Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / КРИТЕРИИ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боровкова Марина Владимировна

В современном обществе образованию отводится особая роль. От образования зависит качество человеческого потенциала в обществе, а, как следствие, и качество нашей жизни. В последние годы все большую роль приобретают современные технологии, которые способствуют модернизации образования. Особый прогресс в развитии дистанционного образования наблюдаем в период пандемии по коронавирусной инфекции. Однако на сегодняшний день остается остро стоять вопрос качества подготовки будущих специалистов в условиях дистанционного обучения. Цель статьи заключается в проведении анализа понятия «качества обучения» в рамках дистанционного образования, а также в определении целесообразности и степени использования дистанционного обучения в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING THE QUALITY OF DISTANCE EDUCATION AT THE UNIVERSITY

In modern society, education plays a special role. The quality of human potential in society, and, as a result, the quality of our life depends on education. In recent years, modern technologies have become increasingly important, which contribute to the modernization of education. We are seeing particular progress in the development of distance education during the coronavirus pandemic. However, today the issue of the quality of training of future specialists in the conditions of distance learning remains acute. The purpose of the article is to analyze the concept of “quality of education” in the framework of distance education, as well as to determine the appropriateness and degree of use of distance learning in higher education.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ»

Обеспечение качества дистанционного образования в вузе

Боровкова Марина Владимировна,

кандидат филологических наук, доцент, кафедра русского, иностранных языков и культуры речи, Уральский государственный юридический университет E-mail: mborovkova@rambler.ru

В современном обществе образованию отводится особая роль. От образования зависит качество человеческого потенциала в обществе, а, как следствие, и качество нашей жизни. В последние годы все большую роль приобретают современные технологии, которые способствуют модернизации образования. Особый прогресс в развитии дистанционного образования наблюдаем в период пандемии по коронавирусной инфекции. Однако на сегодняшний день остается остро стоять вопрос качества подготовки будущих специалистов в условиях дистанционного обучения. Цель статьи заключается в проведении анализа понятия «качества обучения» в рамках дистанционного образования, а также в определении целесообразности и степени использования дистанционного обучения в высшей школе.

Ключевые слова: дистанционное обучение, качество обучения, критерии, оценка качества обучения, цифровизация образования.

Введение

Постепенно процессы цифровизации входят во все сферы нашей жизни и высшее образование не является исключением. Результатом процесса цифровизации сферы высшего профессионального образования, а также пандемии по COVID-19 является активное внедрение в образовательный процесс дистанционных технологий обучения. Под дистанционным обучением понимаем «комплекс образовательных услуг, предоставляемых с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии» [3, С. 1;3]. Перед нашим профессиональным образованием появилась новая задача достижения стандартов высокого качества дистанционного обучения, которые бы позволяли готовить конкурентоспособных выпускников на мировом рынке труда, способных к критическому и системному мышлению, владеющих универсальными компетенциями.

В связи с этим в последнее время на первый план выходит вопрос качества обучения в условиях дистанционного образования. Ведь качество образовательного процесса неизбежно влияет на укомплектованность государства специалистами в будущем, а, как следствие, и на качество жизни каждого гражданина. Сегодня оценка качества дистанционного обучения является очень серьезной проблемой на всех уровнях. Не случайно во всем мире ведутся разработки в этой области: создаются цифровые инструменты тестирования студентов, механизмы прокторинга, разрабатываются критерии оценки качества учебных онлайн -курсов, электронных учебников, кадрового потенциала вуза, идет поиск решений, направленных на разработку механизма повышения качества дистанционного обучения.

Актуальность проблемы исследования и заключается в вопросе выработки новых универсальных критериев оценки качества дистанционного образования, а также новых способов повышения качества обучения.

Методы исследования: анализ и синтез зарубежных и российских научных публикаций, а также научно-методической литературы по выбранной тематике; логико-структурный анализ; наблюдение, сравнение, обобщение, метод опроса.

Основная часть

Особенностью оценки качества высшего профессионального образования является то, что оно проявляется в профессиональной деятельности выпускников вуза и требует временных затрат.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

Качество образования характеризуется соответствием образовательной деятельности и подготовки обучающихся требованиям ФГОС. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29.12.2012 дает ему следующее определение: «Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [5]. Из определения рассматриваемого понятия можно выделить две его составляющие: объективная и субъективная. Под объективней составляющей понимаем соответствие стандартам, а под субъективной составляющей - соответствие потребностям обучающегося.

В современных условиях при появлении новых образовательных технологий необходима разработка новых подходов к оценке качества обучения, а, в частности, качества дистанционного образования.

