Научная статья на тему 'Методология проектирования образования в области безопасности периода дошкольного детства'

Методология проектирования образования в области безопасности периода дошкольного детства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
665
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МЕТОДОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРИОД ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА / ПОДХОДЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PEDAGOGICAL DESIGNING / EDUCATION IN THE SPHERE OF LIFE SAFETY / DESIGN TECHNIQUES OF EDUCATION DURING THE PERIOD OF PRESCHOOL CHILDHOOD / METHODS OF APPROACHING THE EDUCATIONAL DESIGNING IN THE SPHERE OF LIFE SAFETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Погодаева Маргарита Викторовна

Раскрываются концепция и методология проектирования образования в области безопасности периода дошкольного детства. Алгоритм проектирования образования в области безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста включает формирование целей образования в области безопасности жизнедеятельности, моделирование, конструирование образования в области безопасности жизнедеятельности дошкольников, определение технологии формирования культуры безопасности жизнедеятельности детей. Проектирование образовательного пространства безопасной жизнедеятельности должно обеспечивать взаимодействие системного, культурологического, деятельностного и личностно-ориентированного подходов к обучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN TECHNIQUES OF EDUCATION IN LIFE SAFETY IN THE PERIOD OF PRESCHOOL CHILDHOOD

The article discloses the concept and design techniques in the sphere of life safety during the period of preschool childhood. The algorithm of educational designing in the sphere of life safety among preschoolers includes the formation of educational aims in the sphere of life safety; modeling; construction of education in the sphere of life safety among preschoolers and identification of the technology in formation the culture of life safety among preschoolers. Designing educational environment life safety should ensure the interaction of the system, cultural, personal, action-reflexive approaches.

Текст научной работы на тему «Методология проектирования образования в области безопасности периода дошкольного детства»

ПЕДАГОГИКА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 373.2.01

М. В. Погодаева

МЕТОДОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ

ПЕРИОДА ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА

Раскрываются концепция и методология проектирования образования в области безопасности периода дошкольного детства. Алгоритм проектирования образования в области безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста включает формирование целей образования в области безопасности жизнедеятельности, моделирование, конструирование образования в области безопасности жизнедеятельности дошкольников, определение технологии формирования культуры безопасности жизнедеятельности детей. Проектирование образовательного пространства безопасной жизнедеятельности должно обеспечивать взаимодействие системного, культурологического, деятельностного и личностно ориентированного подходов к обучению.

Ключевые слова: педагогическое проектирование, образование в области безопасности жизнедеятельности, методология проектирования образования в период дошкольного детства, подходы к проектированию образования в области безопасности жизнедеятельности.

Острота проблемы безопасности детей в современном обществе заставляет искать новые подходы к обучению безопасному поведению и воспитанию культуры безопасности ребенка. Сложившаяся ситуация определяет тенденцию роста «коллективной ответственности» за будущее подрастающего поколения, «призванной объединить разные уровни проявления нравственного в социуме» [1, с. 79]. Изменения, постоянно происходящие в обществе в целом и в образовании в частности, не допускают статичности в подходах к обеспечению безопасности детей и в частности к их обучению безопасной жизнедеятельности. Использование педагогического проектирования для реализации образовательных и воспитательных задач позволяет создать мобильную образовательную модель, которая соответствует требованиям времени, позволяет объединить усилия всех заинтересованных лиц и может корректироваться в зависимости от полученных результатов. Педагогическое проектирование - это деятельность по осуществлению исследований и комплексных разработок в области развития образования как формы общественной практики [2, с. 6]. Педагогическое проектирование объединяет в себе различные виды деятельности -педагогическую, научную, управленческую, направленные на создание и разработку стратегии реализации поставленных целей. Интеграция этих видов деятельности воплощается в образовательном проекте. Проектирование основывается на принципах социальной ценности образовательного проекта (удовлетворение потребностей общества, социальная и физическая защита ребенка, устранение источников опасности, рост образованности населения), его педагогической эффективности (сохранение здоровья детей, снижение угроз для

жизни, повышение уровня воспитанности, образованности), экономической целесообразности, наличии необходимых ресурсов для осуществления образовательной деятельности [3, с. 75].

