Научная статья на тему 'Ребенок в мире современных технологий. Использование активных форм и методов организации работы с детьми дошкольного возраста'

Ребенок в мире современных технологий. Использование активных форм и методов организации работы с детьми дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
310
30
Поделиться
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГУМАННЫЕ ЧУВСТВА / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Банина Т.Н.

Формирование гуманных чувств у детей сложная задача, решение которой должно происходить в дошкольном детстве. Желание педагога разнообразить деятельность детей, сделать воспитательнообразовательный процесс в ДОУ еще более интересным и познавательным, может способствовать улучшению общения, взаимопонимания, развитию личностных качеств дошкольников. Таким образом, информатизация образования открывает педагогам новые пути и средства педагогической работы. Компьютер, мультимедийные средства инструменты для обработки информации, которые могут стать мощным техническим средством обучения, коррекции, коммуникации, необходимым для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Банина Т.Н.,

The child in the world of modern technologies. The use of active forms and methods for organization of work with preschool children

Development of humane feelings in children is a complicated problem whose solution is to take place in preschool childhood. The desire of the teacher to diversify the activity of children to make the educational process still more interesting and cognitive may promote the development of children’s personal qualities of preschoolers. Thus, information support of education opens up some new pathways and methods of educational work. The computer, multimedia are tools for processing information that may become a powerful means of training, correction, and communication, required for joint activities of teachers, parents and preschooler.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Ребенок в мире современных технологий. Использование активных форм и методов организации работы с детьми дошкольного возраста»

Банина Т. Н. воспитатель МБДОУ Д/С № 16, Североморск, Россия

Ребенок в мире современных технологий Использование активных форм и методов организации работы с детьми дошкольного возраста

Аннотация: Формирование гуманных чувств у детей - сложная задача, решение которой в дошкольном детстве. Желание педагога разнообразить деятельность детей, сделать воспитательно-образовательный процесс в ДОУ ещё более интересным и познавательным, выводит на новый виток общения, взаимопонимания, развивает личностные качества дошкольников. Таким образом, информатизация образования открывает педагогам новые пути и средства педагогической работы. Компьютер, мультимедийные средства - инструменты для обработки информации, которые могут стать мощным техническим средством обучения, коррекции, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.

Современные условия воспитательно - образовательного процесса характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств. Поэтому проблема формирования разносторонней и полноценной личности в условиях детского сада приобретает особое значение.

Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего воспитательно -образовательного процесса.

Воспитатель должен организовывать жизнь дошкольников так, чтобы у них неуклонно накапливался личный опыт проявления социальных чувств, поступков и положительных взаимоотношений.

В каждом образовательном моменте детской жизни (в режимных процессах, в образовательных ситуациях, в разных видах деятельности) воспитатель использует все возможности для обогащения социально -нравственных представлений, гуманных чувств и культуры поведения ребенка.1

Свою работу осуществляю, решая задачи программы «Детство». Новизна программы определяется тем, что в ней впервые практически реализован подход к организации целостного развития и воспитания ребенка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности и поведения.2

1 Примерная общеобразовательная программа «Детство», Санкт -Петербург, Детство - Пресс, 2011 г., С. 138.

2 Там же. С. 5.

Программа ставит задачу развития у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения.3

В каждом разделе программы линия развития социальных и эстетических чувств становится обязательной составляющей воспитания и развития дошкольников. Интеграция нравственных переживаний и эстетических чувств создает основу для понимания ценности всего, что создано природой и человеком.4

В программе «Детство» в единстве с развитием познания и чувств осуществляется линия развития самостоятельности и творчества детей. Программа ориентирует на многообразие проявлений детского творчества и в природоведческой сфере.

Соответственно, должны претерпеть изменения и способы, средства, методы, формы обучения и воспитания детей.

Нужны новые формы работы, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где проявляются возможности для творческой стороны интеллекта.

в своей работе я определила цель: воспитание гуманной, социально -активной, самостоятельной, интеллектуально - развитой творческой личности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

задачи:

• способствовать расширению и углублению представлений детей о природе родного края;

• помочь освоить навыки и умения по уходу за животными и растениями, отдельные способы охраны природы;

• развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё;

• воспитывать элементы экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности;

• ориентировать родителей на экологическое воспитание детей в семье.

