Научная статья на тему 'Некоторые особенности блога как жанра журналистики (на примере социальной сети «Инстаграм»)'

Некоторые особенности блога как жанра журналистики (на примере социальной сети «Инстаграм») Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2148
342
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛОГ / БЛОГЕР / ЖАНР / ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛИСТИКА / ВИРТУАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / СЕТЕВОЕ ЖАНРОВЕДЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ ЦЕЛЬ / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ / BLOG / BLOGGER / GENRE / ONLINE JOURNALISM / VIRTUAL COMMUNICATION / NETWORK GENRE STUDIES / COMMUNICATIVE GOAL / SOCIAL NETWORK / TARGET AUDIENCE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Витковская Н.Г., Исакова Т.Б.

Актуальность статьи обусловлена стремительным развитием интернет-коммуникации и появлением в связи с этим новых форм журналистики, которые можно отнести к жанрам виртуальной коммуникации. Интернет способствует формированию новой отрасли в жанроведении сетевого жанроведения. В статье рассматривается коммуникативное пространство блогов в жанровом и стилистическом аспектах. Определить границы жанра блога в рамках журналистики является сложной задачей из-за его многоплановости и различных подходов к изучению. Тем не менее такой жанр существует, и цель исследования дать характеристику блогу как жанру журналистики, привлекая критерии, выработанные в сетевом жанроведении. Блогеры являются активными участниками массмедийного процесса. Их популярность обусловлена тем, что они могут свободно выражать собственное мнение, не оглядываясь на учредителя и не обращая внимания на замечания редактора. Сегодня их мнением интересуются миллионы людей. Долгое время в России внимание аудитории было приковано к блогерскому сервису онлайн-дневников «Живой Журнал». Однако с появлением социальных сетей в начале 2000-х годов «Живой журнал» стал терять популярность, поскольку не мог предложить такое количество и разнообразие аудиовизуального контента, а также удобство интерфейса, как например ВКонтакте, Твиттер или Инстаграм. Анализируя наиболее популярные блоги социальной сети «Инстаграм», авторы исследования выделяют главный стилеобразующий признак жанра блога авторское «Я». Кроме того, приходят к выводу, что блог отличается единством композиционных элементов конкретизацией автора, временем создания поста, конкретизацией темы или обсуждаемого события, оценкой события, аргументами автора, наличием коллективного обсуждения (комментариев).The relevance of the article is due to the rapid development of Internet communication and the emergence of new forms of journalism in this regard, which can be attributed to the genres of virtual communication. The Internet contributes to the formation of a new industry in genre studies network genre studies. The article discusses the communicative space of blogs in the genre and stylistic aspects. Defining the boundaries of the blog genre within the framework of journalism is a difficult task due to its multifaceted nature and different approaches to the study. Nevertheless, such a genre exists, and the goal of the researcher is to characterize the blog as a journalism genre, using the criteria developed in network genre studies. Bloggers are active participants in the mass media process. Their popularity is due to the fact that they can freely express their own opinion, without looking back at the founder and not paying attention to the comments of the editor. Today, millions of people are interested in their opinions. For a long time in Russia, the attention of the audience was riveted to the blogging service of Live Journal online diaries. However, with the advent of social networks in the early 2000s, LiveJournal began to lose popularity because it could not offer such a quantity and variety of audiovisual content, as well as the convenience of an interface such as VKontakte, Twitter or Instagram. Analyzing the most popular blogs of the social network "Instagram", the authors of the study highlight the main style-forming feature of the blog genre the author's "I". In addition, they conclude that the blog is distinguished by the unity of compositional elements specification of the author, time of creation of the post, specification of the topic or event being discussed, assessment of the event, the author’s arguments, and the presence of collective discussion (comments).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности блога как жанра журналистики (на примере социальной сети «Инстаграм»)»

УДК: 82-92: 659.4 (075.8)

ББК: 80; 76

Витковская Н.Г., Исакова Т.Б.

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ БЛОГА КАК ЖАНРА ЖУРНАЛИСТИКИ (НА ПРИМЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ИНСТАГРАМ»)

Vitkovskaya N. G., Isakova T.B.

SOME BLOG FEATURES AS A GENRE OF JOURNALISM (ON THE EXAMPLE OF SOCIAL NETWORK "INSTAGRAM")

Ключевые слова: блог, блогер, жанр, интернет-журналистика, виртуальная коммуникация, сетевое жанроведение, коммуникативная цель, социальная сеть, целевая аудитория.

Keywords: blog, blogger, genre, online journalism, virtual communication, network genre studies, communicative goal, social network, target audience.