По мнению В. С. Безруковой, проектирование представляет собой предварительную разработку основных деталей предстоящей деятельности педагогов и детей. Автор выделяет три этапа (ступени) проектирования: педагогическое моделирование, педагогическое проектирование, педагогическое конструирование.

Педагогическое моделирование включает формулировку проблемы и цели проекта, направленной на разрешение поставленной проблемы, моделирование основных путей достижения цели. Педагогическое проектирование направлено на дальнейшую разработку созданной модели, ее детализацию и доведение ее до уровня практического использования. Педагогическое конструирование заключается в дальнейшей детализации созданного проекта, выборе форм, методов, сроков реализации проекта, приближению его к конкретным условиям образовательного учреждения [4, с. 104].

М. Н. Ахметова выделяет следующие важнейшие функции проективной деятельности [5, с. 6972]:

- диагностирующую (предполагает выявление педагогом уровня развития детей и соответствие этого уровня возрастным психофизиологическим особенностям;

- преобразующую (в ходе реализации проекта у участников педагогического процесса изменяются ценности, мотивы поведения, приобретаются новые качества личности);

- системообразующую (проявляется в условиях самоопределения личности, свободного выбора ре-

шения, понимания самого себя и конкретных ситуаций);

- реализации педагогической технологии (проектирование процесса обучения: форм, методов, способов реализации содержания);

- рефлексии (в процессе проектирования педагог проводит самоанализ собственной деятельности, устанавливает способы повышения ее качества, определяет будущую деятельность).

По мнению автора, проектирование образования в области безопасности - это совокупность различных видов деятельности, обусловливающих достижение нового уровня сформированно-сти культуры безопасности жизнедеятельности ребенка, сохранение его здоровья и безопасной жизнедеятельности в оптимальных условиях педагогического процесса в дошкольном учреждении.

Целью проектирования образования в области безопасности периода дошкольного детства является создание условий для перехода образования и воспитания в области безопасности на качественно другой уровень, моделирование и прогнозирование результатов образовательной деятельности. Результатом проектирования является образовательная модель обучения дошкольников безопасности, включающая в себя интегрированную деятельность в различных образовательных областях, направленную на формирование культуры безопасности, программу обучения и воспитания и научно обоснованный прогноз результативности предлагаемой программы. При этом программа решает актуальные образовательные и воспитательные задачи, устанавливает субъекты образовательной деятельности, определяет

ресурсное обеспечение, конкретные виды и формы организации деятельности для реализации поставленных задач, форму и структуру управления этой деятельностью и ее ожидаемые результаты.

Методология проектирования образования дошкольников в области безопасности жизнедеятельности - это совокупность подходов, принципов, методов и средств проектирования образования в области безопасности [6, с. 30].

Под образованием в области безопасности в период дошкольного детства понимается целенаправленный процесс обучения безопасному поведению и воспитания культуры безопасности, направленный на подготовку детей к безопасной жизнедеятельности в условиях высокого природного, техногенного и экологического риска.

Проектирование образовательного пространства безопасной жизнедеятельности должно обеспечивать взаимодействие системного, культурологического, деятельностного и личностно ориентированного подходов к обучению.

В соответствии с системным подходом образование в области безопасности рассматривается как система, в которой все участники педагогического процесса (воспитанники, воспитатели) являются самоорганизующимися и саморазвива-ющимися подсистемами, у которых развиваются и проявляются новые системные качества. Системообразующей составляющей образования в области безопасности является его цель. Она разрабатывается и формируется в соответствии с уровнем социального и духовного развития общества, с учетом физических и психических возможностей человека. Цель образования должна соответствовать актуальным потребностям общества в целом и человека в частности. Системный подход позволяет содержательно объединить другие методологические подходы и дает возможность предложить единую методологическую основу для проектирования образования

[7, с. 8].

