Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНТЕГРАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ПРОЦЕСС ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ'

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНТЕГРАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ПРОЦЕСС ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
219
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ключевые слова: Онлайн-обучение / социальные сети / изучение иностранных языков. / Keywords: Online learning / social networks / learning foreign languages.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лукина Дарья Андреевна

Изучение иностранных языков является неотъемлемой частью жизни современного человека. Доступность путешествий, глобализация и необходимость развития межнациональных связей ежегодно повышают значимость бии полилингвальности. В связи с этим возрастает вариативность методики освоения иностранных языков. Классические занятия с преподавателем при всей свое эффективности уже не могут соответствовать требуемой быстроте обучения, что порождает широкий спектр услуг по самообразованию. На сегодняшний день особо востребованным является онлайн-обучение, способствующее развитию языковых компетенций в наиболее комфортной обстановке. Стоит заметить, что рост популярности социальных сетей предоставляет смешение образовательного и развлекательного контента, предоставляющего платформу для легкого обучения. В данной статье авторами проводится исследование эффективность изучения иностранных языков на базе социальной сети Instagram.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF EFFICIENCY OF INTEGRATION OF SOCIAL NETWORKS IN THE PROCESS OF LEARNING FOREIGN LANGUAGES

Learning foreign languages is an initial part of modern life. The availability of travel, globalization and the need to develop interethnic ties annually increase the importance of bi and multilingualism. In this regard, the variability of the methods of mastering foreign languages increases. Classical lessons with a teacher, with all their effectiveness, can no longer meet the required speed of learning, which gives rise to a wide range of self-education services. Today, online training is particularly popular, which contributes to the development of language skills in the most comfortable environment. It is worth noting that the growing popularity of social networks provides a mix of educational and entertainment content, providing a platform for easy learning. In this article, the authors conduct a study of the effectiveness of learning foreign languages on the basis of the social network Instagram.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНТЕГРАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ПРОЦЕСС ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ»

32

PEDAGOGICAL SCIENCES / «ШУУШШУМ-ЛШШаИ» #319©), 2©21

викладаннi, так i у використанш цифрових техно-логiй, адже сьогоднi цi два процеси взаемо-пов'язаш. Бiльш високi показники серед учителiв пов'язaнi з 1хшм бажанням пiдвищити свiй статус як педагопв, а також i3 мaтерiaльною винагоро-дою, якою часто супроводжуються таш конкурси.

Виходячи з вищенаведеного дослвдження ми можемо визначити проблемне поле в шдготовщ вчителiв до використання цифрових технологiй:

— вiдсутнiсть державних освггшх стaндaртiв i чигсо! системи у тдготовки мaйбутнiх учителiв гумаштарних спецiaльностей до використання цифрових технологш, що призводить до того, що вчи-телi мають вивчати можливосп цифрових техноло-гiй в освгтньому процесi сaмостiйно або тд час проходження курсiв шдвищення квaлiфiкaцil вже при прaцi в школц

— вiдсутнiсть системи безперервно! освгга та оцiнювaння досягнення учителем певних квaлiфi-кaцiй, зaкрiплених в стандартах, що стосуються подготовки вчителiв у сферi використання цифрових технологш в навчаннц

— необхiднiсть модершзацп системи освiти у зв'язку з процесами демократизаций, гумашзаци, гу-манггаризацп в сучасному суспiльствi, розширен-ням сфер використання цифрових технологiй i шд-вищенням 1х як1сних характеристик;

— проблема розробки комп'ютерно-орiенто-ваних методичних систем навчання всiх навчаль-них предметiв;

— попри активну полiтику впровадження цифрових технологш з боку держави (таких, як заку-пiвля iнтерaктивних дощок, тощо), вiдсутнiсть практичних навичок 1х використання як у студен-тiв, так i у 1х виклaдaчiв;

— ввдсутшсть реaлiзaцil реформ одночасно на

УДК - 372.8

уах рiвнях освiтнiх структур, що призводить лише до точкового розв'язання проблеми, але не змiнюе цшо! картини.

Список лггератури

1. Баранова О. В. ФОРМУВАННЯ 1НФОРМАЦШНО1 ТА КОМУН1КАЦШНО1 КОМПЕТЕНТНОСТИ МАЙБУТН1Х ВЧИТЕЛ1В ПОЧАТКОВИХ КЛАС1В В УМОВАХ ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРАТУ: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Баранова Ольга Володимирiвнa -Нижнш Новгород, 2017. - 219 с.