Одним из условий решения этих задач является - разнообразие форм и методов организации познавательной деятельности в пространстве города: беседы, диалоги, экскурсии, занятия-путешествия и т. д.

Непременным условием решения этих задач является региональный компонент. Я решаю общие задачи на материале, доступном пониманию детей о своем родном крае.

При этом мною используются следующие формы и методы: • занятия - исследования;

3 Там же. С. 10.

4 Там же. С. 11.

• работа с экологической сказкой;

• очеловечивание животных, растений;

• интервьюирование;

• метод детской самодеятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• виртуальные экскурсии, путешествия;

В своём выступлении я хочу подробнее остановиться на некоторых из них, наиболее актуальных, по моему мнению, для меня, для моих воспитанников и их родителей.

1. Занятия - исследования Программа «Детство», как и рекомендовано в ФГТ, соответствует принципу развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка, а также сочетает принципы научной обоснованности и практической применяемости.5

В дошкольном возрасте процесс познания происходит у ребенка эмоционально - практическим путем. Каждый дошкольник - маленький исследователь, имеет возможность получить знания из многих источников, ему знакомы разные способы, то есть методы исследований (наблюдение, эксперимент, чтение книги, просмотр видео, вопросы к другому).

Занятия - исследования провожу по классическим этапам (мотивация деятельности - составление плана исследования - сбор материала - выводы), где дети самостоятельно решают проблему. Выдвигают гипотезы, добывают сведения и информацию, делают выводы.

2. Работа с экологической сказкой В своей работе использую такую форму, как работа с экосказкой. Её название, героев, содержание придумываем вместе с детьми, готовим атрибуты своими руками. Инсценировки показываем родителям, ребятам других групп, сотрудникам ДОУ.

3. Очеловечивание животных и растений Использую такой метод, как очеловечивание животных, растений. Так можно загадать загадку, прослушать жалобы и просьбы природы, разговор объектов природы, оживить рисунок, взять интервью у какого - либо объекта природы. Здесь же используется метод детской самодеятельности.

4. Виртуальные экскурсии При внимательном отношении родителей каждая прогулка может стать средством формирования гуманных чувств.

Экскурсия - это форма организации работы, при которой дошкольники выходят на место расположения изучаемых объектов (природы, исторических памятников, производства) для непосредственного ознакомления с ними. Такая форма работы позволяет организовать наблюдение и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях. Экскурсия выполняет целый ряд функций:

5 Примерная общеобразовательная программа «Детство», Санкт -Петербург, Детство - Пресс, 2011 г.. С. 13.

• реализует принцип наглядности обучения

• повышает научность образования и укрепляет его связи с жизнью и практикой;

• расширяет кругозор;

• такая форма работы выполняет интегративную функцию.

Но у нас нет возможности, например, воочию полюбоваться красотой природы разных уголков нашего края. Что же делать?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Задача разного рода слайд-шоу и видеофрагментов - показать детям те моменты из окружающего мира, наблюдение которых возможно лишь виртуально. А привлекая детей непосредственно к созданию разного рода мультимедиаресурсов, мы превращаем их из объекта наших педагогических усилий в субъект образовательной деятельности. Особенно это актуально для детей старшего дошкольного возраста, которые уже могут почти самостоятельно или с помощью взрослого создать свою презентацию.

Использовать такую форму работы, как виртуальная экскурсия можно разыми способами:

• фотопутешествие (с каким - либо героем);

• видеоэкскурсия, проводимая ребёнком, членами его семьи (комментарии);

• видеопутешествие (какой - либо семьи).

Семейный день можно сделать по - настоящему захватывающим и увлекательным. Особенно, если не забывать смотреть вокруг глазами ребёнка, разделять его радость и удивление; побуждать высказываться, думать, сопоставлять, сравнивать, анализировать.

Дошкольная дидактика исходит из положения о том, что полноценное развитие ребенка должно осуществляться в интересной, значимой для него деятельности. Поэтому педагогу, конструирующему образовательный процесс, необходимо представить ребенку все разнообразие присущих ему видов деятельности, педагогически грамотно согласовывая и интегрируя их между собой. Таким образом, любая новая форма работы с детьми является тем самым педагогическим инструментом, который сосредотачивает в себе возможность решения многих педагогических задач, а самое главное - может помочь в личностном совершенствовании самого педагога, воспитании в нем такого качества, как креативность.