РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ГОВОРЕНИЯ И АУДИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ УЧЕБНЫХ ПОДКАСТОВ
А.Г. Соломатина
Аннотация. Статья посвящена вопросу разработки алгоритма развития умений говорения и аудирования учащихся посредством учебных подкастов. В ней автор дает определение «учебные подкасты», предлагает номенклатуру умений говорения и аудирования, развиваемых посредством учебных подкастов, и алгоритм, состоящий из 3 этапов и 11 шагов.
Ключевые слова: ИКТ; подкаст; коммуникативная компетенция; Веб 2.0.
Подкаст (от англ. «podcast») - это вид социального сервиса Интернета нового поколения Веб 2.0, позволяющий пользователям всемирной сети прослушивать, просматривать, создавать и распространять в ней аудио- и видеопередачи [1-3]. В отличие от обычного телевидения или радио подкаст позволяет прослушивать аудиофайлы и просматривать видеопередачи не в прямом эфире, а в любое удобное для пользователя время. Все, что необходимо, - это скачать выбранный файл на свой компьютер. Социальный сервис подкастов дает возможность пользователям сети как прослушивать или просматривать уже размещенные ранее подкасты, так и создавать свои собственные на любые темы. По длительности подкасты могут быть от нескольких минут до нескольких часов. В Интернете можно встретить как аутентичные подкасты, созданные для носителей языка (например, новости BBC), так и учебные, созданные для учебных целей [1, 3].
Социальный сервис подкастов имеет свои характеристики, которые необходимо учитывать при разработке методики обучения иностранному языку на основе подкастов. К данным характеристикам относятся:
1. Возможность размещения в сети Интернет на сервисе подкастов личных подкастов пользователей.
2. Возможность создания на сервисе подкастов личной зоны каждым автором подкаста. Личная зона каждого автора подкаста необходима для организации сетевого обсуждения содержания подкаста.
3. Возможность организации сетевого обсуждения содержания подкаста в личной зоне пользователя сервиса посредством микроблога или веб-форума.
4. Создание и модерация личной зоны осуществляются автором подкаста.
5. Размещение сообщений при организации сетевого обсуждения содержания подкаста осуществляется хронологически (как в блоге или на форуме). Пользователи не могут вносить изменения в размещенные сообщения.
6. Доступность. Опубликованный на сервере подкаст может быть просмотрен / прослушан любым зарегистрированным пользователем сервиса.
Социальный сервис подкастов можно использовать для развития аудитивных умений учащихся. В Интернете существуют специальные серверы подкастов. Наиболее эффективный способ найти необходимый подкаст - обратиться к директории подкастов, выбрать интересующую категорию и просмотреть список подкастов, доступных к скачиванию. Для изучающих английский язык директория подкастов размещена по адресам www.podomatic.com,www.bbc.co.uk, немецкий язык - www.pod-cast.de, французский язык - www.worldlanguagespodcasting.com/wlangp/ french.php.
На данных серверах размещаются подкасты, созданные носителями языка не для учебных целей. Такие подкасты могут быть использованы для развития аудитивных умений учащихся. В своем исследовании П.В. Сысоев и М.Н. Евстигнеев [1, 3] предложили методику развития аудитивных умений посредством социального сервиса подкастов.
В центре внимания нашего исследования находится развитие умений говорения и аудирования посредством подкастов, созданных учащимися. В этой связи видится необходимым ввести термин «учебный подкаст».
Под учебным подкастом мы предлагаем понимать аудио- или видеозапись, созданную учащимся на иностранном языке в соответствии с языковым и тематическим содержанием учебной программы и размещенную на сервере подкастов для дальнейшего использования в учебном процессе.
Принимая во внимание особенности социального сервиса подкастов и методические возможности учебных подкастов в обучении иностранному языку, выявим номенклатуру речевых умений аудирования и говорения, развиваемых посредством учебных подкастов.
