УДК 371.3
АЛГОРИТМ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВОГО ВУЗА ПОСРЕДСТВОМ СОЦИАЛЬНОГО СЕРВИСА ВИКИ
© Юлия Юрьевна Маркова
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры теории и практики преподавания английского языка, e-mail: [email protected]
Данная статья посвящена вопросу разработки алгоритма развития умений письменной речи студентов языкового вуза посредством социального сервиса вики. В ней автор предлагает алгоритм, состоящий из трех этапов и десяти шагов.
Ключевые слова: ИКТ; вики; коммуникативная компетенция; Веб 2.0.
Социальный сервис вики является одним из социальных сервисов Интернета нового поколения, который может быть использован в обучении иностранному языку. Несмотря на свое относительно недавнее появление, некоторые исследователи использовали данный социальный сервис в обучении иностранному языку, предлагая технологии и алгоритмы [1-5].
В данной работе рассмотрим некоторые алгоритмы использования вики в обучении иностранному языку для того, чтобы разработать собственный алгоритм развития умений письменной речи студентов языкового вуза посредством социального сервиса вики.
В своих работах, посвященных использованию интернет-технологий в языковом образованию, Е.С. Полат также рассматривала этапы организации проектной деятельности учащихся в школе. Она предлагала следующее:
- начинать следует с выбора темы проекта, его типа, количества участников;
- учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики;
- далее следует распределить задачи по группам, обсудить возможные методы исследования, поиск информации, творческие решения;
- организовать самостоятельную работу участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам;
- провести текущие обсуждения полученных данных в группах;
- провести защиту проектов, оппонирование [6].
Предложенные Е.С. Полат этапы проекта носят общедидактический характер и могут быть использованы для реализации проекта любого типа. В данной технологии Е.С. Полат обращает особое внимание на коллективную работу учащихся. В отличие от других авторов, у Е.С. Полат более подробно расписан подготовительный этап, где каждый шаг учащегося организован учителем, который также осуществляет промежуточный контроль.
Интерес для анализа представляют долгосрочные проекты культуроведческой направленности продолжительностью в 1 семестр или 1 год. В своем исследовании В.В. Сафонова и П.В. Сысоев [7-9] предлагают следующие этапы реализации проектной деятельности:
- ввод в проектную деятельность: ознакомление школьников с возможностью участвовать в предлагаемых проектах и обсуждение их;
- планирование работы над проектом: обсуждение цели и содержания проекта; прогнозирование объема работ и т. д.;
- подготовка материалов на английском языке с привлечением материалов на русском языке, помогающих в дальнейшем сбору и систематизации информации (писем-запросов, анкет и т. д.);
- выполнение проекта во внеучебное время;
- подготовка к организации выставки и устной презентации проекта, а также их обсуждение;
- устная презентация проекта и ответы на вопросы;
- оценка работы по проекту [7, с. 76-77].
Отличительной чертой данных проектов
является то, что большая часть работы вы-
полняется во внеаудиторное время и акцент ставится именно на самостоятельную деятельность учащихся. Роль учителя является ключевой на начальном и заключительном этапах, тогда как ученикам предоставляется относительная автономность на промежуточных этапах работы над проектом.
В своем исследовании Д. Фрид-Бус [10] предлагает технологию реализации проектной деятельности обучающихся, состоящую из трех этапов.
Этап 1. Планирование проекта: преподаватель и обучающиеся обсуждают содержание своего проекта на иностранном или на родном языке. На этом этапе обсуждаются и намечаются некоторые языковые средства, необходимые для выполнения проекта, а также конечный продукт (результат).
Этап 2. Реализация проекта: этот этап может включать такие виды деятельности, как опрос прохожих на улице, анкетирование сверстников, преподавателей, родителей и т. д. Обучающимся на данном этапе необходима поддержка и мониторинг со стороны преподавателя.
Этап 3. Создание конечного результата, который должен быть вполне конкретным. Он может быть представлен в самых различных формах - постер, стенгазета, журнал, Web-сайт, эссе для обсуждения в сети и т. д. Целесообразно пригласить коллег и других обучающихся на презентацию конечного результата. Можно провести формальное или неформальное оценивание продукта и получить обратную связь, а также выполнить серию упражнений на закрепление языковых структур, используемых на втором этапе работы над проектом [10].
П.В. Сысоев и М.Н. Евстигнеев [1, 2] предлагают следующий алгоритм использования социального сервиса вики для развития умений обучающихся по соизучению родной культуры и культуры страны ИЯ.
Шаг 1. Преподаватель создает собственную вики-страницу, где он размещает информацию о курсе или предмете в качестве образца для студентов.
Шаг 2. Преподаватель предлагает обучающимся создать собственные учебные вики-страницы.
