Научная статья на тему 'Формирование картофелепродуктового кластера региона'

Формирование картофелепродуктового кластера региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
161
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование картофелепродуктового кластера региона»

Основной стратегической задачей дальнейшего развития агропромышленного кластера является повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, развитие смежных отраслей производства, обеспечение продуктами питания туристического сектора.

В связи с этим целесообразна реализация следующих мероприятий в частности:

о повышения производительности труда и качества выпускаемой продукции:

- повышение качества и объемов выпускаемой продукции с одновременным снижением затрат на ее производство за счет реконструкции и модернизации существующих предприятий;

- внедрение в производство новых перспективных научно-технических и технологических разработок;

- расширение рынков сбыта продукции, выход продукции на межрегиональные и международные рынки, для чего необходимо внедрение международных стандартов качества продукции.

о расширения производства:

- строительство новых мощностей по переработке продукции сельскохозяйственного назначения;

- развитие системы кредитования предприятий сельхозиндустрии.

о проведения инвестиционной политики:

- интеграция региона в межрегиональное и международное сотрудничество;

- реализация мер по развитию бизнес-инфраструктуры и логистики;

- развитие механизмов государственночастного партнерства через создание венчурных

фондов, бизнес-инкубаторов.

Таким образом, создание агропромышленного кластера с собственной сырьевой базой позволит стабилизировать качество и непрерывность поставок сырья на перерабатывающие предприятия, тем самым повышая конкурентоспособность продукции регионального АПК.

ФОРМИРОВАНИЕ КАРТОФЕЛЕПРОДУКТОВОГО КЛАСТЕРА РЕГИОНА О.Н. Петрова, к.э.н., Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики

Картофелепродуктовый подкомплекс АПС занимает одно из ведущих мест среди продовольственных подкомплексов Псковской области. Это, во многом, определяется значением картофеля, который относится к числу важнейших сельскохозяйственных культур разностороннего использования. Прежде всего, картофель это ценнейший продукт питания, обеспечивающий продовольственную безопасность региона.

Картофелепродуктовый подкомплекс АПС Псковской области представляет собой сложную экономическую систему, включающую в себя производство, хранение и реализацию картофеля. В Псковской области имеются благоприятные воз-

можности для успешного ведения картофелеводства: оптимальные почвенно-климатические условия, наличие традиций, близость к рынкам сбыта.

В тоже время нарушение хозяйственных связей, диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, необоснованно высокие налоги, недостаточная государственная поддержка, низкая обеспеченность необходимой техникой, агрофизическая и агрохимическая деградация почв, связанная с недостаточным внесением минеральных и органических удобрений, явились причиной заметного спада производства и реализации картофеля в регионе (табл. 1)

Таблица 1. Производство картофеля в Псковской области (в хозяйствах всех категорий)

Показатель 1990 г. 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Посевная площадь, тыс. га 37,0 44,7 31, 4 16,7 11,5 10,9 11,0

Урожайность, ц/га 78 133 91 79 103 105 87

Валовой сбор, тыс. т. 288 596 285 132 119 113 96

Начиная с 90-х гг., в области наблюдается постоянное сокращение площади посадок картофеля, доля которого в посевной площади всех сельскохозяйственных культур за этот период снизилась с 6,4 до 3,4%.

Сокращение посадок картофеля в немалой степени связано с тем, что в настоящее время в области отсутствуют предприятия по переработке картофеля и производству картофелепродуктов, существуют проблемы со сбытом псковского картофеля, прекращены его государственные закупки.

За период реформирования аграрного сектора резко изменилось соотношение категорий хозяйств, занимающихся картофелеводством. Доля крупных и средних организаций в производстве картофеля в 1995-2008 гг. составила не более 9% от объема его производства в хозяйствах всех категорий. За этот период качественные и количественные параметры парка сельхозмашин в этой категории хозяйств ухудшились настолько, что не позволяют многим товаропроизводителям возделывать картофель в оптимальные агротехнические сроки и с минимальными потерями. С 2005 г. производство кар-

тофеля в крупных и средних сельскохозяйственных предприятиях убыточно, лишь в 2008 г. уровень рентабельности (с учетом субсидий из бюджета) составил 4,3%, что связано с повышением себестоимости картофеля, обусловленным ростом цен на топливо, средства защиты, удобрения, семена.

