ПЕДАГОГИКА
Научная статья УДК 37
doi: 10.18522/2070-1403-2022-90-1-158-163
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
© Светлана Васильевна Варфоломеева1, Нина Романовна Жарова2
Российский государственный университет правосудия, г. Краснодар, Россия 'varph2000@mail.ru 2zharovanina@mail.ru
Аннотация. Рассматриваются современные тенденции, влияющие на педагогическую науку, заставляющие ее видоизменяться и трансформироваться для того, чтобы отвечать на актуальные запросы социума. Поскольку педагогика не находится в статичном состоянии, а ее постоянные изменения обусловлены теми процессами, которые влияют на общество в целом и на каждого индивида в отдельности, то изучение и фиксация этих изменений не только интересны, но и перспективны. Рассмотренные тенденции (общемировые, национальные и региональные) позволяют сделать суммарный вывод о трансформационных процессах, происходящих внутри педагогической науки. Эти тенденции затрагивают не только педагогику в целом, но и ее базовые категории: обучение, воспитание, образование. Переход от индустриального к постиндустриальному обществу требует новых подходов, форм и методов. Обобщены данные о современных педагогических тенденциях, которые, с одной стороны, влияют на социум, а с другой, - являются продуктом, сформированным запросами этого общества. Такого рода корреляция позволяет исследовать педагогическую науку в тесной взаимосвязи с историческими, научными и социальными тенденциями. Ключевые слова: педагогика, общество, обучение, образование, воспитание, дидактика. Для цитирования: Варфоломеева С.В., Жарова Н.Р. Современные тенденции развития педагогической науки // Гуманитарные и социальные науки. 2022. Т. 90. № 1. С. 158-163. doi: 10.18522/2070-1403-2022-90-1-158-163
PEDAGOGY
Original article
Modern tendency of pedagogical science development
© Svetlana V. Varpholomeeva1, Nina R. Zharova2
Russian state university of justice, Krasnodar, Russian Federation 'varph2000@mail.ru 2zharovanina@mail.ru
Abstract. It is discussed current trends that affect pedagogical science, forcing it to change and transform in order to respond to the current demands of society. Since pedagogy is not in a static status, and its constant changes are due to the processes that affect society as a whole and each personality individually, the study and fixation of these changes is not only interesting, but also potential. The considered trends (global, national and regional) allow to draw a summary conclusion about the transformational processes taking place within pedagogical science. These trends affect not only pedagogy in general, but also its basic categories: training, upbringing, education. The transition from industrial to post-industrial society requires new approaches, forms and methods. The article summarizes data on modern pedagogical trends, which, on the one hand, affect the society, and on the other hand, are a product formed by the demands of this society. This kind of correlation makes it possible to study pedagogical science in close connection with historical, scientific and social trends. Key words: pedagogy, society, training, education, upbringing, didactics.
For citation: Svetlana V. Varpholomeeva, Nina R. Zharova Modern tendency of pedagogical science development. The Humanities and Social Sciences. 2022. Vol. 90. No 1. P. 158-163. doi: 10.18522/2070-1403-2022-90-1-158-163
Введение
Педагогическая наука является эффективным инструментом передачи знаний, опыта от поколения к поколению. Процесс обучения и воспитания сегодня играет огромную роль в становлении современного человека. Безусловно, на протяжении нескольких столетий методы, инструменты, подходы в педагогике претерпевали изменения, что является отражением трансформационных процессов не только отдельного индивида, но и всего общества в целом.
Способность изменяться (в некоторых случаях уместно даже сказать подстраиваться) педагогики как науки под реалии современного мира позволяет ей оставаться востребованной и актуальной в процессах образования и обучения современных людей. С одной стороны, педагогика является продуктом социума, его требований и запросов, с другой стороны, педагогика целенаправленно формирует конкретного индивида - человека. Обсуждение
Современная педагогика сталкивается с рядом процессов, которые активно влияют на нее. Эти процессы отражают общемировые, национальные и региональные тенденции. Среди них можно выделить несколько ведущих аспектов:
1. основной задачей становится создание оптимальных условий для развития личности, стимулирование оригинального мышления, стремление к самостоятельному анализу явлений, а центр образования перемещается на личностные и запросы ученика;
2. у учебных заведений появился выбор способов и условий организации педагогического процесса;
3. антропоцентризм говорит о необходимости выстраивания индивидуального вектора в обучении (в том числе благодаря тьюторам), а функция педагога сводится к консультированию;
4. у педагогов появился выбор и возможности самостоятельно решать, как выстроить педагогический процесс;
5. наблюдается тенденция к сокращению сроков и объема обучения;
6. процесс образования должен учитывать этнокультурный аспект [5; 6; 12; 16]. Педагогика как наука выполняет ряд функций в процессе формирования и становления
индивида, наиболее значимые из них сводятся следующим:
1. Регулятивная, направленная на выработку стандартов поведения в обществе.
