Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3150
401
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ОБЩЕСТВО / ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ДИДАКТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варфоломеева Светлана Васильевна, Жарова Нина Романовна

Рассматриваются современные тенденции, влияющие на педагогическую науку, заставляющие ее видоизменяться и трансформироваться для того, чтобы отвечать на актуальные запросы социума. Поскольку педагогика не находится в статичном состоянии, а ее постоянные изменения обусловлены теми процессами, которые влияют на общество в целом и на каждого индивида в отдельности, то изучение и фиксация этих изменений не только интересны, но и перспективны. Рассмотренные тенденции (общемировые, национальные и региональные) позволяют сделать суммарный вывод о трансформационных процессах, происходящих внутри педагогической науки. Эти тенденции затрагивают не только педагогику в целом, но и ее базовые категории: обучение, воспитание, образование. Переход от индустриального к постиндустриальному обществу требует новых подходов, форм и методов. Обобщены данные о современных педагогических тенденциях, которые, с одной стороны, влияют на социум, а с другой, - являются продуктом, сформированным запросами этого общества. Такого рода корреляция позволяет исследовать педагогическую науку в тесной взаимосвязи с историческими, научными и социальными тенденциями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TENDENCY OF PEDAGOGICAL SCIENCE DEVELOPMENT

It is discussed current trends that affect pedagogical science, forcing it to change and transform in order to respond to the current demands of society. Since pedagogy is not in a static status, and its constant changes are due to the processes that affect society as a whole and each personality individually, the study and fixation of these changes is not only interesting, but also potential. The considered trends (global, national and regional) allow to draw a summary conclusion about the transformational processes taking place within pedagogical science. These trends affect not only pedagogy in general, but also its basic categories: training, upbringing, education. The transition from industrial to post-industrial society requires new approaches, forms and methods. The article summarizes data on modern pedagogical trends, which, on the one hand, affect the society, and on the other hand, are a product formed by the demands of this society. This kind of correlation makes it possible to study pedagogical science in close connection with historical, scientific and social trends.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ»

ПЕДАГОГИКА

Научная статья УДК 37

doi: 10.18522/2070-1403-2022-90-1-158-163

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

© Светлана Васильевна Варфоломеева1, Нина Романовна Жарова2

Российский государственный университет правосудия, г. Краснодар, Россия 'varph2000@mail.ru 2zharovanina@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются современные тенденции, влияющие на педагогическую науку, заставляющие ее видоизменяться и трансформироваться для того, чтобы отвечать на актуальные запросы социума. Поскольку педагогика не находится в статичном состоянии, а ее постоянные изменения обусловлены теми процессами, которые влияют на общество в целом и на каждого индивида в отдельности, то изучение и фиксация этих изменений не только интересны, но и перспективны. Рассмотренные тенденции (общемировые, национальные и региональные) позволяют сделать суммарный вывод о трансформационных процессах, происходящих внутри педагогической науки. Эти тенденции затрагивают не только педагогику в целом, но и ее базовые категории: обучение, воспитание, образование. Переход от индустриального к постиндустриальному обществу требует новых подходов, форм и методов. Обобщены данные о современных педагогических тенденциях, которые, с одной стороны, влияют на социум, а с другой, - являются продуктом, сформированным запросами этого общества. Такого рода корреляция позволяет исследовать педагогическую науку в тесной взаимосвязи с историческими, научными и социальными тенденциями. Ключевые слова: педагогика, общество, обучение, образование, воспитание, дидактика. Для цитирования: Варфоломеева С.В., Жарова Н.Р. Современные тенденции развития педагогической науки // Гуманитарные и социальные науки. 2022. Т. 90. № 1. С. 158-163. doi: 10.18522/2070-1403-2022-90-1-158-163

PEDAGOGY

Original article

Modern tendency of pedagogical science development

© Svetlana V. Varpholomeeva1, Nina R. Zharova2

Russian state university of justice, Krasnodar, Russian Federation 'varph2000@mail.ru 2zharovanina@mail.ru

Abstract. It is discussed current trends that affect pedagogical science, forcing it to change and transform in order to respond to the current demands of society. Since pedagogy is not in a static status, and its constant changes are due to the processes that affect society as a whole and each personality individually, the study and fixation of these changes is not only interesting, but also potential. The considered trends (global, national and regional) allow to draw a summary conclusion about the transformational processes taking place within pedagogical science. These trends affect not only pedagogy in general, but also its basic categories: training, upbringing, education. The transition from industrial to post-industrial society requires new approaches, forms and methods. The article summarizes data on modern pedagogical trends, which, on the one hand, affect the society, and on the other hand, are a product formed by the demands of this society. This kind of correlation makes it possible to study pedagogical science in close connection with historical, scientific and social trends. Key words: pedagogy, society, training, education, upbringing, didactics.