Культурологический подход основывается на аксиологии - учении о ценностях - и гуманистической психологии. Ведущими ценностями при воспитании и обучении дошкольников мы определяем жизнь и здоровье ребенка, его родных и близких, жизнь каждого живого существа. Культурологический подход определяет связь человека с культурой как системой ценностей. На основании культурологического подхода происходит воспитание культуры безопасности жизнедеятельности. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста - это целенаправленный и систематический процесс воспитания ценностного отношения к жизни, гуманного взаимодействия со всеми ее компонентами, развития знаний и навыков безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях, способности к рефлексии, необходимых ему для успешной адаптации в условиях высокого природного, техногенного и социального риска. Именно культурологический подход определяет стратегические цели образования в области безопасности дошкольников, формы, методы и средства достижения цели [8, с. 110].

Личностно ориентированный подход направлен на развитие личностно значимых качеств ребенка с учетом его возрастных и личностных особенностей. Одной из основных задач обучения и воспитания в области безопасности является формирование качеств личности безопасного типа: ответственности, самостоятельности, творческой активности. Педагогическая деятельность должна быть подчинена цели максимального создания условий для развития творческой активности, самобытной и самостоятельной личности ребенка, раскрытия его потенциала. В рамках личностно ориентированного подхода

к обучению безопасности ребенок рассматривается как равноправный участник образовательного процесса, расширяется степень его свободы, развиваются индивидуальные способности, реализуются интересы. Педагогический процесс организуется как субъект-субъектный и ориентирован на развитие личностных качеств каждого ребенка.

Участники педагогического процесса - две стороны: тот, кто воспитывает, и тот, кого воспитывают, и эффективность этого процесса зависит от активности и того, кто воздействует, и того, на кого он направлен. При этом остаются актуальными идеи русской классической педагогики: о значении самосовершенствования личности в условиях несовершенной жизни и о воспитании «внутреннего человека». Содержание и методы обучения должны соответствовать собственным, природным закономерностям и особенностям психического развития конкретного ребенка: духовного, интеллектуального, эмоционального, личностного. Приоритет отдается развитию духовно-нравственных основ психики ребенка.

Деятельностно-рефлексивный подход. Освоение способов безопасного взаимодействия в окружающей среде возможно только в процессе разнообразной деятельности, поэтому процесс обучения основывается на совместной со взрослыми, а затем и самостоятельной деятельности ребенка. Ведущей деятельностью на данном возрастном этапе является игра. В ходе игры ребенок познает и осознает мир, формирует свое отношение к нему, проживает самые разнообразные ситуации. Формирование основ культуры безопасности, навыков безопасного поведения в различных ситуациях происходит посредством включения содержания образовательной области «Безопасность» в многообразные виды деятельности ребенка. В зависимости от возраста и от индивидуально-типологических особенностей детей это, в первую очередь, разнообразная игровая деятельность.

На этапе дошкольного образования овладение игровой деятельностью является условием познания окружающего мира и формирования коммуникативных навыков. В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности, в ходе которого ребенок может реализовать свои интересы, потребности, мотивы. Игровая деятельность является одним из важных условий, стимулирующих ребенка к активным действиям, эмоциональным проявлениям, установлению многообразных связей с окружающим миром. В содержание игры включены вопросы и задания, которые требуют активизации мыслительной деятельности, творчества, самостоятельного принятия решений.

В ходе моделирующей игры используются ситуации, требующие наличия практических навыков: пожар в доме, наводнение, землетрясение, встреча с

незнакомыми людьми, встреча с опасными животными, поход в лес, правила поведения на дорогах и др. Эмоциональные переживания, которые дети испытывают во время игры, помогают оценить и осмыслить ситуацию, сформировать оптимальный алгоритм поведения.

