Научная статья на тему 'Алгоритм развития социокультурных умений студентов направления подготовки перевод и переводоведение посредством современных интернет-технологий'

Алгоритм развития социокультурных умений студентов направления подготовки перевод и переводоведение посредством современных интернет-технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
402
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКТ / БЛОГ / ВИКИ / ПОДКАСТ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ICT / BLOG / WIKI / PODCAST / SOCIOCULTURAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Забродина Ирина Константиновна

Рассмотрен вопрос разработки алгоритма развития социокультурных умений студентов специальности Перевод и переводоведение посредством современных интернет-технологий (блог-тех-нологии, вики-технологии, подкастов). Предложено подробное описание алгоритма обучения, состоящего из трех этапов и двадцати шагов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Забродина Ирина Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF THE DEVELOPMENT OF SOCIOCULTURAL SKILLS OF TRANSLATION STUDIES STUDENTS' VIA MODERN INTERNET-TECHNOLOGIES

The issue of the development of sociocultural skills of translation studies students' via modern Internet technologies (blogs, wikis, podcasts) is considered. The detailed algorithm, consisting of three main stages and twenty steps is proposed.

Текст научной работы на тему «Алгоритм развития социокультурных умений студентов направления подготовки перевод и переводоведение посредством современных интернет-технологий»

УДК 378.164

АЛГОРИТМ РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ПЕРЕВОД И ПЕРЕВОДОВЕДЕНИЕ ПОСРЕДСТВОМ СОВРЕМЕННЫХ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ

© Ирина Константиновна ЗАБРОДИНА

Томский политехнический университет, г. Томск, Российская Федерация, преподаватель кафедры лингвистики и переводоведения, Институт международного образования и языковой коммуникации; Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра лингвистики и лингводидактики, e-mail: sabrodina@tpu.ru

Рассмотрен вопрос разработки алгоритма развития социокультурных умений студентов специальности Перевод и переводоведение посредством современных интернет-технологий (блог-технологии, вики-технологии, подкастов). Предложено подробное описание алгоритма обучения, состоящего из трех этапов и двадцати шагов.

Ключевые слова: ИКТ; блог; вики; подкаст; социокультурная компетенция.

В научной методической литературе существует достаточно большой корпус исследований, в которых авторы разрабатывали теоретические основы и этапы организации проектной деятельности [1-3]. На основе этих работ разрабатывались алгоритмы и технологии обучения иностранному языку (аспектам языка и видам речевой деятельности) посредством блог-технологии [4; 5], вики-технологии [6-8] и подкастов [9; 10]. Проведем анализ некоторых работ и разработаем наш алгоритм развития социокультурных умений студентов посредством современных интернет-технологий.

Широкую известность в методических кругах получили работы Е.С. Полат [1], посвященные использованию интернет-технологий в языковом образовании. В них автор подробно рассматривает основные этапы организации проектной деятельности учащихся в школе. В частности:

- начинать следует с выбора темы проекта, его типа, количества участников;

- учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики;

- далее следует распределить задачи по группам, обсудить возможные методы ис-

следования, поиск информации, творческие решения;

- организовать самостоятельную работу участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам;

- провести текущие обсуждения полученных данных в группах;

- провести защиту проектов, оппонирование [1].

Очевидно, что разработанные Е.С. Полат этапы проекта носят общедидактический характер и могут быть использованы для реализации проекта любого типа. В своей технологии Е.С. Полат обращает особое внимание на коллективную работу учащихся. В отличие от других авторов, у Е. С. Полат более подробно расписан подготовительный этап, где каждый шаг учащегося организован учителем, который также осуществляет промежуточный контроль.

Еще одним общим описанием организации проектной деятельности учащихся является технология реализации культуроведче-ских проектов, предложенная В.В. Сафоновой и П.В. Сысоевым [2; 3]. Ученые выделяют следующие этапы реализации проектной деятельности:

- ввод в проектную деятельность: ознакомление школьников с возможностью участвовать в предлагаемых проектах и обсуждение их;

- планирование работы над проектом: обсуждение цели и содержания проекта; прогнозирование объема работ и т. д.;

- подготовка материалов на английском языке с привлечением материалов на русском языке, помогающих в дальнейшем сбору и систематизации информации (писем-запросов, анкет и т. д.);

- выполнение проекта во внеучебное время;

- подготовка к организации выставки и устной презентации проекта, а также их обсуждение;

- устная презентация проекта и ответы на вопросы;

- оценка работы по проекту [2, с. 76-77].