Вопросам оценки показателей качества дистанционного образования, разработке современных средств и методов контроля посвящены научные публикации многих ученых, таких как B.C. Аване-сова, A.A. Андреева, В.И. Солдаткина, В.В. Ильина, Б.А. Жигалева, Е.С. Полат, D. Bateson, A. Binet и др.

В определении качества обучения придерживаемся точки зрения Полат Е.С., которая под качеством обучения понимает «такую организацию взаимодействия учителя и учащихся (преподавателя и студентов), т.е. учебного процесса, который соответствовал бы основным принципам используемой концепции обучения, отражающей запросы современного общества и прогнозируемые компетенции, которыми должны обладать выпускники образовательного учреждения, чтобы быть конкурентоспособными в развивающемся обществе» [4, С. 72].

В рамках данного исследования был проведен опрос студентов и преподавателей, который заключался в определении, на их взгляд, понятия «качества дистанционного обучения», выделения основных критериев его оценки, а также проанализировали его субъективную составляющую. В опросе приняли участие более 150 студентов и преподавателей юридического университета. Практически все участники опроса подчеркнули, что качество дистанционного обучения непосредственным образом связано с востребованностью 5 полученных знаний в конкретных условиях их при-§ менения для достижения конкретной цели и повышу шения качества жизни, с развитием способности ° к самостоятельному решению проблем в различ-5в ных сферах деятельности, высоким уровнем до-

ступности содержания образования, обеспечением психологического комфорта для всех участников образовательного процесса, индивидуализацией процесса обучения, соответствием стандартам, местом в международном рейтинге образовательных учреждений, а также с количественными и качественными характеристиками материально-технического обеспечения учебного процесса: компьютеров и сетевого оборудования. При этом главными критериями оценки становятся качество оперативности режима видеоконференцсвязи. Особой строкой выделялось качество электронных учебников, учебных пособий, учебных программ, где оценивается качество не только их содержательной части, но и внешнего оформления.

Опрос показал, что «качество дистанционного обучения» достаточно сложное и многомерное понятие и требует более тщательной его проработки в условиях современного дистанционного образования.

На наш взгляд, кроме вышеперечисленных респондентами показателей качества дистанционного обучения, необходимо уделить особое внимание тому факту, что процесс внедрения ДО в вузе невозможен без появления нового образа преподавателя, обладающего икт- компетенциями на высоком уровне, владеющего методикой дистанционного образования, умеющего анализировать образовательные потребности и поддерживать мотивацию обучающихся, как и невозможен без появления нового типа студента, высокомотивированного, способного к самостоятельному обучению, целеустремлённого на результат обучения.

Заключение

Таким образом, в качестве универсальных критериев качества дистанционного обучения можно выделить:

1. Состояние материально-технической базы дистанционного обучения; мобильность в ее изменениях в результате технологического прогресса

2. Внедрение инновационных методик в процесс дистанционного обучения

3. Качество учебных программ, электронных пособий, тестовых заданий и т д, их соответствие ФГОС.

4. Востребованность и конкурентоспособность выпускников вуза дистанционной формы обучения как на внутреннем, так и на международном рынке труда.

5. Создание условий для исключения вмешательства посторонних лиц в процессы контроля знаний в дистанционном формате, качество контроля знаний и самоконтроля.

6. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов обучения.

7. Кадровый потенциал

Дистанционный формат обучения потребует новых профессиональных компетенций от преподавателя, которые неизбежно приведут к совершенствованию новых современных педагогиче-

ских технологий, а следовательно, и новых форм и инструментов оценки их качества. Организация оценки качества дистанционного обучения должна быть тесным образом связана с обеспечением непрерывности процесса совершенствования качества высшего образования и помогать обеспечивать конструктивный диалог между всеми участниками образовательного процесса.

Качество дистанционного образования не должно в результате отличаться от очного и должно соответствовать запросам потребителей и прогнозированию развития общества в ближайшем и отдаленном будущем.

Литература

1. Андреев А.А. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация / А.А. Андреев, В.И. Солдаткин - М.: Изд-во МЭСИ, 1999. -196 с.

2. Аванесов В.С. Применение тестовых форм в e-learning c проведением дистракторного анализа / В.С. Аванесов // Образовательные технологии. - № 3. - 2013 с. 125-135.

3. Аванесов В.С. Теория и методика педагогических измерений. [Электронный ресурс] / В.С. Аванесов // Материалы публикаций в открытых источниках и Интернет. УГТУ-УПИ, 2005 - URL: http://testolog.narod.ru/Theory1.html (дата обращения: 22.02.2021).

4. Болотов В.А. Система оценки качества российского образования [Электронный ресурс] / В.А. Болотов, Н.Ф. Ефремова. -URL: http:// www.den-za-dnem.ru/page.php?article=15051 (дата обращения: 24.02.2021).