Игра - отличная возможность для ребенка проверить себя, потренироваться и одновременно выявить наиболее характерные ошибки, она позволяет подготовить дошкольников к правильным и умелым действиям в реальных ситуациях. Чтение художественных произведений (К. Чуковского, С. Михалкова, С. Маршака, А. Барто, Н. Носова, К. Ушинского и др.) дает неограниченные возможности обратить внимание ребенка на вопросы безопасности, обсудить с ним взаимоотношения между персонажами, пробудить его эмоции и воображение, стимулировать мышление.

Алгоритм проектирования образования в области безопасности представлен на рисунке.

В основе проектирования образования в области безопасности лежит социальный заказ. Социальная значимость формирования у детей культуры безопасности очевидна, поскольку только наличие такой культуры обеспечивает осознание ребенком себя в мире, адаптацию к существующим опасностям и угрозам, открывает перспективы развития человека и возможности для этого развития. Только осознание людьми реальности угроз для существования человека на Земле могут сохранить планету пригодной для жизни наших детей.

Социальный заказ на формирование культуры безопасности жизнедеятельности

О

Формирование целей образования в области безопасности жизнедеятельности

О

Моделирование образования в области безопасности жизнедеятельности дошкольников

О

Конструирование компонентов образовательной среды

О

Определение механизмов реализации технологии формирования культуры безопасности жизнедеятельности

Алгоритм проектирования образования в области безопасной жизнедеятельности

Цель образования дошкольников в области безопасности жизнедеятельности - формирование основ культуры безопасности. Под культурой безопасности следует понимать интегративные качества личности, позволяющие человеку безопасно взаимодействовать с обществом и природой, не нанося ущерба биосфере, оценивать существующие риски и адекватно на них реагировать. Формирование основ культуры безопасной жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста происходит:

- через воспитание ценностного отношения к жизни и здоровью;

- формирование основ экологической культуры, необходимых ребенку для гармоничного взаимодействия с окружающим миром;

- развитие представлений о мире людей и природы и своем месте в этом мире;

- формирование качеств личности безопасного типа;

- развитие знаний о правилах безопасного поведения в различных ситуациях;

- выработку навыков безопасного взаимодействия с людьми и окружающей средой;

- формирование ответственного отношения к своим действиям, которые лежат в основе безопасного поведения;

- овладение умениями применять полученные знания в самостоятельной практической деятельности;

- формирование умения осуществлять рефлексию;

- применение современных форм, методов обучения и воспитания, направленных на формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности дошкольников;

- создание предметно-развивающей среды для обучения детей правилам безопасного взаимодействия с окружающим миром.

Таким образом, в структуре культуры безопасности можно выделить ценностный компонент (ценность всего живого, ценность жизни и здоровья, морально-этические ценности), когнитивный компонент (знания об окружающем мире, опасностях, существующих в нем, и способах их преодоления), действенный компонент (умение оценить ситуацию, принять решение и активно действовать в опасных и неопределенных ситуациях), рефлексивный компонент (способность к рефлексии результата образования).

Определенной цели соответствуют содержание, формы и методы педагогической деятельности, которые тем самым также приводятся в соответствие с актуальными потребностями общества. Какой человек необходим современному обществу на данном этапе его развития? Очевидно, это активная, инициативная личность, умеющая реально оценивать ситуацию, принимать адекватные решения, нести ответственность за происходящие изменения, направлять эти изменения, организовывать безопасное взаимодействие со всеми элементами окружающей действительности; это личность, воспитанная в традиции культуры безопасности. Проектирование адекватной образовательной модели выступает как условие «становления личностного содержания образования, где ребенок - не объект управления, а сознательный субъект, выбирающий свое отношение к познаваемому миру» [9, с. 13].

Список литературы

1. Платонова А.В. Субъекты морального сознания в современном обществе: о типах коллективной ответственности // Вестн. ТГУ. 2013. № 373. С. 75-79.