Отличительной чертой данных проектов

является то, что большая часть работы выполняется во внеаудиторное время. При этом особое внимание уделяется самостоятельной учебной деятельности учащихся. Роль учите-

ля является ключевой на начальном и заключительном этапах, тогда как ученикам предоставляется относительная автономность на промежуточных этапах работы над проектом.

Необходимо отметить, что уделение внимания развитию умений самостоятельной учебной деятельности играет огромную роль в условиях компетентностного подхода. Переход на новую образовательную парадигму от «обучения на всю жизнь» к «обучению на протяжении всей жизни» требует от учащихся и студентов развития соответствующих умений самостоятельной учебной деятельности в процессе обучения в школе и вузе, которые в дальнейшем позволят им постоянно повышать свою квалификацию на протяжении всей жизни.

Некоторые западные исследователи несколько по-иному подходили к рассмотрению этапов организации проектной деятельности обучающихся. Например, в своей работе Д. Фрид-Бус [11] предлагает технологию реализации проектной деятельности обучающихся, состоящую из трех этапов.

Этап 1: Планирование проекта: преподаватель и обучающиеся обсуждают содержание своего проекта на иностранном или на родном языке. На этом этапе обсуждаются и намечаются некоторые языковые средства, необходимые для выполнения проекта, а также конечный продукт (результат).

Этап 2: Реализация проекта: этот этап может включать такие виды деятельности, как опрос прохожих на улице, анкетирование сверстников, преподавателей, родителей и т. д. Обучающимся на данном этапе необходима поддержка и мониторинг со стороны преподавателя.

Этап 3: Создание конечного результата, который должен быть вполне конкретным. Он может быть представлен в самых различных формах - постер, стенгазета, журнал, веб-сайт, эссе для обсуждения в сети и т. д. Целесообразно пригласить коллег и других обучающихся на презентацию проекта. Можно провести формальное или неформальное оценивание продукта и получить обратную связь, а также выполнить серию упражнений на закрепление языковых структур, используемых на втором этапе работы над проектом [11].

Безусловно, три основных этапа реализации проектной деятельности Д. Фрид-Бус

соотносятся с этапами, предложенными Е.С. Полат [1] и В.В. Сафоновой и П.В. Сысоевым [2; 3]. Вместе с тем, на наш взгляд, детальное описание деятельности преподавателя и обучающихся в процессе реализации проектной деятельности более корректно назвать не этапами и шагами, учитывая, что каждый из трех этапов - подготовительный, этап реализации проекта, заключительный этап - включает в себя несколько шагов. Именно такое понимание иерархической связи между этапами и шагами реализации проектной деятельности можно встретить в ряде диссертационных исследований по использованию информационных технологий в обучении иностранному языку [5; 7; 8; 10].

Кроме того, при анализе технологии Д. Фрид-Бус создается впечатление, что на создании конечного продукта и его презентации проектная деятельность заканчивается. Автор ничего не говорит об оценке или самооценке обучающимися своей деятельности, рефлексии, что, на наш взгляд, чрезвычайно важно для улучшения эффективности проектной деятельности в будущем.

Анализ ряда методических исследований, посвященных обучению иностранному языку посредством блог-технологий, викитехнологий и подкастов позволил сформулировать несколько моментов, которые должны приниматься во внимание при разработке нашего алгоритма развития социокультурных умений студентов посредством современных интернет-технологий.

Во-первых, алгоритм должен обязательно начинаться с вводного этапа. Целью данного этапа является знакомство студентов с особенностями использования интернет-технологий (блог-технологий, вики-технологий, подкастов) в процессе обучения иностранному языку и коммуникации посредством данных технологий. Кроме того, во многих алгоритмах присутствует этап создания собственных работ обучающихся по модели, предлагаемой преподавателем. Важность вводного этапа не вызывает сомнений, т. к. у обучающихся должно сложиться четкое понимание цели и задач обучения иностранному языку посредством учебных подкастов.