Шаг 3. Студентам предлагается еженедельно добавлять новую информацию в свои учебные вики-страницы.
Шаг 4. Студенты знакомятся со страницами своих одногрупников и корректируют их.
Шаг 5. Оценка [1, 2].
Исследуя возможности применения социального сервиса вики в учебном процессе, канадский исследователь С. Доунс [11] выделяет следующие этапы использования учебных вики-страниц в обучении иностранным языкам:
- преподаватель объясняет студентам цели и сущность проекта;
- преподаватель создает свою собственную страницу для размещения расписания, объявлений, информации о предмете (классная зона);
- студенты создают учебные вики-страницы для размещения домашних заданий и межличностного общения (публичная зона);
- преподаватель еженедельно проверяет страницы, созданные студентами, оценивая их работы;
- в конце курса или семестра проводится общая дискуссия, где студенты обмениваются мнениями, накопленным опытом, а также вносят предложения по улучшению курса [11].
Анализ данного алгоритма показывает, что автор разграничивает виды учебных вики-страниц, как и П.В. Сысоев и М.Н. Евстигнеев. Кроме того, он предлагает систематический контроль преподавателя за публикациями. Но в отличие от других исследователей (Е.С. Полат, Л.К. Раицкая, В.В. Сафонова, П.В. Сысоев) в алгоритме не уделяется должного внимания обсуждению методов исследования, возможных трудностей, возникающих при проведении исследования и способов сбора информации.
Кроме того, изучение работы С. Доунс показывает, что автор не аргументирует выбор именно сервиса вики для развития конкретных умений письменной речи. В описании нигде не сказано о создании учащимися единого проекта! Более того, анализ примеров и заданий свидетельствует о том, что все задания выполнялись индивидуально. В этой связи, на наш взгляд, для решения поставленных учебных задач более уместно было бы использовать учебный интернет-блог, предназначенный для модерирования одним обучающимся.
Вместе с тем видится необходимым рассмотреть некоторые технологии развития
умений письменной речи посредством учебных интернет-блогов.
Т.Ю. Павельева в своей работе, посвященной развитию умений письменной речи студентов посредством учебного интернет-блога, обращалась к вопросу разработки технологии организации учебной деятельности студентов. Ее технология состояла из четырех этапов.
Этап 1. Подготовительный (технический). На этом этапе предполагается осуществление подготовительной работы по созданию преподавательского и персональных блогов студентов, а также снятие технических трудностей.
Этап 2. Установочный. На данном этапе преподаватель публикует план работы на четверть / семестр с перечнем дат занятий, календарными сроками выполнения заданий, критериями оценки каждого вида работы. Студенты обновляют и продолжают оформлять свои блоги.
Этап 3: Процессуальный. На данном этапе преподаватель определяет частоту и объем обязательных публикаций обучающихся. Студенты публикуют свои работы в блогах и через функцию комментариев оценивают и обсуждают работы одногруппников. Задача преподавателя на этом этапе - посредством функции комментариев контролировать и направлять деятельность студентов.
Этап 4. Оценочный. На данном этапе осуществляется оценка преподавателем итоговых работ студентов на основе выделенных им критериев, заранее сообщавшихся студентам [12].
Анализ приведенных выше алгоритмов и технологий организации проектной деятельности обучающихся, направленной на развитие умений письменной речи, позволяет выделить следующие моменты, которые необходимо будет отразить в нашем алгоритме.
Во-первых, все разработанные авторами алгоритмы и технологии включают вводный этап. Его целью является знакомство обучающихся с особенностями использования интернет-технологий в процессе обучения иностранному языку и компьютерно-опосредованной коммуникации посредством данных технологий. Кроме того, во всех алгоритмах и технологиях присутствует этап создания собственных работ студентов по модели, предлагаемой преподавателем. Важность
вводного этапа не оставляет сомнений, т. к. у студентов должно сложиться четкое понимание цели и задач обучения иностранному языку посредством социального сервиса вики, а также технические навыки его самостоятельного использования в учебном процессе.
Во-вторых, многие исследователи в сценарии проектной деятельности включили контроль и самоконтроль (Е.С. Полат, В.В. Сафонова, П.В. Сысоев, Л.К. Раицкая). В некоторых случаях студенты могут ознакомиться со шкалами оценки конечного продукта непосредственно перед началом работы над проектом, что, на наш взгляд, чрезвычайно важно.
В-третьих, при организации проектной деятельности посредством интернет-технологий необходимо не сводить весь проект во внеаудиторную плоскость. Необходимо включить в технологию этап межличностного общения между участниками проекта с целью обсуждения хода и результатов проекта.
Приняв во внимание позиции ученых и вышеперечисленные моменты, а также специфику работы с социальным сервисом вики, в данном исследовании мы предлагаем свой алгоритм развития умений письменной речи студентов языкового вуза посредством социального сервиса вики, состоящий из 3 этапов и 10 шагов.
