Основной стратегической задачей дальнейшего развития агропромышленного кластера является повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, развитие смежных отраслей производства, обеспечение продуктами питания туристического сектора.
В связи с этим целесообразна реализация следующих мероприятий в частности:
о повышения производительности труда и качества выпускаемой продукции:
- повышение качества и объемов выпускаемой продукции с одновременным снижением затрат на ее производство за счет реконструкции и модернизации существующих предприятий;
- внедрение в производство новых перспективных научно-технических и технологических разработок;
- расширение рынков сбыта продукции, выход продукции на межрегиональные и международные рынки, для чего необходимо внедрение международных стандартов качества продукции.
о расширения производства:
- строительство новых мощностей по переработке продукции сельскохозяйственного назначения;
- развитие системы кредитования предприятий сельхозиндустрии.
о проведения инвестиционной политики:
- интеграция региона в межрегиональное и международное сотрудничество;
- реализация мер по развитию бизнес-инфраструктуры и логистики;
- развитие механизмов государственночастного партнерства через создание венчурных
фондов, бизнес-инкубаторов.
Таким образом, создание агропромышленного кластера с собственной сырьевой базой позволит стабилизировать качество и непрерывность поставок сырья на перерабатывающие предприятия, тем самым повышая конкурентоспособность продукции регионального АПК.
ФОРМИРОВАНИЕ КАРТОФЕЛЕПРОДУКТОВОГО КЛАСТЕРА РЕГИОНА О.Н. Петрова, к.э.н., Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики
Картофелепродуктовый подкомплекс АПС занимает одно из ведущих мест среди продовольственных подкомплексов Псковской области. Это, во многом, определяется значением картофеля, который относится к числу важнейших сельскохозяйственных культур разностороннего использования. Прежде всего, картофель это ценнейший продукт питания, обеспечивающий продовольственную безопасность региона.
Картофелепродуктовый подкомплекс АПС Псковской области представляет собой сложную экономическую систему, включающую в себя производство, хранение и реализацию картофеля. В Псковской области имеются благоприятные воз-
можности для успешного ведения картофелеводства: оптимальные почвенно-климатические условия, наличие традиций, близость к рынкам сбыта.
В тоже время нарушение хозяйственных связей, диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, необоснованно высокие налоги, недостаточная государственная поддержка, низкая обеспеченность необходимой техникой, агрофизическая и агрохимическая деградация почв, связанная с недостаточным внесением минеральных и органических удобрений, явились причиной заметного спада производства и реализации картофеля в регионе (табл. 1)
Таблица 1. Производство картофеля в Псковской области (в хозяйствах всех категорий)
Показатель 1990 г. 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Посевная площадь, тыс. га 37,0 44,7 31, 4 16,7 11,5 10,9 11,0
Урожайность, ц/га 78 133 91 79 103 105 87
Валовой сбор, тыс. т. 288 596 285 132 119 113 96
Начиная с 90-х гг., в области наблюдается постоянное сокращение площади посадок картофеля, доля которого в посевной площади всех сельскохозяйственных культур за этот период снизилась с 6,4 до 3,4%.
Сокращение посадок картофеля в немалой степени связано с тем, что в настоящее время в области отсутствуют предприятия по переработке картофеля и производству картофелепродуктов, существуют проблемы со сбытом псковского картофеля, прекращены его государственные закупки.
За период реформирования аграрного сектора резко изменилось соотношение категорий хозяйств, занимающихся картофелеводством. Доля крупных и средних организаций в производстве картофеля в 1995-2008 гг. составила не более 9% от объема его производства в хозяйствах всех категорий. За этот период качественные и количественные параметры парка сельхозмашин в этой категории хозяйств ухудшились настолько, что не позволяют многим товаропроизводителям возделывать картофель в оптимальные агротехнические сроки и с минимальными потерями. С 2005 г. производство кар-
тофеля в крупных и средних сельскохозяйственных предприятиях убыточно, лишь в 2008 г. уровень рентабельности (с учетом субсидий из бюджета) составил 4,3%, что связано с повышением себестоимости картофеля, обусловленным ростом цен на топливо, средства защиты, удобрения, семена.
