УДК 378
УЧЕБНЫЕ ПОДКАСТЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ ГОВОРЕНИЯ И АУДИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ
© Анна Геннадьевна Соломатина
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры теории и практики преподавания английского языка, e-mail: [email protected]
Данная статья посвящена вопросу развития умений говорения и аудирования учащихся посредством учебных подкастов. В ней автор дает определение термину «учебные подкасты»; описывает характеристики социального сервиса подкастов; выявляет методические возможности учебных подкастов; разрабатывает номенклатуру умений говорения и аудирования, развиваемых посредством учебных подкастов.
Ключевые слова: Веб 2.0; подкасты; подкасты в обучении иностранному языку; учебные подкасты.
Подкаст (от английского «podcast») -это вид социального сервиса Интернета нового поколения Веб 2.0, позволяющий пользователям сети Интернет прослушивать, просматривать, создавать и распространять аудио- и видеопередачи во всемирной сети [1, 2]. В отличие от обычного телевидения или радио подкаст позволяет прослушивать аудио-файлы и просматривать видеопередачи не в прямом эфире, а в любое удобное для пользователя время. Все, что необходимо, - это скачать выбранный файл на свой компьютер. Социальный сервис подкастов позволяет пользователям сети как прослушивать или просматривать уже размещенные ранее подкасты, так и создавать свои собственные подкасты на любые темы. По длительности подкасты могут быть от нескольких минут до нескольких часов. В сети Интернет можно встретить как аутентичные подкасты, созданные для носителей языка (например, новости BBC), так и учебные подкасты, созданные для учебных целей
[1, 3].
Социальный сервис подкастов имеет свои характеристики, которые необходимо учитывать при разработке методики обучения иностранному языку на основе подкастов. К данным характеристикам относятся:
1) возможность размещения в сети Интернет на сервисе подкастов личных подкастов пользователей;
2) возможность создания на сервисе подкастов личной зоны каждым автором подкаста. Личная зона каждого автора подкаста необходима для организации сетевого обсуждения содержания подкаста;
3) возможность организации сетевого обсуждения содержания подкаста в личной зоне пользователя сервиса посредством микроблога или веб-форума;
4) создание и модерация личной зоны осуществляется автором подкаста;
5) размещение сообщений при организации сетевого обсуждения содержания подкаста осуществляется хронологически (как в блоге или на форуме). Пользователи не могут вносить изменения в размещенные сообщения;
6) доступность. Опубликованный на сервере подкаст может быть просмотрен / прослушан любым зарегистрированным пользователем сервиса.
Социальный сервис подкастов можно использовать для развития аудитивных умений учащихся. В сети Интернет существуют специальные серверы подкастов. Наиболее эффективный способ найти необходимый подкаст - обратиться к директории подкастов, выбрать интересующую категорию и просмотреть список подкастов, доступных к скачиванию. Для изучающих английский язык директория подкастов размещена по адресу www.podomatic.com,www.bbc.co.uk. Для изучающих немецкий язык - www. podcast.de, для изучающих французский язык -www.worldlanguagespodcasting .com/wlangp/ french.php.
На данных серверах размещаются подкасты, созданные носителями языка не для учебных целей. Такие подкасты могут быть использованы для развития аудитивных умений учащихся. В своем исследовании П.В. Сысоев и М.Н. Евстигнеев предложили методику развития аудитивных умений посредством социального сервиса подкастов [1, 3].
Таблица 1
Характеристики социального сервиса подкастов и методические возможности учебных подкастов при обучении иностранному языку
Характеристики социального сервиса подкастов Методические возможности учебных подкастов при обучении иностранному языку
Возможность размещения в сети Интернет на сервисе подкастов личных подкастов пользователей Учебные подкасты создаются учащимися на иностранном языке. Тематическое содержание подкаста определяется тематическим содержанием учебной программы и стандартом общего среднего образования по ИЯ. Длительность, тип записи и формат подкаста обозначаются учителем. Учащиеся создают учебные подкасты и размещают на сервисе подкастов. При подготовке материала подкаста и его записи учащиеся могут развивать все виды речевой деятельности, особенно умения говорения
Возможность создания на сервисе подкастов личной зоны каждым автором подкаста. Личная зона каждого автора подкаста необходима для организации сетевого обсуждения содержания подкаста Каждым учеником на сервере подкастов создается личная зона - персональная страничка, на которой ученик размещает созданный им подкаст и на которой может быть организовано сетевое обсуждение подкаста. Другие учащиеся после просмотра подкаста конкретного ученика могут разместить свои комментарии в разделе микроблога или веб-форума
Возможность организации сетевого обсуждения содержания подкаста в личной зоне пользователя сервиса посредством микроблога или вебфорума Учащиеся прослушивают или просматривают подкасты своих одноклассников. Так можно развивать аудитивные умения обучающихся. Пользуясь функцией микроблога или веб-форума, учитель может организовать групповое обсуждение подкастов учащихся непосредственно на персональных страничках каждого ученика. В зависимости от учебной задачи, прослушав каждый подкаст, в зоне микроблога или веб-форума учащиеся могут разместить от одного до нескольких комментариев. В комментариях они могут 1) выразить свое мнение относительно обсуждаемого вопроса, 2) выразить согласие или несогласие с мнением автора подкаста, 3) выделить положительные и неудачные моменты в содержании подкаста, 4) остановиться на языковой стороне подкаста (языковой корректности, используемой активной лексике и т. п.). Учитель определяет алгоритм размещения комментариев на персональной страничке каждого автора подкаста
Создание и модерация личной зоны осуществляется автором подкаста Каждый ученик - автор подкаста - является модератором своей личной зоны - персонального сайта на сервере подкастов. Он сам размещает свой подкаст на сервере, выбирает цвет, шрифт, размер букв на своей странице, может удалять или реагировать на размещенные в микро-блоге сообщения, может разместить свою фотографию, добавить личную информацию и т. п.
