Научная статья на тему 'Интеграция образовательных областей в процессе формирования экологической культуры дошкольников'

Интеграция образовательных областей в процессе формирования экологической культуры дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ / PRESCHOOL EDUCATION / ECOLOGICAL EDUCATION / INTEGRATION / EDUCATIONAL AREA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нестерова А. А.

В статье предлагается вариант реализации принципа интеграции образовательных областей в процессе экологического образования дошкольников. Автор рассматривает особенности интеграции таких образовательных областей, как «Познание», «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность» и «Социализация».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нестерова А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration of educational areas in the course of ecological education of preschool children

In the article the option of realization of the integration principle of educational areas in the course of ecological education of preschool children is offered. The author considers features of integration of such educational areas, as «Knowledge», «Health», «Physical culture», «Safety» and «Socialization».

Текст научной работы на тему «Интеграция образовательных областей в процессе формирования экологической культуры дошкольников»

№ 7 (37)АВГУСТ 2013

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций "

А. А. Нестерова, канд. пед. наук, зав. кафедрой, кафедра методики начального образования, доцент кафедры дошкольной педагогики, Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова, г. Ульяновск, Россия а [email protected]

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

Современные тенденции в дошкольном образовании ориентируют педагогов при разработке образовательных программ учитывать Федеральные государственные требования (далее ФГТ), в которых отмечается, что программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

Экологическое образование интегрирует в себе практически все направления образования. В связи с этим _ одним из ведущих факторов, влияющих на эффективность образовательного процесса, является учёт принципа интеграции, поскольку он направлен на объединение представлений детей о многообразии природных объектов и явлений, о многоликости социальной жизни в целостное восприятие системы «человек — природа — общество», на основе взаимопроникновения, восполнения.1

Базовой областью для раскрытия содержания экологического образования дошкольников является образовательная область «Познание», поскольку именно в процессе экологического образования у ребён-

У ребёнка следует воспитывать ответственное отношение не только к своему здоровью, но и к здоровью окружающих его людей как к важнейшей ценности, которой обладает человек.

ной научной картины мира на основе естественнонаучных и обществоведческих знаний. К тому же, оно решает задачи развития у детей познавательных, прежде всего естественнонаучных, интересов и интеллектуального развития детей, сенсорного развития в процессе восприятия природы. В процессе экологического образования происходит становление познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.2 Содержание экологического образования дошкольников включает в себя знания о неживой природе; о разнообразии растений и животных; о человеке и его здоровье; об основных свойствах живых организмов; о жизни растений и животных в сообществе; о человеке как части общества и глобальной экосистемы.

Одной из составляющих содержания экологического образования, дошкольного в том числе, традиционно считается проблема здоровья и здорового образа жизни. Раскрытие вопросов данного круга позволяет интегрировать в процесс экологического образования дошкольников образовательную область «Здоровье». Уже на ступени до-

ка происходит формирование начал целост- школьного образования важно сформиро-

4 ДИСКУССИЯ

^ журнал науч ных пубп ика ци й

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

вать у детей представления о здоровье чело- затронуть проблему охраны таких объектов, века: почему необходимо заботиться о сво- формировать элементарные навыки заботы ём здоровье с ранних лет. У ребёнка следу- о природе. Формируя представления о жи-ет воспитывать ответственное отношение не вотных родного края, важно показать детям, только к своему здоровью, но и к здоровью что человек издавна использует продукты их окружающих его людей как к важнейшей жизнедеятельности для укрепления своего ценности, которой обладает человек. Реали- здоровья: пчёлы дают мёд, прополис, пергу, зация данной области направлена на фор- которые способствуют успешному лечению мирование элементарных навыков здорово- и профилактике, например, простудных за-го образа жизни детей, связанных с соблю- болеваний; овцы снабжают человека шерс-дением правил личной гигиены, укрепле- тью, которая используется для согревания, нием здоровья с помощью занятий физиче- в том числе при лечении суставов и т.д. В соской культурой и спортом, традиционного держание работы следует включать раздел закаливания солнцем, воздухом, водой. Не- «Лекарственные растения», чтобы познако-которые вопросы рассматриваемой образо- мить детей с их свойствами, показать цен-вательной области, связанные с формирова- ность этого природного дара. Например, нием навыков здорового образа жизни, мо- в некоторых детских садах организуют фи-гут быть раскрыты при реализации образо- тобары, в которых под контролем медицин-вательной области «Физическая культура» ских работников детям заваривают травя-путём использования народных подвижных ные чаи, рассказывая о различных растени-игр, традиционных для региона, с природо- ях и их лечебных свойствах (земляника, ча-ориентированным содержанием, проведе- брец, мята и др.)

ния физкультурных образовательных меро- Для того чтобы организовать работу

приятий на свежем воздухе и пр. по данному направлению наиболее эффек-

Образовательная область «Здоровье» тивно, необходимо наладить сбор краевед-

может быть интегрирована в процесс эко- ческой информации в печатных источни-

логического образования путём формиро- ках и электронных ресурсах. Эффективным,

вания у дошкольников системы представле- с точки зрения получения образовательного

ний об объектах и явлениях неживой приро- результата, является привлечение родителей

ды, животных, грибах, растениях, которые и самих детей к поиску нужной информа-

издавна используются жителями, прежде ции. Такой метод работы активизирует дея-

всего, своего региона в целях сохранения тельность семьи, что переводит проблему

здоровья. Например, используя разнооб- взаимодействия человека и природы в круг

разные методические приёмы, детям мож- личностно-значимых.

