Научная статья на тему 'Образование дошкольников в интересах устойчивого развития общества'

Образование дошкольников в интересах устойчивого развития общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
974
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ПРИНЦИП РЕГИОНАЛИЗМА / THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ECOLOGICAL EDUCATION / PRESCHOOL CHILDREN / FEDERAL STATE REQUIREMENTS / INTEGRATION / PRINCIPLE OF REGIONALIZM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нестерова А. А.

В статье рассматривается сущность понятий «устойчивое развитие», «образование в интересах устойчивого развития». Автор анализирует специфические особенности экологического образования дошкольников для устойчивого развития природы и общества в условиях реализации Федеральных государственных требований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preschool’s education for constant development

The article considers the concepts «stable development» and «education in interests of stable development». The author analyzes specific features of ecological education of preschool children for a stable development of the nature and society in the conditions of Federal state requirements implementation.

Текст научной работы на тему «Образование дошкольников в интересах устойчивого развития общества»

№ 12 (30) ДЕКАБРЬ 2012

дискуссия t

журнал научных публикаций Ц

А. А. Нестерова, канд. пед. наук, заведующий кафедрой методики начального образования, Ульяновский государственный университет имени И. Н. Ульянова, а saushkina@mail.ru

ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

В развитии системы образования в области взаимодействия природы и общества можно выделить три периода. Первый связан с природоохранным образованием. Принято считать, что он длился до 1970-х гг., когда усилиями мирового научного сообщества, была обоснована необходимость собственно экологического образования, направленного на изучение взаимосвязей живых организмов и их отношений с окружающей средой. С 1992 г. экологическое образование характеризуется тем, что «воспитательным вектором» становятся идеалы устойчивого развития общества и природы1.

Впервые термин «устойчивое развитие» возник в 1987 г., когда премьер-министр Норвегии Г. Х. Брундтланд от имени Международной комиссии ООН по окружающей среде и развитию представила доклад «Наше общее будущее», в котором отмечалось, что развитие человечества должно стать стабильным и устойчивым к различным потрясениям и кризисам, как форма развития и прогресса мирового сообщества, которая удовлетворяет потребности ныне живущих людей и не ущемляет возможности будущих поколений обеспечивать свое существование2.

Сегодня определение термина «устойчивое развитие» (от англ. sustainable development — непрерывно поддерживаемое развитие) имеет разнообразные варианты: 1) развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способности будущих поколений удовлетворять свои потребности; 2) это развитие, при

котором достигается удовлетворение жизненных потребностей ныне живущих людей и для будущих поколений сохраняется возможность удовлетворять свои потребности; 3) такое развитие общества, при котором улучшаются условия жизни человека, а воздействие на окружающую среду остается в пределах хозяйственной емкости биосферы так, что не нарушается природная основа функционирования человечества; 4) социальное развитие, не прерывающее природные условия существования человеческого рода3.

Однако, очевидно, что все предложенные формулировки выделяют в понятии «устойчивое развитие» два важных аспекта: природа и общество.

Фундаментом устойчивого развития природы и общества, особенно в переходный период, является Образование, поскольку в процессе образования человек учится познавать, действовать, усваивает ценностные ориентиры, которые в дальнейшем определяют его жизненную позицию. В течение длительного времени под образованием в области взаимодействия природы и общества понималось экологическое образование. Сегодня все чаще в научной литературе употребляется формулировка «образование для устойчивого развития» или «образование в интересах устойчивого развития». Образование для устойчивого развития — это динамическая концепция, включающая в себя все аспекты информированности общества, образования и подготовки в целях обеспечения или расширения понимания взаимо-

дискуссия

журнал научных публикаций

связи между вопросами устойчивого развития и развитием знаний, навыков, перспектив и ценностей, которые дадут возможность людям любого возраста принять на себя обязательства по созданию устойчивого будущего и обладанию им4.

Универсальной модели образования для устойчивого развития не существует, поскольку подходы к нему в каждой стране будут различаться в силу местных экологических, социальных, эко- : номических условий. В связи с этим период 2005-2014 гг. провозглашен ОНН Декадой по образованию для устойчивого развития, цель которой — укрепление международного сотрудничества в области развития и обмен инновационными методами обучения по программам, практике и политике устойчивого развития.