2. Гриб'юк О. О. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОПЧШ АСПЕКТИ ВИКОРИСТАННЯ КОМП'ЮТЕРНООР1£НТОВАНИХ СИСТЕМ НАВЧАННЯ В КОНТЕКСТ ЯКОСТ1 ОСВ1ТИ [Електронний ресурс] / О. О. Гриб'юк // 1нститут ш-формaцiйних технологш i зaсобiв навчання НАПНУ - Режим доступу до ресурсу: http://www.inpsy.naps.gov.ua/Images/Files/grybyuk-03-12-2013+ 63 1386718686 file.pdf.

3. Жалдак М. I. Становлення i розвиток методично! системи навчання шформатики в школах i педагопчних унiверситетaх Украши [Електронний ресурс] / М. I. Жалдак, Ю. С. Рамський - Режим доступу до ресурсу: https://sj.npu.edu.ua/index.php/kosn/article/download/ 286/248

4. Керiвництво по адаптацп Рамкових реко-мендaцiй ЮНЕСКО по структурi 1КТ-компетентностi вчител1в (методологiчний пiдхiд до ло^заци UNESCO ICT-CFT). -М .: 1ВЦ «Статистика Росп» - 2013. - 72 с.

5. Кобенкулова Ж. Т. ПЕДАГОГИИ ОСНОВИ ФОРМУВАННЯ 1КТ - КОМПЕТЕНЦ1Й УЧН1В КОЛЕДЖ1В : дис. канд. пед. наук : 13.00.02 / Кобенкулова Жанар Токтакиновна - Бшкек, 2017. - 139 с.

Лукина Дарья Андреевна Российский университет дружбы народов Институт иностранных языков 3 курс Лингвистика теория и методика преподавания иностранных языков и культур DOI: 10.24412/2520-2480-2021-390-32-34 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНТЕГРАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ПРОЦЕСС ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Lukina Daria Andreevna

Peoples' Friendship University of Russia University of the Foreign languages 3 course Linguistics theory and teaching methods foreign languages and cultures

ASSESSMENT OF EFFICIENCY OF INTEGRATION OF SOCIAL NETWORKS IN THE PROCESS

OF LEARNING FOREIGN LANGUAGES

Аннотация:

Изучение иностранных языков является неотъемлемой частью жизни современного человека. Доступность путешествий, глобализация и необходимость развития межнациональных связей ежегодно повышают значимость би- и полилингвальности. В связи с этим возрастает вариативность методики освоения иностранных языков. Классические занятия с преподавателем при всей свое эффективности уже не могут соответствовать требуемой быстроте обучения, что порождает широкий спектр услуг

«етуушиим-лшшау» #мш, 2021 / pedagogical sciences

33

по самообразованию. На сегодняшний день особо востребованным является онлайн-обучение, способствующее развитию языковых компетенций в наиболее комфортной обстановке. Стоит заметить, что рост популярности социальных сетей предоставляет смешение образовательного и развлекательного контента, предоставляющего платформу для легкого обучения. В данной статье авторами проводится исследование эффективность изучения иностранных языков на базе социальной сети Instagram.

Abstract:

Learning foreign languages is an initial part of modern life. The availability of travel, globalization and the need to develop interethnic ties annually increase the importance of bi - and multilingualism. In this regard, the variability of the methods ofmastering foreign languages increases. Classical lessons with a teacher, with all their effectiveness, can no longer meet the required speed of learning, which gives rise to a wide range ofself-education services. Today, online training is particularly popular, which contributes to the development of language skills in the most comfortable environment. It is worth noting that the growing popularity of social networks provides a mix of educational and entertainment content, providing a platform for easy learning. In this article, the authors conduct a study of the effectiveness of learning foreign languages on the basis of the social network Instagram.

Ключевые слова: Онлайн-обучение, социальные сети, изучение иностранных языков.

Keywords: Online learning, social networks, learning foreign languages.

Глобальное распространение интернета отчетливо прослеживается в современном мире. Согласно отчетам Digital 2020 [1] за 2020 год количество пользователей сети Интернет выросло на 7% (+298 млн. новых интернет-пользователей), аудитория социальных сетей составила более 3,8 миллиардов человек (+321 млн. за 2020 год).

