Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЯХ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ'

К ВОПРОСУ О ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЯХ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОНЛАЙН ОБУЧЕНИЕ / ОФЛАЙН ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варфоломеева Светлана Васильевна, Терехов Владимир Валерьевич

Современные реалии приводят к тому, что традиционные формы обучения не всегда могут быть реализованы (особенно остро мы это почувствовали в условиях пандемии), на смену им часто приходит дистанционное обучение, которое имеет ряд преимуществ: не зависит ни от места, ни от времени. В статье рассматриваются особенности дистанционного обучения через призму педагогических технологий. Такого рода аспект оправдан тем, что любой педагогический процесс представляет собой последовательность действий, которые складываются в определенный задуманный результат. Таким образом, педагогические технологии в прикладном аспекте представляют собой многозадачную категорию, направленную на эффективное взаимодействие участников педагогического процесса и достижение поставленной цели. С этой позиции дистанционное обучение опирается и на информационные технологии (инновационные технологии), и на традиционные педагогические технологии. Такого рода корреляция интересна и перспективна для изучения, поскольку дистанционное обучение отвоевывает все большее место в структуре педагогического процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN DISTANCE LEARNING

Modern realities lead to the fact that traditional forms of education are not always possible to implement (we felt this especially acutely during the pandemic), they are often replaced by distance learning, which has a number of advantages: it does not depend on place or time. The article discusses the features of distance education through the prism of pedagogical technologies. This kind of aspect is justified by the fact that any pedagogical process is a sequence of actions that add up to a certain intended result. Thus, pedagogical technologies in the applied aspect are a multi-tasking category aimed at the effective interaction of the participants in the pedagogical process and the achievement of the goal. From this position, distance learning relies on both information technology (innovative technologies) and traditional pedagogical technologies. This kind of correlation is interesting and promising for study, since distance learning is gaining more and more space in the structure of the pedagogical process.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЯХ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ»

ПЕДАГОГИКА

(шифр научной специальности: 5.8.7)

Научная статья УДК 37

doi: 10.18522/2070-1403-2022-91-2-132-137

К ВОПРОСУ О ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЯХ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ

© Светлана Васильевна Варфоломеева1, Владимир Валерьевич Терехов2

1Российский государственный университет правосудия, г. Краснодар, Россия; 2Краснодар-ское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова, г. Краснодар, Россия 1varph2000@mail.ru 2rx6dx@mail.ru

Аннотация. Современные реалии приводят к тому, что традиционные формы обучения не всегда могут быть реализованы (особенно остро мы это почувствовали в условиях пандемии), на смену им часто приходит дистанционное обучение, которое имеет ряд преимуществ: не зависит ни от места, ни от времени. В статье рассматриваются особенности дистанционного обучения через призму педагогических технологий. Такого рода аспект оправдан тем, что любой педагогический процесс представляет собой последовательность действий, ко -торые складываются в определенный задуманный результат. Таким образом, педагогические технологии в прикладном аспекте представляют собой многозадачную категорию, направленную на эффективное взаимодействие участников педагогического процесса и достижение поставленной цели. С этой позиции дистанционное обучение опирается и на информационные технологии (инновационные технологии), и на традиционные педагогические технологии. Такого рода корреляция интересна и перспективна для изучения, поскольку дистанци -онное обучение отвоевывает все большее место в структуре педагогического процесса.

Ключевые слова: педагогика, педагогическая технология, информационные технологии, дистанционное обучение, онлайн обучение, офлайн обучение.

Для цитирования: Варфоломеева С.В., Терехов В.В. К вопросу о педагогических технологиях в дистанционном обучении // Гуманитарные и социальные науки. 2022. Т. 91. № 2. С. 132-137. doi: 10.18522/2070-14032022-91-2-132-137

PEDAGOGY

(specialty: 5.8.7)

Original article

On the question of pedagogical technologies in distance learning

© Svetlana V. Varfolomeeva1, Vladimir V. Terekhov2

1Russian state university of justice, Krasnodar, Russian Federation; 2Krasnodar higher military aviation pilot school of Hero of the Soviet Union A.K. Serov Krasnodar, Russian Federation 1varph2000@mail.ru 2rx6dx@mail.ru