5. Жигалев, Б.А. Педагогическая система оценки качества образования в вузе: современное состояние и перспективы развития / Б.А. Жигалев // Вестник Нижегор. гос. ун-та им. Н.И. Лобачевского. - № 1. - 2009. -с. 24-29.

6. Курицына Галина Викторовна. Содержание и организация оценки качества дистанционного обучения в вузе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: защищена 2.11.2015 / Курицына Галина Викторовна. - Нижний Новгород, 2015. -319 с.

7. Лапшова А.В., Сундеева М.О., Татарен-ко М.А. Дистанционные технологии обучения как ресурс повышения качества образования [Электронный ресурс] / А.В. Лапшова и др.// Международный студенческий научный вестник. - 2017. - № 6. - URL: http://www.eduherald. ru/ru/article/view?id=17821 (дата обращения: 21.02.2021).

8. Полат Е. С. К проблеме определения эффективности дистанционной формы обучения [Электронный ресурс] / Е.С. Полат // Открытое образование. - 2005. - № 3. - с. 72. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-opredeleniya-effektivnosti-distantsionnoy-formy-obucheniya) (дата обращения: 20.02.2022)

9. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон: [принят Гос. Думой 21 декабря 2012 г.: одобр. Советом Федерации 26 декабря 2012 г.]. - М.: Эксмо, 2021. - 192 с.

10. Солдаткин Преподавание в сети Интернет /учеб. Пособие / В.И. Солдаткин - М.,-2003. - 792 с.

ENSURING THE QUALITY OF DISTANCE EDUCATION AT THE UNIVERSITY

Borovkova M.V.

Ural State Law University

In modern society, education plays a special role. The quality of human potential in society, and, as a result, the quality of our life depends on education. In recent years, modern technologies have become increasingly important, which contribute to the modernization of education. We are seeing particular progress in the development of distance education during the coronavirus pandemic. However, today the issue of the quality of training of future specialists in the conditions of distance learning remains acute. The purpose of the article is to analyze the concept of "quality of education" in the framework of distance education, as well as to determine the appropriateness and degree of use of distance learning in higher education.

Keywords: distance learning, quality of education, criteria, assessment of quality of education, digitalization of education.

References

1. Andreev A.A. Distance learning: essence, technology, organization / A.A. Andreev, V.I. Soldatkin - M.: MESI Publishing House, 1999. - 196 p.

2. Avanesov V.S. Application of test forms in e-learning with distractor analysis / V.S. Avanesov // Educational technologies. -No. 3. - 2013 p. 125-135.

3. Avanesov V.S. Theory and methodology of pedagogical measurements. [Electronic resource] / V.S. Avanesov // Materials of publications in open sources and the Internet. USTU-UPI, 2005 - URL: http://testolog.narod.ru/Theory1.html (date of access: 22.02.2021).

4. Bolotov V.A. The system for assessing the quality of Russian education [Electronic resource] / V.A. Bolotov, N.F. Efre-mov. -URL: http://www.den-za-dnem.ru/page.php?arti-cle=15051 (date of access: 02/24/2021).

5. Zhigalev, B.A. Pedagogical system for assessing the quality of education at the university: current state and development prospects / B.A. Zhigalev // Vestnik Nizhegorsk. state un-ta im. N.I. Lobachevsky. - No. 1. - 2009. -p. 24-29.

6. Kuritsyna Galina Viktorovna. The content and organization of assessing the quality of distance learning at the university: dis. ... cand. ped. Sciences: 13.00.01: defended 2.11.2015 / Kuritsyna Galina Viktorovna. - Nizhny Novgorod, 2015. - 319 p.

7. Lapshova A.V., Sundeeva M.O., Tatarenko M.A. Distance learning technologies as a resource for improving the quality of education [Electronic resource] / A.V. Lapshova and others// International Student Scientific Bulletin. - 2017. - No. 6. - URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=17821 (date of access: 21.02.2021).

8. Polat E.S. On the problem of determining the effectiveness of distance learning [Electronic resource] / E.S. Polat // Open Education. - 2005. - No. 3. - from. 72. - URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/k-probleme-opredeleniya-effektivnosti-distantsionnoy-formy-obucheniya) (date of access: 20.02.2022)

9. Russian Federation. Laws. On education in the Russian Federation: Feder. law: [adopted by State. Duma December 21, 2012: approved. Federation Council on December 26, 2012]. - M.: Eksmo, 2021. - 192 p.

10. Soldatkin Teaching on the Internet / textbook. Allowance / V.I. Soldatkin - M.,- 2003. - 792 p.

сз о

CO

-a

I=i А —i о

сз т; о m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.