Пандемия COVID-19 за последний год объяснила, что формирование навыков компьютерной грамотности необходимо практически каждому члени общества. Особенно остро данный факт отразился на сфере образования.

Также важно, что онлайн-образование давно стало привычным для школьников и студентов. Во многом данный процесс обусловлен развитием образовательных блогов в социальных сетях. Сегодня социальные сети представляют собой не только развлекательную, но и образовательную платформу.

Исследования эффективности внедрении в образовательный процесс информационных технологий представляют собой новую активно развивающуюся научную парадигму. Раскрывая многогранность воздействия социальных сетей и интернет-технологий, ученые представляют противоречивый характер виляния медиа среды на когнитивные компетенции пользователей.

Книга Дж.Н. Карр [8] описывает пагубное влияние интернет-ресурсов на некоторые когнитивные компетенции, среди которых - долгосрочная память, концентрация и способность к критическому мышлению.

Однако положительная динамика интеграции веб-ресурсов была замечена в работах других исследователей. T.Patel [2, c.70-76] обращает внимание на более высокий уровень мотивации студентов при обучении с использованием информационных технологий. Успешная интеграция социальных сетей в образовательную среду демонстрируется в работах Shih, Ru-Chu [3, c.829-834], Wichadee [7, c.1206-1215]. Развитие навыков письменной речи, формирование образа правильного пунктуационного строения и орфографических особенностей речи были названы положительными результатами внедрения социальных сетей в процесс обучения английскому языку.

Следует отметить, что использование социальных сетей - отличный способ погружения в языковую среду. Это связано с тем фактом, что диджи-тал-пространство объединяет людей со всего мира посредством передачи контента, который актуализирован интересам пользователя.

Также именно социальные сети являются местом для общения. Постоянное общение в мессен-джерах является решающим фактором эффективности образовательной деятельности в социальных сетях. Коммуникативные компетенции требуют осознанного использования языковых средств, что мотивирует и вынуждает учащихся быть сосредоточенными при изучении иностранного языка. При общении на иностранном языке особенно активно развивается тезаурус и разрушается языковой барьер.

Отделено следует отметить, что сегодня социальные сети представляют собой не только способ развлечения и общения, но и развивающиеся образовательные платформы.

В ходе исследования был проведён социологический опрос студентов в возрасте от 17 до 27 лет. В опросе приняли участие 215 человек. Согласно результатам исследования 75% респондентов подписаны на блоги по изучению иностранных языков. Лидирующие позиции занимают такие социальные сети как <аш1а^ат, вконтакте, йк-Юк». Для дальнейшего исследования автором был выбран лидер по популярности - социальная сеть 1ш1а^ат.

Особой популярностью пользуются языковые блоги в Инстаграм (согласно опросу, 70,7% опрошенных студентов проводят там больше всего времени).

Характер образовательной модели следует обозначить как пассивное обучение со слабо выраженной или ограниченной обратной связью. Данный факт связи требует от студента большего времени для внедрения лексических единиц в активный словарный запас. В основном, обратная связь представляет собой тестирование, позволяющее проверить уровень освоения увиденного контента.

Стоит отметить неформальный характер передачи информации. 89% популярных языковых бло-гов, участвующих в исследовании, привлекают пользователей простотой входящей информации. Сопряженность личной истории, персонализация

34

PEDAGOGICAL SCIENCES / «ШЦУШШУМ-ЛШШаИ» #319©), 2021

автором своего контента создают прочную связь в субъектно-объектной модели образования, способствующей активизации восприятия. Апеллируя к эмоциональному восприятию аудитории онлайн-преподаватель провоцирует большую вовлеченность обучающихся. Данный факт подтверждается исследованиями S.Symons и Blair T.Johnson [5]. Ученые утверждают, что эмоциональная вовлеченность повышает уровень усвоения нового тезауруса.

Передача образовательного контента происходит посредством постов и сторис, где блогер-пре-подаватель самостоятельно выбирает тему информационного сообщения. Упрощение передаваемого контента и его развлекательный характер стирают грань между отдыхом и обучением, что имеет противоречивые последствия. Также стоит отметить сложную навигацию в предлагаемом контенте. На образовательных инстаграм-платформах пользователь редко определяет, какую именно информацию он потребляет. Неактуальность социального инпута может препятствовать освоению иностранного языка. Большинство блогеров предпочитают расширять тезаурус подписчиков посредством называния окружающих его предметов на иностранном языке. Этот процесс представляется тематическими блоками. Важно заметить, что сопутствующий видео-контент способствует лучшему восприятию. Исследования Lionel Standing [4, c.207-222] обосновывают приоритетность визуализации при обучении иностранному зыку.