Аннотация: актуальность статьи обусловлена стремительным развитием интернет-коммуникации и появлением в связи с этим новых форм журналистики, которые можно отнести к жанрам виртуальной коммуникации. Интернет способствует формированию новой отрасли в жанроведении - сетевого жанроведения.

В статье рассматривается коммуникативное пространство блогов в жанровом и стилистическом аспектах. Определить границы жанра блога в рамках журналистики является сложной задачей из-за его многоплановости и различных подходов к изучению. Тем не менее такой жанр существует, и цель исследования - дать характеристику блогу как жанру журналистики, привлекая критерии, выработанные в сетевом жанроведении.

Блогеры являются активными участниками массмедийного процесса. Их популярность обусловлена тем, что они могут свободно выражать собственное мнение, не оглядываясь на учредителя и не обращая внимания на замечания редактора. Сегодня их мнением интересуются миллионы людей. Долгое время в России внимание аудитории было приковано к бло-герскому сервису онлайн-дневников «Живой Журнал». Однако с появлением социальных сетей в начале 2000-х годов «Живой журнал» стал терять популярность, поскольку не мог предложить такое количество и разнообразие аудиовизуального контента, а также удобство интерфейса, как например ВКонтакте, Твиттер или Инстаграм.

Анализируя наиболее популярные блоги социальной сети «Инстаграм», авторы исследования выделяют главный стилеобразующий признак жанра блога - авторское «Я». Кроме того, приходят к выводу, что блог отличается единством композиционных элементов -конкретизацией автора, временем создания поста, конкретизацией темы или обсуждаемого события, оценкой события, аргументами автора, наличием коллективного обсуждения (комментариев).

Abstract: the relevance of the article is due to the rapid development of Internet communication and the emergence of new forms of journalism in this regard, which can be attributed to the genres of virtual communication. The Internet contributes to the formation of a new industry in genre studies - network genre studies.

The article discusses the communicative space of blogs in the genre and stylistic aspects. Defining the boundaries of the blog genre within the framework of journalism is a difficult task due to its multifaceted nature and different approaches to the study. Nevertheless, such a genre exists, and the goal of the researcher is to characterize the blog as a journalism genre, using the criteria developed in network genre studies.

Bloggers are active participants in the mass media process. Their popularity is due to the fact that they can freely express their own opinion, without looking back at the founder and not paying attention to the comments of the editor. Today, millions of people are interested in their opinions. For a long time in Russia, the attention of the audience was riveted to the blogging service of Live

Journal online diaries. However, with the advent of social networks in the early 2000s, LiveJournal began to lose popularity because it could not offer such a quantity and variety of audiovisual content, as well as the convenience of an interface such as VKontakte, Twitter or Instagram.

Analyzing the most popular blogs of the social network "Instagram", the authors of the study highlight the main style-forming feature of the blog genre - the author's "I". In addition, they conclude that the blog is distinguished by the unity of compositional elements - specification of the author, time of creation of the post, specification of the topic or event being discussed, assessment of the event, the author's arguments, and the presence of collective discussion (comments).

С бурным развитием интернет-журналистики в виртуальном пространстве появились новые формы журналистики, существующие исключительно в рамках Интернета. Среди последних активно развивается такая форма интернет-журналистики, как блог. Рассмотрим его особенности с точки зрения жанрового подхода.

Среди признаков классификации бло-гов исследователи называют традиционные жанрообразующие признаки, принятые в журналистике: по предмету отображения и функциональной предназначенности, однако большинство классификаций основано на специфике Интернета как технологии. Поскольку блог вне Интернета не существует, рассматривать его жанровые признаки следует с учетом специфики медиасреды Интернета и необходимостью воспринимать информацию с экрана компьютера или смартфона.

Многообразие тем и разнородность стилей авторов - отличительные особенности текстов данного жанра. Практически главную роль в нем играют речевая культура автора и его личность, его взгляды, система ценностных ориентаций. Таким образом, исследователь Н.С. Болотнова подчеркивает, что, характеризуя блог с точки зрения жанра, основное внимание нужно обращать на образ автора и «языковое воплощение речевого жанра» в данном акте коммуникации1.

Блогеры будучи активными участниками массмедийного процесса, воздействует на общество при помощи своего мнения. Это как раз то преимущество, которое авто-

ры получили с развитием блогосферы, -меньшая зависимость от правительства, СМИ, коммерческих информационных корпораций за счет возможности создавать собственные медиа быстро, дешево и просто. Поэтому от позиции автора текста, правдивости освещения происходящих процессов зависит очень многое.