В тоже время растет доля хозяйствующих субъектов малого бизнеса, занимающихся картофелеводством: крестьянских (фермерских) хозяйств и малых сельскохозяйственных предприятий. В 2008 г. ими было произведено на 1,5 тыс. т картофеля больше, чем в крупных сельскохозяйственных предприятиях. Удельный вес К(Ф)Х в общем объеме производства картофеля увеличился с 1,9% в 1995 г. до 10,4% в 2008 г. В тоже время существует множество проблем в деятельности фермеров в области, и в частности, не учитываются интересы фермеров при определении юридического статуса их хозяйств, не получает должной поддержки кооперативное движение с их участием, низка обеспеченность фермеров средствами механизации, качественными семенами.
Доля личных подсобных хозяйств в валовом производстве картофеля в области снизилась с 94%
в 1995 г. до 80% в 2009 г. При этом, следует отметить, что уровень товарности ЛПХ не превышает 8%, в хозяйствах этой категории применяются отсталые технологии с использованием преимущественно ручного труда, не ведется работа с посадочным материалом, что сказывается на качестве и урожайности картофеля [3].
Все участники регионального рынка картофеля остро нуждаются в информации о конъюнктуре рынка, инновационных технологиях выращивания, хранения и реализации картофеля, специализированной технике, новых сортах.
Современные условия функционирования предприятий и организаций картофелепродуктового подкомплекса Псковской области требуют более обоснованного совершенствования экономических отношений, на основе признания многообразия форм собственности и хозяйствования; обеспечения технологического и экономического единства этапов производства, заготовки, транспортировки, хранения и реализации картофеля высокого качества; учета закономерностей рынка; развития конкуренции; обеспечения надежной системы государственного экономического регулирования.
Концепция кластеров является одной из наиболее успешных мировых стратегий использования преимуществ отраслевого расположения организаций и развития межотраслевых связей в агропродовольственной системе, включая картофелепродуктовый комплекс.
Кластер - это «сконцентрированная по географическому признаку группа взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг фирм в родственных отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций в определенных областях, конкурирующих, но при этом ведущих совместную работу» [2]. Стремясь к достижению конкретного хозяйственного эффекта, они взаимодополняют друг друга и одновременно усиливают свои конкурентные преимущества.
Объединение на основе кластера материальных, финансовых, информационных, кадровых, инновационных и других ресурсов позволяет получить значительный синергический эффект. При этом усиливаются взаимосвязи внутри кластера, происходит свободный обмен информацией и быстрое распространение новшеств среди его участников.
Кластеры могут создаваться естественным и искусственным путем. А. Мигранян так описывает механизм естественного образования кластеров: «Одна или несколько фирм, достигая конкурентоспособности на мировом рынке, распространяют свое влияние на ближайшее окружение: поставщиков, потребителей и конкурентов. В свою очередь, успехи окружения оказывают положительное влияние на дальнейший рост конкурентоспособности данной компании. В итоге формируется «кластер» - сообщество фирм, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга. Для всей экономики государства кластеры выполняют роль точек роста внутреннего рынка и базы международной экспансии. Вслед за первым в экономике часто образуются новые кластеры...» [1]. То есть кластер имеет тенденцию к разрастанию, так как одна конкурентоспособная отрасль порождает другую.
Процесс искусственного формирования кластера не стандартизирован, поскольку все формирующиеся кластеры имеют индивидуальный и уникальный характер. В.М.Третьяк выделяет пять стадий становления кластеров предприятий:
- агитация и мотивация потенциальных участников;
- разработка общей стратегии;
- пилотный проект;
- стратегический проект;
- саморегуляция [4].