Чтобы выявить эффективность изучения иностранных языков на платформе Instagram, был проведён эксперимент и социологический опрос студентов. В опрос принимали участие 215 студентов языковых и неязыковых вузов. Респонденты выражали свое мнение касательно эффективности изучения иностранных языков в Instagram. 60,5% опрошенных ответили "Скорее да", 16,2%-"опреде-ленно да", 21,7% считают, что Instagram образование скорее не эффективно, другие уверены, что это непродуктивная методика освоения языка.

В ходе исследования была сформирована контрольная группа учащихся (30 человек). Автором статьи был отобран ряд языковых блогов, вызывающих интерес у участников эксперимента. На протяжении месяца автором производился анализ контента блогера для составления входного тестирования. Тестовые задания составлены индивидуально в соответствии с интересами участников эксперимента. Начальное тестирование включало в себя 10 индивидуальных заданий на основе представленной блогером информации. Затем каждый участник эксперимента на протяжении недели просматривал в обычном режиме истории и посты отобранных языковых блогов без целенаправленного запоминания. Результаты эксперимента показывают положительную динамику в освоении иностранного языка.

Тестирование составлено из лексического и грамматического блоков по 5 вопросов в каждом. Средний показатель знания по заявленным блокам вводного тестирования составил 22,2% правильных ответов.

Показатели итогового тестирования значительно выше. Результаты конечного теста показывают, что 73% упомянутых слов были приняты в активный словарный запас. Участники эксперимента также демонстрируют высокий уровень владения грамматикой. 67% представленных грамматических конструкций были усвоены участниками эксперимента.

Следует отметить, что 64% респондентов активно не используют полученную информацию и объясняют 23% правильных ответов «языковым чутьем» или уровнем остаточного знания.

Таким образом, изучения иностранных языков на платформе Instagram можно считать эффективной методикой обучения. Однако данная методология показывает свою продуктивность только при активном использовании в речи полученных знаний.

Полученные результаты требуют дальнейшего исследования механизмов памяти при активном и пассивном обучении.

Список литературы:

1. DIGITAL. 2020: GLOBAL DIGITAL OVERVIEW 2020. URL: https://dev.by/news/vyshel-svezhii-otchyot-digital-2020-global-overview-o-cifrovykh-trendakh. [Accessed October 30, 2020] http://digitalcommons.uconn.edu/chip_docs/9

2. Patel, T. 2015.Analyzing the Impact of Social Networks on English Language Teaching.ELT VIBES: International E-Journal For Research in ELT 1(2): 7076.

3. Shih, Ru-Chu. 2011. Can Web 2.0 technology assist college students in learning English writing Integrating Facebook and peer assessment with blended learningAustralasian Journal of Educational Technology 27 (SI, 5): 829-834.

4. Standing L. (1973): Learning 10000 pictures, Quarterly Journal of Experimental Psychology, 25:2, 207-222

5. Symons, Cynthia S. and Johnson, Blair T., "The Self-Reference Effect in Memory: A Meta-Anal-ysis" (1997). CHIP Documents. Paper 9.

6. Wang, J., Lin, C., Yu, W., Wu, E. 2012. Meaningful engagement in Facebook learning environments: Merging social and academic lives. Turkish Online Journal of Distance Education 14(1): 302-322.

7. Wichadee, S. 2013. Peer Feedback on Face-book: The Use of Social Networking Websites to Develop Writing Ability of Undergraduate Students. Turkish Online Journal of Distance Education-TOJDE 14(4):p.1206-1215.

8. Карр Николас Дж. The Shallows: What the Internet is Doing to Our Brains. - BestBusinessBooks. 2012.-С.256

9. Тункун Яна Анатольевна, Павловская Ирина Юрьевна// Межполушарная асимметрии и сенсорные предпочтения как определяющие факторы успешности обучения иностранному языку [Электронный ресурс]// Режим доступа: https ://cyberleninka. ru/article/n/mezhpolusharnaya-asimmetrii-i-sensornye-predpochteniya-kak-opredelyayuschie-faktory-uspeshnosti-obucheniya-inostrannomu-yazyku - Дата размещения: 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.