Научная статья на тему 'Микрокурсы в социальных сетях'

Микрокурсы в социальных сетях Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
526
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE / INTERNET / SOCIAL NETWORK / DISTANCE LEARNING / E-LEANING / SMART EDUCATION / MICROLEARNING / РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В ОБУЧЕНИИ РКИ / ИНТЕРНЕТ / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / МИКРООБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ивкина М.И.

Статья посвящена варианту дистанционного обучения русскому языку как иностранному посредством микрокурсов в социальных сетях. Дистанционное образование сегодня имеет большие перспективы. Многие университеты и школы уже проводят обучение посредством сети интернет. В статье рассматриваются возможности микрообучения в мобильных приложениях YouTube, Instagram, Facebook и языковых приложениях. Намечены перспективы развития микрообучения в преподавании русского языка как иностранного на основе глобальной сети Интернет. На сегодняшний день число интернет пользователей увеличилось, растёт и количество пользователей социальных сетей. В связи с этим в статье мы разбираем формы проведения микрокурсов в популярных социальных сетях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MICROLEARNING IN SOCIAL NETWORKS

The paper is dedicated to the option of distance learning Russian as a foreign language through microcourses in social networks. Today distance education has great prospects. Many universities and schools have educational courses to be given via the Internet. The article discusses possibilities of microlearning in mobile applications YouTube, Instagram, Facebook and language teaching software. The prospects for the development of micro-education in teaching Russian as a foreign language are outlined on the basis of the global Internet. Nowadays, the number of Internet users has increased, and the number of users of social networks is also growing. In this regard, in the article the researcher analyzes the form of microcourses in most popular social networks.

Текст научной работы на тему «Микрокурсы в социальных сетях»

УДК 378

Ivkina M.I., teacher, Institute of Russian Language and Culture, Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia), E-mail: marina_poy@mail.ru

MICROLEARNING IN SOCIAL NETWORKS. The paper is dedicated to the option of distance learning Russian as a foreign language through microcourses in social networks. Today distance education has great prospects. Many universities and schools have educational courses to be given via the Internet. The article discusses possibilities of microlearning in mobile applications YouTube, Instagram, Facebook and language teaching software. The prospects for the development of micro-education in teaching Russian as a foreign language are outlined on the basis of the global Internet. Nowadays, the number of Internet users has increased, and the number of users of social networks is also growing. In this regard, in the article the researcher analyzes the form of microcourses in most popular social networks.

Key words: Russian as a foreign language, Internet, social network, distance learning, e-leaning, Smart Education, distance learning, microlearning.

М.И. Ивкина, преподаватель Института русского языка и культуры, Московский государственный университета имени М.В. Ломоносова,

г. Москва, E-mail: marina_poy@mail.ru

МИКРОКУРСЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Статья посвящена варианту дистанционного обучения русскому языку как иностранному посредством микрокурсов в социальных сетях. Дистанционное образование сегодня имеет большие перспективы. Многие университеты и школы уже проводят обучение посредством сети интернет. В статье рассматриваются возможности микрообучения в мобильных приложениях YouTube, Instagram, Facebook и языковых приложениях. Намечены перспективы развития микрообучения в преподавании русского языка как иностранного на основе глобальной сети Интернет. На сегодняшний день число интернет пользователей увеличилось, растёт и количество пользователей социальных сетей. В связи с этим в статье мы разбираем формы проведения микрокурсов в популярных социальных сетях.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, электронная образовательная среда в обучении РКИ, Интернет, социальная сеть, дистанционное обучение, микрообучение.

Дистанционное образование сегодня имеет большие перспективы и осваивает новые сетевые площадки. Если в начале своего появления это были в основном дистанционные курсы на базе университетов или школы в локальной сети, то с развитием глобальной сети Интернет данные курсы стали переходить в новый открытый формат [1]. Сейчас дистанционное образование перешло в Social Media, как социальные сети, блоги, видеохостинги и т.д., возможности которых можно использовать в качестве мобильного дистанционного обучения. Появляются новые приложения для компьютеров, смартфонов и планшетов, и современный человек большую часть своего свободного времени проводит в интернете. Студенты во внеаудиторное время также пользуются интернетом для поиска информации, знакомств и общения. Мы предполагаем, что студенты могут эффективно проводить свободное время в сети после уроков в мобильных приложениях.

Современную жизнь невозможно представить без использования компьютера, гаджетов и Интернета. Интернет сегодня представляет собой масштабную сеть по поиску интересующей информации. У пользователей Интернета всё больше возможностей найти необходимую информацию за считанные минуты и, возможно, поэтому сейчас так популярна концепция «быстроты» получения и освоения информации. В связи с этим не так давно появилось новое явление в системе дистанционного образования - микрокурсы («microlearning», термин впервые появился в 2004 году в работе Герхарда Гасслера «Интегрированное микрообучение: обзор основного метода и первые результаты»), или микрообучение [2; 3]. В чём же заключается основная цель выделения новой концепции в дистанционном образовании? Предполагаем, что это связано с переменчивостью, мобильностью и стремительностью современной жизни. В течение дня обычный человек уже достигает больше целей и выполняет больше действий, чем это было каких-то 10-15 лет назад. Развитие всемирной компьютерной сети Интернет и переход обучения в дистанционную форму взаимосвязано и взаимопродолжает друг друга [4]. Дистанционное образование будет менять свои формы и микрокурсы один из таких форматов.