For citation: Svetlana V. Varpholomeeva, Nina R. Zharova Modern tendency of pedagogical science development. The Humanities and Social Sciences. 2022. Vol. 90. No 1. P. 158-163. doi: 10.18522/2070-1403-2022-90-1-158-163

Введение

Педагогическая наука является эффективным инструментом передачи знаний, опыта от поколения к поколению. Процесс обучения и воспитания сегодня играет огромную роль в становлении современного человека. Безусловно, на протяжении нескольких столетий методы, инструменты, подходы в педагогике претерпевали изменения, что является отражением трансформационных процессов не только отдельного индивида, но и всего общества в целом.

Способность изменяться (в некоторых случаях уместно даже сказать подстраиваться) педагогики как науки под реалии современного мира позволяет ей оставаться востребованной и актуальной в процессах образования и обучения современных людей. С одной стороны, педагогика является продуктом социума, его требований и запросов, с другой стороны, педагогика целенаправленно формирует конкретного индивида - человека. Обсуждение

Современная педагогика сталкивается с рядом процессов, которые активно влияют на нее. Эти процессы отражают общемировые, национальные и региональные тенденции. Среди них можно выделить несколько ведущих аспектов:

1. основной задачей становится создание оптимальных условий для развития личности, стимулирование оригинального мышления, стремление к самостоятельному анализу явлений, а центр образования перемещается на личностные и запросы ученика;

2. у учебных заведений появился выбор способов и условий организации педагогического процесса;

3. антропоцентризм говорит о необходимости выстраивания индивидуального вектора в обучении (в том числе благодаря тьюторам), а функция педагога сводится к консультированию;

4. у педагогов появился выбор и возможности самостоятельно решать, как выстроить педагогический процесс;

5. наблюдается тенденция к сокращению сроков и объема обучения;

6. процесс образования должен учитывать этнокультурный аспект [5; 6; 12; 16]. Педагогика как наука выполняет ряд функций в процессе формирования и становления

индивида, наиболее значимые из них сводятся следующим:

1. Регулятивная, направленная на выработку стандартов поведения в обществе.

2. Образовательная, направленная на формирование системы знаний.

3. Воспитательная, направленная на формирование целостного мировоззрения, которое базируется на нормах нравственности и морали.

4. Развивающая, направленная на развитие интеллекта и творческих способностей.

5. Инновационная, направленная на развитие научных идей, прогрессивного опыта.

6. Реляционная, направленная на освоение социальных ролей и статусов.

7. Аксиологическая, направленная на формирование отношения к предметам и явлениям [1, с. 3; 4; 8; 14].

В общей структуре педагогического процесса каждая из перечисленных выше функций значима, она нацелена на реализацию главной задачи - сформирование гармоничной самостоятельной личности.

Традиционно педагогика оперирует несколькими категориями: обучение, воспитание, образование. Каждая из этих категорий видоизменялась на протяжении столетий, менялись подходы, содержание, ее понимание. Рассмотрим их в отдельности. Обучение как вид педагогического процесса включает в себя и образование, и воспитание, таким образом, обучение является более широким по сравнению с другими упомянутыми выше категориями понятием. Под обучением мы понимаем специально организованный управляемый процесс взаимодействия людей (учитель - ученик) с целью усвоения определенных знаний, умений навыков, опыта. Изучение процесса обучения, его особенностей неизменно приводит к выявлению существующих проблем, поиску новых и лучших форм и принципов, что и влияет на современную дидактику, которая давно отошла от узконаправленного интереса к процессу преподавания и переместила свой фокус на человека и его конкретные потребности. Сегодня дидактика разделилась на три основных направления:

1. Традиционное, которое в первую очередь связано с именем немецкого ученого И.Ф. Гербар-та. Основной задачей такого обучения является формирование интеллектуальных умений, представлений, понятий, теоретических знаний вместе с моральными качествами. Основной чертой, из-за которой это направление зачастую подвергается критике, является передача готовых знаний, которые не были пережиты и поняты, а лишь усвоены, часто необдуманно.

