Научная статья на тему 'АНТРОПОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ШТАЙНЕРСКОЙ ПЕДАГОГИКИ'

АНТРОПОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ШТАЙНЕРСКОЙ ПЕДАГОГИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА Р. ШТАЙНЕРА / КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / СИСТЕМЫ СВЯЗИ ЧЕЛОВЕКА С ВНЕШНИМ МИРОМ / МЫШЛЕНИЕ / ВОСПРИЯТИЕ / ЧУВСТВА / ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Володина Евгения Сергеевна

Рассматриваются морфологические основы педагогики Р. Штайнер, его взгляды на процессуальный аспект связи человека с внешним миром; представлены физиологическая точка зрения на процессы мышления, чувства и воли; показано, что влияет на концепцию образовательного процесса Штайнерской школы. Раскрыт штайнерский смысл в его понимании категории чувственной организации человека, а также охарактеризован в понятийно-терминологическом аппарате русского языка. Объясняется, как мы воспринимаем другого человека; обоснованы практические советы родителям и педагогам в контексте гармонизации развития ребенка и сохранения его физического и психического здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANTHROPOSOPHICAL CONCEPT OF SHTEINER’S PEDAGOGY

It is discussed R. Shteiner's pedagogic system, his views on the procedural aspect of man's connection with the outside world; presented the physiological point of view on the processes of thinking, feeling and will; shown what influences Sрteiner's conception of the educational process; revealed Sрteiner's meaning, in his understanding of the category of man's sensual organization and characterizes them in the Russian language conceptual-terminological apparatus; explained how we perceive another person; substantiated the practical and practical aspects of the educational process.

Текст научной работы на тему «АНТРОПОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ШТАЙНЕРСКОЙ ПЕДАГОГИКИ»

ПЕДАГОГИКА

(шифр научной специальности: 5.8.1)

Научная статья УДК 37

doi: 10.18522/2070-1403-2023-97-2-138-146

АНТРОПОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ШТАЙНЕРСКОЙ ПЕДАГОГИКИ

© Евгения Сергеевна Володина

Вальдорфская школа МО, г. Жуковский, Россия Volodina. eugenia@gmail. com

Аннотация. Рассматриваются морфологические основы педагогики Р. Штайнер, его взгляды на процессуальный аспект связи человека с внешним миром; представлены физиологическая точка зрения на процессы мышления, чувства и воли; показано, что влияет на концепцию образовательного процесса Штайнерской школы. Раскрыт штайнерский смысл в его понимании категории чувственной организации человека, а также охарактеризован в понятийно-терминологическом аппарате русского языка. Объясняется, как мы воспринимаем другого человека; обоснованы практические советы родителям и педагогам в контексте гармонизации развития ребенка и сохранения его физического и психического здоровья.

Ключевые слова: педагогика Р. Штайнера, концепция образовательного процесса, системы связи человека с внешним миром, мышление, восприятие, чувства, организация урока.

Для цитирования: Володина Е.С. Антропософская концепция штайнерской педагогики // Гуманитарные и социальные науки. 2023. Т. 97. № 2. С. 138-146. doi: 10.18522/2070-1403-2023-97-2-138-146

PEDAGOGY

(specialty: 5.8.1)

Original article

The anthroposophical concept of Shteiner's pedagogy © Evgenia S. Volodina

Waldorf School of the Moscow Region, Zhukovsky, Russian Federation Volodina.eugenia@gmail.com

Abstract. It is discussed R. Shteiner's pedagogic system, his views on the procedural aspect of man's connection with the outside world; presented the physiological point of view on the processes of thinking, feeling and will; shown what influences Sрteiner's conception of the educational process; revealed Sрteiner's meaning, in his understanding of the category of man's sensual organization and characterizes them in the Russian language conceptual-terminological apparatus; explained how we perceive another person; substantiated the practical and practical aspects of the educational process.

Key words: R. Shteiner's pedagogy, the concept of educational process, the system of human connection with the outside world, thinking, perception, feelings, lesson organization.

