УДК 376 . 74
В. В. Мирошниченко
ЭТНОРЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ
Рассматриваются методологические основания организации этнорегионального образования. Проводится критический анализ существующих подходов к трактовке понятия «этнорегиональный подход в образовании». Авторская позиция базируется на понимании использования этнорегионального подхода в единстве культурного и образовательного пространства, равноправии в сохранении и развитии языков народов, населяющих территорию региона. Раскрываются принципы этнорегионального подхода. Дается обоснование этнорегио-нальной подготовки учителей.
Ключевые слова: этнорегиональное образование, этнорегиональный подход в образовании, принципы этнорегионального подхода, этнорегиональная подготовка учителей.
Право человека сохранять и развивать родную культуру закреплено в различных международных и российских документах. Так, в Международной конвенции о правах ребенка (ст. 20, 29) отмечается, что образование должно учитывать преемственность в воспитании ребенка, его этническое происхождение и самобытность, религиозную и культурную принадлежности, национальные ценности страны, в которой ребенок проживает.
В таких документах, как федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг., Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 гг.» и другие отражены основные направления деятельности Правительства РФ, способствующие сохранению этнокультурной и этно-региональной идентичности всех народов, проживающих в стране.
В связи с этим особо актуальной в настоящее время является разработка сущности этнорегио-нального подхода в образовании.
По мнению С. М. Малиновской, в системе современного высшего педагогического образования повышается требование к подготовке учителей, самостоятельно и творчески разбирающихся в сложных вопросах национального образования [1].
Многими известными учеными отмечаются значимость и важность этнорегиональной направленности образования, развития национального (В. К. Ба-цын, Е. А. Жирков, Н. В. Наливайко, В. И. Матис, З. К. Узденова и др.), этнорегионального образования (Л. И. Лурье, Ф. Ф. Харисов, Г. Н. Швецова и др.). Все чаще в научных исследованиях разного уровня стали встречаться такие понятия, как «этнорегио-нальное наследие» (Т. В. Абукина), «этнорегиональ-ная среда» (Р. И. Балкаров), «этнорегиональные условия» (В. Г. Торговкин, К. В. Эсеккуев) и др., что, несомненно, свидетельствует о повышении интереса к этнорегиональной тематике.
Вместе с тем приходится констатировать, что авторы некоторых исследований, видимо, до конца не разобравшись в специфике этого термина и его
глубоком наполнении, сводят «этнорегиональное» только к «краеведческому», «этнопедагогическо-му», что несколько сужает его понимание.
На фоне таких работ особенно ценными выглядят те исследования, в которых «этнорегиональ-ное» выстраивается прежде всего как интегратив-ное, производное от всего того, что касается истории, культуры, психологии, педагогики всех проживающих в регионе этносов, и коренных, имеющих многовековую историю, и пришлых, чья культура не менее ценна в общеисторическом и мировом контексте.
