Научная статья на тему 'Интеграция науки и отраслей производства агропродовольственного сектора'

Интеграция науки и отраслей производства агропродовольственного сектора Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция науки и отраслей производства агропродовольственного сектора»

Рисунок 3. Распределение разработок НИУ РАН по видам разработок

Общим недостатком почти всех анализируемых сайтов является отсутствие раздела «поиск информации на сайте», что сильно затрудняет получение необходимой информации. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о необходимости

интеграции сайтов в единое Интернет-пространство знаний агронауки. Данное системообразующее решение дает возможность интеграции и агрегации большого объема неоднородных данных, наличия развитых механизмов поиска.

ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ И ОТРАСЛЕЙ ПРОИЗВОДСТВА АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО СЕКТОРА

Л.С. Буценко, д.э.н., доц. Ставропольского государственного аграрного университета

Повышение эффективности производства продукции отраслей агропродовольственного сектора (АПС) предопределяется необходимостью активизации инновационных процессов, которые органически связаны с воспроизводством материальных ресурсов, через освоение достижений научно-технического прогресса. Анализ показывает, конкурентоспособность предприятий АПС во многом зависит от степени использования достижений науки и техники на всех стадиях, начиная от организации научных исследований, заканчивая освоением их результатов на практике.

Инновационный процесс при производстве продукции отраслей АПС необходимо рассматривать как единую систему, представляющую собой превращение научных разработок в новые эффективные технологии и другие достижения по использованию их непосредственно в производстве с целью повышения его эффективности.

Наука, являясь производительной силой, органически связана с процессом рационального использования ресурсного потенциала, которая представляет собой важнейшую сферу человеческой деятельности в современном мире, одну из форм общественного сознания, включающую в себя как деятельность по получению научных знаний, так и ее результат - сумму знаний для развития производительных сил и общества.

Непосредственная цель науки в производственной сфере АПС - открытие новых знаний в области экономики, организации, техники и технологии производства, через выведение высокопродуктивных пород, типов и линий скота, создание новых систем кормления, новых сортов семян в растениеводстве, качественно новых машин и оборудования, организацию труда и управления в условиях рынка и острой конкуренции.

Сегодня, в ходе исторического развития наука превратилась в важнейший социальный институт и реальную производительную силу, определяющую состояние и направление в развитии всех сфер производства и культуры.

Развитие сельскохозяйственных наук, как основы повышения эффективности производственного потенциала, является глобальным процессом, в значительной мере определяющим уровень экономики и перспективы развития народного хозяйства и его продовольственного комплекса. Закономерности развития науки, лежащие в основе научно-технической революции, имеют планетарное значение, хотя их проявление зависит от многих факторов, среди которых особое значение имеют система экономических отношений, природные условия и др.

Эффективное использование достижений науки и техники в производстве - важнейшая задача любого государства.

В настоящее время, имеет место необходимость планомерного увеличение объемов финансирования за счет бюджетных средств, так как аналитические данные показали, что фактические затраты на проведение научных исследований из бюджета практически равнозначны суммам вносимым научно-

исследовательскими учреждениями, вместе с подведомственными организациями научного обслуживания в виде налогов, отчислений в фонды и другие платежи.

В основу совершенствования финансирования должен быть положен принцип формирования средств из различных источников при явном приоритете государственного бюджета. Средства должны выделяться не столько институтам, сколько под решение определенных научно-технических проблем, которые обеспечивали бы рост эффективности инноваций с учетом превосходства достижений отечественной и мировой науки.

Наиболее тяжёлое финансовое положение в региональных научных учреждениях. В этой связи, следует предусмотреть выделение средств научным учреждениям из госбюджета в зависимости от ревалентности: институтам федерального значения - 7075%, зональным институтам - 85-90% от общей потребности. Необходимо активизировать внедрение научных разработок на хоздоговорной основе.

Важным фактором активизации инновационных процессов является развитие бизнеса в науке и сфере освоения научных достижений, а также развитие маркетинга.

Многообразие факторов, определяющих степень развития инновационных процессов, предопределяет выбор экономически обоснованных направлений повышения эффективности формирования производственного потенциала отраслей АПС и их интенсификацию.

