Научная статья на тему 'Интеграция областей образовательной деятельности детей, реализуемых в дошкольных образовательных учреждениях в условиях выполнения Федерального государственного образовательного стандарта'

Интеграция областей образовательной деятельности детей, реализуемых в дошкольных образовательных учреждениях в условиях выполнения Федерального государственного образовательного стандарта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1237
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / THE SPHERES OF EDUCATIONAL ACTIVITIES / ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ENVIRONMENTAL EDUCATION / РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ / SPEECH DEVELOPMENT / PRE-SCHOOL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коновалов И.Е., Гамирова Э.И., Болтиков Ю.В.

В статье проводится анализ федерального государственного образовательного стандарта, ключевого нормативного документа, регламентирующего деятельность всей системы дошкольного образования, где прописываются цели, задачи, принципы, функции и требования к образовательным программам. Рассматривается вопрос применения средств физической культуры для повышения качества обучения в различных областях образовательной деятельности детей младшего дошкольного возраста, реализуемого в рамках дошкольных образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коновалов И.Е., Гамирова Э.И., Болтиков Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Children’s educational activity in various spheres, its integration implemented in preschool educational institutions in realization the federal state educational standards

The article analyses the federal state educational standards, a key regulatory document regulating the activities of the entire system of preschool education, which sets out the goals, objectives, principles, functions and requirements for educational programs. It reviews the means of physical training usage to improve the education quality in various areas of educational activities for children of junior preschool age, realized in the pre-school educational institutions framework.

Текст научной работы на тему «Интеграция областей образовательной деятельности детей, реализуемых в дошкольных образовательных учреждениях в условиях выполнения Федерального государственного образовательного стандарта»

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Коновалов И.Е., Гамирова Э.И., Болтиков Ю.В.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБЛАСТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЕТЕЙ, РЕАЛИЗУЕМЫХ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЯХ В УСЛОВИЯХ ВЫПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

В связи с увеличением требований к качеству образовательного процесса детей, реализуемого в рамках дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), возрастает роль всех его компонентов, включая физическое воспитание и другие виды образовательной деятельности.

В ДОУ сегодня реализуется большое количество методик и технологий, связанных с формированием у дошкольников знаний в области физической культуры и других видов образовательной деятельности как нового интегрированного направления деятельности, но практически нет конкретных программ, которые непосредственно решали бы задачи общего образования дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями.

В современной системе дошкольного образования основной целью ДОУ является всестороннее развитие ребенка, что включает в себя решение трех взаимосвязанных задач: обеспечить полноценное воспитание и развитие, а также предоставить качественное образование. Решение этих задач невозможно без реализации нормативно-правовых документов [2,6,8], и в первую очередь одного из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) - принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными способностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей [7].

Самой важной задачей деятельности ДОУ является физическое воспитание детей. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим развитием и воспитанием, как в первые шесть лет жизни ребенка. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, гармоничного физического, психического, социального и интеллектуального развития, всесторонней двигательной подготовленности.

В этой связи целью нашего исследования является изучение механизмов интеграции физической культуры в области образовательной деятельности детей дошкольного возраста.

Исследование проводилось на базе ДОУ № 339, г. Казань.

Результаты исследования. Применение средств физической культуры в общем образовании детей является одним из перспективных направлений деятельности ДОУ, в рамках которой возможно решение одной из наиболее важных задач воспитания дошкольников - понимание ценности собственной жизни и здоровья,

через формирование всесторонне развитой личности.

Анализ календарно-тематических планов показал, что в ДОУ практически не используются средства физической культуры в образовательной деятельности детей дошкольного возраста. В своей работе специалисты в основном применяют наблюдения, непосредственно образовательную деятельность, чтение художественной литературы и дидактические игры. Между тем, многие средства физической культуры имеют такое содержание, которое способно эффективно влиять, в рамках образовательной деятельности ДОУ, на развитие общей культуры дошкольников в целом, и уровень его образования в частности. То есть функционирование современных ДОУ, прежде всего, направлено на формирование целостно развитой личности ребенка, что и выдвигается как главная цель обучения и условие его эффективности. Это в свою очередь требует обеспечения интеграции всех видов его деятельности, например экологического образования, и в силу многих обстоятельств наиболее продуктивным средством решения этой проблемы является физическая культура.

В контексте нашего исследования мы определили интеграцию как «процесс взаимопроникновения одних предметов в другие на содержательном уровне» [3], т.е. реализация содержания физического воспитания в тесной взаимосвязи с другими образовательными областями деятельности детей дошкольного возраста.

В начале эксперимента была разработана и в последующем реализована программа по физической культуре с элементами экологической работы для обеспечения интеграции образовательных областей физической культуры и экологического образования для повышения уровня сформированности экологических знаний у детей дошкольного возраста посредством применений физических упражнений.

