Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНАЛЬНО ГРАМОТНЫЙ ПЕДАГОГ КАК ГАРАНТ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ'

ФУНКЦИОНАЛЬНО ГРАМОТНЫЙ ПЕДАГОГ КАК ГАРАНТ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / КОМПЛЕКС ЗАДАНИЙ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поддубная Яна Николаевна

Рассматривается обучения функциональной грамотности как необходимо компонента образовательной программы студентов педагогических направлений. Научная новизна исследования заключается в сопоставлении обучения функциональной грамотности студентов и школьников. Особое внимание уделяется необходимости обучения студентов функциональной грамотности для того, чтобы впоследствии выпускники педагогических вузов смогли передать свои знания обучающимся и удовлетворить требования обновленного ФГОС посредством реализации профессиональной деятельности в области учебного предмета «Английский язык». Итогом исследования является комплекс заданий, направленный на формирование функциональной грамотности студентов педагогических направлений подготовки по профилю иностранный язык (английский).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поддубная Яна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONALLY LITERATE TEACHER AS GUARANTEE OF FORMATION SECONDARY SCHOOL STUDENTS’ FUNCTIONAL LITERACY

The purpose of this study is to consider functional literacy training as a necessary component of the educational program of students in pedagogical field of education. The scientific novelty of the study is to compare the teaching of functional literacy of students and schoolchildren. The author pays special attention to the need to teach students functional literacy so that graduates of pedagogical universities subsequently could transfer their knowledge to students and meet the requirements of the updated GEF through the implementation of professional activities in the field of the educational subject «English». The result of the study is a set of tasks aimed at forming the functional literacy of students of pedagogical areas of training in the profile of a foreign language (English).

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНАЛЬНО ГРАМОТНЫЙ ПЕДАГОГ КАК ГАРАНТ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ»

ПЕДАГОГИКА

(шифр научной специальности: 5.8.7)

Научная статья УДК 37

doi: 10.18522/2070-1403-2023-97-2-156-162

ФУНКЦИОНАЛЬНО ГРАМОТНЫЙ ПЕДАГОГ КАК ГАРАНТ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

© Яна Николаевна Поддубная

Педагогический институт филиала ВВГУ в г. Уссурийске, г. Уссурийск, Россия underoak@mail.ru

Аннотация. Рассматривается обучения функциональной грамотности как необходимо компонента образовательной программы студентов педагогических направлений. Научная новизна исследования заключается в сопоставлении обучения функциональной грамотности студентов и школьников. Особое внимание уделяется необходимости обучения студентов функциональной грамотности для того, чтобы впоследствии выпускники педагогических вузов смогли передать свои знания обучающимся и удовлетворить требования обновленного ФГОС посредством реализации профессиональной деятельности в области учебного предмета «Английский язык». Итогом исследования является комплекс заданий, направленный на формирование функциональной грамотности студентов педагогических направлений подготовки по профилю иностранный язык (английский).

Ключевые слова: функциональная грамотность, профессиональное образование, английский язык, комплекс заданий, методика преподавания.

Для цитирования: Поддубная Я.Н. Функционально грамотный педагог как гарант формирования функциональной грамотности учащихся средней школы // Гуманитарные и социальные науки. 2023. Т. 97. № 2. С. 156162. doi: 10.18522/2070-1403-2023-97-2-156-162

PEDAGOGY

(specialty: 5.8.7)

Original article

Functionally literate teacher as guarantee of formation secondary school students' functional literacy

© Yana N. Poddubnaya

Pedagogical Institute of the branch of Vladivostok state university in Ussuriysk, Ussuriysk, Russian

Federation

underoak@mail.ru

Abstract. The purpose of this study is to consider functional literacy training as a necessary component of the educational program of students in pedagogical field of education. The scientific novelty of the study is to compare the teaching of functional literacy of students and schoolchildren. The author pays special attention to the need to teach students functional literacy so that graduates of pedagogical universities subsequently could transfer their knowledge to students and meet the requirements of the updated GEF through the implementation of professional activities in the field of the educational subject «English». The result of the study is a set of tasks aimed at forming the functional literacy of students of pedagogical areas of training in the profile of a foreign language (English).

Key words: functional literacy, vocational education, English, set of tasks, teaching methodology. For citation: Yana N. Poddubnaya Functionally literate teacher as guarantee of formation secondary school students' functional literacy. The Humanities and Social Sciences. 2023. Vol. 97. No 2. P. 156-162. doi: 10.18522/20701403-2023-97-2-156-162

Введение

Актуальность данного исследования заключается в, что в новых образовательных стандартах на ведущее место выдвигается формирование у обучающихся способности применять приобретенные знания в различных сферах реальной жизни. Иными словами, педагогам ре-

комендуется уделять особое внимание формированию и развитию функциональной грамотности у студентов, обучающихся на программах педагогического направления. Проблемой современного образования на всех уровнях является то, что педагоги концентрируются на теоретических знаниях обучающихся, углубляя таким образом разрыв между преподаваемыми дисциплинами и социальными потребностями личности. Исходя из современных требований к образованию, представляется необходимым внедрять практическую направленность в обучение, в частности в обучение иностранным языкам. Так возникает необходимость разработки методики обучения студентов функциональной грамотности.