Размещение сообщений при организации сетевого обсуждения содержания подкаста осуществляется хронологически (как в блоге или на форуме). Пользователи не могут вносить изменения в размещенные сообщения В отличие от социального сервиса «Вики», который позволяет нескольким пользователям одновременно принимать участие в работе над контентом, социальный сервис подкастов позволяет организовывать индивидуальную работу при создании и размещении подкастов. Групповая работа учащихся возможна при организации сетевого обсуждения подкастов учащихся, когда каждый ученик должен зайти на личную страничку каждого своего одногруппника (или посетить заранее определенное количество страниц) и разместить свои комментарии в микроблоге или веб-форуме. Однако комментарии будут иметь личное (не коллективное) авторство
Доступность. Опубликованный на сервере подкаст может быть просмотрен / прослушан любым зарегистрированным пользователем сервиса Серверы подкастов доступны любому пользователю сети Интернет. Доступ к размещенным подкастам открыт для всех зарегистрированных пользователей сервиса подкастов. Это означает, что учебные подкасты учащихся могут быть просмотрены другими пользователями из любого уголка мира. В этой связи сервис предоставляет услуги закрытого доступа к размещенным подкастам и зоне сетевого обсуждения. Пользуясь одним паролем, учащиеся могут получить доступ к персональным страницам своих одноклассников
В центре внимания нашего исследования находится развитие умений говорения и аудирования посредством подкастов, созданных учащимися. В этой связи видится необходимым ввести термин «учебный подкаст».
Под учебным подкастом в данном исследовании мы предлагаем понимать аудио-
или видеозапись, созданную учащимся на иностранном языке в соответствии с языковым и тематическим содержанием учебной программы и размещенную на сервере подкастов для дальнейшего использования в учебном процессе.
К учебным подкастам можно предъявить следующие требования:
- язык записи - изучаемый (иностранный);
- длительность звучания - до 4 минут;
- тематика - в соответствии с тематическим содержанием учебной программы;
- тип записи - монолог / диалог / групповая запись;
- формат записи - аудио / видео.
В соответствии с характеристиками социального сервиса подкастов видится необходимым выделить методические возможности учебных подкастов при обучении иностранному языку (табл. 1).
Принимая во внимание особенности социального сервиса подкастов и методические возможности учебных подкастов в обучении иностранному языку, выявим номенклатуру речевых умений аудирования и говорения, развиваемых посредством учебных подкастов.
Умения говорения:
- делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по теме / проблеме;
- кратко передавать содержание полученной информации;
- рассказывать о себе, своем окружении, своих планах, обосновывая свои намерения / поступки;
- рассуждать о фактах / событиях, приводя примеры, аргументы, делая выводы;
- описывать особенности жизни и культуры своей страны и страны / стран изучаемого языка.
Умения аудирования:
- понимать цель аудиотекста;
- понимать тематику аудиотекста;
- понимать логику изложения информации или аргументации (последовательность фактов, событий);
- понимать взаимозависимость между фактами, причинами, событиями и т. п.;
- определять отношение говорящего к предмету обсуждения;
- прогнозировать развитие событий;
- выражать свое суждение, мнение об услышанном.
1. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0: Социальный сервис подкастов в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 6. С. 8-11.
2. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0 в создании виртуальной образовательный среды для изучения иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2009. № 3. С. 26-31.
3. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку на основе новых информационно -коммуникационных Интернет-технологий. М., 2010.
Поступила в редакцию 1.02.2011 г.
UDC 378
DEVELOPMENT OF SPEAKING AND LISTENING SKILLS VIA LEARNERS’ PODCASTS Anna Gennadyevna Solomatina, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Post-graduate Student of Theory and Practice of English Language Teaching Department, e-mail: [email protected]
This paper addresses the issue of the development of speaking and listening comprehension skills via foreign language learners’ podcasts. The author gives definition of the term “learners’ podcasts”; describes characteristics of the social service of podcasts; defines methodological potential of podcasts; proposes a list of speaking and listening comprehension skills, developed via learners’ podcasts.
Key words: Web 2.0; podcasts; podcasts in foreign language teaching; learners’ podcasts.