Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАНИЕ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ'

ОБРАЗОВАНИЕ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПАНДЕМИЯ / КОРОНАВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ / УДАЛЕННЫЙ ФОРМАТ ОБУЧЕНИЯ / ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Билолов Бобораджаб Шарифхонович

Настоящая работа описывает сложности образования во время пандемии. Переход на дистанционную форму обучения оказал влияние на всех участников образовательного процесса. Целью данной статьи явилось исследование социальных последствий и результатов работы субъектов образовательного процесса в формате дистанционного обучения во время 2020-2021 гг. Для достижения цели исследования автор использовал междисциплинарный подход, включающий педагогические и психологические методы исследования: наблюдение, опрос, метод интервьюирования. Было выявлено, что формату дистанционного обучения свойственны следующие особенности: удобный график, при котором обучающийся занимается в удобное ему время, управление качеством образовательного процесса, инновационные технологии обучения и модульная система занятий. В исследовании отмечены положительные и отрицательные стороны организации дистанционного обучения. В ходе исследования были сделаны выводы, что во время пандемии коронавирусной инфекции необходимо принять ряд мер для социализации в виртуальном пространстве всех поколений, создать центры по повышению уровня квалификации преподавателей в сфере инфокоммуникационных технологий, организовать ускоренные курсы развития профессионального педагогического общения при удаленном формате обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION DURING A PANDEMIC

The paper describes the challenges of education during a pandemic. The transition to distance learning has had an impact on all of the participants of the education process. The purpose of this article is to study the social consequences and education outcomes of the work of the subjects of the educational process in the format of distance learning during 2020-2021. To achieve the goal the author used an interdisciplinary approach, emplying pedagogical and psychological research methods: observation, questioning, interviewing. It was revealed that distance learning format is characterized by the following features: flexible schedule, in which the student studies at a convenient time, quality management of the educational process, innovative learning technologies, and a modular system of learning. The study describes the positive and negative aspects of the organization of distance learning. The study concluded that during the coronavirus pandemic, it is necessary to take a set of measures for the socialization of all the participants in the virtual education space, to create the centers to improve the skills of teachers in the field of infocommunication technologies, and to organize continuing development courses to enhance professional pedagogical communication in a remote learning format.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАНИЕ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ»

Научная статья

УДК 37.013

DOI: 10.14529/ped220106

ОБРАЗОВАНИЕ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ

Б.Ш. Билолов, bbilolov@list.ru

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Уфа, Россия

Аннотация. Настоящая работа описывает сложности образования во время пандемии. Переход на дистанционную форму обучения оказал влияние на всех участников образовательного процесса. Целью данной статьи явилось исследование социальных последствий и результатов работы субъектов образовательного процесса в формате дистанционного обучения во время 2020-2021 гг. Для достижения цели исследования автор использовал междисциплинарный подход, включающий педагогические и психологические методы исследования: наблюдение, опрос, метод интервьюирования. Было выявлено, что формату дистанционного обучения свойственны следующие особенности: удобный график, при котором обучающийся занимается в удобное ему время, управление качеством образовательного процесса, инновационные технологии обучения и модульная система занятий. В исследовании отмечены положительные и отрицательные стороны организации дистанционного обучения. В ходе исследования были сделаны выводы, что во время пандемии коронавирусной инфекции необходимо принять ряд мер для социализации в виртуальном пространстве всех поколений, создать центры по повышению уровня квалификации преподавателей в сфере инфокоммуника-ционных технологий, организовать ускоренные курсы развития профессионального педагогического общения при удаленном формате обучения.

Ключевые слова: образование, пандемия, коронавирусная инфекция, удаленный формат обучения, инфокоммуникационные технологии

Для цитирования: Билолов Б.Ш. Образование во время пандемии // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2022. Т. 14, № 1. С. 59-64. DOI: 10.14529/ped220106