Традиционное направление основывается на четырех ступенях освоения знаний: а) первая ступень ясности: выделение и рассмотрение материала; б) вторая ступень ассоциации: понимание связи новых знаний с прошлыми; в) третья ступень системы: нахождение выводов, формулировка понятий; г) четвертая ступень метода: понимание теории и ее применение к новым реалиям. Таким образом, образование сводится к передаче культурных ценностей и кодов от поколения к поколению при сохранении консервативной роли образования.

2. Рационалистическое (эмпирико-рационалистическое) направление, связанное с именами П. Блума, Р. Гарнье, Я.А. Коменским и другими, настаивает на практической адаптации человека через образование. То есть приход к современному социуму человек осуществляет после определенной «обработки», роль индивида в этом случае пассивна, он лишь сырье для педагога, который должен вылепить из него определенный заданный шаблон, сформировать готовый продукт.

3. Феноменологическое направление, представителями которого являются А. Маслоу, А. Комбс и другие, основано на гуманистических взглядах и настаивает на индивидуальном, личностном подходе к обучению человека. То есть процесс обучения выстраивается так, чтобы учитывать интересы, склонности, способности человека.

Таким образом, основные тенденции в современном образовании связаны с теми аспектами, которые продиктованы процессом гуманизации и стремлением к антропоцентризму (лич-ностно-ориентированному подходу), среди них можно назвать следующие, наиболее яркие:

1. Выстраивание такого педагогического процесса, который позволил бы не только передать социально-исторический опыт, но и инициировать появления опыта здесь и сейчас [3, с. 7], совместное сотворчество позволяет и учителю, и ученику породить новый «способ совместной жизни» [7, с. 153].

2. Формирование открытости содержания процесса образования, что связано с выражением мнений (официального и личного, индивидуального) всеми участниками педагогического процесса.

3. Инициация диалога в процессе получения знаний, то есть идет не формальное усвоение информации, а ее обсуждение с последующим восприятием.

4. Интеграция науки и искусства, литературы, понимание, что источником знания может и должен быть не только учебник [8; 12; 15, с. 312].

5. Интеграция педагогики с другими науками, особенно с психологией.

6. Внедрение технических средств в обучения и компьютерных технологий (например, кейсовой, Интернета, телекоммуникаций).

7. Появление информального образования, направленного на формирование индивидуальной познавательно-рефлексивной деятельности [2; 11; 12; 16].

Итак, образование является неотъемлемой частью процесса обучения так же, как и воспитание. Термин «воспитание» до сих пор трактуется неоднозначно: поскольку эта категория отвечает за адаптацию человека к общественной жизни, получение знаний и нормах поведения в социуме, это процесс передачи жизненно важного опыта. Существует широкая и узкая трактовка этого термина, в широком понимании воспитание - это процесс передачи общественно-исторического опыта с целью подготовки к жизни в социуме. В узком - это воздействие с целью формирования определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни, то есть это понятие конкретизируется и сжимается до трактовок «физическое воспитание», «нравственное воспитание», «патриотическое воспитание», «эстетическое воспитание» и так далее. Выводы

В современной педагогике можно выделить два основных направления к пониманию и изучению процесса воспитания:

1. Социальный подход, который подразумевает исследование влияния общественных установок, рамок, моделей на процесс формирования человека и, соответственно, базируется на достижении результата через социум, социализацию.

2. Психологический подход, связанный с пониманием главенствующей роли личностных черт человека, его индивидуальных (врожденных) особенностей.

Следует отметить, что оба направления позволяют говорить об очень актуальном на сегодняшний день подходе: поведенческом методе воспитания, который включает в себя развитие индивидуальных особенностей как научных, так и творческих, обучение свободе мысли, создание атмосферы сотрудничества и взаимного интереса к предмету [17].

