмом мы понимаем набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата решения задачи за конечное время.
Существенный вклад в развитие методики обучения иностранным языкам на основе интернет-технологий внесла Е.С. Полат [4]. В своих работах она предлагала следующие этапы организации проектной деятельности учащихся в школе:
- начинать нужно с выбора темы проекта, его типа, количества участников;
- учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики;
- далее следует распределить задачи по группам, обсудить возможные методы исследования, поиск информации, творческие решения;
- организовать самостоятельную работу участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам;
- провести текущие обсуждения полученных данных в группах;
- провести защиту проектов, оппонирование [4].
Этапы реализации проектной деятельности Е.С. Полат носят общедидактический характер и могут быть использованы для реализации проекта любого типа, включая и интернет-проект. Основываясь на педагогической технологии «обучение в сотрудничестве», Е.С. Полат уделяет особое внимание совместной коллективной работе учащихся. В отличие от других авторов у Е.С. Полат достаточно подробно описан подготовительный этап, где каждый шаг учащегося организован учителем, который также осуществляет промежуточный контроль.
Интерес для анализа представляют проекты культуроведческой направленности продолжительностью в 1 семестр или 1 год. С точки зрения авторов курса культуроведе-ния США В.В. Сафоновой и П.В. Сысоева [12, 13], работа над культуроведческими проектами может проходить в несколько этапов:
- ввод в проектную деятельность: ознакомление школьников с возможностью
участвовать в предлагаемых проектах и обсуждение их;
- планирование работы над проектом: обсуждение цели и содержания проекта; прогнозирование объема работ и т. д.;
- подготовка материалов на английском языке с привлечением материалов на русском языке, помогающих в дальнейшем сбору и систематизации информации (писем-запросов, анкет и т. д.);
- выполнение проекта во внеучебное время;
- подготовка к организации выставки и устной презентации проекта, а также их обсуждение;
- устная презентация проекта и ответы на вопросы;
- оценка работы по проекту [9, с. 76-77].
Отличительной чертой данных проектов является то, что большая часть работы выполняется во внеаудиторное время и ак-
цент ставится именно на самостоятельную деятельность учащихся. Роль учителя является ключевой на начальном и заключительном этапах, тогда как ученикам предоставляется относительная автономность на промежуточных этапах работы над проектом.
В своей работе П.В. Сысоев и М.Н. Евстигнеев [7] предложили методику развития умений говорения и аудирования посредством социального сервиса подкастов. Методика включает в себя пять основных шагов (табл. 1).
В связи с тем, что при работе с подкастами обучающимся необходимо будет просматривать подкасты одногруппников и делать комментарии на страничках индивидуальных подкастов каждого обучающегося, необходимо рассмотреть алгоритмы развития видов речевой деятельности посредством учебных интернет-блогов.
Методика развития умений говорения и аудирования посредством социального сервиса подкастов пошагово
Таблица 1
Шаг Описание
Шаг 1. Создание учителем страницы подкастов по определенной теме для учеников Используя социальный сервис ро<Юта11с (www.podomatic.com), учитель может создать отдельную страницу для своей группы учащихся. На этой странице дается описание задания или проекта, чтобы всем посетителям сайта было ясно, чему посвящены размещенные подкасты (тематика) и кто является их создателем (учащиеся каких классов). Рекомендуется, чтобы учитель сам создал один общий подкаст длительностью в 1-2 минуты, в котором на иностранном языке объяснил задание и представил участников проекта - своих учеников
Шаг 2. Создание текста подкаста Учащимся предлагается подготовить текст выступления. В начале текста каждому ученику необходимо представить себя, указать свой возраст, место проживания и учебы. Дальше подкаст должен быть посвящен выбранной тематике. При выполнении этого шага учащиеся развивают еще и умения письменной речи - в зависимости от цели создают тексты описательного, аргумента-тивного, контрастивно-сопоставительного характера. Учителю необходимо помочь учащимся подготовить грамматически и лексически грамотный текст
Шаг 3. Запись подкаста Используя сетевое программное обеспечение, доступное на сервисе podOmatic (www.podomatic.com), учащиеся могут записать свое выступление. Программа позволяет записывать выступление столько раз, сколько необходимо, пока ученик не удовлетворится качеством выступления. Только после этого подкаст будет сохранен в сети и станет доступным всем пользователям сети Интернет
Шаг 4. Прослушивание (просмотр) подкастов учащихся Это особый шаг, которому следует уделить особое внимание и время. Каждый из созданных учащимися подкастов должен быть внимательно прослушан на уроке учителем и одноклассниками. Во время прослушивания одноклассники могут выполнять соответствующие задания в зависимости от тематики и проблематики подкастов. После того, как подкаст будет прослушан, необходимо выделить время для обсуждения учащимися и учителем содержания подкаста.