Для достижения поставленных целей были сформулированы следующие задачи исследования: первая - рассмотреть компоненты функциональной грамотности. Вторая задача -выделить отличительные характеристики студентов и школьников, владеющих функциональной грамотностью. Третья задача - создание комплекса заданий, направленного на формирование функциональной грамотности студентов педагогических направлений подготовки по профилю иностранный язык (английский).

Теоретической базой исследования послужили публикации А. Борщевской [3], А.А. Леонтьева [4] и Е.С. Милехиной [6], посвященные формированию функциональной грамотности на уроках английского языка в школе, а также работы Ю.В. Мартыновой [5] и С.В. Тетиной [9], рассматривающие вопрос обучения функциональной грамотности студентов высших учебных заведений. Обсуждение

В настоящий момент традиционная система образования опирается на предметное содержание, средства обучения, методы и приемы обучения, отвечая на вопросы - «чему учить» и «как учить». Однако вопрос - «для чего это нужно» - остается без методической поддержки. Реагируя на требования Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС), именно этот вопрос должен выйти на основное место при организации процесса обучения как в вузе, так и в школе [8, с. 271].

Функциональная грамотность, по мнению автора, будет являться вторичной по отношению к грамотности элементарной, так как вторая включает в себя приобретение навыков и умений (чтения, письма и т.д.), а первая подразумевает использование полученных знаний для решения задач в различных сферах реальной жизни. Студенты педагогических вузов как будущие учителя должны в первую очередь овладевать функциональной грамотностью, чтобы впоследствии они могли формировать и развивать ее, осуществляя свою профессиональную деятельность. Как отмечает С.В. Тетина: «проблема формирования функциональной грамотности обучающихся напрямую зависит от уровня сформированности профессиональных компетенций педагога» [9, с. 95]. Отсюда следует важность качественной готовности учителя к формированию функциональной грамотности современных школьников разных возрастных групп. Сам термин «функциональная грамотность» был введен в 1957 г. и подразумевал «совокупность умений в области чтения и письма для использования в повседневной жизни и решения жизненных проблем» [4].

При рассмотрении компонентов функциональной грамотности становится очевидной возможность ее формирования при обучении иностранному языку:

• математическая грамотность реализуется при изучении числительных, их форм, элементарных математических действий на иностранном языке. Кроме того, к этому компоненту мы можем отнести и решение учебных задач, которые требуют выработку стратегии и логического рассуждения;

• естественнонаучная грамотность включает в себя способность обучающихся занимать активную позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, проводить анализ и формулировать выводы на основе имеющихся научных данных;

• креативное мышление занимает ведущее положение при подготовке специалистов в педагогической сфере, так как педагогические задачи требуют новаторского, неорди-

нарного подхода к их решению. В рамках реализации дисциплины «Методика преподавания иностранных языков» студенты не только сами решают учебные задачи, но и составляют такие задачи для школьников;

• финансовая грамотность имеет неоспоримую важность в повседневной жизни. В рамках изучения иностранного языка мы останавливаемся на видах мировых валют и на их соотношении на финансовом рынке. Кроме того, в рамках изучения бытовых тем " Shopping", "Meals", "Medicine" и других тем студенты имитируют возможные реальные задачи повседневной жизни посредством совершенствования диалогического умения;

• глобальные компетенции связаны с межкультурным взаимодействием и проходят красной нитью через весь образовательный процесс изучения иностранных языков в вузе. В учебные планы входят такие дисциплины как «Регионоведение», «Лингвострановеде-ние», которые знакомят студентов с чужой культурой, помогают избавиться от стереотипов и сформировать свое мнение относительно других культур;

• читательская грамотность подразумевает способность читать и понимать письменные тексты, расширяя таким образом свои знания и формируя собственную картину мира. В ходе реализации учебного процесса в вузе студенты учатся читать и присваивать содержание текстов, анализировать как содержание, так и стилистическое построение материала [5, с. 39-42; 1, с. 7].

При этом С.А. Тянган в своих работах приводит обобщенные результаты изучения функциональной грамотности, позволившие сделать вывод, что уровень образованности, существующий у населения, часто не может обеспечить функциональную грамотность, так как жизнь личности в современном обществе сопровождается быстрой сменой технологических разработок и появлением новых знаний [10, с. 181].