В содержании экспериментальной программы были включены традиционные (подвижные игры) и не традиционные (элементы йоги) средства физической культуры.

Физическое упражнение, как средство физической культуры, является наиболее естественным и доступным видом деятельности человека, формирующим его характер, который в свою очередь определяет его отношение к окружающему миру, в том числе и к природе.

В дошкольном возрасте усвоение новых знаний в форме игровых физических упражнений происходит успешнее, чем в процессе непосредственно образовательной деятельности. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет ряд преимуществ, ведь в игре ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действий. Ребенок, увлеченный замыслом, не замечает того, что он обучается новому, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу.

В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умение и желание беречь природу, видеть живые объекты во всём их многообразии, участвовать в создании необхо-

димых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости, понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе [4,5].

В процессе физического воспитания детей необходимо использовать как традиционные, так и не традиционные средства физической культуры, одним из которых является йога.

Йога помогает ребенку развивать гибкость, хорошую осанку и координацию движений и впоследствии избежать таких распространенных заболеваний позвоночника, как, например, сколиоз, укрепить внутренние органы и улучшить общее состояние. Упражнения йоги укрепляют мышцы, делают их более эластичными, разрабатывают суставы, делая движения ребенка красивыми и пластичными.

На занятиях йогой у детей формируются представления о природе, отдельных представителей растительного и животного мира, особенностях их внешнего вида, повадках, уклада жизни. Дети знакомятся с характером взаимодействия растений и животных. Кроме того, освоение элементов йоги помогает детям развивать гибкость, правильную осанку и координацию движений и улучшить общее состояние организма.

Ожидаемые от реализации программы результаты получены в полной мере, экологические знания, которые дети получили в ходе эксперимента, были продемонстрированы на последнем этапе исследования.

Реализация принципа интеграции в освоении содержания образовательной области «Физическое развитие» («Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни» и «Физическая культура»), основанная на совместной деятельности всех участников образовательного процесса в ДОУ, позволяет создавать предпосылки для обеспечения полноценного физического и психического развития личности и формирования навыков здоровьесбережения, являющихся составной частью разностороннего развития детей [1].

Можно выделить следующие формы интегративного процесса: совместные творческие проекты, праздники, эксперименты, экскурсии, сюжетно-ролевые игры и т.д. («В гостях у Айболита», «Мы - сильные, смелые, ловкие и умелые» - 1 младшая группа)

При этом в каждой образовательной области в разных видах детской деятельности имеется возможность акцентирования внимания детей на правилах сохранения здоровья. В ходе проведения исследовательской деятельности, сравнительного наблюдения, в процессе проектирования, при чтении художественной литературы воспитатель имеет возможность рассматривать вопросы культуры здоровья, основ здорового образа жизни, правил здоровьесберегающего поведения, что способствует формированию у ребёнка ценностного отношения к своему здоровью [10].

В разработанное комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса для всех возрастных групп интегрирован валеологиче-ский блок («Бережем ручки», «Бережем ножки», «Бережем ушки», «Бережем глазки», «Бережем носик», «Это я», «Как мама учила мишку правильно кушать», «У

куклы заболел зуб», «Наш носовой платочек», «Моем ручки» - 1 младшая группа).

Вся работа по физическому воспитанию и оздоровлению детей в ДОУ выстраивается с широким применением игровой деятельности, а вся двигатель-но-игровая деятельность ребенка считается основой его физического развития, обучения, оздоровления и воспитания.

Благодаря грамотно выстроенной системе физкультурно-оздоровительной работы и широкому применению игровой деятельности в ДОУ, мы смогли значительно снизить уровень заболеваемости у детей. О чем свидетельствует положительная динамика индекса здоровья: 2012 г. - 17%, 2013 г. - 21,5%, 2014 г. - 22% (при норме 15-40%).

Следовательно, интеграция образовательных областей в работе по здоро-вьесбережению выступает, как важный показатель эффективности организации деятельности в ДОУ и направлена на достижение основной цели - формирование здорового образа жизни.

Другой не менее важной задачей деятельности ДОУ является коррекция речевых отклонений в развитии ребенка. Успешное преодоление речевого недоразвития возможно лишь при условии использования всего комплекса разнообразных средств и методов, способствующих умственному, интеллектуальному, психическому развитию, воспитанию нравственно-волевых черт личности, а также полноценному физическому развитию.