Во-вторых, на вводном этапе студенты также должны ознакомиться с критериями оценки их деятельности. Обучающиеся все-

гда чувствуют себя увереннее, когда знают, по каким критериям их будут оценивать.

В-третьих, к сожалению ни в одной из работ мы не встретили отдельного шага, во время которого преподаватель обсуждает вопросы информационной безопасности при реализации интернет-проектов. В своей работе П.В. Сысоев [12] показал, какие опасности и угрозы может нести интернет-среда. Поэтому, на наш взгляд, вопросам обеспечения информационной безопасности участников проекта должно уделяться внимание на протяжении реализации всего интернет-проекта.

В-четвертых, на протяжении всего интернет-проекта учитель должен осуществлять скрытый или открытый мониторинг деятельности студентов.

В-пятых, на заключительном этапе важно дать возможность студентам произвести рефлексию на свою учебную деятельность. Это позволит им увидеть и осмыслить удачи и неудачи, сложности, над которыми им предстоит работать в будущем.

Принимая во внимание позиции ученых и вышеперечисленные положения, а также дидактические свойства и функции блог-технологии, вики-технологии и подкастов [13], в данном исследовании мы предлагаем свой алгоритм развития социокультурных умений посредством данных интернет-технологий, состоящий из 3 этапов и 20 шагов.

Этап I. Подготовительный.

Шаг 1. Знакомство студентов с целью интернет-проекта. Преподаватель объясняет студентам цель интернет-проекта, в результате которого они будут развивать социокультурные умения посредством трех современных интернет-технологий, ожидаемый конечный результат, знакомит с алгоритмом действий, с критериями оценки достижений студентов и участия в проектной деятельности. Студенты разбиваются на группы по 3-4 человека.

Шаг 2. Знакомство с правилами размещения информации в блогах, на викисервере и сервере подкастов. Преподаватель дает студентам адреса сервера блогов, викисервера и сервера подкастов, на которых будут создаваться учебные документы, и студенты смогут развивать свои социокультурные умения, знакомит студентов с правилами размещения текстовой, фото и аудиовизу-

альной информации на этих серверах, способами внесения изменений в уже опубликованный материал (если это возможно).

Шаг 3. Показательное занятие. Преподаватель проводит показательное занятие, иллюстрируя студентам, как осуществляется размещение текстовой, фото и аудиовизуальной информации на каждом сервере.

Шаг 4. Обсуждение вопросов обеспечения информационной безопасности при реализации интернет-проектов. Преподаватель объясняет студентам правила обеспечения информационной безопасности при работе в интернет-среде.

Этап II. Процессуальный.

Ввиду того, что в разрабатываемом нами алгоритме обучения будут использоваться три разные интернет-технологии, процессуальный этап будет проходить по трем разным сценариям. Кроме того, учитывая, что интернет-проекты практически безграничны по длительности (например, от нескольких дней до месяцев), на данном этапе студенты могут как использовать одну интернет-технологию за другой, так и использовать их одновременно. Например, посредством викитехнологии студенты могут принимать участие в создании коллективного контента на протяжении изучения одной темы (от месяца до двух месяцев), в то время как могут использовать блог-технологию на протяжении нескольких дней.

А. Сценарий использования блог-технологии в развитии социокультурных умений студентов

Шаг 5а. Выбор темы и подбор материала для размещения в блоге (в виде эссе, рецензии, сообщения и т. п.). Каждый студент вместе с преподавателем выбирает жанр и тему своего сообщения для публикации в блоге, участвует в мозговом штурме.

Шаг 6а. Подготовка и размещение сообщения в блоге.

Каждый студент готовит свое сообщение (эссе, рецензию, доклад и т. п.) в редакторе Word, а затем размещает его на своем блоге.

Шаг 7а. Дискуссия в блогах.

Разбившись на мини-группы по 3-4 человека студенты обсуждают размещенные сообщения своих одногруппников в их блогах. Студенты высказывают согласие / несогласие относительно позиции автора, рекомендуют, какие аспекты темы могут быть по-

иному освещены, реагируют на комментарии друг друга.