Анализ научной литературы позволил выявить и такое направление исследования, как этнорегио-нальный подход в образовании. Подход - это совокупность принципов, которые определяют стратегию педагогической, теоретической, научно-исследовательской, практической деятельности [2]. Необходимо отметить, что хотя категория «этнореги-ональный подход» появилась сравнительно недавно, исследователи активно используют данное понятие при описании этноисторических, этнолингвистических, этнокультурологических и этнопсихологических условий организации системы образования в рамках отдельного (чаще всего СевероКавказского) региона. Изучение имеющихся немногочисленных определений этнорегионального подхода (работы Ф. Х. Гебеновой, Т. И. Добровольской, Е. В. Семенченко и др.) позволяет сделать ряд выводов:
- в настоящее время не существует общепризнанного мнения о сущности этнорегионального подхода. Хотя в настоящее время такие понятия, как «этнорегиональное образование», «этнорегио-нальная среда», «этнорегиональные особенности», «этнорегиональные условия», составляющие исследуемое понятие, достаточно широко используются в философской, социологической, психолого-педагогической литературе. Гораздо чаще встречаются термины «этнокультурный подход» и «этно-педагогический подход», которые, конечно же не противореча термину «этнорегиональный», несут в себе иную смысловую нагрузку;
Вестник ТГПУ (TSPUВи!Шт). 2015. 7 (160)
- в существующих попытках дать определение этнорегиональному подходу весьма заметно желание некоторых авторов подменить понятием «этно-региональное» такой уже давно сложившийся в педагогике термин как «краеведческое». По нашему мнению, эти два термина, хотя и являются близкородственными по содержанию и смысловому наполнению, все же имеют разную интерпретацию. «Этнорегиональное» в первую очередь делает упор в своем содержании на интеграцию культур коренных народов региона, на их взаимовлияние и взаимодействие, что говорит о формировании где-то даже единого менталитета и самосознания на основе общности культур, языков, религии, быта, форм хозяйственной деятельности;
- в имеющихся определениях этнорегионально-го подхода акцент чаще всего делается на содержательном аспекте данного понятия. Обычно речь идет о научном обосновании введения материала о фольклоре, традициях, обычаях, искусстве и других элементах национальной культуры в учебный план образовательных учреждений разного уровня. При этом часто остается недостаточно проработанным технологический компонент данного понятия, который бы позволил показать реальный механизм введения и использования этнорегио-нальных знаний. Остается открытым вопрос и о соотношении мировой, общероссийской, региональной и этнической культур в содержании образования, а также о том, каким образом культура этносов-соседей, проживающих в этом же регионе, должна быть представлена в образовательном процессе и на каком уровне.
Весомый методологический вклад в разработку вопросов этнорегионального подхода в образовании внесли труды А. Ю. Белогурова, посвященные анализу особенностей регионального образования, методологии развития этнорегиональных образовательных систем в контексте сохранения единого образовательного пространства России [3, 4].
Большое значение для нашего исследования имеют работы Ф. Ф. Харисова [5, 6], в которых достаточно последовательно и систематично раскрываются особенности этнорегионального образования начиная с дореволюционного периода и по настоящее время. Автором проводится подробный анализ исторического развития, нормативно-правового обеспечения этнорегионального образования, раскрываются его особенности за рубежом, обосновываются организация и механизмы введения ценностей национальной культуры в систему этнорегионального образования. По мнению ученого, этнорегиональное образование, являясь частью государственного образования, выполняет следующие функции: 1) обеспечение воспроизводства культур народов, проживающих на террито-
рии России; 2) обеспечение интеграции культур и формирование общероссийского культурного пространства как единства многообразия [5].
Такое серьезное исследование этнорегиональ-ных систем образования, проведенное Ф. Ф. Хари-совым, открывает самые широкие возможности для обоснования создания и развития этнорегио-нального образования в регионах с компактным проживанием коренных этносов.
Не менее важной работой является исследование, проведенное Г. Н. Швецовой [7] на материале Республики Марий Эл. Автор подробно остановился на лингвистическом аспекте этнорегиональ-ного образования. В работе раскрывается роль родного языка и литературы в полиэтническом образовании, а также развитие марийской учебной литературы и методическое сопровождение этнорегио-нального компонента.
Анализ большинства работ по проблемам этно-регионального образования показал, что авторы при описании этнорегионального подхода чаще всего раскрывают возможности дисциплин гуманитарного цикла для формирования у обучающихся этнорегиональной (национально-региональной), этнопсихологической, этнопедагогической, поликультурной компетентности. При этом практически не встречается работ, посвященных исследованию влияния естественнонаучного направления на формирование указанных компетенций. Поэтому особенно ценными для нас являются работы, в которых описывается потенциал дисциплин предметных областей «Естественнонаучные предметы» и «Математика и информатика». Это, например, исследования К. Е. Егоровой «Теория и практика регионализации системы обучения химии в национальной школе» (Якутск, 2001), И. А. Дроздовой «Методика разработки и реализации моделей регионального компонента физического образования в основной общеобразовательной школе (на примере Красноярского края)» (Красноярск, 2006) и др. В этом же направлении имеется ряд исследований, направленных на формирование этнорегиональных компетенций у учащихся-билингвов.