В решении вопросов организации научных исследований важным является совершенствование организационной структуры научно-технического потенциала.

В настоящее время научный потенциал аграрных наук сосредоточен в двух основных секторах: академическом и вузовском. Анализ показывает, что часть региональных научных учреждений являются мелкими. Несмотря на проводимую политику образования малых предприятий при научных учреждениях, привлечения молодых ученных, аспирантов и студентов, численность данных хозяйствующих субъектов незначительна по своему составу, имеется слабо обеспеченная научно-производственная база, недостаточно современного оборудования. В этих условиях целесообразно оптимизировать состав научных учреждений, активизировать создание научных центров, которые смогли бы сконцентрировать научный потенциал на решение перспективных направлений развития науки и техники. При этом важно формировать структуру научных организаций по пол-

ному циклу, направленному на проведение исследований и разработок, экспериментальную проверку научных результатов и их внедрение в практику.

В силу особенностей размещения сельскохозяйственной науки по регионам, тяжелого экономического положения основной массы товаропроизводителей, целесообразно обратить внимание на укрепление финансового положения научных учреждений. Целесообразно осуществить поэтапный переход к финансированию части прикладных исследований на принципах возвратного или кредитного финансирования, а также использовать возможности привлечения средств предприятий, кредитно-финансовых учреждений и других инвесторов.

Эффективное использование научно-технического потенциала в значительной степени зависит от организации освоения научных достижений в производстве через соответствующие структурные службы, которые должны быть важным промежуточным звеном между наукой и сельскохозяйственными товаропроизводителями.

Основными функциями службы освоения научных достижений следует считать: маркетинговые исследования спроса и предложений на научно-техническую продукцию; информационное обеспечение и консультирование товаропроизводителей; организация внедренческой деятельности через научных работников соответствующих инновационных формирований; определение механизма экономического стимулирования участков инноваций.

Научные учреждения и вузы, системы Минсельхоза РФ

РАСХН, Отделения: Зоотехнии и ветеринарии, Хранения и переработки с.-х. продукции, Экономики и земельных отношений

Региональные сельскохозяйственные органы, центры научного обеспечения, научные учреждения РАСХН

Племенные объедине- • Информа- Базовые

ния и заводы, пред- • ционно- (модель-

приятия семеноводст- -» консуль- ные) хо-

ва • тативные зяйства

• • службы

Опытно-производственные и учебно-опытные хозяйства, научно-производственные и производственные системы

Племенные предприятия

Научные учреждения министерств и ведомств, входящих в АПК

Перерабаты- Агропромыш- Сельскохо- Фермерские Личные подсобные

вающие ленные объе- зяйственные хозяйства хозяйства

предприятия динения предприятия

Условное обозначение: - линейные связи,. функциональные связи.

Рисунок 1. Организационная структура разработки и реализации научно-технической продукции для АПС

Несмотря на постоянную систематизацию мероприятий по развитию взаимоотношений хозяйствующих субъектов АПС и учреждений научно-академического направления деятельности, по нашему мнению существует необходимость улучшения организационной структуры реализации научно-технической продукции (рис. 1).

Основным звеном в организации исследовательских работ, как и ранее должны быть научные учреждения и вузы, которые координируют свою работу через центры научного обеспечения республик, краев, областей и выходят на научно-производственные и производственные системы, опытнопроизводственные и учебно-производственные хо-

зяйства, значительная часть которых, в силу ряда причин прекратили свою деятельность.

Сегодня, из всех организационных структур по активизации инновационных процессов наибольшее распространение имеют научно-производственные системы, многие из которых преобразованы в кооперативы и ассоциации, информационно-консультационные службы.

Основными условиями для успешного формирования рынка научно-технической продукции следует считать:

- наличие четкого экономического механизма функционирования рынка научно-технической продукции, способствующего установлению нормальных отношений всех партнеров по рынку. В связи с этим целе-

сообразна разработка закона о механизме экономического стимулирования научно-технической продукции;

- повышение качества и эффективности научно-технической продукции;

- наличие достаточного количества конкурирующих научных и внедренческих коллективов;

- экономическая поддержка науки со стороны государства, достаточно высокий уровень материально-технического обеспечения научных и внедренческих формирований;

- развитие маркетинга, информационноконсультативной сферы, рекламы и пропаганды научных достижений и научно-технической продукции, организация выставок, аукционов.