Original article

DOI: 10.14529/ped220106

EDUCATION DURING A PANDEMIC

B.Sh. Bilolov, bbilolov@list.ru

Bashkir State Pedagogical University. M. Akmully, Ufa, Russia

Abstract. The paper describes the challenges of education during a pandemic. The transition to distance learning has had an impact on all of the participants of the education process. The purpose of this article is to study the social consequences and education outcomes of the work of the subjects of the educational process in the format of distance learning during 2020-2021. To achieve the goal the author used an interdisciplinary approach, emplying pedagogical and psychological research methods: observation, questioning, interviewing. It was revealed that distance learning format is characterized by the following features: flexible schedule, in which the student studies at a convenient time, quality management of the educational process, innovative learning technologies, and a modular system of learning. The study describes the positive and negative aspects of the organization of distance learning. The study concluded that during the coronavirus pandemic, it is necessary to take a set of measures for the socialization of all the participants in the virtual education space, to create the centers to improve the skills of teachers in the field of infocommunication technologies, and to organize continuing development courses to enhance professional pedagogical communication in a remote learning format.

Keywords: education, pandemic, coronovirus infection, remote learning format, infocommunication technologies

For citation: Elsakova R.Z. University students' training in cross-cultural scientific communication via virtual interaction. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2022;14(1):59-64. (In Russ.) DOI: 10.14529/ped220106

© Билолов Б.Ш., 2022

Постановка задачи

Пандемия С0УГО-19 оказывает определенное влияние на различные сферы жизни во всем мире. Одним из следствий пандемии стало изменение социальной жизни людей. Сохранение социальной дистанции между людьми для предотвращения заражения является важнейшей стратегией для всех стран. Многие школы были закрыты, чтобы свести к минимуму распространение данной корона-вирусной инфекции. Между тем тесный контакт между людьми необходим для всего процесса обучения в традиционном непрерывном образовании. Следовательно, методы обучения должны быть инновационными, чтобы образовательный процесс продолжался, но не было угрозы заражения С0УГО-19. Целью данной статьи явилось исследование социальных последствий и результатов работы субъектов образовательного процесса в формате дистанционного обучения во время 2020-2021 гг.

Методология исследования

Для реализации цели исследования автор изучил научную литературу по рассматриваемой теме и использовал междисциплинарный подход, включающий педагогические и психологические методы исследования, а именно: наблюдение, опрос, метод интервьюирования. В ходе исследования также анализировались письменные ответы студентов (300 анкет) и педагогов (149 анкет) на вопросы опросных листов о формате дистанционного обучения, особенностях образовательного процесса в 2020-2021 гг., беседы с учителями о речевом поведении детей, записанные авторами.

Обзор литературы

Во время пандемии почти все образовательные организации перешли на дистанционный формат обучения. Сути дистанционного образования, его истории посвящено уже немало исследований [2, 3, 5-7]. Ключевые вопросы трансформации традиционного образования, создания цифровой образовательной среды, применения новых форм организации учебного процесса и методов обучения обсуждаются сегодня на конференциях и семинарах различного уровня [1, 10]. Мы рассматриваем дистанционное обучение как информационно-образовательную среду, основанную на современных средствах передачи данных и хранения информации. При этом ведущая роль в этом процессе отводится преподавателю, но не как интерпретатору знаний, а как организатору, координатору учебного процесса, не-

прерывно осуществляющему мониторинг качества знаний.

Ответом на современные вызовы явились следующие поправки в закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 16):

- утверждение дистанционной формы обучения наравне с традиционным форматом образования, включая аттестаты об окончании обучения с такой же юридической силой;

- переход на дистанционное обучение осуществляется независимо от ограничений, обозначенных в государственных стандартах образования, а также в перечне профессий и специальностей, обучение по которым невозможно исключительно в дистанционном формате.

Государством был установлен правовой статус дистанционного образования. В ст. 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.08.2020) дистанционный формат образования представлен в следующем виде:

- дистанционное образование - это процесс обучения, основанный на данных традиционных образовательных программ, преобразованных в цифровой формат с использованием информационных технологий;

- использование информационных и телекоммуникационных сетей для передачи определенных данных по каналам связи, взаимодействие учеников и преподавателей [20].

Технологии дистанционного обучения -это технологии обучения, внедряемые, как правило, с использованием информационных и телекоммуникационных сетей с удаленным взаимодействием между учениками и преподавателями [3].

Все перечисленные нововведения являются новым форматом удаленного образования, с помощью которого происходит социализация населения в виртуальном пространстве [9].

Формату дистанционного обучения свойственны следующие особенности: удобный график, при котором ученик занимается в удобное ему время, управление качеством учебного процесса; инновационные технологии и модульная система занятий.