For citation: Evgenia S. Volodina The anthroposophical concept of Shteiner's pedagogy. The Humanities and Social Sciences. 2023. Vol. 97. No 2. P. 138-146. doi: 10.18522/2070-1403-2023-97-2-138-146

Введение

Автор антропософской концепции Р. Штайнер в своем труде «Духовное обновление педагогики» [20] подробно рассматривает человека с позиций телесной организации, отмечая, что люди четко расчленены на систему головы, систему грудной и нижней части тела конечностями. В морфологическом аспекте можно заметить однозначную антагонистичность двух абсолютно полярных систем: головы и конечностей. Так, человеческий череп со своей явной выпуклостью черепного свода, тяготеет к шаровидной форме, при этом представляет собой достаточно жесткое и неподвижное образование, функция которого состоит в защите мозга. Противоположность ему выступает морфология конечностей, имеющих ра-диально-лучевое образование, стремящееся к прямолинейной, вытянутой форме. Таким образом, человеческий череп, благодаря своей анатомической структуре, является костным

образованием, которое плотно срослось, и его функционал заключается в том, чтобы обес -печить стабильный покой и необходимую недвижимость мозга для процессов внутренней динамики деятельности мышления. Со своей стороны функциональность конечностей обратная: трубчатые кости окружены мощной мускулатурой и их базовые задачи - действовать, двигаться, проявляя творческую активность во внешней среде. Туловищу достается срединное положение между этими полярностями.

Р. Штайнер в процессуальном аспекте рассматривает три системы через связь человека с внешним миром: система головы воспринимает мир через нервную систему и органы чувств; метаболическая система действует через органы питания и органы движения; ритмическая система (локализована в грудной клетке, в работе легких и сердца) связывает с окружением через дыхание. Понятно, что эти три системы функционируют в организме не изолированно, а пронизывают друг друга. Далее, указывает Е.В. Балацкий [2], Р. Штайнер говорит, что все сконцентрированное в человеке в области обмена веществ непосредственно связано с волей; система циркуляции связана с чувствами человека, а органы чувств и нервная система - с процессами человеческого мышления.

Р. Штайнер приводит пример восприятия человеком музыкальных переживаний, что, по его мнению, является наилучшим доказательством связанности физиологических процессов с процессами мышления, чувства и воли. Слушая музыку, пишут Н.В. Парская и А.Р. Гамалетди-нова [13], мы воспринимаем музыкальное творение, прежде всего, чувствами. Однако физиолог, внимательно наблюдая за человеком, восторженно воспринимающем музыку, заметит, как меняется его дыхание в зависимости от того, что несет в себе конкретный музыкальный образ.

Обсуждение

С физиологической точки зрения головной мозг лишь в некоторой степени находится в состоянии покоя, поскольку он плавает в мозговой жидкости и благодаря этому неустанно испытывает влияние силы, выталкивающей его в соответствии с известным законом Архимеда. Поэтому от тысячи трехсот - тысячи пятисот граммов его веса на основание черепа давят максимум двадцать грамм. Причем мозговая жидкость не меньше зависит от всех наших переживаний, чем сам мозг. Эта мозговая жидкость находится в неустанном движении, ритмично двигаясь вверх и вниз от главного мозга по спинномозговому каналу, потом выливается в брюшную полость. Неустанное движение мозговой жидкости вызывает неустанное вибрирующее движение, которое, по сути, захватывает всего человека и взаимосвязан с дыханием.

Воспринимая какую-то последовательность звуков, мы воспринимаем ее дыша. Жидкость неустанно циркулирует вверх и вниз, таким образом, когда мы слушаем, ритм жидкости, что поднимается и опускается, внутренне влияет на то, как возникает в органе слуха чувственное восприятие. Таким образом, происходит непрерывное взаимодействие внутренней музыкальной вибрации дыхания человека и того, что оказывает влияние на его ухо как процесс восприятия. В этом, по убеждению исследователя, состоит музыкальное переживание: в уравновешивании слухового восприятия и ритмического процесса дыхания. Нервная система сопровождает музыкальное восприятие для того, чтобы воспринятое человеком связать с его «Я» и образовать формируемый процессами образ мышления [9].