Многие исследователи отмечают, что в настоящий момент можно наблюдать смену парадигмы в педагогике: постиндустриальное общество сменяет индустриальное, что ведет к коренным изменениям в педагогическом процессе: путь от готовых знаний, не подлежащих обдумыванию и осмыслению, до процесса личностного осмысления фактов и данных, выставления собственных оценок и вынесения самостоятельных решений [9, с. 2]. Безусловно, это явление может быть отправной точкой для зарождения новых, отличных от предыдущих принципов, применяемых в педагогической науке. Отличительной чертой всех изменений, происходящих в современной педагогической науке, можно считать историческую неразрывность этих процессов, их корреляцию и преемственность, поскольку ни один процесс не может быть замкнут только на себе, современные тенденции педагогики частично, а иногда и полностью базируются на принципах, которые прошли проверку временем.

Список источников

1. Абрамовских Н.В. Современное педагогическое образование: тенденции и перспективы развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. № S6. С. 6-10. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13553.htm. (дата обращения 12.01.2022).

2. Алексеева М.И. Традиции и инновации в современном вузовском образовании // Гуманитарные научные исследования. - URL: http://human.snauka.ru/2017/04/23493 (дата обращения 12.01.2022).

3. Бадма-Халгаева М.Б., Манунова А.Б. Современные тенденции в развитии образования и педагогической науки // Педагог-профессионал в школе будущего. Материалы IV Всероссийской молодежной конференции. Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар», 2021. С. 6-12.

4. Джуринский А.Н. Тенденции развития и проблемы историко-педагогической науки // Педагогика. 2011. № 7. С. 79-83.

5. Колесникова И.А. Проблемы развития современной педагогической науки Всероссийской научной конференции с международным участием «Педагогика в современном мире». - URL: http://kafedra-forum.narod.ru/index/0-26 (дата обращения 13.01.2022).

6. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики: Учебное пособие. М.: Изд-во Российского открытого университета РОУ, 1994. 140 с.

7. Коршунова О.В. Основные тенденции развития современной дидактики // Вестник Вят-ГУ 2019. № 2. С. 70-81.

8. Клименко Т.К. Традиции и инновации в современном образовании. - URL: https://www.altspu.ru (дата обращения 12.01.2022).

9. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. М.: СИНТЕГ, 2007. 668 с.

10. Никонорова Ю.В., Чабанова Н.И., Лисичкина О.М. Применение информационных технологий в процессе преподавания высшей математики // Гуманитарные и социальные науки. 2019. № 1. С. 312-320.

11. Окерешко А.В. Принципы информального образования аспиранта // Тенденции развития современной педагогической науки. Материалы VIII всероссийской научно-практической конференции аспирантов, соискателей, докторантов, научных руководителей, молодых ученых, специализирующихся в области образования / Сост. Т.Ю. Гвильдис, А.В. Окерешко. СПб.: СПб АППО, 2020. С. 161-164.

12. Рифицкая И.И. Современные технологии обучения как средство повышения эффективности образования в вузе // Тенденции развития современной педагогической науки. Материалы VIII всероссийской научно-практической конференции аспирантов, соискателей, докторантов, научных руководителей, молодых ученых, специализирующихся в области образования / Сост. Т.Ю. Гвильдис, А.В. Окерешко. СПб.: СПб АППО, 2020. С. 164-167.

13. Самсонов С.О. Формирование российской идентичности в процессе социализации личности и ее самоидентификации // Тенденции развития современной педагогической науки. Материалы VIII всероссийской научно-практической конференции аспирантов, соискателей, докторантов, научных руководителей, молодых ученых, специализирующихся в области образования / Сост. Т.Ю. Гвильдис, А.В. Окерешко. СПб.: СПб АППО, 2020. С. 46-49.

14. Селиванов B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. В.А. Сла-стенина. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 336 с.

15. Чугунова Т.Б., Александрова К.А., Шерайзина Р.М. Тьюторское сопровождение индивидуальной образовательной траектории студентов // Тенденции развития современной педагогической науки. Материалы VIII всероссийской научно-практической конференции аспирантов, соискателей, докторантов, научных руководителей, молодых ученых, специализирующихся в области образования / Сост. Т.Ю. Гвильдис, А.В. Окерешко. СПб.: СПб АППО, 2020. С. 148-151.