Таким образом, можно утверждать, что развивающий потенциал урока иностранного языка в данное время используется не полностью, о чем можно судить также по тому, что обучающиеся во время выпускной аттестации не могут продемонстрировать сформирован-ность навыков и умений понимать диаграммы, задавать вопросы соответствующие ситуации, выделять ключевые элементы в воспринимаемой речи и графических материалах, переносить знания из одной сферы в другую. Для решения данной проблемы можно рекомендовать следующие принципы при построении обучающей траектории:

1. Осознание студентами/школьниками значимости знаний по предмету;

2. Необходимость самостоятельно добывать знания;

3. Анализ и систематизирование информации;

4. Развитие творческого мышления и творческой активности;

5. Осознание своих личностных возможностей и способностей [7. с. 49].

Сейчас в рамках функционирования обновленного ФГОС цель обучения иностранным языкам претерпевает некоторые изменения. Традиционно цель заключалась в формировании знаний, умений и навыков, обеспечивающих иноязычную коммуникативную компетенцию. Однако теперь мы говорим о формировании функциональной грамотности, то есть знания, умения, навыки становятся средством ее формирования, с выводом полученных знаний за пределы учебной аудитории [6, с. 3]. Таким образом, можно утверждать, что запас учебных компетенций - это, как выразилась А. Борщевская: «ядро процесса адаптации к неопределенности, оно представлено академическими знаниями, которые оправдали себя временем...» [3, с. 202].

Студенты/школьники со сформированной функциональной грамотностью характеризуются способностью применять свои теоретические знания в реальных жизненных ситуациях. Например, они могут самостоятельно заполнить анкету при поступлении в вуз за рубежом, задать руководству вуза интересующие их вопросы, снять комнату, спросить дорогу у полицейского, оформить покупку на интернет-сайте и решать огромное количество других возникающих задач с соблюдением норм речевого этикета и в соответствии с культурами особенностями страны языка.

Формирование функциональной грамотности у студентов педагогических вузов базируется на развитии базовых компетенций будущего квалифицированного специалиста:

1. Языковая компетенция (знание языковых явлений и подсистем языка - фонетики, лексики, грамматики);

2. Коммуникативная (дискурсивная) компетенция (способность вступать в дискурс, излагать свою позицию, решать коммуникативную задачу, умение поддерживать диалог и заканчивать его);

3. Социолингвистическая компетенция (умение использовать знание языковых явлений и единиц в коммуникативных ситуациях) [2, с. 109-110].

Кроме того, возможности Интернета и доступность аутентичных сайтов может помочь педагогу в решении задач формирования функциональной грамотности у студентов педагогических вузов. Автор предлагает некоторые стратегии при выводе знаний в реальную жизнь на примере бытовых тем из программы обучения в педагогическом вузе.

Практически в любом отечественном и зарубежном учебнике изучение языка начинается с бытовых тем, таких как «Myfamily», «Theplacellivein», «Meals» и так далее. В рамках данного исследования представляется возможным расширить традиционное изучение лексики и грамматики по темам использования аутентичный материала из интернет-источников. Таким образом, предлагается следующий комплекс заданий, направленный на формирование функциональной грамотности студентов первого курса педагогических направлений с профилем подготовки иностранный язык (английский):

1. Тема: «The place I live in».

A) Look through the advertisement about renting of a house and tell your friends about it.

Aurora Villa modern house 5 stars. Total have 7 rooms only, if want to book more rooms, Please contact host Relax and enjoy the Aurora in your private room, we also provide luxury toiletries.

20-minute drive from the city center 25-minute drive from the Airport 1 hour drive from Chena hot springs;

B) Read another advertisement on the site: https://www.airbnb.ru/rooms, chose your favorite one and explain your choice.

C) Make up your own advertisement about renting of a house. 2. Тема: «Meals».

A) Look through the menu, and say what would you like to order?

B) Discuss your preferences with your groupmates.

C) Make up a dialogue, one student is a waiter, the other is a visitor. Place make an order and ask all the questions you are interested in.

3. Тема: «Schools and study».

A) Explore the example of filled questionnaire.

PERSONAL PBOFlLt EKCHANGE PRQGRAM.VlE PARTJCIPANTS

PERSONAL 1NFORMA1 IOS

F1RST NAME (] f jjjna_

SUR ÑAME {2) Lincva_

ADDRESS i j| Fiat gg, 21 Lcnina gtreet. Lula, 31MMW- Uussia

DATE OF I31RTH 14; |4JigeJjjj_

PLACEOFBlRTH (5) lula, Kussia_

SEX (.VIAL E/FE .VIALE) Fgmaje_

AGE (7) IT_

SCHOÚL Al I ENDED{¿I School № 10_

FORE1GN LANGUAGE {9:■ JLURIÍSII_

FAVDURITE SURJECT(S) AT SCHOOL (1 L>> English._

fiea^rapliy_

SJGNATURE (] ]) jfáaasr_

DATE (12 :■ Hjge 2008_

B) Fill out the questionnaire by yourself.