2. Юсупов В. З. Теоретические основы социально-педагогического проектирования в региональных системах образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Киров, 1999. 40 с.

3. Воронина Л.В. Теоретико-методологические основы проектирования математического образования дошкольников // Современная наука. 2011. № 1. С. 74-79.

4. Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика: учеб. пособие. Екатеринбург: Деловая книга, 1996. 344 с.

5. Ахметова М.Н. Проективная деятельность в структуре профессиональной компетентности учителя // Сиб. пед. журн. 2007. № 14. С. 5976.

6. Монахов В.М. Методология проектирования педагогической технологии (аксиоматический аспект) // Школьные технологии. 2000. № 6. С. 30-33.

7. Каргина З. А. Современные методологические подходы в сфере дополнительного образования детей // Вестн. Томского гос. пед.ун-та. 2011. Вып. 1 (103). С. 5-11.

8. Горина Л.Н. Многоуровневая педагогическая система формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека на основе изо- и гомоморфизма: дис. ... д-ра пед. наук. Тольятти, 2002. 420 с.

9. Малкова И. Ю. Ценностные основания проектирования в высшей школе // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2007. Вып. 7 (70). С. 11-13.

Погодаева М. В., кандидат биологических наук, доцент.

Иркутский государственный лингвистический университет.

Ул. Ленина, 8, Иркутск, Россия, 664025.

E-mail: margopog@rambler.ru

Материал поступил в редакцию 21.10.2013 г.

M. V Pogodaeva

DESIGN TECHNIQUES OF EDUCATION IN LIFE SAFETY IN THE PERIOD OF PRESCHOOL CHILDHOOD

The article discloses the concept and design techniques in the sphere of life safety during the period of preschool childhood. The algorithm of educational designing in the sphere of life safety among preschoolers includes the formation of educational aims in the sphere of life safety; modeling; construction of education in the sphere of life safety among preschoolers and identification of the technology in formation the culture of life safety among preschoolers. Designing educational environment life safety should ensure the interaction of the system, cultural, personal, action-reflexive approaches.

Key words: pedagogical designing, education in the sphere of life safety, design techniques of education during the period ofpreschool childhood, methods of approaching the educational designing in the sphere of life safety.

References

1. Platonov A. V. Subjects of moral consciousness in modern society: about the types of collective responsibility. Tomsk State University Bulletin, 2013, no. 373, pp. 75-79 (in Russian).

2. Yusupov V. Z. Theoretical foundations of social and pedagogical design in regional education systems: Abstract of theses doct. ... ped. sci. Kirov, 1999. 40 p. (in Russian).

3. Voronin L. Theoretical and methodological bases of designing mathematical education of preschool pupils. Modern science, 2011, no. 1, pp. 74-79 (in Russian).

4. B. Bezrukov V. C. Pedagogy. Projective pedagogy: Study guide. Yekaterinburg, Delovaya kniga Publ., 1996. 344 p (in Russian).

5. Akhmetov M. N. Projective activity in the structure of professional competence of the teacher. Siberian pedagogical magazine, 2007, no. 14, pp. 59-76 (in Russian).

6. Monakhov V. M. Design methodology of educational technology (the axiomatic aspect). School Technology, 2000, no. 6, pp. 30-33 (in Russian).

7. Kargin Z. A. Modern methodological approaches in extended education of children. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2011, no. 1 (103), pp. 5-11.

8. Gorin L. N. Multilevel educational system of creating a culture of safety of human life on the basis of iso- and homomorphism: dis. doct. ped. sci. ... Togliatti, 2002. 420 p. (in Russian).

9. Malkova I. Yu. Valuable bases for design in high school. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2007, no. 7 (70), pp. 11-13 (in Russian).

Irkutsk State Linguistic University.

Ul. Lenina, 8 Irkutsk, Russia, 664025.

E-mail: margopog@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.