По мнению А. М. Цирульникова, «этнорегио-нальное - не просто составляющая системы образования. Скорее, сущность, выражающаяся в целях и содержании образования, его философии и технологии, а в плане системы - ее построении и организации, укладе, типах школ - все это не только варьируется в национальных, этнорегиональных координатах, но произрастает из этнорегионально-го» [8].
Сам же этнорегиональный подход дает возможность органично внедрять в практику образования на всех ступенях региональный компонент, иден-
тифицировать субъективный опыт личности с этнокультурными особенностями своего региона, соотносить психологию этноса со спецификой этнических обычаев и традиций. В целом он способствует формированию этнического самосознания, уважительному, толерантному отношению к иным культурам и народам, формировать этническую и российскую идентичность.
Этнорегиональный подход к образованию базируется на следующих принципах.
Принцип культурно-исторической преемственности и этнокультурной направленности образования. В такой стране, как Россия, нет и не может быть образования вненационального (неэтнического). Практически любое образовательное учреждение строит свой образовательный процесс с учетом истории, культуры, языка, традиций и обычаев коренных этносов. Это касается и образовательных учреждений крупных мегаполисов и малокомплектных школ в глубинке. Интерес к культуре родного этноса то угасает, то опять возрождается. Это, конечно же, во многом определяется политикой не только конкретного образовательного учреждения, но и всего региона.
Принцип открытости этнорегиональной образовательной системы. Сегодня уже невозможно представить систему образования региона, которая бы эволюционировала только в жестко заданных рамках определенных этнических и национальных интересов. Уходят в прошлое работы ученых, в которых приоритет в развитии этнорегио-нальных систем образования отдавался историческим, культурным, этнографическим и другим ценностям только какого-то одного этноса, чаще всего титульного.
Принцип системности. Этнорегиональное образование - это не набор отдельных образовательных учреждений, а единая система, состоящая из взаимосвязанных, взаимообусловленных образовательных звеньев, изменения в одной из которых неизбежно влияют на другие. Интеграция различных звеньев образования в единую систему придает ему новое качество, обеспечивающее перманентный характер процессов формирования личности не только в условиях конкретного региона, но и на всей территории Российской Федерации.
Принцип этнокультурности. Данный принцип направлен: на реализацию задач этнокультурного обучения, воспитания, развития; формирование у подрастающего поколения гражданственности, патриотизма, этнического самосознания, толерантности, способности к поликультурному общению; развитие комплекса этноориентированных психических новообразований и способностей; освоение ценностей традиционной культуры своего народа
и других народов; приобретение этнокультурных знаний, умений, навыков, этнокультурного опыта, которые обеспечат становление этнокультурной и поликультурной личности, гражданина России и мира (Л. П. Карпушина).
Кроме того, этнорегиональный подход может опираться на следующие принципы:
- диалога культур (М. М. Бахтин, В. С. Библер и др.);
- культуротворчества (Е. В. Бондаревская, А. Я. Данилюк, Н. Е. Лаврухин и др.);
- толерантности (Г. С. Абибулаев, И. В. Воробьева, Л. П. Ильченко и др.);
- связи образования с этнопросветительской практикой и этнорегиональной средой.
Этнорегиональный подход в образовании основывается на единстве культурного и образовательного пространства, равноправии в сохранении и развитии языков народов, населяющих территорию региона. Данный подход направлен на защиту и развитие культуры и традиций всех коренных народов того или иного региона.
В связи с актуализацией этнорегионального образования в российском обществе появилась потребность в педагогических кадрах, способных решать соответствующие задачи в условиях сосуществования этнических ценностей, концепций духовно-нравственного воспитания школьников.