Р. Штайнер, обобщая свои исследования, отмечал, что, наблюдая за своими реакциями, мы можем увидеть, как наши умственные, эмоциональные и волевые проявления разворачиваются на разных уровнях или в трех разных состояниях сознания.

В состоянии мышления мы целиком и полностью следим, мы пробуждены, ведь логическая последовательность наших мыслей является для нас самих ясной, а также нуждается в ясности и для тех, кто их воспринимает.

Увидеть наши собственные чувства и эмоции сложнее. Нам не всегда ясно, откуда возникают в нас те или другие и симпатии и антипатии. Таким образом, можно сказать, что наши чувства разворачиваются в состоянии, похожем на сон, в состоянии бреда, сновидения. Большинство волевых действий (жесты, движения и т.п.) возникают более или менее автоматически, по большей части они происходят на неосознаваемом нами уровне. Таким образом,

Р. Штайнер характеризует собственно волевой акт (если мы не сопровождаем его мыслительными действиями и эмоциональными переживанием) как бессознательное состояние, в котором мы находимся во время глубокого сна (сна без сновидений) [6].

Разработка идеи морфологически-функционального триединства человека дала возможность Р. Штайнеру подойти по-новому к проблематике вопроса здоровья и болезней, лечения и терапии. Все три системы здорового организма фунционируют нормально, в гармоничном взаимодействии друг с другом, пребывая в динамическом равновесии. Тем не менее, нередко равновесие в организме человека смещается или в сторону процессов нервной системы, или в сторону системы обмена веществ. Как отмечал Р. Штайнер, в первом случае мы наблюдаем вектор расположенности к заболеваниям, которые сопровождаются воспалительными процессами, повышением температуры и т.п.; во втором случае преобладает предрасположенность к минерализации, склеротизации или отложению солей. Следовательно, в терапии существует необходимость восстановления равновесия, что достигается через инструментарий активизации деятельности антагонистичной системы. Данное положение нашло различное использование в практической антропософской медицине [16, с. 52].

Важное влияние на концепцию образовательного процесса Штайнерской школы оказывает положение о «здоровой» роли ритмической системы, которая является настоящим источником здоровья, благодаря выравниванию и гармонизации противоположностей: организация урока на принципе ритмичности учебного дня, ритмичного года; чередование мыслительной деятельности и двигательной активности (через задействие конечностей); переход от концентрации к произвольной активности детей - «вдох» и «выдох»; соблюдении режима здорового ритма сна -это те гигиенические и педагогические мероприятия, которые выступают как профилактика, направленная на укрепление здоровья учащихся и основаны на представлениях Р. Штайнера о морфологически-функциональном триединстве человеческого организма [15, с. 508].

Итак, исследуя работы Р. Штайнера, мы видим, что автор вкладывает новый смысл в понятия «мышление», «чувства» и «воля», связывая эти душевные процессы с концепцией морфологически-функционального триединства человека и подающего ряд рекомендаций относительно сохранение здоровья, терапии и здоровьесберегающего воспитания. Более того, процесс воспитания он рассматривает как «тихое исцеление» и по этому поводу говорит: в древние времена в душах посвященных жило мнение, что каждый человек от природы болен. И воспитание уподоблялось процессу лечения, который приносил ребенку вместе со зрелостью еще и здоровье для полноценного человеческого бытия [18].

Концепция о чувственной организации человека Р. Штайнера появляется как видение философом потребности разработки более дифференцированной, чем это было в начале ХХ в., но по сути приобрело вид цельного учения о чувственной сфере человека. В то же время он отмечает, что забота о здоровом развитии чувственной организации ребенка является важнейшей задачей воспитания и образования [7].

Раскроем категорию чувственной организации человека в понятийно-терминологическом аппарате русского языка, в частности относительно таких понятий как: «чувство», «чутье» и «ощущение». «Большой толковый словарь современного русского языка» определяет эти понятие так:

«Чувство» - это 1) психические и физические ощущения человека; 2) способность чувствовать, воспринимать окружающую среду; 3) состояние человека, которое вызывается чувственным опытом, способность воспринимать и осознавать эстетические ценности; 4) эмоции, сопровождающие оценку определенных общественных событий, явлений или вызваны определенными душевными переживаниями; 5) любовь; восторг кем-нибудь.