Роль нашей страны в исследовании фундаментальных и прикладных проблем образования в интересах устойчивого развития велика, поскольку Россия многонациональное, поликультурное государство, имеющее на своей территории уникальные природные ценности, и, что не менее важно, обладающая весомым педагогическим потенциалом.

30 апреля 2012 г. утверждены «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года». Одной из основных задач в документе признается формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания граждан5. Уточним, что Федеральный Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» утверждает на территории нашей страны систему всеобщего комплексного непрерывного экологического образования населения, начиная с дошкольного возраста.

В современных условиях образование дошкольников в области взаимодействия природы и общества, как часть общей системы, должно осуществляться в интересах устойчивого развития. Образование дошкольников в интересах устойчивого развития, по мнению автора, — это целенаправленный непрерывный процесс обучения, воспитания

Фундаментом устойчивого развития природы и общества является Образование, поскольку в процессе образования человек учится познавать, действовать, усваивает ценностные ориентиры, которые в дальнейшем определяют его жизненную позицию.

рование целостной картины мира, первоначальных навыков экологосообразного поведения, а также воспитание эмоционально-ценностного субъективного отношения к миру природы и окружающим людям.

В связи с этим задачи обучения, воспитания и развития ребенка в области взаимодействия с природой и обществом в общем виде могут быть сформулированы следующим образом: = 1) формировать систему элементарных научных природоведческих и экологических знаний, доступных пониманию ребенка;

2) воспитывать эмоционально-ценностное субъективное отношение к миру природы и окружающим людям;

3) развивать способность к сопереживанию;

4) развивать познавательный интерес в процессе общения с природой;

5) способствовать формированию восприятия себя как части природы и общества, осознанию взаимосвязи человека и природы, общества и природы;

6) развивать первоначальные умения и навыки экологосообразного поведения в повседневной жизни и в процессе непосредственного общения с природой, а также навыки элементарной природоохранной деятельности;

7) формировать элементарные умения прогнозировать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и людям;

8) воспитывать отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей как к приоритетной ценности, формировать навыки здорового образа жизни.

Представляется, что дошкольное экологическое образование для устойчивого развития должно опираться на объекты и явления ближайшего окружения, что связанно с конкретностью мышления детей данного возраста. Абстрактные понятия, связанные с глобальными проблемами, воспринимаются детьми как сказка. Вот почему процесс экологического образования в интересах устойчивого развития в детском саду должен

и развития детей, направленный на форми- строиться с учетом принципа регионализма.

№ 12 (30) ДЕКАБРЬ 2012

дискуссия

журнал научных публикаций

т

В этой связи, интересен тезис В. А. Волкова, который считает, что для перехода к устойчивому развитию общества и природы важно сформировать в сознании каждого человека ряд жизненных принципов:

— мой родной край — это мой собственный дом, а все, что на нем есть и создается — мое достояние: духовное, культурно-историческое, природное и социально-экономическое наследие я считаю своим наследством;

— я хочу жить в процветающем, благоустроенном месте и без моего активного участия, без моего личного вклада оно таким не будет;

— проблемы моего родного края — это неотъемлемая часть моих личных проблем, решая их, я решаю и свои проблемы;

— все мои предложения по улучшению, оздоровлению среды учитываются и реализуются в программах развития, а я — активный их составитель и исполнитель;

— сохранение и эффективное использование ресурсов территории — экономия и пополнение моего бюджета;

— мое здоровье — не только мое достояние, мой здоровый образ жизни — вклад в оздоровление всего общества — высокий уровень моего духовного, культурного, интеллектуального развития;

— мои добрые поступки — основа стабильного развития и процветания родного края;

— я — лицо моего родного края, я — его полноправный представитель, я защищаю его честь6.

Соглашаясь с В. А. Волковым, стоит добавить, что формирование обозначенных

принципов должно начинаться в самом раннем детстве, когда закладывается базис личностной культуры человека.

Кроме того, одним из ведущих факторов, влияющих на эффективность образовательного процесса, является учет принципа интеграции. При выделении этого принципа следует опираться на понимание интеграции как сложной многогранной категории, которая подразумевает восстановление, восполнение, объединение частей в целое (integer — целый), причем, не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие, взаимовидение. Такой подход к определению сущности рассматриваемого понятия обусловливает приоритет принципа интеграции в процессе экологического образования для устойчивого развития, поскольку он направлен на объединение представлений детей о многообразии природных объектов и явлений, о многоликости социальной жизни в целостное восприятие системы «человек — природа — общество», на основе взаимопроникновения, восполнения. Благодаря этому, решается проблема ориентации образовательного процесса на формирование несвязанных между собой, фрагментарных экологических и социальных знаний.

