УДК 373.24
Т.В. Сидорова
канд. пед. наук, доцент, заведующая, кафедра физической культуры, Арзамасский филиал ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
ИНТЕГРАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. В данной статье представлены тенденции образовательного процесса в современном дошкольном учреждении и влияние этих тенденций на ухудшение здоровья детей. Представлен поиск форм, средств и методов образования, наиболее подходящих для гармоничного психофизического и социального развития дошкольников. В статье раскрывается понятие «интеграция», взаимосвязь интеграции познавательной и двигательной активности детей в процессе занятий физическими упражнениями. В статье представлены практические материалы интегрированных форм работы для детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: интеграция, дошкольники, здоровье, занятия, программы, экология.
T.V. Sidorova, Arzamas branch Nizhny Novgorod state University
NTEGRATION OF COGNITIVE AND MOTOR ACTIVITIES FOR CHILDREN OF PRESCHOOL AGE
Abstract. This article presents the trends of the educational process in the modern pre-school institutions, and the impact of these trends on the deterioration of children's health. There is a search of forms means and methods of education, the most suitable for the harmonious psychophysical and social development of preschool children. The article explains the concept of «integration», and relationship to the integration of cognitive and motor activity of children in the process of physical exercises. The article presents practical tools for integrated forms of work for children of preschool age.
Keywords: integration, preschoolers, health, activities, programs, and ecology.
Дошкольный возраст выступает как самоценный период жизни ребенка, и поэтому осваиваемые ребенком в процессе обучения в дошкольном учреждении знания, умения и навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития его личности. При этом основным направлением образовательного процесса является приобщение детей дошкольного возраста к широкому спектру общечеловеческих ценностей. Однако в настоящее время в дошкольных учреждениях ярко выделяется проблема недостатка времени и большого объема информации, в том числе и программного материала, предлагаемого детям для усвоения. Таким образом, одной из тенденций образовательного процесса в современном дошкольном учреждении является возрастание объема и интенсивности познавательной деятельности детей. В недельное расписание вводятся дополнительные занятия, например иностранный язык, обучение чтению, письму, навыки работы на компьютере. Их введение приводит к снижению и без того недостаточного объема двигательной активности детей.
Как отмечает Н.Ю. Мищенко [4], ухудшение здоровья детей является результатом неблагоприятного воздействия не только социально-экономических и экологических, но также комплекса педагогических факторов. К ним в первую очередь относят интенсификацию учебно-познавательной деятельности (постоянное увеличение объема и интенсивности учебной нагрузки) и преждевременное начало систематического обучения на дошкольном этапе. Перегрузка дошкольников обусловливается не только содержанием образования и применением школьных форм организации обучения, но также режимом пребывания в дошкольном учреждении, неадекватным возрастным особенностям дошкольников: сокращению прогулки, дневного сна, времени для самостоятельной игровой и двигательной деятельности. Особую озабоченность вызывает превышение количества занятий и их длительности в течение дня без учета возрастных и индивидуальных возможностей детей.
Поиск форм, средств и методов образования, наиболее подходящих для гармоничного психофизического и социального развития дошкольников, ныне актуален не только для нашей страны. Несмотря на различие культур, своеобразие путей развития педагогической науки и практики дошкольного образования, специалистов разных стран мира объединяют общие проблемы. Так, большинство зарубежных программ акцентирует внимание на необходимости интеграции разных видов образовательной деятельности, т.е. на отказ от проведения занятий по отдельным дисциплинам и гибкость форм и методов работы педагога.
Следует отметить, что в инструктивно-методическом письме «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» [3], указывается на необходимость целесообразного и преимущественного использования интегрированных занятий, которые позволяют гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности, а также в целом сократить количество занятий и их общую продолжительность. Модернизация дошкольного образо-
вания на основе интеграции разделов образовательных программ требует пересмотра форм организации и содержания педагогического процесса, в том числе и в области физической культуры.
Согласно философскому энциклопедическому словарю [11], интеграция - это «сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов». Первопроходцем в философском исследовании интеграции стал М.Г. Чепиков. Он дал емкое определение этого понятия, приемлемое и сегодня: «Сущность интеграции наук и научных знаний есть всеусиливающаяся их взаимосвязь, взаимодействие посредством широкого использования общих (порой заимствованных друг у друга) идей, средств, приемов и т.д. Исследования окружающей действительности есть уплотнение (конденсация) знаний в определенно сложившихся и постоянно совершенствующихся формах познаний и выражения познанного» [13].