«Чутье» - это 1) способность чувствовать, воспринимать внешние раздражения, инстинкт живых существ; 2) психическое состояние человека, обусловленное его переживаниями, впечатлениями, подсознательное ощущение, понимание чего-нибудь; 3) способность переживать, горячо отзываться на жизненные события, душевно восхищаться чем-либо; 4) глубокое чувство влечения к кому-либо, душевной привязанности.

«Ощущение» - это 1) способность чувствовать, воспринимать окружающие явления мира; 2) процесс отображения мозгом человека свойств предметов и явлений объективной действительности, которые непосредственно влияют на органы чувств; 3) состояние, обусловленное переживанием чего-нибудь, впечатление от увиденного, услышанного, переживаемого; 4) осознание, понимание чего-либо, предвкушение какого-либо события, явления [10].

Очевидно, что эти три понятия органически связаны и есть источником наших знаний о мире и о нас самих, они отражают как физическое, так и душевное состояние человека. В английском и немецком языках существует соответственно по два понятия: англ. sense и feeling, нем. Sinn и Gefühl (рус. смысл и чувства), которые четко разделяют явления на физические и душевные, и отображают процессы интеллектуального, мыслительного характера. В русском языке для всех этих понятий существует одно слово - «чувство», что обозначает ощущение, которые человек получает от органов чувств, и внутреннее состояние человека, его эмоции.

Проблема ощущений издавна является полем противоречий материализма и идеализма в психологии и педагогике, и противоречия кроются в процессах восприятия нами другого человека.

Р. Штайнер отмечал, что органы чувств - «это вторжение внешнего мира в наше тело». Работая над созданием целостного учения о чувственной сфере человека, философ разработал структуру чувства и организации человека путем выделения двенадцати секторов чувственной деятельности, сгруппировав их по сферам восприятия в три группы: низшие, средние и высшие. В своих работах он пользуется понятием «ощущение» (нем. Sinn), добавляя в свою интерпретацию душевно-духовную трактовку феномена [8, с. 21].

А. Соесман, нидерландский исследователь, обобщил концепцию ощущений Р. Штайне-ра с позиций его духовно-научной трактовки [14]. Ощущение прикосновения сообщает человеку определенные внешние свойства предметов и тесно связано с процессами, протекающими в организме человека, которые возникают при столкновении с другим предметом. Ощущение прикосновения, по Р. Штайнеру, находится на черте между внешним и внутренним, ведь человек воспринимает свойство предмета через субъективное телесное переживание.

С помощью ощущения жизни человек глубже входит в телесность и испытывает свое физическое бытие в его цельности. По Р. Штайнеру, это ощущение, с помощью которого «мы переживаем жизнь внутри нас, но, в основном, только тогда, когда что-то нарушается, когда мы болеем, когда нам неприятно или больно <.. .> Когда жизнь протекает здоровым образом, это ощущение находится в подсознании.». С этим ощущением тесно связано ощущение времени: человек внутренне чувствует, сколько прошло минут или часов, что и является непосредственным внутренним отражением чувства жизни.

Ощущение собственного движения сообщает о любом изменении положения тела пространстве. Благодаря этому ощущению весь аппарат движения человека объединяется в единое целое, ибо наименьшее движение не просто локализовано в какой-нибудь части, но происходит из общего организма человека.

Ощущение равновесия или ориентации в пространстве предоставляет возможность человеку к правильной ориентации своего тела в пространстве, объективно чувствовать пространственные измерения: вправо-влево, вперед-назад, вверх-вниз. Равновесие в целом имеет исключительное значение и в социальных отношениях - чувство меры, личностное пространство другого человека.