2. Образовательная, направленная на формирование системы знаний.
3. Воспитательная, направленная на формирование целостного мировоззрения, которое базируется на нормах нравственности и морали.
4. Развивающая, направленная на развитие интеллекта и творческих способностей.
5. Инновационная, направленная на развитие научных идей, прогрессивного опыта.
6. Реляционная, направленная на освоение социальных ролей и статусов.
7. Аксиологическая, направленная на формирование отношения к предметам и явлениям [1, с. 3; 4; 8; 14].
В общей структуре педагогического процесса каждая из перечисленных выше функций значима, она нацелена на реализацию главной задачи - сформирование гармоничной самостоятельной личности.
Традиционно педагогика оперирует несколькими категориями: обучение, воспитание, образование. Каждая из этих категорий видоизменялась на протяжении столетий, менялись подходы, содержание, ее понимание. Рассмотрим их в отдельности. Обучение как вид педагогического процесса включает в себя и образование, и воспитание, таким образом, обучение является более широким по сравнению с другими упомянутыми выше категориями понятием. Под обучением мы понимаем специально организованный управляемый процесс взаимодействия людей (учитель - ученик) с целью усвоения определенных знаний, умений навыков, опыта. Изучение процесса обучения, его особенностей неизменно приводит к выявлению существующих проблем, поиску новых и лучших форм и принципов, что и влияет на современную дидактику, которая давно отошла от узконаправленного интереса к процессу преподавания и переместила свой фокус на человека и его конкретные потребности. Сегодня дидактика разделилась на три основных направления:
1. Традиционное, которое в первую очередь связано с именем немецкого ученого И.Ф. Гербар-та. Основной задачей такого обучения является формирование интеллектуальных умений, представлений, понятий, теоретических знаний вместе с моральными качествами. Основной чертой, из-за которой это направление зачастую подвергается критике, является передача готовых знаний, которые не были пережиты и поняты, а лишь усвоены, часто необдуманно.
Традиционное направление основывается на четырех ступенях освоения знаний: а) первая ступень ясности: выделение и рассмотрение материала; б) вторая ступень ассоциации: понимание связи новых знаний с прошлыми; в) третья ступень системы: нахождение выводов, формулировка понятий; г) четвертая ступень метода: понимание теории и ее применение к новым реалиям. Таким образом, образование сводится к передаче культурных ценностей и кодов от поколения к поколению при сохранении консервативной роли образования.
2. Рационалистическое (эмпирико-рационалистическое) направление, связанное с именами П. Блума, Р. Гарнье, Я.А. Коменским и другими, настаивает на практической адаптации человека через образование. То есть приход к современному социуму человек осуществляет после определенной «обработки», роль индивида в этом случае пассивна, он лишь сырье для педагога, который должен вылепить из него определенный заданный шаблон, сформировать готовый продукт.
3. Феноменологическое направление, представителями которого являются А. Маслоу, А. Комбс и другие, основано на гуманистических взглядах и настаивает на индивидуальном, личностном подходе к обучению человека. То есть процесс обучения выстраивается так, чтобы учитывать интересы, склонности, способности человека.
Таким образом, основные тенденции в современном образовании связаны с теми аспектами, которые продиктованы процессом гуманизации и стремлением к антропоцентризму (лич-ностно-ориентированному подходу), среди них можно назвать следующие, наиболее яркие:
1. Выстраивание такого педагогического процесса, который позволил бы не только передать социально-исторический опыт, но и инициировать появления опыта здесь и сейчас [3, с. 7], совместное сотворчество позволяет и учителю, и ученику породить новый «способ совместной жизни» [7, с. 153].
2. Формирование открытости содержания процесса образования, что связано с выражением мнений (официального и личного, индивидуального) всеми участниками педагогического процесса.
3. Инициация диалога в процессе получения знаний, то есть идет не формальное усвоение информации, а ее обсуждение с последующим восприятием.
4. Интеграция науки и искусства, литературы, понимание, что источником знания может и должен быть не только учебник [8; 12; 15, с. 312].
5. Интеграция педагогики с другими науками, особенно с психологией.
6. Внедрение технических средств в обучения и компьютерных технологий (например, кейсовой, Интернета, телекоммуникаций).
7. Появление информального образования, направленного на формирование индивидуальной познавательно-рефлексивной деятельности [2; 11; 12; 16].