Abstract. Modern realities lead to the fact that traditional forms of education are not always possible to implement (we felt this especially acutely during the pandemic), they are often replaced by distance learning, which has a number of advantages: it does not depend on place or time. The article discusses the features of distance education through the prism of pedagogical technologies. This kind of aspect is justified by the fact that any pedagogical process is a sequence of actions that add up to a certain intended result. Thus, pedagogical technologies in the applied aspect are a multi-tasking category aimed at the effective interaction of the participants in the pedagogical process and the achievement of the goal. From this position, distance learning relies on both information technology (innovative technologies) and traditional pedagogical technologies. This kind of correlation is interesting and promising for study, since distance learning is gaining more and more space in the structure of the pedagogical process.

Key words: pedagogy, pedagogical technologyу, information technologyу, distance learning, online learning, offline learning.

For citation: Svetlana V. Varfolomeeva, Vladimir V. Terekhov On the question of pedagogical technologies in distance learning. The Humanities and Social Sciences. 2022. Vol. 91. No 2. P. 132-137. doi: 10.18522/2070-14032022-91-2-132-137

Введение

В настоящее время все сферы человеческой деятельности находятся в постоянном активном развитии, что не может не затрагивать и педагогическую науку, поскольку она напрямую зависит от социальных запросов. Мы хотим обратиться к аспекту, который на данный момент активно дискутируется в научных исследованиях: корреляция дистанционного образования и педагогических технологий.

Современная педагогическая наука часто оперирует термином «технология», который за долгие годы его употребления претерпел рад изменений: В.С. Зайцев выделяет четыре периода в интерпретации этого понятия: 1. Связь с применением аудиовизуальных средств (1940-1950 гг.). 2. Связь с программированным обучением (1950-1960 гг.). 3. Связь с заранее спроектированным учебным процессом (1960-1970 гг.). 4. Связь с применением информационных технологий (1980 - по настоящее время) [4, с. 11].

В современной педагогической науке понимание этого термина расширилось и конкретизировалось, превратившись в ряд следующих понятий: «педагогические технологии», «технология обучения», «образовательные технологии». Проблема их употребления сводится к отсутствию единообразия в понимании и трактовке. Во многих исследованиях они являются взаимозаменяемыми, так как сводятся к одному общему знаменателю: имеют цель достижение эффективного образовательного процесса [11, с. 30], но при более детальном рассмотрении можно увидеть ряд отличительных особенностей.

Образовательная технология - самое широкое из перечисленных выше терминов понятие, так как представляет собой целенаправленный процесс воспитания и обучения, и соответственно, включает в себя и педагогические, и социальные, и психологические, и культурологические, и экономические, и ряд других потребностей человека. Обсуждение

Педагогическая технология представляет собой совокупность приемов, направленных на достижение планируемых результатов, по сути, это процесс или цепочка последовательных действий, которые должны привести к определенной точке. То есть это набор средств, методов, приемов, которые собраны вместе и формируют определенный результат, тот результат, который был запланирован педагогом. Педагогическая технология включает в себя технологии обучения, воспитания, развития, из этого следует, что технологии обучения - самый узкий из всех упомянутых терминов, он представляет сбой совокупность средств и методов процесса обучения, процесс реализации содержания обучения.

Педагогические технологии представляют собой многомерное понятие, которое включает в себя и технологии обучения, и технологии воспитания, и технологии развития [2]. Можно выделить ряд характеристик, присущих педагогическим технологиям:

1. в основу педагогической технологии всегда положен некий замысел, позиция, методология, научные знания;

2. любая технологическая технология реализует целый ряд задач, которые выстроены в соответствии с определенными требованиями и критериями;

3. имеет целью общедоступность как для педагога, так и для обучающегося, в то же время она личностно-ориентированна, учитывает индивидуальные особенности всех участников педагогического процесса;

4. на выбор форм и методов реализации педагогической технологии влияет, прежде всего, целеустановка [6; 9; 14].

Г.К. Селевко говорит о том, что можно выделить четыре основные позиции в интерпретации понятия «педагогическая технология»:

1. Педагогическая технология как средство, методологический инструмент материальных и технических средств обучения.