Ощущение тепла продолжительное время отождествляли с прикосновением, так как у них много общего: и прикосновение, и тепло, воспринимается, в первую очередь, кожей. Через температуру тела характеризуется его внутреннее состояние. Под душевным уровнем подразумевается душевное тепло или холод, горячая любовь или ненависть, огненная страсть и т.п. Тепло является характерной и специфической чертой человеческих отношений [19].

Р. Штайнер отмечает, что больше всего связано с эмоциональным миром человека обоняние. Особое место в культуре разных народов отводится запахам. Издавна в религиях курение служило для создания особенной возвышенной, сакральной атмосферы, а в светской жизни аналогичную роль играет парфюмерия, с очень тонко разработанным искусством изготовление аро-

матов. В литературе акцентируется также особая связь обоняния с памятью: запах определенного места, связанного с какой-то жизненной ситуацией, может содержаться в памяти на протяжении многих лет и при появлении того самого запаха всплывают картины воспоминаний [1].

Вкусовые ощущения имеют решающее значение для контроля за питанием и работой пищеварительной системы. Так, субъективная реакция на вкус часто определяется актуальной жизненной потребностью организма в определенном виде пищи.

Зрение для современного человека является основным представителем всей чувственной сферы. Р. Штайнер, рассуждая о природе цвета, считает окружающую среду ребенка (формы, цвета, оттенки), одним из важнейших способов воспитания. Создавая учебный план Вальдорфской школы, он рекомендовал много работать с цветами (с чистым цветом, сочетаниями цветов, оттенками различных цветов), что способствует развитию ощущения зрения, а через него и гармонизации душевной жизни ребенка.

Особый взгляд Р. Штайнера отражен в третьей группе ощущений, которые воспринимают собственно человеческий, душевный и духовный окружающий мир. Общим, что связывает эту группу ощущений, есть то, что с их помощью человек воспринимает высшую природу другого человека, его творческий дух. При этом речь идет именно о восприятии, а нет о толковании. Внутри этой группы ощущений слух занимает промежуточное, переходное место.

Следующее - чувство языка. Р. Штайнер отмечает, что звуки человеческого языка мы чувствуем не только в соответствии с их чисто звуковой ценностью, в них постигается что-то более внутреннее, духовно-душевная сущность человека.

Чувство мысли. Р. Штайнер отмечает, что, слушая, например, научный доклад, мы воспринимаем мнение другого человека, даже если они являются для нас новыми. Если докладчик ошибся в выборе слова, мы можем воспринять мнение правильно. Похожий феномен имеет место и тогда, когда мы имеем дело с многозначностью слов и выражений: следуя общему мнению, мы правильно понимаем смысл всего выражения и значение отдельных слов. Юмор основывается на многозначности высказываний, какую мы имеем понимать одновременно, чтобы понять шутку или анекдот. Чувство мысли не связано исключительно с услышанным словом [18].

Благодаря ощущению «Я» другого человека, согласно Р. Штайнеру, мы воспринимаем другого человека как личность. Развитие ощущения другого или чужого «Я» является основой социальных способностей человека [6].

Р. Штайнер отмечал, что чувственный опыт имеет особенное значение для развития ребенка, а ребенка-дошкольника называл единственным «органом ощущений», ведь то, что находится в непосредственном окружении ребенка, запечатлевается в нем. Вспышка гнева взрослого, произошедшая в присутствии ребенка, является не только оптическим или акустическим восприятием, она проникает глубоко в телесность малыша, сказывается на кровообращении и обмене веществ. Позы, движения, которые видит ребенок - это касается даже кукол, - также воспринимаются всем телом; разные виды деятельности, работы по хозяйству -все, что видит ребенок, усваивается им через подражательную активность. Ребенок деятельно воспринимает окружающий мир всем своим телом и эти впечатления, по убеждению Р. Штайнера, участвуют в формировании его внутренних органов [3].

Р. Штайнер акцентировал внимание педагогам Первой Вальдорфской школы в курсе «Учение о человеке как основа педагогики» на том, что учитель должен осознавать, как бесконечно важно, чтобы воспитание много и равномерно заботилось о развитии способностей чувственного восприятия и для этого нужно сознательно и систематически изучать связи между всеми двенадцатью ощущениями.