Итак, образование является неотъемлемой частью процесса обучения так же, как и воспитание. Термин «воспитание» до сих пор трактуется неоднозначно: поскольку эта категория отвечает за адаптацию человека к общественной жизни, получение знаний и нормах поведения в социуме, это процесс передачи жизненно важного опыта. Существует широкая и узкая трактовка этого термина, в широком понимании воспитание - это процесс передачи общественно-исторического опыта с целью подготовки к жизни в социуме. В узком - это воздействие с целью формирования определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни, то есть это понятие конкретизируется и сжимается до трактовок «физическое воспитание», «нравственное воспитание», «патриотическое воспитание», «эстетическое воспитание» и так далее. Выводы
В современной педагогике можно выделить два основных направления к пониманию и изучению процесса воспитания:
1. Социальный подход, который подразумевает исследование влияния общественных установок, рамок, моделей на процесс формирования человека и, соответственно, базируется на достижении результата через социум, социализацию.
2. Психологический подход, связанный с пониманием главенствующей роли личностных черт человека, его индивидуальных (врожденных) особенностей.
Следует отметить, что оба направления позволяют говорить об очень актуальном на сегодняшний день подходе: поведенческом методе воспитания, который включает в себя развитие индивидуальных особенностей как научных, так и творческих, обучение свободе мысли, создание атмосферы сотрудничества и взаимного интереса к предмету [17].
Многие исследователи отмечают, что в настоящий момент можно наблюдать смену парадигмы в педагогике: постиндустриальное общество сменяет индустриальное, что ведет к коренным изменениям в педагогическом процессе: путь от готовых знаний, не подлежащих обдумыванию и осмыслению, до процесса личностного осмысления фактов и данных, выставления собственных оценок и вынесения самостоятельных решений [9, с. 2]. Безусловно, это явление может быть отправной точкой для зарождения новых, отличных от предыдущих принципов, применяемых в педагогической науке. Отличительной чертой всех изменений, происходящих в современной педагогической науке, можно считать историческую неразрывность этих процессов, их корреляцию и преемственность, поскольку ни один процесс не может быть замкнут только на себе, современные тенденции педагогики частично, а иногда и полностью базируются на принципах, которые прошли проверку временем.
Список источников
1. Абрамовских Н.В. Современное педагогическое образование: тенденции и перспективы развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. № S6. С. 6-10. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13553.htm. (дата обращения 12.01.2022).
2. Алексеева М.И. Традиции и инновации в современном вузовском образовании // Гуманитарные научные исследования. - URL: http://human.snauka.ru/2017/04/23493 (дата обращения 12.01.2022).
3. Бадма-Халгаева М.Б., Манунова А.Б. Современные тенденции в развитии образования и педагогической науки // Педагог-профессионал в школе будущего. Материалы IV Всероссийской молодежной конференции. Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар», 2021. С. 6-12.
4. Джуринский А.Н. Тенденции развития и проблемы историко-педагогической науки // Педагогика. 2011. № 7. С. 79-83.
5. Колесникова И.А. Проблемы развития современной педагогической науки Всероссийской научной конференции с международным участием «Педагогика в современном мире». - URL: http://kafedra-forum.narod.ru/index/0-26 (дата обращения 13.01.2022).
6. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики: Учебное пособие. М.: Изд-во Российского открытого университета РОУ, 1994. 140 с.
7. Коршунова О.В. Основные тенденции развития современной дидактики // Вестник Вят-ГУ 2019. № 2. С. 70-81.
8. Клименко Т.К. Традиции и инновации в современном образовании. - URL: https://www.altspu.ru (дата обращения 12.01.2022).
9. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. М.: СИНТЕГ, 2007. 668 с.
10. Никонорова Ю.В., Чабанова Н.И., Лисичкина О.М. Применение информационных технологий в процессе преподавания высшей математики // Гуманитарные и социальные науки. 2019. № 1. С. 312-320.
11. Окерешко А.В. Принципы информального образования аспиранта // Тенденции развития современной педагогической науки. Материалы VIII всероссийской научно-практической конференции аспирантов, соискателей, докторантов, научных руководителей, молодых ученых, специализирующихся в области образования / Сост. Т.Ю. Гвильдис, А.В. Окерешко. СПб.: СПб АППО, 2020. С. 161-164.
12. Рифицкая И.И. Современные технологии обучения как средство повышения эффективности образования в вузе // Тенденции развития современной педагогической науки. Материалы VIII всероссийской научно-практической конференции аспирантов, соискателей, докторантов, научных руководителей, молодых ученых, специализирующихся в области образования / Сост. Т.Ю. Гвильдис, А.В. Окерешко. СПб.: СПб АППО, 2020. С. 164-167.
13. Самсонов С.О. Формирование российской идентичности в процессе социализации личности и ее самоидентификации // Тенденции развития современной педагогической науки. Материалы VIII всероссийской научно-практической конференции аспирантов, соискателей, докторантов, научных руководителей, молодых ученых, специализирующихся в области образования / Сост. Т.Ю. Гвильдис, А.В. Окерешко. СПб.: СПб АППО, 2020. С. 46-49.