Этнорегиональная подготовка учителей рассматривается нами как процесс, в основе которого лежит специально организованная и сознательно осуществляемая педагогическая деятельность, предполагающий стимулирование активной деятельности субъектов образовательного процесса по овладению общественно-педагогическим опытом (компетенциями, способами деятельности), необходимым для успешной работы с учетом особенностей того или иного региона.
Анализ профессиональной подготовки будущего специалиста показал, что данный процесс должен включать в себя несколько аспектов: цели подготовки, ее содержание, организационные формы, методы и средства обучения, контрольно-оценочную деятельность.
Система профессиональной подготовки в вузе характеризуется усилением региональной направленности содержания образования, обусловленного спецификой этнокультурного развития региона.
Содержание образования, способствующее качественной этнорегиональной подготовке, включает в себя естественным образом культуроведческое содержание, а также присущие ему следующие функции.
Философско-культурологическая функция ориентирована на формирование этнического и поликультурного самосознания обучаемых, преодоле-
ние негативных предрассудков и стереотипов по отношению к истории, культуре, языкам других народов, проживающих в регионе.
Этико-гуманистическая функция учитывает идеи поликультурности и этики межкультурного взаимодействия, которые отражают с позиций гуманизма в содержании образования и способах учебной деятельности культурный опыт в конкретных этнонациональных формах.
Гносеологическая функция нацелена: на формирование активного познавательного интереса к родной, российской и мировой культурам; отражение в содержании образования самобытности и уникальности родной культуры во взаимосвязи с отечественной и иноязычной; развитие умений творчески использовать полученные культуровед-ческие знания в ситуациях межкультурного взаимодействия.
Эмоционально-оценочная функция направлена на восприятие системы ценностей, их принятие, осознание важности культурного многообразия для формирования личности обучающегося [9].
Этнопсихологические знания также являются компонентом этнорегионального содержания и помогают взаимопониманию людей разных социальных и культурных систем, повышают толерантность и способствуют уменьшению межнациональных конфликтов.
Условием взаимопонимания людей из разных культур является адекватность трансляции информации, которая осуществляется путем речевой коммуникации как в рамках одного этноса, так и нескольких.
Наиболее остро проблемы взаимопонимания представителей разных этнокультур начинают возникать в процессе общения. Непонимание может возникнуть даже в том случае, когда они говорят на одном языке, так как понимание предполагает не только знание языка, но также культуры носителя этого языка. Неосведомленность в реалиях культуры другого народа может привести к полному непониманию при знании отдельных слов. Если не помнить, что в каждой культуре есть свои законы, свои глубоко целесообразные нормы и правила, то можно буквально «заблудиться» в разнообразии культурных проявлений [10].
Многочисленные исследования психологических аспектов межэтнического взаимодействия культур (Дж. Берри, Р. Брислин, Г. Триандис, Н. М. Лебедева, Т. Г. Стефаненко, Р. Редфилд и др.) свидетельствуют о том, что содержание и результаты многообразных межкультурных контактов зависят от способности его участников достигать согласия. Развитие способности будущих учителей активно взаимодействовать в этнически разнородном регионе предполагает сложный процесс ис-
пользования единого ряда специальных знаний и навыков, которые надо начинать формировать с первого курса. В целях повышения эффективности межэтнического взаимодействия необходимо в процессе учебной деятельности формировать у студентов специальные знания, умения и навыки, этнопсихологическую компетентность через комплекс дисциплин теоретической и практической направленности, в частности «Этнопсихология», тренинговые формы обучения, систему учебной и научно-исследовательской деятельности студентов.
Основной целью моделирования этнорегио-нального содержания в вузе является подготовка будущих учителей к интеграции в мир взаимодействующих культур полиэтнического региона. Это способствует осознанию студентами себя как субъекта диалога и полилога культур, позитивной установке на отношения с представителями разных культур, эмоциональной открытости и готовности к конструктивному взаимодействию со всеми участниками образовательного процесса.
В последние десятилетия в педагогической науке и методологии провозглашаются новые познавательные установки, принципы, которые раскрываются через подходы. Наиболее важными для моделирования этнорегионального содержания являются следующие:
Аксиологический подход способствует тому, что этнорегиональное содержание образования обеспечивает изучение и формирование ценностных ориентаций личности и способствует культурному и этническому самоопределению в поликультурном регионе.