М. Глеклер, как антропософский врач, проанализировала предложенную автором систему ощущений в векторе «отрицательное - положительное влияние», связывая пространственное, социальное и педагогическое влияния на ребенка с развитием его физического, душевного и духовного естества [5]. В частности, исследовательница отмечает, что создание игрового пространства, где ребенок может трогать, исследовать, открывать новые осязательные переживания, что способствует формированию экзистенциального доверия; ссоры,

насилие, запугивание, спешка, испуг, недовольство, отсутствие меры, нервозность окружающих негативно влияют на чувство жизни и приводит к потере ребенком эфирных сил, частых болезней - вплоть до суицидальных синдромов; предоставление возможности детям действовать самостоятельно и свободно играть развивает чувство собственного движения, что формирует физическую уверенность и ощущение свободы в целом, в то же время недостаточное побуждение ребенка к деятельности пассивностью взрослых или отсутствием примеров для подражания, отсутствие движения вследствие сидения перед экраном, игры с автоматическими игрушками и компьютерные игры делают ребенка пассивным наблюдателем; теплые, сердечные интонации, соответствие речи внутренним переживанием развивает ощущение слова и способствует гармонизации индивидуального самовыражение.

Вместо этого холодные, нейтральные интонации, когда ребенок никогда точно не знает, радуются взрослые или скучают, настроены общаться или же мысленно отсутствуют, а также любая форма лжи оказывают отрицательное воздействие. Эти и другие рекомендации М. Глеклер, школьного врача с большим опытом работы, являются основой практических советов родителям и педагогам в контексте гармонизации развития ребенка и сохранения его физического и психического здоровья [12].

Учитывая изложенное взрослые, сопровождающие, воспитывающие, обучающие ребенка, должны осознавать, что абсолютно всё, сознательно или подсознательно сделанное нами, влияет на ребенка ежемоментно и откладывается на всю жизнь в виде болезней, страхов, комплексов. Звуки, цвета, визуальные обиды, стили поведения, отношения, даже мнения людей, которые окружают ребенка, влияют на нег. Учителя, готовясь к уроку, должны, по рекомендациям Р. Штайнера, наполнять его материалом, который должен служить «подпиткой» для развития гармоничной личности.

В историческом контексте среди подходов к возрастной периодизации развития ребенка выделяют такие: на основе внешнего критерия, связанного с процессом развития; на одном внутреннем критерии, избранном произвольно; на совокупности существенных критериев.

Общепринятой в отечественной возрастной психологии считается возрастная периодизация развития ребенка Д. Эльконина, созданная на основе идей Л. Выготского и О. Леонтьева относительно возрастных кризисов (сензитивных периодов) и ведущих видов деятельности ребенка на каждом этапе его развития [21].

Современная психология разделяет возраст человека на физический (время жизни в днях, месяцах, годах, что прошли с момента его рождения) и психологический (по Л. Выготскому, качественно своеродный период психического развития, который характеризуется появлением новообразования, подготовленного всем ходом предыдущего развития) [4]. Для постройки воспитательного процесса на антропологической основе, согласно убеждениям Р. Штайнера, важно понимать также «душевный возраст», который определяет степень зрелости духовных качеств человека.

Бернард Ливехуд, исследуя философско-педагогическое наследие Р. Штайнера, обобщая его взгляды, указывал: человек не является неким существом, обладающим лишь формой физического происхождения и развивающее на основе этой телесности определенные качества и свойства, используя заложенную наследственность; человек - это существо, имеющее причастность сразу к двум полярным мирам: материально-телесному и божественно-духовному. Следовательно, ребенок рождается в этот мир с телом, которое сформировано его наследственностью, обладая личностной духовной индивидуальностью (энтелехия, согласно Аристотелю -внутренняя цель), является существом специфически духовной структуры [17].