По мнению исследователя Н.С. Болот-новой, блог отличается от других видов текста единством композиционных элементов таких, как конкретизация автора, время написания текста, конкретизация темы или обсуждаемого события, оценка события, аргументы автора, наличие коллективного обсуждения2.

Как видим, важную роль здесь играют технологические факторы. «В процессе формирования новых жанров на фоне других факторов все более заметную, а иногда и просто определяющую роль играет ранее не принимавшийся всерьез «технический», а точнее - «технологический» критерий»3. По блогам можно судить об авторском восприятии событий. Оно всегда разное: рациональное, эмоциональное и даже иррациональное. Автор может писать с позиций гражданина, простого обывателя, объективного рассказчика или просто передавать собственные субъективные переживания. Если же блогер начнет рассказывать о том, что его совершенно не интересует лично, смысл блогерства пропадет.

Первым популярным блогерским сервисом в России был сервис онлайн-дневников «Живой Журнал». Данная платформа появилась в 1999 году в США и до-

Болотнова Н.С. О некоторых жанрово-стилистических особенностях блога в аспекте регу-лятивности // Вестник ТГПУ. 2012. № 1(116). С. 211215. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/o-nekotoryh-zhanrovo-stilisticheskih-osobennostyah-bloga-v-aspekte-regulyativnosti (Дата обращения 10.03.2020.)

https://cyberleninka. ru/article/n/o -nekotoryh-zhanrovo-stilisticheskih-osobennostyah-bloga-v-aspekte-

regulyativnosti (Дата обращения 24.03.2020.)

3 https://cyberleninka. ru/article/n/o -nekotoryh-zhanrovo-stilisticheskih-osobennostyah-bloga-v-aspekte-regulyativnosti (Дата обращения 24.03.2020.)

вольно быстро стала популярна в России. Согласно статистике, размещенной на сайте livejoumal.com, сервис «ЖЖ» является сетевым сообществом, то есть представляет из себя социальную сеть. На платформе размещено более 50 миллионов блогов, и личные страницы ведут 80 лучших блогеров России1. Однако с появлением социальных сетей в начале 2000-х годов «Живой журнал» стал терять популярность, поскольку, на наш взгляд, не мог предложить такое количество и разнообразие аудиовизуального контента, а также удобство интерфейса, как например ВКонтакте, Твиттер или Инста-грам. Сегодня сервис онлайн-дневников «Живой Журнал» для расширения своей аудитории имеет сообщества в вышеперечисленных соцсетях, однако количество подписчиков этих групп немного превышает 100 тысяч. Точной статистики о количестве подписчиков Живого Журнала на данный момент нам найти не удалось, но его отсутствие в рейтингах на сайте «Медиало-гия» - лидера мониторинга в анализе СМИ Российской Федерации - говорит, возможно, о том, что этот сервис остался за пределами топов соцмедиа.

По количеству записей лидируют: Ин-стаграм, Ютюб, Вконтакте, Твиттер, Теле-грам и набирающий в последнее время популярность ТикТок. Это связано, прежде всего, с тем, что в последнее десятилетие коммуникативное пространство Интернета стало своеобразной жанропорождающей средой, которая способствовала как более интенсивному развитию жанроведения в целом, так и возникновению новых, свойственных только этой информационной среде, жанров2. Благодаря прогрессивному изменению интернет-технологий динамичны и жанры, появляющиеся в этой среде. Исследователи Е.И. Горошко и Е.А. Жигалина подтверждают формирование новой отрасли в жанроведении - сетевого жанро-ведения. Авторы придерживаются теории

1 О живом Журнале // Живой Журнал: [сайт]. URL: https://www.livejournal.com/about (Дата обращения 10.04.2020.)

2 Горошко Е.И. Теоретический анализ Интернет-жанров: к описанию проблемной области // Вопросы психолингвистики. 2007. № 5. URL: http://www.textology.ru/article.aspx?aId=77 (Дата обращения 4.03.2020.)

многоуровневой системы интернет-жанров: гипержанры, жанры и субжанры3. Поскольку макрожанр наиболее устойчивое образование, а блог вышеназванные исследователи относят именно к гипержанрам, то в качестве сетевого жанра его можно рассматривать как наиболее яркого представителя данной группы.

Многообразие тем и разнородность стилей авторов - отличительные особенности текстов данного жанра. Практически главную роль в нем играют речевая культура автора и его личность, его взгляды, система ценностных ориентаций. Таким образом, Н.С. Болотнова подчеркивает, что характеризуя блог с точки зрения жанра, основное внимание нужно обращать на образ автора и «языковое воплощение речевого жанра» в данном акте коммуникации4. Блог - это своего рода вместилище субжанров (пост, комментарий, а также сопровождающие их фото- и видеоматериалы), а не просто сайт.

