№ 7 (37)АВГУСТ 2013
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций "
А. А. Нестерова, канд. пед. наук, зав. кафедрой, кафедра методики начального образования, доцент кафедры дошкольной педагогики, Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова, г. Ульяновск, Россия а [email protected]
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
Современные тенденции в дошкольном образовании ориентируют педагогов при разработке образовательных программ учитывать Федеральные государственные требования (далее ФГТ), в которых отмечается, что программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Экологическое образование интегрирует в себе практически все направления образования. В связи с этим _ одним из ведущих факторов, влияющих на эффективность образовательного процесса, является учёт принципа интеграции, поскольку он направлен на объединение представлений детей о многообразии природных объектов и явлений, о многоликости социальной жизни в целостное восприятие системы «человек — природа — общество», на основе взаимопроникновения, восполнения.1
Базовой областью для раскрытия содержания экологического образования дошкольников является образовательная область «Познание», поскольку именно в процессе экологического образования у ребён-
У ребёнка следует воспитывать ответственное отношение не только к своему здоровью, но и к здоровью окружающих его людей как к важнейшей ценности, которой обладает человек.
ной научной картины мира на основе естественнонаучных и обществоведческих знаний. К тому же, оно решает задачи развития у детей познавательных, прежде всего естественнонаучных, интересов и интеллектуального развития детей, сенсорного развития в процессе восприятия природы. В процессе экологического образования происходит становление познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.2 Содержание экологического образования дошкольников включает в себя знания о неживой природе; о разнообразии растений и животных; о человеке и его здоровье; об основных свойствах живых организмов; о жизни растений и животных в сообществе; о человеке как части общества и глобальной экосистемы.
Одной из составляющих содержания экологического образования, дошкольного в том числе, традиционно считается проблема здоровья и здорового образа жизни. Раскрытие вопросов данного круга позволяет интегрировать в процесс экологического образования дошкольников образовательную область «Здоровье». Уже на ступени до-
ка происходит формирование начал целост- школьного образования важно сформиро-
4 ДИСКУССИЯ
^ журнал науч ных пубп ика ци й
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
вать у детей представления о здоровье чело- затронуть проблему охраны таких объектов, века: почему необходимо заботиться о сво- формировать элементарные навыки заботы ём здоровье с ранних лет. У ребёнка следу- о природе. Формируя представления о жи-ет воспитывать ответственное отношение не вотных родного края, важно показать детям, только к своему здоровью, но и к здоровью что человек издавна использует продукты их окружающих его людей как к важнейшей жизнедеятельности для укрепления своего ценности, которой обладает человек. Реали- здоровья: пчёлы дают мёд, прополис, пергу, зация данной области направлена на фор- которые способствуют успешному лечению мирование элементарных навыков здорово- и профилактике, например, простудных за-го образа жизни детей, связанных с соблю- болеваний; овцы снабжают человека шерс-дением правил личной гигиены, укрепле- тью, которая используется для согревания, нием здоровья с помощью занятий физиче- в том числе при лечении суставов и т.д. В соской культурой и спортом, традиционного держание работы следует включать раздел закаливания солнцем, воздухом, водой. Не- «Лекарственные растения», чтобы познако-которые вопросы рассматриваемой образо- мить детей с их свойствами, показать цен-вательной области, связанные с формирова- ность этого природного дара. Например, нием навыков здорового образа жизни, мо- в некоторых детских садах организуют фи-гут быть раскрыты при реализации образо- тобары, в которых под контролем медицин-вательной области «Физическая культура» ских работников детям заваривают травя-путём использования народных подвижных ные чаи, рассказывая о различных растени-игр, традиционных для региона, с природо- ях и их лечебных свойствах (земляника, ча-ориентированным содержанием, проведе- брец, мята и др.)
ния физкультурных образовательных меро- Для того чтобы организовать работу
приятий на свежем воздухе и пр. по данному направлению наиболее эффек-
Образовательная область «Здоровье» тивно, необходимо наладить сбор краевед-
может быть интегрирована в процесс эко- ческой информации в печатных источни-
логического образования путём формиро- ках и электронных ресурсах. Эффективным,
вания у дошкольников системы представле- с точки зрения получения образовательного
ний об объектах и явлениях неживой приро- результата, является привлечение родителей
ды, животных, грибах, растениях, которые и самих детей к поиску нужной информа-
издавна используются жителями, прежде ции. Такой метод работы активизирует дея-
всего, своего региона в целях сохранения тельность семьи, что переводит проблему
здоровья. Например, используя разнооб- взаимодействия человека и природы в круг
разные методические приёмы, детям мож- личностно-значимых.
но рассказать об минеральных источниках, Кроме формирования представлений
родниках, озёрах, которые находятся в пре- о природе, её значении для здоровья чело-
делах села, города, области, сообщить о том, века и элементарных навыков здорового об-
чем они уникальны, какую пользу они при- раза жизни, важной является задача разви-
носят местным жителям. При этом следует тия эмоционально-ценностного отношения
№ 7 (37)АВГУСТ 2013
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций *
ко всему живому (т.е. к жизни как таковой). Решению данной задачи может способствовать использование в образовательном процессе дошкольного учреждения методов формирования субъективного отношения к природе, сформулированных С. Д. Дерябо и В. А. Ясвиным.