Ряд наук, включая педагогику, использует в своем понятийном аппарате термин «интеграция». Среди других человековедческих дисциплин педагогика занимает особое место, ибо она - единственная из них, имеющая своим предметом человека во всей совокупности его природных и бытийных характеристик. Не случайно Н.К. Чапаев [12] рассматривает педагогическую интеграцию как восстановление целостной сущности человеческой личности.
По мнению Н.Ю. Мищенко [4], педагогическая интеграция как процесс есть непосредственное установление связей в соответствии с предлагаемым результатом. Как процесс, педагогическая интеграция есть процедура интегрирования объектов и проектирование пути получения результата. Она включает в себя набор необходимых и целесообразных связей из всей совокупности их видов, типов и способов их установления.
Модернизация дошкольного образования на основе интеграции разделов образовательных программ требует пересмотра форм организации и содержания педагогического процесса. Приоритет задач воспитания личности над формированием совокупности его знаний, умений и навыков прежде всего предусматривает ориентацию содержания образовательных программ на реализацию их воспитательных целей.
Интеграция между учебными предметами или разделами образовательных программ не отрицает предметной системы. Она является возможным путем ее совершенствования, преодоления недостатков и направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимостей между предметами. Как подчеркивают З.И. Тюмасева, В.А. Мошевич [7], интеграция должна рассматриваться в контексте непрерывного образования, воспитания и развития. Поэтому построение единой и целостной системы «интегрированного развития» было бы естественно начать с ДОУ, чтобы уже у детей дошкольного возраста начинали формироваться представления о целостности окружающего мира.
По мнению авторов, основной целью интеграции в развитии ребенка дошкольного возраста должно быть его телесное, социальное и духовное благополучие, ведь только при этих условиях можно гармонизировать развитие ребенка. Интеграция учебно-воспитательного процесса, с целью формирования ребенка как личности, должна быть нацелена не только на его образовательную составляющую, но и на развивающий учебно-воспитательный комплекс, ориентированный на становление гармоничной личности в рамках формальных и неформальных воспитательных систем.
В широком смысле слова, экологическое образование в дошкольных учреждениях представляет собой, мо мнению С.Н. Николаевой [5], многостороннее взаимодействие детей, как активных субъектов деятельности, с окружающей их природно-социальной средой. В этом процессе они созревают как представители особой экосистемы «человек-природа-общество». Параллельно процессу социализации ребенка, происходит процесс экологизации его личности, то есть формирование его в качестве носителя нового типа культуры, в тесном взаимодействии с окружающим миром культуры экологической.
В последние годы, как отмечает Н.Ю. Мищенко [4], активизировался поиск путей совершенствования всех направлений дошкольного воспитания, в том числе и физического. Разрабатываются новые подходы его организации, адекватные современному состоянию общества, обусловленного научно-технической революцией и глобальными изменениями в политической, экономической, социальной и духовной сферах жизни.
По мнению Ю.К. Чернышенко [14], сложившаяся система физического воспитания дошкольников ориентирована на телесное развитие детей в процессе физкультурной деятельности, в которой решаются задачи преимущественно двигательного характера. В то же время, именно физическая культура, по образному выражению В.К. Бальсевича [1], является естественным мостиком, позволяющим соединить социальную и биологическую составляющие в развитии человека.
Как указывают В.М. Выдрин, Ю.Ф. Курамшин и Ю.М. Николаев [2], в сфере физической культуры в последние годы накоплен обширный комплекс знаний теоретического, методического, гуманитарного и естественно-научного характера. В частности выявлено, что понятие «физическая культура» многоаспектно по содержанию и может быть охарактеризовано с результативной, деятельност-ной, ценностной и функциональной сторон. Именно единство перечисленных аспектов содержания
физической культуры способствует пониманию её интегративной человеко-творческой и духовно-физической сущности.
Физическая культура есть явление, которому присуще «материально-духовное» качество. Она выступает в системе культуры как базовый слой, интегрирующий часть культуры. Сочетая единство и духовного и физического, физическая культура имеет большие возможности для формирования целостной личности. И как экологическое образование не должно рассматриваться в качестве изолированного направления, точно так же и физкультурная деятельность не должна ограничиваться только развитием телесных характеристик человека.