16. Юркина Л.B., Сухова Н.Н. К вопросу о методологических основах педагогической науки // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2020. № 3 (836). С. 171-185.

17. Шорина А.В. Значение рефлексивных умений в развитии творческой активности студентов // Гуманитарные и социальные науки. 2020. № 2. С. 350-359. - URL: http://hses-online.ru/2020/02/39.pdf (дата обращения 12.01.2022).

References

1. Abramovskikh N.V. Modern pedagogical education: trends and development prospects // Scientific and methodological electronic journal "Concept". 2013. No. S6. pp. 6-10. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13553.htm. (accessed 12.01.2022).

2. Alekseeva M.I. Traditions and innovations in modern university education // Humanitarian scientific research. - URL: http://human.snauka.ru/2017/04/23493 (accessed 12.01.2022).

3. Badma-Khalgaeva M.B., Manunova A.B. Modern trends in the development of education and pedagogical science // Professional teacher in the school of the future. Materials of the IV All-Russian Youth Conference. Elista, 2021. P. 6-12.

4. Dzhurinsky A.N. Development trends and problems of historical and pedagogical science // Pedagogy. 2011. No. 7. P. 79-83.

5. Kolesnikova I.A. Problems of development of modern pedagogical science All-Russian scientific conference with international participation "Pedagogy in the modern world". - URL: http://kafedra-forum.narod.ru/index/0-26 (accessed 13.01.2022).

6. Kornetov G.B. World History of Pedagogy: Textbook. M., 1994. 140 p.

7. Korshunova O.V. The main trends in the development of modern didactics // Proceedings of VSU. 2019. No. 2. P. 70-81.

8. Klimenko T.K. Traditions and innovations in modern education. - URL: https://www.altspu.ru (accessed 12.01.2022).

9. Novikov A.M., Novikov D.A. Methodology. M., 2007. 668 p.

10. Nikonorova Yu.V., Chabanova N.I., Lisichkina O.M. Application of information technologies in the process of teaching higher mathematics // The Humanities and social sciences. 2019. No. 1. P. 312-320.

11. OkereshkoA.V. Principles of informal education of a postgraduate student // Trends in the development of modern pedagogical science. Proceedings of the VIII All-Russian scientific and practical conference of graduate students, applicants, doctoral students, supervisors, young scientists specializing in education. St. Petersburg:, 2020, pp. 161-164.

12. Rifitskaya I.I. Modern teaching technologies as a means of improving the effectiveness of education at the university // Trends in the development of modern pedagogical science. Proceedings of the VIII All-Russian scientific and practical conference of graduate students, applicants, doctoral students, supervisors, young scientists specializing in education. St. Petersburg, 2020, pp. 164-167.

13. Samsonov S.O. Formation of Russian identity in the process of socialization of personality and its self-identification // Trends in the development of modern pedagogical science. Materials of the VIII All-Russian Scientific and Practical Conference of Postgraduates, Applicants, Doctoral Students, Supervisors, Young Scientists Specializing in Education. St. Petersburg, 2020, pp. 46-49.

14. Selivanov V.S.. Fundamentals of General Pedagogics: Theory and Methods of Education: Textbook for Students of Higher Pedagogical Educational Institutions. M., 2000. 336 p.

15. Chugunova T.B., Aleksandrova K.A., Sheraizina R.M. Tutor support of the individual educational trajectory of students // Trends in the development of modern pedagogical science. Proceedings of the VIII All-Russian scientific and practical conference of graduate students, applicants, doctoral students, supervisors, young scientists specializing in education. St. Petersburg, 2020, pp. 148-151.

16. Yurkina L.V., Sukhova N.N. On the question of the methodological foundations of pedagogical science // Bulletin of the Moscow State Linguistic University. Education and pedagogical sciences. 2020. No. 3 (836). pp. 171-185.

17. ShorinaA.V. The value of reflective skills in the development of students' creative activity // Humanities and social sciences. 2020. No. 2. P. 350-359. - URL: http://hses-online.ru/2020/02/39.pdf (accessed 12.01.2022).

Статья поступила в редакцию 15.01.2022; одобрена после рецензирования 25.01.2022; принята к публикации 01.02.2022.

The article was submitted 15.01.2022; approved after reviewing 25.01.2022; accepted for publication 01.02.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.