ЗНАЧЕНИЕ ИНТЕГРАЦИИ В СФЕРЕ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ И ИНФОРМАТИКИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

В АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ СЕКТОРЕ

А.А. Рубинштейн, к.э.н., ст. науч. сотр. Института экономики РАН

В прошлом веке в ряде регионов страны связи научных и учебных заведений с сетью сельскохозяйственных, перерабатывающих и торговых предприятий были представлены в форме научно-производственных объединений, центров, опорных пунктов в хозяйствах и т.д. В последние 20 лет в значительной мере эти связи аграрной науки и образования с производством были утрачены. Это произошло в основном вследствие изменений общественно-экономических отношений на селе. Но новые формы такого сотрудничества, отвечающие современным условиям, к сожалению, возникают очень медленно. Деятельность таких форм крайне необходима для разработки теоретических и практических основ всех интеграционных процессов в АПС.

В сферах АПС по экономическим, социальным, производственно-технологическим и экологическим проблемам работают исследователи и преподаватели научных, высших и средних учебных структур, а также работники информационно-консультативной системы, хотя с производственными блоками АПК и между собой их деятельность связана пока еще очень слабо.

Многие экономисты-аграрники сетуют на то, что агробизнес во многих регионах страны безучастно, пассивно наблюдает за работой научно-образовательных структур, недостаточно пользуется услугами информационно-консультативных служб. Хотя от такого сотрудничества могли бы выиграть обе стороны: наука и образование без запросов практики теряют связь с современными задачами производства; а агробизнес остается без качественной подготовки и переподготовки своих кадров, а также без научной ориентировки в области организации производства, научно-технологического и информационнокоммуникационного развития хозяйства.

Зарубежный опыт свидетельствует о том, что в наиболее продвинутых странах высокий уровень производительности национального АПС достигался благодаря продолжительному совершенствованию научно-информационного и технологического обеспечения сельского и др. сфер продовольственного хозяйства. В США и в странах Западной Европы сельские предприниматели (особенно крупные и средние) традиционно имеют тесные сотруднические связи с учеными университетов, с работниками информационно-коммуникационных служб.

Разрабатывая стратегию развития своих компаний, их руководители часто приглашают научных

экспертов, дают заявки университетам для разработки стратегически важных проектов и направляют в университеты своих работников для профессиональной подготовки и переподготовки.

Инновационная деятельность в АПС этих стран предполагает постоянно активный поиск новых идей, позволяющих повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции. Потребность в установлении рабочих контактов с творческими коллективами талантливых ученых, конструкторов, технических специалистов, дизайнеров приводит к появлению новых форм сотрудничества науки и производства. Многие ученые, конструкторы и изобретатели постоянно предлагают компаниям свои проекты, наиболее перспективные из которых на основе заключения разных видов совместных контрактов и их реализации находят воплощение на практике. Подобные контракты заключаются и исполняются согласно действующему в каждой из этих стран законодательству об интеллектуальной собственности.

Во многих зарубежных странах давно пришли к выводу, что создание высоких технологий, модернизация производства, в том числе в АПС, невозможно без интеграции науки, образования, информатики с предпринимателями в сельском хозяйстве, пищевой промышленности и торговли; с внутренними и внешними компаниями, в том числе с транснациональными корпорациями.

В нашей стране есть еще много нерешенных задач в области создания инфраструктуры и правового поля, обеспечивающих взаимовыгодное сотрудничество науки и производства.

Существующая государственная информационно-консультативная система, хотя и распространена во многих регионах страны, но еще вяло взаимодействует с другими сферами интеллектуальной среды соответствующих территорий, а часто не имеет достаточных ресурсов для функционирования и развития.

Так, преподаватели Воронежского государственного аграрного университета считают, что недостаточно эффективное сотрудничество образовательных структур с предпринимателями не способствует созданию высокооплачиваемых рабочих мест и закреплению на предприятиях АПК кадров, имеющих современное образование и необходимые профессиональные знания. По их мнению, структуры научно-производственного сотрудничества необходимо созда-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.