Результаты исследования

Дистанционный формат обучения был массово введен во многих вузах на отделении заочного обучения еще в начале XXI века, но в связи с массовым внедрением технологий удаленного доступа к получению образова-

тельных услуг в 2020-2021 гг. образовательным организациям пришлось столкнуться с множеством трудностей. Переход на дистанционную форму обучения оказал влияние на всех участников образовательного процесса: школьников и учителей, студентов и преподавателей. На общественном уровне активно обсуждались все изменения системы образования, при этом диапазон оценок был очень широк, от положительных до резко негативных мнений, осуждения [5]. На уровне Министерства образования была проведена масштабная работа по внесению изменений в действующее законодательство, совершенствованию методов регулирования и контроля образовательного процесса и качества обучения [17].

Если перед началом пандемии и введением ограничительных мер формат дистанционного обучения рассматривали работающие студенты, специалисты, желающие повысить свою квалификацию, студенты, которым было комфортно так учиться по причине удаленности от места учебы, и граждане с ограниченными физическими возможностями, то в 2020 г. форма дистанционного образования получила широкое распространение [11]. Рассмотрим выявленные преимущества данной формы обучения.

При активном распространении заболевания и вынужденной самоизоляции дистанционное образование является единственно возможной формой обучения. В период самоизоляции очень сложно адаптироваться и не иметь возможности общения, развития, роста, поэтому взаимодействие с преподавателями, друзьями, хоть и в новом виртуальном формате, имеет огромное значение. Современные технологии и специально разработанные программы, такие как Zoom, Skype, Uchi.ru и другие, дали возможность студентам продолжить образование и не остаться без общения со всеми участниками образовательного процесса [18].

Многие преподаватели и студенты открыли для себя потенциал использования глобальной сети, безграничные возможности для повышения своего уровня образования и освоения современных информационных технологий [13]. Новый образовательный формат позволил обучающимся легко ориентироваться в неисчерпаемых информационных ресурсах, что усилило познавательную активность старшеклассников и студентов [1].

Многими преподавателями было отмечено, что у обучающихся появилась мотивация

к обучению, они перестали пропускать занятия по многим предметам. Эта тенденция является следствием того, что современная молодежь привыкла взаимодействовать в виртуальном пространстве, общаться в социальных сетях, пользоваться современными устройствами и осваивать инновационные образовательные технологии для них является обычным видом деятельности [14]. Новому поколению более привычно пользоваться электронной книгой, а не печатным изданием, находить информацию в глобальной сети, а не искать в библиотеке [15]. Современной молодежи свойственно восприятие информации через короткие яркие образы, более развита фрагментарная память, и молодые люди испытывают трудности с концентрацией внимания и глубокими размышлениями, поэтому виртуальный формат обучения ими воспринимается легче [20].

Традиционный формат обучения не предполагает использование современных информационных технологий, и подсознательно ученик видит в преподавателе представителя устаревших традиций. Соответственно, для более глубокого взаимодействия с учениками педагог не должен отставать от современного мышления и включать в процесс обучения использование современной техники и информационных ресурсов, показывая таким образом, что он может говорить с ними на одном языке [16]. К примеру, обычный реферат можно предложить составить в электронном формате, используя технологии дополненной реальности и так далее. Такие практики мотивируют студентов на создание современного электронного продукта, повышают уровень познания и интереса к предмету. Так, технологическое развитие формирует новый формат образования [10]. Следовательно, преподавателям необходимо менять традиционные формы взаимодействия с учащимися и трансляции педагогического опыта, и соответственно весь процесс обучения также должен постепенно трансформироваться, соответствуя темпам научно-технического прогресса.

В научной литературе рассматриваются современные образовательные технологии, используемые в процессе дистанционного обучения. Некоторые авторы полагают, что развитие современных образовательных технологий оптимальным образом сочетается с форматом дистанционного обучения, переводят традиционный педагогический материал в цифровой формат, остается только научиться

обрабатывать материал, полученный в такой форме, модифицировать данные с помощью Интернета [12]. Преподаватели также должны быть подготовлены к новому формату процесса обучения. Однако помимо преимуществ удаленной системы существует множество недостатков и проблем различного характера, включая психологические, педагогические и гуманитарные ограничения. Очевидно, что в будущем система дистанционного образования займет прочную нишу на рынке образовательных услуг, и к этому процессу необходимо активно готовиться уже сейчас [4].