Мы представляем, что такие микрокурсы должны происходить в тесном взаимодействии с преподавателем. Где преподаватель будет не только давать необходимый материал, но и проверять, отслеживать процесс прохождения курса. Так, преподаватель берёт на себя функции тьютора, помощника и администратора курса. Такой контакт позволяет преподавателю осуществлять гибкость обучения, отслеживать навыки студентов и мотивировать использовать пройденный посредством курса материал в повседневной жизни или в аудитории (если преподаватель осуществляет онлайн и оффлайн обучение одновременно). Конечно, возникают и сложности. Так как преподаватель должен иметь специальные технические возможности, уметь пользоваться современными средствами связи и передачи информации и находиться в онлайн коммуникации постоянно.

Рассмотрим варианты использования микрокурса в преподавании русского языка иностранной аудитории. И для начала разберём основные составляющие микрокурса. Это время, объём учебного материала, формат занятий и постоянство.

Исходя из основных составляющих, можно сложить основную идею микрокурса - это должен быть небольшой по длительности курс, включающий в себя основной материал по теме. Формат занятий при дистанционном образовании, скорее всего, будет состоять из коротких видеосюжетов или таблиц с видеоматериалом. Также во время прохождения микрокурса важным фактором является повторяемость действий или самого процесса обучения. Так, это может быть

короткий урок на 15-20 минут, но он будет повторяться каждый день с привлечением нового материала. Что важно, при любом дистанционном образовании для микрокурса должны быть характерны:

- доступность материалов (так, учащийся может в любое удобное для него время получить доступ к нужным пройденным материалам),

- интерактивность и коммуникативность (активное взаимодействие преподавателя и учащихся в онлайн режиме),

- наглядность (все материалы представлены в удобной и запоминающейся схематичной форме),

- гибкость и мобильность процесса обучения (так, учащийся может в любое удобное для него время начать осваивать новый материал, находясь в любой точке мира, где есть доступ к сети Интернет, а преподаватель, в свою очередь, также публикуют материал и в любое удобное для него время проверяет выполненные учащимися задания).

В связи с этим стоит обратить внимание, что микрокурсы легче представить в сети Интернет, так как на сегодняшний день это самая мобильная, интерактивная и коммуникативная среда. Возможно, поэтому в сети Интернет уже появились всевозможные курсы повышения квалификации в разных профессиональных сферах. Так, сегодня уже можно пройти курсы даже на получение диплома психолога всего за один месяц. О высокой квалификации получивших диплом на данных курсах можно лишь предполагать, но с уверенностью можно сказать, что микрокурсы вошли в современную систему образования и со стороны школ, университетов стоит использовать все возможности нового формата обучения.

В сфере русского языка как иностранного микрокурсы допустимо использовать для усвоения одной грамматической или лексической темы. Так, можно создать микрокурс «Падежная система в русском языке» и разделить его на несколько уровней - элементарный, базовый, продвинутый. Студенты иностранцы будут иметь возможность улучшить свои навыки грамматики по определенной теме или же пройти новую для них тему в сети Интернет.

На сегодняшний день уже существуют микрокурсы для иностранцев, которые представлены на нескольких Интернет платформах. В первую очередь стоит остановиться на одной из лидирующих видеоплатформ YouTube, где многие молодые преподаватели русского языка как иностранного делятся своими мини уроками с иностранцами из разных стран. Формат видеоурока помогает сделать материал более интересным, разнообразным. Большой плюс - совмещение обучения и развлечения, в процессе которых студент не чувствует давления от преподавателя и системы образования, а ощущает динамичность и интерактивность обучения. Конечно, такие видеокурсы должны содержать не только видеоматериал, но и быть оснащены дополнительными текстовыми материалами. Это могут быть задания с закрепительными упражнениями для пройденного этапа или же пройденный урок в текстовом или схематичном вариантах.

Наше исследование платформы YouTube основывается на данных предоставленных нам от канала Real Russian Club (количество подписчиков более 106 тысяч).

Автором канала является преподаватель русского языка как иностранного, который заинтересовался увеличением интереса к русскому языку посредством Интернет возможностей и расширить круг студентов, которые увлечены изучением иностранного языка. Автор на своём канале не разделяет студентов по уровням, представляет материал по разным темам - интонация и фонетика, тексты в медленном звучании, грамматические объяснения и видеопутешествия по России. Студенты (в основном это США, Великобритания, Индия и Бразилия,

Рис. 1. Образ проведения микрокурса в социальной сети YouTube на канале Real Russian Club

разного возраста) самостоятельно подбирают видеоконтент в зависимости от своих интересов, уровней и знаний.

Это не самостоятельный отдельный микрокурс, но на основе такого видеоконтента можно создать закрытый видеомикрокурс для студентов разных уровней.