Системный подход направлен на упорядочение этнорегиональных знаний обучаемых в соответствии с выбранным направлением (профилем) обучения, систематизирует процессуальную сторону процесса обучения.
Культурологический подход насыщает студентов этнорегиональной информацией, обеспечивает этнорегиональную осведомленность, позволяет вести диалог и полилог культур.
Единство аксиологического, системного и культурологического подходов является основой моделирования содержания.
Названные методологические закономерности моделирования содержания находят свое конкретное выражение в принципах, в которых обоснованно определяются цели отбора и совершенствования содержания. К таким принципам можно отнести следующие: диалога культур, культуросообраз-ности, интегративности, культурной вариативности и рефлексии и др.
Перечисленные принципы позволяют решить ряд дидактических задач, направленных:
- на формирование целостного представления о взаимодействующих культурах;
- преодоление ложных стереотипов и обобщений о представителях изучаемых культур;
- моделирование междисциплинарного соизу-чения культур;
- отбор тематического наполнения этнорегио-нального материала;
- формирование социокультурных стратегий, позволяющих использовать опыт общения в новых ситуациях межкультурной коммуникации с представителями других культур.
В результате будущие учителя должны: понимать, что каждая культура имеет право на существование и может быть оценена только с позиции ее культурных ценностей и норм; осознавать себя
в качестве поликультурных субъектов, принадлежащих одновременно к целому ряду типов и видов культур; научиться определять свое место в спектре культур, видеть и осознавать свою роль, место, функцию в межкультурном взаимодействии, ставить себя на место других, проявлять инициативу на установление и поддержку контакта в контексте диалога культур в качестве культурно-исторических субъектов родной культуры.
Таким образом, этнорегиональный подход в образовании позволяет комплексно подойти к решению проблемы формирования личности как представителя своей родной культуры, культуры региона, общероссийской и мировой культуры, что в конечном счете обеспечит выход всей системы образования на новый качественный уровень.
Список литературы
1. Малиновская С . М . Развитие идеи этнокультурной компетентности учителя национальной школы // Вестн . Томского гас . пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2009 . Вып . 6 (84) . С . 45-48.
2 . Поташник М . И . Проблемы оптимизации в педагогике // Советская педагогика . 1985. № 2 . С . 5-12 .
3 . Белогуров А . Ю . Становление и развитие этнорегиональных образовательных систем в России на рубеже XX-XXI веков: моногр . М . :
Изд-во Междунар . пед . акад ., 2003. 246 с.
4 . Белогуров А . Ю . Стратегия и методология социокультурной модернизации регионального образования: опыт двух десятилетий // Педа-
гогика .2012 . № 2 .С .13-22 .
5 . Харисов Ф . Ф . Этнорегиональное образование: теория и практика . М . : ООО «ТИД Русское слово», 2007 . 264 с.
6 . Харисов Ф . Ф . Национальная культура и образование . М . : Педагогика, 2000 . 272 с.
7 . Швецова Г. Н . Историко-педагогические аспекты развития этнорегионального образования Республики Марий Эл . Чебоксары, 2008 .
88 с
8 . Цирульников А . М . Система образования в этнорегиональном и социокультурном измерениях . СПб . : Агентство образовательного со-
трудничества, 2007 288 с
9 . Хасанова Л . И . Теоретические основания моделирования культуроведческого содержания образования // Вестн . Удмуртского ун-та .
2009 . № 1.С .187-193 .
10 . Эрхитуева Л . И . Этнопсихологические особенности речевой коммуникации у бурят: автореф . дис . ... канд . психол . наук. СПб ., 2006 . 21 с .
Мирошниченко В. В., кандидат педагогических наук, доцент.
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, Институт непрерывного педагогического образования.
Пр. Ленина, 94, Абакан, Россия, 655017. E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 25.08.2014.