Ряд ученых полагают, что существует угроза в формализации процесса обучения в дистанционном режиме, поскольку считают необходимым поддерживать личный и эмоциональный контакт между учителем и учеником [17]. Урок, проводимый в традиционной форме, способствует формированию эмоциональной и личной связи между учеником и учителем, при дистанционном обучении отсутствует данная связь, сам процесс подготовки к уроку занимает много времени, электронные издания содержат много технических ошибок [3].

Другое направление исследований связано с поведенческими и физиологическими аспектами учащихся, в частности, состоянием здоровья школьников и студентов, занимающихся удаленно в период самоизоляции [19]. Авторы обнаружили, что в современной школе нет безопасных технологий для удаленной работы с учениками, также электронных систем для передачи учебной программы [2]. Были отмечены следующие неблагоприятные последствия дистанционного обучения: более длительная продолжительность занятий и более высокая загруженность домашней работой, многочасовая работа с электронными ресурсами, что отрицательно влияет на зрение и физическую нагрузку работы мозга, в связи с загруженностью сократилось время

для прогулок на свежем воздухе и других внеурочных занятий [15]. Эмоциональные потрясения в условиях самоизоляции и дистанционного обучения повлияли на психическое здоровье учащихся: 83,8 % имели психические пограничные расстройства, 13,4 % школьников адаптировались к данным условиям [3].

Выявлено, что во время пандемии не оказывалась надлежащая медицинская, психологическая и педагогическая поддержка детей и родителей [16]. Данная ситуация свидетельствует о необходимости профилактических мер защиты при дистанционном обучении и разработке программы действий в таких условиях с целью минимизировать риск возникновения проблем со здоровьем для всех субъектов учебного процесса в условиях самоизоляции и дистанционного обучения [4].

Присутствует мнение о том, что решение всех административных вопросов должно строиться на основе пошаговых стратегий управления [8].

Выводы

Таким образом, принимая во внимание опыт работы во время пандемии коронави-русной инфекции, необходимо принять ряд мер для социализации в виртуальном пространстве всех поколений, создать центры по повышению уровня квалификации преподавателей в сфере инфокоммуникационных технологий, ускоренные курсы развития уровня профессионального педагогического общения при удаленном формате обучения. Такое усиление образования представляется особенно актуальным, поскольку в условиях цифровой экономики и цифрового общества образование необходимо трансформировать, но с учетом вышеупомянутых характеристик и трудностей, а также с учетом лучших традиций системы образования России, чтобы сохранить свою индивидуальность и самобытность.

Список литературы

1. Александрова, О.М. Переход на дистанционное образование в школе. Управленческие решения / О.М. Александрова, Е.В. Орлов, Л.И Степанова // Современные тенденции развития системы образования: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. - Чебоксары, 2020. - С. 52-55.

2. Альтбах, Ф.Дж. Информационные технологии в контексте СОУЮ-19: поворотный момент? / Ф.Дж. Альтбах, Ханс де Вит //Междунар. высш. образование. - 2020. - № 103. - С. 6-8.

3. Аноркулова, Г.М. Методологические основы системного подхода при подготовке учителей профессионального обучения / Г.М. Аноркулова, Ш.Х. Кулиева, З.Д. Расулова //Молодой учёный. - 2015. - № 13. - С. 588-590.

4. Аноркулова, Г.М. Модель подготовки учителей профессионального образования на основе системного подхода /Г.М. Аноркулова, Ш.Х. Кулиева, З.Д. Расулова //Молодой учёный. - 2015. -№ 13. - С. 590-592.

5. Блинов, В.И. Внезапное дистанционное обучение: первый месяц аврала (по результатам экспресс-исследования и экспресс-опроса): в 2 ч. / В.И. Блинов, И. С. Сергеев, Е.Ю. Есенина // Проф. образование и рынок труда. - 2020. - № 2. - С. 6-33.

6. Григорьев, Ю.Г. От электромагнитного смога до электромагнитного хаоса. К оценке опасности мобильной связи для здоровья населения /Ю.Г. Григорьев //Мед. радиология и радиационная безопасность. - 2018. - Т. 63. - № 3.- С. 28-33.

