Научная статья на тему 'Значение интеграции в сфере науки, образования и информатики для решения исследовательских и практических задач развития интеграционных процессов в агропродовольственном секторе'

Значение интеграции в сфере науки, образования и информатики для решения исследовательских и практических задач развития интеграционных процессов в агропродовольственном секторе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение интеграции в сфере науки, образования и информатики для решения исследовательских и практических задач развития интеграционных процессов в агропродовольственном секторе»

зяйства, значительная часть которых, в силу ряда причин прекратили свою деятельность.

Сегодня, из всех организационных структур по активизации инновационных процессов наибольшее распространение имеют научно-производственные системы, многие из которых преобразованы в кооперативы и ассоциации, информационно-консультационные службы.

Основными условиями для успешного формирования рынка научно-технической продукции следует считать:

- наличие четкого экономического механизма функционирования рынка научно-технической продукции, способствующего установлению нормальных отношений всех партнеров по рынку. В связи с этим целе-

сообразна разработка закона о механизме экономического стимулирования научно-технической продукции;

- повышение качества и эффективности научно-технической продукции;

- наличие достаточного количества конкурирующих научных и внедренческих коллективов;

- экономическая поддержка науки со стороны государства, достаточно высокий уровень материально-технического обеспечения научных и внедренческих формирований;

- развитие маркетинга, информационноконсультативной сферы, рекламы и пропаганды научных достижений и научно-технической продукции, организация выставок, аукционов.

ЗНАЧЕНИЕ ИНТЕГРАЦИИ В СФЕРЕ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ И ИНФОРМАТИКИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

В АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ СЕКТОРЕ

А.А. Рубинштейн, к.э.н., ст. науч. сотр. Института экономики РАН

В прошлом веке в ряде регионов страны связи научных и учебных заведений с сетью сельскохозяйственных, перерабатывающих и торговых предприятий были представлены в форме научно-производственных объединений, центров, опорных пунктов в хозяйствах и т.д. В последние 20 лет в значительной мере эти связи аграрной науки и образования с производством были утрачены. Это произошло в основном вследствие изменений общественно-экономических отношений на селе. Но новые формы такого сотрудничества, отвечающие современным условиям, к сожалению, возникают очень медленно. Деятельность таких форм крайне необходима для разработки теоретических и практических основ всех интеграционных процессов в АПС.

В сферах АПС по экономическим, социальным, производственно-технологическим и экологическим проблемам работают исследователи и преподаватели научных, высших и средних учебных структур, а также работники информационно-консультативной системы, хотя с производственными блоками АПК и между собой их деятельность связана пока еще очень слабо.

Многие экономисты-аграрники сетуют на то, что агробизнес во многих регионах страны безучастно, пассивно наблюдает за работой научно-образовательных структур, недостаточно пользуется услугами информационно-консультативных служб. Хотя от такого сотрудничества могли бы выиграть обе стороны: наука и образование без запросов практики теряют связь с современными задачами производства; а агробизнес остается без качественной подготовки и переподготовки своих кадров, а также без научной ориентировки в области организации производства, научно-технологического и информационнокоммуникационного развития хозяйства.

Зарубежный опыт свидетельствует о том, что в наиболее продвинутых странах высокий уровень производительности национального АПС достигался благодаря продолжительному совершенствованию научно-информационного и технологического обеспечения сельского и др. сфер продовольственного хозяйства. В США и в странах Западной Европы сельские предприниматели (особенно крупные и средние) традиционно имеют тесные сотруднические связи с учеными университетов, с работниками информационно-коммуникационных служб.

Разрабатывая стратегию развития своих компаний, их руководители часто приглашают научных

экспертов, дают заявки университетам для разработки стратегически важных проектов и направляют в университеты своих работников для профессиональной подготовки и переподготовки.

Инновационная деятельность в АПС этих стран предполагает постоянно активный поиск новых идей, позволяющих повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции. Потребность в установлении рабочих контактов с творческими коллективами талантливых ученых, конструкторов, технических специалистов, дизайнеров приводит к появлению новых форм сотрудничества науки и производства. Многие ученые, конструкторы и изобретатели постоянно предлагают компаниям свои проекты, наиболее перспективные из которых на основе заключения разных видов совместных контрактов и их реализации находят воплощение на практике. Подобные контракты заключаются и исполняются согласно действующему в каждой из этих стран законодательству об интеллектуальной собственности.