В 2010 году в США появилась социальная сеть Инстаграм, которая быстро завоевала популярность в мире, давая возможность каждому пользователю завести свой личный блог. По состоянию на 2019 год количество подписчиков Инста-грама превышает 1 миллиард, из них более 300 миллионов человек обращаются к данной соцсети каждый день5. Причем 80% пользователей живут за пределами Соединенных Штатов. Данная статистика позволяет нам рассмотреть блог как жанр на примере блогов соцсети «Инстаграм», а не Живого Журнала по причинам, указанным выше.

Исследователи Е.И. Горошко и Е.А. Жигалина при выделении жанров ин-

Горошко Е.И., Жигалина Е.А. Виртуальное жанроведение: устоявшееся и спорное // Ученые записки Таврического национального университета. Сер. «Филология. Социальные коммуникации». 2011. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ virtu-alnoe-zhanrovedenie-ustoyavsheesya-i-spornoe/viewer (Дата обращения 05.03.2020)

4 https://cyberkninka.ru/artide/n/o-nekotoryh-zhanrovo-stilisticheskih-osobennostyah-bloga-v-aspekte-regulyativnosti (Дата обращения 25.03.2020.)

5 Инстаграм: [социальная сеть]. URL: https://businessinstagram.com/blog/500-miUion-windows-to-the-world/ (Дата обращения 6.03.2020.)

тернет-коммуникации выделяют следующие характеристики данного вида коммуникации: характер адресата, технологический параметр (технические возможности интернета), синхронность/асинхронность коммуникации и фигура автора1. Конкретно к бло-гу можно использовать характеристики, изложенные исследователем Н.С. Болотновой, на основе модели речевого жанра, разработанной Т.В. Шмелевой2. Это коммуникативная цель, образ автора, образ адресата, образы прошлого и будущего, языковое воплощение жанра.

Таким образом, мы видим, что коммуникативной целью блога является авторская самопрезентация: открытый и свободный характер изложения мыслей, выражения собственного отношения по тому или иному поводу. Форма этой презентации выражается в дискуссионности: приглашении к диалогу, предусмотрена обратная связь между аудиторией и автором, возможность комментирования. Для структуры блога характерна фрагментарность: материалы носят неструктурированный, спонтанный и несистематизированный характер (дневниковые записи перемежаются статьями, фотографиями, комментариями, читательскими отзывами и т.д.). Важно отметить интуитивный метод построения текста: предельная свобода в работе над стилем и структурой материала.

Для анализа блога с точки зрения жанровой принадлежности рассмотрим блоги одной из популярных в России социальных сетей «Инстаграм». Согласно опросу ВЦИОМ в 2018 году Инстаграм по популярности среди соцсетей занимал третье место по массовому охвату жителей России (14%)3. Для того чтобы определить самые популярные блоги, воспользуемся результатами мониторинга СМИ российской компании «Медиалогия», которая ежемесячно предоставляет регулярно обновляемый рейтинг блогов Рунета4. Компания рассчитывает SM Influence - индекс влиятельности социального медиа. Показатель учитывает суммарную вовлеченность страницы Instagram и количество постов за месяц. Индекс распределяется по шкале и варьируется от 0 до 1000 пунктов. Многие блогеры постоянно находятся в Т0П-20 этого рейтинга в течение 2019 - начала 2020 гг. Их фамилии хорошо знакомы молодежи. Возьмем данные за март 2019 года. Первые пять мест топа выглядели следующим образом5:

1. Настя Ивлеева.

2. Михаил Литвин.

3. Давид Манукян.

4. Гусейн Гасанов.

5. Ольга Бузова.

Рейтинг блогеров представлен в таблице 1.

Место в рейтинге Название блога Авторитетность (SM Influence) Количество подписчиков

1 Настя Ивлеева 876 11,6 млн

2 Михаил Литвин 860 5,9 млн

3 Давид Манукян 853 6,3 млн

4 Гусейн Гасанов 850 10,6 млн

5 Ольга Бузова 827 15,3 млн

Таблица 1 - Рейтинг популярных блогов соцсети «Инстаграм» в марте 2019 года

https://cyberleninkaru/article/n/virtualnoe-zhanrove-denie-ustoyavsheesya-i-spornoe/viewer (Дата обращения 6.03.2020.)

2 https://cyberleninka.ru/article/nZo-nekotoryh-zhanrovo-stilisticheskih-osobennostyah-bloga-v-aspekte-regulyativnosti (Дата обращения 10.03.2020.)

2 https://cyberleninka.ru/article/n/o-nekotoryh-zhanrovo-stilisticheskih-osobennostyah-bloga-v-aspekte-regulyativnosti (Дата обращения 24.03.2020.)