7. Жизнь после пандемии: экономические и социальные последствия / В.И. Гришин, Д.В. До-мащенко, Л.В. Константинова и др. // Вестник Рос. эконом. ун-та им. Г.В. Плеханова. - 2020. -№ 3. - С. 5-18.

8. Зенков, А.Р. Образование в условиях пандемии: возможности и ограничения цифрового обучения / А.Р. Зенков // Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН. - 2020. - № 3. - С. 51-64.

9. Каримова, М.Н. Использование учебных инструментов в развитии творческого мышления учащихся /М.Н. Каримова, З.Д. Расулова //Проблемы педагогики. - 2020. - № 5 (50). - С. 19-22.

10. Каххоров, С.К. Компьютерные технологии обучения как важный фактор для улучшения процесса преподавания / С.К. Каххоров, З.Д. Расулова // Соврем. инновации. - 2020. - Т. 36. - № 2. -С. 44-46.

11. Каххоров, С. К. Роль дистанционного обучения в развитии творческих навыков студентов / С.К. Каххоров, З.Д. Расулова //Проблемы педагогики. - 2020. - Т. 40. - № 4. - С. 26-29.

12. Клягин, А.В. Шторм первых недель: как высшее образование шагнуло в реальность пандемии /А.В. Клягин // Соврем. аналитика образования. - 2020. - № 6 (36). - С. 89-97.

13. Кулиева, Ш.Х. Инновационная деятельность педагога в образовании / Ш.Х. Кулиева, З.Д. Расулова //Молодой учёный. - 2016. - № 8. - С. 978-979.

14. Кулиева, Ш.Х. Учебный процесс как педагогическая система в процессе подготовки учителей профессионального обучения / Ш.Х. Кулиева, Х.Ю. Хамроева, З.Д. Расулова //Молодой учёный. - 2013. - Т. 56. - № 9. - С. 383-385.

15. Малиатаки, В.В. Дистанционные образовательные технологии как современное средство реализации активных и интерактивных методов обучения при организации самостоятельной работы студентов / В.В. Малиатаки, К.А. Киричек, А.А. Вендина // Открытое образование. -2020.- № 24. - С. 56-66.

16. Овчинникова, К.Р. Дидактические инструменты вчера и сегодня / К.Р. Овчинникова // Образование и наука. - 2011. - № 4. - С. 97-107.

17. Расулова, З.Д. Эффективность дистанционной организации процессов обучения в высшем образовании / З.Д. Расулова //Academy. - 2020. - Т. 62. - № 11. - С. 31-34.

18. Расулова, З.Д. Возможности использования компьютерных технологий в технологическом образовании / З.Д. Расулова, А.Х. Содикова // Вестник науки и образования. - 2020. - Т. 2. -С. 68-71.

19. Садовая, Е.С. Формирование новой социальной реальности /Е.С. Садовая, В.А. Саутки-на, А.Р. Зенков // Технол. вызовы. - М. : ИМЭМО РАН, 2019. - 190 с.

20. Kakhkhorov, S.K. Methodology Of Improving The Professional Activity of The Future Teacher of Technology on The Basis of Modern Educational Technologies / S.K. Kakhkhorov, Z.D. Rasulova // Universal J. of Educational Research. - 2020. - Vol. 8. - No. 12. - P. 7006-7014.

References

1. Alexandrova O.M., Orlov E.V. Stepanova L.I. [Transition to Distance Education at School]. Sovremennie tendentsii razvitiya sistemy obrazovaniya: sbornik materialov vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Management Decisions Modern Trends in the Development of the Education Eystem: Materials of All-Russians Scientific and Practice Conference]. Cheboksary, 2020, pp. 52-55.

2. Altbach F.J. Hans de Wit. [Information Technology in the Context of COVID-19: Turning Point?]. Mezhdunarodnoe vyssheye obrazovanie [International Higher Education], 2020, no. 103, pp. 6-8.

3. Anorkulova G.M., Kuliyeva Sh.Kh., Rasulova Z.D. [Methodological Bases of the Systematic Approach to the Training of Teachers of Vocational Training]. Molodoy ucheniy [Young scientist], 2015, no. 13, pp. 588-590.