Во многих зарубежных странах давно пришли к выводу, что создание высоких технологий, модернизация производства, в том числе в АПС, невозможно без интеграции науки, образования, информатики с предпринимателями в сельском хозяйстве, пищевой промышленности и торговли; с внутренними и внешними компаниями, в том числе с транснациональными корпорациями.

В нашей стране есть еще много нерешенных задач в области создания инфраструктуры и правового поля, обеспечивающих взаимовыгодное сотрудничество науки и производства.

Существующая государственная информационно-консультативная система, хотя и распространена во многих регионах страны, но еще вяло взаимодействует с другими сферами интеллектуальной среды соответствующих территорий, а часто не имеет достаточных ресурсов для функционирования и развития.

Так, преподаватели Воронежского государственного аграрного университета считают, что недостаточно эффективное сотрудничество образовательных структур с предпринимателями не способствует созданию высокооплачиваемых рабочих мест и закреплению на предприятиях АПК кадров, имеющих современное образование и необходимые профессиональные знания. По их мнению, структуры научно-производственного сотрудничества необходимо созда-

вать не вокруг производств, как ранее организовывалось Минсельхозом РФ, а вокруг высших сельскохозяйственных образовательных структур. По их инициативе в 1995 г. было принято решение о начале практической работы по созданию в регионе университетского комплекса аграрного образования, развертыванию инновационных плацдармов на базе сельскохозяйственных техникумов, выставочного центра и информационно-консультативной системы [1].

Подобные разновидности организации сотрудничества науки, образовательных и производ-

ственных структур при создании благоприятно сформированной инфраструктуры и с соответствующим правовым статусом могли бы способствовать определенному прорыву агробизнеса в области разработки и внедрения высоких технологий, а также интеграции знаний и производства в АПС.

Источник

1. Экономист. - М., 2009. - С. 82-83.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ САЙТ БРЯНСКОГО ИНСТИТУТА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ АГРОБИЗНЕСА КАК ЭЛЕМЕНТ ИНТЕГРАЦИИ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ И ИНФОРМАТИКИ

Н.Д. Ульянова, к.э.н., доц., зав. каф., П.Е. Тарасов, Брянская государственная сельскохозяйственная академия

В настоящее время наличие сайта любой компании или организации является неотъемлемой частью их процветания. Сайт необходим для размещения информации постоянной и обновляемой, целью размещения которой является предоставление клиентам сведений, консультационных услуг, цен на товары и многое другое.

Брянский институт повышения квалификации кадров агробизнеса является структурным подразделением ФГОУ ВПО «Брянская государственная сельскохозяйственная академия» с 1 октября 2007 г. Институт ведет обучение по трем основным направлениям (в зависимости от продолжительности учебных программ):

- профессиональная переподготовка;

- повышение квалификации;

- краткосрочные специализированные курсы и семинары.

Учебные программы ориентированы на руководителей и специалистов предприятий системы АПК региона. Так в 2008 г. прошли переподготовку и повышение квалификации в институте 814 человек, в том числе 62 руководителя и 28 специалистов информационно-консультационной службы. В 2009 г. количество обучающихся превысило 600 человек.

Распространение информации о курсах в районные центры Брянской области институтом

повышения квалификации осуществлялось с помощью бумажных носителей, то есть листовок, а так же разработанных и утвержденных планов обучения в печатном варианте. С целью увеличения количества обучающихся за счет моментального предоставления информации; минимизации затрат и экономии времени на информирование клиентов; наглядного структурированного представления информации об институте и его деятельности, о проведении курсов, было принято решение разработать информационный сайт Брянского института повышения квалификации кадров агробизнеса.

В ходе разработки использовались следующие программные средства: Adobe Dreamweaver CS3, Adobe Photoshop CS3, Sothink DHTML Menu 9. Сайт создан с использованием фреймов. Вся информация обновляется и подгружается в центральный фрейм. Взаимозависимые страницы связаны между собою ссылками. Для удобства навигации по странице использованы якорные ссылки. Кроме того, были использованы Java- и PHP-скрипты, которые нашли свое применение при создании меню, отдельных вспомогательных элементов страниц, а так же при написании страниц «Новости» и «Гостевая книга».

Главная страница информационного сайта представлена на рис. 1.

Рисунок 1. Главная страница информационного сайта Брянского института ПККА

На сайте размещаются данные по следующим структурным разделам.

Раздел «Об институте» содержит информацию об истории института, его структурных подраз-

делениях и руководстве. Структура управления включает возможность перехода к сведениям о конкретном сотруднике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.