Научная статья на тему 'Этнокультурное образовательное пространство как фактор воспитания патриотизма у учащейся молодежи'

Этнокультурное образовательное пространство как фактор воспитания патриотизма у учащейся молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
471
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / АДАПТИВНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акберова А. Г.

В статье рассматривается проблема создания этнокультурного образовательного пространства в республике Татарстан, которое способствует эффективности патриотического воспитания учащейся молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнокультурное образовательное пространство как фактор воспитания патриотизма у учащейся молодежи»

УДК 37.035.6

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У УЧАЩЕЙСЯ

МОЛОДЕЖИ

А.Г.Акберова

В статье рассматривается проблема создания этнокультурного образовательного пространства в республике Татарстан, которое способствует эффективности патриотического воспитания учащейся молодежи.

Ключевые слова: культурно-образовательное пространство, адаптивность,

национально-региональный компонент.

Модернизация системы образования существенно актуализировала проблему образовательно-воспитательной политики на региональном уровне. На первый план выдвигается необходимость определения приоритетных направлений развития региональных образовательных пространств, которым необходимы государственная поддержка, привлечение средств заинтересованных социальных институтов. Воспитание как социальный институт выполняет в обществе целый ряд функций, направленных на социализацию личности. Любой тип образовательных учреждений возникает из общественной потребности и связан с решением целого комплекса задач. На решение вполне определенных задач направлена деятельность национальной школы, т.е. школы, транслирующей культурные (в широком смысле слова) ценности родного народа, включая язык и социально значимые традиции).

Этносоциальные процессы, которые в настоящее время прослеживаются в России, настоятельно требуют рассмотрения данных подвижек в образовании в более широком контексте, а именно с социокультурной и социально-политической точек зрения. Исходной посылкой такого подхода является признание того, что основным содержанием образовательного процесса является освоение личностью культурных ценностей. Данный подход предполагает анализ вопросов о целях национального образования и

возможных социальных последствиях его развития. Заметим, что, как ни странно, проблема цели рассматривается, как правило, отвлеченно, без учета региональной специфики. Углубляющийся диалог культур требует поиска модели тесного межкультурного взаимодействия народов. Проблема регионального культурно-образовательного пространства в Татарстане показало, что данная проблема носит системный, комплексный характер, и требует выработки соответствующих подходов к ее решению. В самом общем виде употребление термина «пространство» предполагает его трактовку как комплекса содержательных, структурных, коммуникативных параметров и отношений. В тексте Закона «Об образовании» данный термин вводится в Статье 2: «Государственная политика в области образования основывается на ... принципе ...единства федерального культурного и образовательного пространства». Вторая статья Закона обозначает тот круг юридически не определенных, но достаточно ясных положений, задающих координаты современного российского «культурного и образовательного пространства». Эти координаты определяют суть принципов образовательной политики РФ, такие, как: приоритет общечеловеческих ценностей; гуманистический характер образования; приоритет жизни и здоровья человека; воспитание гражданственности и любви к Родине; приоритет свободного развития личности; защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства; автономность образовательных учреждений; общедоступность образования; адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях; свобода и плюрализм в образовании; демократический, государственно-общественный характер управления образованием.

Таким образом, образовательное пространство можно трактовать как результат конструктивной интегрирующей деятельности. В нем

осуществляется взаимодействие образовательных сред и форм существования образовательного сообщества как социокультурного и социопсихологического феномена и имеет следующие характеристики:

- многофункциональность, то есть соответствие многообразным целям, возможность решения разного уровня и типа задач, осуществление разнообразных видов образовательной деятельности;

- многопрофильность, то есть предоставление широкого спектра образовательных услуг, дифференцированных по признакам разных видов содержания (в том числе, технологий образования);

- адаптивность и изменчивость, то есть высокую степень образовательной толерантности, быстрое реагирование на меняющуюся ситуацию.

Таким образом, словосочетание «образовательное пространство», на основании нормы Закона «Об образовании» и взглядов ученых-педагогов предстаёт в следующей трактовке. Это, во-первых, сама возможность реализации на всем пространстве современного образования с рядом общих параметров, основанного на гармоничном и свободном сочетании общечеловеческих ценностей, современных достижений глобальной мировой культуры, с одной стороны, и национально-культурных, а также территориально-культурных традиций территориальных сообществ, народов, этносов и субэтносов Российской Федерации - с другой. Во-вторых, ряд принципов и приоритетов образовательной политики, заявленных юридически и имеющих характер рамочных установок, обязательных для всех субъектов образования, на всех уровнях и на всех территориях России.