В связи с этим, как отмечает Н.Ю. Мищенко [4], организация содержания учебно-воспитательного процесса должна строиться на основе создания предмета, раздела и программы, в которых происходит слияние фактов, идей, понятий, принципов, законов, теорий различных научных отраслей и видов человеческой деятельности (интеграция). А экологизация физического воспитания предусматривает согласование программ физического и экологического воспитания (выявление межпредметных связей). Интеграция познавательной и двигательной активности детей в процессе занятий физическими упражнениями способствует эффективному решению как образовательных, так и оздоровительных задач.
В дошкольном учреждении интеграция двигательной и познавательной деятельности может осуществляться по нескольким направлениям:
1. включение в игры и эстафеты заданий на закрепление знаний, полученных детьми на других занятиях (развитие речи, счет и т. п.);
2. интегрированные занятия по конкретной теме, объединяющие знания из различных областей образования дошкольников;
3. разработка и внедрение интегративных образовательных программ, охватывающих всю деятельность детей в дошкольном учреждении.
Следует отметить, что разработка как интегрированного занятия, так и интегрированной программы в целом - это достаточно сложный процесс. Часто эта работа осуществляется педагогом интуитивно, и зачастую компоненты учебной деятельности соединяются механически на основе общей темы.
Организация учебно-воспитательного процесса должна строиться на основе создания предмета, раздела, программы, в которых происходит слияние фактов, идей, понятий, принципов, законов, теорий различных научных отраслей и видов человеческой деятельности (то есть на основе интеграции). При этом необходимо помнить, что реализация специфических возрастных возможностей физического и психического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности. В этой связи специалист по физической культуре должен учитывать необходимость дозирования материала в зависимости от физического состояния дошкольников, уровня их интеллектуального развития и физической подготовленности, а также времени, отводимого на нагрузку и отдых, определяющих моторную плотность интегрированных занятий.
В практике занятий физическими упражнениями с дошкольниками в играх и эстафетах чаще всего закрепляются знания и умения детей различать цвета, считать, составлять слова. Вот эстафета «Найди цифре место» с цветными кубиками для составления ряда цифр. Для эстафеты необходим набор больших (с ребром 7 см) кубиков (по 6 кубиков на команду). Каждая грань кубика окрашена в один из шести цветов: красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, коричневый. На гранях, окрашенных одним цветом, наклеены белые цифры от 1 до 6. Таким образом, все одноцветные грани имеют свой цветовой ряд и комбинация цветов и цифр каждого кубика не повторяется. На расстоянии 5-7 м от стартовой линии и напротив каждой команды укладываются бумажные полоски длиной 42-45 см (6 кубиков по 7 см), окрашенные в один из указанных цветов (для каждой команды - свой цвет). Направляющие команд получают по кубику. Остальные пять кубиков находятся в обручах, лежащих врассыпную около полосок команд.
Направляющие команд по сигналу бегут к свои полоскам и ставят кубик так, чтобы верхняя грань соответствовала цвету полоски, - на то место, где в цифровом ряду должна находиться цифра. Например, если на верхней грани оказалась цифра «1» - то первым слева, если «6» - то крайним справа, если «3» -то у середины полоски, ближе к левой стороне. Затем ребенок берет любой кубик из своего обруча и, возвращаясь к своей команде, передает его следующему (второму) участнику, а сам встает в конец команды. Команда-победитель определяется по быстроте установки всех кубиков и при условии правильного порядка цифр и соответствия цветов граней и полоски. Точность выполнения задания определяется руководителем игры вместе с участниками эстафеты.
Разработку интегрированного занятия можно рассмотреть на примере программы олимпийского образования дошкольников «Путешествие в Олимпию», автор программы С.О. Филиппова [10]. Включение знаний об Олимпийских играх в содержание образования дошкольников способствует формирова-
нию у детей интереса как к занятиям физическими упражнениями, так и к истории развития человеческих цивилизаций.
Основные теоретические сведения излагаются воспитателем в группе в форме бесед, игр, рассматривания репродукций и видеоматериала. Например, по теме «Символика Олимпийских игр» воспитатель излагает теоретические сведения об открытии Олимпийских игр, о флаге с пятью кольцами, раскрывая значение каждого кольца, об олимпийских наградах, олимпийском огне и его истории. Он формулирует понятия: факельная эстафета, клятва спортсменов и судей. Дети рассматривают материалы о шествии спортсменов и о поднятии олимпийского флага, слушают олимпийские гимны.
Ребенок пополняет словарный запас и накапливает знания, которые в дальнейшем он закрепит в сюжетной двигательной деятельности, организуемой специалистом по физической культуре. В этой теме закрепляются знания об олимпийских традициях, о факельной эстафете в Древней Греции - при обучении эстафетному бегу и передаче эстафетной палочки на практическом занятии. Участие в эстафете вырабатывает у детей чувство ответственности за команду и товарищей.