V. V. Miroshnichenko ETHNOREGIONAL APPROACH IN EDUCATION
The actual task for the theory and practice of modern education is conceptual and methodological justification and support in the process of ethnoregional education. The methodological fundamentals of organization of ethnoregional education are considered in the article. The works on ethnoregional approach in education are analysed. The author's position is based on the understanding of the use of ethnoregional approach in the unity of cultural and educational space, the equality in the preservation and development of languages of the peoples inhabiting the territory of the region. The principles of ethnoregional approach are revealed. The substantiation of ethnoregional teacher training is given. The article describes the main directions of ethnoregional training of future teachers.
Key words: ethnoregional education, ethnoregional approach to education, principles of ethnoregional approach, ethnoregional teacher training.
Вестник ^m (TSPUBulletin). 2015. 7 (160)
References
1. Malinovskaya S . M . Razvitiye idey etnokul'turnoy kompetentnosti uchitelya natsional'noy shkoly [Development of idea of ethnocultural competence of a teacher of national school] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2009, no . 6 (84), pp . 45-48 (in Russian) .
2 . Potashnik M . I . Problemy optimizatsii v pedagogike [Optimization Problems in pedagogy] . Sovetskaya pedagogika - Soviet Pedagogy, 1985, no .
2, pp . 5-12 (in Russian) .
3 . Belogurov A. Yu . Stanovleniye i razvitiye etnoregional'nykh obrazovatel'nykh sistem v Rossii na rubezhe XX-XXI vekov [Formation and
development of ethnoregional educational systems in Russia at the turn of XX-XXI centuries] . Moscow,Izd-vo Mezhdunarodnoy pedagogicheskoy akademii Publ . , 2003. 246 p . (in Russian) .
4 . Belogurov A. Yu . Strategiya i metodologiya sotsiokul'turnoy modernizatsii regional'nogo obrazovaniya: opyt dvukh desyatiletiy [Strategy and
methodology of social and cultural modernization of regional education: the experience of two decades] . Pedagogika - Pedagogy, 2012, no . 2, pp .13-22 (in Russian) .
5 . Harisov F. F. Etnoregional'noye obrazovaniye: teoriya i praktika [Ethnoregional education: theory and practice] . Moscow, OOO "TID Russkoye
slovo" Publ . , 2007 . 264 p . (in Russian) .
6 . Harisov F. F. Natsional'naya kul'tura i obrazovaniye [National culture and education] . Moscow, Pedagogika Publ . , 2000 . 272 p . (in Russian) .
7 . Shvetsova G . N . Istoriko-pedagogicheskiye aspekty razvitiya etnoregional'nogo obrazovaniya Respubliki Mariy El [Historical and pedagogical
aspects of ethnoregional education of the Republic of Mari El] . Cheboksary, 2008. 88 p . (in Russian) .
8 . Tsirul'nikov A. M . Sistema obrazovaniya v etnoregional'nom i sotsiokul'turnom izmereniyakh [Education system in ethnoregional and socio-
cultural dimensions] SPb , Agentstvo obrazovatel'nogo sotrudnichestva Publ , 2007 288 p (in Russian)
9 . Khasanova L . I . Teoreticheskiye osnovaniya modelirovaniya kul'turovedcheskogo soderzhaniya obrazovaniya [Theoretical fundamentals of
modeling culturological curriculum] . Vestnik Udmurdskogo universiteta - Udmurt University Bulletin, 2009, no . 1, pp . 187-193 (in Russian) .
10 . Erkhitueva L . I . Etnopsikhologicheskiye osobennosti rechevoy kommunikatsii u buryat: Avtoref. dis. kand. psikhol. nauk [Ethnopsychological
features of speech communication at the Buryat. Abstract of thesis cand . of psychol . sci . ] . SPb ., 2006 . 21 p . (in Russian) .
The Katanov Khakass State University.
Pr. Lenina, 94, Abakan, Republic of Khakassia, Russia, 655017. E-mail: [email protected]