Шаг 8а. Ответная реакция каждого автора блога на полученные комментарии.

После обсуждения каждый студент реагирует в своем блоге на мнения его одногруппников.

Б. Сценарий использования викитехнологии в развитии социокультурных умений студентов

Шаг 5б. Выбор темы и подбор материала для вики-странички. Разбившись на мини-группы, студенты вместе с преподавателем выбирают жанр и тему будущего викидокумента, участвуют в мозговом штурме, выделяют подразделы или аспекты викидокумента, распределяют подразделы между собой, осуществляют поиск и подбор материала.

Шаг 6б. Написание и публикация черновой версии вики-документа.

Каждый из участников проекта готовит свой фрагмент вики-документа в редакторе Word, а затем размещает его в общем викидокументе.

Шаг 7б. Обсуждение в мини-группах черновой версии вики-документа. В минигруппах студенты обсуждают черновую версию вики-документа, принимают решение, какие изменения должны быть внесены, какие разделы вики-документа должны быть сокращены или дополнены, что должно быть удалено или добавлено.

Шаг 8б. Финальная публикация викидокумента. После обсуждения каждый из участников вики-проекта вносит изменения и корректировки в свой фрагмент вики-документа.

В. Сценарий использования подкастов в развитии социокультурных умений студентов

Шаг 5в. Выбор темы и подбор материала для создания подкаста. Студентам предлагается подготовить текст выступления. Каждый подкаст должен быть посвящен выбранной тематике.

Шаг 6в. Запись подкаста. Используя сетевое программное обеспечение, доступное на сервисе podOmatic (www.podomatic.com), студенты могут записать свое выступление. Программа позволяет записывать выступление столько раз, сколько необходимо, пока студент не удовлетворится качеством выступления. Только после этого подкаст будет

сохранен в сети и станет доступным всем пользователям сети Интернет.

Шаг 7в. Просмотр подкастов студентов и их сетевое обсуждение. Студенты разбиваются на группы по 3-4 человека и просматривают подкасты друг друга. После просмотра они должны прокомментировать в микроблоге подкаст своего одногруппника (согласиться или не согласиться с позицией автора, выразить свое мнение по обсуждаемому вопросу и т. п.). Просмотр и обсуждение происходят во внеаудиторное время.

Шаг 8в. Ответная реакция каждого автора блога на полученные комментарии. После обсуждения подкастов в микроблогах, каждый студент реагирует в своем микроблоге на мнения его одногруппников.

Этап III. Заключительный.

Шаг 9. Презентация интернет-проектов в группе. После создания или обсуждения в минигруппах материала по теме студенты представляют свои проекты (блог, вики-документ или подкаст) всей группе.

Шаг 10. Оценка преподавателем участия студентов в проектной деятельности. Преподаватель оценивает участие студентов в проектной деятельности.

Шаг 11. Рефлексия студентов на участие в проектной деятельности. Студенты оценивают свое участие в проектной деятельности, озвучивают, что им удалось, а чего не удалось достичь в конкретном интернет-проекте, что необходимо сделать, чтобы преодолеть неудачи в будущем.

Шаг 12. Обсуждение вопросов обеспечения информационной безопасности. После участия в интернет-проекте студенты обсуждают, с какими угрозами они столкнулись в процессе реализации интернет-проекта.

1. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 2, 3.

2. Сафонова В.В., Сысоев П.В. Программы общеобразовательных учреждений. Английский язык. Элективные курсы. Культуроведение США: 10-11 классы. М., 2004.

3. Сафонова В.В., Сысоев П.В. Элективный курс по культуроведению США в системе профильного обучения английскому языку // Иностранные языки в школе. 2005. № 2. С. 7-16.

4. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0: социальный сервис блогов в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 4. С. 12-18.

5. Павельева Т.Ю. Методика развития умений письменной речи студентов средствами учебного интернет-блога (английский язык, языковой вуз): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2010.

6. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0: социальный сервис вики в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 5. С. 2-8.