2. Педагогическая технология как способ выполнения учебных задач, система взаимодействия участников образовательного процесса.

3. Педагогическая технология как научное направление, область знания, опирающаяся на данные разных наук: социологических, психологических, естественнонаучных и других.

4. Педагогическая технология как многомерное понятие, включающее в себя весь спектр описанных выше понятий [13, с. 35].

Такое разнообразное понимание этого термина обусловлено тем, что в его применении выделяют четыре уровня:

1. общепедагогический (общедидактический);

2. частнометодологический (в рамках какой-либо дисциплины);

3. локальный (решение частных дидактических, методологических, воспитательных задач);

4. личностный (коррекция отдельных качеств) [5; 13, с. 37].

Очевидно, что такой подход является очень широким и разноплановым и позволяет рассматривать педагогические технологии через призму конкретных целей и задач.

В научной литературе можно найти разнообразные классификации педагогических технологий: всего выделяют около сотни самостоятельных педагогических технологий [7]. В настоящее время в рамках изучения педагогических технологий все чаще говорят об индивидуализации этого процесса, что в современном мире подразумевает, прежде всего, применение интерактивных форм, поскольку технологизация - объективный процесс, подготовивший этап эволюции образования для решения качественных задач [10, с. 124]. В рамках требований, которые предъявляет реальность и эпидемиологическая обстановка, все чаще интерактивные формы связывают и приравнивают к информационным технологиям [12, с. 130], расширение которых позволяет развиваться дистанционным методам обучения. То есть одной из ведущих педагогических технологий сейчас выступает технология на основе новейших информационных средств, а одна из самых востребованных форм ее реализации -дистанционное обучение.

Под дистанционным обучением понимается «комплекс образовательных услуг, предоставляемых с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.)» [1, с. 13]. Педагогические технологии в этом случае выступают больше как способ взаимодействия между участниками образовательного процесса и основываются на методах развивающего, проблемного, исследовательского обучения с применением наиболее эффективных информационно-коммуникационных технологий.

Вопросам внедрения дистанционных методов обучения посвящено огромное количество работ, и их число постоянно растет, так как в условиях невозможности реализации традиционного педагогического процесса дистанционное обучение является наиболее возможным и приемлемым, поэтому вопрос о том, насколько это важно/необходимо/нужно, не кажется нам дискуссионным, так как сама жизнь вносит коррективы во все сферы деятельности человека, в том числе и в образовательную. В условиях, когда ситуация не позволяет обращаться к традиционным формам, дистанционное обучение является наиболее востребованным, так как позволяет не прерывать процесс образования, кроме того, оно может быть единственно приемлемым вариантом, если речь идет о труднодоступности и невозможности реализовать иные формы.

Следует отметить, что форма реализации дистанционного образования посредством информационной среды позволяет выделить целый ряд его отличительных особенностей:

1. роль преподавателя сводится к координации учебного процесса;

2. основная нагрузка ложится на обучающего - возрастает его самостоятельная работа;

3. максимальные возможности для реализации личностно-ориентированного подхода, то есть индивидуализировать процесс обучения;

4. активизация познавательной деятельности;

5. ведущим аспектом становится процесс визуализации мысли;

6. учебный процесс базируется на сочетании традиционных методов с более гибкими формами, которые включают в себя особенности работы с базами данных, поиском и презентацией информации;

7. все технологии дистанционного обучения классифицируются по трем направлениям: представление информации, передача информации, хранение информации;

8. процесс взаимодействия между участниками сводится к двум формам: онлайн (немедленное получение информации, взаимодействие в режиме реального времени, например, мессенждеры, онлайн платформы) и офлайн (информации хранится до востребования, например, почта, базы данных, образовательная среда) обучению;

9. реализуется посредством трех технологий: кейс-технология (материалы скомплектованы в набор), TV-технология (телевизионные лекции и консультации), сетевая технология (на основе сети Интернет)

10. специфическая организация учебного процесса: включая цели, содержание, средства, методы;

11. наличие высокоэффективной обратной связи, позволяющей на всех этапах отслеживать степень реализации в достижении поставленных задач;

12. гибкость и дальнодействие;