Как показал анализ структуры картофелепродуктового подкомплекса, потенциальными участниками регионального картофелепродуктового кластера являются:
- сельскохозяйственные производители всех форм собственности;
- семеноводческие хозяйства;
- научно-исследовательские учреждения, занимающиеся проблемами картофелеводства;
- высшие и среднеспециальные сельскохозяйственные учебные заведения;
- представители власти в лице администрации области и администраций районов;
- организации, обеспечивающие заготовку и хранение картофеля;
- торговые организации;
- предприятия по переработке картофеля;
- организации транспортного сервиса и связи, агрохимического, ремонтного, энергетического, дорожного обслуживания;
- координационный Совет, в который войдут представители власти, общественных организаций, хозяйствующих субъектов, производящих картофель, научных и учебных учреждений, организаций, обеспечивающих производство, хранение, переработку и реализацию картофеля и картофелепродуктов.
При этом инициатором создания кластера должны быть не только предприниматели, заинтересованные в формировании цивилизованных рыночных отношений на рынке картофеля региона, но в первую очередь органы государственной власти, готовые к совершенствованию методов поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Основными признаками картофелепродуктового кластера являются: кооперация хозяйствующих субъектов в единую технологическую цепочку на основе договорных отношений, конкуренция за завоевание и удержание потребителя, конкурентоспособность производимого продовольственного и семенного картофеля, а также картофелепродуктов.
Кластер не является организационно-правовой формой и не выступает в качестве юридического лица. Участники картофелепродуктового кластера сохраняют юридическую и экономическую самостоятельность, взаимодействуют на основе устойчивых и долговременных договорных отношений, что создает возможность достижения сбалансированности интересов субъектов кластера, организации эффективной системы самоуправления.
В качестве основных стратегических факторов создания картофелепродуктового кластера в регионе выступают современные инновации селекционно-генетического, производственно- технологического, организационно-управленческого и экономико-экологического характера. Особое значение при этом придается внедрению производственнотехнологических инноваций и в частности энергоресурсосберегающим технологиям производства картофеля, которые обеспечивают: повышение плодородия почв за счет использования сидератов, при сокращении затрат на органические и минеральные удобрения; уменьшение расходов ГСМ вследствие сокращения технологических операций; повышение производительности труда за счет снижения чис-
ленности работников, использования комплекса специализированных машин; повышения качества и конкурентоспособности картофеля вследствие использования экологически безопасные интегрированные методы защиты растений от вредителей, болезней и сорняков; снижение производственной себестоимости картофеля.
Таким образом, формирование картофелепродуктового кластера в регионе будет способствовать созданию каналов эффективного сотрудничества; поддержке появления новых участников; укреплению неформальных связей, способствующих появлению и внедрению в практику новых идей и новых знаний в агробизнесе; образованию более совершенных информационных потоков внутри кластера и, в конечном итоге, наиболее полному
удовлетворению потребностей населения в качественном, экологически чистом картофеле и картофелепродуктах.
Источники
1. Мигранян А. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособных кластеров в странах с переходной экономикой http: www.prombis.ru archiv 2002 37 in-dex.shtml
2. Портер М. Конкуренция: Перевод с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. - С. 256.
3. Сельское хозяйство Псковской области: стат. сб.-Псков: Росстат: Территориальный орган службы гос. статистики по Псковской обл., 2009. - 105 с.
4. Третьяк В.М. Кластеры предприятий /В.М.Третьяк. -Иркутск: Изд-во Байкальского ун-та экономики и права, 2006. - С.156
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КЛАСТЕРНЫХ АГРОПРОМЫШЛЕННЫХ ФОРМИРОВАНИЙ В РЕГИОНЕ
(на примере Омской области)
Л.В. Гришаева, к.э.н., проф. Омского государственного аграрного университета
Новый этап развития рыночных отношений в России требует инновационного и конкурентоспособного развития всех видов производств. Существенную роль в достижении данной цели играет организация тесного межхозяйственного взаимодействия всех участников агропродовольственного рынка, что обусловливает необходимость эффективной межфирменной интеграции, учитывающей специфику хозяйствования и уровень экономического развития регионов.
