Научная статья на тему 'Алгоритм развития умений письменной речи студентов языкового вуза посредством социального сервиса вики'

Алгоритм развития умений письменной речи студентов языкового вуза посредством социального сервиса вики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
448
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКТ / ВИКИ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ВЕБ 2.0 / WEB 2.0 / ICT / WIKI / COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркова Юлия Юрьевна

Данная статья посвящена вопросу разработки алгоритма развития умений письменной речи студентов языкового вуза посредством социального сервиса вики. В ней автор предлагает алгоритм, состоящий из трех этапов и десяти шагов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF WRITING SKILLS DEVELOPING OF LANGUAGE UNIVERSITY STUDENTS VIA WIKI

This paper addresses the issue of the writing skills development of language university students via wiki. The author proposes an algorithm, consisting of three stages and ten steps.

Текст научной работы на тему «Алгоритм развития умений письменной речи студентов языкового вуза посредством социального сервиса вики»

УДК 371.3

АЛГОРИТМ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВОГО ВУЗА ПОСРЕДСТВОМ СОЦИАЛЬНОГО СЕРВИСА ВИКИ

© Юлия Юрьевна Маркова

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры теории и практики преподавания английского языка, e-mail: flmel@yandex.ru

Данная статья посвящена вопросу разработки алгоритма развития умений письменной речи студентов языкового вуза посредством социального сервиса вики. В ней автор предлагает алгоритм, состоящий из трех этапов и десяти шагов.

Ключевые слова: ИКТ; вики; коммуникативная компетенция; Веб 2.0.

Социальный сервис вики является одним из социальных сервисов Интернета нового поколения, который может быть использован в обучении иностранному языку. Несмотря на свое относительно недавнее появление, некоторые исследователи использовали данный социальный сервис в обучении иностранному языку, предлагая технологии и алгоритмы [1-5].

В данной работе рассмотрим некоторые алгоритмы использования вики в обучении иностранному языку для того, чтобы разработать собственный алгоритм развития умений письменной речи студентов языкового вуза посредством социального сервиса вики.

В своих работах, посвященных использованию интернет-технологий в языковом образованию, Е.С. Полат также рассматривала этапы организации проектной деятельности учащихся в школе. Она предлагала следующее:

- начинать следует с выбора темы проекта, его типа, количества участников;

- учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики;

- далее следует распределить задачи по группам, обсудить возможные методы исследования, поиск информации, творческие решения;

- организовать самостоятельную работу участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам;

- провести текущие обсуждения полученных данных в группах;

- провести защиту проектов, оппонирование [6].

Предложенные Е.С. Полат этапы проекта носят общедидактический характер и могут быть использованы для реализации проекта любого типа. В данной технологии Е.С. Полат обращает особое внимание на коллективную работу учащихся. В отличие от других авторов, у Е.С. Полат более подробно расписан подготовительный этап, где каждый шаг учащегося организован учителем, который также осуществляет промежуточный контроль.

Интерес для анализа представляют долгосрочные проекты культуроведческой направленности продолжительностью в 1 семестр или 1 год. В своем исследовании В.В. Сафонова и П.В. Сысоев [7-9] предлагают следующие этапы реализации проектной деятельности:

- ввод в проектную деятельность: ознакомление школьников с возможностью участвовать в предлагаемых проектах и обсуждение их;

- планирование работы над проектом: обсуждение цели и содержания проекта; прогнозирование объема работ и т. д.;

- подготовка материалов на английском языке с привлечением материалов на русском языке, помогающих в дальнейшем сбору и систематизации информации (писем-запросов, анкет и т. д.);

- выполнение проекта во внеучебное время;

- подготовка к организации выставки и устной презентации проекта, а также их обсуждение;

- устная презентация проекта и ответы на вопросы;

- оценка работы по проекту [7, с. 76-77].

Отличительной чертой данных проектов

является то, что большая часть работы вы-

полняется во внеаудиторное время и акцент ставится именно на самостоятельную деятельность учащихся. Роль учителя является ключевой на начальном и заключительном этапах, тогда как ученикам предоставляется относительная автономность на промежуточных этапах работы над проектом.

В своем исследовании Д. Фрид-Бус [10] предлагает технологию реализации проектной деятельности обучающихся, состоящую из трех этапов.

Этап 1. Планирование проекта: преподаватель и обучающиеся обсуждают содержание своего проекта на иностранном или на родном языке. На этом этапе обсуждаются и намечаются некоторые языковые средства, необходимые для выполнения проекта, а также конечный продукт (результат).

Этап 2. Реализация проекта: этот этап может включать такие виды деятельности, как опрос прохожих на улице, анкетирование сверстников, преподавателей, родителей и т. д. Обучающимся на данном этапе необходима поддержка и мониторинг со стороны преподавателя.

Этап 3. Создание конечного результата, который должен быть вполне конкретным. Он может быть представлен в самых различных формах - постер, стенгазета, журнал, Web-сайт, эссе для обсуждения в сети и т. д. Целесообразно пригласить коллег и других обучающихся на презентацию конечного результата. Можно провести формальное или неформальное оценивание продукта и получить обратную связь, а также выполнить серию упражнений на закрепление языковых структур, используемых на втором этапе работы над проектом [10].