Интегрированные образовательные программы разрабатываются по наиболее актуальным на данный момент направлениям образования дошкольников. В конце 90-х гг. прошлого века очень популярно было обучение дошкольников иностранному языку. В этой связи предлагались программы, которые предусматривали освоение детьми начальных навыков разговора на иностранных языках в процессе различных занятий, в том числе и в процессе занятий физическими упражнениями. В начале XXI века основным направлением работы многих дошкольных учреждений была определена ва-леология. На основании этого было создано большое количество физкультурно-валеологических программ и методических материалов для их реализации. Сегодня во многих сферах жизни на первое место выходят вопросы экологии.
Известно, что одним из ведущих факторов риска для здоровья детей является экологическая обстановка в местах их проживания. В этой связи повышение экологической грамотности детей, их родителей и педагогов дошкольного учреждения может быть одним из путей сохранения здоровья дошкольников. Формирование экологических знаний в процессе физкультурно-оздоровительной работы должно строиться на решении задачи сохранения и укрепления здоровья детей.
Экологизация физического воспитания предусматривает согласование программ физического и экологического воспитания (выявление межпредметных связей), включение в содержание занятий сложных упражнений и подвижных игр, имитирующих объекты и явления живой и неживой природы, сообщение детям знаний, помогающих им сохранить и укрепить здоровье в условиях неблагоприятной экологической обстановки, характерной для большинства регионов нашей страны, организацию и проведение прогулок-экскурсий на природу, интегрированных (физкультурно-экологических) мероприятий активного отдыха, обучение правилам безопасности во время прогулок-экскурсий, при выполнении физических упражнений в естественных условиях природной среды.
Программа физкультурно-экологической работы позволяет интегрированно решать задачи физкультурного и экологического образования. Она включает различные формы работы и организуется по трем направлениям: работа с детьми, работа с родителями и работа с педагогами. Основной задачей программы является формирование у детей знаний и умений, которые можно отнести к новому направлению «Экология занятий физическими упражнениями», предусматривающему построение занятий с физическими упражнениями на основе учета влияния условий окружающей среды на здоровье детей.
Организация физкультурно-экологической работы предполагает круглогодичное проведение физ-культурно-экологических мероприятий.
Физкультурно-экологический досуг «Туристы» (для детей старшей группы).
Задачи:
1. формировать у детей умения воплощать двигательный замысел и ориентироваться в игровых ситуациях;
2. закреплять знания детей о занятиях физическими упражнениями как компоненте здорового образа жизни;
3. формировать навыки культуры поведения детей на природе.
Оборудование: гимнастические палки, три лоскута красной материи.
Ход досуга
Дети входят в спортивный зал.
Педагог: - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в поход. Мы - туристы, а я - ваш инструктор. Как вы думаете, что нам нужно будет в походе, что там пригодится?
Ответы детей. Педагог вместе с детьми готовит необходимый инвентарь. Дети берут в руки палки (гимнастические) и строятся в шеренгу.
Педагог: - С построения туристической группы начинается любой поход. Палки мы взяли пото-
му, что они нам пригодятся в пути, помогут перепрыгивать через канавы и ручьи...
Начинается поход... Дети идут по залу, представляя, что они в походе.
Педагог: - Дети, на нашем пути огромное болото, а за ним канава. Нам нужно через нее перебраться, и поможет нам в этом наша палочка. Показываю: палку надо поставить впереди себя - в середину «ручья», держа ее двумя руками. Затем сильно оттолкнуться и прыгнуть с ноги на ногу. Давайте попробуем.
Ходьба в чередовании с прыжками при помощи палки.
Дети «перешли ручей и канаву» и «вышли на большую лесную поляну».
Педагог: - Ребята, посмотрите, какой беспорядок оставили те туристы, которые были здесь до нас. Они поломали ветки деревьев, жгли костер, на поляне валяются: бумага, прозрачные смятые пакеты, сломанные пластмассовые стаканчики и другой мусор. Дети, разве так поступают настоящие туристы?
Ответы детей.
Педагог: - Давайте приведем в порядок эту красивую лесную поляну.
Дети вместе с педагогом убирают мусор. В это время педагог напоминает детям правила культурного поведения на природе.