3 Данные опросов // ВЦИОМ: сайт. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116691 (Дата обращения 04.04.2020.)

4 Медиалогия: сайт. URL: https: //www.mlg.ru/ rat-ings/socmedia/ (Дата обращения 04.04.2020)

5 https://www.mlg.ru/ratings/socmedia/ (Дата обращения 16.04.2019.)

В течение года эти люди практически 2020 года начало топа выглядело так, как не покидали Т0П-20 страниц в Инстаграме, показано в таблице 2 . иногда лишь меняясь местами. В марте

Таблица 2 - Рейтинг популярных блогов соцсети «Инстаграм» в марте 2020 года

Место в Название блога Авторитетность Количество подписчиков

рейтинге (SM Influence)

1 Гусейн Гасанов 994 13,7 млн

2 Оксана Самойлова 988 72,5 тыс.

3 Хабиб Нурмагомедов 967 20 млн

4 Давид Манукян 961 7,6 млн

5 Настя Ивлеева 957 16,6 млн

6 Ольга Бузова 955 21,2 млн

Как видно, количество подписчиков вышеперечисленных блогеров растёт (за редким исключением) и рейтинг меняется не очень значительно.

Настя Ивлеева - девушка родом из Северной столицы - даже не подозревала, что когда-то проснется знаменитой. Ее видео собирают миллионы просмотров и лай-ков, а фразы из роликов расхватывают на цитаты. Рассмотрим блог более подробно, опираясь на предложенные нами критерии. Настя имеет свой стиль подачи информации и неординарный юмор, чем во многом отличается от остальных блогеров и, несомненно, привлекает. Ее страничка адресована молодым людям, которым интересны мода, развлечения, жизнь представителей шоу-бизнеса. Несмотря на то, что автор пытается каждый раз заложить в свои истории некий сюжет, тем не менее, все они носят фрагментарный характер1.

Посты выкладываются регулярно, либо с интервалом в 2-3 дня. В комментариях под постами блогера можно наблюдать как одобрительные отклики, так и негативные. Иногда разгорается «война», и люди могут делиться на два, а то и более лагерей, отстаивая свою точку зрения. Смешные ролики перекликаются с личными фотографиями, и наоборот. Настя сотрудничает со мно-

1 Аккаунт Насти Ивлеевой // Инстаграм: социальная сеть. URL: https://www.instagram.com/ nastyaivleeva (Дата обращения: 06.04.2020.)

2Аккаунт Михаила Литвина // Инстаграм: социальная сеть. URL: https://www.instagram.com/ mikhail_litvin (Дата обращения: 06.04.2020.)

3 https://www.mIg.ru/~DnFPa (Дата обращения 10.04.2020)

гими брендами одежды и косметики, а также имеет собственное шоу на площадке «Ютюб», следовательно, во многих постах присутствуют ссылки для перехода на данный продукт или видео. Блогер не обделяет вниманием своих подписчиков, устраивает различные конкурсы и общается в комментариях. Благодаря новейшим технологиям в плане фото и видео Настя Ивлеева с легкостью представляет подписчикам качественные снимки и видео со множеством эффектов и переходов «как в кино».

Фигура автора. Этот критерий оказывает сильное влияние на жанр персональной страницы. Настя представляется активной, веселой и харизматичной девушкой, никогда не унывающей и стремящейся подойти ко всему с юмором. Делает смешные коллажи из фотографий, совершает интересные эксперименты с одеждой и косметикой. Вероятно, такой легкий подход к жизни привлекает внимание большого количества подписчиков. В речи много молодежного сленга: «новогодний бэкс-тейдж», «подружани», «пошли тусить» и др. Настя Ивлеева легко узнаваема благодаря яркой внешности и быстрой речи, нацеленной на развлечение слушателя.

Страница Михаила Литвина2 носит также преимущественно развлекательный характер и имеет 5,9 млн подписчиков. Михаил специализируется на таком виде развлечений, как «пранк». Он разыгрывает людей и устраивает провокации, которые вынуждают их на ответную реакцию.

Комментаторы на страничке Михаила делятся на два типа: первых забавляет проделанная работа, вторые же не могут смириться с пранкерами как с явлением современной жизни. Видео появляются в ленте с интервалами в 10-15 дней. В основном в ленте присутствуют видеоролики. Очень редко -фото личного характера. Михаил сотрудничает со многими блогерами и нередко рекламирует их в своих постах, ссылаясь на их страницы. Активно устраивает различные конкурсы с дорогостоящими призами.