Шаг 5. Переход к следующему заданию на развитие других видов речевой деятельности После прослушивания серии подкастов, созданных учениками, учащимся может быть предложено разыграть диалоги или написать письменную работу, основанную на тематике и проблематике подкастов
Изучив позиции ученых [8-11] и приняв их во внимание, мы выявили как достоинства, так и некоторые проблемные аспекты в предложенных ими алгоритмах использования интернет-ресурсов и сервисов Веб 2.0 в обучении иностранным языкам. Обозначим основные компоненты, которые должны обязательно найти отражение в разработке нашего алгоритма развития умений говорения и аудирования обучающихся посредством учебных подкастов.
1. Наличие вводного этапа - этапа по-
гружения в обучение посредством учебного подкаста. Целью данного этапа является знакомство обучающихся с особенностями использования интернет-технологий, в частности подкастов, в процессе обучения иностранному языку и коммуникации посредством данных технологий. Кроме того, во многих алгоритмах присутствует этап создания собственных работ обучающихся по модели, предлагаемой преподавателем. Важность
вводного этапа не вызывает сомнений, т. к. у обучающихся должно сложиться четкое понимание цели и задач обучения иностранному языку посредством учебных подкастов.
2. Знакомство со шкалами оценки на вводном этапе обучения. Это позволит обучающимся четко понимать, как будет оцениваться их деятельность во время и после обучения.
3. Возможность обсуждения и корректировки текста подкаста до записи и размещения на сервисе подкастов. Нередко обучающиеся испытывают трудности в подготовке монологических высказываний на иностранном языке. Данные трудности могут привести к понижению мотивации и желанию принимать участие в обучении языку посредством интернет-технологий. В этой связи представляется необходимым включить в алгоритм обучения шаг, в рамках которого была бы организована работа обучающихся над текстами подкастов.
4. Наличие заданий на обеспечение «обратной связи» между автором подкаста и аудиторией. После размещения подкаста на своей персональной страничке каждый из обучающихся приглашает своих одногруппников просмотреть его подкаст и разместить свои комментарии по содержанию подкаста на внутреннем блоге страницы. В зависимости от установки комментарии могут касать-
ся как содержания подкаста, так и структуры монологического высказывания, лексической, грамматической, фонологической корректности и т. п.
5. Постоянный мониторинг деятельности обучающихся со стороны учителя. Роль учителя во время групповой работы обучающихся в классе и обсуждения подкастов одногруппников заключается в осуществлении контроля за учебной деятельностью обучающихся.
Принимая во внимание позиции ученых и вышеперечисленные положения, а также специфику работы с социальным сервисом подкастов, в данном исследовании мы предлагаем свой алгоритм развития умений говорения и аудирования студентов посредством учебных подкастов, состоящий из 3 этапов и 11 шагов.
Этап I. Установочный.
Шаг 1. Установка и планирование работы. Преподаватель объясняет студентам цель и задачи проекта, знакомит студентов с платформой социального сервиса подкастов, на которой будет происходить размещение подкастов студентов и сетевое их взаимодействие, знакомит студентов с критериями оценки их участия в учебной деятельности.
Шаг 2. Знакомство с правилами размещения подкастов на сервисе подкастов и с правилами размещения комментариев для организации интернет-дискуссии.
Шаг 3. Создание учителем страницы подкастов по определенной теме для учеников. Используя социальный сервис podOmatic (www.podomatic.com), учитель может создать отдельную страницу для своей группы учащихся. На этой странице дается описание задания или проекта, чтобы всем посетителям сайта было ясно, чему посвящены размещенные подкасты (тематика) и кто является их создателем (учащиеся каких классов). Рекомендуется, чтобы учитель сам создал один общий подкаст длительностью в 1-2 минуты, в котором на иностранном языке объяснил задание и представил участников проекта - своих учеников.
Этап II. Процессуальный.