В тоже время растет доля хозяйствующих субъектов малого бизнеса, занимающихся картофелеводством: крестьянских (фермерских) хозяйств и малых сельскохозяйственных предприятий. В 2008 г. ими было произведено на 1,5 тыс. т картофеля больше, чем в крупных сельскохозяйственных предприятиях. Удельный вес К(Ф)Х в общем объеме производства картофеля увеличился с 1,9% в 1995 г. до 10,4% в 2008 г. В тоже время существует множество проблем в деятельности фермеров в области, и в частности, не учитываются интересы фермеров при определении юридического статуса их хозяйств, не получает должной поддержки кооперативное движение с их участием, низка обеспеченность фермеров средствами механизации, качественными семенами.

Доля личных подсобных хозяйств в валовом производстве картофеля в области снизилась с 94%

в 1995 г. до 80% в 2009 г. При этом, следует отметить, что уровень товарности ЛПХ не превышает 8%, в хозяйствах этой категории применяются отсталые технологии с использованием преимущественно ручного труда, не ведется работа с посадочным материалом, что сказывается на качестве и урожайности картофеля [3].

Все участники регионального рынка картофеля остро нуждаются в информации о конъюнктуре рынка, инновационных технологиях выращивания, хранения и реализации картофеля, специализированной технике, новых сортах.

Современные условия функционирования предприятий и организаций картофелепродуктового подкомплекса Псковской области требуют более обоснованного совершенствования экономических отношений, на основе признания многообразия форм собственности и хозяйствования; обеспечения технологического и экономического единства этапов производства, заготовки, транспортировки, хранения и реализации картофеля высокого качества; учета закономерностей рынка; развития конкуренции; обеспечения надежной системы государственного экономического регулирования.

Концепция кластеров является одной из наиболее успешных мировых стратегий использования преимуществ отраслевого расположения организаций и развития межотраслевых связей в агропродовольственной системе, включая картофелепродуктовый комплекс.

Кластер - это «сконцентрированная по географическому признаку группа взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг фирм в родственных отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций в определенных областях, конкурирующих, но при этом ведущих совместную работу» [2]. Стремясь к достижению конкретного хозяйственного эффекта, они взаимодополняют друг друга и одновременно усиливают свои конкурентные преимущества.

Объединение на основе кластера материальных, финансовых, информационных, кадровых, инновационных и других ресурсов позволяет получить значительный синергический эффект. При этом усиливаются взаимосвязи внутри кластера, происходит свободный обмен информацией и быстрое распространение новшеств среди его участников.

Кластеры могут создаваться естественным и искусственным путем. А. Мигранян так описывает механизм естественного образования кластеров: «Одна или несколько фирм, достигая конкурентоспособности на мировом рынке, распространяют свое влияние на ближайшее окружение: поставщиков, потребителей и конкурентов. В свою очередь, успехи окружения оказывают положительное влияние на дальнейший рост конкурентоспособности данной компании. В итоге формируется «кластер» - сообщество фирм, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга. Для всей экономики государства кластеры выполняют роль точек роста внутреннего рынка и базы международной экспансии. Вслед за первым в экономике часто образуются новые кластеры...» [1]. То есть кластер имеет тенденцию к разрастанию, так как одна конкурентоспособная отрасль порождает другую.

Процесс искусственного формирования кластера не стандартизирован, поскольку все формирующиеся кластеры имеют индивидуальный и уникальный характер. В.М.Третьяк выделяет пять стадий становления кластеров предприятий:

- агитация и мотивация потенциальных участников;

- разработка общей стратегии;

- пилотный проект;

- стратегический проект;

- саморегуляция [4].