Для качественной «картинки» и хорошего звука блогер использует различные программы для обработки видео, а также новейшую технику. Михаил завоевал популярность, благодаря пранкам, обретя статус «пранкера сети». Его речь также не лишена молодежного сленга: «пранкарнул бродягу», «орнул» и др.

На странице Давида Манукяна1 можно увидеть видеоролики как развлекательного характера, так и поучительного. Имеются 7,6 млн подписчиков. Темой видео Давида служат ситуации сегодняшнего дня. Блогер снимает видеоролики на волнующие общественность темы. Их лейтмотивом являются ответственность, доброта и честность. Например, его пост «Главное счастье - семья». Или ролик под названием «БАУА вступился за девушку». Посты появляются в ленте с интервалами в 3 -5 дней. В комментариях преобладают положительные отклики. Давид сотрудничает со многими блоге-рами и нередко рекламирует их в своих постах, ссылаясь на их страницы. Совместно с Михаилом Литвиным Давид активно устраивает различные конкурсы с дорогостоящими призами. Среди пользователей Инста-грама славится своими «жизненными» видеороликами, чем и завоевал любовь своих подписчиков.

Блог Гусейна Гасанова2 по тематике и наполнению контента во многом схож с блогами Михаила Литвина и Давид Ма-нукяна. Розыгрыши, переодевания нацеле-

1 Аккаунт Давида Манукяна // Инстаграм: социальная сеть. URL: https://www.instagram.com/dava_m (Дата обращения: 06.04.2020.)

2 Аккаунт Гусейна Гасанова // Инстаграм: социальная сеть. URL: https://www.instagram.com/ gusein.gasanov (Дата обращения: 06.04.2020.)

ны на развлечение подписчиков. Но есть и посты философского характера: «Цените то, что имеете», «Когда ты думаешь, что у тебя всё плохо - посмотри эти фото из Африки». Гусейн много путешествует и размещает отчеты у себя на странице, стремясь привлечь внимание подписчиков к общественным проблемам. Он мало комментирует свои видеоролики, надеясь, что их смысл будет понятен читателям. Посты Гусейна злободневны, часто снабжены искрометным юмором. Видно, что он придерживается здорового образа жизни и установки «Прошу, будьте добрее».

У аккаунта Ольги Бузовой в сети Ин-стаграм более 20 млн подписчиков . Основной темы страницы у Ольги нет. Шоу, песни, телепроекты и многое другое появляется в постах у блогера каждый день. Блог имеет некую периодичность. Под постами Ольги можно встретить разных комментаторов: начиная от подростков и заканчивая взрослыми людьми. Некоторые не могут смириться с незаслуженной, на их взгляд, популярностью девушки и устраивают бурю негодований в комментариях. Но есть и те, кто поддерживает творчество блогера.

Ольга сотрудничает со множеством известных звезд российской эстрады, а также люксовыми брендами одежды, охотно делая для них рекламу. Девушка устраивает конкурсы с призами и охотно общается со своими подписчиками. Ольга завоевала популярность в статусе «самая известная блондинка страны», но сейчас она сменила свой стиль и цвет волос, тем не менее, все еще считается одной из самых популярных персон. Блогер поддерживает, на наш взгляд, ироничное отношение к себе как к артистке и певице. Тем не менее, она всячески популяризирует своё творчество, несмотря на критику. Предстает этакой целеустремленной и непредсказуемой дивой, которая в любой момент может удивить своих подписчиков. Например, фразами, некорректными с точки зрения русского языка: «У меня слезы на глазах текли», «Берем лопаты и подметаем», «А если в воде развести немножко кисточки, и кисточка

3 Аккаунт Ольги Бузовой // Инстаграм: социальная сеть. URL:https://www.instagram.com/buzova86 (Дата обращения: 06.04.2020.)

придет в чувство» (о засохшей рисовальной кисти). Именно уверенность в безошибочности своих действий - основа образа этого блогера: «В этом мире я королева, не нравится - живи в другом», «Я очень органично чувствую себя в кругу юмористов, мне приятно составлять им компанию, смеяться вместе».

Если рассматривать тематику блогов Инстаграма, то на сегодняшний день темы материнства, вегетарианства и моды прочно держатся в топе актуальности этой соцсети. Для анализа мы взяли несколько популярных женских блогов сети Инстаграм, учитывая их рейтинг на сайте сайта Медиоло-гия1. Это блог российской журналистки Ирены Понарошку, экс-солистки группы «Демо» Саши Зверевой, Симоны Юнусовой, модели Марии Миногаровой.