В дошкольном возрасте дети с общим недоразвитием речи (ОНР) обращают на себя внимание замедлением физического развития, отставанием в психическом развитии с проявлением общего недоразвития речи, двигательной расторможенно-стью, нарушениями активного внимания, зрительного и слухового восприятия. Повышенная отвлекаемость сочетается у них с малой познавательной активностью, личностной незрелостью, трудностями в обучении. У многих детей с системным недоразвитием речи при неврологическом обследовании выявляются различные, обычно не резко выраженные двигательные нарушения. Они характеризуются изменениями мышечного тонуса, нарушениями координации движения. Отмечается также выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

Дети с ОНР (обще недоразвитие речи) отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части, испытывают неуверенность в выполнении дозированных движений. Развитие двигательной сферы характеризуется плохой координацией, снижением скорости и ловкости выполнения движений. Часто возникают трудности при выполнении движений по словесной инструкции. Например, перекатывание мяча с руки на руку, передача его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием; прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыкальное сопровождение [9].

С целью предупреждения и преодоления отклонений в физическом развитии

в двигательной сфере у детей с нарушением речи, в практику работы ДОУ был внедрен новый подход к проведению занятий, а именно, интегрированные занятия.

Содержание области «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие физических качеств и двигательных способностей; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.

Содержание области «Речевое развитие» включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

То есть, интегрируя вышеперечисленные области у детей, активизируется фантазия, развиваются творческие способности в процессе двигательной деятельности, развиваются умения действовать в коллективе, создаётся эмоциональный настрой на развитие интереса и желания заниматься физическими упражнениями, формируется правильное дыхание, развивается фонематический слух.

С целью реализации принципа интеграции различных образовательных областей в ДОУ нами был разработан перспективно-тематический план при тесном взаимодействии специалистов различных специальностей. Основная цель этого плана - комплексное коррекционно-педагогическое воздействие на детей, направленное на подготовку их к полноценному овладению устной и письменной речью, развитие внимания, мышления, связной речи, сохранение и укрепление здоровья. В свою очередь для эффективной реализации коррекционно-педагоги-ческого воздействия на детей с нарушением речи, мы проводили такую форму занятий как интегрированные физкультурно-речевые занятия.

Основным средством интегрированных физкультурно-речевых занятий являлась игровая деятельность.

Использование интегрированных физкультурно-речевых занятий, как одного из средств обучения, дает положительный результат. У детей повысился интерес к собственной речи, активизировался и пополнился словарный запас. За счет внедрения в практику интегрированных физкультурно-речевых занятий у детей улучшился уровень развития физических качеств (быстроты, силы, выносливости, гибкости, координации), мелкой моторики, появилась целеустремленность и сосредоточенность, желание сотрудничать с другими детьми.

Учитывая все изложенное можно заключить, что интегрированные физ-культурно-речевые занятия у детей расширяют арсенал двигательных умений; улучшают координацию движений (равновесие, ориентировка в пространстве); повышают концентрацию внимания; стимулируют положительный эмоциональный отклик; увеличивают общий объем знаний по лексическим темам, формируют речь более связной и внятной.

Таким образом, на основании всего изложенного выше, можно сделать вывод о том, что в настоящее время физическое воспитание, в силу многих обстоятельств и больших потенциальных возможностей, может и должно выступать в качестве основного наиболее продуктивного средства решения задачи интеграции основных областей образовательной деятельности детей, реализуемых дошкольными образовательными учреждениями и предусмотренные ФГОС ДО. Использование на занятиях с детьми младшего дошкольного возраста традиционных и не традиционных средств физической культуры позволяет в полном объеме решать задачи их воспитания, образования и развития.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Веракса, Н.Е. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Н.Е Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. - 368 с.

2. Конституция Российской Федерации / Официальное издание. - М. : Юридическая литература, 2009. - 64 с.

3. Коновалов, И. Е. Структура и программно-содержательное обеспечение системы современного физического воспитания студентов музыкальных средних специальных учебных заведений: монография / И.Е. Коновалов. - М. : Флинта, 2011. - 352 с.

4. Молодова, Л. П. Игровые экологические занятия с детьми / Л.П. Молодо-ва. - Минск : Асар, 1996. - 128 с.

5. Николаева, С. Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников / С.Н. Николаева. - М. : Новая школа, 2006. - 51 с.

6. Права детей в Российской Федерации: законодательство и практика // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2003. - № 3 (196).

7. Приказ Минобрнауки Российской Федерации N 1155 от 17.10.2013 г. «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // «Российской газете» от 25 ноября 2013 г. № 265.

8. Федеральный закон РФ N 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации».

9. Филичева, Т. Б. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи «Коррекция нарушения речи» / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Тумакова. - М. : Просвещение, 2009. -272 с.

10. Щербакова, Ю. В. Развивающие игры для детей дошкольного возраста / Ю.В. Щербакова. - М.: Глобус, 2007. - 175 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.