Научная статья на тему 'Интеграция двигательной и познавательной деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении'

Интеграция двигательной и познавательной деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2252
292
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / CHILD PSYCHOLOGY / PHYSICAL ACTIVITY / COGNITIVE ACTIVITY / PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Правдов М. А., Антонов А. А.

Констатируется необходимость интеграции двигательной и познавательной деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении как системного единства знаний, способов действия и познавательных подходов, учебно-познавательных проблем, средств и методов обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article emphasises the need to integrate preschool students' physical and cognitive activities as a cohesive system of knowledge, actions and cognitive approaches, learning targets, and the means and methods of teaching.

Текст научной работы на тему «Интеграция двигательной и познавательной деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении»

УДК 372.879.6

М. А. Правдов, А. А. Антонов ИНТЕГРАЦИЯ

ДВИГАТЕЛЬНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Констатируется необходимость интеграции двигательной и познавательной деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении как системного единства знаний, способов действия и познавательных подходов, учебно-познавательных проблем, средств и методов обучения.

This article emphasises the need to integrate preschool students' physical and cognitive activities as a cohesive system of knowledge, actions and cognitive approaches, learning targets, and the means and methods of teaching.

Ключевые слова: дошкольная психология, двигательная активность, познавательная активность, дошкольные образовательные учреждения.

Key words child psychology, physical activity, cognitive activity, preschool educational institutions.

Разработка организационно-методических основ интеграции двигательной и познавательной деятельности детей дошкольного возраста в детском саду базируется на общих закономерностях психомоторного развития организма и заключается в создании системы, обладающей большим образовательным, оздоровительным и экономическим эффектом.

Механизмы интеграции различных видов деятельности детей в ДОУ позволяют значительно увеличить время, отводимое программой на физическое воспитание, кроме того, это способствует взаимодействию двигательной деятельности с другими видами образовательной деятельности, что позволяет повышать степень освоения ребенком различных разделов программы в ДОУ, т. е. повышает качество образовательного процесса. Интеграция двигательной и познавательной деятельности в форме физкультурных занятий выгодно отличается от других видов занятий, когда интеллектуальная деятельность протекает на фоне угнетения моторики. Существенной особенностью новой формы занятий является значительное увеличение времени на решение двигательных и интеллектуальных задач без дополнительных организованных форм занятий и, следовательно, без превышения общих затрат времени на освоение учебной программы.

Интеграция может привести к повышению качества учебной программы за счет положительного взаимодействия различных компонентов учебной деятельности (например, освоение знаний по математике, знание алфавита и физической подготовленности). Механизмом такого взаимного влияния может быть активный отдых, физиологические механизмы положительной индукции, психологические факторы — отсутствие монотонности и наличие новизны.

Важнейшим фактором, способствующим формированию структуры целостного двигательного действия, является обучение. В ходе обучения возможно формирование различных уровней и характера связей между компонентами учебной деятельности, в том числе и таких, которые взаимно могут усилить друг друга. При этом организация учебной деятельности приобретает системные свойства, что в плане решения учебных задач превышает возможности отдельных компонентов или их суммы. В частности, изучение взаимодействия моторных, сенсорных и умственных компонентов учебной деятельности детей позволит повысить эффективность обучения и снимет некоторые противоречия системы образования в процессе ее развития.

Теоретический анализ и обобщение данных научно-методической, общепедагогической и специальной литературы позволили установить, что значительное количество разработок по данной проблеме относятся к созданию междисциплинарных курсов в области школьного [1] и высшего образования [2] и в меньшей степени касается вопросов дошкольного периода детства. Идеи интеграции образования реализуются в различных формах, а интегрированные курсы должны рассматриваться в контексте непрерывного образования, воспитания и развития. Построение единой и целостной системы «интегрированного развития» необходимо начинать с ДОУ [3].

Исследования ведущих психологов Д. Б. Эльконина [4], Н. Н. Поддъякова [5], А. Н. Леонтьева [6], В. С. Мухиной [7], П. Я. Гальперина [8], А. В. Запорожца [9], Л. А. Венгера [10] и других доказали, что дети дошкольного возраста имеют широкие возможности умственного развития. Отмечено, что

Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2010. Вып. 5. С. 108 — 114.

формирование полноценных понятий возможно уже у старших дошкольников [8]. У пяти— шестилетних детей можно сформировать и полноценные логические операции при условии обучения на основе теории поэтапного формирования умственных действий [8].

В нашем исследовании интеграция понимается как процесс, направленный на достижение целостности и единства в развитии ребенка дошкольного возраста. Интеграция двигательной и познавательной деятельности детей дошкольного возраста характеризуется сближением, объединением в целое, взаимным приспособлением содержания различных разделов программы ДОУ при достижении внутреннего (ценностно-ориентационного) единства. При этом отмечаются упорядочение, структурирование, большая степень целостности программного содержания, устойчивость, состояние гармонической уравновешенности, упорядоченного функционирования различных частей образовательного процесса, определенная степень его автономии и эффективности. Результатом интеграции двигательной и познавательной деятельности детей выступает гармонично развитая личность дошкольника.