4. Anorkulova G.M., Kuliyeva Sh. Kh., Rasulova ZD. [Model of Training of Teachers of Vocational Education on the Basis of a Systematic Approach]. Molodoy Ucheniy [Young scientist], 2015, no.13, pp.590-592.

5. Blinov V.I., Sergeev I.S., Yesenina E.Yu. [Sudden Distance Learning: the First Month of Emergency (According to the Results of an Express Study and an Express Survey): at 2 Hours]. Professio-nal'noe obrazovanie i rynok truda [Vocational Education and the Labor Market], 2020, no. 2, pp. 6-33.

6. Grigoriev Yu.G. [From Electromagnetic Smog to Electromagnetic Chaos. On the Assessment of the Danger of Mobile Communication for the Health of the Population]. Medical Radiology and Radiation safety, 2018, vol. 63, no. 3, pp. 28-33.

7. Grishin V.I., Domaschenko D.V., Konstantinova L.V. et. al. [Life after the Pandemic: Economic and Social Implications]. Vestnik of the G.V. Plekhanov University of Economics, 2020, no. 3, pp. 5-18.

8. Zenkov A.R. [Education in a Pandemic: Opportunities and Limitations of Digital Learning]. Analysis and Forecast. IMEMO Journal, 2020, no. 3, pp. 51-64.

9. Karimova M.N., Rasulova Z.D. [The Use of Educational Tools in the Development of Creative Thinking of Students]. Problems of Pedagogy, 2020, no. 5 (50), pp. 19-22.

10. Kakhkhorov S.K., Rasulova Z.D. [Computer Technologies of Teaching as an Important Fact for Improving the Teaching Process]. Modern Innovations, 2020, vol. 36, no. 2, pp. 44-46.

11. Kakhkhorov S.K., Rasulova Z.D. [The Role of Distance Learning in the Development of Students' Creative Skills]. Problems of Pedagogy, 2020, vol. 40, no. 4, pp. 26-29.

12. Klyagin A.V. [The Storm of the First Weeks: How Higher Education Stepped into the Reality of a Pandemic]. Sovremennaya analitika obrazovaniya [Modern Analytics of Education], 2020, no. 6 (36), pp. 89-97.

13. Kuliyeva Sh.Kh., Rasulova Z.D. [Innovative Activity of a Teacher in Education]. Young Scientist, 2016, no.8, pp. 978-979.

14. Kuliyeva Sh.Kh., Khamroeva H.Yu., Rasulova Z.D. [The Educational Process as a Pedagogical System in the Process of Training Teachers of Vocational Education]. Molodoy Ucheniy [Young scientist], 2013, vol. 56, no. 9, pp. 383-385.

15. Maliataki V.V., Kirichek K.A., Vendina A.A. [Distance Educational Technologies as a Modern Means of Realizing Active and Interactive Teaching Methods in Organizing Students' Self-Reliant Work]. Otkrytoye Obrazovanie [Open Education], 2020, no. 24, pp. 56-66.

16. Ovchinnikova K.R. [Didactic Tools Yesterday and Today]. The Education and Science Journal, 2011, no. 4, pp. 97-107.

17. Rasulova Z.D. [Efficiency of Remote Organization of Learning Processes in Higher Education]. Academy, 2020, vol. 62, no. 11, pp. 31-34.

18. Rasulova Z.D., Sodikova A.Kh. [Possibilities of Using Computer Technologies in Technological Education]. Bulletin of Science and Education, 2020, vol. 2, pp. 68-71.

19. Sadovaya E.S., Sautkina V.A., Zenkov A.R. [Formation of a New Social Seality]. Teknnologi-cheskiye vyzovy [Technological Challenges]. Moscow, IMEMO RAN Publ., 2019. 190 p.

20. Kakhkhorov S.K., Rasulova Z.D. [Methodology of Improving the Professional Activity of the Future Teacher of Technology on the Basis of Modern Educational Technologies]. Universal J. of Educational Research, 2020, vol. 8, no. 12, pp. 7006-7014.

Информация об авторе

Билолов Бобораджаб Шарифхонович, аспирант, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Уфа, bbilolov@list.ru.

Information about the author

Boborajab Sh. Bilolov, PhD student, Bashkir State Pedagogical University named after A I M. Akmulla, Ufa, bbilolov@list.ru.

Статья поступила в редакцию 20.01.2022

The article was submitted20.01.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.