13. модульность, то есть четкое видение продвижения от одного блока информации к другому. Выводы

Таким образом, дистанционное обучение - это обучение, отличающееся от всех других форм. Интерес к нему растет, поэтому можно смело утверждать, что в будущем ему уготов -лена если не доминирующая, то очень важная роль. Противопоставление дистанционного образования традиционному базируется на более активной познавательной деятельности учащегося, его высокой мотивации, объективности оценки результата, так как тесты и итоговые работы проверяются часто автоматически. В то же самое время, заметим, что реализация дистанционного образования может быть особенно эффективна только в том случае, если оно будет базироваться как на традиционных, так и инновационных технологиях с учетом разнообразных приемов, которые направлены на достижение результатов, запланированных заранее, то есть с опорой на педагогические технологии.

Список источников

1. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Трутанова А.В. Возможности электронной среды Moodle в привлечении абитуриентов вуза // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 13-15.

2. Жукова Г.С., Никитина Н.И., Комарова Е.В. Технологии профессионально ориентированного обучения: Учебное пособие. М.: РГСУ, 2012. 165 с.

3. Заббарова М.Г. Роль информационных средств обучения в поликультурном образовании учащихся // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 6. - URL: https https://science-education.ru/ru/article/ (дата обращения 20.01.2022).

4. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: Учебное пособие. В 2 кн. Кн. 1. Челябинск: ЧГПУ, 2012. 411 с.

5. Ильина С.В. Технологии обучения в условиях реализации ФГОС общего образования: Учебно-методическое пособие / Сост.: И.Ю. Ильина, М.Ю. Тумайкина; Новосибирский государственный педагогический университет. Новосибирск: НГПУ, 2014. 148 с.

6. Иманова А.В. Понятие педагогической технологии, обзор педагогических технологий / Вестник научных конференций. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2020. № 11-3 (63). С. 41-43.

7. Колесникова И.А. Основы технологической культуры педагога: Научно-методическое пособие для системы повышения квалификации работников образования. СПб.: Дрофа - Санкт-Петербург, 2003. 288 с.

8. Костюкевич С.В, Перевозчикова Н.Г., Прачева А.А. Применение дистанционных образовательных технологий в системе контроля качества высшего медицинского образо-

вания на кафедре медицинской биологии сзгму им. И.И. Мечникова // Гуманитарные и социальные науки. 2021. № 2. С. 203-213. - URL: http://hses-online.ru/2021/02/23.pdf (дата обращения 20.01.2022).

9. Лапшова А.В., Сундеева М.О., Татаренко М.А. Дистанционные технологии обучения как ресурс повышения качества образования // Международный студенческий научный вестник. 2017. № 6. - URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17821 (дата обращения 19.01.2022).

10. Покладова Е.А. Педагогические технологии: интерактивные технологии для обучения учащихся // Гуманитарный вестник. 2015. Вып. 1, С. 124-129.

11. Романова Е.С. К проблеме дефиниции понятий «образовательная технология», «педагогическая технология», «технология обучения» в современной педагогической науке // Электронный научно-практический журнал «Психология, социология и педагогика». 2016. № 5 (56). С. 27-32. - URL: https://psychology.snauka.ru/2016/05/6791 (дата обращения 19.01.2022).

12. Сафонов В.И. Информационные технологии в системе педагогических технологий // Информационные технологии в образовании: теория и практика: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции / Отв. ред. Т.О. Петрова. Череповец: Череповецкий государственный университет (Череповец), 2018. С. 129-133.

13. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. М.: Народное образование, 2005. Т. 1. 556 с.

14. Хусанова Т.К., Искандарова Г.А. Психолого-педагогические особенности изучения и применения информационно-коммуникационных технологий // Вестник института языков (серия филологических, педагогических и исторических наук). Душанбе: ТГИЯ имени Сотима Улугзода, 2013. Т. 2. № 2. С. 85-89.

15. Чубаркова Е.В. Педагогические технологии дистанционного обучения // Профессиональная педагогика: становление и пути развития: Материалы научно-практической конференции. В 3 ч. Ч. 1. Екатеринбург, 2006. С. 218-222.