У дошкольников отсутствует четкая грань между физическим, моторным и перцептивным развитием, с одной стороны, и когнитивным — с другой. Все, что ребенок делает в течение первых лет своей жизни, становится основой не только для формирования последующих двигательных навыков, но и для когнитивного, социального и эмоционального развития. Совершенствование дошкольного образования на основе интеграции разделов образовательных программ требует пересмотра форм организации и содержания педагогического процесса, в том числе и в сфере физического воспитания. Многие специалисты отмечают, что сложившаяся система физического воспитания дошкольников ориентирована, главным образом, на телесное развитие детей, поскольку в процессе физкультурной деятельности решаются задачи преимущественно двигательного характера.

Физическое воспитание в ДОУ выступает в роли системообразующего фактора, интегрируя при этом знания из различных областей наук. Объективная необходимость создания интегрированной программы занятий физическими упражнениями для дошкольников в настоящее время очевидна. Теоретической основой разработки интеграционных подходов к процессу обучения в физическом воспитании дошкольников могут служить основные признаки интеграции. Они характеризуются необходимостью обеспечения качественно иного, интегративного уточнения, уровня взаимодействия и взаимообогащения общего и физкультурного воспитания, преодоления излишней дробности учебно-воспитательного процесса, согласованного взаимодействия всего педагогического коллектива.

Однако решение проблемы соединения элементов знания различных дисциплин в детском дошкольном учреждении, с одной стороны, является проблемой создания социальной образовательной программы для ребенка, так как мир он познает в соответствии с доминирующей в этот период онтогенеза биологической программой, а с другой стороны, не всякое соединение может стать интегративным процессом. Физическое воспитание при этом не должно стать придатком в процессе изучения различных разделов программы. Поиск вариантов физкультурнооздоровительных мероприятий при наличии интегративных процессов в достаточной мере может обеспечить принцип сохранности цели и задач физической культуры в детском саду. Речь идет о том, что все формы занятий физическими упражнениями от утренней гимнастики до занятий и самостоятельной двигательной активности дошкольников могут носить в большей или меньшей степени характер интегративности. В силу освоенности материала на других занятиях (знания об окружающем мире, развитие речи, математические знания, грамота и др.) и соединяемости («валентности») с определенными группами физических упражнений воспитателю (а также инструктору по физическому воспитанию) предоставляется возможность решать педагогические задачи (образовательные, воспитательные и оздоровительные) во всех формах физкультурнооздоровительных мероприятиях самостоятельно. Это означает, что варианты интеграции не всегда подходят для ребенка. Причинами этого являются плохое владение двигательным навыком и неуверенность в его выполнении; некоторые знания требуют большого внимания и снижения двигательной активности и др.

Интеграция курсов (дисциплин) может осуществляться не только на основе объединения в единое целое различных предметов, но и их частей. В перспективных планах построения интегративных занятий важно соединить также в единство то, что изучал ребенок на различных этапах образовательного процесса (от ясельной до подготовительной группы), обеспечить преемственность за счет целостности видения мира. Каждый предмет образовательной программы связан с другими дисциплинами: во-первых, в плане факторов, которые он поставляет для изучения других и заимствует у них, обеспечивая интегративный подход к осмыслению действительности; во-

вторых, в плане умений получать, перерабатывать и применять информацию, что очень важно, так как составляет основу дальнейшего самообучения. В частности, на занятиях физическими упражнениями дети могут сталкиваться с проблемами из самых разных областей знания о мире. Другими словами, каждый предмет может формировать умения для всех дисциплин. В детском саду на основе интегрированного подхода можно формировать те или иные умения параллельно на базе нескольких предметов и иметь положительный перенос достигнутого умения с одного предмета на другой.

Формирование знаний, умений и навыков на интегративной основе требует определенной их иерархии по степени сложности внутри каждого образовательного цикла (предмета) с учетом особенностей развития ребенка. Однако строгого решения в установлении данной иерархии быть не может. Это связано с тем, что одни и те же умения могут усложняться, приобретая при этом новые компоненты, и зависит от индивидуальных особенностей усвоения их ребенком. Поэтому образовательная программа обучения и воспитания в детском саду, основанная на интеграции двигательной и познавательной деятельности, должна быть гибкой — в зависимости от педагогических условий ее внедрения. Она может видоизменяться и варьироваться в соответствии с условиями конкретного детского сада, уровнем знаний, развитием умений и навыков отдельно взятого ребенка, педагогическим мастерством воспитателя и руководителя физического воспитания дошкольников.