Шаг 4. Создание учащимися текста подкаста. Учащимся предлагается подготовить текст выступления. В начале текста каждому ученику необходимо представить себя, указать свой возраст, место проживания и
учебы. Дальше подкаст должен быть посвящен выбранной тематике. При выполнении этого шага учащиеся развивают еще и умения письменной речи - в зависимости от цели создают тексты описательного, аргумен-тативного, контрастивно-сопоставительного характера. Учителю необходимо помочь учащимся подготовить грамматически и лексически грамотный текст.
Шаг 5. Обсуждение и внесение изменений в текст подкаста. Учащиеся разбиваются на мини группы по 3-4 человека. Каждый ученик должен ознакомить одноклассников и учителя с текстом своего предстоящего подкаста, внося необходимые изменения и корректировки.
Шаг 6. Запись подкаста. Используя сетевое программное обеспечение, доступное на сервисе podOmatic (www.podomatic.com), учащиеся могут записать свое выступление. Программа позволяет записывать выступление столько раз, сколько необходимо, пока ученик не удовлетворится качеством выступления. Только после этого подкаст будет сохранен в сети и станет доступным всем пользователям сети Интернет.
Шаг 7. Прослушивание (просмотр) подкастов учащихся. Это особый шаг, которому следует уделить особое внимание и время. Каждый из созданных учащимися подкастов должен быть внимательно прослушан или просмотрен учащимися и учите -лем во внеаудиторное время.
Шаг 8. Сетевое обсуждение подкастов. После прослушивания подкаста каждого ученика всем учащихся предлагается принять участие в сетевом обсуждении подкастов. Учащимся может быть дана установка: просмотрите или прослушайте подкаст и разместите в зоне «комментарии» свои краткие отзывы и комментарии по содержанию и/или структуре подкаста.
Шаг 9. Обсуждение подкастов в классе. После сетевого обсуждения учащимся предлагается принять участие в общей дискуссии и обсудить понравившиеся подкасты.
Этап III. Оценочный.
Шаг 10. Оценка. Преподаватель оценивает участие каждой группы студентов в проектной деятельности по разработанной шкале.
Шаг 11. Самооценка. После обсуждения подкастов каждый студент сам оценива-
ет свое участие в проекте по предлагаемой шкале.
1. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0 в создании виртуальной образовательный среды для изучения иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2009. № 3. С. 26-31.
2. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку на основе новых информационно -коммуникационных Интернет-технологий. М., 2010.
3. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2008. № 6. С. 1-10.
4. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2001. № 2.
5. Павельева Т.Ю. Коммуникативно-речевые умения, развиваемые на основе социального сервиса блогов // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2009. Вып. 10 (78). С. 245-248.
6. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Использование новых учебных Интернет-технологий в обучении иностранному языку (на материале культуроведения США) // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2008. Вып. 2 (58). С. 363-371.
7. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0: Социальный сервис подкастов в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 6. С. 8-11.
8. Петрищева Н.С. Алгоритм формирования социокультурной компетенции студентов специальности «Юриспруденция» посредством учебных Интернет-проектов // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. Вып. 10 (90). С. 3440.
9. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0: Социальный сервис блогов в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 4. С. 12-18.
10. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0: Социальный сервис вики в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 5. С. 2-8.
11. Сысоев П.В. Евстигнеев М.Н. Учебные Интернет-ресурсы в системе языковой подготовки учащихся // Иностранные языки в школе. 2008. № 8. С. 11-15.
12. Сафонова В.В., Сысоев П.В. Элективный курс по культуроведению США в системе профильного обучения английскому языку // Иностранные языки в школе. 2005. № 2. С. 7-16.
13. Сафонова В.В., Сысоев П.В. Английский
язык. Элективные курсы. Культуроведение Поступила в редакцию 18.01.2011 г.
Великобритании. Культуроведение США:
10-11 классы. М., 2007.
UDC 378.02
METHODS OF DEVELOPING SPEAKING AND LISTENING COMPREHENSION SKILLS VIA PODCASTS Anna Gennadyevna Solomatina, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Post-graduate Student of Theory and Practice of English Language Teaching Department, e-mail: [email protected]
The paper addresses the issue of the development of speaking and listening comprehension skills via foreign language podcasts. The author proposes an algorithm, consisting of three stages and eleven steps.
Key words: ICT; podcasts; communicative competence; Web 2.0.