К этой группе методов относят методы экологической идентификации, экологической эмпатии и экологической рефлексии. Суть метода экологической идентификации заключается в том, чтобы предложить ребёнку поставить себя на место природного объекта и описать, что он чувствует при этом. Данный метод помогает развивать у ребёнка широкий спектр эмоциональных переживаний. Так, наблюдая за тем, как дошкольник собирается раздавить насекомое, педагог может сказать: «Попробуй представить, что этот жучок — ты. Что ты чувствуешь, когда огромный сильный человек хочет наступить на тебя?» Ребёнок должен рассказать о своих ощущениях. Задача педагога заключается не в том, чтобы сделать назидательный вывод самому, а в том, чтобы направить логику оценочных рассуждений ребёнка о собственном поступке.
Формируя у детей эмоционально-ценностное отношение ко всему живому, следу-
ет использовать педагогический потенциал метода экологической эмпатии, т.е. сопереживания личностью состояния природного объекта. Метод предлагает использование вопросов типа «Что сейчас испытывает синичка за окном — радость и грусть?», «Мы дали кролику капусту. Что сейчас чувствует кролик?» и т.п.
Метод экологической рефлексии, основанный на самоанализе личностью своих действий и поступков, направленных на мир природы, с точки зрения их экологической безопасности. Данный метод помогает стимулировать осознание ребёнком того, как его поведение могло бы восприниматься природным объектом, с которым он взаимодействует. Например, если дошкольник забыл вовремя покормить рыбок в аквариуме, то ему можно задать вопрос: «Что они могли бы о тебе подумать?»
Содержание экологического образования дошкольников позволяет реализовы-вать такую образовательную область, как «Социализация» за счёт овладения детьми общепринятых норм поведения в природе и отношения к ней. Задача педагога дошкольного образования заключается в том, чтобы сообщать детям о тех нормах взаимодействия с природой, которые могут обе-
4 ДИСКУССИЯ
^ журнал науч ных пубп ика ци й
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
спечить гармонизацию взаимоотношения общества или человека со средой обитания. Изучив нормативные документы, научную и методическую литературу, воспитатель может сформулировать такие нормы, например, в виде свода правил: в лесу, на лугу, в парке ходите только по тропам; не ленитесь и не стыдитесь убрать мусор, который еще до вашего прихода оставили несознательные ваши предшественники; место, на котором вы отдыхали, после вашего ухода должно быть чище, чем до вашего прихода, и пр.
В работу по воспитанию безопасного поведения в природе необходимо включать родителей, вовлекая их в природоохранную деятельность, организуя просветительскую работу, например, в виде наглядных материалов в помещениях детского сада, выпуска родительской экологической газеты и т.д.
Для успешного овладения ребёнком общепринятыми правилами поведения в природе важно стимулировать формирование эмоционально-ценностного отношения к ней, поскольку правила усваиваются легче в том случае, когда они осознаны и имеют личностную значимость. Воспитанию ценностного отношения к природе способствуют разнообразные методы: игры-путешествия, ролевые игры, разнообразные занимательные упражнения, викторины, конкурсы, методы формирования субъективного отношения к природе.
Интерес также представляют методы формирования чувства родства с природой, описанные А В. Мироновым в контексте методики изучения окружающего мира младшими школьниками.3 Автор выделяет метод поиска сходства природных объектов с человеком, который реализуется путём выявления морфологического, физиологического и поведенческого сходства. К этой же группе методов отнесено проведение аналогий при пользовании экологическими понятиями. Например, у ребёнка можно формировать представление о том, что, как и у человека, у растений и животных есть свой адрес (местообитание); на жизнь растений
Содержание экологического образования дошкольников может быть интегрировано в различные образовательные области, включённые в образовательную программу дошкольного учреждения, что способствует целостному развитию личности дошкольника.
и животных влияют изменения в погоде, на жизнь человека — тоже и т.п.
А. В. Миронов предлагает использовать метод обращения к истокам. В дошкольном возрасте данный метод может быть реализован, прежде всего, за счёт употребления терминологии, принятой среди родственников: «все мы одной крови», «братья наши меньшие», «наши ближайшие родственники». Становлению у детей чувства родства с природой способствуют выражения с использованием термина «родной» — «родная природа», «родная ты моя» (по отношению к домашнему животному).
В содержание экологического образования необходимо включать также и круг вопросов, связанных с ознакомлением детей с выдающимися земляками, которые трудились для процветания родных мест и страны в целом. Раскрытие данного смыслового блока также способствует социализации детей, поскольку вовлекает их в процесс становления личности, усвоения социальных ценностей, норм, установок, образцов поведения, культуры, присущей обществу.
Таким образом, содержание экологического образования дошкольников может быть интегрировано в различные образовательные области, включённые в образовательную программу дошкольного учреждения, что способствует целостному развитию личности дошкольника, формированию эмоционально-ценностного отношения к природе, накоплению естественнонаучных и обществоведческих знаний и технологий взаимодействия с природой. ^
1. Нестерова А. А. Образование дошкольников в интересах устойчивого развития общества // Дискуссия, 2012, № 12.
2. Теория и практика дошкольного образования: учебное пособие/ под общ. ред. Л. М. Захаровой. Ульяновск: УлГПУ, 2012. 263 с.
3. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах // Педагогическое общество России, 2002. 352 с.