14. Селиванов B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. В.А. Сла-стенина. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 336 с.
15. Чугунова Т.Б., Александрова К.А., Шерайзина Р.М. Тьюторское сопровождение индивидуальной образовательной траектории студентов // Тенденции развития современной педагогической науки. Материалы VIII всероссийской научно-практической конференции аспирантов, соискателей, докторантов, научных руководителей, молодых ученых, специализирующихся в области образования / Сост. Т.Ю. Гвильдис, А.В. Окерешко. СПб.: СПб АППО, 2020. С. 148-151.
16. Юркина Л.B., Сухова Н.Н. К вопросу о методологических основах педагогической науки // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2020. № 3 (836). С. 171-185.
17. Шорина А.В. Значение рефлексивных умений в развитии творческой активности студентов // Гуманитарные и социальные науки. 2020. № 2. С. 350-359. - URL: http://hses-online.ru/2020/02/39.pdf (дата обращения 12.01.2022).
References
1. Abramovskikh N.V. Modern pedagogical education: trends and development prospects // Scientific and methodological electronic journal "Concept". 2013. No. S6. pp. 6-10. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13553.htm. (accessed 12.01.2022).
2. Alekseeva M.I. Traditions and innovations in modern university education // Humanitarian scientific research. - URL: http://human.snauka.ru/2017/04/23493 (accessed 12.01.2022).
3. Badma-Khalgaeva M.B., Manunova A.B. Modern trends in the development of education and pedagogical science // Professional teacher in the school of the future. Materials of the IV All-Russian Youth Conference. Elista, 2021. P. 6-12.
4. Dzhurinsky A.N. Development trends and problems of historical and pedagogical science // Pedagogy. 2011. No. 7. P. 79-83.
5. Kolesnikova I.A. Problems of development of modern pedagogical science All-Russian scientific conference with international participation "Pedagogy in the modern world". - URL: http://kafedra-forum.narod.ru/index/0-26 (accessed 13.01.2022).
6. Kornetov G.B. World History of Pedagogy: Textbook. M., 1994. 140 p.
7. Korshunova O.V. The main trends in the development of modern didactics // Proceedings of VSU. 2019. No. 2. P. 70-81.
8. Klimenko T.K. Traditions and innovations in modern education. - URL: https://www.altspu.ru (accessed 12.01.2022).
9. Novikov A.M., Novikov D.A. Methodology. M., 2007. 668 p.
10. Nikonorova Yu.V., Chabanova N.I., Lisichkina O.M. Application of information technologies in the process of teaching higher mathematics // The Humanities and social sciences. 2019. No. 1. P. 312-320.
11. OkereshkoA.V. Principles of informal education of a postgraduate student // Trends in the development of modern pedagogical science. Proceedings of the VIII All-Russian scientific and practical conference of graduate students, applicants, doctoral students, supervisors, young scientists specializing in education. St. Petersburg:, 2020, pp. 161-164.
12. Rifitskaya I.I. Modern teaching technologies as a means of improving the effectiveness of education at the university // Trends in the development of modern pedagogical science. Proceedings of the VIII All-Russian scientific and practical conference of graduate students, applicants, doctoral students, supervisors, young scientists specializing in education. St. Petersburg, 2020, pp. 164-167.
13. Samsonov S.O. Formation of Russian identity in the process of socialization of personality and its self-identification // Trends in the development of modern pedagogical science. Materials of the VIII All-Russian Scientific and Practical Conference of Postgraduates, Applicants, Doctoral Students, Supervisors, Young Scientists Specializing in Education. St. Petersburg, 2020, pp. 46-49.
14. Selivanov V.S.. Fundamentals of General Pedagogics: Theory and Methods of Education: Textbook for Students of Higher Pedagogical Educational Institutions. M., 2000. 336 p.
15. Chugunova T.B., Aleksandrova K.A., Sheraizina R.M. Tutor support of the individual educational trajectory of students // Trends in the development of modern pedagogical science. Proceedings of the VIII All-Russian scientific and practical conference of graduate students, applicants, doctoral students, supervisors, young scientists specializing in education. St. Petersburg, 2020, pp. 148-151.
16. Yurkina L.V., Sukhova N.N. On the question of the methodological foundations of pedagogical science // Bulletin of the Moscow State Linguistic University. Education and pedagogical sciences. 2020. No. 3 (836). pp. 171-185.
17. ShorinaA.V. The value of reflective skills in the development of students' creative activity // Humanities and social sciences. 2020. No. 2. P. 350-359. - URL: http://hses-online.ru/2020/02/39.pdf (accessed 12.01.2022).
Статья поступила в редакцию 15.01.2022; одобрена после рецензирования 25.01.2022; принята к публикации 01.02.2022.
The article was submitted 15.01.2022; approved after reviewing 25.01.2022; accepted for publication 01.02.2022.