С этих позиций человек не является «чистым листом» (по Локку), жизнь человека - это развитие телесно-душевно-духовного, где действует как генетический потенциал, так и биографические задачи развития человека, по Р. Штайнеру, есть поэтапным формированием составляющих человеческой личности в результате последовательного «рождение» физической, жизненной, душевной и «Я» - организаций в моменты физического рождения и в возрасте примерно 7, 14 лет и в 21 год [11].

Выводы

Сравнивая современные психолого-педагогические подходы относительно возрастной периодизации, можем констатировать, что концепция Р. Штайнера не противоречит признанным этапам развития человека (аналогично возрастной периодизации развития ребенка Д. Эльконина), а дополняет их с позиции гармонизации душевно-духовного. Однако в связи с этим предлагаем в педагогической деятельности учитывать концепцию семилетий Р. Штайнера только в контексте с другими эндогенными и экзогенными воздействиями на развитие ребенка и воспринимать как эвристические ссылки, направляющие внимание педагога на внимательное наблюдение за детьми.

Список источников

1. Амиг Ж.П. Нейроостеопатия: философия подхода // Российский остеопатический журнал. 2016. № 1-2. С. 44-50.

2. Балацкий Е.В. Три способа познания // Общественные науки и современность. 2015. № 2. С.130-144.

3. Быстрова Т.Ю. Философско-культурологические аспекты архитектуры Гетеанума Рудольфа Штайнера // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. 2019. Т. 25. № 4. С. 152-159.

4. ВыготскийЛ.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Психологическая наука и образование. 1996. Т. 1. № 4. С. 5-18.

5. Глеклер М., Лангхаммер Ш., Вихерт К. Воспитание и здоровье. Задача для педагогов, медиков и родителей. Дорнах: Персефона, 2006.

6. Долганова Н.В., Колесникова Т.И. Антропософские идеи в советской и зарубежной педагогике // Вестник современных исследований. 2019. № 3.6. С. 57-60.

7. Долганова Н.В., Колесникова Т.И. Теоретическое осмысление антропософских идей в воспитании личности // Глобальный научный потенциал. 2019. № 2. С. 14-17.

8. Кабышева М.Е., Шкуропий К.В., Гладченко В.Е. Проблема развития личности воспитанника в педагогическом учении Р. Штайнера // Образование в России: история, опыт, проблемы, перспективы. 2019. С. 21.

9. Круглова М.Г. Феноменологический подход в преподавании истории музыки // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 3. С. 45-48.

10. Лопатин В.В., Лопатина В.Е. Толковый словарь современного русского языка. М.: Экс-мо, 2011. 928 с.

11. Морковин А.М. Зарубежный опыт функционирования вальдорфских школ на современном этапе // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 4. С. 150-152.

12. Норович В.М., Артемьев Т.М., Карпухин С.В. Антропософская медицина // Экономический вектор. 2016. № 2. С. 120-123.

13. Парская Н.В., Гамалетдинова А.Р. Вальдорфская система образования в современном мире // Парадигмы образовательного процесса: традиции и инновации. 2018. С. 96-101.

14. Пегов В.А. Искусство воспитания и искусство исцеления в работе с двенадцатью чувствами // Особые дети - особая педагогика: Проблемы развития, воспитания и социализации в контексте вызовов современного образования. 2019. С. 5-17.

15. Путинцева А.И. Исторический обзор концепции вальдорфской педагогики Р. Штейнера // Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы. Сборник научных статей / Отв. и науч. ред. В.А. Адольф. Красноярск: Сибирский федеральный университет. 2018. С. 508-511.

16. Рябчикова Е.П. Актуальность антропософии Р. Штайнера в формировании субъекта образования XXI века // Учитель. 2021. № 1. С. 52.

17. Ткаченко А.В., Пегов В.А., Случ Г.М. Актуальность идей Рудольфа Штейнера для современной социологии // Системная психология и социология. 2016. № 2. С. 22-32.

18. Хольм П. Триединая природа человека с антропологической точки зрения // Социокультурная инклюзия: теория, практика, искусство. 2019. С. 7-13.

19. Шакуров Р.Х. Человеческие отношения как фактор социализации личности // Образование и саморазвитие. 2007. № 2. С. 117-124.