Под межфирменной интеграцией понимают взаимовыгодное производственно-технологическое и рыночное взаимодействие между предприятиями и организациями, что связано с совместным использованием ресурсов, объединением капиталов, устранением взаимных барьеров в реализации продукции. Основными разновидностями межфирменной интеграции являются сетеообразование и кластерная интеграция.
По опыту экономически развитых стран наиболее перспективной, с точки зрения адаптации к современным условиям хозяйствования является кластерная интеграция, под которой понимается процесс образования устойчивых взаимосвязей территориально обособленных экономических субъектов и углубления взаимодействия между ними. В связи с этим кластер представляет собой добровольное объединение географически соседствующих предприятий (территориально-отраслевое объединение), которые характеризуются общностью деятельности и тесно сотрудничают с научными учреждениями, финансово-кредитными организациями и органами государственной власти на основе принципов взаимной выгоды и взаимодополнения. Кластерная интеграция позволяет наилучшим образом использовать ресурс совместного сотрудничества экономических субъектов региона, повышать конкурентоспособность производимой продукции, обеспечивать инновационное развитие и устойчивость производства в долгосрочной перспективе.
Тенденции и особенности интеграционных процессов в агропромышленном секторе (АПС) Омской области указывают на то, что в качестве актуального направления региональной политики, предусматривающей соответствующие меры господдержки, выбрана кластерная интеграция. В частности, в программе социально-экономического развития Омской области на среднесрочную перспективу - до 2012 г. -
обозначены задачи по формированию пяти кластеров, среди которых три относятся к сфере АПС.
Крупнейшим и самым главным проектом АПС региона является «Омский агропромышленный кластер (Биокластер)», в основе которого лежит технология глубокой переработки зерновых культур. В этот кластер войдут: завод по производству биоэтанола мощностью 150 тыс. т в год; птицефабрики мощностью 15 тыс. т мяса в год; свинокомплекс на 100 тыс. голов; комбикормовй завод мощностью 250 тыс. т в год; ряд крупных биотехнологических производств (крахмала, фруктозы, клейковины). Все объекты связаны между собой единой цепочкой на основе глубокой переработки пшеницы, ячменя и др. культур, что дает в итоге безотходное производство. Общий объем инвестиций в биокластер составит более 1 млрд евро.
По этому же принципу «цепочка предприятий — поставщиков сырья и перерабатывающих производств» формируется льняной кластер Омской области. Он зарегистрирован в форме некоммерческого партнёрства и носит название НП «Омский лён». В состав этого кластера вошли все льнопроизводящие предприятия Муромцевского, Седельниковского, Тарского, Знаменского, Большеуковского, Тевризского и Усть-Ишимского районов области. Лен выращивается в хозяйствах и поступает на переработку на Знаменский завод. В перспективе переработкой сырья также будут заниматься в Калачинском муниципальном образовании, где строится предприятие по производству ваты на основе льноволокна.
На базе деревообрабатывающего предприятия
— ЗАО «АВА компани» (Омск), формируется березовый кластер Омской области. В качестве сырья «АВА компани» использует березу (торговая марка Russian Birch - «Русская береза»), которая преобладает в омских лесах. Первая очередь была введена в эксплуатацию в ноябре 2007 года. Проектная мощность производства составляет 250 тыс. куб. м продукции в год. Объем стартовых инвестиций — 50 млн долл. Финансировал проект консорциум инвесторов, ассоциируемых с группой компаний «Тройка Диалог». Проект березового кластера реализуется на основе частногосударственного партнерства. В качестве встречного движения государство предлагает систему поддержки, которая ориентирована на инновационные проекты, связанные с глубокой переработкой древесины. Это