В-третьих, вариативное сочетание образовательных парадигм и практик (целей, содержания, технологий, организационных моделей), образовательных «институций» (образовательных программ, проектов, комплексов, систем разных уровней, ассоциаций, сетей), а также различных способов взаимодействий субъектов образования (учителей и учеников, семей, микросоциальных групп, гражданских коллективов и

профессионально-педагогических сообществ). При этом ограничителями столь многосторонней вариативности выступают вышеуказанные юридические рамки.

Очевидно, что современное российское образовательное пространство обладает такой характеристикой, как поликультурность. Однако в условиях Российской Федерации, сущность которой есть объединение ее народов и их культур, особенно в многоэтничных и многоконфессиональных, а стало быть, заведомо поликультурных российских регионах, поликультурность выступает среди других координат образовательного пространства в качестве одной из системоообразующих.

В работе понятие «поликультурный образовательный регион» наполняется вполне определенным содержанием. Во-первых, специфическая часть федерального образовательного пространства, обладающая, по сравнению с другими «частями» преимущественной поликультурностью. Это, во-вторых, замкнутая, ограниченная территория (регион), обладающая в сфере образования относительной целостностью (политической, административной, ресурсной, социально-педагогической). При этом (в-третьих) социально-педагогическая специфика такого региона опирается на полиэтнопедагогический фундамент.

Проблемы воспитания, образования и социализации человека в полиэтнической, поликультурной среде актуализируются в условиях современных обществ вообще, и в современной России, в частности. В процессе социализации индивид приобретает знания, формирует взгляды, определенные модели поведения, необходимые для успешного участия в общественной жизни. Социализация способствует формированию определенного типа личности, соответствующего социальным, духовным и этническим запросам общества в конкретно-исторический период.

Этническая картина современной России, Татарстана во многом определяет приоритеты и в системе образования. Представителям того или

4

иного этноса присущ своеобразный стиль поведения, который вырабатывается под воздействием многих факторов (природных, социальных и др.) на протяжении всей этнической истории. Природная и социальная среда обусловили не только особенности хозяйственной деятельности, но и характер фольклора, и другие стереотипизированные формы жизнедеятельности людей. В связи с этим проблема культуры межнационального общения и межкультурного взаимодействия в условиях полиэтничного Татарстана приобретает особую значимость и актуальность.

Важно сохранять, развивать во взаимодействии этнокультурные особенности российские и этнонациональных групп (прежде всего региональных). Национально-региональный компонент призван сохранить единство образовательного пространства, создать благоприятные условия для усвоения культурно-образовательных ценностей этносов. Он позволяет направлять и строить деятельность преподавателей, исходя из интересов и особенностей региона, с учетом его полиэтничности. Этнокультурное взаимодействие предполагает формирование определенных норм, отражающих уровень взаимоотношений между представителями различной этнической принадлежности. Задача учебного заведения создать благоприятные условия для формирования и развития у студентов навыков межкультурного, межэтнического общения. В учебном заведении закладываются основы диалога различных этнических культур.

Таким образом, одной из форм, в рамках которой происходит взаимодействие и формирование навыков межэтнического, межкультурного диалога является этнокультурное образовательное пространство, которое можно определить, как условие обучения и воспитания индивида. В рамках этнокультурного пространства формируются этнонациональные особенности, ценностные ориентации, принципы и стереотипы поведения людей, представителей различных этнических общностей.

Практическая реализация данного комплексного подхода к данной проблеме возможна в рамках этнорегионального культурнообразовательного пространства. В его границах осуществляется процесс усвоения и трансляции субъектом этнонациональных и других гуманистических ценностей с учетом региональной специфики. Этнорегиональное культурно-образовательное пространство - это часть единого культурно-образовательного пространства Российской Федерации. В этой связи актуализируется идея совершенствование регионального этнокультурного образовательного пространства как необходимого условия социализации человека, становления этнического сознания и самосознания, сохранения и развития этнической культуры и совершенствования процесса межэтнического взаимодействия.

Источники:

1. Глебов А.А. Воспитание патриотизма, толерантности и культуры межнационального общения. Волгоград: Перемена, 2004. 102 с.

2. Абрамов А.В. Становление и развитие современного российского патриотизма как явления патриотического сознания: автореф. дис. ... канд. полит. Наук. М., 2002. 26 с.

3. Александренков В.П. «Этническое самосознание» или «Этническая идентичность» // Этнографическое обозрение, 1996. №3. С. 13-22.

4. Белозерцев Е.П. О национально-государственном образовании в России // Педагогика, 1998. №3. С.16 - 23.

5. Глебов А.А. Воспитание патриотизма, толерантности и культуры межнационального общения. Волгоград: Перемена, 2004. 102 с.

Зарегистрирована: 15.12.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.