интеграция образования ШйШвШШШШШ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ СОЦИУМЕ
О. В. Осадчий, мэр г. Керчь
В статье показано, что одной из задач органов местной власти является формирование у молодежи гражданственности и патриотизма, что особенно важно в полиэтнических социальных общностях, где необходимо формировать культуру межэтнических взаимодействий для предотвращения межнациональных конфликтов. Такую задачу можно решить, используя социальные институты и различные социокультурные учреждения и организации, которые находятся в ведении органов местного самоуправления.
В настоящее время одной из наиболее важных задач, обусловливающих устойчивое развитие России, является формирование гражданского общества. Данная задача сегодня достаточно актуальна, поскольку социальная активность и гражданственность населения, особенно молодежи, находятся на весьма низком уровне, что подтверждают данные социологических исследований и невысокий уровень активности населения при проведении выборов в различные структуры законодательной власти.
Превращение молодого человека в активного, сознательного субъекта — это достаточно сложный и противоречивый процесс, который определяется не только социокультурной средой и политической системой, но и индивидуальными особенностями каждого, а также сложнейшими взаимодействиями национальных, психологических, биологических и культурных компонентов полиэтнической социальной общности.
Вместе с тем проявление социальной активности и гражданских качеств личности особенно важно для молодежи, которая в настоящее время фактически устранена от участия в работе представительных органов власти, тем самым не имея возможности отстаивать свои интересы и получать опыт работы во властных структурах. Молодежь, со своей стороны, не видит возможности реального влияния на изменение социально-политической ситуации демократическими методами, проявляет гражданскую пассивность, не желает участвовать в политической жизни, не выполня-
ет в должной мере свой гражданский долг.
В таком контексте одной из насущных задач органов местной власти становится формирование у молодежи культуры гражданственности и патриотизма, правовой культуры, семейно-бытовой и других форм социальной культуры. Это особенно важно в полиэтнических социальных общностях — для предотвращения межнациональных конфликтов, укрепления имеющихся кросскультурных связей, например в семейно-бытовых отношениях и др. Большое внимание следует уделять воспитанию общей культуры молодежи, поскольку ее уровень очень низкий, о чем свидетельствуют воинствующее невежество молодых людей, высокие показатели молодежной и детской преступности и другие факторы1.
Обозначенную задачу вполне можно решить, используя социальные институты и различные социокультурные учреждения и организации, которые находятся в ведении органов местного самоуправления. Одним из наиболее действенных социальных институтов, в функции которого входит задача воспитания подрастающего поколения, является система образования, включая общее и профессиональное, а также сеть детских дошкольных учреждений, где необходимо осуществлять воспитательную работу в различных социокультурных сферах, особенно в сфере межэтнических отношений.
Проблема целенаправленного гражданского воспитания молодежи в полиэтнической социальной среде заключает-
© О. В. Осадчий, 2005
ся в том, что обыденное этнонациональ-ное сознание на уровне национальной психологии формируется, по большей части, без целенаправленного педагогического воздействия, стихийно, главным образом в семье, референтной группе, а также под воздействием факторов окружающей социальной среды. Однако на уровне обыденного сознания не учитывается необходимость осознанного освоения принципов межэтнического толерантного взаимодействия. Такое освоение может быть достигнуто только на уровне теоретического этнонационально-го сознания, которое формируется под воздействием целенаправленного воспитания в системе социальных институтов, главным из которых выступает образование.
Формирование этнонационального самосознания молодых людей предполагает их самоидентификацию по отношению к своей этнонациональной общности или к общности более высокого порядка. В этом проявляется один из основных аспектов гражданственности и патриотизма каждого члена полиэтнического социума, что особенно важно для современной молодежи.
Возможности влияния различных социальных институтов на процесс формирования гражданственности, патриотизма и социальной активности учащейся молодежи весьма значительны. Следует отметить, что процесс социализации молодежи, одним из аспектов которого является целенаправленное воспитание, обусловлен многими социальными факторами, оказывающими неоднозначное воздействие на эффективность формирования гражданственности молодого поколения российских граждан.