К примеру, рассмотрим блог российской телеведущей и журналистки Ирены Понарошку2. Количество подписчиков в блоге насчитывает чуть больше двух миллионов. Ирена отличается нетривиальной подачей мыслей. В большей части текстов превалирует юмор вкупе с информационной составляющей. Основная тематика постов -материнство, путешествия и вегетарианство. Посты публикуются почти каждый день. Ирена не пренебрегает мнением своих подписчиков и очень часто выходит на обратную связь: отвечает, а также сама задаёт вопросы по той или иной теме. Как было написано ранее, в постах блогера акцент сделан на юморе, который присутствует в текстах Ирены, публикуемых в журнале «Vogue», а также в ее высказываниях и рассуждениях.

В качестве следующего примера возьмём блог российской певицы, экс-солистки группы «Демо» Саши Зверевой3. Блог имеет 1,1 млн подписчиков, и основной темой контента является материнство. Саша - мама троих детей. После того, как вы прочитаете хотя бы несколько постов блогера, у вас

1 https://www.mlg.ru (Дата обращения 08.04.2020.)

2 Аккаунт Ирены Понарошку // Инстаграм. URL: https://www.instagram.com/irenaponaroshku (Дата обращения 08.04.2020.)

3 Аккаунт Саши Зверевой // Инстаграм. URL:

https://www.instagram.com/sashazvereva (Дата обращения

08.04.2020.)

сложится впечатление, что вы читаете книгу. Литературный слог и неординарный подход к различным темам делает блог Саши уникальным и интересным. Так же, как и Ирена Понарошку, Саша публикует посты каждый день. Девушка с удовольствием делится советами с молодыми мамами, проводит веб-семинары и просто рассказывает про свою жизнь. Блогер не терпит колких высказываний в свой адрес и незамедлительно блокирует хейтеров, но остальная половина аудитории активно получает порцию интерактива от Саши.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Далее рассмотрим блог Симоны Юнусовой4. В основном многим она известна как мама популярного репера Тимати. В блоге почти 3 млн подписчиков. Темы постов - воспитание детей и личные истории. Симона Яковлевна полюбилась многим подписчикам как «мудрая бабушка», отличающаяся особым подходом к детскому воспитанию. Посты появляются в ленте ежедневно. Публикуемый материал прост, но в то же время даёт пищу для размышлений. Что касается обратной связи с подписчиками, то можно сказать, что Симона пассивна, но в некоторых случаях может ответить на пару комментариев.

Следующий блог, который мы рассмотрим, будет блог российской модели Марии Миногаровой5, в котором 1,1 млн подписчиков. Как можно догадаться, темой постов Марии является мода. Девушка принимает активное участие в различных показах, съёмках и интервью. Также блогер посвящает часть публикаций своим повседневные размышления и личным фото. Модель любит своих подписчиков и активно вступает с ними в диалог. Мария - экстраверт и отлично располагает к себе людей. Нельзя не отметить подачу материала, которая является самобытной и запоминающейся, благодаря которой её блог набирает популярность с каждым днём.

Исходя из этого, можно сказать, что блог-жанр можно наполнять любым содержанием. Предметом отображения может

4 Аккаунт Симоны Юнусовой // Инстаграм. URL: https://www.instagram.com/simona280 (Дата обращения 08.04.2020.)

5 Аккаунт Марии Миногаровой // Инстаграм. URL: https://www.in1agram.com/minogarova (Дата обращения 08.04.2020.)

стать любое даже незначительное событие. Блоги могут принимать различные формы: от постов, ограничивающихся одним предложением, до объемных комментариев и видеороликов. Технические возможности, которые дает программное обеспечение, делают блоги притягательными. В Инстаграме - это «сторис», обработка фотографий и видео, стикеры, выражающие эмоции, возможность вести репортаж онлайн с места события. И техническая мысль не стоит на месте, программисты предлагают пользователям все новые и новые решения.

Общим стилеобразующим признаком во всех этих материалах является авторское «Я» - размышляющее, оценивающее. В традиционных журналистских жанрах - авторское «Я» наиболее ярко выражено в репортаже и в очерке. В супержанре блога оно выходит на первое место. Автор блога имеет достаточно сильное влияние на свою целевую аудиторию. Как правило, подписчики одобряют действия и высказывания своего кумира. Это подтверждает Ольга Бузова, например: «Читаю direct и ваши комментарии. Как же я горжусь тем, что вы у меня такие добрые, отзывчивые, сопереживающие. Дорожу и ценю каждого из вас».

Также мы выяснили, что расширяются жанровые каноны блогов, повышается их информативность: материал контента авторы стремятся максимально насытить сведениями, а личностная тенденция, или авторское «я», становится более раскованным и человечным. Блог удовлетворяет потреби-

тельские запросы аудитории, предоставляя бесконечную ленту свежих и архивных постов.