П.В. Сысоев и М.Н. Евстигнеев [1, 2] предлагают следующий алгоритм использования социального сервиса вики для развития умений обучающихся по соизучению родной культуры и культуры страны ИЯ.

Шаг 1. Преподаватель создает собственную вики-страницу, где он размещает информацию о курсе или предмете в качестве образца для студентов.

Шаг 2. Преподаватель предлагает обучающимся создать собственные учебные вики-страницы.

Шаг 3. Студентам предлагается еженедельно добавлять новую информацию в свои учебные вики-страницы.

Шаг 4. Студенты знакомятся со страницами своих одногрупников и корректируют их.

Шаг 5. Оценка [1, 2].

Исследуя возможности применения социального сервиса вики в учебном процессе, канадский исследователь С. Доунс [11] выделяет следующие этапы использования учебных вики-страниц в обучении иностранным языкам:

- преподаватель объясняет студентам цели и сущность проекта;

- преподаватель создает свою собственную страницу для размещения расписания, объявлений, информации о предмете (классная зона);

- студенты создают учебные вики-страницы для размещения домашних заданий и межличностного общения (публичная зона);

- преподаватель еженедельно проверяет страницы, созданные студентами, оценивая их работы;

- в конце курса или семестра проводится общая дискуссия, где студенты обмениваются мнениями, накопленным опытом, а также вносят предложения по улучшению курса [11].

Анализ данного алгоритма показывает, что автор разграничивает виды учебных вики-страниц, как и П.В. Сысоев и М.Н. Евстигнеев. Кроме того, он предлагает систематический контроль преподавателя за публикациями. Но в отличие от других исследователей (Е.С. Полат, Л.К. Раицкая, В.В. Сафонова, П.В. Сысоев) в алгоритме не уделяется должного внимания обсуждению методов исследования, возможных трудностей, возникающих при проведении исследования и способов сбора информации.

Кроме того, изучение работы С. Доунс показывает, что автор не аргументирует выбор именно сервиса вики для развития конкретных умений письменной речи. В описании нигде не сказано о создании учащимися единого проекта! Более того, анализ примеров и заданий свидетельствует о том, что все задания выполнялись индивидуально. В этой связи, на наш взгляд, для решения поставленных учебных задач более уместно было бы использовать учебный интернет-блог, предназначенный для модерирования одним обучающимся.

Вместе с тем видится необходимым рассмотреть некоторые технологии развития

умений письменной речи посредством учебных интернет-блогов.

Т.Ю. Павельева в своей работе, посвященной развитию умений письменной речи студентов посредством учебного интернет-блога, обращалась к вопросу разработки технологии организации учебной деятельности студентов. Ее технология состояла из четырех этапов.

Этап 1. Подготовительный (технический). На этом этапе предполагается осуществление подготовительной работы по созданию преподавательского и персональных блогов студентов, а также снятие технических трудностей.

Этап 2. Установочный. На данном этапе преподаватель публикует план работы на четверть / семестр с перечнем дат занятий, календарными сроками выполнения заданий, критериями оценки каждого вида работы. Студенты обновляют и продолжают оформлять свои блоги.

Этап 3: Процессуальный. На данном этапе преподаватель определяет частоту и объем обязательных публикаций обучающихся. Студенты публикуют свои работы в блогах и через функцию комментариев оценивают и обсуждают работы одногруппников. Задача преподавателя на этом этапе - посредством функции комментариев контролировать и направлять деятельность студентов.

Этап 4. Оценочный. На данном этапе осуществляется оценка преподавателем итоговых работ студентов на основе выделенных им критериев, заранее сообщавшихся студентам [12].

Анализ приведенных выше алгоритмов и технологий организации проектной деятельности обучающихся, направленной на развитие умений письменной речи, позволяет выделить следующие моменты, которые необходимо будет отразить в нашем алгоритме.

Во-первых, все разработанные авторами алгоритмы и технологии включают вводный этап. Его целью является знакомство обучающихся с особенностями использования интернет-технологий в процессе обучения иностранному языку и компьютерно-опосредованной коммуникации посредством данных технологий. Кроме того, во всех алгоритмах и технологиях присутствует этап создания собственных работ студентов по модели, предлагаемой преподавателем. Важность

вводного этапа не оставляет сомнений, т. к. у студентов должно сложиться четкое понимание цели и задач обучения иностранному языку посредством социального сервиса вики, а также технические навыки его самостоятельного использования в учебном процессе.

Во-вторых, многие исследователи в сценарии проектной деятельности включили контроль и самоконтроль (Е.С. Полат, В.В. Сафонова, П.В. Сысоев, Л.К. Раицкая). В некоторых случаях студенты могут ознакомиться со шкалами оценки конечного продукта непосредственно перед началом работы над проектом, что, на наш взгляд, чрезвычайно важно.