Стоит отметить, что при публикации видеосюжета в YouTube можно загрузить субтитры. Участники микрокурса будут иметь возможность воспользоваться данной функцией или отклонить её. Также у них есть возможность перевести субтитры на свой родной язык, что сразу увеличивает потенциальную аудиторию интересующихся русским языком.

Для микрокурсов, по нашему мнению, не подходят открытые сообщества, так как основной составляющей курса будет являться освоение определённого материала, который предназначен определённому контингенту (уровень знаний, готовность к прохождению курса, язык-посредник). А разделение по группам будет лучше стимулировать участников к прохождению микрокурса и общению между собой по пройденному материалу. Таким образом, учащиеся будут не только проходить курс самостоятельно, общаясь с преподавателем, но и иметь возможность войти в контакт с такими же учащимися, как и они, чтобы практиковать усвоенный материал во время обучения.

Ещё одним вариантом микрокурса может стать короткий марафон в популярных мобильных приложениях. Например, в социальной сети Instagram на основе аккаунта @ru_lang_club был проведён грамматический марафон по теме «Падежная система русского языка» (Russian cases in movies), где были рассмотрены изменения окончаний в единственном и множественном числах, а также основные падежные значения и были предъявлены грамматические задания на основе популярных советских фильмов (прослушать текст и вписать пропущенные слова в определенном падеже) [5]. В ходе данного исследования были проверены возможности микрокурса в открытом доступе (без ограничений по уровням) и пришли к выводу, что такие курсы возможны, но сложны в проведении именно из-за неопределенного количества участников, отличия предпочтений и языковых уровней. Но в ходе исследования мы наметили все возможности закрытого онлайн курса для студентов определенных уровня и целей.

Так, на основе аккаунта @ru_lang_club были созданы закрытые группы для студентов, которые начали обучение в Институте русского языка и культуры МГУ им. М.В. Ломоносова в сентябре 2018 года с нуля, а в октябре им предложили опробовать микрокурс посредством социальной сети Instagram. Студенты имели возможность пройти такой курс во внеаудиторное время и повторить пройденные на уроках материалы. Материалы, в свою очередь, были представлены в открытом (в аккаунте @ru_lang_club) и закрытом (отправлялись тестовые материалы) доступах. В группах был открыт чат, где студенты могли общаться между собой и с преподавателем микрокурса. Стоит отметить, что студенты данных групп достигли хороших результатов и были довольны участием в исследовании. В дальнейшем эти группы продолжили свою работу уже вне микрокурса, преподаватель

продолжает отправлять материалы для повторения и студенты по своему желанию выполняют их.

Формат обучения в социальной сети ^адгат - письменные (в публикациях или личных сообщениях) и устные (короткие истории или прямые эфиры) лекции. Студенты также имеют возможность задавать вопросы, которые видны всем участникам микрокурса, в комментариях или писать личные сообщения пользователю, а также контактировать между собой (отмечать знакомых, которым будет интересна эта информация). В процессе обучения интенсивно работает фотографическая память, поэтому стоит уделить особое внимание картинкам.

Стоит отметить, что социальная сеть Ыадгат в последнее время развивается интенсивнее: появляются новые возможности для привлечения большего числа учащихся-подписчиков (прямой эфир, короткие истории, канал ЮТ^ несколько фотографий в одной публикации) и появляется много полезных образовательных сообществ и аккаунтов.

В процессе обучения можно заниматься лексикой, грамматикой, письмом, чтением, аудированием, говорением (варианты заданий смотрите на рис. 2). С лексикой студент знакомится визуально или в формате аудиотекста, посредством изображения. Грамматические упражнения выполняются в комментариях: под каждой публикацией участник микрокурса читает текст для ознакомления с новой информацией (это может быть как грамматические объяснения, так и социокультурные аспекты жизни русских). Аудирование проходит в процессе просмотра видеосюжета или в прямом эфире. В последнем случае, общение будет происходить одномоментно, поэтому о времени и теме прямых эфиров необходимо предупреждать заранее, чтобы участники микрокурса приняли в нём участие и могли оставлять комментарии во время эфира. При таком формате студенты видят и слышат преподавателя, но ответы отправляют письменно в режиме реального времени. Говорение - один из самых сложных аспектов при обучении через социальные сети, так как межличностного контакта не получается. Однако можно

«lnstagram - бесплатное приложение для обмена фотографиями и видеозаписями с элементами социальной сети...» Ш/к/ресНа

щ

-Лексика

(новые слова с примерами употребления)

- Грамматика

(е форме теста, но только одно задание)

- Чтение

(небольшие тексты под фотографиями)

-Аудирование

(озвучивание фразы с картинки)

- Письмо

(в форме комментариев)

rujanq_club

vf'ii Н4щцнй 9 351 п"Д| И-.Ч.'4'JL. Подписи: 7 425

•R l'.l.ll I ,,Г|ф|..дс •

Study Russian with RuLangClub 9 «STORIES« QRtiLdngClLib^gmajl fan Russia w. MoSiöw 5rjísiirc35esJr_m(jvies GÉNDEKand PLURALITY///

Рис. 2. Образ образовательного аккаунта @ru_lang@club в социальной сети Instagram

с примерами заданий по видам речевой деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.