7. Кошеляева Е.Д. Использование социального сервиса вики на занятиях по иностранному языку // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. Вып. 4 (84). С. 119-122.

8. Маркова Ю.Ю. Методика развития умений письменной речи студентов на основе викитехнологии (английский язык, языковой вуз): автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2011.

9. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0: социальный сервис подкастов в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 6. С. 8-11.

10. Соломатина А.Г. Методика развития умений говорения и аудирования учащихся посредством учебных подкастов (английский язык, базовый уровень): автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2011.

11. Fried-Booth D.L. Modelling of teaching practice for future teachers of the English language // Journal of linguistic studies. 2009. № 2 (2). Р. 75-83.

12. Сысоев П.В. Информационная безопасность учащихся при работе в образовательной интернет-среде: современный ответ на вызовы времени // Иностранные языки в школе. 2011. № 10. С. 20-24.

13. Сысоев П. В. Современные информационные и коммуникационные технологии: дидактические свойства и функции // Язык и культура. 2012. № 1. С. 120-133.

Поступила в редакцию 4.06.2012 г.

UDC 378.164

TECHNOLOGY OF THE DEVELOPMENT OF SOCIOCULTURAL SKILLS OF TRANSLATION STUDIES STUDENTS’ VIA MODERN INTERNET-TECHNOLOGIES

Irina Konstantinovna ZABRODINA, Tomsk Polytechnic University, Tomsk, Russian Federation, Lecturer of Linguistics and Translation Studies Department, Institute of International Education and Language Communication; Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Linguistics and Linguodidac-tics Department, e-mail: sabrodina@tpu.ru

The issue of the development of sociocultural skills of translation studies students’ via modern Internet technologies (blogs, wikis, podcasts) is considered. The detailed algorithm, consisting of three main stages and twenty steps is proposed. Key words: ICT; blog; wiki; podcast; sociocultural competence.

УДК 81’243

МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНОГО СЕРВИСА ТВИТТЕР

© Ольга Викторовна ПУСТОВАЛОВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра лингвистики и лингводидактики, e-mail: olser13@mail.ru

Рассмотрено определение обязательных методических условий для развития умений письменной речи студентов средствами Твиттер. К таким условиям автор относит: а) сформированность у студентов к моменту обучения ИКТ компетентности; б) использование педагогической технологии «обучение в сотрудничестве»; в) создание предпосылок для развития умений самостоятельной учебной деятельности студентов; г) наличие пошагового алгоритма обучения; д) наличие заданий для работы над содержанием, структурой, грамматической и орфографической корректностью сообщений и продуцируемых письменных речевых произведений.

Ключевые слова: технология обучения; Твиттер; эффективность; учебный процесс; речевые умения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Использование технологий Веб 2.0 в образовательной практике берет свое начало сравнительно недавно. Само понятие «Образование 2.0» придумано канадским педагогом Стефеном Доунсом и вошло в педагогический дискурс в 2006-2007 гг. Веб 2.0 создал такие возможности для коммуникации в Интернете, которые затем привели к формированию на его основе нового образовательного подхода. Под Образованием 2.0 понимается совокупность таких базовых принципов и основанных на них образовательных систем, которые адекватны цели современного образования - созданию условий для наиболее полного раскрытия личностного потенциала каждого обучающегося, развития у него личной предприимчивости, навыков самообразования, умения принимать ответственные решения в ситуации выбора [1; 2].

По мнению С.В. Титовой, методически обоснованное и целесообразное применение ИКТ в обучении должно происходить с уче-

том и при наличии основополагающих условий успешной интеграции технологий Веб 2.0 в учебный процесс, а именно:

- технического оснащения вуза или школы (наличие компьютеров, доступ в Интернет);

- информационной образовательной среды вуза, которая представляет собой единую систему компьютерных средств, программного обеспечения, обучающих баз данных, электронных обучающих и методических ресурсов, виртуальных образовательных сред и других элементов, реализующих информационные процессы;

- компьютерной безопасности процесса обучения;

- устойчивой мотивации педагога и обучающегося;

- информационно-коммуникационной компетентности педагога и обучающегося [3].

Несмотря на то, что использование социальных сервисов Веб 2.0 в обучении ино-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.