16. Шатуновский В.Л., Шатуновская Е.А. Еще раз о дистанционном обучении (организация и обеспечение дистанционного обучения) // Вестник науки и образования. Иваново: Олимп, 2020. № 9-1 (87). С. 53-56.

References

1. Vaganova O.I., Smirnova Zh. V., Trutanova A. V. Possibilities of the Moodle electronic environment in attracting university entrants // Karelian scientific journal. 2017. V. 6. No. 2 (19). pp. 13-15.

2. Zhukova G.S., Nikitina N.I., Komarova E.V. Technologies of professionally oriented education: Textbook. M.: RGSU, 2012. 165 p.

3. ZabbarovaM.G. The role of information teaching aids in the multicultural education of students // Modern problems of science and education. 2011. No. 6. - URL: https://science-edu-cation.ru/ru/article/ (accessed 20.01.2022).

4. Zaitsev V.S. Modern pedagogical technologies: Textbook. In 2 books. Book. 1. Chelyabinsk: ChSPU, 2012. 411 p.

5. Ilyina S.V. Teaching technologies in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard of General Education: Educational and methodological manual / Comp.: I.Yu. Ilyina, M.Yu. Tumaykin; Novosibirsk State Pedagogical University. Novosibirsk: NSPU, 2014. 148 p.

6. ImanovaA.V. The concept of pedagogical technology, a review of pedagogical technologies / Bulletin of scientific conferences. Tambov: Ucom Consulting Company LLC, 2020. No. 11-3 (63). pp. 41-43.

7. Kolesnikova I.A. Fundamentals of the technological culture of the teacher: Scientific and methodological manual for the system of advanced training of educators. St. Petersburg, 2003.288 p.

8. Kostyukevich S.V., Perevozchikova N.G., Pracheva A.A. The use of distance learning technologies in the quality control system of higher medical education at the Department of Medical Biology // The Humanities and social sciences. 2021. No. 2. P. 203-213. - URL: http://hses-online.ru/2021/02/23.pdf (accessed 20.01.2022).

9. Lapshova A.V., Sundeeva M.O., Tatarenko M.A. Distance learning technologies as a resource for improving the quality of education // International Student Scientific Bulletin. 2017. No. 6. - URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17821 (accessed 19.01.2022).

10. Pokladova E.A. Pedagogical technologies: interactive technologies for teaching students // Humanitarian Bulletin. 2015. Issue. 1, pp. 124-129.

11. Romanova E.S. On the problem of defining the concepts "educational technology", "pedagogical technology", "teaching technology" in modern pedagogical science // Electronic scientific and practical journal "Psychology, sociology and pedagogy". 2016. No. 5 (56). pp. 27-32. -URL: https://psychology.snauka.ru/2016/05/6791 (accessed 19.01.2022).

12. Safonov V.I. Information technologies in the system of pedagogical technologies // Information technologies in education: theory and practice: Proceedings of the IV All-Russian scientific and practical conference. Cherepovets: Cherepovets State University (Cherepovets), 2018, pp. 129-133.

13. Selevko G.K. Encyclopedia of Educational Technologies: In 2 volumes. Moscow: National Education, 2005. Vol. 1. 556 p.

14. Khusanova T.K., Iskandarova G.A. Psychological and pedagogical features of the study and application of information and communication technologies // Bulletin of the Institute of Languages (a series of philological, pedagogical and historical sciences). Dushanbe, 2013. Vol. 2. No. 2. P. 85-89.

15. Chubarkova E.V. Pedagogical technologies of distance learning // Professional Pedagogy: Formation and Ways of Development: Proceedings of the Scientific and Practical Conference. In 3 parts. Part 1. Ekaterinburg, 2006. P. 218-222.

16. Shatunovsky V.L., Shatunovskaya E.A. Once again about distance learning (organization and provision of distance learning) // Bulletin of science and education. Ivanovo: Olympus, 2020. No. 9-1 (87). pp. 53-56.

Статья поступила в редакцию 22.01.2022; одобрена после рецензирования 30.01.2022; принята к публикации 10.02.2022.

The article was submitted 22.01.2022; approved after reviewing 30.01.2022; accepted for publication 10.02.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.