Как показал анализ структуры картофелепродуктового подкомплекса, потенциальными участниками регионального картофелепродуктового кластера являются:

- сельскохозяйственные производители всех форм собственности;

- семеноводческие хозяйства;

- научно-исследовательские учреждения, занимающиеся проблемами картофелеводства;

- высшие и среднеспециальные сельскохозяйственные учебные заведения;

- представители власти в лице администрации области и администраций районов;

- организации, обеспечивающие заготовку и хранение картофеля;

- торговые организации;

- предприятия по переработке картофеля;

- организации транспортного сервиса и связи, агрохимического, ремонтного, энергетического, дорожного обслуживания;

- координационный Совет, в который войдут представители власти, общественных организаций, хозяйствующих субъектов, производящих картофель, научных и учебных учреждений, организаций, обеспечивающих производство, хранение, переработку и реализацию картофеля и картофелепродуктов.

При этом инициатором создания кластера должны быть не только предприниматели, заинтересованные в формировании цивилизованных рыночных отношений на рынке картофеля региона, но в первую очередь органы государственной власти, готовые к совершенствованию методов поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Основными признаками картофелепродуктового кластера являются: кооперация хозяйствующих субъектов в единую технологическую цепочку на основе договорных отношений, конкуренция за завоевание и удержание потребителя, конкурентоспособность производимого продовольственного и семенного картофеля, а также картофелепродуктов.

Кластер не является организационно-правовой формой и не выступает в качестве юридического лица. Участники картофелепродуктового кластера сохраняют юридическую и экономическую самостоятельность, взаимодействуют на основе устойчивых и долговременных договорных отношений, что создает возможность достижения сбалансированности интересов субъектов кластера, организации эффективной системы самоуправления.

В качестве основных стратегических факторов создания картофелепродуктового кластера в регионе выступают современные инновации селекционно-генетического, производственно- технологического, организационно-управленческого и экономико-экологического характера. Особое значение при этом придается внедрению производственнотехнологических инноваций и в частности энергоресурсосберегающим технологиям производства картофеля, которые обеспечивают: повышение плодородия почв за счет использования сидератов, при сокращении затрат на органические и минеральные удобрения; уменьшение расходов ГСМ вследствие сокращения технологических операций; повышение производительности труда за счет снижения чис-

ленности работников, использования комплекса специализированных машин; повышения качества и конкурентоспособности картофеля вследствие использования экологически безопасные интегрированные методы защиты растений от вредителей, болезней и сорняков; снижение производственной себестоимости картофеля.

Таким образом, формирование картофелепродуктового кластера в регионе будет способствовать созданию каналов эффективного сотрудничества; поддержке появления новых участников; укреплению неформальных связей, способствующих появлению и внедрению в практику новых идей и новых знаний в агробизнесе; образованию более совершенных информационных потоков внутри кластера и, в конечном итоге, наиболее полному

удовлетворению потребностей населения в качественном, экологически чистом картофеле и картофелепродуктах.

Источники

1. Мигранян А. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособных кластеров в странах с переходной экономикой http: www.prombis.ru archiv 2002 37 in-dex.shtml

2. Портер М. Конкуренция: Перевод с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. - С. 256.

3. Сельское хозяйство Псковской области: стат. сб.-Псков: Росстат: Территориальный орган службы гос. статистики по Псковской обл., 2009. - 105 с.

4. Третьяк В.М. Кластеры предприятий /В.М.Третьяк. -Иркутск: Изд-во Байкальского ун-та экономики и права, 2006. - С.156

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КЛАСТЕРНЫХ АГРОПРОМЫШЛЕННЫХ ФОРМИРОВАНИЙ В РЕГИОНЕ

(на примере Омской области)

Л.В. Гришаева, к.э.н., проф. Омского государственного аграрного университета

Новый этап развития рыночных отношений в России требует инновационного и конкурентоспособного развития всех видов производств. Существенную роль в достижении данной цели играет организация тесного межхозяйственного взаимодействия всех участников агропродовольственного рынка, что обусловливает необходимость эффективной межфирменной интеграции, учитывающей специфику хозяйствования и уровень экономического развития регионов.