Современные тенденции в дошкольном образовании ориентируют педагогов при разработке образовательных программ учитывать Федеральные государственные требования (ФГТ), в которых отмечается, что программа строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Как из-

дискуссия

журнал научных публикаций

вестно, в ФГТ выделено 10 образовательных областей. В процессе экологического образования в интересах устойчивого развития они могут быть раскрыты следующим образом:

1) здоровье: формирование системы представлений об объектах и явлениях неживой природы, животных, грибах, растениях, которые издавна используются жителями региона в целях сохранения здоровья, воспитание эмоционально-ценностного отношения ко всему живому; накопление представлений о здоровье, его ценности, навыков здорового образа жизни, а также поддержка психологического здоровья в процессе общения с природой родных мест;

2) физическая культура: использование народных подвижных игр, традиционных для региона, с природоориентированным содержанием, проведение физкультурных образовательных мероприятий на свежем воздухе;

3) социализация: принятие детьми общепринятых в обществе норм поведения в природе и отношения к ней; ознакомление детей с выдающимися земляками;

4) труд: трудовые поручения по уходу за растениями и животными уголка природы, посильный труд на участке ДОУ, в огороде, подкормка птиц зимой;

5) безопасность: формирование представлений о безопасном поведении в природе, об объектах и явлениях, которые могут причинить вред, об элементарных правилах поведения в случае опасности;

6) чтение художественной литературы: чтение книг о природе ближайшего окружения, использование фольклора природоведческого содержания во всех режимных моментах;

7) коммуникация: построение взаимодействия со сверстниками, педагогом и родителями в процессе познания природы, а также формирование активного и пассивного словаря детей;

8) познание: формирование начал целостной научной картины мира на основе естественнонаучных и обществоведческих знаний, с обязательным включением регионального компонента;

9) музыка: разучивание песен с природоведческим содержанием, использование

Абстрактные понятия, связанные с глобальными проблемами, воспринимаются детьми как сказка.

музыкального фольклора: напевки, потешки, хороводы, песенки о природе;

10) художественное творчество: отражение региональной культурной и природоведческой тематики в рисовании, лепке, аппликации, ручном труде.

Теоретическое изучение проблемы экологического образования дошкольников в интересах устойчивого развития позволяет сформулировать ряд выводов. Во-первых, этот процесс должен быть направлен на формирование у детей целостной картины мира, первоначальных навыков эколого-сообразного поведения, а также воспитание эмоционально -ценностного субъективного отношения к миру природы и окружающим людям. Во-вторых, экологическое образование дошкольников в интересах устойчивого развития следует реализовывать с учетом принципов регионализма и интеграции, которые отражают концептуальную сущность этого процесса.

V

1. Захлебный А. Н. ФГОС: современный этап развития экологического образования для устойчивого развития // Экологическое образование для устойчивого развития в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов: материалы международной научно-практической конференции. - Ульяновск: УлГПУ, 2011. С. 17-25.

2. Брундтланд Г. Х. «Наше общее будущее» [Электронный ресурс] URL: http://www.un.org/ru/ga/pdf/ brundtland.pdf (дата обращения: 01.10.2012).

3. Степанов С. А. Основные методологические и содержательные аспекты экологического образования для устойчивого развития в высшем учебном заведении. Монография. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2010. С. 246.

4. Декада ООН по образованию для устойчивого развития (2005-2014). Образование для устойчивого развития [Электронный ресурс] URL: http://www. unesco.kz/education/2004/esd_brochure.pdf (дата обращения: 01.10.2012).

5. Основы государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года [Электронный ресурс] URL: consultant.ru/law/ hotdocs/18367 (дата обращения: 01.10.2012).

6. Ермаков Д. С., Славинский Д. А., Черникова С. А. Валаам: опыт проектирования устойчивого развития [Электронный ресурс] URL: http://www.scribd.com/ doc/29216103 (дата обращения: 01.10.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.