C) Ask a groupmate and fill out a questionnaire for him.

Таким образом, данные задания построены в соответствии с трехчастной структурой представленной мотивационно-побудительным, аналитико-синтетическим и исполнительским этапом. В процессе выполнения данных заданий важно обратить внимание на то, что учащиеся во 2 и 3 заданиях обязательно должны меняться ролями спрашивающего и отвечающего. Данное утверждение обосновывается необходимостью обучать студентов строить как инициативные, так и реактивные реплики, необходимые для поддержания диалогического общения на иностранном языке.

Выводы

Таким образом, рассмотрев основные положения относительно необходимости формирования функциональной грамотности у студентов педагогических вузов, можно сделать

вывод, что первая ступень в реализации новых образовательных стандартов находится в педагогическом вузе. Функционально грамотные педагоги в свою очередь способны передать свои знания обучающимся и научить решать учебные задачи, которые находят свое прямое отражение в реальных жизненных ситуациях.

Список источников

1. Афанасьева С. Г., Ерофеева О. Ю., Панарина Л. Ю. Информационно-образовательная среда по формированию и оценке развития функциональной грамотности // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. Вып. № 10-2 (100).

2. Безукладников К.Э., Готлиб Д.Л. Формирование функциональной грамотности в основной школе как способ повышения мотивации учения на уроках иностранного языка // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. 2021. Вып. № 1.

3. Борщевская А. Функциональная грамотность в контексте современного этапа развития образования // Наука и школа. 2021. Вып. № 1.

4. Леонтьев А.А. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. М.: Баласс, 2003. 368 с.

5. Мартынова Ю.В. Формирование функциональной грамотности у студентов педагогического вуза на занятиях по французскому языку // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2021. Вып. № 3 (10).

6. Мелехина Е.С. Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка в рамках учебно-исследовательской деятельности // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Вып. 4 (10).

7. Панфилова Е.И. Формирование функциональной грамотности в области чтения на уроках английского языка через организацию работы с несплошным текстом // Бизнес-образование в экономике знаний. 2016. Вып. № 1.

8. ТархановаИ.Ю., ФаламаееваЕ.В. Формирование социальной грамотности подростков в условиях образовательной организации // Мир науки, культуры, образования. 2020. Вып. № 3 (82).

9. Тетина С. В. Совершенствование компетенций педагогов в профессиональном поле по вопросам формирования у обучающихся функциональной грамотности // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2022. Вып. № 3 (52).

10. Фролова П.И. К вопросу об историческом развитии понятия «Функциональная грамотность» в педагогической теории и практике // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. Вып. № 1 (23).

References

1. Afanasyeva S.G., Erofeeva O.Yu., Panarina L.Yu. Information and educational environment for the formation and assessment of the development of functional literacy // International Research Journal. 2020. Vol. 100 Issue No 1.

2. Bezladnikov K.E., Gottlieb D.L. Formation of functional literacy in the main school as a way to increase the motivation of teaching in foreign language lessons // Bulletin of PNIPU. Problems of linguistics and pedagogy. 2021. No.1.

3. Borshchevskaya A. Functional literacy in the context of the modern stage of education development // Science and school. 2021. No. 1.

4. Leontiev A.A. Educational system "School 2100." Pedagogy of common sense. M.: Balass, 2003. 368 p.

5. Martynova Yu.V. Formation of functional literacy among students of a pedagogical university in classes in the French language//Bulletin of the Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2021. Vol. 10 Issue No 3.

6. Melekhina E.S. Formation of functional literacy in English lessons in the framework of educational and research activities // World of Science. Pedagogy and psychology. 2022. Vol. 10. Issue No 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Panfilova E.I. Formation of functional literacy in the field of reading in English lessons through the organization of work with discontinuous text // Business education in the economics of knowledge. 2016. No. 1.

8. Tarkhanova I.Yu., Falamaeeva E.V. Formation of social literacy of adolescents in an educational organization // World of science, culture, education. 2020. Vol. 82 Issue No 3.

9. Tetina S.V. Improving the competencies of teachers in the professional field on the formation of functional literacy among students // Scientific support of the system of advanced training of personnel. 2022. Vol. 52 Issue No 3.

10. Frolova P.I. To the question of the historical development of the concept of "Functional literacy" in pedagogical theory and practice // Human science: humanitarian research. 2016. Vol. 23 Issue No 1.

Статья поступила в редакцию 29.01.2023; одобрена после рецензирования 07.02.2023; принята к публикации 15.02.2023.

The article was submitted 29.01.2023; approved after reviewing 07.02.2023; accepted for publication 15.02.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.