Умения говорения:
- делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по теме / проблеме;
- кратко передавать содержание полученной информации;
- рассказывать о себе, своем окружении, своих планах, обосновывая собственные намерения / поступки;
- рассуждать о фактах / событиях, приводя примеры, аргументы, делая выводы;
- описывать особенности жизни и культуры своей страны и страны / стран изучаемого языка.
Умения аудирования:
- понимать цель аудиотекста;
- понимать тематику аудиотекста;
- понимать логику изложения информации или аргументации (последовательность фактов, событий);
- понимать взаимозависимость между фактами, причинами, событиями и т. п.;
- определять отношение говорящего к предмету обсуждения;
- прогнозировать развитие событий;
- выражать свое суждение, мнение об услышанном.
Несмотря на то что социальный сервис подкастов относится к сервисам Веб 2.0, интерес к которым значительно возрос в последнее время, только П.В. Сысоев и М.Н. Евстигнеев [3] предложили технологию развития речевых умений посредством социального сервиса подкастов, которая включает в себя пять основных шагов (таблица).
Шаг Описание
1. Создание учителем страницы подкастов по определенной теме для учеников Используя социальный сервис podOmatic (www.podomatic.com), учитель может создать отдельную страницу для своей группы учащихся. На этой странице дается описание задания или проекта, чтобы всем посетителям сайта было ясно, чему посвящены размещенные подкасты (тематика) и кто является их создателем (учащиеся каких классов). Рекомендуется, чтобы учитель сам создал один общий подкаст длительностью 1-2 мин, в котором на иностранном языке объяснил задание и представил участников проекта - своих учеников
2. Создание текста подкаста Учащимся предлагается подготовить текст выступления. В начале текста каждому ученику необходимо представить себя, указать возраст, место проживания и учебы. Дальше подкаст должен быть посвящен выбранной тематике. При выполнении этого шага учащиеся развивают еще и умения письменной речи - в зависимости от цели создают тексты описательного, аргументативного, контрастивно-сопоставительного характера. Учителю необходимо помочь учащимся подготовить грамматически и лексически грамотный текст
3. Запись подкаста Используя сетевое программное обеспечение, доступное на сервисе podOmatic (www.podomatic.com), учащиеся могут записать свое выступление. Программа позволяет записывать выступление столько раз, сколько необходимо, пока ученик не будет удовлетворен качеством выступления. Только после этого подкаст будет сохранен в сети и станет доступным всем пользователям Интернета
4. Прослушивание (просмотр) подкастов учащихся Это шаг, которому следует уделить особое внимание и время. Каждый из созданных учащимися подкастов должен быть внимательно прослушан на уроке учителем и одноклассниками. Во время прослушивания одноклассники могут выполнять соответствующие задания в зависимости от тематики и проблематики подкастов. После того, как подкаст будет прослушан, необходимо выделить время для обсуждения учащимися и учителем содержания подкаста
5. Переход к следующему заданию на развитие других видов речевой деятельности После прослушивания серии подкастов, созданных учениками, учащимся может быть предложено разыграть диалоги или написать письменную работу, основанную на тематике и проблематике подкастов
В данной статье нам бы хотелось выразить свое понимание методики развития умений говорения и аудирования посредством социального сервиса подкастов и разработать собственный алгоритм. Под алгоритмом мы понимаем набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата решения задачи за конечное время.
Алгоритм развития умений говорения и аудирования учащихся посредством учебных подкастов будет состоять из 3 этапов и 11 шагов.
Этап I. Установочный:
Шаг 1. Установка и планирование работы. Учитель объясняет учащимся цель и задачи проекта, знакомит с платформой социального сервиса подкастов, на которой будет происходить размещение подкастов учащихся и сетевое их взаимодействие, а также с критериями оценки участия учащихся в учебной деятельности.
Шаг 2. Знакомство с правилами размещения подкастов на сервисе подкастов и с правилами размещения комментариев для организации Интернет-дискуссии.