20. Штайнер Р. Духовное обновление педагогики. М.: Парсифаль, 1995. 251 с.

21. Эльконин Б.Д. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2004. Т. 4. № 1. С. 68-77.

References

1. Amig J.P. Neuroosteoopathy: philosophy of approach // Russian Journal of Osteopathy. 2016. No. 1-2. P. 44-50.

2. BalatskyE. V. Three Ways of Cognition // Social Sciences and Modernity. 2015. No. 2. P. 130-144.

3. Bystrova T.Yu. Philosophical and culturological aspects of Rudolf Steiner's Goetheanum architecture // Proceedings of the Ural Federal University. Ser. 1, Problems of education, science and culture. 2019. V. 25. No. 4. P. 152-159.

4. Vygotsky L.S. The problem of learning and mental development at school age // Psychological science and education. 1996. T. 1. No. 4. P. 5-18.

5. Gleckler M., Langhammer Sh., Wichert K. Education and health. A task for teachers, physicians and parents. Dornach, "Persephone", 2006.

6. Dolganova N.V., Kolesnikova T.I. Anthroposophical ideas in Soviet and foreign pedagogy // Vestnik sovremennykh issledovaniy. 2019. No. 3.6. P. 57-60.

7. Dolganova N.V., Kolesnikova T.I. Theoretical understanding of anthroposophical ideas in the education of personality // Global scientific potential. 2019. No. 2. P. 14-17.

8. Kabysheva M.E., Shkuropiy K.V., Gladchenko V.E. The problem of the development of the personality of the pupil in the pedagogical teaching of R. Steiner // Education in Russia: history, experience, problems, prospects. 2019. P. 21.

9. Kruglova M.G. Phenomenological approach in teaching the history of music // World of science, culture, education. 2022. No. 3. P. 45-48.

10. Lopatin V.V., Lopatina V.E. Explanatory dictionary of the modern Russian language. Moscow: Eksmo, 2011. P. 928.

11. Morkovin A.M. Foreign experience of the functioning of Waldorf schools at the present stage // World of science, culture, education. 2018. No. 4. P. 150-152.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Norovich V.M., Artemiev T.M., Karpukhin S.V. Anthroposophic medicine // Economic vector. 2016. No. 2. P. 120-123.

13. Parskaya N.V., Gamaletdinova A.R. Waldorf education system in the modern world // Paradigms of the educational process: traditions and innovations. 2018. P. 96-101.

14. Pegov V.A. The art of education and the art of healing in work with twelve senses // Special children - special pedagogy: Problems of development, education and socialization in the context of the challenges of modern education. 2019. P. 5-17.

15. Putintseva A.I. Historical review of the concept of Waldorf pedagogy by R. Steiner // Innovations in the educational space: experience, problems, prospects: coll. scientific Art. / Resp. and scientific ed. V.A. Adolf. Krasnoyarsk: Siberian Federal University, 2018. P. 508-511.

16. Ryabchikova E.P. The Relevance of Anthroposophy r. Steiner in the formation of the subject of education of the XXI century // Uchitel. 2021. No. 1. P. 52.

17. Tkachenko A.V., Pegov V.A., Sluch G.M. Relevance of Rudolf Steiner's Ideas for Modern Sociology // System Psychology and Sociology. 2016. No. 2. P. 22-32.

18. Holm P. The triune nature of man from an anthropological point of view // Sociocultural inclusion: theory, practice, art. 2019. P. 7-13.

19. Shakurov R.Kh. Human relations as a factor of personality socialization // Education and self-development. 2007. No. 2. P. 117-124.

20. SteinerR. Spiritual renewal of pedagogy. M.: Parsifal, 1995. P. 251.

21. Elkonin B.D. To the problem of periodization of mental development in childhood // Issues of mental health of children and adolescents. 2004. T. 4. No. 1. P. 68-77.

Статья поступила в редакцию 02.02.2023; одобрена после рецензирования 10.02.2023; принята к публикации 17.02.2023.

The article was submitted 02.02.2023; approved after reviewing 10.02.2023; accepted for publication 17.02.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.