Интеграция развивается, опираясь на законы философии, в частности, на закон перехода количества в качество, и не может быть принята как интегрирование бесконечного множества элементов в единое целое. Интеграция очень «тонкая», «чувствительная» категория, которая может дать эффект лишь при условии необходимости и достаточности элементов на данном, конкретном пространственно-временном этапе развития. Это зависит от множества факторов (возраст детей и педагога; их опыт, в том числе и двигательный; знания; умения; навыки; условия; мотивация; содержание программного материала; мастерство педагогов и т.д.), в которых она проявляется как процесс и как результат.

Интегрированные занятия обладают большим образовательным потенциалом, который реализуется при соблюдении комплекса педагогических условий. К ним относится умение педагога (воспитателя, инструктора по физической культуре) выбирать содержание занятий, отвечающих требованиям интеграции; совместная деятельность специалистов дошкольного образовательного учреждения по планированию программного материала в учебной деятельности с различными возрастными группами; построение занятий на основе личностноориентированного, индивидуального и дифференцированного подхода; тесное взаимодействие воспитателей и родителей по развитию как умственных, так и двигательных способностей ребенка.

Объединение различных разделов программы с занятиями физическими упражнениями на основе интеграции чаще всего свойственно в отношении таких разделов программы, как музыкальные занятия, математика, ознакомление с окружающим миром, экология, развитие речи, иностранный язык и ОБЖ.

Занятия, построенные на основе интеграции, характеризуются спецификой учебного материала, которая выражена в виде синтеза информации из различных учебных дисциплин. Структура интегрированного занятия традиционна и включает в себя вступление, основную и заключительную части. В большей степени интегративные процессы характерны для основной части занятия. В ней представлено широкое разнообразие содержания, методов обучения и форм организации познавательной деятельности занимающихся. Эффективность интегрированных занятий зависит от уровня педагогического мастерства и личностных качеств педагога. Дидактические условия, при которых раскрывается глубокий образовательный, развивающий и воспитательный потенциал интегрированных занятий, сводятся к вычленению междисциплинарных объектов изучения на интегрированном занятии; рационально организованной совместной работе педагогов по подготовке интегрированного занятия; согласованности действий воспитателя и детей; активизации познавательной деятельности учащихся; разнообразию форм учебной деятельности и увеличению преемственности между ними; оперативному использованию обратной связи для регуляции педагогического процесса.

В связи с этим интеграция двигательной и познавательной деятельности представляет собой системное единство определенного круга знаний, способов действия и взаимосвязанных с ними познавательных подходов, учебно-познавательных проблем, средств и методов обучения и зависит от целей и задач педагогического процесса.

Несмотря на достаточно широкий круг исследований по проблемам интегрирования программного содержания в сфере образования, исследований в сфере интегративного подхода к организации воспитательно-образовательного процесса на основе интеграции двигательной и познавательной деятельности детей дошкольного возраста недостаточно.

Таким образом, анализ научной, научно-методической, психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что совершенствование образовательного процесса детей на основе интеграции двигательной и познавательной деятельности является актуальным направлением исследований и требует глубоких знаний и дальнейшего изучения психофизиологических и морфофункциональных особенностей развития ребенка дошкольного возраста и всего педагогического процесса в ДОУ в целом.

Список литературы

1. Григорьев В. И. Характеристика модульной интегрированной программы по физической культуре студентов // Физкультурное образование: проблемы и перспективы: мат. межвуз. науч.-практ. конф. СПб.: Изд-во СПбГАФК, 1996. С. 18-19.

2. Салеева Л. П. Проект программы интегрированного курса «Человек и окружающая среда» для начальной школы: I — IV кл. // Начальная школа. 1993. № 9. С. 34 — 39.

3. Фоменко В. Т. Построение процесса обучения на интегративной основе. Современный образовательный процесс: содержание, технологии, организационные формы. Ростов н/Д, 1996. С. 34 — 38.

4. Эльконин Д. Б. Детская психология. М., 1960.

5. Поддъяков Н. Н. Особенности ориентировочной деятельности у дошкольников при формировании автоматизации практических действий: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1960.

6. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.

7. Мухина В. С. Детская психология. М.: Просвещение, 1985.

8. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во МГУ, 1976.

9. Запорожец А. В. Избр. психол. тр.: в 2 т. Т. 2: Развитие произвольных движений. М.: Педагогика, 1986.

10. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология. М.: Просвещение, 1988.

Об авторах

М. А. Правдов — д-р пед. наук, проф., Шуйский государственный педагогический

университет, sgpu@mail.ru.

А. А. Антонов — канд. пед. наук, доц., Шуйский государственный педагогический

университет, sgpu@mail.ru.

About authors

Dr. M. Pravdov, Professor, Shuya State Pedagogical University, sgpu@mail.ru.

Dr. A. Antonov, Associate Professor, Shuya State Pedagogical University, sgpu@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.