Наибольшим влиянием на процесс социализации в настоящее время характеризуются средства массовой информации, причем в значительной степени это влияние оказывается негативным. Органы местного самоуправления, решая задачу по формированию гражданственности у молодежи, могут организовывать
программы патриотической направленности и популяризирующие культуры различных этнических групп, проживающих в данной местности, в средствах массовой информации, в первую очередь на местном телевидении и радио, представляющих собой главные каналы получения информации молодыми людьми.
Система образования в социализации личности играет особую роль, поскольку выступает как социальный институт, обеспечивающий становление целостной личности. Практически весь период взросления молодого человека, вплоть до его вступления в самостоятельную трудовую жизнь, проходит в образовательных учреждениях различного типа.
Органы местного самоуправления, в ведении которых находятся учебные заведения, должны принимать участие в формировании у молодежи в процессе ее воспитания гражданственности и социальной активности. Представители органов образования, исполнительной власти, местного самоуправления обязаны контролировать наличие, направленность и уровень проведения воспитательной работы в учебных заведениях. В полиэтнических общностях в системе образования необходимо уделять достаточно внимания изучению особенностей культуры всех этнических групп, проживающих в данной местности, создавая всем равные условия для освоения языка, традиций, художественной культуры, религии и т. п.
«Гражданственность» и «патриотизм» — родственные понятия, но каждое из них имеет свое специфическое содержание. Гражданственность формируется на уровне сознания, патриотизм — на уровне чувств и эмоций. Свое проявление они находят в поведении человека и многое говорят о его личностных качествах. Гражданственность отражает положительное отношение человека к своему государству, а патриотизм — любовь к Родине.
Относительно этнонациональной общности патриотизм означает деятель-
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ность каждого человека или социальной группы, входящей в данную общность, во имя реализации этнических интересов в самом широком смысле, например: труд на благо процветания своего народа, участие в этнических движениях и, как крайняя форма, самопожертвование при защите своего народа от внешних врагов, что можно видеть в истории многих народов. В этом проявляется высокий уровень ценности этнонационального патриотизма в сознательной деятельности, направленной на реализацию политических интересов своей этнической общности, — который является наиболее подвижным элементом системы ценностей в этническом самосознании. Данная ценность подвержена влиянию социально-политических изменений,особенно связанных с распределением власти между этническими группами, проживающими совместно в полиэтническом обществе.
Гражданственность в своем практическом проявлении выступает как социально-политическое качество гражданина, которое характеризуется способностью к разумному сочетанию всеобщих и частных интересов, активной ролью в функционировании гражданского и политического общества. Она связана и с другими особенностями личности: с достоинством, нравственностью, патриотизмом и т. п., а также с такими качествами человека, как гражданская пози-
ция, гражданский долг, гражданское сознание, выражающими различные стороны гражданственности2,
Программы формирования гражданственности, патриотизма и общей культуры могут быть разработаны и реализованы различными социокультурными учреждениями (например, краеведческим музеем) совместно с образовательными структурами, которые находятся в ведении органов местного самоуправления. Наряду с этим ведущую роль в процессе социализации молодежи могут играть различного рода комплексные социокультурные программы регионального и местного уровней по многим проблемам воспитания молодежи, преемственности поколений, этнокультурных взаимодействий и др.
Таким образом, на уровне местного сообщества воспитание молодежи в полиэтническом социуме возможно осуществлять в различных социальных институтах, с обязательным учетом социокультурных особенностей разных этносов и координации этого процесса местными органами власти.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Яновский Р. Г. Патриотизм / Р. Г. Яновский, М., 2004.
2 См.: Полухин О. Н. Идея, опыт и идеал гражданственности. Философский проект/О. Н. Полухин. М., 2003.
Поступила 25.07.05.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ИНТЕГРАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
И. Э. Ярмакеее, ученый секретарь Учебно-мет одического объединения Казанского государственного педагогического университета, доцент
В статье предлагается оригинальное научное и практическое решение проблемы интеграции обучения и воспитания будущего учителя путем актуализации и реализации воспитательного потенциала педагогического образования. Представлены понятийный аппарат и сущность данного подхода, основные функции воспитательного потенциала педагогического образования и процессов его актуализации и реализации, дидактическая система воспитания на их основе будущего учителя.
© И- Э. Ярмакеев, 2005