В-третьих, при организации проектной деятельности посредством интернет-технологий необходимо не сводить весь проект во внеаудиторную плоскость. Необходимо включить в технологию этап межличностного общения между участниками проекта с целью обсуждения хода и результатов проекта.

Приняв во внимание позиции ученых и вышеперечисленные моменты, а также специфику работы с социальным сервисом вики, в данном исследовании мы предлагаем свой алгоритм развития умений письменной речи студентов языкового вуза посредством социального сервиса вики, состоящий из 3 этапов и 10 шагов.

Этап I. Подготовительный.

Шаг 1. Знакомство студентов с целью вики-проекта. Преподаватель объясняет студентам цели вики-проекта, ожидаемый конечный результат, знакомит с алгоритмом действий, знакомит со шкалами оценки википроекта и участия в проектной деятельности. Студенты разбиваются на группы по 3-4 человека.

Шаг 2. Знакомство с правилами размещения информации на вики-страничке.

Преподаватель дает студентам адрес викисервера, на котором будут создаваться учебные вики-документы, знакомит студентов с правилами размещения текстовой, фото и аудиовизуальной информации на вики-страничке, способами внесения изменений в уже опубликованный материал, а также с тем, как вернуться к ранней версии учебного викидокумента.

Шаг 3. Показательное занятие. Преподаватель проводит показательное занятие, иллюстрируя студентам, как осуществляется

размещение текстовой, фото- и аудиовизуальной информации на вики-страничке, внесение изменений в уже опубликованный материал и возврат к первоначальной версии вики-документа.

Этап II. Процессуальный.

Шаг 4. Выбор темы и подбор материала для вики-странички. Разбившись на мини-группы, студенты вместе с преподавателем выбирают жанр и тему будущего викидокумента, участвуют в мозговом штурме, выделяют подразделы или аспекты викидокумента, распределяют подразделы между собой, осуществляют поиск и подбор материала.

Шаг 5. Написание и публикация черновой версии вики-документа.

Каждый из участников проекта готовит свой фрагмент вики-документа в редакторе Word, а затем размещает его в общем викидокументе.

Шаг 6. Обсуждение в мини-группах черновой версии вики-документа. В минигруппах студенты обсуждают черновую версию вики-документа, принимают решение, какие изменения должны быть внесены, какие разделы вики-документа должны быть сокращены или дополнены, что должно быть удалено или добавлено.

Шаг 7. Финальная публикация викидокумента. После обсуждения каждый из участников вики-проекта вносит изменения и корректировки в свой фрагмент вики-документа.

Шаг 8. Презентация вики-документа. После публикации в сети Интернет созданного студентами вики-документа один из студентов представляет проект перед большой группой студентов.

Этап III. Оценочный.

Шаг 9. Оценка презентации проекта преподавателем и студентами.

Шаг 10. Оценка участия студентов в проектной деятельности по созданию вики-документа.

1. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку на основе новых информационно-коммуникационных интернет-технологий. М., 2QlQ.

2. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.Q: Социальный сервис вики в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2QQ9. № З. С. 2-8.

3. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.Q в создании виртуальной образовательный среды для изучения иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2QQ9. № 3. С. 2б-З1.

4. Кошеляева Е.Д. Использование социального сервиса вики на занятиях по иностранному языку // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2Q1Q. Вып. № 4 (84). С. 119-122.

З. Warschauer M. Computer-Mediated Collaborative Learning: Theory and Practice // The Modern Language Journal. l997. № 8l (4). P. 47Q-481.

6. Полат Е. С. Интернет на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2QQ1. № 2, 3.

7. Сафонова В.В., Сысоев П.В. Программы общеобразовательных учреждений. Английский язык. Элективные курсы. Культуроведение США: 1Q-11 классы. М., 2QQ4.

8. Сафонова В.В., Сысоев П.В. Элективный курс по культуроведению США в системе профильного обучения английскому языку // Иностранные языки в школе. 2005. № 2. С. 7-1б.

9. Сафонова В.В., Сысоев П.В. Английский язык. Элективные курсы. Культуроведение Великобритании. Культуроведение США: 1Q-11 классы. М., 2QQ7.

1Q. Fried-Booth D.L. Modelling of teaching practice for future teachers of the English language // Journal of linguistic studies. 2QQ9. № 2 (2). P. 7З-8З.

11. Downes S. Educational blogging // EDUCAUSE. 2QQ4. № 39 (З). P. 14-2б.

12. Павельева Т.Ю. Коммуникативно-речевые умения, развиваемые на основе социального сервиса блогов // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2QQ9. Вып. 1Q (78). С. 24З-248.

Поступила в редакцию 20.02.2011 г.

UDC 371.3

TECHNOLOGY OF WRITING SKILLS DEVELOPING OF LANGUAGE UNIVERSITY STUDENTS VIA WIKI Yulia Yuryevna Markova, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Post-graduate Student of Theory and Practice of English Language Teaching Department, e-mail: flmel@yandex.ru

This paper addresses the issue of the writing skills development of language university students via wiki. The author proposes an algorithm, consisting of three stages and ten steps.

Key words: ICT; wiki; communicative competence; Web 2.0.

1З0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.