Шаг 3. Создание учителем страницы подкастов по определенной теме для учеников. Используя социальный сервис podOmatic
(www.podomatic.com), учитель может создать отдельную страницу для своей группы учащихся. На этой странице дается описание задания или проекта, чтобы всем посетителям сайта было ясно, чему посвящены размещенные подкасты (тематика) и кто является их создателем (учащиеся каких классов). Рекомендуется, чтобы учитель сам создал один общий подкаст длительностью 1-2 мин, в котором на иностранном языке объяснил задание и представил участников проекта - своих учеников.
Этап II. Процессуальный:
Шаг 4. Создание учащимися текста подкаста. Учащимся предлагается подготовить текст выступления. В начале текста каждому ученику необходимо представить себя, указать возраст, место проживания и учебы. Дальше подкаст должен быть посвящен выбранной тематике. При выполнении этого шага учащиеся развивают еще и умения письменной речи - в зависимости от цели создают тексты описательного, аргумента-тивного, контрастивно-сопоставительного характера. Учителю необходимо помочь учащимся подготовить грамматически и лексически грамотный текст.
Шаг 5. Обсуждение и внесение изменений в текст подкаста. Учащиеся разбиваются на мини-группы по 3-4 человека. Каждый ученик должен ознакомить одноклассников и учителя с текстом своего будущего подкаста, внося необходимые изменения и корректировки.
Шаг 6. Запись подкаста. Используя сетевое программное обеспечение, доступное на сервисе podOmatic (www.podomatic.com), учащиеся могут записать свое выступление. Программа позволяет записывать выступление столько раз, сколько необходимо, пока ученик не будет удовлетво-
рен качеством выступления. Только после этого подкаст будет сохранен в сети и станет доступным всем пользователям Интернета.
Шаг 7. Прослушивание (просмотр) подкастов учащихся. Это шаг, которому следует уделить особое внимание и время. Каждый из созданных учащимися подкастов должен быть внимательно прослушан или просмотрен учащимися и учителем во вне аудиторное время.
Шаг 8. Сетевое обсуждение подкастов. После прослушивания подкаста каждого ученика всем учащимся предлагается принять участие в сетевом обсуждении подкастов. Учащимся может быть дана установка: просмотрите или прослушайте подкаст и разместите в зоне «комментарии» свои краткие отзывы и комментарии по содержанию и(или) структуре подкаста.
Шаг 9. Обсуждение подкастов в классе. После сетевого обсуждения учащимся предлагается принять участие в общей дискуссии и обсудить понравившиеся подкасты.
Этап III. Оценочный:
Шаг 10. Оценка. Учитель оценивает участие каждой группы учащихся в проектной деятельности по разработанной шкале.
Шаг 11. Самооценка. После обсуждения подкастов каждый учащийся сам оценивает свое участие в проекте по предлагаемой шкале.
В заключение отметим, что в данной статье было дано определение «учебные подкасты», разработана номенклатура умений говорения и аудирования, развиваемых посредством учебных подкастов, предложен алгоритм, состоящий из 3 этапов (установочного, процессуального и оценочного) и 11 шагов.
Литература
1. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку на основе новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий. М.: Глосса-Пресс, 2010.
2. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0 в создании виртуальной образовательный среды для изучения иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2009. № 3. С. 26-31.
3. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0: Социальный сервис подкастов в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 6. С. 8-11.
DEVELOPING SPEAKING AND LISTENING COMPREHENSION SKILLS VIA PODCASTS
Solomatina A.G.
Summary. This paper addresses the issue of the development of speaking and listening comprehension skills via foreign language podcasts. In the paper the author gives definition of the term «learners’ podcasts»; gives a list of communication skills developed via podcasts; proposes an algorithm, consisting of three stages and eleven steps.
Key words: ICT; podcasts; communicative competence; Web 2.0.