но рассказать об минеральных источниках, Кроме формирования представлений

родниках, озёрах, которые находятся в пре- о природе, её значении для здоровья чело-

делах села, города, области, сообщить о том, века и элементарных навыков здорового об-

чем они уникальны, какую пользу они при- раза жизни, важной является задача разви-

носят местным жителям. При этом следует тия эмоционально-ценностного отношения

№ 7 (37)АВГУСТ 2013

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций *

ко всему живому (т.е. к жизни как таковой). Решению данной задачи может способствовать использование в образовательном процессе дошкольного учреждения методов формирования субъективного отношения к природе, сформулированных С. Д. Дерябо и В. А. Ясвиным.

К этой группе методов относят методы экологической идентификации, экологической эмпатии и экологической рефлексии. Суть метода экологической идентификации заключается в том, чтобы предложить ребёнку поставить себя на место природного объекта и описать, что он чувствует при этом. Данный метод помогает развивать у ребёнка широкий спектр эмоциональных переживаний. Так, наблюдая за тем, как дошкольник собирается раздавить насекомое, педагог может сказать: «Попробуй представить, что этот жучок — ты. Что ты чувствуешь, когда огромный сильный человек хочет наступить на тебя?» Ребёнок должен рассказать о своих ощущениях. Задача педагога заключается не в том, чтобы сделать назидательный вывод самому, а в том, чтобы направить логику оценочных рассуждений ребёнка о собственном поступке.

Формируя у детей эмоционально-ценностное отношение ко всему живому, следу-

ет использовать педагогический потенциал метода экологической эмпатии, т.е. сопереживания личностью состояния природного объекта. Метод предлагает использование вопросов типа «Что сейчас испытывает синичка за окном — радость и грусть?», «Мы дали кролику капусту. Что сейчас чувствует кролик?» и т.п.

Метод экологической рефлексии, основанный на самоанализе личностью своих действий и поступков, направленных на мир природы, с точки зрения их экологической безопасности. Данный метод помогает стимулировать осознание ребёнком того, как его поведение могло бы восприниматься природным объектом, с которым он взаимодействует. Например, если дошкольник забыл вовремя покормить рыбок в аквариуме, то ему можно задать вопрос: «Что они могли бы о тебе подумать?»

Содержание экологического образования дошкольников позволяет реализовы-вать такую образовательную область, как «Социализация» за счёт овладения детьми общепринятых норм поведения в природе и отношения к ней. Задача педагога дошкольного образования заключается в том, чтобы сообщать детям о тех нормах взаимодействия с природой, которые могут обе-

4 ДИСКУССИЯ

^ журнал науч ных пубп ика ци й

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

спечить гармонизацию взаимоотношения общества или человека со средой обитания. Изучив нормативные документы, научную и методическую литературу, воспитатель может сформулировать такие нормы, например, в виде свода правил: в лесу, на лугу, в парке ходите только по тропам; не ленитесь и не стыдитесь убрать мусор, который еще до вашего прихода оставили несознательные ваши предшественники; место, на котором вы отдыхали, после вашего ухода должно быть чище, чем до вашего прихода, и пр.

В работу по воспитанию безопасного поведения в природе необходимо включать родителей, вовлекая их в природоохранную деятельность, организуя просветительскую работу, например, в виде наглядных материалов в помещениях детского сада, выпуска родительской экологической газеты и т.д.

Для успешного овладения ребёнком общепринятыми правилами поведения в природе важно стимулировать формирование эмоционально-ценностного отношения к ней, поскольку правила усваиваются легче в том случае, когда они осознаны и имеют личностную значимость. Воспитанию ценностного отношения к природе способствуют разнообразные методы: игры-путешествия, ролевые игры, разнообразные занимательные упражнения, викторины, конкурсы, методы формирования субъективного отношения к природе.

Интерес также представляют методы формирования чувства родства с природой, описанные А В. Мироновым в контексте методики изучения окружающего мира младшими школьниками.3 Автор выделяет метод поиска сходства природных объектов с человеком, который реализуется путём выявления морфологического, физиологического и поведенческого сходства. К этой же группе методов отнесено проведение аналогий при пользовании экологическими понятиями. Например, у ребёнка можно формировать представление о том, что, как и у человека, у растений и животных есть свой адрес (местообитание); на жизнь растений

Содержание экологического образования дошкольников может быть интегрировано в различные образовательные области, включённые в образовательную программу дошкольного учреждения, что способствует целостному развитию личности дошкольника.

и животных влияют изменения в погоде, на жизнь человека — тоже и т.п.

А. В. Миронов предлагает использовать метод обращения к истокам. В дошкольном возрасте данный метод может быть реализован, прежде всего, за счёт употребления терминологии, принятой среди родственников: «все мы одной крови», «братья наши меньшие», «наши ближайшие родственники». Становлению у детей чувства родства с природой способствуют выражения с использованием термина «родной» — «родная природа», «родная ты моя» (по отношению к домашнему животному).

В содержание экологического образования необходимо включать также и круг вопросов, связанных с ознакомлением детей с выдающимися земляками, которые трудились для процветания родных мест и страны в целом. Раскрытие данного смыслового блока также способствует социализации детей, поскольку вовлекает их в процесс становления личности, усвоения социальных ценностей, норм, установок, образцов поведения, культуры, присущей обществу.

Таким образом, содержание экологического образования дошкольников может быть интегрировано в различные образовательные области, включённые в образовательную программу дошкольного учреждения, что способствует целостному развитию личности дошкольника, формированию эмоционально-ценностного отношения к природе, накоплению естественнонаучных и обществоведческих знаний и технологий взаимодействия с природой. ^

1. Нестерова А. А. Образование дошкольников в интересах устойчивого развития общества // Дискуссия, 2012, № 12.

2. Теория и практика дошкольного образования: учебное пособие/ под общ. ред. Л. М. Захаровой. Ульяновск: УлГПУ, 2012. 263 с.

3. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах // Педагогическое общество России, 2002. 352 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.