Под межфирменной интеграцией понимают взаимовыгодное производственно-технологическое и рыночное взаимодействие между предприятиями и организациями, что связано с совместным использованием ресурсов, объединением капиталов, устранением взаимных барьеров в реализации продукции. Основными разновидностями межфирменной интеграции являются сетеообразование и кластерная интеграция.

По опыту экономически развитых стран наиболее перспективной, с точки зрения адаптации к современным условиям хозяйствования является кластерная интеграция, под которой понимается процесс образования устойчивых взаимосвязей территориально обособленных экономических субъектов и углубления взаимодействия между ними. В связи с этим кластер представляет собой добровольное объединение географически соседствующих предприятий (территориально-отраслевое объединение), которые характеризуются общностью деятельности и тесно сотрудничают с научными учреждениями, финансово-кредитными организациями и органами государственной власти на основе принципов взаимной выгоды и взаимодополнения. Кластерная интеграция позволяет наилучшим образом использовать ресурс совместного сотрудничества экономических субъектов региона, повышать конкурентоспособность производимой продукции, обеспечивать инновационное развитие и устойчивость производства в долгосрочной перспективе.

Тенденции и особенности интеграционных процессов в агропромышленном секторе (АПС) Омской области указывают на то, что в качестве актуального направления региональной политики, предусматривающей соответствующие меры господдержки, выбрана кластерная интеграция. В частности, в программе социально-экономического развития Омской области на среднесрочную перспективу - до 2012 г. -

обозначены задачи по формированию пяти кластеров, среди которых три относятся к сфере АПС.

Крупнейшим и самым главным проектом АПС региона является «Омский агропромышленный кластер (Биокластер)», в основе которого лежит технология глубокой переработки зерновых культур. В этот кластер войдут: завод по производству биоэтанола мощностью 150 тыс. т в год; птицефабрики мощностью 15 тыс. т мяса в год; свинокомплекс на 100 тыс. голов; комбикормовй завод мощностью 250 тыс. т в год; ряд крупных биотехнологических производств (крахмала, фруктозы, клейковины). Все объекты связаны между собой единой цепочкой на основе глубокой переработки пшеницы, ячменя и др. культур, что дает в итоге безотходное производство. Общий объем инвестиций в биокластер составит более 1 млрд евро.

По этому же принципу «цепочка предприятий — поставщиков сырья и перерабатывающих производств» формируется льняной кластер Омской области. Он зарегистрирован в форме некоммерческого партнёрства и носит название НП «Омский лён». В состав этого кластера вошли все льнопроизводящие предприятия Муромцевского, Седельниковского, Тарского, Знаменского, Большеуковского, Тевризского и Усть-Ишимского районов области. Лен выращивается в хозяйствах и поступает на переработку на Знаменский завод. В перспективе переработкой сырья также будут заниматься в Калачинском муниципальном образовании, где строится предприятие по производству ваты на основе льноволокна.

На базе деревообрабатывающего предприятия

— ЗАО «АВА компани» (Омск), формируется березовый кластер Омской области. В качестве сырья «АВА компани» использует березу (торговая марка Russian Birch - «Русская береза»), которая преобладает в омских лесах. Первая очередь была введена в эксплуатацию в ноябре 2007 года. Проектная мощность производства составляет 250 тыс. куб. м продукции в год. Объем стартовых инвестиций — 50 млн долл. Финансировал проект консорциум инвесторов, ассоциируемых с группой компаний «Тройка Диалог». Проект березового кластера реализуется на основе частногосударственного партнерства. В качестве встречного движения государство предлагает систему поддержки, которая ориентирована на инновационные проекты, связанные с глубокой переработкой древесины. Это

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.