Педагог: - Костры без крайней необходимости не разводят, ветки можно ломать только сухие или собирать отвалившиеся. Нельзя оставлять в лесу стеклянную посуду и упаковки из искусственных материалов. Нельзя бросать в водоемы всякий мусор, ведь от чистоты рек зависит отдых людей и рыбный промысел. Нельзя сжигать полиэтиленовую пленку, изделия из поролона и пластмассы. (Педагог показывает детям предметы, сделанные из этих материалов.) В воздух попадают очень вредные вещества, образующиеся при сжигании. Весь этот мусор нужно взять с собой в город, чтобы выбросить в общий мусоросборник, содержимое которого потом специально уничтожается. Молодцы ребята, вот наша поляна и стала чистой. А теперь посмотрите, что нас с вами здесь окружает?
Ответы детей (яркое солнце, цветы, деревья...).
Педагог: - Теперь, туристы, будем отдыхать и играть в разные веселые игры.
1. «Перекати-поле» - есть такая трава. Ее кучки, похожие на мячик, гоняет по полю ветер. Ложитесь на пол, прижмите руки к туловищу и катитесь на другую сторону площадки (повторить 2раза).
2. «Через речку». Ложитесь на пол, на спину. Руки держите прижатыми к туловищу и только ногами отталкивайтесь. Поплыли!
Педагог: - А теперь, ребята, садитесь. Посидите, отдохните на полянке, послушайте тишину, звуки природы.
Дети отдыхают (включена фонограмма со звуками природы).
Педагог: - Расскажите, что вы слышали?
Ответы детей (шум травы, ветер, птицы поют...).
Педагог: - А сейчас я приглашаю всех туристов на туристическую эстафету «Чья команда быстрее зажжет костер». Нам нужны палки. Будем складывать их «колодцем» (надо показать, как).
Играют три команды по 5 человек. Последний в команде «зажигает» костер - бросает в колодец красный лоскут (играть 3-4 раза).
При последнем проведении эстафеты дети встают в круг возле своих «костров», кладут руки на плечи друг другу и поют песню «Вместе весело шагать...», раскачиваясь при этом в такт песенки. Затем все дети собирают инвентарь и уходят из зала.
Список литературы:
1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: Физкультура и спорт,1988. -
207 с.
2. Выдрин В.М. Осмысление интегративной сущности физической культуры - магистральный путь формирования её теории / Выдрин В.М., Курамшин Ю.Ф., Николаев Ю.М. // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 5. - С. 59-62.
3. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Российской Федерации «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»: от 14.03.2000, № 65/23-6.
4. Мищенко Н.Ю. Реализация интегративного подхода в физическом воспитании детей дошкольного возраста: автореф. дисс. ...канд. пед. наук. - Челябинск, 2003. - 18 с.
5. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. - М.: Просвещение, 1999.
- 82 с.
6. Сидорова Т.В. Физкультурно-оздоровительная работа экологической направленности в дошкольных образовательных учреждениях: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2006.
7. Тюмасева З.И. Эколого-валеологические основы дошкольного образования или Умножим личность на время и время на личность (учителю - о современных проблемах школьного образования) / Тюмасева З.И., Мошевич В.А. - Челябинск: ЧИПКРО,1994. - 180 с.
8. Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков: метод. пособие. - СПб.: Детст-во-Пресс,2001. - 94 с.
9. Филиппова С.О. Интеграция двигательной познавательной деятельности детей / Филиппова С.О., Сидорова Т.В // Теория и методика физической культуры дошкольников: учеб. пособие для студентов акад., ун-тов, ин-та физ. культуры и фак. физ. культуры пед. Вузов / под. ред. С.О. Филипповой, Г.Н. Понамарева. - СПб.: Детство-Пресс; М.: Сфера, 2008. - С. 399-411.
10. Филиппова С.О. Путешествие в Олимпию: методическое пособие «Олимпийское образование дошкольников». - СПб.: Детство-Пресс, 2007. - 128 с.
11. Философский энциклопедический словарь. - М.: Совет. энцикл., 1989. - 815 с.
12. Чапаев Н.К. Категориальное поле органической парадигмы интеграции: персоналистики - педагогический аспект // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. научн. тр. - Екатеринбург: Изд-во Вектор, 1995. - Вып. 1. - С. 61-77.
13. Чепиков М.Г. Интеграция науки. - М.: Мысль,1981. - 276 с.
14. Чернышенко Ю.К. Научно-педагогическое основание инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста: автореф. дисс. ...д-ра пед. наук. - Краснодар: Кубанская ГАФК, 1998. - 50 с.