Этап I. Подготовительный.
Шаг 1. Знакомство студентов с целью вики-проекта. Преподаватель объясняет студентам цели вики-проекта, ожидаемый конечный результат, знакомит с алгоритмом действий, знакомит со шкалами оценки википроекта и участия в проектной деятельности. Студенты разбиваются на группы по 3-4 человека.
Шаг 2. Знакомство с правилами размещения информации на вики-страничке.
Преподаватель дает студентам адрес викисервера, на котором будут создаваться учебные вики-документы, знакомит студентов с правилами размещения текстовой, фото и аудиовизуальной информации на вики-страничке, способами внесения изменений в уже опубликованный материал, а также с тем, как вернуться к ранней версии учебного викидокумента.
Шаг 3. Показательное занятие. Преподаватель проводит показательное занятие, иллюстрируя студентам, как осуществляется
размещение текстовой, фото- и аудиовизуальной информации на вики-страничке, внесение изменений в уже опубликованный материал и возврат к первоначальной версии вики-документа.
Этап II. Процессуальный.
Шаг 4. Выбор темы и подбор материала для вики-странички. Разбившись на мини-группы, студенты вместе с преподавателем выбирают жанр и тему будущего викидокумента, участвуют в мозговом штурме, выделяют подразделы или аспекты викидокумента, распределяют подразделы между собой, осуществляют поиск и подбор материала.
Шаг 5. Написание и публикация черновой версии вики-документа.
Каждый из участников проекта готовит свой фрагмент вики-документа в редакторе Word, а затем размещает его в общем викидокументе.
Шаг 6. Обсуждение в мини-группах черновой версии вики-документа. В минигруппах студенты обсуждают черновую версию вики-документа, принимают решение, какие изменения должны быть внесены, какие разделы вики-документа должны быть сокращены или дополнены, что должно быть удалено или добавлено.
Шаг 7. Финальная публикация викидокумента. После обсуждения каждый из участников вики-проекта вносит изменения и корректировки в свой фрагмент вики-документа.
Шаг 8. Презентация вики-документа. После публикации в сети Интернет созданного студентами вики-документа один из студентов представляет проект перед большой группой студентов.
Этап III. Оценочный.
Шаг 9. Оценка презентации проекта преподавателем и студентами.
Шаг 10. Оценка участия студентов в проектной деятельности по созданию вики-документа.
1. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку на основе новых информационно-коммуникационных интернет-технологий. М., 2QlQ.
2. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.Q: Социальный сервис вики в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2QQ9. № З. С. 2-8.
3. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.Q в создании виртуальной образовательный среды для изучения иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2QQ9. № 3. С. 2б-З1.
4. Кошеляева Е.Д. Использование социального сервиса вики на занятиях по иностранному языку // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2Q1Q. Вып. № 4 (84). С. 119-122.
З. Warschauer M. Computer-Mediated Collaborative Learning: Theory and Practice // The Modern Language Journal. l997. № 8l (4). P. 47Q-481.
6. Полат Е. С. Интернет на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2QQ1. № 2, 3.
7. Сафонова В.В., Сысоев П.В. Программы общеобразовательных учреждений. Английский язык. Элективные курсы. Культуроведение США: 1Q-11 классы. М., 2QQ4.
8. Сафонова В.В., Сысоев П.В. Элективный курс по культуроведению США в системе профильного обучения английскому языку // Иностранные языки в школе. 2005. № 2. С. 7-1б.
9. Сафонова В.В., Сысоев П.В. Английский язык. Элективные курсы. Культуроведение Великобритании. Культуроведение США: 1Q-11 классы. М., 2QQ7.
1Q. Fried-Booth D.L. Modelling of teaching practice for future teachers of the English language // Journal of linguistic studies. 2QQ9. № 2 (2). P. 7З-8З.
11. Downes S. Educational blogging // EDUCAUSE. 2QQ4. № 39 (З). P. 14-2б.
12. Павельева Т.Ю. Коммуникативно-речевые умения, развиваемые на основе социального сервиса блогов // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2QQ9. Вып. 1Q (78). С. 24З-248.
Поступила в редакцию 20.02.2011 г.
UDC 371.3
TECHNOLOGY OF WRITING SKILLS DEVELOPING OF LANGUAGE UNIVERSITY STUDENTS VIA WIKI Yulia Yuryevna Markova, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Post-graduate Student of Theory and Practice of English Language Teaching Department, e-mail: [email protected]
This paper addresses the issue of the writing skills development of language university students via wiki. The author proposes an algorithm, consisting of three stages and ten steps.
Key words: ICT; wiki; communicative competence; Web 2.0.
1З0