Как видно сегодня, работа журналиста или блогера - это не столько техническая деятельность, сколько информационная и оценочная. Если на начальном этапе развития Сети все внимание уделялось техническим составляющим, то сегодня информационная работа становится одним из «жизнеобеспечивающих» сторон киберпростран-ства, так как Интернет является главным источником информации, особенно для молодёжи.

Таким образом, мы пришли к выводу, что блог, отличаясь единством композиционных элементов - конкретизацией автора, временем написания поста, конкретизацией темы или обсуждаемого события, оценкой события, аргументами автора, наличием коллективного обсуждения, - имеет главную особенность: характерный стиль автора, который отражается на предмете обсуждения, целевом назначении, речевой стилистике. Все зависит от личности автора. В этом главное достоинство и главный недостаток блога. С одной стороны, блогер не зависит от концепции СМИ, навязанной учредителем, от мнения редактора, с другой - речевая культура, система взглядов, морально-этические принципы иногда весьма далеки от принятых в профессиональном сообществе журналистов. Однако очевидно, что жанр блога активно развивается и требует дальнейшего изучения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Болотнова, Н.С. О некоторых жанрово-стилистических особенностях блога в аспекте регулятивности / Н.С. Болотнова // Вестник ТГПУ. - 2012. - № 1(116). - С. 211-215. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-nekotoryh-zhanrovo-stilisticheskih-osobennostyah-bloga-v-aspekte-regulyativnosti (Дата обращения 10.03.2020).

2. О живом Журнале // Живой Журнал: [сайт]. - URL: https://www.livejournal.com/about (Дата обращения 10.04.2020).

3. Горошко, Е.И. Теоретический анализ Интернет-жанров: к описанию проблемной области / Е.И. Горошко // Вопросы психолингвистики. - 2007. - № 5. - URL: - http://www. textology.ru/ article.aspx?aId=77 (Дата обращения 4.03.2020).

4. Горошко, Е.И. Виртуальное жанроведение: устоявшееся и спорное / Е.И. Горошко, Е.А. Жигалина // Ученые записки Таврического национального университета. Сер. «Филология. Социальные коммуникации». - 2011. - № 1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ virtual-noe-zhanrovedenie-ustoyavsheesya-i-spornoe/viewer (Дата обращения 05.03.2020).

5. Коханов, Е.Ф. Жанровая структура новых медиа в условиях трансформации ме-диасистемы / Е.Ф. Коханов, В.В. Кравцов, М.В. Шкондин // Вестник Волжского университе-

та имени В.Н. Татищева. - 2015. - № 2 Гуманитарные науки и образование. - С. 317 - 327.

6. Инстаграм: [социальная сеть]. - URL: https://business.instagram.com/blog/500-million-windows-to-the-world/ (Дата обращения 6.03.2020).

7. Данные опросов // ВЦИОМ: сайт. - URL: https://wciom.ru/index.php?id= 236&uid= 116691 (Дата обращения 04.04.2020).

8. Медиалогия: сайт. - URL: https://www.mlg.ru/ratings/socmedia/ (Дата обращения 04.04.2020).

9. Аккаунт Насти Ивлеевой // Инстаграм: социальная сеть. - URL: https://www. instagram.com/nastyaivleeva (Дата обращения:06.04.2020).

10. Аккаунт Михаила Литвина // Инстаграм: социальная сеть. - URL: https://www. in-stagram.com/mikhail_litvin (Дата обращения: 06.04.2020).

11. Аккаунт Давида Манукяна // Инстаграм: социальная сеть. instagram.com/dava_m (Дата обращения: 06.04.2020).

12. Аккаунт Гусейна Гасанова // Инстаграм: социальная сеть. instagram.com/gusein.gasanov (Дата обращения: 06.04.2020).

13. Аккаунт Ольги Бузовой // Инстаграм: социальная сеть. instagram.com/buzova86 (Дата обращения: 16.04.2020).

14. Аккаунт Ирены Понарошку // Инстаграм. - URL: irenaponaroshku (Дата обращения 08.04.2020).

15. Аккаунт Саши Зверевой // Инстаграм. - URL: sashazvereva (Дата обращения 08.04.2020).

16. Аккаунт Симоны Юнусовой // Инстаграм. - URL: simona280 (Дата обращения 08.04.2020).

17. Аккаунт Марии Миногаровой // Инстаграм. - URL: minogarova (Дата обращения 08.04.2020).

URL: https://www. URL: https://www. URL: https://www. https://www.instagram.com/ https://www.instagram.com/ https://www.instagram.com/ https://www.instagram.com/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.